ОГСЭ.05 Психология Общения

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
для специальности:
27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте
(железнодорожном транспорте)
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2024

ОДОБРЕНА
цикловой комиссией гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Протокол № 1 от «30» августа 2024г.
Председатель _________ Н.Н. Макарова

Разработана на основе Федерального
государственного образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по
специальности 23.02.09 Автоматика и
телемеханика на транспорте
(железнодорожном транспорте)
Утверждено
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
____________ Т.В.Добшикова
«31 » августа 2024г.

Составитель: Кушелева М.С., преподаватель филиала СГУПС в г.Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4
5
11
13

3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной частью
общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 27.02.03 Автоматика и
телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте).
Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО
по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте
(железнодорожном транспорте). Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК 04, ОК 05.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися усваиваются
умения и знания:
Код ПК ОК
ОК 04

Умения
организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе профессиональной
деятельности

ОК 05

грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном языке Российской
Федерации,
проявлять
толерантность в рабочем коллективе

Знания
психологические
основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности;
основы
проектной
деятельности
особенности социального и
культурного
контекста;
правила
оформления
документов и построения
устных сообщений

личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат

Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий
и
участвующий
в

Код
личностного
результата

ЛР 1

ЛР 2

Код
компетенции
в соответствии
с ФГОС

ОК 06.

ОК 04., 05., 06.

4

деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию
в
сетевой
среде
личностного
и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских
движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции
культурных
традиций
и
ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий
уважение
к
эстетическим
обладающий основами эстетической культуры.

ценностям,

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

ОК 04., 06.

ОК 04., 05.,
09.,

ОК 05., 06.

ОК 04, 06.
ОК 04., 05.,
06., 08., 09.
ОК 04., 05., 06.

ОК 07., 08.

ОК 06., 07., 09.
ЛР 10

ЛР 11

ОК 05., 06.

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
ОК 04., 06.
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в
ЛР 12
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от
отношений со своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым
качествам личности
Способный ставить перед собой цели для решения возникающих
профессиональных задач, подбирать способы решения и
ОК 01., 09
ЛР 14
средства развития, в том числе с использованием
информационных технологий.
Содействующий формированию положительного образа и
ОК 03.
ЛР 15
поддержанию престижа своей профессии.
Способный выдвигать альтернативные варианты действий с
ЛР 17
ОК 02.
5

целью
выработки
новых
оптимальных
алгоритмов;
позиционирующий себя в сети как результативный и
привлекательный участник трудовых отношений.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех
ЛР 20
ОК 02., 03.
сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
ОК 03.
ЛР 29
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
ОК 03., 04.
ЛР 31
и нести за них ответственность.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
ОК 01.
ЛР 33
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
ОК 04.
ЛР 34
коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
ОК 01., 02.
ЛР 35
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
ОК 02., 03.
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
ЛР 36
планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
ОК 02., 03.
ЛР 37
профессиональной деятельности.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения на базе среднего общего образования
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные и практические занятия
курсовой проект
консультации
промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета
Самостоятельная работа

Объем в часах
36

22
12
2
-

6

Заочная форма обучения на базе среднего общего образования
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные и практические занятия
курсовой проект
консультации
промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета
Самостоятельная работа

Объем в часах
36

1
6
1
28

7

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения
Очная форма обучения на базе среднего общего образования
Наименование разделов
и тем

1
Раздел 1. Введение в
учебную дисциплину
Тема 1. 1
Психология общения как
учебная дисциплина
Раздел 2.
Психология общения
Тема 2.1
Общение – основа
человеческого бытия

Тема 2. 2
Общение как восприятие
людьми друг друга
(перцептивная сторона
общения)
Тема 2.3
Общение как

Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

2

3
2

Содержание учебного материала
Основные понятия психологии общения. Структура, виды цели и функции
общения.

2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

ОК 04, ОК 05

24
Содержание учебного материала
Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Классификация, виды, функции и средства общения.
Социальная роль, типология социальных ролей, ролевое поведение.

