Содержание 1Общие положения 1.1Понятие «Программы подготовки специалистов среднего звена» по специальности 1.2Нормативные документы для разработки ППССЗ 1.3Основные характеристики ППССЗ по специальности 1.3.1Миссия, цели программы 1.3.2Объем ППССЗ 2Характеристика профессиональной деятельности выпускников ППССЗ по специальности 2.1Область профессиональной деятельности выпускников 2.2 Виды профессиональной деятельности выпускников 3Планируемые результаты освоения ППССЗ 3.1Общие компетенции 3.2Профессиональные компетенции 3.3 Перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих 4Документационное обеспечение ППССЗ по специальности 4.1Учебный план 4.2Календарный учебный график 4.3 Программы учебных дисциплин, профессиональных модулей 4.4Программы учебной и производственной практик 4.5Программа государственной итоговой аттестации 4.6Фонды оценочных средств 5 Условия реализации ППССЗ 5.1 Материально-техническое оснащение 5.2 Кадровое обеспечениеППССЗ 5.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение ППССЗ 3 3 3 4 4 4 6 6 6 7 7 9 14 15 15 15 15 15 15 15 15 15 19 19 2 1Общие положения 1.1 Понятие Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) представляет собой комплекс документов, разработанный на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 139 от 28 февраля 2018г., с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей.. ППССЗ регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной специальности и включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин, рабочие программы профессиональных модулей, программы учебной и производственной практик, фонд оценочных средств, программу государственной итоговой аттестации и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. 1.2 Нормативные документы для разработки ППССЗ Нижеперечисленные документы составляют нормативную правовую базу разработки ППССЗ по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2018г № 139, зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2018 г. N 50489; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования", зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200 (в редакции от 15.12.2014г.); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291, зарегистрирован в Минюсте России 14 июня 2013 г. рег.№ 28785 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (в редакции от 18.08.2016г.); - Приказ Минобрнауки от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего 3 профессионального образования» (в редакции от 31.01.2014г.); - Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30861); - Профессиональный стандарт «Работник по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной автоматики и телемеханики», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от №;772н от 23 октября 2015 г; Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», утвержденный приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 04.12.2015г. № 552. 1.3 Основные характеристики ППССЗ по специальности 1.3.1Миссия, цели программы Миссия программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте состоит в создании, поддержании и ежегодном обновлении условий, обеспечивающих качественную подготовку техника в соответствии с требованиями современного рынка труда, с учетом запросов работодателей, особенностями развития региона, современной техники и технологий. В области обучения целью программы является подготовка специалиста, обладающего общими и профессиональными компетенциями, в соответствии с требованиями ФГОС, способного к саморазвитию и самообразованию. В области воспитания личности целью программы является формирование социально-личностных и профессионально важных качеств выпускников: целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникабельности, умения работать в коллективе, ответственности за конечный результат профессиональной деятельности, адаптивности. 1.3.2 Объем ППССЗ Сроки получения СПО по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1: Таблица 1 – Сроки освоения ППССЗ Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ Наименование квалификации базовой подготовки Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения среднее общее образование Техник 2 года 10 месяцев Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются: 4 для обучающихся заочной формы обучения на базе среднего общего образования – не более чем на 1 год. Трудоемкость освоения обучающимся ППССЗ за весь период обучения приведен в таблице 2. Таблица 2 – Трудоемкость ППССЗ Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ на базе среднего общего образования Общий объем образовательной программы, час 4644 Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет: среднее общее образование Обучение по учебным циклам Учебная практика Производственная практика (по профилю специальности) 88 нед. 26 нед. Производственная практика (преддипломная) 4 нед. Государственная итоговая аттестация 6 нед. Каникулы 23 нед. Итого 147 нед. Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в заочной форме специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) на базе среднего общего образования составляет 199 недель, в том числе: Учебные циклы Обучение по учебным циклам Учебная практика Производственная практика (по профилю специальности) Производственная практика (преддипломная) Государственная итоговая аттестация Каникулы Итого Число недель 128 нед. 26 нед. 4 нед. 6 нед. 35 нед. 199 нед. 5 2 Характеристика профессиональной деятельности выпускников ППССЗ по специальности 2.1 Область профессиональной деятельности выпускников: 17 Транспорт 2.2 Виды профессиональной деятельности выпускников: Наименование основных видов деятельности ВД 01. Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики ВД 02. Техническое обслуживание устройств систем сигнализации, централизации и блокировки, железнодорожной автоматики и телемеханики. ВД 03. Организация и проведение ремонта и регулировки устройств и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки, железнодорожной автоматики и телемеханики. ВД.06 Освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих Наименование профессиональных модулей Квалификац ия/ сочетание техник, старший техник техник ПМ 01. Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики техник ПМ 02. Техническое обслуживание устройств систем СЦБ и ЖАТ и и и техник ПМ.06 Освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих техник ПМ 03. Организация проведение ремонта регулировки устройств приборов систем СЦБ и ЖАТ 6 3 Планируемые результаты освоения ППССЗ Код компетенци и 3.1 Общие компетенции ОК 01 Формулировка компетенции Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная траектории профессионального терминология; возможные развития и самообразования ОК 04 ОК 05 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе 7 Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. Умения: описывать значимость своей профессии (специальности) социального и культурного контекста. ОК 06 ОК 07 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих й Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности) Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. ОК 09 Использовать информационные технологии профессиональной деятельности в ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; перенапряжения пользоваться средствами профилактики характерными для данной профессии (специальности) Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы профессиональной здорового образа жизни; условия деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); средства профилактики перенапряжения Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и профессиональной деятельности; особенности процессов произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в деятельности; оформлять бизнес-план; профессиональной процентным ставкам рассчитывать размеры выплат по кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты 8 Основные виды деятельности 1 ВД 01. Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики. 3.2 Профессиональные компетенции Код и наименование компетенции 2 ПК 1.1. Анализировать работу станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики по принципиальным схемам. ПК 1.2. Определять и устранять отказы в работе станционных, Показатели освоения компетенции 3 Практический опыт: логического анализа работы станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики по принципиальным Умения: – читать принципиальные схемы станционных устройств автоматики; -выполнять работы по проектированию отдельных элементов оборудования участка перегона системами интервального регулирования движения поездов; анализировать процесс функционирования микропроцессорных и диагностических систем автоматики и обработки поступающей телемеханики в процессе информации; - проводить комплексный контроль работоспособности аппаратуры микропроцессорных и диагностических систем автоматики и телемеханики; анализировать результаты комплексного контроля работоспособности аппаратуры микропроцессорных и Знания: – логики построения, типовых схемных решений станционных систем автоматики; – принципов построения принципиальных и блочных схем систем автоматизации и механизации сортировочных железнодорожных станций; принципов осигнализования и маршрутизации железнодорожных станций; – основ проектирования при оборудовании железнодорожных станций устройствами станционной автоматики; – принципов работы станционных систем электрической централизации по принципиальным и блочным схемам; принципов работы схем автоматизации и механизации железнодорожных станций по сортировочных принципиальным и блочным схемам; – принципов построения кабельных сетей на железнодорожных станциях; – принципов расстановки сигналов на перегонах; – основ проектирования при оборудовании перегонов перегонными системами автоматики для интервального регулирования движения поездов на перегонах; – принципов построения принципиальных схем перегонных систем автоматики; – принципов работы принципиальных схем перегонных систем автоматики; – принципов построения путевого и кабельного планов перегона; – логики и типовых решений построения аппаратуры микропроцессорных и диагностических систем автоматики и телемеханики; – структуры и принципов построения микропроцессорных и Практический опыт: логического анализа работы станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики по принципиальным схемам. 