Содержание 1Общие положения 1.1Понятие «Программа подготовки специалистов среднего звена» по специальности 1.2Нормативные документы для разработки ППССЗ 1.3Основные характеристики ППССЗ по специальности 1.3.1Миссия, цели программы 1.3.2Объем ППССЗ 4 4 2Характеристика профессиональной деятельности выпускников ППССЗ по специальности 2.1Область профессиональной деятельности выпускников 2.2Объекты профессиональной деятельности выпускников 2.3Виды профессиональной деятельности выпускников 3Планируемые результаты освоения ППССЗ 3.1Общие компетенции 3.2Профессиональные компетенции 6 4 5 5 5 6 6 6 7 7 7 4Документационное обеспечение ППССЗ по специальности 7 4.1Учебный план 8 4.2Календарный учебный график 9 4.3Программы учебных дисциплин, профессиональных модулей 9 4.4Программы учебной и производственной практик 9 4.5Программа Государственной итоговой аттестации 10 4.6Фонды оценочных средств 10 5Организационно-педагогические условия обеспечения 10 образовательного процесса 5.1Кадровое обеспечение 10 5.2Основные материально-технические условия обеспечения учебного процесса 10 5.3Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса 11 6 Характеристика социокультурной среды 12 7 Оценка качества освоения ППССЗ 13 7.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация 13 7.2 Государственная итоговая аттестация выпускников по 14 специальности страницы 2 1Общие положения 1.1Понятие «Программа подготовки специалистов среднего звена» по специальности Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог представляет собой комплекс документов, разработанный на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 388 от 22 апреля 2014г., с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей. ППССЗ регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной специальности и включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин, рабочие программы профессиональных модулей, программы учебной и производственной практик, фонд оценочных средств, программу государственной итоговой аттестации и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. 1.2Нормативные документы для разработки ППССЗ Нижеперечисленные документы составляют нормативную правовую базу разработки ППССЗ по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог: - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями); - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. № 388, зарегистрирован в Минюсте России 18 июня 2014 г. N 32769; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования", зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200 (в редакции от 15.12.2014г.); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291, зарегистрирован в Минюсте России 14 июня 2013 г. рег. № 28785 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (в редакции от 18.08.2016г.); 3 - Приказ Минобрнауки от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (в редакции от 31.01.2014г.); - Профессиональный стандарт «Осмотрщик-ремонтник вагонов, осмотрщик вагонов», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от07.04.2014 г № 187Н; Профессиональный стандарт «Оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.12.2015 г № 998Н; - Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», утвержденный приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 04.12.2015г. № 552; 1.3Основные характеристики ППССЗ по специальности 1.3.1Миссия, цели программы Миссия программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог состоит в создании, поддержании и ежегодном обновлении условий, обеспечивающих качественную подготовку техника в соответствии с требованиями современного рынка труда, с учетом запросов работодателей, особенностями развития региона, современной техники и технологий. В области обучения целью программы является подготовка специалиста, обладающего общими и профессиональными компетенциями, в соответствии с требованиями ФГОС, способного к саморазвитию и самообразованию. В области воспитания личности целью программы является формирование социально-личностных и профессионально важных качеств выпускников: целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникабельности, умения работать в коллективе, ответственности за конечный результат профессиональной деятельности, адаптивности. 1.3.2Объем ППССЗ Сроки получения СПО по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в таблице: Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ среднее общее образование основное общее образование Наименование квалификации базовой подготовки Техник Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения 2 года 10 месяцев 3 года 10 месяцев 4 При приеме обучающихся на базе основного общего образования реализуется федеральный государственный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ с учетом получаемой специальности СПО (технический профиль). Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются: для обучающихся заочной формы обучения на базе среднего общего образования – не более чем на 1 год. Трудоемкость освоения обучающимися ППССЗ за весь период обучения приведена в таблице: Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ среднее общее образование основное общее образование Всего часов обучения по учебным циклам, час Всего в том числе часов Вариативная максимальной обязательных часть учебных учебной нагрузки аудиторных циклов обучающегося, учебных занятий, (максимальная/а час час удиторная), час. 4536 3024 1350/900 6642 4428 1350/900 Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме составляет: Учебные циклы Обучение по учебным циклам среднее общее основное общее образование образование 84 нед. 123нед. Учебная практика Производственная практика (по профилю специальности) Производственная практика (преддипломная) Промежуточная аттестация Государственная (итоговая) аттестация Каникулы Итого 25 нед. 25 нед. 4 нед. 5 нед. 6 нед. 23 нед. 147 нед. 4 нед. 7 нед. 6 нед 34 нед. 199 нед. Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в заочной форме специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог на базе среднего общего образования составляет 199 недель, в том числе: Учебные циклы Обучение по учебным циклам Учебная практика Производственная практика (по профилю специальности) Производственная практика (преддипломная) Государственная итоговая аттестация Каникулы Итого Число недель 129 нед. 25 нед. 4 нед. 6 нед. 35 нед. 199 нед. 5 2 Характеристика профессиональной деятельности выпускников ППССЗ по специальности 2.1Область профессиональной деятельности выпускников Организация и проведение работ по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава железных дорог. 