Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г.Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06. ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ для специальности 08.02.10 Строительство железных дорог , путь и путевое хозяйство (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 ОДОБРЕНА цикловой комиссией специальности Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство Протокол №1 от «30» августа 2024 г. Председатель ___________ Д.Ю. Карюкин Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство Утверждено Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________ Т.В. Добшикова «30» августа 2024г. Составитель: И.И. Амосова, преподаватель высшей квалификационной категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Стр. 4 2.СРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 22 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 23 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Общий курс железных дорог является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Рабочая программа составлена для очной и заочной форм обучения. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: Цель: владеть знаниями руководящих инструкций по нормам и допускам в содержании сооружений и устройств. Задачи: - совершенствовать знания инфраструктуры железнодорожного транспорта: - обеспечить дальнейшее изучение нормативных документов по нормам содержания сооружений и устройств путевого хозяйства. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: классифицировать подвижной состав; основные сооружения и устройства железных дорог. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления им; путь и путевое хозяйство; раздельные пункты; сооружения и устройства сигнализации и связи; устройства электроснабжения железных дорог; подвижной состав железных дорог; организацию движения поездов. Данная дисциплина направлена на формирование следующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 4 ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство и овладению профессиональными компетенциями (ПК): ПК 1.3. Производить разбивку на местности элементов железнодорожного пути и искусственных сооружений для строительства железных дорог. ПК 2.1. Участвовать в проектировании и строительстве железных дорог, зданий и сооружений. ПК 2.2. Производить ремонт и строительство железнодорожного пути с использованием средств механизации. ПК 2.3. Контролировать качество текущего содержания пути, ремонтных и строительных работ, организовывать их приемку. ПК 3.1. Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и конструкции земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков, верхнего строения пути. ПК 3.2. Обеспечивать требования к искусственным сооружениям на железнодорожном транспорте. ПК 3.3. Проводить контроль состояния рельсов, элементов пути и сооружений с использованием диагностического оборудования. личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания: Код личностного результата Личностный результат Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том 5 ЛР 1 ЛР 2 Код компетенции в соответствии с ФГОС ОК 01. ОК 01., 06., 08. числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп ЛР 3 ОК 01., 03., 06. с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся ЛР 4 ОК 01., 04., 08., к формированию в сетевой среде личностного и профессио09. нального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному наЛР 5 ОК 01., 08. роду, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерЛР 6 ОК 03., 06. ских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различЛР 7 ОК 01., 06., 08. ных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преЛР 8 ОК 01., 06. умножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоакОК 01., 02., 03., ЛР 9 тивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психо08. логическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и ОК 03., 05., 09. ЛР 10 чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, облаЛР 11 ОК 08. дающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отЛР 12 ОК 03., 08. каза от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в ЛР 13 ОК. 06 железнодорожной отрасли личностного роста как профессионала. Способный ставить перед собой цели для решения возниЛР 14 ОК. 05 6 кающих профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий. Содействующий формированию положительного образа и ЛР 15 ОК. 08 поддержанию престижа своей профессии. Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решеЛР 16 ОК. 05 ния возникающих в процессе производственной деятельности проблем на железнодорожном транспорте. Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиЛР 17 ОК. 04 ционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Имеющий потребность трудится на благо процветания сеЛР 18 ОК. 01 мьи, родного города, региона. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных заЛР 21 ОК. 04 дач. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деяЛР 22 ОК. 09 тельности, нести ответственность за результаты своей работы. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Понимать сущность и социальную значимость своей будуЛР 29 ОК.01 щей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных заЛР30 ОК. 02 дач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуаЛР 31 ОК.03 циях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных ЛР 32 ОК. 04 задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технолоЛР 33 ОК. 05 гии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с ЛР 34 ОК. 06 коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды ЛР 35 ОК. 07 (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осозЛР 36 ОК.08 нанно планировать повышение квалификации. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в ЛР 37 ОК. 09 профессиональной деятельности. 7 1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Очная форма обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 176 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов; самостоятельной работы обучающегося - 59 часов. Заочная форма обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося — 176 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 10 часов; самостоятельной работы обучающегося — 166 часов. 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Виды учебной работы Максимальная учебная нагрузка( всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка ( всего) В том числе: Практические занятия Самостоятельная работа В том числе: подготовка докладов, рефератов подготовка к ответам на контрольные вопросы, зачетам по темам Объем часов 176 117 48 59 25 34 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Заочная форма обучения Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: домашняя контрольная работа подготовка ответов на контрольные вопросы по темам подготовка к практическим занятиям Итоговая аттестация в форме экзамена 8 Объем часов 176 10 4 166 46 50 70 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов 1 Раздел1. Общие сведения о железнодорожном транспорте Тема 1.1 Виды транспорта Тема 1.2 Основы возникновения и развития железнодорожного транспорта Тема 1.3 Значение железнодорожного транспорта, основные показатели его работы. Тема 1.4 Реформа железнодорожного транспорта Очная форма обучения Содержание учебного материала, практические занятия, Самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала Введение Виды транспорта и их особенности, роль железных дорог в единой транспортной системе. Краткая характеристика элементов единой транспортной системы: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного видов транспорта. Общие сведения о метрополитенах и городском электрическом транспорте. Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Ознакомление с содержанием информационных интернет- ресурсов Министерства транспорта Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги». Подготовка доклада по теме «Взаимодействие железнодорожного транспорта с другими элементами единой транспортной системы». Содержание учебного материала Основы возникновения и развития железнодорожного транспорта Дороги дореволюционной России. Железнодорожный транспорт послереволюционной России и СССР. Виды транспорта: инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути не общего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта. Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Обзор важнейших этапов и событий, связанных с созданием, становлением, развитием железнодорожных путей сообщения России. Краткие сведения о зарубежных железных дорогах. Содержание учебного материала Значение железнодорожного транспорта и основные показатели его работы. Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Ознакомление с содержанием информационных Интернет- ресурсов Министерства транспорта Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги». Содержание учебного материала Этапы реформирования железнодорожного транспорта. Структура управления на железнодорожном транспорте. Объем часов 3 40 Уровень освоения 4 2 2 2 4 2 2 2 - 2 2 2 2 Практические занятия Тема 1.5 Организация управления на железнодорожном транспорте Тема 1.6 Габариты на железнодорожном транспорте Тема 1.7 Перевозка негабаритных грузов Тема 1.8 Основы проектирования и строительства железных дорог - Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации по теме: « Структура управления Зап.Сиб.ж.д.». Содержание учебного материала Понятие о комплексе сооружений и устройств и структуре управления на железнодорожном транспорте. Основные руководящие документы по обеспечению четкой работы железных дорог и безопасности движения. Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Изучение основных сведений о категориях железнодорожных линий, трассе, плане и продольном профиле. Содержание учебного материала Габариты на железнодорожном транспорте ГОСТ 9238—83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Практические занятия № 1 Схематическое изображение габарит приближения строения. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию. 2 2 2 2 2 2 Практические занятия - Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации по теме: «Порядок пропуска негабаритных грузов». Подготовка к практическому занятию. 2 10 2 4 Содержание учебного материала Перевозка негабаритных грузов. Порядок контроля негабаритных мест. Содержание учебного материала Основы проектирования железных дорог. Технические и экономические изыскания. Элементы плана и профиля железной дороги. Профиль железнодорожного полотна. Практические занятия № 2 План и профиль железнодорожного пути Самостоятельная работа обучающихся Этапы построения профиля железнодорожного полотна. 