СГ.07 Психология общения

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет
путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.07 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
для специальности:
23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2024

ОДОБРЕНА
цикловой комиссией гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Протокол № 1 от «30» августа 2024г.
Председатель _________ Н.Н. Макарова

Разработана на основе Федерального
государственного образовательного
стандарта среднего
профессионального образования по
специальности 08.02.10
Строительство железных дорог, путь
и путевое хозяйство

Утверждено
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
____________ Т.В.Добшикова
« 31» августа 2024г.

Составитель Кушелева М.С., преподаватель филиала СГУПС в г.Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

6

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

СОДЕРЖАНИЕ

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

1.1 Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения
является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое
хозяйство. Рабочая программа составлена для очной и заочной форм обучения.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социальноэкономический учебный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
Цель:
- дать студентам представление о месте категории общения в системе
категорий психологической науки и о соотношении психологической теории
общения и психологической практики.
- изучить этические и социально-психологические аспекты трудовой
деятельности и влияние этических норм поведения на профессиональную
деятельность и различные формы делового общения.
Задачи:
- научить технике и приёмам эффективного общения в профессиональной
деятельности;
- научить приёмам саморегуляции поведения в процессе межличностного
общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- психологические основы деятельности коллектива, психологические
особенности личности; основы проектной деятельности;
- особенности социального и культурного контекста; правила оформления
документов и построения устных сообщений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности;
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять толерантность на рабочем
коллективе.
Данная дисциплина формирует общие компетенции выпускника по
указанной специальности:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
4

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат

Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий
и
участвующий
в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию
в
сетевой
среде
личностного
и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских
движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции
культурных
традиций
и
ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.

Код
личностного
результата

ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

Код
компетенции
в соответствии
с ФГОС

ОК 06.

ОК 04., 05., 06

ОК 04., 06.

ОК 04., 05., 09.

ОК 05., 06.

ОК 04, 06.
ОК 04., 05.,
06., 08., 09.
ОК 04., 05., 06.

ОК 07., 08.

5

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий
уважение
к
эстетическим
обладающий основами эстетической культуры.

ценностям,

ОК 06., 07., 09.
ЛР 10

ЛР 11

ОК 05., 06.

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
ОК 04., 06.
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в
ЛР 12
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от
отношений со своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым
качествам личности
Способный ставить перед собой цели для решения возникающих
профессиональных задач, подбирать способы решения и
ОК 02., 04
ЛР 14
средства развития, в том числе с использованием
информационных технологий.
Содействующий формированию положительного образа и
ОК 01.
ЛР 15
поддержанию престижа своей профессии.
Способный выдвигать альтернативные варианты действий с
целью
выработки
новых
оптимальных
алгоритмов;
ОК 03.
ЛР 17
позиционирующий себя в сети как результативный и
привлекательный участник трудовых отношений.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех
ЛР 20
ОК 09.
сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
ОК 01,.09.
ЛР 29
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
ОК 02., 03.
ЛР 31
и нести за них ответственность.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
ОК 05.
ЛР 33
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
ОК 06.
ЛР 34
коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
ОК 07.
ЛР 35
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
ОК 08.
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
ЛР 36
планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
ОК 09.
ЛР 37
профессиональной деятельности.

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Очная форма обучения на базе среднего общего образования:
6

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки – 34 часа;
самостоятельной работы студентов – 12 часов.
Заочная форма обучения на базе среднего общего образования:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки – 8 часов;
самостоятельной работы студентов – 40 часа.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения на базе среднего общего образования
Вид учебной работы
Кол - во часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
практические занятия
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
в том числе:
Составление конспекта по заданной теме
0
Подготовка индивидуальных докладов
12
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Заочная форма обучения на базе среднего общего образования
Вид учебной работы
Кол - во часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
8
в том числе:
практические занятия
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40
в том числе:
Составление конспекта по заданной теме
24
Подготовка индивидуальных докладов
10
Подготовка к зачету
6
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

7

2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения
Очная форма обучения на базе среднего общего образования
Наименование разделов
и тем
1
Раздел 1. Введение в
учебную дисциплину
Тема 1. 1
Психология общения как
учебная дисциплина
Раздел 2.
Психология общения
Тема 2.1
Общение – основа
человеческого бытия

Тема 2. 2
Общение как восприятие
людьми друг друга
(перцептивная сторона
общения)

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

2

3
2

4

Содержание учебного материала
Основные понятия психологии общения.
общения.