2.2Объекты профессиональной деятельности выпускников - детали, узлы, агрегаты, системы подвижного состава железных дорог; - техническая документация; - технологическое оборудование; - первичные трудовые коллективы. 2.3Виды профессиональной деятельности выпускников - Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава - Организация деятельности коллектива исполнителей. - Участие в конструкторско-технологической деятельности - Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. 3 Планируемые результаты освоения ППССЗ Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 3.1Общие компетенции Наименование общих компетенций Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности 6 Код ВПД 1 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ВПД 2 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ВПД 3 ПК 3.1 ПК 3.2 ВПД 4 ДПК 4.1 ДПК 4.2 3.2 Профессиональные компетенции Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава Эксплуатировать подвижной состав железных дорог Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов Обеспечивать безопасность движения подвижного состава Организация деятельности коллектива исполнителей Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда Контролировать и оценивать качество выполняемых работ Участие в конструкторско-технологической деятельности(по видам подвижного состава) Оформлять техническую и технологическую документацию Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией Выполнение работ по профессии осмотрщик-ремонтник вагонов (юноши), оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров (девушки) Техническое обслуживание грузовых вагонов и контейнеров для выявления и устранения неисправностей и безотцепочный ремонт узлов и приборов вагонов (Профстандарт «Осмотрщик –ремонтник вагонов, осмотрщик вагонов № 187Н от 07.04. 2014 г, . Выполнение подготовительных и завершающих операций при техническом обслуживании вагонов и контейнеров с применением установок автоматического дистанционного контроля (Профстандарт «Оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров» 998Н от 03.12 2015 г. 4 Документационное обеспечение ППССЗ по специальности 4.1 Учебный план Учебный план определяет следующие характеристики ППССЗ: -объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; -перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов; -последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей; -распределение по годам и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам и профессиональным модулям; -объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий; -сроки прохождения и продолжительность всех практик; -формы государственной итоговой аттестации, объемы времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы; -объем каникул по годам. 7 Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, предусматривает изучение следующих учебных циклов: -общего гуманитарного и социально-экономического (ОГСЭ); -математического и общего естественнонаучного (ЕН); -профессионального (П). и разделов: -учебная практика; -производственная практика (по профилю специальности); -производственная практика (преддипломная); -промежуточная аттестация; -государственная итоговая аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена по циклам составляет 70,2 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть 29,8 процентов дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Распределение вариативной части в объеме 1350 часов согласовано с работодателями и представлено следующим образом: На введение новых дисциплин:160 час. ОГСЭ.05. Психология общения – 40 час; ЕН.03. Экология на железнодорожном транспорте – 48 час; ОП.10. Транспортная безопасность – 72 час. Увеличение объема часов обязательной части, предусмотренных ФГОС общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей:1190 час. ОГСЭ .03. Иностранный язык – на 9 час; ЕН.01.Математика- на 10 час; ЕН.02. Информатика – на 28 час. ОП – на 231 час: ОП.01.Инженерная графика-40 час; ОП.02. Техническая механика – 77 час; ОП.03. Электротехника – 38 час; ОП.05. Материаловедение – 36 час; ОП.06. Метрология стандартизация и сертификация – 25 час; ОП.07 Железные дороги- 15 час. ПМ – на 912 час. ПМ.01Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава – 600 час; ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителей– 100 часов; 8 ПМ.03 Участие в конструкторско-технологической деятельности (по видам подвижного состава) - 212 час. Максимальный объем учебной нагрузки составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов. Учебные планы специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог приведены в Приложении 1. 4.2 Календарный учебный график В календарном учебном графике указывается последовательность реализации ППССЗ, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и государственную итоговую аттестации, каникулы. Календарные учебные графики приведены в Приложении 2. 4.3 Программы учебных дисциплин, профессиональных модулей Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей разработаны преподавателями, рассмотрены и одобрены на заседаниях цикловых комиссий, утверждены заместителем директора по учебновоспитательной работе. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей приведены в Приложении 3. 4.4 Программы учебной и производственной практик Согласно п. 7.14. ФГОС СПО по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. ФГОС предусматривает следующие виды практик: учебную и производственную. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. 9 Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, способствуют комплексному формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся. Учебная практика проводится в учебных мастерских филиала. Производственная практика проводится в следующих предприятиях и организациях: -Филиал ОАО РЖД Центральная дирекция инфраструктуры; -Западно-Сибирская дирекция инфраструктуры; -Эксплуатационное вагонное депо Алтайская; -АО ФПК; -Западно-Сибирский филиал АО ФПК; -Пассажирский вагонный участок Барнаул; -Вагонное ремонтное депо Рубцовск; Программы учебной и производственной практик приведены в Приложении 4. 4.5 Программа государственной итоговой аттестации Программа Приложении 5. государственной итоговой аттестации приведена в 4.6 Фонды оценочных средств Фонды оценочных средств приведены в Приложении 6. 