ОП.10 Транспортная безопасность

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 10 ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
для специальности
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2024

ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией специальности
Техника и технологии наземного
транспорта
Протокол № 1 от « 29» августа 2024 г.
Председатель_____ Е.В. Белоусова

Разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего профессионального
образования по специальности 23.02.06
Техническая эксплуатация подвижного
состава железных дорог
Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_________ Т.В. Добшикова
«30» августа 2024 г.

Составитель: Карюкин Д.Ю., преподаватель высшей квалификационной
категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

19

3

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины ОП.10 Транспортная безопасность
является частью программы подготовки специалистов среднего звена в
соответствии с ФГОС по специальности СПО
23.02.06 Техническая
эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Программа учебной дисциплины может быть использована при
профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке
рабочих по профессиям:
Оператор по обработке перевозочных документов;
Оператор поста централизации;
Сигналист;
Составитель поездов;
Приемосдатчик груза и багажа;
Оператор сортировочной горки;
Оператор при дежурном по станции.
1.2 Место учебной дисциплины
специалистов среднего звена:

в

структуре

подготовки

Профессиональный учебный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины —
результатам освоения учебной дисциплины:

требования

к

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– применять нормативную правовую базу по транспортной безопасности
в своей профессиональной деятельности; обеспечивать транспортную
безопасность на объекте своей профессиональной деятельности (объекты
транспортной инфраструктуры или транспортные средства железнодорожного
транспорта).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
­
нормативную правовую базу в сфере транспортной безопасности на
железнодорожном транспорте;
­
основные задачи, цели и задачи обеспечения транспортной
безопасности;
­
понятие объектов транспортной инфраструктуры и субъектов
транспортной инфраструктуры (перевозчика), применяемые в транспортной
безопасности;
­
права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и
перевозчиков в сфере транспортной безопасности;
­
категории и критерии категорирования объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
4

­
основы организации оценки уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
­
виды и формы актов незаконного вмешательства в деятельность
транспортного комплекса;
­
инженерно-технические системы обеспечения транспортной
безопасности на железнодорожном транспорте.
Данная программа участвует в формировании общих компетенций:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных
жизненных ситуациях;
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
6.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК
7.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК
9.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языках.
Личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания:
Код
личностного
результата

Личностный результат

Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий

активную

гражданскую

позицию,

ЛР 1
ЛР 2

Код
компетенции
в соответствии
с ФГОС

ОК 01.
5

демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий
и
участвующий
в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию
в
сетевой
среде
личностного
и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских
движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции
культурных
традиций
и
ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий
уважение
к
эстетическим
обладающий основами эстетической культуры.

ценностям,

ОК 01., 06., 08.

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

ЛР 10

ОК 01., 03., 06.

ОК 01., 04.,
08., 09.

ОК 01., 08.

ОК 03., 06.
ОК 01., 06., 08.

ОК 01., 06.

ОК 01., 02.,
03., 08.

ОК 03., 05., 09.

ЛР 11

ОК 08.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в
ЛР 12
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от
ОК 03., 08.
отношений со своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым
качествам личности
6

Способный при взаимодействии с другими людьми достигать
поставленных целей, стремящийся к формированию в
ЛР 13
ОК. 04
железнодорожной
отрасли
личностного
роста
как
профессионала.
Способный ставить перед собой цели для решения возникающих
профессиональных задач, подбирать способы решения и
ЛР 14
ОК. 01
средства развития, в том числе с использованием
информационных технологий.
Содействующий формированию положительного образа и
ЛР 15
ОК. 06
поддержанию престижа своей профессии.
Способный искать и находить необходимую информацию
используя разнообразные технологии ее поиска, для решения
ЛР 16
ОК. 02
возникающих в процессе производственной деятельности
проблем на железнодорожном транспорте.
Способный выдвигать альтернативные варианты действий с
целью
выработки
новых
оптимальных
алгоритмов;
ЛР 17
ОК. 02
позиционирующий себя в сети как результативный и
привлекательный участник трудовых отношений.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Понимающий значение результатов собственного труда для
ЛР 19
ОК. 01
развития экономики Алтайского края.
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех
ЛР 20
ОК 03
сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые
ЛР 21
ОК. 02
методы и способы выполнения профессиональных задач.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
ЛР 22
ОК. 03
деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
ЛР 29
ОК. 01
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач,
ЛР30
ОК. 02
оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
ЛР 31
ОК. 03
и нести за них ответственность.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных
ЛР 32
ОК. 04
задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
ЛР 33
ОК. 05
профессиональной деятельности.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
ЛР 35
ОК. 07
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
ЛР 36
ОК. 08
планировать повышение квалификации.
7

1.4 Рекомендуемое количество часов
программы учебной дисциплины:

числе:

числе:

на

Очная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося

освоение

рабочей

— 72 часов, в том

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося — 24 часа.
Заочная форма обучения
максимальной учебной нагрузки обучающегося

— 72 часов, в том

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося — 62 часа.