9 перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики ПК 1.3. Выполнять требования по эксплуатации станционных, перегонных микропроцессорных и диагностических систем автоматики. ВД 02. Техническое обслуживание устройств систем СЦБ и ЖАТ. ПК 2.1. Обеспечивать техническое обслуживание устройств СЦБ и систем ЖАТ. Умения: – контролировать работу станционных устройств и систем автоматики; – контролировать работу перегонных систем автоматики; контролировать работу микропроцессорных и диагностических систем автоматики и телемеханики; – анализировать процесс функционирования микропроцессорных и диагностических систем автоматики и обработки поступающей телемеханики в процессе информации. Знания: – алгоритма функционирования станционных систем автоматики; ф Практический опыт: построения и эксплуатации станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики Умения: – выполнять замену приборов и устройств станционного оборудования; – выполнять замену приборов и устройств перегонного оборудования; – проводить комплексный контроль работоспособности аппаратуры микропроцессорных и диагностических систем автоматики и телемеханики; – производить замену субблоков и элементов устройств аппаратуры микропроцессорных и диагностических систем автоматики и телемеханики. Знания: – – эксплуатационно-технические основы оборудования – железнодорожных станций системами автоматики; эксплуатационно– технические основы оборудования перегонов системами – интервального регулирования движения поездов; – – эксплуатационно-технические основы оборудования – железнодорожных станций и перегонов микропроцессорными Практический опыт: –технического обслуживания, монтажа и наладки систем железнодорожной автоматики, аппаратуры электропитания и линейных устройств; – применения инструкций и нормативных документов, регламентирующих технологию выполнения работ и безопасность движения поездов. Умения: – выполнять основные виды работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной автоматики, аппаратуры электропитания и линейных устройств в соответствии требованиями технологических процессов; – читать монтажные в соответствии с принципиальными схемами устройств и систем железнодорожной автоматики; – обеспечивать безопасность движения при производстве обслуживанию устройств железнодорожной работ по автоматики. 10 Знания: – технологии обслуживания и ремонта устройств СЦБ и железнодорожной автоматики, аппаратуры систем электропитания и линейных устройств СЦБ; – способы организации электропитания систем автоматики и телемеханики; – правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и инструкций, регламентирующих безопасность движения поездов. ПК 2.2. Выполнять работы по техническому обслуживанию устройств электропитания систем железнодорожной автоматики. ПК 2.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию линий железнодорожной автоматики. Практический опыт: – выполнения работы по техническому обслуживанию электропитания систем железнодорожной устройств автоматики; – применения инструкций и нормативных документов, регламентирующих технологию выполнения работ и безопасность движения поездов. Умения: – выполнять основные виды работ по техническому устройств электропитания систем обслуживанию железнодорожной автоматики; – читать монтажные в соответствии с принципиальными схемами устройств и систем железнодорожной автоматики; обеспечивать безопасность движения при производстве работ по обслуживанию устройств железнодорожной автоматики. Знания: – технологии обслуживания и ремонта устройств электропитания систем железнодорожной автоматики; – способы организации электропитания систем автоматики и телемеханики; 1. правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и инструкций, регламентирующих безопасность движения поездов. Практический опыт: – выполнения работы по техническому обслуживанию линий железнодорожной автоматики; – применения инструкций и нормативных документов, регламентирующих технологию выполнения работ и безопасность движения поездов. Умения: – выполнять основные виды работ по техническому обслуживанию линий железнодорожной автоматики; – читать монтажные в соответствии с принципиальными схемами устройств и систем железнодорожной автоматики; – обеспечивать безопасность движения при производстве работ по обслуживанию устройств железнодорожной автоматики. Знания: – технологии обслуживания и ремонта линий железнодорожной автоматики; . правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и инструкций, регламентирующих безопасность движения поездов. ПК 2.4. Организовывать работу по обслуживанию, монтажу и наладке систем Практический опыт: – организации работы по обслуживанию, монтажу и наладке систем железнодорожной автоматики; – применения инструкций и нормативных документов, регламентирующих технологию выполнения работ и безопасность движения поездов. 