ОП.10 Станции и узлы

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный
университет путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 10 СТАНЦИИ И УЗЛЫ

специальность
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
базовая подготовка среднего профессионального образования

Новоалтайск
2025

1

ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией Организация
перевозок и техническая
эксплуатация подвижного состава
Протокол № 1 «28» августа 2025 г.
Председатель____ Е. В. Белоусова

Разработана на основе Федерального
государственного образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по
специальности 23.02.01 Организация
перевозок
и
управление
на
транспорте (по видам)
Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
______ Т. В. Добшикова
«29» августа 2025 г.

Составители:
Ананьина С.Л., преподаватель высшей квалификационной категории
Белоусова Е.В., преподаватель высшей квалификационной категории

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.............................................................................3

1. Общая характеристика ........................................................................................ 4

1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы.......4
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины..........................................4

2. Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ......................................................5
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины...............................................................5

2.2. Содержание дисциплины..................................................................................6

3. Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................... 23

3.1. Материально-техническое обеспечение.......................................................23

3.2. Учебно-методическое обеспечение...............................................................23

4. Контроль и оценка результатов освоения ДИСЦИПЛИНЫ.....................24

3

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«СТАНЦИИ И УЗЛЫ»

1.1 Цель и место дисциплины в структуре образовательной
программы
Цель дисциплины «Станции и узлы»: формирование навыков по
проектированию раздельных пунктов (промежуточные и участковые станции),
анализа схем станций всех типов расчёта основных устройств и систем, а также
вопросов их развития и совершенствования.
Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.01
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.2 Планируемые результаты освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Код ОК,
ПК
ОК.01

ПК 2.2

Уметь

Знать

выбирать
наиболее
оптимальные варианты
размещения
станционных устройств;

требования
к
проектированию
и
устройству
железнодорожных
станций и узлов
устройство,
общие
принципы содержания и
ремонта
железнодорожного пути;
методы
расчета
пропускной
и
перерабатывающей
способности

анализировать
схемы
станций всех типов;
проектировать
раздельные
пункты
(промежуточные
и
участковые станции).

Владеть навыками

-

анализа схем станций
всех
типов;
проектирования
раздельных пунктов.

Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат

Портрет выпускника СПО
Соблюдающий
нормы
правопорядка,
следующий
идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным
и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и
предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностного и профессионального

Код
личностн
ого
результат
а

Код
компетенци
и
в
соответстви
и с ФГОС

ЛР 3

ОК 01.

ЛР 4

ОК 01
4

конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей
многонационального народа
России.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных
игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Личностные результаты

ЛР 5

ОК 01.

ЛР 7

ОК 01.

ЛР 8

ОК 01..

ЛР 9

ОК 01.

реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым
качествам личности

Содействующий
формированию
положительного
поддержанию престижа своей профессии.

образа

и

ЛР 15

ОК 01.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Трудоемкость освоения дисциплины

Очная форма обучения

Наименование составных частей дисциплины

Учебные занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация: 3 семестр и 4 семестр в форме
экзамена
Всего

Объем в
часах
212
50

В т.ч. в форме
практ. подготовки
90
-

274

90

Объем в
часах
46
222
6
274

В т.ч. в форме
практ. подготовки
26
-

12

Заочная форма обучения
Наименование составных частей дисциплины

Учебные занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация: в форме экзамена
Всего

26

5

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10 Станции и узлы
Очная форма обучения

Наименование разделов и
тем
Введение

Содержание учебного материала, практических занятий
3 семестр (64 лек + 52 прак. занятие+ 32 самост.работа)
Содержание учебного материала
Роль в формировании специалиста, связь с другими учебными дисциплинами. Общие сведения о
железнодорожных линиях, их классификация. Раздельные пункты, их назначение в организации
перевозочного процесса. Краткий обзор развития науки о станциях, железнодорожных узлах и
организации их работы.

Раздел 1. Путь и путевое хозяйство
Тема 1.1. Трасса, план и
Содержание учебного материала
профиль пути
1.План местности и горизонтали. Понятие о трассе линии. Категории новых линий. План
железнодорожной линии. Сопряжения элементов пути в плане. Элементы круговой кривой, понятие о
их расчетах. Радиусы кривых.
2.Продольный профиль линии. Крутизна и длина уклонов. Сопряжение элементов профиля.
Нормальный и сокращенный продольный профиль пути. Общие сведения о геодезических работах и
инструментах.
Практическое занятие №1
Расчет и построение продольного профиля пути
Самостоятельная работа 1
Оформление отчета и подготовка к защите
Тема 1.2 Земляное
Содержание учебного материала
полотно
1.Назначение земляного полотна и требования к нему. Грунты. Конструктивные элементы земляного
полотна и виды поперечных профилей.
2.Поперечные профили насыпей и выемок. Поперечные профили на станциях. Расчет объемов
земляных работ. Водосборные, водоотводные и дренажные устройства.
3. Укрепление и защита земляного полотна. Деформации и разрушения земляного полотна и меры их
предотвращения. Полоса отвода.
Самостоятельная работа 2
Подготовка конспекта по теме : Укрепление и защита земляного полотна. Деформации и разрушения
земляного полотна и меры их предотвращения. Полоса отвода.
Практическое занятие№2