2 4 2 2 2 2 Раздел 2. Сооружения и устройства инфраструктуры железных дорог Тема 2.1 Нижнее строение пути Тема 2.2 Верхнее строение пути 119 Содержание учебного материала Земляное полотно, его элементы. Искусственные сооружения. Практические занятия № 3 Виды деформаций земляного полотна. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: «Искусственные сооружения в России и за рубежом», Ознакомление с водоотводными сооружениями. Подготовка к практическому занятию. Содержание учебного материала Верхнее строения пути, его элементы. Практические занятия № 4,5,6,7,8,9 Изучение устройства основных элементов ВСП. Тема 2.3 Бесстыковой путь 2 4 4 2 2 6 Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: «Виды осмотров при текущем содержании пути». Подготовка к практическому занятию. Содержание учебного материала Элементы бесстыкового пути. Особенности устройства и содержания бесстыкового пути. Практические занятия № 10 Изучение устройства бесстыкового пути 2 2 2 4 Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию. Тема 2.4 Соединений и пересечения 2 2 Содержание учебного материала Виды и типы стрелочных переводов. Виды соединений и пересечений железных дорог. Съезды, глухие пересечения, стрелочные улицы. Практические занятия №12,13 Устройство стрелочного перевода 4 4 11 2 Тема 2.5 Железнодорожные переезды Тема 2.6 Задачи путевого хозяйства Тема 2.7 Организация путевых работ Тема 2.8 Устройства электроснабжения Тема 2.9 Общие сведения о железнодорожном подвижном составе Самостоятельная работа обучающихся Ознакомление со схемой взаимного расположения стрелочных переводов. Подготовка к практическому занятию. Содержание учебного материала Классификация железнодорожных переездов. Виды путепроводов. Практические занятия №14,15 Устройство железнодорожного переезда Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации по теме: «Устройство железнодорожного переезда» Подготовка к практическому занятию. Содержание учебного материала Задачи путевого хозяйства Классификация путевых работ. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации по теме: «Структура управления дистанции пути». Содержание учебного материала Организация путевых работ. 3 2 4 2 2 12 2 2 2 Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: «Машины тяжелого типа, применяемые на текущем содержании пути», «Защита пути от снега». Содержание учебного материала Схемы электроснабжения. Комплекс устройств. Системы тока и величина напряжения в контактной сети. Тяговая сеть Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к ответам на контрольные вопросы по темам: «Схема электроснабжения железных дорог», «Системы тока и напряжения на электрифицированных железных дорогах», «Устройство контактной сети » Содержание учебного материала Классификация и обозначение тягового подвижного состава. Классификация и основные типы вагонов, их маркировка Самостоятельная работа обучающихся Ознакомление с обозначением тягового подвижного состава, с особенностями маркировки вагонов. 2 2 2 2 2 2 4 2 2 Тема 2.10 Устройство электровоза Тема 2.11 Устройство тепловоза Тема 2.12 Назначение и основные характеристики вагонов Тема 2.13 Вагонное хозяйство Тема 2.14 Виды ремонтов вагонов Тема 2.15 Техническая эксплуатация и ремонт железнодорожного под- Содержание учебного материала Электровозы и электропоезда, особенности устройства. 2 Самостоятельная работа обучающихся Особенности устройства электровоза переменного тока. 2 Содержание учебного материала Принципиальная схема тепловоза. Основные устройства дизеля. 2 Практические занятия № 16, 17 Составление схемы расположения оборудования на тяговом подвижном составе и ее описание. 4 Самостоятельная работа обучающихся Электрическое оборудование тепловоза. Подготовка к практическому занятию. Содержание учебного материала Классификация и основные типы вагонов, их маркировка. Технико-экономические характеристики вагонов. Основные элементы вагонов. Практические занятия № 18, 19 Изучение типов подвижного состава и классификации их по роду работы. 2 Самостоятельная работа обучающихся. Ознакомление со схемой автоматических тормозов. Подготовка к практическому занятию. Содержание учебного материала Сооружения и устройства вагонного хозяйства. 2 Самостоятельная работа обучающихся Ознакомление со схемой вагонного депо. 2 2 2 4 2 4 2 Содержание учебного материала Виды ремонта вагонов, их сроки проведения. Сооружения и устройства технического обслуживания и текущего содержания вагонов. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации на тему: «Средства для контроля технического состояния вагонов». Содержание учебного материала Обслуживание локомотивов и организация их работы. Экипировка локомотивов. Техническое обслуживание и ремонт локомотивов. 