ОП.09 Компьютерное моделирование

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
специальность
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
базовая подготовка среднего профессионального образования

Новоалтайск
2025

ОДОБРЕНА
Цикловой
комиссией
общепрофессиональных дисциплин
Протокол №1 от «28» августа 2025 г.
Председатель_______Н. В. Зайцева

Разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования по специальности
23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по
видам)

УТВЕРЖДЕНА
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________Т. В. Добшикова
«29» августа 2025 г.

Составитель:
Е.Ю. Тимошенко, преподаватель первой квалификационной категории филиала
СГУПС в г. Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общепрофессиональной
дисциплины «Компьютерное моделирование»
2. Структура и содержание общепрофессиональной дисциплины

СТР.
4
7

3.
Условия
реализации
программы
общепрофессиональной
дисциплины «Компьютерное моделирование»

10

4. Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной
дисциплины

12

3

1 Общая характеристика рабочей программы общепрофессиональной
дисциплины «Компьютерное моделирование»
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Дисциплина «Компьютерное моделирование» включена в обязательную
часть общепрофессионального цикла образовательной программы ФГОС СПО по
специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по
видам).
1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1 Цели дисциплины
Целью освоения дисциплины «Компьютерное моделирование» является:
– формирование систематических знаний о современных методах
компьютерного моделирования, их месте и роли в системе наук;
– расширение и углубление понятий математики, информатики;
–
развитие
абстрактного
мышления,
методов
моделирования,
алгоритмической культуры и общей математической и информационной
культуры.

4

1.2.2 Планируемые результаты освоения общепрофессиональной дисциплины «Компьютерное моделирование» в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций.
Код ОК,
ПК

ОК 02.

ПК 1.1.

Уметь

Знать

Владеть навыками

Использовать
изученные
программные средства

прикладные Основные понятия автоматизированной обработки
Владение
умениями
информации
применять, анализировать,
Оценивать
практическую
значимость Общий
состав
и
структуру
электронно- преобразовывать
результатов поиска
вычислительных машин и вычислительных систем
информационные модели
реальных
объектов
и
Применять
средства
информационных
Базовые системные продукты и пакеты прикладных
процессов, используя при
технологий для решения профессиональных
программ
этом
цифровые
задач.
Использовать
современное
программное Программное обеспечение в профессиональной технологии, в том числе
при изучении других
обеспечение в профессиональной деятельности деятельности, в том числе цифровые средства
Использовать различные цифровые средства Современные средства и устройства информатизации, дисциплин
для решения профессиональных задач.
порядок их применения.
Работа с программами для
решения
транспортных
задач,
нахождения
плана
Анализировать документы, регламентирующие Методику работы с графическими редакторами и оптимального
груза
и
работу транспорта в целом и его объектов в системой автоматизированного проектирования и погрузки
оформления электронного
частности.
конструирования.
пакета документов (СУБД
ACCESS, Microsoft Excel,
программный пакет).
Использование
Функции
и
возможности
использования навигационных систем на
Использовать программное обеспечение для
информационных
и
телекоммуникационных транспорте (Google Maps,
решения транспортных задач.
технологий в профессиональной деятельности.
Google
Earth,
Яндекс
Карты).

5

Применять компьютерные средства.

ПК 3.1

Использование ЭВМ при
решении
транспортных
Основные требования к работникам по документам,
задач и при обработке
регламентирующим безопасность движения на
информации
для
транспорте.
последующего
формирования документа.

Рассчитывать
показатели
качества
и
Расчёт норм времени на
эффективности
транспортной
логистики, Требования к персоналу по оформлению перевозок и
выполнение
операций.
определять класс и степень опасности расчётов по ним.
Расчёт
показателей
перевозимых грузов, а также сроки доставки.
работы
объектов
Оформления перевозочных документов и
транспорта.
Формы перевозочных документов.
расчёта платежей за перевозки.

6

2 Структура и содержание общепрофессиональной дисциплины
2.1

Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

теоретическое обучение

0

практические занятия

36

в т. ч.:

Промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2
6

7

2.2Тематический план и содержание дисциплины «Компьютерное моделирование»

Наименование разделов и
тем
Раздел 1.

Тема
1.1
Расчетнографические работы с
использованием
электронных таблиц.

Раздел 2.
Тема 2.1 Графическое
отображение
технологических
процессов.
Тема
2.2
Основы
компьютерной графики.

Тема
2.3
графического

Системы

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Основное содержание
Проектирование и решение вычислительных задач средствами электронных
таблиц
Основное содержание
Использование функций времени. Расчет простоя местных вагонов на промежуточных
станциях участка. Расчет пробега вагонов.
Решение транспортной задачи средствами MS Excel.
Расчет годового фонда заработной платы.
Практические занятия
Самостоятельная работа
Выполнение тренировочных заданий по использованию инфографики.
Графические информационные модели
Основное содержание
Расчет дополнительных затрат в удельной стоимости груза.
Расчет оптимального количества ПРМ и количества подач вагонов на грузовой пункте.
Практические занятия
Самостоятельная работа
Выполнение тренировочных заданий по использованию электронных таблиц
Основное содержание
Геометрические построения отрезков, окружностей и многоугольника в Компас-3D.
Построение детали (разрез), расстановка размеров.
Компас-3D: Пошаговое построение детали.
Построение фигур.
Настройка и изменение панелей инструментов.
Настройка и выставление параметров и размеров моделей.
Практические занятия
Самостоятельная работа
Выполнение тренировочных заданий по построению простых деталей в 3D проекции
Основное содержание
Математическое моделирование: построение графиков функций и графическое