Объем, ак. ч.
148
2
2

62
12
4

6
2
12
4

2
4

6

Тема 1.3 Искусственные
сооружения

Тема 1.4 Верхнее строение
пути

Тема 1.5 Устройство и
содержание рельсовой
колеи

Тема 1.6 Стрелочные
переводы

Построение поперечного профиля земляного полотна на станции
Самостоятельная работа 3
Оформление отчета и подготовка к защите
Содержание учебного материала
1.Назначение и виды искусственных сооружений.
Основные сведения об устройстве мостов, тоннелей, подпорных стен и других сооружений.
2. Искусственные сооружения на станциях.
Самостоятельная работа4
Подготовка конспекта по теме: Искусственные сооружения на станциях.
Содержание учебного материала
1.Назначение и составные элементы верхнего строения пути. Рельсы, рельсовые стыки и стыковые
скрепления, промежуточные рельсовые скрепления.
2.Рельсовые опоры. Бесстыковой путь. Угон пути и противоугонные устройства. Балластный слой.
3.Типы верхнего строения пути. Верхнее строение пути на перегонах, станциях, мостах и в тоннелях.
Самостоятельная работа 5
Подготовка конспекта по теме: Бесстыковой путь. Угон пути и противоугонные устройства.
Балластный слой.
Содержание учебного материала
1.Взаимодействие пути и подвижного состава. Особенности устройства ходовых частей подвижного
состава.
2.Условие прохождения подвижного состава по рельсовому пути. Ширина колеи в прямых и кривых
участках железнодорожного пути.
3.Расположение рельсовых нитей по уровню. Содержание пути в плане. Переходные кривые.
4.Уширение колеи, междупутья и возвышение наружных рельсовых нитей. Содержание рельсовой
колеи при высоких скоростях движения.
Содержание учебного материала
1.Назначение, разновидности и область применения стрелочных переводов.
2.Основные части стрелочного перевода и их устройство. Понятие об эпюрах стрелочных переводов.
Изображение стрелочных переводов на схемах. Основные геометрические элементы стрелочного
перевода.
3.Взаимное расположение стрелочных переводов в горловинах и определение расстояний между их
центрами.
Самостоятельная работа 6
Вычерчивание стрелочного перевода
Практическое занятие №3
Определение расстояний между центрами стрелочных переводов. (Вычерчивание в масштабе 1:2000
стрелочных переводов при различном взаимном расположении их в горловинах станции.)

2
4
2

2
6
4

2
4
4

14
6

2
4
7

Тема 1.7 Переезды,
путевые заграждения и
знаки

Тема 1.8 Содержание и
ремонт пути.

Самостоятельная работа 7
Оформление отчета и подготовка к защите
Содержание учебного материала
1.Переезды их назначение и классификация, устройство и техническое оснащение.
2.Путевые заграждения. Путевые знаки.
3.Путевые здания.
Самостоятельная работа 8
Подготовка конспекта и презентации по теме: Путевые заграждения. Путевые знаки
Содержание учебного материала
1.Структура управления путевым хозяйством. Основные принципы организации и классификации
путевых работ. Понятие о капитальном, среднем и подъемочном ремонте пути.
2.Путевые машины и механизмы, применяемые при ремонте железнодорожных путей. Текущее
содержание пути. Линейные подразделения по текущему содержанию пути.
3.Ресурсообогащающие технологии в путевом хозяйстве. Обеспечение безопасности движения и
личной безопасности работников при производстве путевых работ.
Самостоятельная работа 9
Подготовка конспекта и презентации по теме: Путевые машины и механизмы применяемые при
ремонте железнодорожных путей. Текущее содержание пути. Линейные

Контрольная работа 1 «Устройство пути»

Раздел 2. Общие требования к проектированию пути и станций
Тема 2.1 Изыскания и
Содержание учебного материала
проектирование железных 1.Инвестирование проектов. Изыскания: их виды; съемка местности, геологические работы;
дорог
экономические изыскания, определение категорий линий.
2.Общий порядок проектирования железнодорожных линий.
Тема 2.2. Габариты и
Содержание учебного материала
междупутья
Назначение и виды габаритов.
Габариты приближения строения и подвижного состава.
Междупутья. Параллельное смещение путей.
Самостоятельная работа 10
Решение задач по определению ширины междупутья
Тема 2.3. Соединения и
Содержание учебного материала
пересечения путей
1.Виды соединений путей. Расчет конечного соединения путей. Съезды и их расчет.
2.Глухие пересечения. Совмещение и сплетение путей. Стрелочные улицы, их расчет и область
применения.
Практическое занятие №4

