ОУП.09 История

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет
путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.09 ИСТОРИЯ
специальность

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
базовая подготовка среднего профессионального образования

Новоалтайск
2025

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией социальногуманитарных дисциплин
Протокол № 1 от « 28» августа 2025 г.
Председатель________Н. Н. Макарова

Разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
общего
образования от 17 мая 2012 года № 413
и Федерального государственного
образовательного стандарта среднего
профессионального образования по
специальностям по специальности
23.02.01
Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам)

УТВЕРЖДЕНА
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________Т. В. Добшикова
« 29» августа 2025 г.

Составитель:

Н.Н. Макарова, преподаватель высшей квалификационной категории
филиала СГУПС в г. Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «История»

Стр.

4

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

15

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
«История»

16

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины

32

3

1 Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины
СПО

1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Общеобразовательная дисциплина «История» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01
Организация
перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1 Цель общеобразовательной дисциплины
Целью
общего
исторического
образования
является
формирование и развитие личности обучающегося, способного к
самоидентификации т определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в
целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель
предполагает формирование у обучающихся в образовательных
организациях, реализующих образовательные программы СПО, целостной
картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его
культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Освоение дисциплины формирует у молодёжи способность и готовность к
защите исторической правды, сохранению исторической памяти и
противодействию фальсификации исторических фактов.
1.2.2 Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК.

4

Планируемые результаты освоения дисциплины
Код и наименование формируемых
компетенций
Общие
Дисциплинарные
ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
ПРб 06. Умение критически анализировать
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности для
решения
познавательной
задачи
мастерства, трудолюбие;
применительно к различным контекстам
аутентичные
исторические
источники
- готовность к активной деятельности разных типов (письменные, вещественные,
технологической
и
социальной аудиовизуальные) по истории России и
направленности, способность инициировать, зарубежных стран XX - начала XXI века,
планировать и самостоятельно выполнять оценивать их полноту и достоверность,
соотносить с историческим периодом;
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам выявлять общее и различия; привлекать
профессиональной деятельности,
контекстную информацию при работе с
Овладение
универсальными
учебными историческими источниками
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем.
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
5

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 02. Использовать современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной деятельности

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
навыками
разрешения

деятельности,
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,

ПРб
07.
Умение
осуществлять
с
соблюдением
правил
информационной
безопасности
поиск
исторической
информации по истории России и
зарубежных стран XX - начала XXI века в
справочной литературе, сети Интернет,
средствах массовой информации для
решения познавательных задач; оценивать
полноту и достоверность информации с
точки зрения ее соответствия исторической
действительности

6

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из
источников
разных
типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию
и
интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности личности
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность
к
саморазвитию, ПРб 08. Приобретение опыта осуществления
Код и наименование формируемых
компетенций

7

Код и наименование формируемых
компетенций
работать в коллективе и команде

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
самостоятельности и самоопределению;
проектной деятельности в форме разработки
-овладение
навыками
учебно- и представления учебных проектов по
исследовательской, проектной и социальной новейшей истории, в том числе - на
деятельности;
региональном материале (с использованием
Овладение
универсальными ресурсов библиотек, музеев и так далее)
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
ПРб
09.
Приобретение
опыта
- понимать и использовать преимущества взаимодействия с людьми другой культуры,
командной и индивидуальной работы;
национальной
и
религиозной
- принимать цели совместной деятельности, принадлежности на основе ценностей
организовывать и координировать действия современного
российского
общества:
по ее достижению: составлять план идеалов гуманизма, демократии, мира и
действий, распределять роли с учетом взаимопонимания между народами, людьми
мнений участников обсуждать результаты разных культур; проявление уважения к
совместной работы;
историческому наследию народов России
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
8

Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей социального и культурного
контекста

ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
ПРб 03. Умение составлять описание
- эстетическое отношение к миру, включая (реконструкцию) в устной и письменной
эстетику быта, научного и технического форме исторических событий, явлений,
творчества, спорта, труда и общественных процессов истории родного края, истории
России и всемирной истории XX - начала
отношений;
- способность воспринимать различные XXI века и их участников, образа жизни
виды искусства, традиции и творчество людей и его изменения в Новейшую эпоху;
своего и других народов, ощущать формулировать
и
обосновывать
эмоциональное воздействие искусства;
собственную точку зрения (версию, оценку)
- убежденность в значимости для личности и с опорой на фактический материал, в том
общества отечественного и мирового числе используя источники разных типов
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
- осознание обучающимися российской ПРб 01. Понимание значимости России в
гражданской идентичности;
мировых политических и социально9

