Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г.Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих «Оператор поста централизации» для специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Новоалтайск 2024 1 ОДОБРЕНА цикловой комиссией Техника и технологии наземного транспорта Протокол № 1 от « 29 » августа 2024г Председатель ЦК _____________Е.В.Белоусова Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04 разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 23.02.01.Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Т.В.Добшикова «30» августа 2024г. Составитель: Белоусова Е.В., преподаватель высшей квалификационной к5атегории филиала СГУПС в г. Новоалтайске Согласовано: Главный инженер станции Алтайская К.Е.Курчанов 2 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 4 МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 7 МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 9 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор поста централизации» 1.1. Область применения программы Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК). ПК 4.1Приготавливать маршрут движения с пульта управления поста централизации и пульта местного управления; ПК 4.2 Обеспечивать безопасность движения поездов в обслуживаемом маневровом районе. Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих по профессиям: Оператор поста централизации. 1.2. Цели и задачи профессионального модуля — требования к результатам освоения профессионального модуля В целях овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: -выполнение операций по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений с пульта поста централизации и пульта местного управления; уметь: -переводить централизованные и нецентрализованные стрелки, управлять сигналами с пульта поста централизации и пульта местного управления; - контролировать правильность приготовления маршрутов по показаниям приборов управления и в условиях нарушения нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки; -подавать звуковые и видимые сигналы при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы; -переводить централизованную стрелку курбелем, проверять свободность железнодорожного пути; знать: -устройство и техническое оснащение железнодорожной станции; -техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы железнодорожной станции; 4 -устройство и правила эксплуатации стрелочных переводов; -устройство и правила эксплуатации средств сигнализации, централизации и связи; -основные принципы организации эксплуатационной, грузовой и коммерческой работы железных дорог. 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля: всего — 144 часов. 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессии (ВПД) «Выполнение работ по рабочей профессии «Оператор поста централизации», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код ПК 4.1 Наименование результата обучения Приготавливать маршрут движения с пульта управления поста централизации и пульта местного управления ПК 4.2 Обеспечивать безопасность движения поездов в обслуживаемом маневровом районе Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Пользоваться профессиональной документацией на ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 9. 5 государственном и иностранном языках 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Коды формируемых компетенций 1 ПК 4.1-4.2 Наименование профессионального модуля Виды работ Объем времени, час 2 3 4 ПМ. 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих должностям служащих «Оператор поста централизации» Теоретическое обучение 1. Правила внутреннего трудового распорядка. Структура контроля состояния охраны труда в ОАО «РЖД». Виды и задачи инструктажей по охране труда. Комплексная система оценки состояния охраны труда на производстве в ОАО «РЖД». Понятие несчастного случая. 2.Пожарная безопасность. Электробезопасность. Оказание первой доврачебной помощи. Специфические особенности условий труда. Маршруты служебного и технологического прохода. Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях. 3.Должностная инструкционная карта оператора поста централизации. 36 4 4.Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: Разделы I, II, III, IV, V, VI,VII,VIII, IX 5.Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации: главы I, II, III, IV- пункты 42,44,50,52, глава V- все пункты кроме 60, 66, глава VI-пункты 67-72, 75, 79, 80, глава VII- пункты 88, 90-92, главы VIII, IX, X, XI (для участков, где применяются семафоры). 6.Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации: общие положения, приложение № 1- пункты 1, 2, 5-20, 29, 33, 34, приложение № 2, приложение № 3- пункты 1-3, 6, 8-10, 22, 23, приложение № 4- пункты 1-5, приложения № 5, 6,7 приложение № 8- пункты 1-8, 1317, приложение № 9- пункты 1-7, 27-32,35, приложение № 10- пункты 1, 5-8, приложение № 12, приложение № 15, приложение № 13- пункты 8, 9,. приложение № 11- пункты 1-5, приложения № 17, 19, приложение № 20- пункты 1-3, 40, 41, 42. 7.Технологический процесс работы станции (для промежуточной станции- тех.карта) 4 8.Техническо-распорядительный акт железнодорожной станции 4 4 2 4 4 2 7 9.Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при технической эксплуатации устройств СЦБ, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 20.09.2011г. № 2055р 10.Правила учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков на железнодорожных станциях и в структурных подразделениях Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» ЦД-6р от 24.01.2012г. 11.Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.16г.№2540р 4 Практический курс 108 2 2 1. Изучение инструкции о пользования устройствами СЦБ. Основные приборы. Схема станции. Оборудование перегонов. 6 2. Действие ОПЦ при приеме и сдаче дежурства, порядок заполнения документации (ДУ2,ДУ-58, ДУ-60, ДУ-61) . 