4

ОК 04, ОК 05

Практическое занятие № 1.
Классификация видов общения.
Содержание учебного материала
Понятие социальной перцепции, ее структура. Факторы, оказывающие
влияние на восприятие. Эффекты межличностного восприятия и
взаимопонимания. Стереотипы.
Практическое занятие № 2.
Сенсорные каналы.
Содержание учебного материала
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция; заражение, внушение и
убеждение; ориентация на понимания контроль.

2

ОК 04, ОК 05

2

ОК 04, ОК 05

2

ОК 04, ОК 05

2

ОК 04, ОК 05

8

взаимодействие
(интерактивная сторона
общения)
Тема 2.4
Общение как обмен
информацией
(коммуникативная сторона
общения)
Тема 2.5
Формы делового общения
и их характеристики

Раздел 3. Конфликты и
способы их
предупреждения и
разрешения
Тема 3.1
Конфликт, его сущность и
основные характеристики

Раздел 4. Этические нормы
общения

Практическое занятие № 3.
Признаки психоэмоционального состояния: комфортное, дискомфортное.
Регуляция психоэмоционального состояния: регуляция дыхания, регуляция
мышечного тонуса, аутогенная тренировка.
Содержание учебного материала
Вербальные и невербальные средства общения. Коммуникативные барьеры.
Виды, правила и техники слушания.
Практическое занятие № 4.
Виды слушания: рефлексивное и нерефлексивное слушание.

2

ОК 04, ОК 05

2

ОК 04, ОК 05

2

ОК 04, ОК 05

Содержание учебного материала
Деловая беседа. Формы постановки вопросов.
Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных
выступлений.

4

ОК 04, ОК 05

Практическое занятие № 5.
Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных
выступлений.

2

ОК 04, ОК 05

6

ОК 04, ОК 05

4

ОК 04, ОК 05

Содержание учебного материала
Конфликт и его структура; виды и причины конфликтов; невербальное
проявление конфликта.
Причины возникновения конфликтов. Динамика конфликтов.
Практическое занятие № 6.
Стратегия разрешения конфликтов.

2

ОК 04, ОК 05

2

9

Тема 4.1
Общие
сведения
этической культуре

Содержание учебного материала
об Этика. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения.
Деловой этикет в профессиональной деятельности.

2

Промежуточная аттестация

2

Всего

36

ОК 04, ОК 05

Заочная форма обучения на базе среднего общего образования
Наименование разделов
и тем

1
Раздел 1. Введение в
учебную дисциплину
Тема 1. 1
Психология общения как
учебная дисциплина
Раздел 2.
Психология общения
Тема 2.1
Общение – основа
человеческого бытия

Тема 2. 2

Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

2

3
1

Содержание учебного материала
Основные понятия психологии общения. Единство общения и деятельности.
Содержание, цели и средства общения. Назначение учебной дисциплины
«Психология общения».

1

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

ОК 04, ОК 05

24
Самостоятельная работа
Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Классификация, виды, функции и средства общения.
Социальная роль, типология социальных ролей, ролевое поведение.

4

ОК 04, ОК 05

Практическое занятие № 1.
Классификация видов общения.
Самостоятельная работа
Понятие социальной перцепции, ее структура. Факторы, оказывающие

2

ОК 04, ОК 05

4

ОК 04, ОК 05
10

Общение как восприятие
людьми друг друга
(перцептивная сторона
общения)
Тема 2.3
Общение как
взаимодействие
(интерактивная сторона
общения)
Тема 2.4
Общение как обмен
информацией
(коммуникативная сторона
общения)
Тема 2.5
Формы делового общения
и их характеристики

Раздел 3. Конфликты и
способы их
предупреждения и
разрешения
Тема 3.1
Конфликт, его сущность и
основные характеристики