Код и наименование формируемых
компетенций
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
- целенаправленное развитие внутренней экономических процессах XX - начала XXI
позиции личности на основе духовно- века, знание достижений страны и ее народа;
нравственных
ценностей
народов умение
характеризовать
историческое
Российской Федерации, исторических и значение
Российской
революции,
национально-культурных
традиций, Гражданской войны, Новой экономической
формирование
системы
значимых политики (далее - нэп), индустриализации и
ценностно-смысловых
установок, коллективизации в Союзе Советских
антикоррупционного
мировоззрения, Социалистических Республик (далее правосознания, экологической культуры, СССР), решающую роль СССР в Победе над
способности ставить цели и строить нацизмом, значение советских научножизненные планы;
технологических успехов, освоения космоса;
В части гражданского воспитания:
понимание причин и следствий распада
- осознание своих конституционных прав и СССР, возрождения Российской Федерации
обязанностей,
уважение
закона
и как мировой державы, воссоединения
правопорядка;
Крыма с Россией, специальной военной
-принятие традиционных национальных, операции на Украине и других важнейших
общечеловеческих
гуманистических
и событий XX - начала XXI века; особенности
демократических ценностей;
развития культуры народов СССР (России)
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, ПРб 02. Знание имен героев Первой
Гражданской,
Великой
дискриминации
по
социальным, мировой,
войн,
исторических
религиозным,
расовым,
национальным Отечественной
личностей, внесших значительный вклад в
признакам;
- готовность вести совместную деятельность социально-экономическое, политическое и
в интересах гражданского общества, культурное развитие России в XX - начале
участвовать
в
самоуправлении
в XXI века
общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях;
ПРб 03. Умение составлять описание
- умение взаимодействовать с социальными (реконструкцию) в устной и письменной
институтами в соответствии с их функциями форме исторических событий, явлений,
и назначением;
процессов истории родного края, истории
10

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
- готовность к гуманитарной и волонтерской России и всемирной истории XX - начала
деятельности;
XXI века и их участников, образа жизни
патриотического воспитания:
людей и его изменения в Новейшую эпоху;
сформированность
российской формулировать
и
обосновывать
гражданской идентичности, патриотизма, собственную точку зрения (версию, оценку)
уважения к своему народу, чувства с опорой на фактический материал, в том
ответственности перед Родиной, гордости за числе используя источники разных типов
свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее ПРб 04. Умение выявлять существенные
черты исторических событий, явлений,
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным процессов; систематизировать историческую
символам, историческому и природному информацию в соответствии с заданными
наследию, памятникам, традициям народов критериями;
сравнивать
изученные
России, достижениям России в науке, исторические события, явления, процессы
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к ПРб 05. Умение устанавливать причиннослужению
и
защите
Отечества, следственные,
пространственные,
ответственность за его судьбу;
временные связи исторических событий,
освоенные обучающимися межпредметные явлений, процессов; характеризовать их
понятия и универсальные учебные действия итоги; соотносить события истории родного
(регулятивные,
познавательные, края и истории России в XX - начале XXI
века;
определять
современников
коммуникативные);
- способность их использования в исторических событий истории России и
познавательной и социальной практике, человечества в целом в XX - начале XXI
готовность
к
самостоятельному века
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного ПРб 08. Умение анализировать текстовые,
источники
исторической
сотрудничества
с
педагогическими визуальные
работниками и сверстниками, к участию в информации, в том числе исторические
построении
индивидуальной карты/схемы, по истории России и
зарубежных стран XX - начала XXI века;
образовательной траектории;
11

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
овладение
навыками
учебно- сопоставлять информацию, представленную
исследовательской, проектной и социальной в различных источниках; формализовать
деятельности
историческую информацию в виде таблиц,
схем, графиков, диаграмм
ПРб 10. Умение защищать историческую
правду, не допускать умаления подвига
народа при защите Отечества, готовность
давать отпор фальсификациям российской
истории
ПРб 11. Знание ключевых событий,
основных дат и этапов истории России и
мира в XX - начале XXI века; выдающихся
деятелей отечественной и всемирной
истории; важнейших достижений культуры,
ценностных ориентиров

12

Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат
Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности,
открытости,
экономически
активный
и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности
общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию
в
сетевой
среде
личностного
и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу,
малой
родине,
принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских
движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции
культурных
традиций
и
ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.

Код
Код
личностного компетенции
результата
в
соответствии
с ФГОС
ЛР 1

ОК 01.

ЛР 2

ОК 01., 06.,
08.

ЛР 3

ОК 01., 03.,
06.

ЛР 4

ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ОК 01., 04.,
08., 09.
ОК 01., 08.
ОК 03., 06.
ОК 01., 06.,
08.

ОК 01., 06.

ЛР 9

ОК 01., 02.,
03., 08.

ЛР 10

ОК 03., 05.,
09.
13

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
ОК 08.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ОК 03., 08.
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым
качествам личности
Способный искать и находить необходимую информацию
ОК 01., 06.,
используя разнообразные технологии ее поиска, для решения
ЛР 13
08
возникающих в процессе производственной деятельности
проблем на железнодорожном транспорте.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Имеющий потребность трудится на благо процветания семьи,
ЛР 14
ОК 02., 08
родного города, региона.
Понимающий значение результатов собственного труда для
ОК 01., 02.,
ЛР 15
развития экономики Алтайского края.
08
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые
ЛР 16
методы и способы выполнения профессиональных задач.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
ЛР 17
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
ЛР 18
нести за них ответственность.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
ЛР 19
коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
ЛР 20
(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 01., 02.,
08

ОК 01., 02.,
08
ОК 01., 02.,
08
ОК 01., 06.,
08
ОК 01., 07.,
08

14

2 Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание
в т. ч.:

Базовый уровень
136
128

теоретическое обучение

110

Профессионально ориентированное содержание

10

практические занятия

10

Промежуточная аттестация (зачет с оценкой)

2

практические занятия
в т. ч.:

Самостоятельная работа обучающихся

6

8

15

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
1
2
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1914 – 1945 ГГ.
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Тема 1.1. Мир в начале Основное содержание
ХХ в.
Понятие «Новейшее время».
Хронологические рамки и периодизация Новейшей истории.
Изменения в мире в ХХ веке. Ключевые процессы и события Новейшей истории. Объединенные
Первая мировая
Нации против нацизма и фашизма. Система международных отношений. Россия в XX в. Развитие
война. 1914–1918 гг.
индустриального общества.
Индустриальная цивилизация в начале XX века. «Пробуждение Азии». Технический прогресс.
Изменение социальной структуры общества. Рабочее движение и социализм.
Антанта и Тройственный союз. Начало и первый год войны. Переход к позиционной войне. Борьба
на истощение. Изменение соотношения сил. Капитуляция стран Четверного союза. Компьенское
перемирие. Итоги и последствия Первой мировой войны
Раздел 2. Мир в 1918-1938 гг.
Тема 2.1. Распад империй Основное содержание
и образование новых
Факторы, повлиявшие на распад империй после Первой мировой войны. Образование новых
национальных
национальных государств. Ноябрьская революция в Германии.
государств в Европе
Веймарская республика. Советская власть в Венгрии.
Революционное движение и образование Коммунистического интернационала. Образование
Турецкой Республики
Тема 2.2. ВерсальскоОсновное содержание
Вашингтонская система
Планы послевоенного устройства мира. Территориальные изменения в мире и Европе по
международных
результатам Первой мировой войны. Парижская (Версальская) мирная конференция. Версальская
отношений
система. Учреждение Лиги Наций.
Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция и Вашингтонское
соглашение 1922 года. Влияние Версальского договора и Вашингтонского соглашения на развитие
международных отношений

Объём
часов
3
26
4
4

4

14
2
2
2
2

16

Тема 2.3. Страны Европы
и Северной Америки в
1920-е гг.

Основное содержание
Послевоенная стабилизация. Факторы, способствующие изменениям в социально-экономической
сфере в странах Запада. Экономический бум. Демократизация общественной жизни, возникновение
массового общества. Влияние социалистических партий и профсоюзов.
Формирование авторитарных режимов, причины их возникновения в европейских странах в 19201930-е гг. Возникновение фашизма. Фашистский режим в Италии. Особенности режима Муссолини.
Начало борьбы с фашизмом.
Начало Великой депрессии, ее причины. Социально-политические последствия кризиса конца 19201930-х гг. в США. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Значение реформ. Роль государства в экономике
стран Европы и Латинской Америки.
Нарастание агрессии в мире. Причины возникновения нацистской диктатуры в Германии в 1930-е
гг. Установление нацистской диктатуры. Нацистский режим в Германии.
Подготовка Германии к войне. Победа Народного фронта и франкистский мятеж в Испании.
Революция в Испании. Поражение Испанской Республики. Причины и значение гражданской войны
в Испании
Тема 2.4. Страны Азии,
Основное содержание
Африки и Латинской
Экспансия колониализма. Цели национально-освободительных движений в странах Востока.
Америки в 1918-1930 гг.
Агрессивная внешняя политика Японии. Нестабильность в Китае в межвоенный период.
Национально-освободительная борьба в Индии. Африка. Особенности экономического и
политического развития Латинской Америки
Тема 2.5. Международные Основное содержание
отношения в 1930-е гг.
Нарастание мировой напряженности в конце 1930-х гг. Причины Второй мировой войны.
Мюнхенский сговор. Англо-франко-советские переговоры лета 1939 г.
Тема 2.6. Развитие науки
Основное содержание
и культуры в 1914-1930-х Влияние науки и культуры на развитие общества в межвоенный период. Новые научные открытия и
гг.
технические достижения. Новые виды вооружений и военной техники. Особенности культурного
развития: архитектура, изобразительное искусство, литература, кинематограф, музыка.
Олимпийское движение
Раздел 3. Вторая мировая война 1939-1945 гг.

4

4

2
2
2
2
2
2
8

17

Основное содержание
Причины Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Начало мировой войны в
Европе. Захват Дании и Норвегии. Разгром Франции. Битва за Британию. Агрессия Германии и ее
союзников в Северной Африке и на Балканах. Борьба Китая против японских агрессоров в 19391941 гг. Причины побед Германии и ее союзников в начальный период Второй мировой войны
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США. Формирование антигитлеровской
коалиции. Ленд-лиз. Подписание Декларации Объединенных Наций. Положение в оккупированных
странах.
Холокост. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и
насильственные переселения. Коллаборационизм. Движение Сопротивления

4

Основное содержание
Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Поражение итало-германских войск в Северной
Африке. Иностранные воинские части на территории СССР. Укрепление антигитлеровской
коалиции: Тегеранская конференция. Падение режима Муссолини в Италии. Перелом в войне на
Тихом океане.
Открытие Второго фронта. Военные операции Красной армии в 1944-1945 гг., их роль в
освобождении стран Европы. Ялтинская конференция. Разгром Германии, ее капитуляция. Роль
СССР. Потсдамская конференция. Создание ООН.
Американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против
Японии, разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал, Токийский и
Хабаровский процессы над немецкими и японскими военными преступниками. Важнейшие итоги
Второй мировой войны
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1914 – 1945 ГГ.
Раздел 4. Введение. Россия в начале в 1914-1922 гг.
Тема 4.1. Россия и мир
Основное содержание
накануне Первой мировой Введение в историю России начала ХХ в. Время революционных потрясений и войн. Завершение
войны
территориального раздела мира и кризис международных отношений. Новые средства военной
техники и программы перевооружений. Военно-политические блоки. Предвоенные международные
кризисы. Покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда и начало войны. Планы сторон
Тема 4.2. Россия в Первой Основное содержание
мировой войне
Русская армия на фронтах Первой мировой войны. Военная кампания 1914 г. Военные действия
1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов.
Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Патриотический подъем в начале
войны. Экономика России в годы войны. Политические партии. Причины нарастания
революционных настроений в российском обществе