2
4
2

2
4
2

2
2
38
2
2
6
4

2
10
2
6
8

Расчет и вычерчивание в масштабе 1:2000 конечное соединение путей, съездов и стрелочных улиц.
Тема 2.4. Станционные
пути

Тема 2.5. Парки путей и
горловины станций

Самостоятельная работа 11
Оформление отчета и подготовка к защите

Содержание учебного материала
1.Виды и назначение станционных путей.
2.Расположение станционных путей в плане и профиле.
2.Предельные столбики, светофоры и места их установки.
4.Полная и полезная длина путей. Проектируемые полезные длины приемо - отправочных путей.
Практическое занятие № 5
Определение расстояний до предельных столбиков и сигналов (по таблицам)
Самостоятельная работа 12
Оформление отчета и подготовка к защите

Содержание учебного материала
1.Назначение и виды парков. Понятие о горловинах станций и принципы проектирования. Нумерация
путей, стрелочных переводов и обозначение светофоров.
2.Ведомость стрелочных переводов. Координирование элементов станций. Ведомость путей. Основы
проектирования раздельных пунктов.
3. Цели разработки проектов. Общие требования к проектам раздельных пунктов. Масштабы чертежей
и условные обозначения. Порядок проектирования, разработка вариантов и технико-экономическое
сравнение.

Контрольная работа 2 «Основы проектирования станций»
Раздел 3. Промежуточные раздельные пункты
Тема 3.1. Посты, разъезды
и обгонные пункты

Тема 3.2. Промежуточные
станции

Содержание учебного материала
1.Путевые и вспомогательные посты. Перегоны, участки.
Разъезды. Обгонные пункты.
2.Организация безостановочного пропуска и обгона поездов. Пути для пропуска длинносоставных
поездов, с негабаритными и опасными грузами.

Содержание учебного материала
1.Назначение, классификация и организация работы промежуточных станций. Схемы промежуточных
станций различных типов на однопутных линиях. Условия применения схем.
2.Особенности схем промежуточных станций на линиях высокоскоростного движения. Схемы
промежуточных станций со значительным объемом грузовой и маневровой работы и станций на
многопутных линиях. Число и длина путей.
3.Пассажирские и грузовые устройства. Схемы грузовых устройств (дворов) на промежуточных

2
10
4

4
2
10
10

2

46
4
4

42
6

9

станциях. Прочие устройства. Примыкание подъездных путей. Переустройство промежуточных
станций. Прием, отправление, пропуск и маневровая работа на промежуточных станциях.
Практическое занятие №6
Разработка схемы промежуточной станции. Организация работы станции.
Самостоятельная работа 13
Оформление отчета и подготовка к защите
Практическое занятие № 7
Координирование элементов промежуточной станции (центров стрелочных переводов, предельных
столбиков и сигналов).
Самостоятельная работа 14
Оформление отчета и подготовка к защите
Практическое занятие №8
Вычерчивание в масштабе 1:2000 промежуточной станции.
Самостоятельная работа 15
Оформление отчета и подготовка к защите
Практическое занятие № 9
Составление ведомостей путей и стрелочных переводов
Самостоятельная работа 16
Оформление отчета и подготовка к защите
4 семестр (58 лек + 38 практ. Занятия +18 самост.работа)
Раздел 4. Участковые станции
Тема 4.1. Назначение,
работа и комплекс
устройств
Тема 4.2. Схемы
участковых станций

Содержание учебного материала
1.Назначение и работа участковых станций.
2.Виды, комплекс устройств и их размещение.
3.Характеристика вагоно- и поездопотоков обрабатываемых на станции

Содержание учебного материала
1.Схемы участковых станций и их сравнительная характеристика. Станции стыкования.
Приемо-отпровочные пути и расчет их количества.
2. Ходовые, сортировочные и вытяжные пути. Схемы грузовых дворов. Комплекс пассажирских
устройств. Основные устройства локомотивного и вагонного хозяйств, и их размещение на схемах
участковых станциях.
Общие условия и порядок проектирования участковых станций.
3.Проектирование парков и горловин станций.
4. Примыкание подъездных путей. Конструкция горловин узловой участковой станции. Развитие и
переустройство участковых станций.

