ОП.05 Технические средства

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет
путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (по видам транспорта)
специальность
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
базовая подготовка среднего профессионального образования

Новоалтайск
2025

ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией
Организация перевозок и техническая
эксплуатация подвижного состава
Протокол № 1 от 28 августа 2025 г.
Председатель ЦК _____Е. В. Белоусова

Разработана на основе ФГОС по
специальности
среднего
профессионального
образования
23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по
видам)
Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_________Т. В. Добшикова
« 29» августа 2025 г.

Составитель:
Ишутина Г.А. преподаватель высшей квалификационной категории филиала
СГУПС в г. Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4
7
17
18

3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель и место дисциплины в структуре образовательной
программы
Цель дисциплины ОП.05 Технические средства (по видам транспорта):
формирование представлений о материально-технической базе транспорта
(железнодорожный транспорт) и знать основные характеристики и принципы
работы технических средств транспорта (по видам транспорта).
Дисциплина ОП.05 Технические средства (по видам транспорта)
включена
в
обязательную
часть
общепрофессионального
цикла
образовательной программы.
1.2 Планируемые результаты освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Код ОК,
ПК

ОК 01

ОК 02

Уметь

Знать

-распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном
и/или социальном контексте,
анализировать и выделять её
составные части
-определять этапы решения
задачи,
составлять
план
действия,
реализовывать
составленный план, определять
необходимые ресурсы
-выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения
задачи
и/или
проблемы
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах
-оценивать
результат
и
последствия своих действий
(самостоятельно
или
с
помощью наставника)

- а к т у а л ь н ы й
профессиональный
и
социальный контекст, в
котором
приходится
работать и жить
структура
плана
для
решения задач, алгоритмы
выполнения
работ
в
профессиональной
и
смежных областях
-основные
источники
информации и ресурсы для
решения
задач
и/или
проблем
в
профессиональном
и/или
социальном контексте
методы
работы
в
профессиональной
и
смежных сферах
-порядок
оценки
результатов решения задач
профессиональной
деятельности
- н о м е н к л а т у р а
информационных
источников, применяемых в
профессиональной
деятельности
приемы структурирования
информации
-формат
оформления
результатов
поиска
информации
-современные средства и

-определять задачи для поиска
информации,
планировать
процесс
поиска,
выбирать
необходимые
источники
информации
-выделять наиболее значимое в
перечне
информации,
структурировать получаемую
информацию,
-оформлять
результаты поиска
-оценивать
практическую

Владеть навыками

4

значимость результатов поиска
-применять
средства
информационных технологий
для решения профессиональных
задач

ПК 2.2

- различать типы погрузочноразгрузочных машин;
- рассчитывать
основные
параметры
складов
и
техническую
производительность
погрузочно-разгрузочных
машин;
-проводить
техникоэкономическое
сравнение
вариантов механизации;

устройства
информатизации, порядок
их
применения
и
программное обеспечение в
профессиональной
деятельности, в том числе
цифровые средства
- материально-техническую
базу транспорта (по видам
транспорта);
- основные характеристики
погрузо-разгрузочных
машин и устройств;
- основные и принципы
работы
погрузо
–
разгрузочных
машин
и
устройств;
-основные
принципы
организации погрузочно –
разгрузочных работ;
показатели,
характеризующие средства
механизации;

- навыками расчета
основных
параметров и
технической
производительности
погрузо разгрузочных
машин;
- навыками технико
– экономического
сравнения
вариантов
механизации

Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат

Портрет выпускника СПО
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию
в
сетевой
среде
личностного
и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции
культурных
традиций
и
ценностей

Код
личностного
результата

Код
компетенци
и
в
соответстви
и с ФГОС

ЛР 1

ОК 01

ЛР 2

ОК 01

ЛР 3

ОК 01

ЛР 4

ОК 01

ЛР 5

ОК 01
5

многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
ЛР 5
ОК 01, 02.
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к
деловым качествам личности
Содействующий формированию положительного образа и
ЛР 6
ОК 01.
поддержанию престижа своей профессии.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые
ЛР 7
ОК 02.
методы и способы выполнения профессиональных задач.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
ЛР 8
ОК 02.
деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
6

Очная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме экзамена/экзамена

Объем часов
164
114
22
38
12

Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Практические работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация

Объем часов
164
38
16
126
Экзамен

7

2.2 Учебный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем

Очная форма обучения

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Введение

Введение

Содержание учебного материала
Цель, задачи, содержание дисциплины. История развития технических средств на
железнодорожном транспорте.
Раздел 1. Вагоны и вагонное хозяйство

Тема 1.1. Подвижной состав
железных дорог
Тема 1.2. Общие сведения о
вагонах
Тема 1.3. Колесные пары
вагонов
Тема 1.4. Буксы и рессорное
подвешивание

Тема 1.5. Тележки вагонов
Тема 1.6. Автосцепные
устройства

Тема 1.7. Грузовые вагоны
Тема 1.8. Пассажирские
вагоны

Содержание учебного материала
Общие требования к подвижному составу. Габариты на железнодорожном транспорте.
Надежность подвижного состава
Содержание учебного материала
Назначение и классификация вагонов. Основные элементы вагонов. Технико-экономические
характеристики вагонов. Пассажирский парк вагонов. Грузовой парк вагонов. Система нумерации
подвижного состава
Содержание учебного материала
Назначение и устройство колесных пар вагонов. Требования к содержанию колесных пар
вагонов. Техническое обслуживание колесных пар вагонов. Неисправности колесных пар
подвижного состава.
Содержание учебного материала
Назначение и типы букс вагонов. Буксы с подшипниками качения (роликовые подшипники)
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по теме:
Рессорное подвешивание вагонов.
Содержание учебного материала
Назначение и классификация тележек вагонов. Тележки грузовых вагонов. Тележки
пассажирских вагонов. Рамы вагонов
Содержание учебного материала
Автосцепное устройство вагонов.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по теме:
Требование, предъявляемое к устройствам автосцепки
Содержание учебного материала
Назначение кузовов вагонов. Изотермический подвижной состав. Вагоны промышленного
транспорта. Контейнеры
Содержание учебного материала
Кузова пассажирских вагонов. Отопление и водоснабжения пассажирских вагонов.

Объем
часов

Коды компетенции

2

ОК 01; ОК 02

2

40
4

ОК 01; ОК 02

4

ОК 01; ОК 02

2

4
2

4
2

ОК 01; ОК 02
ОК 01; ОК 02

2
6

ОК 01; ОК 02

2

ОК 01; ОК 02

7

Тема 1.9. Вагонное хозяйство

Тема 1.10. Автотормоза

Электрооборудование пассажирских вагонов. Система вентиляции пассажирских вагонов, их
кондиционирование
Содержание учебного материала
Основные сооружения и устройства вагонного хозяйства. Система технического обслуживания и
ремонта вагонов. Техническое обслуживание грузовых вагонов. Осуществление планирования и
организации перевозочного процесса с применением современных информационных технологий
управления перевозками
Практическое занятие №1
Организация работы пунктов технического обслуживания вагонов
Содержание учебного материала
Назначение и классификация тормозов. Тормозное оборудование подвижного состава. Система
тормозов. Виды тормозов. Полное и сокращенное опробование тормозов. Требования к
тормозному оборудованию подвижного состава
Раздел 2. Локомотивы и локомотивное хозяйство

Тема 2.1. Общие сведения о
тяговом подвижном составе
Тема 2.2. Электровозы

Тема 2.3. Тепловозы

Тема 2.4. Локомотивное
хозяйство

Содержание учебного материала
Сравнение различных видов тяги. Классификация тягового подвижного состава. Основные
требования к локомотивам и мотор-вагонному подвижному составу. Локомотивный парк
Содержание учебного материала
Общие сведения об электрическом подвижном составе (ЭПС). Механическая часть ЭПС.
Электрическое оборудование электровозов постоянного тока. Токоприемники.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка
ответов на контрольные вопросы по теме: Электрическое оборудование электровозов постоянного
тока. Токоприемники; Особенности устройства электровозов переменного тока Вспомогательные
машины. Система управления ЭПС; Электрические аппараты и приборы. Электропоезда
Содержание учебного материала
Общие понятия об устройстве тепловоза. Основные технические характеристики тепловозов.
Основы устройства дизеля, принцип его работы. Вспомогательное оборудование тепловоза.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы.
Подготовка ответов на контрольные вопросы по теме: Передачи, электрические машины и
электрические аппараты тепловоза, его экипажная часть. Газотурбовозы, турбопоезда, дизельпоезда, автомотрисы, дрезины, мотовозы.
Содержание учебного материала
Технические средства локомотивного хозяйства. Обслуживание локомотивов и организация их
работы. Экипировка локомотивов. Система технического обслуживания и ремонта локомотивов.
Организация работы персонала по техническому обслуживанию перевозочного процесса, а также
по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях

2

ОК 01; ОК 02

2
4

24
2

ОК 01; ОК 02

4

ОК 01; ОК 02

6

4
4

2

ОК 01; ОК 02

ОК 01; ОК 02
ОК 01; ОК 02

2 сем
ОК 01; ОК 02

8

нестандартных и аварийных ситуаций

Тема 3.1. Электроснабжение
железных дорог

Тема 4.1. Общие сведения о
погрузочно-разгрузочных
машинах и устройствах
Тема 4.2. Простейшие
механизмы и устройства

Тема 4.3. Погрузчики

Тема 4.4. Краны

Практическое занятие №2
Организация работы локомотивного депо по техническому обслуживанию локомотивов
Раздел 3. Электроснабжение железных дорог
Содержание учебного материала
Общие сведения об электроснабжении электрифицированных железных дорогах. Системы тока и
напряжения контактной сети. Тяговая сеть. Эксплуатация устройств электроснабжения
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы.
Подготовка ответов на контрольные вопросы по теме: Эксплуатация устройств электроснабжения
Раздел 4. Средства механизации
Содержание учебного материала
Классификация погрузочно-разгрузочных машин и устройств. Производительность и потребность
парка погрузочно-разгрузочных машин
Содержание учебного материала
Средства малой механизации и простейшие приспособления. Грузоподъемные устройства.
Механические тележки
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по теме:
Грузоподъемные устройства. Механические тележки
Содержание учебного материала
Классификация погрузчиков. Электропогрузчики. Автопогрузчики. Ковшовые погрузчики.
Определение мощности привода и производительности электропогрузчиков

Практическое занятие №3
Определение мощности приводов и производительности электропогрузчиков
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по теме:
Рабочее оборудование погрузчиков. Специальные вилочные погрузчики. Ковшовые погрузчики
Оформление отчетов по практическому занятию, подготовка к защите.
Содержание учебного материала
Классификация кранов. Краны мостового типа. Стреловые краны. Кабельные краны.
Устойчивость кранов. Грузозахватные приспособления к кранам. Определение мощности привода
и производительности крана. Подъемники
Практическое занятие №4
Определение мощности приводов и производительности крана

2

6
4
2

40
2

ОК 01; ОК 02
ОК 01; ОК 02;
ПК 2.2
ОК 01; ОК 02;
ПК 2.2
ОК 01; ОК 02;
ПК 2.2

2
2
4
2
4

4

ОК 01; ОК 02;
ПК 2.2

2

9

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по теме
Грузозахватные приспособления к кранам. Оформление отчетов по практическому занятию,
подготовка к защите.
Тема 4.5. Машины и
Содержание учебного материала
механизмы непрерывного
Назначение и классификация конвейеров. Ленточные конвейеры. Конвейеры с цепным тяговым
действия
органом. Винтовые и инерционные конвейеры. Элеваторы.
Практическое занятие №5
Определение производительности конвейеров и элеваторов
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по теме
Механические погрузчики непрерывного действия. Пневматические и гидравлические установки.
. Оформление отчетов по практическому занятию, подготовка к защите.
Тема 4.6. Специальные
Содержание учебного материала
вагоноразгрузочные машины Вагоноопрокидыватели. Машины с подъемным элеватором для разгрузки полувагонов и
и устройства
платформ. Машины для очистки вагонов и рыхления смерзшихся грузов
Тема 4.7. Техническое
Содержание учебного материала
обслуживание и ремонт
Технический надзор и содержание погрузочно-разгрузочных машин и устройств. Основные
погрузочно-разгрузочных
положения о планово-предупредительном техническом обслуживании и ремонте погрузочномашин
разгрузочных машин
Раздел 5. Склады и комплексная механизация переработки грузов
Тема 5.1. Транспортноскладские комплексы

