ПМ.04 Оператор

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» в г.Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям,
должностям служащих
«Оператор поста централизации»
для специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)

Новоалтайск
2024
1

ОДОБРЕНА
цикловой комиссией
Техника и технологии
наземного транспорта
Протокол № 1
от « 29 » августа 2024г
Председатель ЦК
_____________Е.В.Белоусова

Рабочая программа
профессионального модуля ПМ 04
разработана на основе ФГОС
среднего профессионального
образования
по специальности
23.02.01.Организация перевозок и
управление на транспорте (по
видам)

Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________Т.В.Добшикова
«30» августа 2024г.

Составитель: Белоусова Е.В., преподаватель высшей квалификационной
к5атегории филиала СГУПС в г. Новоалтайске

Согласовано:
Главный инженер
станции Алтайская

К.Е.Курчанов

2

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 4

МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 7
МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ 9

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор поста централизации»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01. Организация перевозок
и управление на транспорте (по видам) в части освоения основного вида
профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных
компетенций (ПК).
ПК 4.1Приготавливать маршрут движения с пульта управления поста
централизации и пульта местного управления;
ПК 4.2 Обеспечивать безопасность движения поездов в обслуживаемом
маневровом районе.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке рабочих по профессиям: Оператор поста централизации.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля — требования к результатам
освоения профессионального модуля
В целях овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-выполнение операций по приготовлению маршрутов приема, отправления,
пропуска поездов и маневровых передвижений с пульта поста централизации и
пульта местного управления;
уметь:
-переводить централизованные и нецентрализованные стрелки, управлять
сигналами с пульта поста централизации и пульта местного управления;
- контролировать правильность приготовления маршрутов по показаниям
приборов управления и в условиях нарушения нормальной работы устройств
сигнализации, централизации и блокировки;
-подавать звуковые и видимые сигналы при приеме, отправлении, пропуске
поездов и производстве маневровой работы;
-переводить централизованную стрелку курбелем, проверять свободность
железнодорожного пути;
знать:
-устройство и техническое оснащение железнодорожной станции;
-техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы
железнодорожной станции;
4

-устройство и правила эксплуатации стрелочных переводов;
-устройство и правила эксплуатации средств сигнализации, централизации и
связи;
-основные принципы организации эксплуатационной, грузовой и коммерческой
работы железных дорог.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
профессионального модуля: всего — 144 часов.
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является
овладение обучающимися видом профессии (ВПД) «Выполнение работ по
рабочей профессии «Оператор поста централизации», в том числе
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 4.1

Наименование результата обучения
Приготавливать маршрут движения с пульта управления поста
централизации и пульта местного управления

ПК 4.2

Обеспечивать безопасность движения поездов в обслуживаемом
маневровом районе
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
Пользоваться
профессиональной
документацией
на

ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.

ОК 7.

ОК 9.

5

государственном и иностранном языках

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Коды
формируемых
компетенций
1
ПК 4.1-4.2

Наименование
профессионального
модуля

Виды работ

Объем
времени,
час

2

3

4

ПМ. 04.
Выполнение работ
по одной или
нескольким
профессиям рабочих
должностям
служащих
«Оператор поста
централизации»

Теоретическое обучение
1. Правила внутреннего трудового распорядка. Структура контроля состояния
охраны труда в ОАО «РЖД». Виды и задачи инструктажей по охране труда.
Комплексная система оценки состояния охраны труда на производстве в ОАО
«РЖД». Понятие несчастного случая.
2.Пожарная безопасность. Электробезопасность. Оказание первой доврачебной
помощи. Специфические особенности условий труда. Маршруты служебного и
технологического прохода. Меры безопасности при нахождении на
железнодорожных путях.
3.Должностная инструкционная карта оператора поста централизации.

36
4

4.Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации:
Разделы I, II, III, IV, V, VI,VII,VIII, IX
5.Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской
Федерации: главы I, II, III, IV- пункты 42,44,50,52, глава V- все пункты кроме 60, 66,
глава VI-пункты 67-72, 75, 79, 80, глава VII- пункты 88, 90-92, главы VIII, IX, X, XI
(для участков, где применяются семафоры).
6.Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном
транспорте Российской Федерации: общие положения, приложение № 1- пункты 1, 2,
5-20, 29, 33, 34, приложение № 2, приложение № 3- пункты 1-3, 6, 8-10, 22, 23,
приложение № 4- пункты 1-5, приложения № 5, 6,7 приложение № 8- пункты 1-8, 1317, приложение № 9- пункты 1-7, 27-32,35, приложение № 10- пункты 1, 5-8,
приложение № 12, приложение № 15, приложение № 13- пункты 8, 9,. приложение №
11- пункты 1-5, приложения № 17, 19, приложение № 20- пункты 1-3, 40, 41, 42.
7.Технологический процесс работы станции (для промежуточной станции- тех.карта)

4

8.Техническо-распорядительный акт железнодорожной станции

4

4

2

4

4

2

7

9.Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при технической
эксплуатации устройств СЦБ, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от
20.09.2011г. № 2055р
10.Правила учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков
на железнодорожных станциях и в структурных подразделениях Центральной
дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» ЦД-6р от 24.01.2012г.
11.Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве
путевых работ, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.16г.№2540р

4

Практический курс

108

2

2

1. Изучение инструкции о пользования устройствами СЦБ. Основные приборы.
Схема станции. Оборудование перегонов.

6

2. Действие ОПЦ при приеме и сдаче дежурства, порядок заполнения документации (ДУ2,ДУ-58, ДУ-60, ДУ-61) .

