Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет
путей сообщения» в г. Новоалтайске
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 04 ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
специальность
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
базовая подготовка среднего профессионального образования
Новоалтайск
2025
Одобрена
цикловой комиссией Организация
перевозок и техническая эксплуатация
подвижного состава
Протокол № 1 от « 28 » августа 2025 г.
Председатель_______ Е. В. Белоусова
Рабочая программа разработана на
основе
ФГОС
среднего
профессионального образования
по специальности 23.02.01
Организация
перевозок
и
управление на транспорте (по
видам)
Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_________Т. В. Добшикова
« 29 » августа 2025 г.
Составитель:
Ишутина Г.А.., преподаватель высшей квалификационной категории филиала
СГУПС в г. Новоалтайске
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИН
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4
7
13
14
3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цель и место дисциплины в структуре образовательной
программы
Цель дисциплины 04. Транспортная система России: формирование
теоретической и практической базы по овладению методикой и навыками
транспортной системы России.
Дисциплина 04. Транспортная система России включена в обязательную
часть общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2 Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми
результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код
ОК, ПК
Уметь
Знать
ОК 01
-давать краткую экономикогеографическую характеристику
техническому оснащению и
сфере применения различных
видов транспорта
-структуру
транспортной
системы России;
-основные
направления
грузопотоков
и
пассажиропотоков
ОК 02
-определять задачи для поиска
информации,
планировать
процесс
поиска,
выбирать
необходимые
источники
информации
-выделять наиболее значимое в
перечне
информации,
структурировать получаемую
информацию,
оформлять
результаты поиска
-оценивать
практическую
значимость результатов поиска
применять
средства
информационных технологий
для
решения
профессиональных задач
-использовать
современное
программное обеспечение в
профессиональной
деятельности
-использовать
различные
цифровые
средства
для
решения
профессиональных
задач
- н о м е н к л а т у р у
информационных
источников, применяемых в
профессиональной
деятельности
-приемы структурирования
информации
-формат
оформления
результатов
поиска
информации
-современные средства и
устройства
информатизации, порядок
их применения и
программное обеспечение в
профессиональной
деятельности, в том числе
цифровые средства
Владеть навыками
4
ПК 3.1
-оформлять
перевозочные
документы на транспортное
обслуживание
и
оказание
услуг, связанных с перевозкой
груза
-определять условия перевозки
грузов различных категорий, в
том числе опасных
-анализировать
работу
транспорта
(по
видам
транспорта) в сфере грузовых
перевозок
-организовывать обслуживание
в
сфере
пассажирских
перевозок на транспорте (по
видам транспорта);
- анализировать структуру
управления железнодорожным
транспортом;
- анализировать экономические
и
географические
характеристики сети железных
дорог;
ПК 3.2
-нормативно-техническую и
руководящую
документацию,
регламентирующую
деятельность
по
транспортному
обслуживанию в области
грузовых перевозок
-правила перевозок грузов, в
том числе опасных
-требования к обеспечению
безопасности при перевозке
грузов на особых условиях
-формы
грузовых
перевозочных документов
-нормативно-технические и
руководящие
документы,
регламентирующие
деятельность
по
транспортному
обслуживанию в области
пассажирских перевозок
-правила
перевозки
пассажиров и багажа на
транспорте
(по
видам
транспорта)
-формы перевозочных и
проездных документов на
транспорте
(по
видам
транспорта);
-оформления
перевозочных
документов
анализа
экономических и
географических
характеристик
сети железных
дорог;
оформления
перевозочных и
проездных
документов (по
видам
транспорта);
- место железнодорожного
транспорта в транспортной
системе России;
- структуру управления
железнодорожным
транспортом;
экономические
географические
характеристики
железных до-рог;
и
сети
Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат
Портрет выпускника СПО
Код
личностного
результата
Код
компетенции
в соответствии
с ФГОС
5
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий
идеалам
гражданского
общества,
обеспечения
безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный
к установкам и проявлениям представителей
субкультур, отличающий их от групп с деструктивным
и
девиантным
поведением.
Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда, осознающий ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностного и профессионального конструктивного
«цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине,
родному
народу,
малой
родине,
принятию
традиционных ценностей многонационального народа
России.