8

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
подготовка сообщений, рефератов, докладов, презентаций;
работа с конспектом
оформление практических занятий

Объем часов
72
48
6
24
12
8
4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Заочная форма обучения
Виды учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
Практические занятия
Самостоятельная работа
В том числе:
подготовка сообщений, рефератов, презентаций;
подготовка к ответам на контрольные вопросы, зачетам по
темам

Объем часов
72
10
2
62
6
56

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

9

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Очная форма обучения

Наименование разделов и тем

1
Раздел 1. Основные понятия и
общие положения нормативной
правовой базы в сфере
транспортной безопасности
Тема 1.1. Основные понятия, цели
и
задачи
обеспечения
транспортной безопасности

Тема 1.2 Категорирование и
уровни безопасности объектов
транспортной инфраструктуры
и
транспортных
средств
железнодорожного транспорта

Содержание учебного материала, практические занятия, контрольные работы,
самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов
3
36

Уровень
освоения
4

Содержание учебного материала
Основные понятия в сфере транспортной безопасности
­ акт незаконного вмешательства;
­ категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
­ компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности;
­ объекты и субъекты транспортной инфраструктуры;
­ обеспечение транспортной безопасности;
­ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
­ перевозчик;
­ транспортная безопасность;
­ транспортные средства;
­ транспортный комплекс;
­ уровень безопасности.
Цели обеспечения транспортной безопасности. Основные задачи обеспечения транспортной безопасности
Практическое занятие
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
Содержание учебного материала
Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств. Количественные показатели критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств железнодорожного транспорта. Информирование субъекта транспортной
инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории. Уровни безопасности объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Порядок их объявления (установления)
Практическое занятие
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений и докладов по теме: «Объекты транспортной инфраструктуры в сфере моей
профессиональной деятельности в соответствии с 16-ФЗ. Что является субъектами транспортной
инфраструктуры в отношении данных объектов транспортной инфраструктуры»

4

2

2
6

2

4

1

Продолжение
1
Тема 1.3. Ограничения при
приеме
на
работу,
непосредственно связанную с
обеспечением
транспортной
безопасности
Тема 1.4. Информационное
обеспечение в области
транспортной безопасности.

Тема 1.5. Права и обязанности
субъектов
транспортной
инфраструктуры
и
перевозчиков
в
области
обеспечения
транспортной
безопасности.

2
Содержание учебного материала
Перечень работ непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Перечень ограничений
при приеме на работу, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Практическое занятие
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
Содержание учебного материала
Общие сведения об информационном обеспечении в области транспортной безопасности. Единая
государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности. Порядок
получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам
обеспечения транспортной безопасности. Порядок информирования субъектами транспортной
инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного
вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Практическое занятие
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом

3
2

Содержание учебного материала
Основные права субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения
транспортной безопасности. Основные обязанности транспортной инфраструктуры и перевозчиков в
области обеспечения транспортной безопасности. Основные обязанности транспортной
инфраструктуры на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств различных
категорий при различных уровнях безопасности.
Практическое занятие
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся

6

4
2

2
6

2

2
2

2

Работа с литературой

2

Продолжение
1
Раздел
2.
Обеспечение
транспортной безопасности на
железнодорожном транспорте

2

3
38

4

Тема 2.1 Акты незаконного
вмешательства в деятельность
объектов
транспортной
инфраструктуры
и
транспортных
средств
железнодорожного транспорта

Содержание учебного материала
Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Статистика
актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных
средств железнодорожного транспорта. Мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры и
транспортных средств железнодорожного транспорта, связанные с обеспечением транспортной
безопасности в профессиональной деятельности. Возможные последствия совершения актов
незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств
железнодорожного транспорта.
Практическое занятие 1
Порядок действий при угрозе совершения и совершении акта незаконного вмешательства на
объектах транспортной инфраструктуры транспортных средств железнодорожного транспорта в
профессиональной деятельности.
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов и презентаций по теме «Последствия террористических актов на транспорте в
РФ и в других государствах». Оформление практического занятия.
Содержание учебного материала
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств. Сведения, отражаемые в плане обеспечения
транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств.
Практическое занятие 2
Порядок разработки плана по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта в профессиональной
деятельности
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Оформление практического занятия

6

2

Тема 2.2. Основы планирования
мероприятий по обеспечению
транспортной безопасности на
объектах транспортной
инфраструктуры и
транспортных средствах
железнодорожного транспорта

2

4

4

2

2

2

3

Продолжение
1
Тема
2.3.
Инженернотехнические
системы
обеспечения
транспортной
безопасности
на
железнодорожном транспорте