10

3. Порядок приготовления маршрутов приема, отправления, пропуска пассажирских и
грузовых поездов с пульта поста централизации. Оповещение заданных маршрутов
по парковой связи.
4. Передача и прием информации от операторов СТЦ, ДСП соседних станций.
Передача информации ДНЦ по нумерации составов, локомотивов по времени
прибытия, проследования и отправления поезд
5.Закрепление подвижного состава на путях станции, регламент переговоров по
закреплению, ведение документации.

10

6. Обеспечение безопасности движения в обслуживаемом маневровом районе под
руководством ДСП. Регламент переговоров при производстве маневровой работы.
7.Действия ОПЦ в нестандартных и аварийных ситуациях. Перевод стрелки
курбелем. Проверка свободности пути. Регламент переговоров. Порядок
приготовления маршрутов при неисправных устройствах СЦБ. Подача видимых и
звуковых сигналов.
8. Соблюдение норм охраны труда и техники безопасности, организация рабочего
места

18

Итого:

4

10

30

20
144

8

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4.1 Требования к материально-техническому обеспечению практики
Программа
реализуется
на рабочих местах
предприятий и
структурных подразделений ОАО «РЖД» на основании договоров,
заключенных между филиалом и каждым структурным подразделением.
Производственные предприятия баз практик должны быть оборудованы
согласно действующим санитарным и противопожарным нормам, а также
требованиям техники безопасности, а также должны быть оснащены
необходимым современным оборудованием; иметь квалифицированный
персонал, и, по возможности, близкое территориальное расположение.
Базой практики могут быть:
-Алтайский центр организации работы железнодорожных станций структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции управления
движением – структурного подразделения Центральной дирекции
управления движением – филиала ОАО «РЖД».
- Станция Алтайская Зап.Сиб.ж.д.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Боровикова
М.С.
Организация
перевозочного
процесса
на
железнодорожном транспорте: учебник [Текст]-М,:ООО «Издательский дом
«Автограф», 2014.-412 с.
2.Семенов В.М.Организация перевозок грузов: учебник для студ.учреждений
сред. проф. образования. [Текст]- М.: Издательский центр «Академия»,
2013.-304 с.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте (по видам) –Приказ от 22 апреля
2014 года № 376
4. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
[Текст]: утв. Приказом Минтранса России от 23июля2022 № 250: ввод в
действие с 01.08.2022
5.Инструкция по подготовке к работе в зимний период и организации
снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных
подразделениях ОАО «РЖД» [Текст]:от 22 октября 2013 г № 2243 -р
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы
6.«Железнодорожный
транспорт
(журнал).
Форма
www.zdtmagazine.ru/redakt/redakt.htp.
7. ОАО «РЖД»: официальный сайт.- Форма доступа: www.rzd.ru.

доступа:

9

4.3. Общие требования к организации
образовательного процесса
производственной практики (по профилю специальности)
Практическая подготовка по производственной практике (по профилю
специальности) проводится концентрировано.
До начала практики заключаются договоры с предприятиями о проведении
практики, разрабатываются и согласовываются планы проведения практики,
издается приказ по филиалу о проведении практики, выдаются задания
студентам и организовывается контроль прохождения практики.
4.4.
Кадровое
обеспечение
образовательного
процесса
производственной практики (по профилю специальности)
Требования к руководителям практики
Руководство производственной практикой (по профилю специальности)
осуществляют преподаватели профессиональных модулей, а также работники
предприятий, закрепленные за обучающимися.
Преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование по
профилю специальности, проходить обязательную стажировку в профильных
организациях не реже 1-го раза в 3 года.
Руководители от образовательной организации:
-осуществляют контроль за прохождением практики обучающимися;
-оценивают результаты выполнения практикантом программы практики;
- контролируют сдачу обучающимися отчетов по практике и участвуют в
проведении аттестации по итогам практики.
Требования к руководителям практики от предприятия
-организует практику обучающимся в соответствии с программой практики;
-обеспечивает проведение инструктажей по охране труда и технике
безопасности в организации;
-обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимся,
отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
-контролирует соблюдение обучающимися трудовой дисциплины на
предприятии и сообщает филиалу о случаях нарушения обучающимися правил
внутреннего трудового распорядка и прохождения практики.
5.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 4.1 Приготавливать маршрут
движения с пульта управления
поста централизации и пульта
местного управления

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и оценки

-выполнение
операций
по
приготовлению
маршрутов
приема, отправления , пропуска
поездов с пульта управления

-экспертная
оценка
деятельности
на
практике;
-дифференцированный
10

Обеспечивать
безопасность движения поездов
в обслуживаемом маневровом
районе

ПК4.2

устройствами ЭЦ,
-передача информации ДНЦ по
нумерации
составов,
локомотивов
по
времени
прибытия, проследования и
отправления поездов;
- передача и прием информации
от операторов СТЦ, ДСП
соседних станций;
- ведение документации;
-регламент переговоров.

зачет в ходе защиты
практики;
-конференция
по
итогам практики

-выполнение
операций
по
приготовлению
маршрутов
маневровых передвижений с
пульта
управления
устройствами ЭЦ,
-закрепление
подвижного
состава на путях станции в
соответствии с ТРА;
–контроль
правильности
приготовления маршрутов по
показаниям приборов аппаратов
управления и в нестандартных
и аварийных ситуациях;
-перевод стрелки курбелем;
-проверка свободности пути;
-подача видимых и звуковых
сигналов;
-регламент переговоров;
- соблюдение норм охраны
труда и техники безопасности,
организация рабочего места;

-экспертная
оценка
деятельности
на
практике;
-дифференцированный
зачет в ходе защиты
практики;
-конференция
по
итогам практики

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».