6
2
6
2
10
2
6
2
114
28
4
4
22
8

10

Практическое занятие №10
Расчёт потребного числа приёмо-отправочных , вытяжных и сортировочных путей.
Самостоятельная работа 1
Оформление отчета и подготовка к защите
Практическое занятие №11
Разработка немасштабной схемы участковой станции в осях, секционирование горловин.
Самостоятельная работа 2
Оформление отчета и подготовка к защите

Контрольная работа 3 «Участковые станции»
Раздел 5. Сортировочные станции
Тема 5.1. Назначение,
классификация, работа,
размещение на сети и
схемы сортировочных
станций

Содержание учебного материала
1.Назначение и технология работы сортировочных станций, их классификация. Характеристика вагонои поездопотоков сортировочных станций.
2.Размещение сортировочных станций на сети железных дорог. Основные устройства. Схемы
односторонних и двусторонних сортировочных станций.
3.Расположение главных путей. Промышленные (портовые) сортировочные станции.
Практическое занятие №12

Вычерчивание схемы сортировочной станции
Тема 5.2. Сортировочные
устройства

Тема 5.3. Проектирование

Самостоятельная работа 3
Оформление отчета и подготовка к защите

Содержание учебного материала
1.Виды и характеристика сортировочных устройств. Тормозные средства, применяемые при сортировке
вагонов.
2.Расчет надвижной части сортировочной горки. Основные факторы определяющие высоту ее спускной
части. Силы сопротивления, действующие на отцеп при скатывании с сортировочной горки.
3.Расчет высоты сортировочной горки. Профиль спускной части сортировочной горки. Расчет
мощности тормозных позиций. Техническое оборудование сортировочных горок. Расчет
перерабатывающей способности сортировочной горки
Практическое занятие №13
Расчёт высоты сортировочной горки и мощности тормозных позиций.
Самостоятельная работа 4
Оформление отчета и подготовка к защите
Содержание учебного материала

4
2
6
2
2

32
10
4

4
2
10
4

4
2
10
11

сортировочных станций и
их развитие

1.Порядок проектирования сортировочных станций и общие условия содержания проекта.
2.Расчет числа путей в парках станции. Конструкция горловин парка прибытия, сортировочного и
транзитно-отправочного парков.
3.Примыкание подъездных путей. Развитие сортировочных станций и основные направления их
проектирования.
Практическое занятие №14

Вычерчивание горловин парков станции
Самостоятельная работа 5
Оформление отчета и подготовка к защите

Контрольная работа 4 «Сортировочные станции»
Раздел 6. Пассажирские станции
Тема 6.1. Назначение
пассажирских станций

Тема 6.2. Технические
устройства пассажирских
станций

Содержание учебного материала
1.Назначение пассажирских станций и их классификация.
Схемы пассажирских станций.
2.Вокзалы и привокзальные площади. Пассажирские платформы и переходы. Багажные и почтовые
устройства.
3.Остановочные пункты и зонные станции. Расчет числа путей
Содержание учебного материала
Назначение технических устройств пассажирских станций.
Комплекс устройств; схемы технических устройств и их взаимное расположение.
Практическое занятие №15

Вычерчивание схемы пассажирской станции
Самостоятельная работа 6
Оформление отчета и подготовка к защите

2

6
2
2

18
6
6

10
4
4

Контрольная работа 5 «Пассажирские станции»

2
2

Раздел 7. Грузовые станции

14

Тема 7.1.
Неспециализированные
грузовые станции

Содержание учебного материала
1.Назначение грузовых станций. Основные устройства и схемы грузовых станций.
2. Расчет числа путей.
3.Развитие грузовых станций и дворов
Практическое занятие №16

Вычерчивание схемы грузовой станции

8
2

4
12

Тема 7.2.
Специализированные
грузовые станции

Самостоятельная работа 7
Оформление отчета и подготовка к защите

Содержание учебного материала
1.Грузовые станции необщего пользования: заводские, угольно-рудные, нефтеналивные, промывочнопропарочные.
2.Портовые и перегрузочные станции. Паромные переправы.
3.Железнодорожные устройства на указанных станциях.

2
4
4

Контрольная работа 6 «Грузовые станции»

2

Тема 8.1. Пропускная и Содержание учебного материала
перерабатывающая
1.Понятие о пропускной и перерабатывающей способности станции. Расчет пропускной способности.
способность
2.Назначение расчетов. Методы расчетов. Аналитический расчет пропускной способности станций.
3.Графическая проверка пропускной способности станции. Понятие о расчете пропускной способности
методом моделирования на ПЭВМ.
4.Расчет перерабатывающей способности вытяжных путей.
Практическое занятие №17
Решение задач по определению пропускной и перерабатывающей способности станции.
Самостоятельная работа 8
Оформление отчета и подготовка к защите
Раздел 9. Железнодорожные узлы

8

Раздел 8. Пропускная и перерабатывающая способность станций

Тема 9.1. Назначение и
классификация
железнодорожных узлов

Тема 9.2. Схемы узлов и их
развитие

Содержание учебного материала
1.Общие понятия. Значение узлов в эксплуатационной работе.
2.Классификация железнодорожных узлов. Основные устройства в узлах.
3.Характеристика вагоно- и поездопотоков. Основы технологии работы.