13 2 2 2 2 2 2 вижного состава Практические занятия - Самостоятельная работа обучающихся Ознакомление с работой восстановительных и пожарных поездов. Тема 2.16 Системы и устройства автоматики, телемеханики и связи. Тема 2.17 Раздельные пункты и железнодорожные узлы Содержание учебного материала Общие сведения об автоматике, телемеханике и основах сигнализации на железных дорогах. Устройства сигнализации, централизации и блокировки на перегонах и станциях. Виды технологической электросвязи на железнодорожном транспорте. Практические занятия Самостоятельная работа обучающегося Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам: «Классификация сигналов на железных дорогах », « Принцип устройства и работы автоблокировки, автоматической локомотивной сигнализации, электрической централизации стрелок, диспетчерской сигнализации » , « Виды связи на железнодорожном транспорте и область их применения ». Содержание учебного материала Назначение и классификация раздельных пунктов. Устройство и работа раздельных пунктов Станционные пути и их назначение. Продольный профиль и план путей на станциях. Маневровая работа на станциях. Технологический процесс работы станции. Техническо-распорядительный акт. Практические занятия № 20, 21, 22 Порядок нумерации станционных путей и стрелочных переводов. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию. Тема 2.18 Основные сведения о материально-техническом обеспечении железных дорог 2 2 2 - 2 4 2 6 1 Содержание учебного материала Задачи и организационная структура материально-технического обеспечения. Организация материально-технического обеспечения. Складское хозяйство. Самостоятельная работа обучающихся Ознакомление с порядком хранения материально- технических средств. Раздел 3. Организация железнодорожных перевозок и управление движением поездов 2 2 12 14 2 Тема 3.1 Организация перевозок Тема 3.2 График движения поездов Содержание учебного материала Общие сведения. Основы планирования грузовых перевозок. Организация грузовой и коммерческой работы. Основы организации пассажирских перевозок. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам: «Назначение грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте», «Значение маркетинга, менеджмента и транспортной логистики для улучшения обслуживания клиентов». Содержание учебного материала Общие сведения. Основы планирования перевозок. График движения поездов и пропускная способность железных дорог. Практические занятия № 23,24 Составление графика движения поездов. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам: «Увеличения перевозок и рентабельности железных дорог». Подготовка к практическому занятию Зачет Всего 2 2 2 2 2 4 2 3 176 Заочная форма обучения на базе среднего общего образования: Наименование разделов 1 Раздел1. Общие сведения о железнодорожном транспорте Тема 1.1 Виды транспорта Содержание учебного материала, практические занятия, Самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала Объем часов 3 49 - Практические занятия - 15 Уровень освоения 4 Тема 1.2 Основы возникновения и развития железнодорожного транспорта Тема 1.3 Значение железнодорожного транспорта, основные показатели его работы. Тема 1.4 Реформа железнодорожного транспорта Тема 1.5 Организация управления на железнодорожном транспорте Самостоятельная работа обучающихся Виды транспорта и их особенности, роль железных дорог в единой транспортной системе. Краткая характеристика элементов единой транспортной системы: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного видов транспорта. Общие сведения о метрополитенах и городском электрическом транспорте. Ознакомление с содержанием информационных Интернет- ресурсов Министерства транспорта Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги». Подготовка доклада по теме «Взаимодействие железнодорожного транспорта с другими элементами единой транспортной системы». Содержание учебного материала 6 - Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Дороги дореволюционной России. Железнодорожный транспорт послереволюционной России и СССР. Железнодорожный транспорт Российской Федерации: инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути не общего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта. Обзор важнейших этапов и событий, связанных с созданием, становлением, развитием железнодорожных путей сообщения России. Краткие сведения о зарубежных железных дорогах. Содержание учебного материала Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Значение железнодорожного транспорта и основные показатели его работы. Ознакомление с содержанием информационных Интернет- ресурсов Министерства транспорта Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги». Содержание учебного материала Практические занятия 6 6 - Самостоятельная работа обучающихся Этапы реформирования железнодорожного транспорта. Структура управления на железнодорожном транспорте. Подготовка презентации по теме: «Структура управления Зап.Сиб.ж.д.». Содержание учебного материала Понятие о комплексе сооружений и устройств и структуре управления на железнодорожном транспорте. Основные руководящие документы по обеспечению четкой работы железных дорог и безопасности движения. Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Изучение основных сведений о категориях железнодорожных линий, трассе, плане и продольном профиле. 