5 Организационно-педагогические условия обеспечения образовательного процесса 5.1Педагогические кадры Реализация ППССЗ обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 5.2Основные материально-технические условия обеспечения учебного процесса Для реализации программы подготовки специалистов среднего звена филиал располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, 10 дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом филиала. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты: социально-экономических дисциплин; иностранного языка; математики; информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности; инженерной графики; технической механики; метрологии, стандартизации и сертификации; безопасности жизнедеятельности и охраны труда; конструкции подвижного состава; технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения; общего курса железных дорог; методический. Лаборатории: электротехники; электроники и микропроцессорной техники; материаловедения; электрических машин и преобразователей подвижного состава; электрических аппаратов и цепей подвижного состава; автоматических тормозов подвижного состава; технического обслуживания и ремонта подвижного состава; Мастерские: слесарные; электросварочные; электромонтажные; механообрабатывающие. Спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствия; электронный спортивный тир. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал. 11 5.3Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса Реализация ППССЗ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, сформированного по полному перечню дисциплин. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся имеют возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу, входящему в ППССЗ. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждых 100 обучающихся. Обеспечен доступ к библиотечным фондам, которые включают следующие ведущие отечественные журналы: «Железнодорожный транспорт», «Вагоны и вагонное хозяйство», «Автоматика, связь, информатика». Перечень используемых Интернет-ресурсов приведен в рабочих программах дисциплин и профессиональных модулей. В сети Интернет обучающиеся могут получить доступ к интернет-ресурсам. ППССЗ обеспечена учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям. 6 Характеристика социокультурной среды Филиал СГУПС в г.Новоалтайске способствует развитию социальновоспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих объединений, научных студенческих обществ. Общие компетенции являются важной составляющей профессионального развития, становления личности, способствующие саморазвитию и самореализации личности, ее успешной жизнедеятельности в социальном взаимодействии и интегрируют личностные свойства, качества, способности студента - будущего специалиста в области его профессиональной деятельности. - Имеющаяся инфраструктура и оборудование для учебной и 12 внеучебной деятельности обеспечивают образование, основанное на разностороннем развитии личности. Научно-исследовательская работа (НИР) и научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших видов деятельности преподавательского состава и студентов филиала. Под руководством квалифицированных специалистов студентам предоставляется возможность заниматься разработкой определенной исследовательской темы, принимать участие в научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня. Воспитательная работа в филиале – это органическая часть образовательного процесса, направленная на реализацию задач формирования и культурного развития будущих специалистов. Основной упор делается на поддержание развития студенческого самоуправления в учебно-воспитательном процессе, в сфере досуга и быта. За успехи в учебе, научно-исследовательской работе, спорте, общественной жизни и художественной самодеятельности студентам устанавливаются различные формы морального поощрения (грамоты, дипломы и т.д.). В филиале СГУПС в г. Новоалтайске сложилась система работы студенческого самоуправления, которая охватывает все стороны студенческой жизни. В систему студенческого самоуправления филиала входит совет обучающихся (студенческий совет), который формируется из числа лидеров учебных групп. 7 Оценка качества освоения ППССЗ Оценка качества освоения ППССЗ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся. 7.1Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся по результатам освоения программ учебных дисциплин и профессиональных модулей. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются филиалом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ППССЗ по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог в филиале создаются и утверждаются фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств включают контрольные вопросы и типовые задания для практических и лабораторных занятий, контрольных 13 работ, зачетов, дифференцированных зачетов и экзаменов, а также другие формы контроля. Филиал создает условия для максимального приближения процедур текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего в качестве внешних экспертов привлекаются представители работодателя и преподаватели смежных дисциплин. 7.2 Государственная итоговая аттестация выпускников по специальности Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта), тематика которой соответствует содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Сроки проведения государственной итоговой аттестации определяются ФГОС СПО по специальности: - подготовка выпускной квалификационной работы – 4 недели; - защита выпускной квалификационной работы -2 недели. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются Программой государственной итоговой аттестации выпускников, которая согласовывается с работодателем, утверждается директором филиала и доводится до сведения обучающихся за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации. К государственной итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания согласно программам учебных дисциплин и профессиональных модулей. Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. Для этих целей выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п., творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики. Оценка качества освоения ППССЗ осуществляется государственной экзаменационной комиссией по результатам защиты выпускной квалификационной работы, промежуточных аттестационных испытаний и на основании документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и итоговую аттестацию, выдаются документы установленного образца. 14 15 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)