4

Тема 3.1. Начало Второй
мировой войны

Тема 3.2. Коренной
перелом, окончание и
важнейшие итоги Второй
мировой войны

4

4

50
26
4
4
4
4
18

Основное содержание
Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное
правительство и его программа. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и его
декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства.
Изменение общественных настроений. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния
большевиков. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Свержение
Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства
большевиков и левых эсеров. Русская православная церковь в условиях революции
Практическое занятие
Работа с источниками
Тема 4.4. Первые
Основное содержание
революционные
Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание
преобразования
новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Конституция РСФСР 1918 г. Экономическая политика
большевиков
советской власти. Национализация промышленности. «Военный коммунизм» в городе и деревне.
План Государственной комиссии по электрификации России
Профессионально ориентированное содержание
Железнодорожный транспорт в годы великих свершений
Тема 4.5. Гражданская
Основное содержание
война
Гражданская война: истоки и основные участники. Причины и основные этапы Гражданской войны
в России. Формирование однопартийной диктатуры. Многообразие антибольшевистских сил, их
политические установки, социальный состав. Выступление левых эсеров.
События 1918–1919 гг. «Военспецы» и комиссары в Красной армии. Террор красный и белый:
причины и масштабы. Польско-советская война. Рижский мирный договор с Польшей. Причины
Победы Красной армии в Гражданской войне
Профессионально ориентированное содержание
«Жизнь в катастрофе»: культура повседневности и стратегии выживания в годы великих потрясений

6

Тема 4.6. Революция и
Гражданская война на
национальных окраинах

2

Тема 4.3. Российская
революция:
Февраль 1917 г.
Октябрь 1917 г.

Тема 4.7. Идеология и
культура в годы
Гражданской войны

Основное содержание
Национальные районы России в годы Первой мировой войны. Возникновение национальных
государств на окраинах России. Строительство Советской Федерации. Установление советской
власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Установление советской власти в Закавказье.
Победа советской власти в Средней Азии и борьба с басмачеством
Основное содержание
Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в идеологии. Политика новой власти в
области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение к Русской православной церкви.

4

2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
19

Повседневная жизнь в период революции и Гражданской войны. Изменения в общественных
настроениях. Внешнее положение Советской России в конце Гражданской войны
Раздел 5. Советский Союз в 1920-1930-е гг.
Тема 5.1. СССР в 20-е гг.
Основное содержание
Последствия Первой мировой войны и Российской революции для демографии и экономики. Власть
и Церковь.
Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход от «военного коммунизма» к новой
экономической политике.
Экономическое и социальное развитие в годы нэпа. Замена продразверстки единым продналогом.
Новая экономическая политика в промышленности. Иностранные концессии. Стимулирование
кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и противоречия нэпа.
Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г.
Административно-территориальные реформы и национально-государственное строительство.
Политика коренизации.
Колебания политического курса в начале 1920-х гг. Болезнь В.И. Ленина и борьба за власть.
Внутрипартийная борьба и ликвидация оппозиции внутри Всесоюзной коммунистической партии
большевиков.
Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на
Генуэзской конференции. Дипломатические признания СССР – «Полоса признания». Отношения со
странами Востока. Деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами.
Контроль над интеллектуальной жизнью общества. Сменовеховство. Культура русской эмиграции.
Власть и Церковь. Развитие образования. Развитие науки и техники. Начало «нового искусства».
Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях. «Великий перелом».
Индустриализация. Форсированная индустриализация. Разработка и принятие плана первой
пятилетки. Ход и особенности советской индустриализации, ее издержки. Итоги курса на
индустриальное развитие.
Коллективизация сельского хозяйства. Цель и задачи коллективизации. Начало коллективизации.
Раскулачивание. Голод 1932-1933 гг. Становление колхозной системы. Итоги коллективизации
Практическое занятие
Работа с источниками

12
6

4

2

20

Тема 5.2. Советский Союз
в 30-е гг.

