ОУП.07 Химия

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.07 ХИМИЯ
специальность
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
базовая подготовка среднего профессионального образования

Новоалтайск
2025

ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией
общепрофессиональных дисциплин
Протокол №1 от «28» августа 2025г.
Председатель________Н. В. Зайцева

Разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего общего образования от 17
мая 2012 года№ 413(в редакции от
12.08.2022 № 732) и Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования по специальности
23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по
видам)

УТВЕРЖДЕНА
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
____________Т. В. Добшикова
«29»августа2025 г.

Составители:
Е.В. Бадосова, преподаватель высшей квалификационной категории филиала
СГУПС в г. Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Химия»
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
«Химия»
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины

СТР.
4

12
22
24

3

1 Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Химия»
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы

СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью
общепрофессионального цикла образовательной программыв соответствии с
ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам).
1.2.Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1.Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Химия»
направлено на достижение следующих целей:

формирование системы химических знаний как важнейшей
составляющей естественно-научной картины мира, в основе которой лежат
ключевые понятия, фундаментальные законы и теории химии, освоение языка
науки,
усвоение
и
понимание
сущности
доступных
обобщений
мировоззренческого характера, ознакомление с историей их развития и
становления;

формирование и развитие представлений о научных методах
познания веществ и химических реакций, необходимых для приобретения
умений ориентироваться в мире веществ и химических явлений, имеющих
место в природе, в практической и повседневной жизни;

развитие умений и способов деятельности, связанных с
наблюдением и объяснением химического эксперимента, соблюдением правил
безопасного обращения с веществами.
Задачи дисциплины:
1)
сформировать понимание закономерностей протекания химических
процессов и явлений в окружающей среде, а также их связь с целостной
научной картиной мира и другими естественными науками;
2)
развить умения составлять формулы неорганических и органических
веществ,
уравнения
химических
реакций,
объяснять
их
смысл,
интерпретировать результаты химических экспериментов,
3)
сформировать навыки проведения простейших химических
экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного
обращения с веществами и лабораторным оборудованием;
4)
развить умения находить, анализировать и использовать
информацию химического характера из различных информационных
источников, включая учебную литературу, научные публикации и интернетресурсы;
4

5)
сформировать
умения
прогнозировать
последствия
своей
деятельности и химических природных, бытовых и производственных
процессов, учитывая возможные экологические и социальные воздействия;
6)
сформировать понимание значимости достижений химической
науки и технологий для развития социальной и производственной сфер с
умением приводить примеры их применения в различных сферах жизни.

5

1.2.2 Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на
основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных
компетенций
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

Личностные результаты должны отражать в
части:
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
 готовность
к
активной
деятельности
технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной
деятельности.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
 устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
 определять
цели
деятельности,
задавать
параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски

Дисциплинарные результатыдолжны отражать:
ПРб 01.сформированность представлений: о химической
составляющей естественнонаучной картины мира, роли
химии в познании явлений природы, в формировании
мышления и культуры личности, ее функциональной
грамотности, необходимой для решения практических
задач и экологически обоснованного отношения к своему
здоровью и природной среде;
ПРб 02. владение системой химических знаний, которая
включает: основополагающие понятия (химический
элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р-, dэлектронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая
связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный
скелет, функциональная группа, радикал, изомерия,
изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды,
кислород- и азотсодержащие соединения, биологически
активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер,
полимер,
структурное
звено,
высокомолекулярные
соединения, кристаллическая решетка, типы химических
реакций
(окислительно-восстановительные,
экзо-и
эндотермические, реакции ионного обмена), раствор,
электролиты,
неэлектролиты,
электролитическая
диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость
химической реакции, химическое равновесие), теории и
законы (теория химического строения органических
6

последствий деятельности.
б) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
 выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты,
критически
оценивать
их
достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
 уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности.

веществ A.M.Бутлерова, теория электролитической
диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон
сохранения массы), закономерности, символический язык
химии, фактологические сведения о свойствах, составе,
получении и безопасном использовании важнейших
неорганических и органических веществ в быту и
практической деятельности человека;
ПРб 03.сформированность умений выявлять характерные
признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять
соответствующие понятия при описании строения и
свойств неорганических и органических веществ и их
превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с
понятиями и представлениями других естественнонаучных
предметов;
ПРб
04.сформированность
умений
использовать
наименования химических соединений международного
союза теоретической и прикладной химии и тривиальные
названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин,
фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный
газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная
известь, питьевая сода и других), составлять формулы
неорганических и органических веществ, уравнения
химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать
характерные
химические
свойства
веществ
соответствующими экспериментами и записями уравнений
химических реакций;
ПРб
05.сформированность
умений
устанавливать
принадлежность
изученных
неорганических
и
органических веществ к определенным классам и группам
соединений, характеризовать их состав и важнейшие
свойства;
определять
виды
химических
связей
(ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы
кристаллических решеток веществ; классифицировать
химические реакции;
ПРб 07.сформированность умений проводить расчеты по
7