11 железнодорожной автоматики. Умения: – читать монтажные в соответствии с принципиальными схемами устройств и систем железнодорожной автоматики; – осуществлять монтаж и пусконаладочные работы систем железнодорожной автоматики; – обеспечивать безопасность движения при производстве работ по обслуживанию устройств железнодорожной автоматики. Знания: – приемов монтажа и наладки устройств СЦБ и систем железнодорожной автоматики, аппаратуры электропитания и линейных устройств СЦБ; особенности монтажа, регулировки и эксплуатации аппаратуры электропитания устройств СЦБ; – правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и инструкций, регламентирующих безопасность движения поездов. ПК 2.5. Определять экономическую эффективность применения устройств автоматики и методов их обслуживания. ПК 2.6. Выполнять требования технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения. Практический опыт: – определения экономической эффективности применения устройств автоматики и методов их обслуживания. Умения: – определять экономическую эффективность применения устройств автоматики и методов их обслуживания; – выполнять основные виды работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной автоматики, аппаратуры электропитания и линейных устройств в соответствии с требованиями технологических процессов; – обеспечивать безопасность движения при производстве обслуживанию устройств железнодорожной работ по автоматики. Знания: – методики расчета экономической эффективности применения устройств автоматики и методов их обслуживания; . технологии обслуживания и ремонта устройств СЦБ и систем железнодорожной автоматики, аппаратуры электропитания и линейных устройств СЦБ; . правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и инструкции, регламентирующие безопасность движения поездов. Практический опыт: – выполнения требований технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения; – применения инструкций и нормативных документов, регламентирующих требования технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения. Умения: – обеспечивать безопасность движения при производстве работ по обслуживанию устройств железнодорожной автоматики. Знания: – правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и инструкции, регламентирующие безопасность движения поездов. ПК 2.7. Составлять и анализировать монтажные схемы Практический опыт: – составления и логического анализа монтажных схем устройств СЦБ и ЖАТ по принципиальным схемам. 12 устройств СЦБ и ЖАТ Умения: – читать монтажные схемы в соответствии с принципиальными по принципиальным схемам. схемами устройств и систем железнодорожной автоматики; – осуществлять монтаж и пусконаладочные работы систем железнодорожной автоматики. ВД 03. Организация и проведение ремонта и регулировки устройств и приборов систем СЦБ и систем ЖАТ. ВД 06 Освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих ПК 3.1. Производить разборку, сборку и регулировку приборов и устройств СЦБ. Знания: – приемов монтажа и наладки устройств СЦБ и систем железнодорожной автоматики, аппаратуры электропитания и линейных устройств СЦБ; особенности монтажа, регулировки и эксплуатации аппаратуры электропитания устройств СЦБ. Практический опыт: – разборки, сборки и регулировки приборов и устройств СЦБ. Умения: – измерять параметры приборов и устройств СЦБ; – регулировать параметры приборов и устройств СЦБ в соответствии с требованиями эксплуатации; – анализировать измеренные параметры приборов и устройств СЦБ. Знания: – конструкции приборов и устройств СЦБ; - принципов работы и эксплуатационных характеристик приборов и устройств СЦБ; - технологии разборки и сборки приборов и устройств СЦБ; технологии регулировки приборов и устройств СЦБ ПК 3.2. Измерять и анализировать параметры приборов и устройств СЦБ. Практический опыт: – измерения и логического анализа параметров приборов и устройств СЦБ. Умения: – измерять параметры приборов и устройств СЦБ; – регулировать параметры приборов и устройств СЦБ в соответствии с требованиями эксплуатации; – анализировать измеренные параметры приборов и устройств СЦБ. Знания: – конструкции приборов и устройств СЦБ; – принципов работы и эксплуатационных характеристик приборов и устройств СЦБ; 7 технологии разборки и сборки приборов и устройств СЦБ. ПК 3.3. Регулировать и проверять работу устройств и приборов СЦБ. Практический опыт: – регулировки и проверки работы устройств и приборов СЦБ. Выполнение работ по профессии Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и Умения: – регулировать параметры приборов и устройств СЦБ в соответствии с требованиями эксплуатации; – анализировать измеренные параметры приборов и устройств СЦБ; – проводить тестовый контроль работоспособности Знания: – конструкции приборов и устройств СЦБ; − технологии разборки и сборки приборов и устройств СЦБ; технологии ремонта и регулировки приборов и устройств СЦБ. Практический опыт: – технического обслуживания, текущего ремонта, монтажа, регулировки устройств и систем механической и электрической централизации ЖАТ; – технического обслуживания устройств автоблокировки, ремонта, монтажа и регулировки напольных устройств СЦБ и ЖАТ 13 блокировки Умения: - содержать в исправном состоянии, ремонтировать, регулировать, заменять неисправные устройства систем ЖАТ; - производить монтаж механических частей устройств СЦБ в соответствии с утвержденным графиком; - выполнять настройку и регулировку электрических элементов устройств СЦБ; - проверять в процессе технического обслуживания состояние монтажа, крепления и внешний вид аппаратуры, срабатывание и работоспособность элементов устройств СЦБ; анализировать причины отказов и неисправностей электромеханических элементов и устройств СЦБ и принимать меры по их устранению; - производить испытания средств контроля электрических цепей блокировки, систем централизации и сигнализации; - наблюдать за правильной эксплуатацией устройств СЦБ и систем ЖАТ, соблюдать правила безопасности труда, электробезопасности, пожарной безопасности. Знания: - основ электротехники и электроники; - устройств, правил и норм технического обслуживания, ремонта, монтажа и регулировки механических частей устройства систем ЖАТ; - устройств, принципа действия, технических характеристик и конструктивных особенностей приборов и оборудования СЦБ; - технологии работ по монтажу аппаратуры систем СЦБ и исполнительных устройств; - - способов устранения повреждений устройств сигнализации, централизации и блокировки 3. 