Тема 5.2. Тарно-упаковочные
и штучные грузы

Содержание учебного материала
Назначение и техническое оснащение транспортно-складских комплексов. Назначение и
классификация железнодорожных складов. Устройство крытых складов. Повышенные пути,
эстакады и другие сооружения и устройства грузового хозяйства Определение основных
параметров складов. Определение длины погрузочно-выгрузочных фронтов
Практическое занятие №6
Ознакомление с устройством складов на транспортно – складском комплексе
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по теме: .
Санитарно-технические устройства складов, их освещение и средства связи. Охранная и
пожарная сигнализация и противопожарное оборудование. Элементная и комплексная
механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ.. Оформление отчетов по
практическому занятию, подготовка к защите.
Содержание учебного материала
Характеристика тарно-упаковочных и штучных грузов. Общие понятия о транспортных пакетах.
Средства и способы пакетирования грузов. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных
работ с тарно-упаковочными и штучными грузами. Автоматизированные склады и их

4

ОК 01; ОК 02;
ПК 2.2

4
2
2

4
2

40
2

2

ОК 01; ОК 02;
ПК 2.2

ОК 01; ОК 02;
ПК 2.2

4

2

ОК 01; ОК 02;
ПК 2.2

10

Тема 5.3. Контейнеры

Тема 5.4. Лесоматериалы

Тема 5.5. Металлы и
металлопродукция
Тема 5.6. Грузы, перевозимые
насыпью и навалом

Тема 5.7. Наливные грузы
Тема 5.8. Зерновые (хлебные)
грузы

оборудование. Пункты сортировки мелких отправок
Практическое занятие №7
Определение площади и основных параметров склада для тарно-упаковочных и штучных грузов
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по теме:
Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ с тарно-упаковочными и штучными
грузами. Оформление отчетов по практическому занятию, подготовка к защите.
Содержание учебного материала
Контейнерная транспортная система, ее технические средства. Техническое оснащение
контейнерных пунктов,. Определение вместимости и основных параметров контейнерной
площадки. Пункты переработки крупнотоннажных контейнеров
Практическое занятие №8
Определение вместимости и основных параметров контейнерной площадки и
специализированного контейнерного пункта
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по теме:
комплексная механизация и автоматизация переработки контейнеров. Определение вместимости
и основных параметров контейнерной площадки. Оформление отчетов по практическому
занятию, подготовка к защите.
Содержание учебного материала
Характеристика и способы хранения лесоматериалов. Перевозка лесоматериалов в пакетах.
Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с
лесоматериалами. Требования техники безопасности и противопожарные мероприятия
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по теме:
Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с
лесоматериалами. Требования техники безопасности и противопожарные мероприятия
Содержание учебного материала
Условия хранения металлов и металлоизделий. Схемы комплексной механизации
Содержание учебного материала
Характеристика грузов. Склады для хранения грузов, перевозимых насыпью и навалом.
Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ с грузами, перевозимыми насыпью и
навалом. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с
цементом, минеральными удобрениями и другими пылевидными и химическими грузами.
Содержание учебного материала
Характеристика наливных грузов. Склады нефтепродуктов. Налив и слив груза
Содержание учебного материала
Качественная характеристика грузов. Склады для хранения. Комплексная механизация погрузки
и выгрузки зерна

2
2

ОК 01; ОК 02;
ПК 2.2

2

2
2

2

2

2
2

ОК 01; ОК 02;
ПК 2.2

2
2

ОК 01; ОК 02;
ПК 2.2

11

Тема 5.9.
Технико-экономическое
сравнение вариантов
механизации

Наименование разделов и тем
Раздел 1. Вагоны и вагонное
хозяйство

Тема 1.1. Подвижной состав
железных дорог

Тема 1.2. Общие сведения о
вагонах

Содержание учебного материала
Принципы сравнения вариантов. Капитальные вложения. Эксплуатационные расходы и
себестоимость переработки грузов. Обеспечение процесса управления перевозками на основе
логистической концепции и организации рациональной переработки грузов

2
2

Практическое занятие №9
Расчет потребного количества кранов и параметров контейнерной площадки
Практическое занятие №10
Определение капитальных затрат.
Практическое занятие №11
Определение годовых эксплуатационных расходов и себестоимости выполнения одного
контейнера - операции
Итоговая аттестация – экзамен/экзамен
Всего

2
2

12

164

2.3 Учебный тематический план и содержание учебной дисциплины
Заочная форма обучения
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала
Общие требования к подвижному составу. Габариты на железнодорожном транспорте.
Надежность подвижного состава
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта лекции по теме: Общие требования к подвижному составу. Габариты на
железнодорожном транспорте. Надёжность подвижного состава. Вычерчивание схемы
габарита приближение строений, погрузки, подвижного состава.
Содержание учебного материала
Назначение и классификация вагонов. Основные элементы вагонов. Технико-экономические
характеристики вагонов. Пассажирский парк вагонов. Грузовой парк вагонов. Система
нумерации подвижного состава
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспектов лекции по теме: Система нумерации подвижного состава.
Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам: Назначение и классификация вагонов.
Перечислить
основные
элементы
вагонов.
Перечислить
технико-экономические
характеристики вагонов.