Тема 2.4. Основы наблюдения и
собеседования с физическими
лицами для выявления
подготовки к совершению акта
незаконного вмешательства или
совершения акта незаконного
вмешательства на
железнодорожном транспорте
(профайлинг)

Итого

2
Содержание учебного материала
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности применяемые на
железнодорожном транспорте. Технические средства видеонаблюдения (мониторинг, обнаружение,
идентификация, распознание). Система охранной сигнализации. Технические средства досмотра
пассажиров, ручной клади и грузов:
- ручной металлообнаружитель;
- стационарный многозонный металлообнаружитель;
- стационарные рентгеновские установки конвейерного типа;
- портативный обнаружитель паров взрывчатых веществ.
Технические средства радиационного контроля. Взрывозащитные средства. Новые разработки в
сфере технических средств обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном
транспорте.
Практическое занятие
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов и презентаций на тему: «Инженерно-технические системы обеспечения
транспортной безопасности на железнодорожном транспорте», «Лицензирование средств досмотра
обеспечивающих транспортную безопасность»
Содержание учебного материала
Теоретические основы метода визуальной диагностики психоэмоционального состояния человека.
Психотипы личности. Внешние признаки и особенности поведения. Типовые модели поведения
нарушителей. Порядок проведения собеседований с физическими лицами для выявления подготовки к
совершению акта незаконного вмешательства или совершения акта незаконного вмешательства на
объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств в профессиональной
деятельности.
Практическое занятие 3
Составление психологического портрета потенциального нарушителя.
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Оформление работы

3
2

Дифференцированный зачет

2

4
3

4

4

2

2
2

72

4

Наименование разделов
1
Раздел1. Основные понятия и
общие положения
нормативной правовой базы в
сфере транспортной
безопасности
Тема 1.1. Основные понятия
цели и задачи обеспечения
транспортной безопасности

Тема 1.2 Категорирование и
уровни безопасности объектов
транспортной
инфраструктуры и
транспортных средств
железнодорожного транспорта

Тема 1.3 Ограничения при
приеме на работу ,

Заочная форма обучения

Содержание учебного материала, практические занятия, Самостоятельная работа
обучающихся
2

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

29

Содержание учебного материала
Основные понятия в сфере транспортной безопасности:
-акт незаконного вмешательства;
-категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ;
-компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности ;
-объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортной безопасности ;
-оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ;
-перевозчик;
-транспортные средства, транспортный комплекс;
-уровень безопасности;
Цели обеспечения транспортной безопасности. Основные задачи обеспечения транспортной
безопасности.
Содержание учебного материала
Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств;
Количественные показатели критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств железнодорожного транспорта;
Информирования субъектов транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее
присвоенной категории;
Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств . Порядок
их объявления.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы.
Подготовка сообщений по тематики: « Объекты транспортной инфраструктуры в сфере
профессиональной деятельности в соответствии с федеральным законом 16-ФЗ», «Что является
субъектами транспортной инфраструктуры в отношении данных объектов транспортной
инфраструктуры ».
Содержание учебного материала
Перечень работ непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности .

1

2

1
2

10

1
2

5

непосредственно связанной с
обеспечением транспортной
безопасности
Тема 1.4 Информационное
обеспечение в области
транспортной безопасности

Тема 1.5 Права и обязанности
субъектов транспортной
инфраструктуры и
перевозчиков в области
обеспечения транспортной
безопасности

Раздел 2. Обеспечение
транспортной безопасности на
железнодорожном транспорте
Тема 2.1 Акты незаконного
вмешательства в деятельность
объектов транспортной
инфраструктуры и
транспортных средств
железнодорожного транспорта

Перечень ограничений при приеме на работу, непосредственно связанной с обеспечением
транспортной безопасности .
Содержание учебного материала
Общие сведения об информационном обеспечении в области транспортной безопасности.
Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности.
Порядок получения субъектами субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками
информации по вопро сам обеспечения транспортной безопасности .
Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об
угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной
инфраструктуры и транспортных средств
Содержание учебного материала
Основные права субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков области обеспечения
транспортной безопасности.
Основные обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков области
обеспечения транспортной безопасности.
Основные обязанности субъектов транспортной инфраструктуры на объектах транспортной
инфраструктуры и транспортных средствах различных категорий при различных уровнях
безопасности.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы.
Подготовка сообщений по тематики: « Моя роль как руководителя субъекта транспортной
инфраструктуры в транспортной безопасности», «Моя роль как ответственного за транспортную
безопасность на объектах транспортной инфраструктуры», «Обеспечение транспортной
безопасности на других видах транспорта».