Осознающий приоритетную ценность личности
человека; уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
представителям
различных
этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий
и
пропагандирующий
правила
здорового и безопасного образа жизни, спорта;
предупреждающий либо преодолевающий зависимости
от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных
игр
и
т.д.
Сохраняющий
психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях.
ЛР 1
ОК 01.
ЛР 2
ОК 01
ЛР 3
ОК 01
ЛР 4
ОК 01.
ЛР 5
ОК 01
ЛР 6
ОК 01. ОК 02.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к
деловым качествам личности
Содействующий формированию положительного
ЛР7
ОК 01
образа и поддержанию престижа своей профессии.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Организовывать собственную деятельность, выбирая
типовые
методы
и
способы
выполнения
ЛР 8
ОК 02
профессиональных задач.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять
текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию
ЛР 9
ОК 02
собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
6
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В т.ч. практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося
Объем часов
68
56
12
12
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Транспортная система России
Очная форма обучения
Наименование
разделов и тем
Введение
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся
Содержание учебного материала
Задачи и содержание
дисциплины, связь с другими
дисциплинами. Экономическое
районирование России. Основные принципы районирования. Продукция транспорта
Раздел 1. Общие сведения о транспортных системах
Содержание учебного материала
Причины и история появления транспорта. Первые паровозы, автомобили, электрический
Тема 1.1.Возникновение и железнодорожный подвижной состав. Возникновение дизельных двигателей, летательных
аппаратов, трубопроводного транспорта
развитие транспорта
Самостоятельная работа обучающихся:
История становления и развития различных видов транспорта, в том числе, и
железнодорожного транспорта.
Тема 1.2. Структура
Содержание учебного материала
транспортной системы
Сущность единой транспортной системы России. Структура транспортной системы страны.
России
Транспортный комплекс. Структурные схемы видов транспорта.
Содержание учебного материала
Место транспорта отдельных стран в мировой транспортной системе. Показатели транспортной
Тема 1.3. Мировая
подвижности населения и транспортоемкости экономики. Роль морского, внутриводного,
транспортная система
железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта в мировой
транспортной системе. Интеграция транспортной системы России в мировую транспортную
систему. Проекты трансконтинентальных магистралей. Понятие о международных
транспортных коридорах (МТК). Проекты МТК, проходящие через территорию России.
Раздел 2. Основные направления грузов и пассажирских потоков
Содержание учебного материала
Тема 2.1. Понятие о
Факторы, влияющие на направление, объемы, структуру и сроки осуществления перевозок.
перевозках
Качественные показатели транспортных услуг. Термины и определения транспортных услуг.
Системы сертификации транспортного комплекса, в том числе транспортных услуг.
Внутрипроизводственный или промышленный транспорт. Магистральный транспорт общего
пользования.
Объем
часов
2
8
2
2
2
2
10
2
Тема 2.2. Грузовые
перевозки
Содержание учебного материала
Классификация грузовых перевозок. Перевозки с участием различных видов транспорта.
Регионы, добывающие и производящие массовые грузы.. Объемы этих перевозок. Особенности
завоза топлива, товаров продовольствия в северные районы страны.
Самостоятельная работа обучающихся
Номенклатура грузов, классификация грузовых перевозок.
Основные направления перевозки массовых грузов.
Тема 2.3. Пассажирские
Содержание учебного материала
перевозки
Плотность и территориальное распределение населения. Миграции населения, маятниковая
миграция.
Классификация пассажирских перевозок в зависимости от вида транспорта. Распределение
пассажирских перевозок между видами транспорта. Основные направления пассажиропотоков.
Содержание учебного материала
Плотность и территориальное распределение населения. Миграции населения, маятниковая
миграция. Распределение пассажирских перевозок между видами транспорта. Основные
направления пассажиропотоков.
Самостоятельная работа обучающихся
Классификация пассажирских перевозок в зависимости от вида транспорта.
Раздел 3. Основные характеристики, техническое оснащение и сферы применения железнодорожного транспорта
Тема 3.1. Место
Содержание учебного материала
железнодорожного
Значение железнодорожного транспорта в транспортной системе России. Этапы развития
транспорта в транспортной железнодорожного транспорта в России. Общая характеристика железнодорожной сети.
системе России
Протяженность железных дорог. Технические средства железнодорожного транспорта.