Основное содержание
Конституция 1936 года. Укрепление политического режима. Репрессивная политика. Массовые
общественные организации: Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов,
Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, Всесоюзная пионерская организация.
Национальная политика и национально-государственное строительство.
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового человека».
Власть и Церковь. Культурная революция.
Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Развитие здравоохранения и образования. Советское
искусство 1930-х гг. Власть и культура. Советская литература. Советские кинематограф, музыка,
изобразительное искусство, театр.
Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Общественные настроения. Русское Зарубежье и его
роль в развитии мировой культуры. Численность, состав и главные центры Русского Зарубежья.
Русская зарубежная Церковь. Культура Русского Зарубежья. Повседневная жизнь эмигрантов.
СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути
выхода из него. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой
войны. Мюнхенский сговор. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. Советско-германский
договор о ненападении
СССР накануне Великой Отечественной войны. Вхождение в состав СССР Западной Украины и
Западной Белоруссии. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Вхождение в состав СССР
Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины. Подготовка Германии к нападению на СССР. Меры
советского руководства по укреплению обороноспособности страны. Советские планы и расчеты
накануне войны.
Практическое занятие
Работа с источниками
Раздел 6. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

6

4

2

12

21

Тема 6.1. Первый период
войны

Основное содержание
План «Барбаросса». Вторжение врага. Чрезвычайные меры советского руководства. Тяжелые бои
летом – осенью 1941 г. Прорыв гитлеровцев
к Ленинграду. Московская битва: оборона Москвы и подготовка контрнаступления. Блокада
Ленинграда. Дорога жизни по льду Ладожского озера. Контрнаступление под Москвой. Начало
формирования антигитлеровской коалиции.
Фронт за линией фронта. Характер войны и цели гитлеровцев. Оккупационный режим.
Партизанское и подпольное движение. Трагедия плена. Репатриации. Пособники оккупантов.
Единство фронта и тыла. Эвакуации. Вклад советской военной экономики в Победу. Поставки по
ленд-лизу. Обеспечение фронта и тыла продовольствием. Патриотизм советских людей.
Государство и Церковь в годы войны
Тема 6.2. Коренной
Основное содержание
перелом в ходе войны
Наступление советских войск в январе – марте 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда. Освобождение
Ржева. Обстановка на фронте весной 1943 г. Немецкое наступление под Курском. Курская битва.
Контрнаступление Красной Армии. Битва за Днепр. Укрепление антигитлеровской коалиции.
Тегеранская конференция 1943 г. Завершение коренного перелома.
«Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР. Обстановка на фронтах к началу
1944 г. Полное снятие блокады Ленинграда. Освобождение Правобережья Днепра. Освобождение
Крыма. Поражение Финляндии. Освобождение Белорусской ССР. Освобождение Прибалтики.
Львовско-Сандомирская операция
Тема 6.3. Наука и
Основное содержание
культура в годы войны
Вклад в Победу деятелей науки. Советский атомный проект. Сражающаяся культура. Литература
военных лет. Разграбление культурных ценностей на оккупированных территориях
Тема 6.4. Окончание
Основное содержание
Второй мировой войны
Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Освобождение Румынии, Болгарии и
Югославии. Освобождение Польши. Освобождение Чехословакии, Венгрии и Австрии. Помощь
населению освобожденных стран. Крымская (Ялтинская) конференция. Последние сражения. Битва
за Берлин. Встреча на Эльбе. Взятие Берлина и капитуляция Германии.
Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки. Потсдамская конференция. Вступление СССР в
войну с Японией. Освобождение Маньчжурии и Кореи. Освобождение Южного Сахалина и
Курильских островов. Образование ООН. Наказание главных военных преступников. Токийский и
Хабаровский процессы. Решающая роль Красной Армии в разгроме агрессоров. Людские потери.
Материальные потери
Профессионально ориентированное содержание

4

4

2

2

2
2
2

2

2
22

Железнодорожный транспорта в годы Великой Отечественной войны. Подвиг железнодорожников на фронте и в тылу

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI ВЕКА
Раздел 7. Мир во второй половине XX – начале XXI в. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и
мире после войны
Тема 7.1. США и страны
Основное содержание
Европы во второй
США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в. Складывание биполярного
половине XX – начале
мира. План Маршалла и доктрина Трумэна. Установление просоветских режимов в странах
XXI в.
Восточной Европы. Раскол Германии. Советско-югославский конфликт и политические репрессии в
Восточной Европе. Причины начала холодной войны.
США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в. Маккартизм в США. Возникновение
«общества потребления». Проблема прав человека. Возникновение Европейского экономического
сообщества. Федеративная республика Германия. Западногерманское «экономическое чудо».
Франция после Второй мировой войны. Консервативная и трудовая Великобритания. Движение
против расовой дискриминации в США. Новые течения в идеологии. Социальный кризис конца
1960-х гг. и его значение.
США и страны Западной Европы в конце ХХ – начале XXI в. Информационная революция.
Энергетический и экологический кризисы. Изменение социальной структуры стран Запада. Рост
влияния средств массовой информации и политические изменения в Европе. Неоконсерватизм и
неоглобализм. Страны Запада в начале ХХI в. Создание Европейского союза
Тема 7.2. Страны
Основное содержание
Центральной и Восточной Социально-экономическая система Восточной Европы в середине ХХ в. Кризисы в ряде
Европы во второй
социалистических стран. «Пражская весна» 1968 г. Ввод войск стран Варшавского договора в
половине ХХ – начале
Чехословакию. Движение «Солидарность» в Польше. Югославский социализм. «Бархатные
ХХI в.
революции» в Восточной Европе. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против
Югославии. Восточная Европа в 1990-х гг. и начале ХХI в.
Раздел 8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ – начале XXI в.
Тема 8.1. Страны Азии во Основное содержание
второй половине ХХ –
Гражданская война в Китае. Война в Корее. Национально-освободительные движения в Югоначале ХХI в.
Восточной Азии. Возобновление войны в Индокитае. Американское вмешательство во Вьетнаме.
Победа коммунистов в Индокитае. Причины и последствия локальных войн в Китае, Корее,
Вьетнаме, Лаосе, Камбодже.
Строительство
социализма
в
Китае.
Мао
Цзэдун.
«Культурная
революция»
в Китае. Рыночные реформы в Китае. Китай в конце 1980-х гг. Северная Корея. Режим Пол Пота в
Кампучии. Реформы в социалистических странах Азии, их последствия.
Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии и проблема