влияние на восприятие. Эффекты межличностного восприятия и
взаимопонимания. Стереотипы. Механизмы взаимопонимания, трудности и
дефекты межличностного понимания. Сенсорные каналы.
Самостоятельная работа
Взаимодействие как организация совместной работы; типы взаимодействия:
кооперация и конкуренция; заражение, внушение и убеждение; ориентация
на контроль.
Признаки психоэмоционального состояния: комфортное,
дискомфортное. Регуляция психоэмоционального состояния: регуляция
дыхания, регуляция мышечного тонуса, аутогенная тренировка.
Самостоятельная работа
Вербальные и невербальные средства общения. Виды слушания:
рефлексивное и нерефлексивное слушание. Коммуникативные барьеры.
Толерантность как средство повышения эффективности общения.
Особенности средств общения в спортивной деятельности. Особенности
общения с детьми, не владеющими русским языком.
Самостоятельная работа
Характеристика беседы, типы и структура беседы; правила эффективной
беседы. Формы постановки вопросов: открытые, закрытые, риторические,
радикальные.
Виды
убеждения:
информирование,
разъяснение,
доказательство, опровержение, аргументация.
Принципы
выбора
эффективного
воздействия.
Особенности
профессиональной речи.
Практическое занятие № 2.
Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных
выступлений.

Самостоятельная работа
Конфликт и его структура; виды и причины конфликтов; невербальное
проявление конфликта.
Причины возникновения конфликтов. Динамика конфликтов

4

ОК 04, ОК 05

4

ОК 04, ОК 05

4

ОК 04, ОК 05

2

ОК 04, ОК 05

6

ОК 04, ОК 05

4

ОК 04, ОК 05

11

Практическое занятие № 3.
Стратегия разрешения конфликтов.

2

Раздел 4. Этические нормы
общения
Самостоятельная работа
Тема 4.1
Общие
сведения
об Этика и мораль; категории этики, нормы морали. Моральные принципы и
нормы как основа эффективного общения.
этической культуре
Деловой этикет в профессиональной деятельности; взаимосвязь делового
этикета и этики деловых отношений.
Промежуточная аттестация

4

Всего

36

4

ОК 04, ОК 05

ОК 04, ОК 05

1

12

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета «Электротехническое черчение»:
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы
оценки

 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 учебно-методические материалы по дисциплине;
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением, мультимедийное оборудование (проектор и проекционный экран).
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Печатные издания
1. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник /
Г.М.Шеламова. – М.: Академия, 2014. – 192 с.
2. Бороздина, Г.В. Психология общения: учебник и практикум для СПО /
Г.В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. — М.: Юрайт,
2016. — 463 с.
3. Панфилова, А.П. Психология общения: учебник для студ. Учреждений
сред. проф. образования / А. П. Панфилова. — М.: «Академия», 2013. — 368 с.
3.2.2 Дополнительные источники
1. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб.
пособие/ Н.С. Ефимова. – М.: ФОРУМ, 2012. – 192 с.
2. Зарецкая, И.И. Основы этики и психологии делового общения: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / И.И. Зарецкая. М.:Оникс, 2015. – 224 с.
3. Лавриненко, В. Н. Деловая культура : учебник и практикум для СПО /
В.Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан. — М.: Юрайт, 2016. — 118 с.
4. Рамендик, Д.М. Психология делового общения. Учебник и практикум для
СПО/ Д.М. Рамендик. – М.: Юрайт, 2016. – 463 с.

13

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:
- демонстрирует
знания:
знание и понимание
психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности психологических
личности; основы проектной деятельности; основ деятельности
особенности социального и культурного коллектива,
контекста; правила оформления
психологических
особенностей
документов и построения устных
личности; основ
сообщений.
проектной
деятельности, а также
характеристик
социального и
культурного
контекста;
- демонстрирует
знакомство с
правилами
оформления
документов и
построения устных
сообщений
оценки полученного
умения:
организовывать работу коллектива и
результата;
команды; взаимодействовать с коллегами, - демонстрирует
руководством, клиентами в ходе
организаторские
профессиональной деятельности;
умения, умения
грамотно излагать свои мысли и
взаимодействия с
оформлять документы по
различными
профессиональной тематике на
категориями людей;
государственном языке, проявлять
- осуществляет
толерантность в рабочем коллективе.
демонстрацию
грамотной речи и
умений оформления
профессиональной
документации, а
также проявления
толерантности в
рабочем коллективе.

различные виды
опроса,
аналитический обзор
изученного
материала,
экспертное
наблюдение и оценка
на занятиях,
выполнение
тренировочных и
зачетных заданий,
решение
ситуационных задач,
дифференцированный
зачет.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».