ОК 01; ОК 02;
ПК 2.2

Объем часов

2

Уровень
освоения

2

6

2

2

6

12

Тема 1.3. Колесные пары
вагонов

Тема 1.4. Буксы и рессорное
подвешивание

Тема 1.5. Тележки вагонов

Тема 1.6. Автосцепные
устройства

Тема 1.7. Грузовые вагоны

Тема 1.8. Пассажирские
вагоны

Тема 1.9. Вагонное хозяйство

Содержание учебного материала
2
Назначение и устройство колесных пар вагонов. Требования к содержанию колесных пар
вагонов. Техническое обслуживание колесных пар вагонов. Неисправности колесных пар
подвижного состава.
Самостоятельная работа обучающихся
10
Составление конспекта по теме: Требования к содержанию колесных пар вагонов.
Техническое обслуживание колесных пар вагонов. Неисправности колесных пар подвижного
состава.
Содержание учебного материала
Назначение и типы букс вагонов. Буксы с подшипниками качения (роликовые подшипники)
рессорное подвешивание вагонов
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта лекции по теме: Буксы с подшипниками скольжения. Буксы с
подшипниками качения.
Содержание учебного материала
Назначение и классификация тележек вагонов. Тележки грузовых вагонов. Тележки
пассажирских вагонов. Рамы вагонов
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта лекции по теме: Тележки грузовых вагонов. Тележки пассажирских
вагонов. Рамы вагонов.
Содержание учебного материала
Автосцепное устройство. Требования, предъявляемые к устройствам автосцепки
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов в устной форме на вопросы: Требования, предъявляемые к устройствам
автосцепки. Классификация автосцепных устройств. Автосцепное устройство вагона.
Содержание учебного материала
Назначение кузовов вагонов. Изотермический подвижной состав. Вагоны промышленного
транспорта. Контейнеры.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта лекции по теме: Изотермический подвижной состав. Вагоны
промышленного транспорта.
Содержание учебного материала
Кузова пассажирских вагонов. Отопление и водоснабжения пассажирских вагонов.
Электрооборудование пассажирских вагонов. Система вентиляции пассажирских вагонов, их
кондиционирование
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на вопросы в устной форме по теме: Кузова пассажирских вагонов.
Отопление и водоснабжение пассажирских вагонов. Электрооборудование пассажирских
вагонов. Система вентиляции пассажирских вагонов, их кондиционирование.
Содержание учебного материала

2

2

2

6

2
20
2

2

10
2

2

10
2

2

10

2

3

13

Тема 1.10. Автотормоза

Раздел 2. Локомотивы и
локомотивное хозяйство
Тема 2.1. Общие сведения о
тяговом подвижном составе
Тема 2.2. Электровозы

Тема 2.3. Тепловозы

Тема 2.4. Локомотивное
хозяйство

Раздел 3. Электроснабжение
железных дорог
Тема 3.1. Электроснабжение
железных дорог

