Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного
Образовательного учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
специальность
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
базовая подготовка среднего профессионального образования
Новоалтайск
2025
ОДОБРЕНА
Разработана
на
основе
Цикловой комиссией
Федерального
государственного
Автоматика, телемеханика и путевое
образовательного
стандарта
хозяйство
Протокол № 1 от «28» августа 2025г.
Председатель _____Ю. И. Маточкин
среднего
профессионального
образования по специальности
23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по
видам)
Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_________Т. В. Добшикова
«29» августа 2025г.
Составитель: Амосова И.И., преподаватель высшей квалификационной категории
филиала СГУПС в г. Новоалтайске
2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общая характеристика программы учебной дисциплины
4
3 Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11
2 Структура и содержание учебной дисциплины
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
7
12
3
4
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель
дисциплины
«Метрология,
стандартизация
и
сертификация»:
формирование знаний, необходимых для обеспечения достоверности и требуемой
точности измерений, а также для методически правильного измерения различных
величин и обработки измерений.
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» включена в
обязательную часть общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2 Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами
освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций
выпускника (п. 4.3 ПОП СПО).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 09
Уметь
Знать
- применять документацию систем
качества;
- применять основные правила и
документы систем сертификации
Российской Федерации
- правовые основы, цели, задачи, принципы,
объекты и средства метрологии, стандартизации
и сертификации, основные понятия и
определения, показатели качества и методы их
оценки, метрологическое обеспечение качества,
порядок и правила сертификации
Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат
Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой
страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Код
личностного
результата
Код
компетенции
в соответствии с
ФГОС
ЛР 1
ОК 01.
ЛР 2
ОК 01.,06.,08
ЛР 3
ОК 01., 03., 06.
5
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
ОК 01., 04., 08.,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
ЛР 4
09.
формированию
в
сетевой
среде
личностного
и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
ЛР 5
ОК 01., 08.
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
ЛР 6
ОК 03., 06.
готовность к участию в социальной поддержке и
волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
ЛР 7
ОК 01., 06., 08.
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий
и
демонстрирующий
уважение
к
представителям различных этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
ЛР 8
ОК 01., 06.
сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
ОК 01., 02., 03.,
преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
ЛР 9
08.
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и
ЛР 10
ОК 03., 05., 09.
чужой безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям,
ЛР 11
ОК 08.
обладающий основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию
семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
ЛР 12
ОК 03., 08.
отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым
качествам личности
Способный при взаимодействии с другими людьми достигать
поставленных целей, стремящийся к формированию в
ЛР 13
ПК 3.1
железнодорожной
отрасли
личностного
роста
как
профессионала.
Способный ставить перед собой цели для решения
возникающих профессиональных задач, подбирать способы
ЛР 14
ПК 3.2
решения и средства развития, в том числе с использованием
информационных технологий.
Содействующий формированию положительного образа и
ЛР 15
ОК 01.
поддержанию престижа своей профессии.
Способный искать и находить необходимую информацию
ЛР 16
ОК 04, 05, 09.
используя разнообразные технологии ее поиска, для решения
возникающих в процессе производственной деятельности
6
проблем на железнодорожном транспорте.
Способный выдвигать альтернативные варианты действий с
целью выработки новых оптимальных алгоритмов;
позиционирующий себя в сети как результативный и
привлекательный участник трудовых отношений.
ЛР 17
ОК 09.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во
ЛР 18
ПК 3.1
всех сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые
ЛР 19
ПК 3.2
методы и способы выполнения профессиональных задач.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
ЛР 20
ПК 3.2
деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей
дисциплины
Учебные занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
Всего
Объем в часах
34
12
2
48
В т.ч. в форме практ.
подготовки
6
6
7
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
Объем
часов
1
2
3
Раздел 1.
Метрология
Тема 1.1. Основные Содержание учебного материала
понятия метрологии Понятия о метрологии, основные задачи. Понятия: «величина», «единицы величины». Основные, дополнительные
производственные, кратные и дольные единицы. Внесистемные единицы, допущенные
к применению наравне с единицами системы СИ
Содержание учебного материала
Тема 1.2. Средства
Средства измерений. Эталон, образцовые и рабочие средства измерений. Поверка и калибровка
измерений
средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений
Тема 1.3. Правовые
основы
метрологической
службы
16
2
2
Содержание учебного материала.
Поверка и калибровка средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений
2
Практическое занятие № 1
Определение погрешности средств измерений
2
Самостоятельная работа обучающихся
Информационное сообщение по тематике: Измерительные приборы и их классификация.
Образцовые средства измерений.
Измерительные преобразователи: первичные, передающие и промежуточные
Содержание учебного материала
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Метрологические службы
Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Метрологическая служба на транспорте.