2

2

Структура, виды, цели и функции
32

Практическое занятие №1
Общение и профессиональная деятельность. Самооценка практических навыков
общения.
Практическое занятие №2
Влияние индивидуальных различий на особенности коммуникации в группе.
Содержание учебного материала
Общение в системе межличностных и общественных отношений. Классификация и
структура общения.
Социальная роль, типология социальных ролей, ролевое поведение. Классификация
видов общения.
Содержание учебного материала
Понятие социальной перцепции, ее структура. Факторы, оказывающие влияние на
восприятие. Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания, трудности и
дефекты межличностного понимания.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов на заданную тему.
Темы для докладов:
 Стереотипы.
 Сенсорные каналы.

4

4

2

2

2

4

8

Тема 2.3
Общение как взаимодействие
(интерактивная сторона
общения)

Тема 2.4
Общение как обмен
информацией
(коммуникативная сторона
общения)

Тема 2.5
Формы делового общения и
их характеристики

Раздел 3. Конфликты и
способы их
предупреждения и
разрешения
Тема 3.1
Конфликт, его сущность и
основные характеристики

Содержание учебного материала
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция; заражение, внушение и
убеждение; ориентация на понимание и ориентация на контроль. Регуляция
психоэмоционального состояния.
Практическое занятие №3
Выявление индивидуальных особенностей восприятия человеком других людей.
Формирование навыков установления контакта и социального взаимодействия.
Практическое занятие №4
Развитие навыков саморегуляции. Отработка навыков убеждающего воздействия.
Содержание учебного материала
Вербальные и невербальные средства общения. Виды и правила слушания.
Коммуникативные барьеры.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов на заданную тему.
Темы для докладов:
 Особенности средств общения в спортивной деятельности.
 Особенности общения с детьми, не владеющими русским языком.
Содержание учебного материала
Структура беседы, правила эффективной беседы. Формы постановки вопросов.
Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных
выступлений.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов на заданную тему.
Темы для докладов:
 Особенности профессиональной речи.

2

2

4

2

2

4

4

2

2

10

Содержание учебного материала
Конфликт и его структура; виды и причины конфликтов; невербальное проявление
конфликта. Правила поведения в конфликтах.

4

Практическое занятие № 5
Анализ конфликтных ситуаций. Отработка навыков конструктивного общения.

2

2

9

Формирование конструктивного диалога. Пути разрешения конфликтных ситуаций.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка доклада на заданную тему.
Темы для докладов:



4

Особенности реагирования в конфликтах.
Гнев и агрессия.

Раздел 4. Этические нормы
общения
Содержание учебного материала
Тема 4.1
Общие
сведения
об Этика. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения. Деловой
этикет в профессиональной деятельности.
этической культуре
Практическое занятие №6
Нравственные эталоны и образцы поведения. Этика и культура производственного
общения.
Всего

4
2

2

2

48

10

Заочная форма обучения на базе среднего общего образования

Наименование разделов
и тем
1
Раздел 1. Введение в
учебную дисциплину
Тема 1. 1
Психология общения как
учебная дисциплина
Раздел 2.
Психология общения
Тема 2.1
Общение – основа
человеческого бытия

Тема 2. 2
Общение как восприятие
людьми друг друга
(перцептивная сторона
общения)

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

2

3
2

4

Содержание учебного материала
Понятие общения, виды, структура и функции. Основные понятия психологии
общения. Единство общения и деятельности. Содержание, цели и средства общения.
Назначение учебной дисциплины «Психология общения».

2

2

34
Практическое занятие №1
Общение и профессиональная деятельность. Самооценка практических навыков
общения.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов на заданную тему:
Темы для докладов:
 Место взаимодействия в структуре общения.
 Общение в системе межличностных и общественных отношений.
 Классификация и структура общения.
 Роли и ролевые ожидания в общении.
 Социальная роль, типология социальных ролей, ролевое поведение.
 Межличностные отношения, компоненты и этапы межличностных отношений.
 Классификация видов общения.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить конспект на тему: «Понятие социальной перцепции, ее структура.
Механизмы взаимопонимания. Факторы, оказывающие влияние на восприятие.
Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания. Трудности и дефекты
межличностного понимания. Стереотипы. Сенсорные каналы».
Подготовка к зачету.

2

6

6

11

Тема 2.3
Общение как взаимодействие
(интерактивная сторона
общения)

Тема 2.4
Общение как обмен
информацией
(коммуникативная сторона
общения)
Тема 2.5
Формы делового общения и
их характеристики