2
20
4
2

2

2
2
10
4

4

23

Курильских островов. Японское «экономическое чудо». Кризис японского общества. Развитие
Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы»: Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Успехи
Китая. Причины экономических успехов Японии, Южной Кореи, Китая во второй половине ХХ –
начале ХХI в.
Обретение независимости странами Южной Азии. Преобразования в независимой Индии. Индия и
Пакистан. Кризис индийского общества и борьба за его преодоление. Капиталистическая
модернизация Таиланда, Малайзии и Филиппин. Индонезия и Мьянма
Тема 8.2. Страны
Основное содержание
Ближнего и Среднего
Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое движение и
Востока во второй
Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и мирное урегулирование на Ближнем Востоке.
половине ХХ – начале
Модернизация в Турции. Исламская революция в Иране. Создание исламских режимов. Кризисы в
ХХI в.
Персидском заливе. Причины и последствия арабо-израильских войн, революции в Иране
Тема 8.3. Страны
Основное содержание
Тропической и Южной
Освобождение от колониальной зависимости. Страны Африки южнее Сахары. Попытки
Африки
демократизации и установление диктатур. Ликвидация системы апартеида. Страны
социалистической ориентации. Конфликт в Африканском Роге. Этнические конфликты. Пути
развития стран Африки после освобождения от колониальной зависимости во второй половине ХХ
в., их причины
Тема 8.4. Страны
Основное содержание
Латинской Америки во
Страны Латинской Америки в середине ХХ в. Аграрные реформы и импортозамещающая
второй половине ХХ –
индустриализация. Революция на Кубе. Переход Кубы к социалистическому развитию. Эрнесто Че
начале XXI вв.
Гевара. Революции и гражданские войны в Центральной Америке. Реформы в странах Латинской
Америки в 1950–1970-х гг. Преобразования «Народного единства» в Чили. Кризис реформ и
военный переворот в Чили. Диктаторские режимы в странах Южной Америки. Переход к
демократии и усиление левых сил. Причины и последствия революционных движений на Кубе и в
Центральной Америке
Раздел 9. Международные отношения во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 9.1. Международные Основное содержание
отношения в конце 1940-х Гонка вооружений СССР и США, ее последствия. Ракетно-космическое соперничество.
– конце 1980-х гг.
Международные отношения в 1950-е гг. «Новые рубежи» Дж. Кеннеди и Берлинский кризис.
Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний. Советско-китайский конфликт.
Усиление нестабильности в мире и Договор о нераспространении ядерного оружия. Договоры ОСВ1 и ПРО. Хельсинский акт. Договоры ОСВ-2 и ракетный кризис. События в Афганистане и
возвращение к политике холодной войны. Конец холодной войны
Тема 9.2. Международные Основное содержание

2
2
2
2
2

2

4
2
2
2
24

Расширение НАТО на Восток. Конфликт на Балканах. Военные интервенции НАТО. Кризис
глобального доминирования Запада. Обострение противостояния России и Запада. Интеграционные
процессы в современном мире: БРИКС, Евразийский экономический союз, Содружество
Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств ЮгоВосточной Азии
Раздел 10. Развитие науки и культуры во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 10.1. Наука и
Основное содержание
культура во второй
Важнейшие направления развития науки во второй половине ХХ – начале ХХI в. Ядерная
половине ХХ в. – начале
энергетика. Освоение космоса. Развитие культуры и искусства во второй половине ХХ - начале ХХI
ХХI в.
в.: литература, театральное искусство, музыка, архитектура, изобразительное искусство.
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI В.
Раздел 11. СССР в 1945-1991 гг.
Тема 11.1. СССР в
Основное содержание
послевоенные годы
Послевоенные годы. Влияние Победы. Потери и демографические проблемы. Социальная адаптация
фронтовиков. Репатриация. Борьба с беспризорностью и преступностью. Восстановление и развитие
экономики и социальной сферы. Восстановление промышленности. Сельское хозяйство. Меры по
улучшению жизни населения.
Политическая система в послевоенные годы. Сталин и его окружение. Союзный центр и
национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Послевоенные репрессии. Идеология, наука,
культура и спорт в послевоенные годы. Соперничество в высших эшелонах власти. Усиление
идеологического контроля над обществом.
Место и роль СССР в послевоенном мире. Укрепление геополитических позиций СССР.
Послевоенные договоры с побежденными противниками. Начало холодной войны, ее причины и
особенности. Раскол Европы и оформление биполярного мира. СССР и страны Азии
Самостоятельная работа
Основные тенденции развития советской литературы и искусства. Развитие советской науки.
Советский спорт.
Тема 11.2. СССР в 1953Основное содержание
1964 гг.
Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущев.
ХХ съезд КПСС и идеологическая кампания по разоблачению культа личности Сталина.
Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных
и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР. Воспитание
«нового человека». Основные направления экономического и социального развития СССР в 19531964 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Военный и гражданский
секторы экономики. Развитие сельского хозяйства и попытки решения продовольственной
отношения в 1990-е – 2024
г.