Содержание учебного материала
1.Основные схемы железнодорожных узлов: с одной станцией, треугольного и крестообразного типов,
с последовательным и параллельным расположением станций, кольцевого, полукольцевого,
радиального, тупикового и других типов.
2.Железнодорожные узлы крупных городов и промышленных районов. Их развитие. Размещение
основных устройств.
Практическое занятие №18

Вычерчивание жд узлов

Самостоятельная работа 9

8
4

2
2
14
2
2
2
2

4
13

Тема 9.3. Развязки,
соединительные пути и
обходы

Оформление отчета и подготовка к защите
Содержание учебного материала
1.Развязки маршрутов в одном уровне.
2.Путепроводные развязки.
3.Соединительные пути и обходы в узлах.

Контрольная работа 7«ЖД узлы»

Промежуточная аттестация: 3 семестр – экзамен, 4 семестр - экзамен
Всего

2
2
2
2

12
274

14

Заочная форма обучения
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, практических занятий

20лекций+26 прак.занятий+222 сам.работа
Раздел 1. Путь и путевое хозяйство
Тема 1.1. Трасса, план и
Содержание учебного материала
профиль пути
Введение. План местности и горизонтали. Понятие о трассе линии. Категории линий. План
железнодорожной линии. Сопряжения элементов пути в плане. Элементы круговой кривой.
Радиусы кривых. Продольный профиль линии. Крутизна и длина уклонов. Сопряжение
элементов профиля.
Практическое занятие №1
Расчет и построение продольного профиля пути
Самостоятельная работа
Изучить темы: Общие сведения о геодезических работах и инструментах. Подготовить
конспект. Оформление отчета по практическому занятию.
Тема 1.2 Земляное
Содержание учебного материала
полотно
1.Назначение земляного полотна и требования к нему. Грунты. Конструктивные элементы
земляного полотна и виды поперечных профилей.
2.Поперечные профили насыпей и выемок. Поперечные профили на станциях. Расчет объемов
земляных работ. Водосборные, водоотводные и дренажные устройства.
3. Укрепление и защита земляного полотна. Деформации и разрушения земляного полотна и
меры их предотвращения. Полоса отвода.
Практическое занятие№2
Построение поперечного профиля земляного полотна на станции
Самостоятельная работа
Оформление отчета и подготовка к защите Изучить темы: Полоса отвода. Водосборные и
водоотводные устройства. Деформации и разрушения земляного полотна и меры их
предотвращения. Подготовка конспекта. Оформление отчета по практическому занятию.
Тема 1.3 Искусственные
Самостоятельная работа
сооружения
Назначение и виды искусственных сооружений. Основные сведения об устройстве мостов,
тоннелей, подпорных стен и других сооружений. Искусственные сооружения на станциях.
Подготовка конспекта
Тема 1.4 Верхнее строение Содержание учебного материала
пути
1.Назначение и составные элементы верхнего строения пути. Рельсы, рельсовые стыки и

Объем, ак. ч.
268
62
12
2

2
8
12
2

2
8

4

6
2
15

Тема 1.7 Переезды,
путевые заграждения и
знаки

стыковые скрепления, промежуточные рельсовые скрепления.
2.Рельсовые опоры. Бесстыковой путь. Угон пути и противоугонные устройства. Балластный
слой.
3.Типы верхнего строения пути. Верхнее строение пути на перегонах, станциях, мостах и в
тоннелях.
Самостоятельная работа Подготовка конспекта по теме: Бесстыковой путь. Угон пути и
противоугонные устройства. Балластный слой.
Самостоятельная работа
Изучить темы, подготовить конспект
1.Взаимодействие пути и подвижного состава. Особенности устройства ходовых частей
подвижного состава.
2.Условие прохождения подвижного состава по рельсовому пути. Ширина колеи в прямых и
кривых участках железнодорожного пути.
3.Расположение рельсовых нитей по уровню. Содержание пути в плане. Переходные кривые.
4.Уширение колеи, междупутья и возвышение наружных рельсовых нитей. Содержание
рельсовой колеи при высоких скоростях движения.
Содержание учебного материала
1.Назначение, разновидности и область применения стрелочных переводов.
2.Основные части стрелочного перевода и их устройство. Понятие об эпюрах стрелочных
переводов. Изображение стрелочных переводов на схемах. Основные геометрические элементы
стрелочного перевода.
3.Взаимное расположение стрелочных переводов в горловинах и определение расстояний
между их центрами.
Практическое занятие №3
Определение расстояний между центрами стрелочных переводов. (Вычерчивание в масштабе
1:2000 стрелочных переводов при различном взаимном расположении их в горловинах
станции.)
Самостоятельная работа
Изучить темы: Понятие об эпюрах стрелочных переводов. Изображение стрелочных переводов
на схемах. Основные геометрические элементы стрелочных переводов. Проработка конспектов.
Оформление отчета по практическому занятию
Самостоятельная работа
Изучить темы: .Переезды их назначение и классификация, устройство и техническое
оснащение. Путевые заграждения. Путевые знаки. Подготовка конспекта

Тема 1.8 Содержание и
ремонт пути.