10 3. Порядок приготовления маршрутов приема, отправления, пропуска пассажирских и грузовых поездов с пульта поста централизации. Оповещение заданных маршрутов по парковой связи. 4. Передача и прием информации от операторов СТЦ, ДСП соседних станций. Передача информации ДНЦ по нумерации составов, локомотивов по времени прибытия, проследования и отправления поезд 5.Закрепление подвижного состава на путях станции, регламент переговоров по закреплению, ведение документации. 10 6. Обеспечение безопасности движения в обслуживаемом маневровом районе под руководством ДСП. Регламент переговоров при производстве маневровой работы. 7.Действия ОПЦ в нестандартных и аварийных ситуациях. Перевод стрелки курбелем. Проверка свободности пути. Регламент переговоров. Порядок приготовления маршрутов при неисправных устройствах СЦБ. Подача видимых и звуковых сигналов. 8. Соблюдение норм охраны труда и техники безопасности, организация рабочего места 18 Итого: 4 10 30 20 144 8 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1 Требования к материально-техническому обеспечению практики Программа реализуется на рабочих местах предприятий и структурных подразделений ОАО «РЖД» на основании договоров, заключенных между филиалом и каждым структурным подразделением. Производственные предприятия баз практик должны быть оборудованы согласно действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности, а также должны быть оснащены необходимым современным оборудованием; иметь квалифицированный персонал, и, по возможности, близкое территориальное расположение. Базой практики могут быть: -Алтайский центр организации работы железнодорожных станций структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». - Станция Алтайская Зап.Сиб.ж.д. 4.2 Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1.Боровикова М.С. Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте: учебник [Текст]-М,:ООО «Издательский дом «Автограф», 2014.-412 с. 2.Семенов В.М.Организация перевозок грузов: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования. [Текст]- М.: Издательский центр «Академия», 2013.-304 с. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) –Приказ от 22 апреля 2014 года № 376 4. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [Текст]: утв. Приказом Минтранса России от 23июля2022 № 250: ввод в действие с 01.08.2022 5.Инструкция по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» [Текст]:от 22 октября 2013 г № 2243 -р Дополнительные источники: Интернет-ресурсы 6.«Железнодорожный транспорт (журнал). Форма www.zdtmagazine.ru/redakt/redakt.htp. 7. ОАО «РЖД»: официальный сайт.- Форма доступа: www.rzd.ru. доступа: 9 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса производственной практики (по профилю специальности) Практическая подготовка по производственной практике (по профилю специальности) проводится концентрировано. До начала практики заключаются договоры с предприятиями о проведении практики, разрабатываются и согласовываются планы проведения практики, издается приказ по филиалу о проведении практики, выдаются задания студентам и организовывается контроль прохождения практики. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса производственной практики (по профилю специальности) Требования к руководителям практики Руководство производственной практикой (по профилю специальности) осуществляют преподаватели профессиональных модулей, а также работники предприятий, закрепленные за обучающимися. Преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование по профилю специальности, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Руководители от образовательной организации: -осуществляют контроль за прохождением практики обучающимися; -оценивают результаты выполнения практикантом программы практики; - контролируют сдачу обучающимися отчетов по практике и участвуют в проведении аттестации по итогам практики. Требования к руководителям практики от предприятия -организует практику обучающимся в соответствии с программой практики; -обеспечивает проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности в организации; -обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда; -контролирует соблюдение обучающимися трудовой дисциплины на предприятии и сообщает филиалу о случаях нарушения обучающимися правил внутреннего трудового распорядка и прохождения практики. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК 4.1 Приготавливать маршрут движения с пульта управления поста централизации и пульта местного управления Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки -выполнение операций по приготовлению маршрутов приема, отправления , пропуска поездов с пульта управления -экспертная оценка деятельности на практике; -дифференцированный 10 Обеспечивать безопасность движения поездов в обслуживаемом маневровом районе ПК4.2 устройствами ЭЦ, -передача информации ДНЦ по нумерации составов, локомотивов по времени прибытия, проследования и отправления поездов; - передача и прием информации от операторов СТЦ, ДСП соседних станций; - ведение документации; -регламент переговоров. зачет в ходе защиты практики; -конференция по итогам практики -выполнение операций по приготовлению маршрутов маневровых передвижений с пульта управления устройствами ЭЦ, -закрепление подвижного состава на путях станции в соответствии с ТРА; –контроль правильности приготовления маршрутов по показаниям приборов аппаратов управления и в нестандартных и аварийных ситуациях; -перевод стрелки курбелем; -проверка свободности пути; -подача видимых и звуковых сигналов; -регламент переговоров; - соблюдение норм охраны труда и техники безопасности, организация рабочего места; -экспертная оценка деятельности на практике; -дифференцированный зачет в ходе защиты практики; -конференция по итогам практики 11