ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного
Образовательного учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
специальность
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
базовая подготовка среднего профессионального образования

Новоалтайск
2025
ОДОБРЕНА
Разработана
на
основе
Цикловой комиссией
Федерального
государственного
Автоматика, телемеханика и путевое
образовательного
стандарта

хозяйство
Протокол № 1 от «28» августа 2025г.
Председатель _____Ю. И. Маточкин

среднего
профессионального
образования по специальности
23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по
видам)

Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_________Т. В. Добшикова
«29» августа 2025г.

Составитель: Амосова И.И., преподаватель высшей квалификационной категории
филиала СГУПС в г. Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 Общая характеристика программы учебной дисциплины

4

3 Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

11

2 Структура и содержание учебной дисциплины

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

7

12

3

4

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель
дисциплины
«Метрология,
стандартизация
и
сертификация»:
формирование знаний, необходимых для обеспечения достоверности и требуемой
точности измерений, а также для методически правильного измерения различных
величин и обработки измерений.
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» включена в
обязательную часть общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2 Планируемые результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами
освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций
выпускника (п. 4.3 ПОП СПО).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 09

Уметь

Знать

- применять документацию систем
качества;
- применять основные правила и
документы систем сертификации
Российской Федерации

- правовые основы, цели, задачи, принципы,
объекты и средства метрологии, стандартизации
и сертификации, основные понятия и
определения, показатели качества и методы их
оценки, метрологическое обеспечение качества,
порядок и правила сертификации

Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат

Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой
страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.

Код
личностного
результата

Код
компетенции
в соответствии с
ФГОС

ЛР 1

ОК 01.

ЛР 2

ОК 01.,06.,08

ЛР 3

ОК 01., 03., 06.

5

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
ОК 01., 04., 08.,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
ЛР 4
09.
формированию
в
сетевой
среде
личностного
и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
ЛР 5
ОК 01., 08.
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
ЛР 6
ОК 03., 06.
готовность к участию в социальной поддержке и
волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
ЛР 7
ОК 01., 06., 08.
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий
и
демонстрирующий
уважение
к
представителям различных этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
ЛР 8
ОК 01., 06.
сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
ОК 01., 02., 03.,
преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
ЛР 9
08.
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и
ЛР 10
ОК 03., 05., 09.
чужой безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям,
ЛР 11
ОК 08.
обладающий основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию
семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
ЛР 12
ОК 03., 08.
отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым
качествам личности
Способный при взаимодействии с другими людьми достигать
поставленных целей, стремящийся к формированию в
ЛР 13
ПК 3.1
железнодорожной
отрасли
личностного
роста
как
профессионала.
Способный ставить перед собой цели для решения
возникающих профессиональных задач, подбирать способы
ЛР 14
ПК 3.2
решения и средства развития, в том числе с использованием
информационных технологий.
Содействующий формированию положительного образа и
ЛР 15
ОК 01.
поддержанию престижа своей профессии.
Способный искать и находить необходимую информацию
ЛР 16
ОК 04, 05, 09.
используя разнообразные технологии ее поиска, для решения
возникающих в процессе производственной деятельности
6

проблем на железнодорожном транспорте.
Способный выдвигать альтернативные варианты действий с
целью выработки новых оптимальных алгоритмов;
позиционирующий себя в сети как результативный и
привлекательный участник трудовых отношений.

ЛР 17

ОК 09.

Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во
ЛР 18
ПК 3.1
всех сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые
ЛР 19
ПК 3.2
методы и способы выполнения профессиональных задач.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
ЛР 20
ПК 3.2
деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей
дисциплины
Учебные занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
Всего

Объем в часах
34
12
2
48

В т.ч. в форме практ.
подготовки
6
6

7

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся

Объем
часов

1

2

3

Раздел 1.
Метрология
Тема 1.1. Основные Содержание учебного материала
понятия метрологии Понятия о метрологии, основные задачи. Понятия: «величина», «единицы величины». Основные, дополнительные
производственные, кратные и дольные единицы. Внесистемные единицы, допущенные
к применению наравне с единицами системы СИ
Содержание учебного материала
Тема 1.2. Средства
Средства измерений. Эталон, образцовые и рабочие средства измерений. Поверка и калибровка
измерений
средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений

Тема 1.3. Правовые
основы
метрологической
службы

16
2

2

Содержание учебного материала.
Поверка и калибровка средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений

2

Практическое занятие № 1
Определение погрешности средств измерений

2

Самостоятельная работа обучающихся
Информационное сообщение по тематике: Измерительные приборы и их классификация.
Образцовые средства измерений.
Измерительные преобразователи: первичные, передающие и промежуточные
Содержание учебного материала
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Метрологические службы
Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Метрологическая служба на транспорте.
Виды метрологического контроля и надзора. Аккредитация метрологической службы. Ответственность
за нарушение законодательства по метрологии
Практическое занятие № 2
Метрологический контроль и надзор на железнодорожном транспорте
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по темам:
Цели и объекты государственного контроля и надзора.
Поверка средств измерений.