Объем
часов

Формируемые
компетенции

8

ОК 02
ПК 3.1

8

6
2

28
6

ОК 02
ПК 3.1

4
2

14

ОК 02
ПК 1.1

12
2
8

ОК 02
ПК 1.1

8

моделирование.
MathCAD (sMath Studio): интерфейс, методика работы и пошаговое построение
графиков различных функций.
Практические занятия
Раздел 3.
Описательные информационные модели
Тема 3.1 Оформление Основное содержание
конструкторской,
Требования к оформлению конструкторской, технологической и учебной
технологической
и документации в соответствии с требованиями стандартов.
учебной документации.
Оформление конструкторской, технологической и учебной документации в
соответствии с требованиями стандартов.
Практические занятия
Тема 3.2 Инфографика
Основное содержание
Разработка презентаций. Задание эффектов и настройка демонстрации презентации.
Практические занятия
Промежуточная аттестация (зачет с оценкой)
Всего
моделирования.

8
6
4

4
2
2
2
44

ОК 02
ПК 3.1

ОК 02
ПК 1.1

9

3 Условия
дисциплины

реализации

программы

общепрофессиональной

3.1 Материально-техническое обеспечение
Учебная
дисциплина
реализуется
«Информационных технологий».

в

учебном

кабинете

Оборудование компьютерной лаборатории:
 посадочные места по количеству обучающихся 16 рабочих мест (стол,
стулья аудиторные);
 оборудованное рабочее место преподавателя (стол, кресло,
персональный компьютер, локальная сеть с выходом в Internet);
 маркерная доска;
 учебно-методическое обеспечение: стенды– 1шт; плакаты –2шт.
Технические средства обучения:
 компьютеры по количеству обучающихся;
 локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
 лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
 лицензионное антивирусное программное обеспечение;
 лицензионное специализированное программное обеспечение;
 мультимедиапроектор.
3.2 Учебно-методическое обеспечение
Основные печатные издания
1. Капралова, М.А. Информационные технологии в профессиональной
деятельности : учеб. пособие / М.А. Капралова. – Москва : ФГБУ ДПО
«Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном
транспорте», 2018. – 311 c.
2. Склярова Е.А. Компьютерное моделирование физических явлений
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Склярова, В.М. Малютин —
Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский политехнический
университет, 2012.— 152 c
3. Тупик Н.В. Компьютерное моделирование [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Н.В. Тупик — Электрон. текстовые данные.— Саратов:
Вузовское образование, 2013.— 230 c.
Дополнительные источники:
1. Ваншина Е.А. Моделирование в системе КОМПАС [Электронный
ресурс]: методические указания к практическим занятиям по дисциплине
«Компьютерная графика»/ Е.А. Ваншина, М.А. Егорова— Электрон.
10

текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет,
ЭБС АСВ, 2011.— 74 c.
2. Компьютерные лабораторные работы по курсу Компьютерное
моделирование и исследование радиотехнических устройств. Часть 1
[Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский
технический университет связи и информатики, 2013.— 39 c.
3. Новиков Б.Ю. Методические указания к выполнению лабораторных
работ по дисциплине «Компьютерное моделирование» [Электронный
ресурс]: учебно-методическое пособие/ Б.Ю. Новиков —
Электрон.
текстовые данные.— СПб.: Университет ИТМО, 2012.— 44 c.
Интернет-ресурсы:
1. «Образование и информатика» – журнал. Электронный ресурс.
Режим доступа: www.infojournal.ru
2. 9. Тупик Н.В. Компьютерное моделирование [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Тупик Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов:
Вузовское образование, 2013.— 230 c.
3. Инструментальные средства математического моделирования
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Золотарев [и др.].— Электрон.
текстовые данные.— Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет,
2011.— 90 c.
4. Интернет-университет информационных технологий. Электронный
ресурс. Режим доступа: www.intuit.ru

11

4 Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется в процессе проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации.
Результаты обучения

Знает:
Состав
функций
и
возможностей
использования
информационных
и
телекоммуникационных
технологий
в
профессиональной
деятельности.

Умеет:
Использовать
программное обеспечение
в
профессиональной
деятельности; применять
компьютерные
и
телекоммуникационные
средства.

Показатели освоенности
компетенций
использование
базовых
системных
программных
продуктов
и
пакетов
прикладных
программ
(текстовые
процессоры,
электронные таблицы, системы
управления базами данных,
графические
редакторы,
информационно-поисковые
системы);
владение
основными
методами
и
приемами
обеспечения информационной
безопасности;
понимание
основных
положений
и
принципов
автоматизированной обработки
и передачи информации;
понимание
основных
принципов, методов и свойств
информационных
и
телекоммуникационных
технологий
в
профессиональной
деятельности.
выполнять
расчеты
с
использованием
прикладных
компьютерных программ;
- использовать сеть Internet и ее
возможности для организации
оперативного
обмена
информацией;
- использовать технологии
сбора, размещения, хранения,
накопления, преобразования и
передачи
данных
в
профессионально
ориентированных
информационных системах.

Методы оценки

- самостоятельная работа;
оценка
результатов
выполнения практических
занятий;
- защита индивидуальных
работ
(сообщений,
рефератов и т.п.);
- зачет с оценкой.

- самостоятельная работа;
- экспертное наблюдение за
деятельностью
обучающихся
на
практических занятиях;
- зачет с оценкой.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».