Основные сооружения и устройства вагонного хозяйства. Система технического обслуживания
и ремонта вагонов. Техническое обслуживание грузовых вагонов. Осуществление
планирования и организации перевозочного процесса с применением современных
информационных технологий управления перевозками
Практическое занятие №1
Организация работы пунктов технического обслуживания вагонов
Содержание учебного материала
Назначение и классификация тормозов. Тормозное оборудование подвижного состава. Система
тормозов. Виды тормозов. Полное и сокращенное опробование тормозов. Требования к
тормозному оборудованию подвижного состава
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на контрольные вопросы в устной форме: Назначение и классификация
тормозов. Тормозное оборудование вагонов. Полное и сокращенное опробование тормозов.
Требования к тормозному оборудованию подвижного состава.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта лекции по теме: Общие сведения о тяговом подвижном составе.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта лекции по теме: Механическая часть электроподвижного состава.
Электрическое оборудование электровозов постоянного тока. Электрические аппараты и
приборы. Токоприемники.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта лекции по теме: Общие понятия об устройстве тепловоза. Экипажная
часть тепловоза. Электрические аппараты тепловоза. Электрические машины тепловоза.
Передачи тепловоза. Вспомогательное оборудование тепловоза. Основы устройства дизеля,
принцип его работы.
Содержание учебного материала
Технические средства локомотивного хозяйства. Обслуживание локомотивов и организация их
работы. Экипировка локомотивов. Система технического обслуживания и ремонта
локомотивов. Организация работы персонала по техническому обслуживанию перевозочного
процесса, а также по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при
работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций
Практическое занятие №2
Организация работы локомотивного депо по техническому обслуживанию локомотивов
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 15 Общие сведения об электроснабжении электрифицированных железных
дорог.

2
4

2

10

6
10

10

2

2

10

14

Раздел 4. Средства
механизации

Тема 4.1. Общие сведения о
погрузочно-разгрузочных
машинах и устройствах
Тема 4.2. Простейшие
механизмы и устройства
Тема 4.3. Погрузчики

Тема 4.4. Краны

Тема 4.5. Машины и
механизмы непрерывного
действия
Тема 4.6. Специальные
вагоноразгрузочные машины
и устройства
Тема 4.7. Техническое
обслуживание и ремонт
погрузочно-разгрузочных
машин
Раздел 5. Склады и
комплексная механизация
переработки грузов
Тема 5.1. Транспортноскладские комплексы

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы №24 Общие сведения о погрузочно-разгрузочных машинах и устройствах.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 25 Простейшие механизмы и устройства.

4

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 26 Погрузчики.

6

Практическое занятие №3
Определение мощности приводов и производительности электропогрузчиков

2

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы №27 Краны.

4

Практическое занятие №4
Определение мощности приводов и производительности крана

2

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы №28 Машины и механизмы непрерывного действия.
Практическое занятие №5
Определение производительности конвейеров и элеваторов
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 29 Специальные вагоноразгрузочные машины и устройства.

8

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 30 Техническое обслуживание и ремонт погрузочно-разгрузочных машин.

4

Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4 . Изучение главы № 16 Транспортно-складские комплексы.

4

2
4

15

Тема 5.2. Тарно-упаковочные
и штучные грузы

Тема 5.3. Контейнеры

Тема 5.4. Лесоматериалы
Тема 5.5. Металлы и
металлопродукция
Тема 5.6. Грузы, перевозимые
насыпью и навалом
Тема 5.7. Наливные грузы
Тема 5.8. Зерновые (хлебные)
грузы
Тема 5.9. Техникоэкономическое сравнение
вариантов механизации

Практическое занятие №6
Ознакомление с устройством складов на транспортно – складском комплексе

2

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 17 Тарно-упаковочные и штучные грузы.
Практическое занятие №7
Определение площади и основных параметров склада для тарно-упаковочных и штучных
грузов
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 18 Контейнеры.
Практическое занятие №8
Определение вместимости и основных параметров контейнерной площадки и
специализированного контейнерного пункта
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы №19 Лесоматериалы.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 20 Металлы и металлопродукция.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 21 Грузы перевозимые насыпью.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы №22 Наливные грузы.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы №23 Зерновые (хлебные) грузы.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 31 Технико-экономическое сравнение вариантов механизации погрузочноразгрузочных работ.
Всего