16 6 2 6 2 Тема 1.6 Габариты на железнодорожном транспорте Тема 1.7 Перевозка негабаритных грузов Тема 1.8 Основы проектирования и строительства железных дорог Раздел 2. Сооружения и устройства инфраструктуры железных дорог Тема 2.1 Нижнее строение пути Тема 2.2 Верхнее строение пути Содержание учебного материала Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Габариты на железных дорогах. ГОСТ 9238—83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Содержание учебного материала 6 - Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Перевозка негабаритных грузов. Порядок контроля негабаритных мест. Подготовка презентации по теме: « Порядок пропуска негабаритных грузов». Содержание учебного материала 6 Самостоятельная работа обучающихся Основы проектирования железных дорог. Технические и экономические изыскания. Элементы плана и профиля железной дороги. Профиль железнодорожного полотна. Этапы построения профиля железнодорожного полотна. 5 - - 116 Содержание учебного материала Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Земляное полотно, его элементы. Искусственные сооружения. Подготовка рефератов по темам: « Искусственные сооружения в России и за рубежом », Ознакомление с водоотводными сооружениями. Содержание учебного материала Верхнее строения пути, его элементы. Практические занятия № 1 Устройство стрелочного перевода. Тема 2.3 Бесстыковой путь - 6 2 2 Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: «Виды осмотров при текущем содержании пути». Подготовка к практическому занятию. Содержание учебного материала Практические занятия 6 - 17 2 Тема 2.4 Соединений и пересечения Тема 2.5 Железнодорожные переезды Тема 2.6 Задачи путевого хозяйства Тема 2.7 Организация путевых работ Тема 2.8 Устройства электроснабжения Тема 2.9 Общие сведения о железнодорожном подвижном составе Тема 2.10 Устройство электровоза Самостоятельная работа обучающихся Элементы бесстыкового пути. Особенности устройства и содержания бесстыкового пути. 6 Содержание учебного материала - Практические занятия - Самостоятельная работа обучающихся Виды и типы стрелочных переводов. Виды соединений и пересечений железных дорог. Съезды, глухие пересечения, стрелочные улицы. Ознакомление со схемой взаимного расположения стрелочных переводов. Содержание учебного материала Практические занятия 6 - Самостоятельная работа обучающихся Классификация железнодорожных переездов. Виды путепроводов Подготовка презентации по теме: « Устройство железнодорожного переезда. Содержание учебного материала Самостоятельная работа обучающихся Задачи путевого хозяйства. Классификация путевых работ. Подготовка презентации по теме: «Структура управления дистанции пути». Содержание учебного материала Самостоятельная работа обучающихся Организация путевых работ Подготовка рефератов по темам: «Машины тяжелого типа, применяемые на текущем содержании пути», «Защита пути от снега». Содержание учебного материала Самостоятельная работа обучающихся Схемы электроснабжения. Комплекс устройств. Системы тока и величина напряжения в контактной сети. Тяговая сеть Подготовка к ответам на контрольные вопросы по темам: «Схема электроснабжения железных дорог», «Системы тока и напряжения на электрифицированных железных дорогах», « Устройство контактной сети » Содержание учебного материала Самостоятельная работа обучающихся Классификация и обозначение тягового подвижного состава. Классификация и основные типы вагонов, их маркировка Ознакомление с обозначением тягового подвижного состава, с особенностями маркировки вагонов. Содержание учебного материала 18 6 2 6 6 6 - Самостоятельная работа обучающихся Электровозы и электропоезда, особенности устройства. Особенности устройства электровоза переменного тока. Тема 2.11 Устройство тепловоза Тема 2.12 Назначение и основные характеристики вагонов Тема 2.13 Вагонное хозяйство Тема 2.14 Виды ремонтов вагонов Тема 2.15 Техническая эксплуатация и ремонт железнодорожного подвижного состава Тема 2.16 Системы и устройства автоматики, телемеханики и связи. Содержание учебного материала- 6 - Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Принципиальная схема тепловоза. Основные устройства дизеля. Электрическое оборудование тепловоза. Содержание учебного материала Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся. Классификация и основные типы вагонов, их маркировка. Технико-экономические характеристики вагонов. Основные элементы вагонов. Ознакомление со схемой автоматических тормозов. Содержание учебного материала Самостоятельная работа обучающихся Сооружения и устройства вагонного хозяйства. Ознакомление со схемой вагонного депо. Содержание учебного материала 6 6 6 - Самостоятельная работа обучающихся Виды ремонта вагонов, их сроки проведения. Сооружения и устройства технического обслуживания и текущего содержания вагонов. Подготовка презентации на тему: «Средства для контроля технического состояния вагонов». Содержание учебного материала Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Обслуживание локомотивов и организация их работы. Экипировка локомотивов. Техническое обслуживание и ремонт локомотивов. Ознакомление с работой восстановительных и пожарных поездов. Содержание учебного материала Практические занятия Самостоятельная работа обучающегося Общие сведения об автоматике, телемеханике и основах сигнализации на железных дорогах. Устройства сигнализации, централизации и блокировки на перегонах и станциях. Виды технологической электросвязи на железнодорожном транспорте Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам: «Классификация сигналов на железных дорогах», «Принцип устройства и работы автоблокировки, автоматической локомотивной сигнализации, электрической централизации