Раздел 3. Конфликты и
способы их
предупреждения и
разрешения

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить конспект на тему: «Виды социальных взаимодействий. Взаимодействие
как организация совместной работы; типы взаимодействия: кооперация и
конкуренция; заражение, внушение и убеждение; ориентация на понимание и
ориентация на контроль. Признаки психоэмоционального состояния: комфортное,
дискомфортное; регуляция психоэмоционального состояния: регуляция дыхания,
регуляция мышечного тонуса, аутогенная тренировка».
Подготовка к зачету.
Практическое занятие №2
Выявление индивидуальных особенностей восприятия человеком других людей.
Формирование навыков установления контакта и социального взаимодействия.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить конспект на тему: «Вербальные и невербальные средства общения.
Виды слушания: рефлексивное и нерефлексивное слушания. Коммуникативные
барьеры. Толерантность как средство повышения эффективности общения.
Особенности средств общения в спортивной деятельности. Особенности общения с
детьми, не владеющими русским языком».
Подготовка к зачету.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка доклада на заданную тему.
Темы для докладов:
 Характеристика беседы, типы и структура беседы.
 Правила эффективной беседы.
 Формы постановки вопросов: открытые, закрытые, риторические,
радикальные.
 Виды
убеждения:
информирование,
разъяснение,
доказательство,
опровержение, аргументация.
 Принципы выбора эффективного воздействия.
 Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных
выступлений.
 Особенности профессиональной речи.

6

2

6

6

8

12

Тема 3.1
Конфликт, его сущность и
основные характеристики

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить конспект на тему: «Конфликт и его структура; виды и причины
конфликтов; невербальное проявление конфликта; стратегия разрешения
конфликтов. Правила поведения в конфликтах Особенности реагирования в
конфликтах. Гнев и агрессия».
Подготовка к зачету.
Практическое занятие №3
Анализ конфликтных ситуаций. Отработка навыков конструктивного общения.
Формирование конструктивного диалога. Пути разрешения конфликтных ситуаций.

Раздел 4. Этические нормы
общения
Подготовка доклада на заданную тему.
Тема 4.1
Темы для докладов:
Общие
сведения
об

Этика и мораль; категории этики, нормы морали.
этической культуре
 Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения.
 Деловой этикет в профессиональной деятельности; взаимосвязь делового
этикета и этики деловых отношений.
Всего

6

2

4
4

48

13

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05. Психология общения
3.1 Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся – 30;
2. столы по количеству обучающихся – 15;
3. рабочее место преподавателя;
4. плакаты, наглядные пособие, схемы.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной
литературы
Основная литература:
1. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник /
Г.М.Шеламова. – М.: Академия, 2014. – 192с.
2. Панфилова А.П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 2: учебник и
практикум для СПО/А.П.Панфилова, А.В.Долматов. – М.: Издательство
Юрайт, 2017. – 258 с. https//www.biblio-online.ruviewer/D6B82178-F5C5-40918FF0-AECF4E1482FE#page/1
3. Садовская В.С. Психология общения: учебник и практикум для СПО /
В.С.Садовская, В.А.Ремизов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство
Юрайт, 2017. – 209с. https//www.biblio-online.ruviewer/ 5D5ABB2E-892A4A9B-B894-3AC2FC97A471#page/1
Дополнительная литература:
1. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО /
Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ. ред. Г. В. Бороздиной.
— М.: Издательство Юрайт, 2017 — 463 с. — Серия: Профессиональное
образование.
2. Психология общения: учебник и практикум для СПО / Н. А. Корягина,
Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — М.: Издательство Юрайт, 2015 —
437 с. — Серия: Профессиональное образование.
Интернет-ресурсы:
1. Электронный журнал «Психологическая наука и образование». Изд-во ГОУ
ВПО Московский городской психолого-педагогический университет.
2. Психологические исследования: электрон. науч. журн. URL:http//psystudy.ru
3. http://www.psy.msu.ru/about/lab/semantec.html.

14

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, различных видов
опроса, контрольных работ, выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, решения ситуационных задач, аналитического обзора изученного
материала.
Результаты обучения
(освоенные
умения,
усвоенные
знания)
Знания:
психологические основы деятельности
коллектива, психологические
особенности личности; основы
проектной деятельности;
особенности социального и
культурного контекста; правила
оформления документов и построения
устных сообщений.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
очная/заочная формы обучения
Различные виды опроса, аналитический
обзор изученного материала, экспертное
наблюдение и оценка на занятиях,
выполнение тренировочных и зачетных
заданий, решений ситуационных задач. /
Различные виды опроса, аналитический
обзор изученного материала, экспертное
наблюдение и оценка на занятиях,
выполнение тренировочных и зачетных
заданий, решений ситуационных задач.

Умения:
организовать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами в
ходе профессиональной деятельности;
грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять
толерантность на рабочем коллективе.

Различные виды опроса, аналитический
обзор изученного материала, экспертное
наблюдение и оценка на занятиях,
выполнение тренировочных и зачетных
заданий, решений ситуационных задач. /
Различные виды опроса, аналитический
обзор изученного материала, экспертное
наблюдение и оценка на занятиях,
выполнение тренировочных и зачетных
заданий, решений ситуационных задач

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».