Содержание учебного материала

2

2

2
2

8

1
2. Стандартизация

Тема 2.1
Нормативноправовое
регулирование
системы
стандартизации

Тема 2.2. Методы
стандартизации

Тема 2.3. Допуски и
посадки

Раздел 3.
Сертификация
Тема 3.1.
Сертификация как
процедура
подтверждения
соответствия

2

3
16

Содержание учебного материала
Виды и категории стандартов. Порядок разработки национальных стандартов. Основные направления
развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации. Закон Российской Федерации
«О техническом регулировании» в области технического регулирования и стандартизации. Органы и
службы стандартизации Российской Федерации. Упорядочение в области технического регулирования.
Техническое регулирование на транспорте

2

Содержание учебного материала
Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» в области технического регулирования и
стандартизации. Органы и службы стандартизации Российской Федерации. Упорядочение в области
технического регулирования. Техническое регулирование на транспорте

2

Самостоятельная работа обучающихся
Сводная таблица по тематике:
Органы и службы стандартизации.
Содержание
учебного материала
Стандарты организаций.
Упорядочение
Параметрическая стандартизация.
Межотраслевыеобъектов
системыстандартизации.
стандартов.
Экспертиза
Содержаниестандартов
учебного материала

Унификация, агрегатирование, комплексная и опережающая стандартизация
Самостоятельная работа обучающихся
Решение ситуационных задач
Содержание учебного материала
Понятие о совместимости и взаимозаменяемости. Основные понятия и определения о допусках и
посадках. Единая система допусков и посадок, принципы ее построения
Содержание учебного материала
Решение задачи: «Построение схем полей допусков. Определение предельных размеров,
допусков, зазоров или натягов в соединениях при различных видах посадок»
Содержание учебного материала
Основные термины и определения в области сертификации; добровольная и обязательная сертификация,
ее задачи и цели, органы и системы сертификации и их аккредитация. Схемы сертификации

2
2
2
2
2
2
16
2

9

1

2

3

Практическое занятие № 3
Правила и порядок проведения сертификации

Тема 3.2. Системы
управления
качеством. Системы
менеджмента
качества

Тема 3.3.
Сертификация на
железнодорожном
транспорте

Содержание учебного материала
Сущность качества. Показатели качества продукции, методы оценки. Контроль и испытание продукции.
Принципы обеспечения качества и управления качеством
Содержание учебного материала
Модель качества «петля» и «спираль» качества. Управление и общее руководство качеством. Планирование
качества.
Самостоятельная работа обучающихся
Решение ситуационных задач
Содержание учебного материала
Основные положения Федерального закона «О железнодорожном транспорте», касающиеся сертификации
продукции, поставляемой железнодорожному транспорту; система сертификации на железнодорожном
транспорте
Зачет

Всего

2

Окончание

2
2
4
2

2

10

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническому обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– плакаты;
– техническая документация;
– методическая документация;
– средства измерений.
Технические средства обучения:
– компьютер;
– мультимедиа проектор;
– принтер;
– сканер;
– локальная вычислительная сеть с выходом в интернет.
3.2 Информационное обеспечение обучения
3.2.1 Основные печатные и электронные издания
1. Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть
1. Метро-логия : учебник для среднего профессионального образования / Я. М.
Радкевич, А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53410236-9. — Текст : электрон-ный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/475551
2. Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть
2. Стан-дартизация : учебник для среднего профессионального образования / Я.
М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 481 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10238-3. — Текст : электрон-ный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/475552
3. Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть
3. Серти-фикация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М.
Радкевич, А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 132 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53410239-0. — Текст : элек-тронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/475555
4. Сергеев, А. Г. Стандартизация и сертификация : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-04315-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469819.
11

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знает:
- правовые основы, цели, задачи,
принципы, объекты и средства
метрологии, стандартизации и
сертификации;
основные
понятия
и
определения;
- показатели качества и методы их
оценки;
- технологическое обеспечение
качества, порядка и правил
сертификации
Умеет:
применять
документацию
систем качества;
- применять основные правила и
документы систем сертификации
Российской Федерации

Показатели освоенности
компетенций
- воспроизводит основные
понятия и содержание
ГОСТ 2.105 и ФЗ «О
стандартизации»;
понимает
принципы,
средства, цели и задачи
метрологии,
стандартизации
и
сертификации;
- воспроизводит порядок
сертификации;
- составляет документы в
соответствии с системой
качества.

Методы оценки
Экспертное
наблюдение
выполнения
практических
работ.
Диагностика
(тестирование,
контрольные работы)

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».