Виды метрологического контроля и надзора. Аккредитация метрологической службы. Ответственность
за нарушение законодательства по метрологии
Практическое занятие № 2
Метрологический контроль и надзор на железнодорожном транспорте
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по темам:
Цели и объекты государственного контроля и надзора.
Поверка средств измерений.
Содержание учебного материала
2
2
2
2
8
1
2. Стандартизация
Тема 2.1
Нормативноправовое
регулирование
системы
стандартизации
Тема 2.2. Методы
стандартизации
Тема 2.3. Допуски и
посадки
Раздел 3.
Сертификация
Тема 3.1.
Сертификация как
процедура
подтверждения
соответствия
2
3
16
Содержание учебного материала
Виды и категории стандартов. Порядок разработки национальных стандартов. Основные направления
развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации. Закон Российской Федерации
«О техническом регулировании» в области технического регулирования и стандартизации. Органы и
службы стандартизации Российской Федерации. Упорядочение в области технического регулирования.
Техническое регулирование на транспорте
2
Содержание учебного материала
Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» в области технического регулирования и
стандартизации. Органы и службы стандартизации Российской Федерации. Упорядочение в области
технического регулирования. Техническое регулирование на транспорте
2
Самостоятельная работа обучающихся
Сводная таблица по тематике:
Органы и службы стандартизации.
Содержание
учебного материала
Стандарты организаций.
Упорядочение
Параметрическая стандартизация.
Межотраслевыеобъектов
системыстандартизации.
стандартов.
Экспертиза
Содержаниестандартов
учебного материала
Унификация, агрегатирование, комплексная и опережающая стандартизация
Самостоятельная работа обучающихся
Решение ситуационных задач
Содержание учебного материала
Понятие о совместимости и взаимозаменяемости. Основные понятия и определения о допусках и
посадках. Единая система допусков и посадок, принципы ее построения
Содержание учебного материала
Решение задачи: «Построение схем полей допусков. Определение предельных размеров,
допусков, зазоров или натягов в соединениях при различных видах посадок»
Содержание учебного материала
Основные термины и определения в области сертификации; добровольная и обязательная сертификация,
ее задачи и цели, органы и системы сертификации и их аккредитация. Схемы сертификации
2
2
2
2
2
2
16
2
9
1
2
3
Практическое занятие № 3
Правила и порядок проведения сертификации
Тема 3.2. Системы
управления
качеством. Системы
менеджмента
качества
Тема 3.3.
Сертификация на
железнодорожном
транспорте
Содержание учебного материала
Сущность качества. Показатели качества продукции, методы оценки. Контроль и испытание продукции.
Принципы обеспечения качества и управления качеством
Содержание учебного материала
Модель качества «петля» и «спираль» качества. Управление и общее руководство качеством. Планирование
качества.
Самостоятельная работа обучающихся
Решение ситуационных задач
Содержание учебного материала
Основные положения Федерального закона «О железнодорожном транспорте», касающиеся сертификации
продукции, поставляемой железнодорожному транспорту; система сертификации на железнодорожном
транспорте
Зачет
Всего
2
Окончание
2
2
4
2
2
10
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническому обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– плакаты;
– техническая документация;
– методическая документация;
– средства измерений.
Технические средства обучения:
– компьютер;
– мультимедиа проектор;
– принтер;
– сканер;
– локальная вычислительная сеть с выходом в интернет.
3.2 Информационное обеспечение обучения
3.2.1 Основные печатные и электронные издания
1. Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть
1. Метро-логия : учебник для среднего профессионального образования / Я. М.
Радкевич, А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53410236-9. — Текст : электрон-ный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/475551
2. Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть
2. Стан-дартизация : учебник для среднего профессионального образования / Я.
М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 481 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10238-3. — Текст : электрон-ный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/475552
3. Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть
3. Серти-фикация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М.
Радкевич, А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 132 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53410239-0. — Текст : элек-тронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/475555
4. Сергеев, А. Г. Стандартизация и сертификация : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-04315-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469819.
11
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знает:
- правовые основы, цели, задачи,
принципы, объекты и средства
метрологии, стандартизации и
сертификации;
основные
понятия
и
определения;
- показатели качества и методы их
оценки;
- технологическое обеспечение
качества, порядка и правил
сертификации
Умеет:
применять
документацию
систем качества;
- применять основные правила и
документы систем сертификации
Российской Федерации
Показатели освоенности
компетенций
- воспроизводит основные
понятия и содержание
ГОСТ 2.105 и ФЗ «О
стандартизации»;
понимает
принципы,
средства, цели и задачи
метрологии,
стандартизации
и
сертификации;
- воспроизводит порядок
сертификации;
- составляет документы в
соответствии с системой
качества.
Методы оценки
Экспертное
наблюдение
выполнения
практических
работ.
Диагностика
(тестирование,
контрольные работы)
12