3
2
4
2
6
4
6
6
6
6
164

16

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета технических средств (по видам
транспорта):
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– модели, макеты технических средств
– комплект плакатов;
– методические рекомендации по выполнению практических работ.
Технические средства обучения:
– компьютер;
– мультимедиапроектор.
Обучающие материалы на полигоне филиала СГУПС:
- Автосцепное устройство;
- Конструкция тележек грузовых вагонов;
- Тормозное оборудование вагонов;
- Конструкция колесных пар и букс грузовых вагонов;
- Размещение и крепление грузов на платформе;
-Устройство грузовых вагонов: платформа, крытый вагон, полувагоны,
пассажирский вагон.
3.2 Учебно-методическое обеспечение
3.2.1 Основные издания
1. Медведева, И.И. Общий курс железных дорог: учебное пособие / И. И.
Медведева. — Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по
образованию на железнодорожном транспорте», 2019. — 206 с. — 978-5907055-93-3. — Текст: электронный // УМЦ ЖДТ: электронная библиотека. —
URL: https://umczdt.ru/books/1196/232063/
2. Марков, О. И., Организация транспортно-логистической деятельности:
учебник / О. И. Марков, В. А. Медведев. — Москва: Конус, 2025. — 340 с. —
ISBN 978-5-406-14747-4. — Текст: электронный // Book.ru: электроннобиблиотечная система. — URL: https://book.ru/book/958135
3.2.2 Дополнительные издания
3. Марков, О. И., Организация транспортно-логистической деятельности:
учебник / О. И. Марков, В. А. Медведев. — Москва: Конус, 2025. — 340 с. —
ISBN 978-5-406-08353-6. — Текст: электронный // Book.ru: электроннобиблиотечная система. — URL: https://book.ru/books/942983
3.2.3 Интернет ресурсы:
4. Габариты: https://ru.wikipedia.org/wiki/Габарит;
17

РЖД;

jd.ru;

5. Подвижной состав: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подвижной состав
6. Вагоны РЖД (фото): https://yandex.ru/images/search;
7 . Пассажирские вагоны: http://www.tdrzd.ru;
8. Вагонное хозяйство: http://www.vagonnik.net.ru/, http://www.vagoni-

9. Автотормоза: http://instructionsrzd.ucoz.ru;
10.
Тяговый
подвижной
состав:
http://transporton.ru/,
http://www.pomogala.ru;
11.
Электроснабжение
РЖД:
http://wiki.nashtransport.ru/wiki/
Электроснабжение электрических железных дорог.

18

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знает:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить
структура плана для решения задач, алгоритмы
выполнения работ в профессиональной и
смежных областях
основные источники информации и ресурсы для
решения
задач
и/или
проблем
в
профессиональном и/или социальном контексте
методы работы в профессиональной и смежных
сферах
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат
оформления
результатов
поиска
информации
современные
средства
и
устройства
информатизации, порядок их применения и
программное обеспечение в профессиональной
деятельности, в том числе цифровые средства
материально-техническую базу транспорта (по
видам транспорта);
основные характеристики погрузо-разгрузочных
машин и устройств;
основные и принципы работы погрузо –
разгрузочных машин и устройств;
основные принципы организации погрузочно –
разгрузочных работ;
показатели,
характеризующие
средства
механизации;
Умеет:
распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном и/или социальном контексте,
анализировать и выделять её составные части
определять этапы решения задачи, составлять
план действия, реализовывать составленный
план, определять необходимые ресурсы
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах
оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника)

Показатели
освоенности
компетенций
описание структуры
материальнотехнической
базы
(по
видам
транспорта)
воспроизведение
основных
характеристик
и
понимание
принципов работы
технических средств
транспорта
(по
видам транспорта)

- распознавание
типов устройств и
погрузочноразгрузочных машин
по внешнему виду;
- определение
производительности
погрузочноразгрузочных
машин;
- выполнение
расчетов параметров
складов
в
зависимости
от
технической

Методы
оценки

экспертное
наблюдение
за
выполнением
практических
работ.
Оценка
результатов
выполнения
практических
занятий
Другие
формы
промежуточн
ой аттестации
Промежуточн
ая аттестация
в форме
экзамена

19

определять задачи для поиска информации,
планировать
процесс
поиска,
выбирать
необходимые источники информации
выделять наиболее значимое в перечне
информации,
структурировать
получаемую
информацию, оформлять результаты поиска
оценивать практическую значимость результатов
поиска
применять
средства
информационных
технологий для решения профессиональных
задач
использовать
современное
программное
обеспечение в профессиональной деятельности
использовать различные цифровые средства для
решения профессиональных задач
-различать
типы
погрузочно-разгрузочных
машин;
-рассчитывать основные параметры складов и
техническую производительность погрузочноразгрузочных машин;
проводить технико-экономическое сравнение
вариантов механизации;

оснащенности
и
нормирование
технической
производительности
погрузочноразгрузочных машин
рассчитывает
основные
параметров
и
технической
производительности
погрузо
разгрузочных
машин;
- проводит технико –
экономического
сравнения
вариантов
механизации

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».