Содержание учебного материала
Самостоятельная работа

Тема 1.5 Устройство и
содержание рельсовой
колеи

Тема 1.6 Стрелочные
переводы

4
4

14
2

2

8
4
4
16

Структура управления путевым хозяйством.
Основные принципы организации и классификации путевых работ.
Путевые машины и механизмы, применяемые при ремонте железнодорожных путей. Текущее
содержание пути. Ресурсосберегающие технологии в путевом хозяйстве.
Раздел 2. Общие требования к проектированию пути и станций
Тема 2.1 Изыскания и
Содержание учебного материала
проектирование железных
Самостоятельная работа обучающихся
дорог
Изыскания, их виды; съемка местности, геологические работы; экономические изыскания.
Общий порядок проектирования железнодорожных линий. Подготовка конспекта.
Тема 2.2. Габариты и
Содержание учебного материала
междупутья
Самостоятельная работа обучающихся
Назначение и виды габаритов. Габариты приближения строения и подвижного состава.
Междупутья. Параллельное смещение путей. Подготовка конспекта.
Тема 2.3. Соединения и
Содержание учебного материала
пересечения путей
Самостоятельная работа обучающихся
Виды соединений путей. Расчет конечного соединения путей. Съезды и их расчет. Стрелочные
улицы, их расчет и область применения. Совмещение и сплетение путей.
Оформление отчета по практическому занятию.
Практическое занятие №4
Расчет и вычерчивание в масштабе 1:2000 конечное соединение путей, съездов и стрелочных
улиц.
Тема 2.4. Станционные
Содержание учебного материала
пути
1.Виды и назначение станционных путей.
2.Расположение станционных путей в плане и профиле.
2.Предельные столбики, светофоры и места их установки.
4.Полная и полезная длина путей. Проектируемые полезные длины приемо - отправочных
путей.
Практическое занятие № 5
Определение расстояний до предельных столбиков и сигналов (по таблицам)
Самостоятельная работа
Работа со схемой станции. Оформление отчета по практическому занятию, проработка
конспектов.

4

36
2
2
6
6
10
8

2
10
2

2
6

17

Тема 2.5. Парки путей и
горловины станций

Самостоятельная работа
Изучить темы: Назначение и виды парков. Понятие о горловинах станций и принципы
проектирования. Нумерация путей, стрелочных переводов и обозначение
светофоров. .Ведомость стрелочных переводов. Координирование элементов станций.
Ведомость путей. Основы проектирования раздельных пунктов.. Цели разработки проектов.
Общие требования к проектам раздельных пунктов. Масштабы чертежей и условные
обозначения. Порядок проектирования, разработка вариантов и технико-экономическое
сравнение. Подготовить конспект
Раздел 3. Промежуточные раздельные пункты
Тема 3.1. Посты, разъезды
и обгонные пункты

Тема 3.2. Промежуточные
станции

Содержание учебного материала
1.Путевые и вспомогательные посты. Перегоны, участки.
Разъезды. Обгонные пункты.
2.Организация безостановочного пропуска и обгона поездов. Пути для пропуска
длинносоставных поездов, с негабаритными и опасными грузами.
Самостоятельная работа обучающихся
Вычерчивание схем раздельных пунктов. Технология работы раздельных пунктов

Содержание учебного материала
Практическое занятие №6
Разработка схемы промежуточной станции. Организация работы станции.
Практическое занятие № 7
Координирование элементов промежуточной станции (центров стрелочных переводов,
предельных столбиков и сигналов).
Практическое занятие №8
Вычерчивание в масштабе 1:2000 промежуточной станции.
Практическое занятие № 9
Составление ведомостей путей и стрелочных переводов
Самостоятельная работа
Назначение, классификация и организация работы промежуточных станций. Схемы
промежуточных станций различных типов на однопутных линиях. Особенности схем
промежуточных станций на линиях высокоскоростного движения. Схемы промежуточных
станций со значительным объемом грузовой и маневровой работы и станций на многопутных
линиях. Число и длина путей. Пассажирские и грузовые устройства. Схемы грузовых устройств
(дворов) на промежуточных станциях. Примыкание подъездных путей. Переустройство
промежуточных станций. Оформление отчета по практическим занятиям. Выполнение
домашней контрольной работы.