Основные показатели работы железных дорог. Региональная составляющая транспортной
системы.
Практическое занятие №1
Составление схемы расположения железнодорожных станций, производящих посадку и высадку
пассажиров на полигоне дорог (региональная составляющая)
Практическое занятие №2
Составление схемы расположения сортировочных и грузовых железнодорожных станций на
полигоне дорог (региональная составляющая)
2
2
2
2
2
14
2
2
2
9
Тема 3.2. Структура
управления
железнодорожным
транспортом
Тема 3.3.Экономикогеографическая
характеристика сети
железных дорог РФ
Содержание учебного материала
Структурная схема управления железнодорожным транспортом. Структурная реформа
железнодорожного транспорта, принципы реформирования, цели. Совет по железнодорожному
транспорту стран СНГ, участие стран Балтии и Болгарии.
Содержание учебного материала
Влияние экономико-географических особенностей районов (регионов) их характеристика на
формирование транспортной сети. Железнодорожная сеть экономических районов: густота и
разветвленность, основные направления (меридиальные, широтные ходы), наиболее
грузонапряженные участки, перспективы развития. Основные железнодорожные магистрали.
Сферы применения железнодорожного транспорта. Транспортная магистраль. Развитие
высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте.
Практические занятия №3
Составление схемы железных дорог ОАО «РЖД» с указанием наименования региональных
центров корпоративного управления (РЦКУ) с обозначением стыковых пунктов (региональная
составляющая).
Самостоятельная работа обучающихся
Перспективы регионального управления железнодорожным транспортом.
Раздел 4. Основные характеристики, техническое оснащение и сферы применения различных видов транспорта
Содержание учебного материала
Развитие автомобильного транспорта. Классификация подвижного состава автомобильного
транспорта. Система обозначения транспортных средств. Характеристика отечественного парка
Тема 4.1. Автомобильный
грузовых автомобилей. Автомобильные дороги. Проблемы развития автотранспорта в России.
транспорт
Показатели работы автомобильного транспорта. Преимущества и недостатки автомобильного
транспорта.
Содержание учебного материала
Значение морского транспорта России во внешних экономических связях, интеграция в
мировую транспортную систему. Классификация судов. Суда смешанного плавания «рекаморе». Морские порты. Современное состояние морского транспорта России. Основные
Тема 4.2.Морской транспорт
направление грузовых и пассажирских потоков. Показатели морских перевозок.
Практическая работа № 4.
Составление схемы расположения морских портов, взаимодействующих с железнодорожным
транспортом.
2
2
2
2
20
2
2
2
10
Тема 4.3. Внутренний
водный транспорт
Тема 4.4 Воздушный
транспорт
Тема 4.5. Трубопроводный
транспорт
Тема 4.6. Городской
пассажирский транспорт
Тема 4.7. Другие виды
транспорта
Тема 4.8 Транспортные
узлы и терминалы
Тема 5.1 Транспортная
политика и
законодательство
Содержание учебного материала
Характеристика сети и гидротехнических сооружений. Классификация судов и состав флота.
Порты. Основные груза – и пассажиропотоки. Показатели работы.
2
Содержание учебного материала
Главная задача воздушного транспорта. Характеристика основных фондов. Основные линии
воздушных перевозок ( трассы полетов), показатели работы воздушного транспорта.
2
Практическая работа № 5
Составление схемы расположения портов внутреннего водного транспорта, взаимодействующих
с железнодорожным транспортом
2
Содержание учебного материала
Назначение трубопроводного транспорта. Устройство магистральных трубопроводов. Сети
магистральных трубопроводов. Проекты новых газопроводов. Показатели работы
трубопроводного транспорта. Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта.
Самостоятельная работа обучающихся
Интеграция в мировую транспортную систему.
Содержание учебного материала
Промышленный транспорт, комплекс технических средств, специальные виды промышленного
транспорта, показатели работы. Городской и пригородный транспорт, характеристика
транспортные сети городов, структура пассажирских перевозок, технические средства.
Нетрадиционные транспортные средства и системы, монорельсовые дороги, особенности
магнитной подвески для передвижения вагонов, электромобили.
Содержание учебного материала
Назначение и классификация транспортных узлов. Назначение и классификация транспортных
терминалов. Развитие национальной сети терминальных грузовых комплексов.