3 Перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих Код профессионального стандарта Наименование профессионального стандарта 1 2 17.017 Профессиональный стандарт «Работник по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной автоматики и телемеханики», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 772н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2015 г., регистрационный N 39710) Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 1 Наименование профессий рабочих, должностей служащих 2 Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки. 19810 Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке 14 4 Документационное обеспечение ППССЗ по специальности 4.1 Учебный план (Приложение 1). 4.2 Календарный учебный график (Приложение 2). 4.3 Программы учебных дисциплин, профессиональных модулей (Приложение 3). 4.4 Программы учебной и производственной практик (Приложение 4). 4.5 Программа государственной итоговой аттестации (Приложение 5). 4.6 Фонды оценочных средств (Приложение 6). 5 Условия реализации ППССЗ 5.1 Материально-техническое оснащение Перечень специальных помещений. Кабинеты: − Дисциплины ОГСЭ; − Иностранный язык; − Математика; − Информатика, компьютерное моделирование; − Экология; − Безопасность жизнедеятельности и охрана труда; − Электротехническое черчение; − Правовое обеспечение профессиональной деятельности; − Общий курс железных дорог; − Основы экономики и экономика отрасли; − Проектирование систем железнодорожной автоматики и телемеханики; − Транспортная безопасность. Лаборатории: – Электронная техника; – Электротехника и электрические измерения; – Цифровая схемотехника; – Станционные системы автоматики; – Приборы и устройства автоматики; – Электропитающие и линейные устройства автоматики и телемеханики; – Перегонные системы автоматики; – Микропроцессорные и диагностические системы автоматики; – Техническое обслуживание, анализ и ремонт приборов и устройств систем СЦБ и ЖАТ. Мастерские: – Электромонтажная; – Монтаж электронных устройств; – Монтаж устройств систем СЦБ и ЖАТ. Полигоны: 15 полигон по техническому обслуживанию устройств железнодорожной автоматики. Спортивный комплекс Залы: – библиотека, читальный зал с выходом в интернет; – актовый зал. Оснащение лабораторий, мастерских и баз практики: Лаборатория «Электронная техника» – рабочие места по количеству обучающихся; – оборудованное рабочее место преподавателя; – мультимедийное оборудование; – наглядные пособия (натурные образцы) или презентации по темам дисциплины; – стенды для выполнения лабораторных работ; – функциональные генераторы; – измерительные приборы; – наборы элементов и компонентов: полупроводниковые приборы (диоды, биполярные и полевые транзисторы, тиристоры, оптопары, цифровые и аналоговые микросхемы), резисторы (постоянные и переменные), конденсаторы (постоянные и переменные), малогабаритные трансформаторы (импульсные, согласующие, повышающие, понижающие) и др.; – комплект учебно-методической документации. Лаборатория «Электротехника и электрические измерения» – рабочие места по количеству обучающихся; – оборудованное рабочее место преподавателя; – мультимедийное оборудование; – наглядные пособия (натурные образцы) или презентации по темам дисциплины; – стенды с электроизмерительными приборами для выполнения лабораторных работ; – источники питания; – коммутационная аппаратура; – наборы резисторов, конденсаторов, катушек индуктивностей, нелинейных элементов; – измерительные механизмы и приборы различных систем; – комплект учебно-методической документации. Лаборатория «Цифровая схемотехника» – рабочие места по количеству обучающихся; – оборудованное рабочее место преподавателя; – мультимедийное оборудование; – учебно-наглядные пособия и учебно-методическая документация; – лабораторные стенды для проведения исследований базовых логических элементов и устройств в цифровых интегральных микросхемах; – процессорный комплект с набором сменных плат для исследования однокристального микропроцессора; 16 измерительные приборы; генераторы частоты и импульсов; наборы элементов и компонентов цифровой схемотехники: цифровые интегральные микросхемы, резисторы (постоянные и переменные), конденсаторы (постоянные и переменные) и др. Лаборатория «Станционные системы автоматики» – рабочие места по количеству обучающихся; – оборудованное рабочее место преподавателя; – мультимедийное оборудование; – учебно-наглядные пособия и учебно-методическая документация; – макеты, тренажеры, лабораторные стенды, модели или программные симуляторы (в том числе отдельных элементов), необходимые для проведения всех лабораторных и практических занятий, предусмотренных