2
2
2
2
2
38
26
4
2

2
8

2

25

проблемы. Социальное развитие.
Развитие науки и техники в 1953-1964 гг. Научно-техническая революция в СССР. Развитие
компьютерной техники. Организация науки. Фундаментальная наука и производство. Развитие
гуманитарных наук. Открытие новых месторождений. Освоение Арктики и Антарктики.
Самолетостроение и ракетостроение. Освоение космоса.
Культурное пространство в 1953-1964 гг. Условия развития советской культуры. Первые признаки
наступления оттепели в культурной сфере. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Власть и
Церковь. Зарождение новых форм общественной жизни. Развитие советского спорта. Перемены в
повседневной жизни в 1953-1964 гг. Революция благосостояния. Демография. Изменение условий и
оплаты труда. Перемены в пенсионной системе. Общественные фонды потребления. Решение
жилищной проблемы. Жизнь на селе. Популярные формы досуга. Изменение структуры питания.
Самостоятельная работа. Подготовка презентации: Товары первой необходимости. Книги,
журналы, газеты. Туризм. Изменение общественных настроений и ожиданий.

Тема 11.3. Политическое
развитие СССР в 19641985 гг.

Основное содержание
Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. СССР и стран Запада.
Гонка вооружений. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальной системы.
СССР и страны третьего мира
Основное содержание
Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С.
Хрущева. Политический курс Л.И. Брежнева. Конституция СССР 1977 г.
Особенности социально-экономического развития СССР в 1964-1985 гг. Новые ориентиры аграрной
политики: реформа 1965 г. и ее результаты. Косыгинская реформа промышленности. Рост
социально-экономических проблем.
Развитие образования. Советское здравоохранение. Идеология и культура. Новые идеологические
ориентиры. Концепция «развитого социализма». Диссиденты и неформалы. Литература и искусство:
поиски новых путей. Достижения советского спорта.
Повседневная жизнь советского общества в 1964-1985 гг. Общественные настроения.
Национальная политика и национальные движения. Новая историческая общность. Изменение
национального состава населения СССР. Развитие республик в рамках единого государства.
Национальные движения. Эволюция национальной политики.
Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со
странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и
развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.
СССР и мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в СССР.

2

2
2
2
6
4

26

Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачев и его окружение: курс
на реформы
Самостоятельная
работа:
подготовка
презентации
«Развитие
науки,
образования,
здравоохранения. Научные и технические приоритеты. Советская космическая программа »
Тема 11.4. СССР в 19851991 гг.

Основное содержание
Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Первый этап преобразований М.С.
Горбачева: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических
реформ. Экономический кризис и окончательное разрушение советской модели экономики.
Разработка программ перехода к рыночной экономике.
Перемены в духовной сфере в годы перестройки. Гласность и плюрализм. Литература. Кино и театр.
Реабилитация жертв политических репрессий. Новый этап в государственно-конфессиональных
отношениях. Результаты политики гласности.
Реформа политической системы СССР и ее итоги. Начало изменения советской политической
системы. Конституционная реформа 1988-1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его
значение. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии
РСФСР.
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. СССР и Запад. Начало
разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы.
Результаты политики нового мышления. Отношение к М.С. Горбачеву и его внешней политике в
СССР и в мире.
Национальная политика и подъем национальных движений. Кризис межнациональных отношений.
Нарастание националистических и сепаратистских настроений, обострение межнациональных
конфликтов. Противостояние между союзным центром и партийным руководством республик.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора.
Августовский политический кризис 1991 г. Распад СССР
Самостоятельная работа
Подготовка презентации: Перемены в духовной сфере в годы перестройки.
Профессионально ориентированное содержание
Успехи и проблемы железнодорожного транспорта в СССР в годы перестройки.
Раздел 12. Российская Федерация в 1992 – начале 2000-х гг.
Тема 12.1. Российская
Основное содержание
Федерация в 1990-е гг.
Российская экономика в условиях рынка. Начало радикальных экономических преобразований.
Ваучерная приватизация. Положение в экономике России в 1992–1998 гг. Корректировка курса
реформ. «Олигархический капитализм» и финансовые кризисы. Дефолт 1998 г. и его последствия.

2
6
4

2
2
2
16
6
6
27

Тема 12.2. Россия в ХХI в.

Россия после дефолта. Результаты экономических реформ 1990-х гг. Политическое развитие
Российской Федерации. Разработка новой Конституции России. Нарастание политикоконституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Трагические события
осени 1993 г. в Москве. Конституция России 1993 г. и ее значение. Российская многопартийность и
становление современного парламентаризма. Выборы Президента Российской Федерации в 1996
году. Результаты политического развития России в 1990-е гг. Отставка Президента России Б.Н.
Ельцина.
Межнациональные отношения и национальная политика. Народы и регионы России после
распада СССР. Федеративный договор. Военно-политический кризис в Чеченской Республике.
Повседневная
жизнь.
Изменения
в
структуре
российского
общества
и условиях жизни различных групп населения в 1990-е гг. Численность и доходы населения.
Социальное расслоение. Досуг и туризм.
Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Новое место России в мире.
Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики
России в отношении Запада. Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Россия
на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.
Основное содержание
Политические вызовы и новые приоритеты внутренней политики России в начале ХХI в.
Укрепление вертикали власти. Противодействие террористической угрозе. Урегулирование кризиса
в Чеченской Республике. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Утверждение
государственной символики. Военная реформа. Стабилизация политической системы в годы
президентства В.В. Путина.
Россия в 2008–2011 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье.
Новый этап политической реформы. Выборы в Государственную Думу 2011 г.
Социально-экономическое развитие России в начале ХХI в. Приоритетные национальные проекты.
Экономическое развитие в 2000–2007 гг. Россия в системе мировой рыночной экономики. Мировой
экономический кризис 2008 г. Социальная политика. Повседневная жизнь. Изменения в структуре,
занятости и численности населения. Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале
2020-х гг. Последствия распада СССР в сфере науки, образования и культуры. Литература.
Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное и монументальное искусство. Развитие российской
культуры в ХХI в. Развитие науки. Формирование суверенной системы образования. Средства
массовой информации. Российский спорт. Государство и основные религиозные конфессии.
Основное содержание