2
Раздел 5. Развитие транспорта на современном этапе
Содержание учебного материала
Система государственного регулирования транспортного комплекса страны.
Концепции государственной политики РФ. Формы собственности на транспорте.
Рынок транспортных услуг.
2
2
2
12
2
11
Тема 5.2. Конкуренция и
взаимодействие видов
транспорта
Содержание учебного материала
Спрос и прогнозирование спроса на перевозки. Конкуренция и взаимодействие видов
транспорта. Мультимодальные и интермодальные перевозки. Взаимодействие видов транспорта
в пассажирских перевозках.
Практическое занятие № 6
Оценка фактора конкурентоспособности видов транспорта.
Содержание учебного материала
Тема 5.3 Варианты
Анализ рынка транспортных услуг и оценка вариантов транспортного обслуживания.
транспортного
Сравнительная характеристика различных видов транспорта, преимущества и недостатки,
обслуживания
составляющие транспортно-технологической схемы.
Тема 5.4.Безопасность и
Содержание учебного материала
экология на транспорте
Актуальность обеспечения безопасности на всех видах транспорта. Требования безопасности и
бесперебойного движения поездов на железнодорожном транспорте. Морская безопасность.
Безопасность речного судоходства. Безопасность на воздушном
транспорте. Безопасность
трубопроводного транспорта
Самостоятельная работа обучающихся
Безопасность движения на автомобильных дорогах.
Влияние различных видов транспорта на экологию
Промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой
Всего
2
2
2
2
2
2
68
12
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Кабинет «Транспортная система России».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся - 30;
- столы по количеству обучающихся - 15;
- рабочее место преподавателя;
- учебная доска.
Технические средства обучения:
- мультимедиа проектор
- экран (переносной)
- компьютер (стационарный).
Демонстрационные учебно-наглядные пособия:
- комплект учебно-наглядных пособий (атласы-схемы железных дорог
России, географические карты РФ).
-наглядные пособия (комплект презентаций).
3.2 Учебно-методическое обеспечение
3.2.1 Основные электронные издания
1. Амиров, М. Ш., Единая транспортная система: учебник / М. Ш.
Амиров, С. М. Амиров. — Москва: КноРус, 2023. — 177 с. — ISBN 978-5-40611547-3. — Текст: электронный // Book.ru: электронно-библиотечная система.
— URL: https://book.ru/book/949253
2.Троицкая, Н. А., Транспортная система России: учебник / Н. А.
Троицкая. — Москва: КноРус, 2024. — 205 с. — ISBN 978-5-406-12692-9. —
Текст: электронный // Book.ru: электронно-библиотечная система.—URL:
https://book.ru/book/952142
3.2.2 Дополнительные источники
3. Амиров, М. Ш., Единая транспортная система: учебник / М. Ш.
Амиров, С. М. Амиров. — Москва: КноРус, 2023. — 177 с. — ISBN 978-5-40610113-1. — Текст: электронный // Book.ru: электронно-библиотечная система.
—URL: https://book.ru/book/944643
4. Троицкая, Н. А., Транспортная система России: учебник / Н. А.
Троицкая. — Москва: КноРус, 2022. — 205 с. — ISBN 978-5-406-09172-2. —
Текст: электронный // book.ru: электронно-библиотечная система.— URL:
https://book.ru/book/942468
3.2.3 Интернет-ресурсы:
5. ОАО «РЖД»: официальный сайт.- Режим доступа:www.rzd.ru
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знает:
структуру
транспортной системы
России,
основных
направлений
грузопотоков
и
пассажиропотоков.
Умеет:
давать
краткую
экономикогеографическую
характеристику
техническому
оснащению и сфере
применения различных
видов транспорта.
Показатели освоенности
компетенций
описывает
структуру
транспортной
системы
России;
- перечисляет, объясняет и
характеризует
основные
направления грузопотоков и
пассажиропотоков;
- формулирует экономикогеографические
характеристики
видов
транспорта в соответствии с
техническим оснащением и
сферами
применения
различных
видов
транспорта
Методы оценки
Экспертное наблюдение
выполнения практических
работ.
Диагностика:
(тестирование,
презентации,
кроссворды, контрольные
работы).
Промежуточная
аттестация.
14