в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей; – измерительные приборы. Лаборатория «Приборы и устройства автоматики» – рабочие места по количеству обучающихся; – оборудованное рабочее место преподавателя; – мультимедийное оборудование; – учебно-наглядные пособия и учебно-методическая документация; – макеты, модели или программные симуляторы устройств и приборов систем СЦБ и ЖАТ – измерительные приборы и инструменты, необходимые для выполнения работ попроверке, регулировке и ремонту устройств и приборов систем СЦБ и ЖАТ. – – – Лаборатория «Электропитающие и линейные устройства автоматики и телемеханики» – рабочие места по количеству обучающихся; – оборудованное рабочее место преподавателя; – мультимедийное оборудование; – учебно-наглядные пособия или презентации, учебно-методическая документация; – макеты, тренажеры, лабораторные стенды, модели или программные симуляторы электропитающих и линейных устройств автоматики и телемеханики; – измерительные приборы. Лаборатория «Перегонные системы автоматики» – рабочие места по количеству обучающихся; – оборудованное рабочее место преподавателя; – мультимедийное оборудование; – учебно-наглядные пособия или презентации, учебно-методическая документация; – макеты, тренажеры, лабораторные стенды, модели или программные симуляторы перегонных систем железнодорожной автоматики; – измерительные приборы. Лаборатория «Микропроцессорные и диагностические системы автоматики» 17 рабочие места по количеству обучающихся; оборудованное рабочее место преподавателя; мультимедийное оборудование; учебно-наглядные пособия и учебно-методическая документации; измерительные приборы; макеты, тренажеры, лабораторные стенды, модели или программные симуляторы (в том числе отдельных элементов), необходимые для проведения всех лабораторных и практических занятий, предусмотренных в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей. Лаборатория «Техническое обслуживание, анализ и ремонт приборов и устройств систем СЦБ и ЖАТ» – рабочие места по количеству обучающихся; – оборудованное рабочее место преподавателя; – мультимедийное оборудование; – учебно-наглядные пособия и учебно-методическая документация; – макеты устройств систем СЦБ и ЖАТ; - измерительные приборы и инструмент, необходимые для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств систем СЦБ и ЖАТ. Мастерская «Электромонтажная» – рабочие места, оснащенные для выполнения электромонтажных работ; – типовой набор слесарных и электромонтажных инструментов; – оборудование и материалы для выполнения электромонтажных работ; – наглядные пособия (натурные образцы). Мастерская «Монтаж электронных устройств» – рабочие места, оснащенные для выполнения монтажных работ; – электротехническая продукция для выполнения необходимых видов работ (материалы для изготовления и монтажа печатных плат, электронные элементы, провода и т.д.); – контрольно-измерительные приборы; – комплекты радиомонтажных инструментов, необходимых для проведения всех лабораторных и практических занятий, предусмотренных в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей. Мастерская «Монтаж устройств систем СЦБ и ЖАТ» – рабочие места, оснащенные для выполнения монтажных работ; – электротехническая продукция для выполнения необходимых видов работ (разные типы реле, релейные штепсельные платы, все виды надземных муфт СЦБ и т.д.); – комплекты инструментов электромеханика для ремонта и обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ; – расходные материалы в необходимом количестве на каждого обучающегося; – измерительные приборы. Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику. Учебная практика реализуется в мастерских, лабораториях, учебном полигоне – филиал СГУПС в г. Новоалтайске, имеется необходимое оборудование, инструменты, – – – – – – 18 расходные материалы, обеспечивающие выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей. Производственная практика реализуется в организациях железнодорожного профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в области профессиональной деятельности 17 Транспорт. Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и дает возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования. 5.2 Кадровое обеспечение ППССЗ Квалификация педагогических работников отвечает квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н. Педагогические работники, привлекаемые к реализации ППССЗ, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 17 Транспорт не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. Доля педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 17 Транспорт, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, составляет не менее 25 процентов. 5.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение ППССЗ Реализация ППССЗ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, сформированного по полному перечню дисциплин. Во время самостоятельной работы обучающиеся имеют возможность выхода в сеть Интернет. Каждый обучающийся обеспечен одним печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине (модулю). Перечень используемых печатных изданий и Интернет-ресурсов приведен в рабочих программах дисциплин (модулей). ППССЗ обеспечена учебно-методической документацией по всем дисциплинам (модулям). 19 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)