6

46
2

2
42
2
2
4
2
32

18

Раздел 4. Участковые станции
Тема 4.1. Назначение,
работа и комплекс
устройств
Тема 4.2. Схемы
участковых станций

Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
1.Назначение и работа участковых станций.
2.Виды, комплекс устройств и их размещение.
3.Характеристика вагоно- и поездопотоков обрабатываемых на станции

Содержание учебного материала
1.Схемы участковых станций и их сравнительная характеристика. Станции стыкования.
Приемо-отпровочные пути и расчет их количества.
2. Ходовые, сортировочные и вытяжные пути. Схемы грузовых дворов. Комплекс пассажирских
устройств. Основные устройства локомотивного и вагонного хозяйств, и их размещение на
схемах участковых станциях.
Общие условия и порядок проектирования участковых станций.
3.Проектирование парков и горловин станций.
4. Примыкание подъездных путей. Конструкция горловин узловой участковой станции.
Развитие и переустройство участковых станций.
Практическое занятие №10
Расчёт потребного числа приёмо-отправочных , вытяжных и сортировочных путей.
Самостоятельная работа
Основные устройства локомотивного и вагонного хозяйства, их размещение. Общие условия и
порядок проектирования участковых станций. Проектирование парков и горловин станций.
Примыкание подъездных путей. Развитие и переустройство участковых станций.
Оформление отчета по практическому занятию. Вычерчивание схем размещения устройств
локомотивного и вагонного хозяйств, описание технологии работы. Выполнение домашней
контрольной работы
Раздел 5. Сортировочные станции
Тема 5.1. Назначение,
классификация, работа,
размещение на сети и
схемы сортировочных
станций

Содержание учебного материала
1.Назначение и технология работы сортировочных станций, их классификация. Характеристика
вагоно- и поездопотоков сортировочных станций.
2.Размещение сортировочных станций на сети железных дорог. Основные устройства. Схемы
односторонних и двусторонних сортировочных станций.
3.Расположение главных путей. Промышленные (портовые) сортировочные станции.
Самостоятельная работа3
Оформление отчета и подготовка к защите Вычертить двухстороннюю станцию и описать

28
4
4
22
2

2
18

32
10
2

8

19

Тема 5.2. Сортировочные
устройства

Тема 5.3. Проектирование
сортировочных станций и
их развитие

технологию работы
Содержание учебного материала
Практическое занятие №11
Расчёт высоты сортировочной горки и мощности тормозных позиций.
Самостоятельная работа
Виды и характеристика сортировочных устройств. Тормозные средства, применяемые при
сортировке вагонов. Основные факторы, определяющие высоту спускной части горки.
Надвижная часть сортировочной горки. Профиль сортировочной горки. Техническое
оборудование сортировочных горок. Вычерчивание схемы сортировочной горки. Оформление
отчета по практическому занятию. Выполнение домашней контрольной работы

Содержание учебного материала
Самостоятельная работа
Оформление отчета и подготовка к защите Порядок проектирования сортировочных станций и
общие условия содержания проекта. Расчет числа путей в парках станции. Конструкция
горловин парка прибытия, сортировочного и транзитно-отправочного парков. Примыкание
подъездных путей. Развитие сортировочных станций и основные направления их
проектирования. Подготовка конспекта. Выполнение домашней контрольной работы.
Раздел 6. Пассажирские станции
Тема 6.1. Назначение
пассажирских станций

Тема 6.2. Технические
устройства пассажирских
станций

Раздел 7. Грузовые станции

Содержание учебного материала
1.Назначение пассажирских станций и их классификация.
Схемы пассажирских станций.
2.Вокзалы и привокзальные площади. Пассажирские платформы и переходы. Багажные и
почтовые устройства.
3.Остановочные пункты и зонные станции. Расчет числа путей
Самостоятельная работа обучающихся
Багажные и почтовые устройства. Остановочные пункты и зонные станции
Вычерчивание привокзальной площади. Работа со схемами пассажирских станций
Содержание учебного материала
Назначение технических устройств пассажирских станций.
Комплекс устройств; схемы технических устройств и их взаимное расположение.
Самостоятельная работа
Багажные и почтовые устройства. Остановочные пункты и зонные станции
Вычерчивание привокзальной площади. Работа со схемами пассажирских станций

12
2

10

10
10

18
8
1

7
10
1
9
14

20

Тема 7.1.
Неспециализированные
грузовые станции

Тема 7.2.
Специализированные
грузовые станции

Содержание учебного материала
1.Назначение грузовых станций. Основные устройства и схемы грузовых станций.
2. Расчет числа путей.
3.Развитие грузовых станций и дворов
Самостоятельная работа
Развитие грузовых станций. Вычерчивание схем неспециализированных грузовых станции.