стрелок, диспетчерской сигнализации » , « Виды связи на железнодорожном транспорте и 19 6 6 6 область их применения ». Тема 2.17 Раздельные пункты и железнодорожные узлы Тема 2.18 Основные сведения о материально-техническом обеспечении железных дорог Раздел 3. Организация железнодорожных перевозок и управление движением поездов Тема 3.1 Организация перевозок Тема 3.2 График движения поездов Содержание учебного материала Назначение и классификация раздельных пунктов. Устройство и работа раздельных пунктов Станционные пути и их назначение. Продольный профиль и план путей на станциях. Практические занятия № 2 Порядок нумерации станционных путей и стрелочных переводов. Самостоятельная работа обучающихся Маневровая работа на станциях. Технологический процесс работы станции. Техническо-распорядительный акт. Подготовка к практическому занятию. Содержание учебного материала Самостоятельная работа обучающихся Задачи и организационная структура материально-технического обеспечения. Организация материальнотехнического обеспечения. Складское хозяйство Ознакомление с порядком хранения материально- технических средств. 2 2 6 6 11 Содержание учебного материала - Самостоятельная работа обучающихся Общие сведения. Основы планирования грузовых перевозок. Организация грузовой и коммерческой работы. Основы организации пассажирских перевозок. Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам: «Назначение грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте» , «Значение маркетинга, менеджмента и транспортной логистики для улучшения обслуживания клиентов». Содержание учебного материала Практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Общие сведения. Основы планирования перевозок. График движения поездов и пропускная способность железных дорог. Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам: «Увеличения перевозок и рентабельности железных дорог». Всего 20 6 5 176 2 3 УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Материально- техническое обеспечение Оборудование учебного кабинета: 1.посадочные места по количеству обучающихся-30; 2.столы по количеству обучающихся- 15; 3.рабочее место преподавателя; 4.комплект учебно-наглядных пособий; 5.учебная литература. Технические средства обучения: - мультимедиа проектор. 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература 1.Ю.И. Ефименко [и др.] Железные дороги. Общий курс [Электронный ресурс]: учебник/ М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2016. — 504 c. 2. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской федерации в редакции приказа Минтранса России от 30.03.2015 № 57 [Текст] Екатеринбург ИД «Урал Юр Издат», 2015, -240 с. Дополнительная литература Интернет- ресурсы 3. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. [сайт] Форма доступа: http://www.mintrans.ru 4. Сайт ОАО «РЖД». [сайт] Форма доступа: http:// www.rzd.ru 5. Сайт Западно-Сибирская железная дорога, 2003-2016 ОАО "РЖД" [сайт] Форма доступа: http:// www.rzd.ru 6. Форум СЦБист [сайт] Форма доступа: http:// www.ru scbist.com/ 22 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения очная/заочная формы обучения Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) умения: классифицировать подвижной состав, Разные виды опроса; наблюдение на практических занятиях; практические упражнения по изучаемой теме; тестовые задания; работа с информацией, документами, литературой. Дифференцированный зачет. Разные виды опроса; наблюдение на практических занятиях; практические упражнения по изучаемой теме; тестовые задания; работа с информацией, документами, литературой. Дифференцированный зачет. основные сооружения и устройства железных дорог знания: общих сведений о железнодорожном транспорте и системе управления им Разные виды опроса; наблюдение на практических занятиях; практические упражнения по изучаемой теме; тестовые задания; работа с информацией, документами, литературой. Дифференцированный зачет. Разные виды опроса; наблюдение на практических занятиях; практические упражнения по изучаемой теме; тестовые задания; работа с информацией, документами, литературой. Дифференцированный зачет. Разные виды опроса; наблюдение на практических занятиях; практические упражнения по изучаемой теме; тестовые задания; работа с информацией, документами, литературой. Дифференцированный зачет. Разные виды опроса; наблюдение на практических занятиях; практические упражнения по изучаемой теме; тестовые задания; работа с информацией, документами, литературой. Дифференцированный зачет. Разные виды опроса; наблюдение на практических занятиях; практические упражнения по изучаемой теме; тестовые задания; работа с информацией, документами, литературой. Дифференцированный зачет. Разные виды опроса; наблюдение на практических занятиях; практические упражнения по изучаемой теме; тестовые задания; работа пути и путевого хозяйства раздельных пунктов сооружений и устройств сигнализации и связи устройств электроснабжения железных дорог подвижного состава железных дорог 22 с информацией, документами, литературой. Дифференцированный зачет. Разные виды опроса; наблюдение на практических занятиях; практические упражнения по изучаемой теме; тестовые задания; работа с информацией, документами, литературой. Дифференцированный зачет. организации движения поездов 23