6
4

2

28

Внешняя политика в начале ХХI в. Россия в современном мире. Становление нового
внешнеполитического курса России в 2000–2007 гг. Рост международного авторитета России и
возобновление конфронтации со странами Запада в 2008 – 2020 гг.
Россия в 2012 – начале 2020-х гг. Укрепление обороноспособности страны. Социальноэкономическое развитие. Выборы в Государственную Думу 2016 г. Выборы Президента Российской
Федерации в 2018 г. Национальные цели развития страны. Конституционная реформа 2020 г.
Выборы в Государственную Думу VIII созыва.
Россия сегодня. Специальная военная операция (далее – СВО). Отношения с Западом в начале XXI
в. Давление на Россию со стороны США. Противодействие стратегии Запада в отношении России.
Фальсификация истории. Возрождение нацизма. Украинский неонацизм. Переворот 2014 г. на
Украине. Возвращение Крыма. Судьба Донбасса. Минские соглашения. СВО. Противостояние с
Западом. Украина – неонацистское государство. Новые регионы. СВО и российское общество.
Россия – страна героев
Профессионально ориентированное содержание
Международное сотрудничество в транспортной сфере. ОАО РЖД - крупнейшая в мире транспортная компания, осуществляющая
железнодорожные перевозки.

Промежуточная аттестация по дисциплине (зачёт с оценкой)
Всего:

2

2
2
2

136

29

3 Условия
дисциплины

реализации

программы

общеобразовательной

3.1 Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета
1.
учебная доска;
2.
рабочие места по количеству обучающихся;
3.
наглядные пособия;
4.
рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:
1.
персональный компьютер
обеспечением;
2.
мультимедийный проектор;
3.
мультимедийный экран.
3.2

с

лицензионным

программным

Информационное обеспечение обучения

Основные источники
1.
В. Р .Мединский, А. В Торкунов. История России 1914—1945
годы 10 класс Базовый уровень. М., 2023
2.
В. Р.Мединский, А. В Торкунов. История России 1945-начало 21
века. 11 класс Базовый уровень. М., 2023
3.
Всеобщая история. Новейшая история. 10- 11 класс : базовый
уровень : учебник для общеобразовательных организаций / под ред.
В. Р. Мединского, А. О. Чубарьяна. — М. : 2023
Дополнительные источники
4.
Контев, А.В. История Алтайского края XVIII–XIX веков :
учебник / А.В. Контев. — Барнаул :АлтГПУ, 2017. — 232 с. — ISBN 978-588210-896-9. -Текст : электронный // Электронно-библиотечная система
«Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/119515
5.
История. Хрестоматия: учебное пособие / Д.Н. Белянин, Р.С.
Бикметов, В.А. Бутьян [и др.]; составители Д.Н. Белянин [и др.]. —
Кемерово :КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2013. — 267с. — Текст :
электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. URL:https://e.lanbook.com/book/115097
Интернет-ресурсы:
6.
Сайт Президента Российской Федерации www.kremlin.ru
7.
Сервер органов государственной власти России www.gov.ru
8.
Министерство иностранных дел РФ www.mid.ru
9.
Федеральный портал истории России история.рф
10. Портал культурного наследия и традиций России культура.рф
11. Российское общество «Знание» www.znanierussia.ru
12. Русское географическое общество www.rgo.ru

30

13. Российское историческое общество www.historyrussia.org
14. Российское военно-историческое общество rvio.histrf.ru
15. Большая российская энциклопедия www.bigenc.ru
16. Волонтёры Победы волонтёрыпобеды.рф
17. Поисковое движение Россиирф-поиск.рф
18. Движение первых будьвдвижении.рф
19. ФГБУ «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина»
www.prlib.ru
20. Память народа www.pamyat-naroda.ru
21. Подвиг народа www.podvignaroda.ru

31

4 Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

Раздел/Тема

Р 4, П-о/сР 6, П-о/с
Р 11, П-о/с
Р 12, П-о/с

Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1, 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 –12.2, П-о/с
Р 4, П-о/с
Р 6, П-о/с
Р 11, П-о/с
Р 12, П-о/с

Типы оценочных
мероприятий
Устный опрос
Контрольная работа
Выступление с
презентацией
Эссе
Тестирование
Промежуточная
аттестация
(выполнение заданий)

Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1 – 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 – 12.2, П-о/с

32

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1 – 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 – 12.2, П-о/с

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».