Содержание учебного материала
1.Грузовые станции необщего пользования: заводские, угольно-рудные, нефтеналивные,
промывочно-пропарочные.
2.Портовые и перегрузочные станции. Паромные переправы.
3.Железнодорожные устройства на указанных станциях.
Самостоятельная работа обучающихся
Пограничные и перегрузочные станции. Портовые станции. Выполнение домашней контрольной
работы

Раздел 8. Пропускная и
перерабатывающая
способность станций
Тема 8.1. Пропускная и Содержание учебного материала
перерабатывающая
Практическое занятие №12
способность
Решение задач по определению пропускной и перерабатывающей способности станции.
Самостоятельная работа
Понятие о пропускной способности станции. Расчет пропускной способности. Назначение
расчетов. Методы расчетов. Аналитический расчет пропускной способности станций.
Графическая проверка пропускной способности станции. Понятие о расчете пропускной
способности методом моделирования на ПЭВМ. Расчет перерабатывающей способности
вытяжных путей. Оформление отчета по практической работе.
Раздел 9. Железнодорожные узлы
Тема 9.1. Назначение и
классификация
железнодорожных узлов

Тема 9.2. Схемы узлов и их
развитие

Содержание учебного материала
Самостоятельная работа
1.Общие понятия. Значение узлов в эксплуатационной работе.
2.Классификация железнодорожных узлов. Основные устройства в узлах.
3.Характеристика вагоно- и поездопотоков. Основы технологии работы.
Содержание учебного материала
Самостоятельная работа

8
1

7
6
1

5
8
8
2
6

14
2
2

2
2

21

1.Основные схемы железнодорожных узлов: с одной станцией, треугольного и крестообразного
типов, с последовательным и параллельным расположением станций, кольцевого,
полукольцевого, радиального, тупикового и других типов.
2.Железнодорожные узлы крупных городов и промышленных районов. Их развитие.
Размещение основных устройств.
Практическое занятие №18

Вычерчивание жд узлов
Тема 9.3. Развязки,
соединительные пути и
обходы

Самостоятельная работа
Оформление отчета и подготовка к защите

Содержание учебного материала
Самостоятельная работа
1.Развязки маршрутов в одном уровне.
2.Путепроводные развязки.
3.Соединительные пути и обходы в узлах.
Итоговая аттестация: 4 семестр - экзамен
Всего

4
2
4
4

6
274

22

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Материально-техническое обеспечение
Кабинет: Станции и узлы
Оборудование/ мебель:
- комплект учебной мебели для преподавателя;
- комплекты учебной мебели для обучающихся;
- учебная доска.
Технические средства обучения:
- компьютер, принтер;
- мультимедиа проектор (переносной);
- экран.
Демонстрационные учебно-наглядные пособия:
- наглядные пособия (комплект презентаций);
-учебный полигон
3.2 Учебно-методическое обеспечение

3.2.1 Основные печатные и/или электронные издания
1.
Бройтман Э.З. Железнодорожные станции и узлы [Текст]: учебник
для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта.- М.: Маршрут, 2004.- 370с.
3.2.2 Дополнительные источники
2. Шипилова, Ю.В. Станции и узлы: учебное пособие / Ю. В. Шипилова.
— Москва: УМЦ ЖДТ, 2022. — 296 с. — 978-907479-44-9. — Текст:
электронный // УМЦ ЖДТ: электронная библиотека. — URL:
https://umczdt.ru/books/1193/260707/
3. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской
Федерации» Приказ Министерства транспорта РФ от 23.06.2022 № 250
https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=1827
4. Боровикова, М.С. Управление перевозочным процессом на
железнодорожном транспорте: учебник / М. С. Боровикова. — Москва: ФГБУ
ДПО «УМЦ по образованию на железнодорожном транспорте», 2021. — 552 с.
— 978-5-907206-71-7. — Текст: электронный // УМЦ ЖДТ: электронная
библиотека. — URL: https://umczdt.ru/books/1196/251714/

23

4 Контроль и оценка результатов освоения ДИСЦИПЛИНЫ

Показатели освоенности
компетенций
Уметь:
Выбирает
оптимальные
-выбирать
наиболее варианты размещения устройств
оптимальные
варианты на станции;
размещения станционных Проектирует раздельные пункты
устройств;
различных типов
-анализировать
схемы
станций
всех
типов;
проектировать раздельные
пункты (промежуточные и
участковые станции)
Знать:
Воспроизводит требования к
-требования
к проектированию и устройству
проектированию
и железнодорожных станций и
устройству
узлов;
железнодорожных станций Воспроизводит устройство и
и узлов;
общие принципы содержания и
-устройство,
общие ремонта
железнодорожного
принципы содержания и пути;
ремонта
Воспроизводит методы расчета
железнодорожного пути; пропускной
и
методы
расчета перерабатывающей способности
пропускной
и
перерабатывающей
способности;
Результаты обучения

Методы оценки

Текущий контроль:
Наблюдение за
выполнением заданий на
практических занятиях.
Оценка результатов
выполнения практических
работ;
Контрольный опрос,
экзамен.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».