1

1

2

2

10

43
Содержание учебного материала
Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта .
Статистика актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и
транспортных средствах железнодорожного транспорта.
Мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах
железнодорожного транспорта, связанных с обеспечением транспортной безопасности в путевом
хозяйстве.
Возможные последствия совершения актов незаконного вмешательства на объектах
транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы.
Подготовка сообщений по тематики: « Последствия террористических актов на транспорте РФ и

1

2

10

6

других государствах
Тема 2.2 Основы
планирования мероприятий
по обеспечению транспортной
безопасности на объектах
транспортной
инфраструктуры

Тема 2.3 Инженернотехнические системы
обеспечения транспортной
безопасности на
железнодорожном транспорте

Тема 2.4 Основы наблюдения
и собеседования с
физическими лицами для
выявления подготовки к
совершению акта незаконного
вмешательства или
совершения незаконного
вмешательства на
железнодорожном транспорте
ВСЕГО

Содержание учебного материала
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств.
Сведения, отражаемые в плане обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств.
Утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы.
Содержание учебного материала
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности . применяемые на
железнодорожном транспорте.
Технические средства видеонаблюдения ( мониторинг, обнаружение, идентификация,
распознавание ) .
Система охранной сигнализации.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы.
Подготовка сообщений по тематики:
-технические средства досмотра пассажиров, ручной клади и грузов:
-ручной металлообнаружитель;
-стационарный многозонный металлообнаружитель;
-портативный обнаружительпаров взрывчатых веществ.
Взрывозащитные средства.
Новые разработки в сфере технических средств обеспечения транспортной безопасности на
железнодорожном транспорте.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы. Подготовка к
дифференцированному зачету

Дифференцированный зачет

1

2

10
1

3

10

10

2
72

7

3 УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Безопасность жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– комплект учебно-наглядных пособий;
– методические материалы.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Транспортная безопасность: конспект лекций. – М.: ФГБУ ДПО
«Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном
транспорте», 2016. – 89 с. Режим доступа: http://umczdt.ru/books/49/30036/—
ЭБ «УМЦ ЖДТ».
Дополнительные источники:
2.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 195-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с обеспечением транспортной безопасности». Справочно-правовая система
«Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru.
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2007 (ред. от
28.02.2023) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru.
4.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от
05.11.2009 (ред. от 03.02.2020) № 1653-р «Об утверждении перечня работ,
связанных с обеспечением транспортной безопасности». Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru.
5.
Приказ Минтранса России от 26.02.2019 N 58 (ред. от 01.11.2021)
"О внесении изменений в Порядок разработки планов обеспечения
транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств, утвержденный приказом Министерства транспорта
Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. N 34, и в Порядок проведения
8

оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 12 апреля 2010 г. N 87" (Зарегистрировано в Минюсте России
28.03.2019 N 54201) Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
[Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru.
6.
Приказ Минтранса РФ N 52, ФСБ РФ N 112, МВД РФ N 134 от
05.03.2010 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения
актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ
02.04.2010 N 16782) Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
[Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru.
7.
Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 № 35ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» Справочноправовая система «Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа:
www.consultant.ru.
Интернет-ресурсы:
8. Сайт «СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея,
социальная сеть». Форма доступа: www.scbist.com
9. «Железнодорожный транспорт» (журнал). Форма доступа:
www.zdt-magazine.ru
10. «Транспорт
России»
(газета).
Форма
доступа:
www.transportrussia.ru
11. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. Форма
доступа: www.mintrans.ru

9

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и
практических занятий, тестирования, зачета, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
умения:
- применять нормативную правовую
базу по транспортной безопасности в своей
профессиональной
деятельности;
обеспечивать транспортную безопасность на
объекте
своей
профессиональной
деятельности
(объекты
транспортной
инфраструктуры или транспортные средства
железнодорожного
транспорта).
знания:

­ нормативной правовой базы в сфере
транспортной
безопасности
на
железнодорожном транспорте;
­ основных задач, целей и задач
обеспечения транспортной безопасности;
­ понятий
объектов
транспортной
инфраструктуры и субъектов транспортной
инфраструктуры
(перевозчика),
применяемые в транспортной безопасности;
­ прав
и
обязанностей
субъектов
транспортной
инфраструктуры
и
перевозчиков
в
сфере
транспортной
безопасности;
­ категории и критерии категорирования
объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств железнодорожного
транспорта;
­ основ организации оценки уязвимости
объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств железнодорожного
транспорта;
­ видов и форм актов незаконного
вмешательства в деятельность транспортного
комплекса;
­ инженерно-технических
систем
обеспечения транспортной безопасности на
железнодорожном транспорте.

Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
текущий контроль в форме устного опроса по
темам, защиты практических занятий,
ответов
на
контрольные
вопросы,
выполнения
индивидуальных
заданий
(сообщений, презентаций, рефератов)
Промежуточный контроль
дифференцированный зачет.
текущий контроль в форме устного опроса по
темам, защиты практических занятий,
ответов
на
контрольные
вопросы,
выполнения
индивидуальных
заданий
(сообщений, презентаций, рефератов)
Промежуточный контроль
дифференцированный зачет.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».