ОК 02. Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Личностные результаты должны отражать в
части:
ценности научного познания:
 сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
 владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
 оценивать
достоверность,
легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;

химическим формулам и уравнениям химических реакций
с использованием физических величин, характеризующих
вещества с количественной стороны: массы, объема
(нормальные условия) газов, количества вещества;
использовать системные химические знания для принятия
решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с
веществами и их применением.
Дисциплинарные (предметные) результатыи должны
отражать:
ПРб 06. владение основными методами научного познания
веществ и химических явлений (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование);
ПРб 07. сформированность умений проводить расчеты по
химическим формулам и уравнениям химических реакций
с использованием физических величин, характеризующих
вещества с количественной стороны: массы, объема
(нормальные условия) газов, количества вещества;
использовать системные химические знания для принятия
решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с
веществами и их применением;
ПРб 08.сформированность умений планировать и
выполнять
химический
эксперимент
(превращения
органических веществ при нагревании, получение этилена
и изучение его свойств, качественные реакции на
альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация
белков при нагревании, цветные реакции белков;
проводить реакции ионного обмена, определять среду
водных растворов, качественные реакции на сульфат-,
карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии с правилами техники
безопасности
при
обращении
с
веществами
и
лабораторным оборудованием; представлять результаты
химического эксперимента в форме записи уравнений
соответствующих реакций и формулировать выводы на
8



владеть навыками распознавания и защиты основе этих результатов;
информации, информационной безопасности ПРб
09.сформированность
умения
анализировать
личности.
химическую информацию, получаемую из разных
источников (средств массовой информации, сеть Интернет
и другие).

ОК 04. Эффективно
Личностные результаты должны отражать в
взаимодействовать и части:
работать в
гражданского воспитания:
коллективе и

готовность вести совместную деятельность в
команде
интересах гражданского общества;

умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
 понимать
и
использовать
преимущества
командной и индивидуальной работы;
 принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы.
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
 принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
 признавать свое право и право других людей на
ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции
другого человека.

Дисциплинарные (предметные) результатыи должны
отражать:
ПРб 08.сформированность умений планировать и
выполнять
химический
эксперимент
(превращения
органических веществ при нагревании, получение этилена
и изучение его свойств, качественные реакции на
альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация
белков при нагревании, цветные реакции белков;
проводить реакции ионного обмена, определять среду
водных растворов, качественные реакции на сульфат-,
карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии с правилами техники
безопасности
при
обращении
с
веществами
и
лабораторным оборудованием; представлять результаты
химического эксперимента в форме записи уравнений
соответствующих реакций и формулировать выводы на
основе этих результатов.

9

ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ПК 1.2Организовать
работу персонала по
обеспечению
безопасности
перевозок и выбору
оптимальных
решений при

Личностные результаты должны отражать в
части:
экологического воспитания:
 сформированность
экологической
культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды,
осознание
глобального
характера
экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
 умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
 использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности.

Дисциплинарные (предметные) результатыи должны
отражать:
ПРб 01.сформированность представлений:о химической
составляющей естественнонаучной картины мира, роли
химии в познании явлений природы, в формировании
мышления и культуры личности, ее функциональной
грамотности, необходимой для решения практических
задач и экологически обоснованного отношения к своему
здоровью и природной среде;
ПРб 10.сформированность уменийсоблюдать правила
экологически целесообразного поведения в быту и
трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья
и окружающей природной среды; учитывать опасность
воздействия на живые организмы определенных веществ,
понимая смысл показателя предельной допустимой
концентрации.

ПРб 10.сформированность уменийсоблюдать правила
экологически целесообразного поведения в быту и
трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья
и окружающей природной среды; учитывать опасность
воздействия на живые организмы определенных веществ,
понимая смысл показателя предельной допустимой
концентрации.
10

работах в условиях
нестандартных и
аварийных ситуаций

11

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем образовательной программы учебной дисциплины
Общий объем

в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
лабораторные занятия
Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация ( зачет с оценкой)

Объем в часах
72
64
30
16
18
6
2
4
2

12

2.2.Тематический план и содержание дисциплины «Химия»
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
Объём
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
часов
1
2
3
Содержание учебного материала
64
Раздел 1. Теоретические основы химии
18
Тема 1.1.
Основное содержание
2
Основные химические Теоретическое обучение
1
понятия и законы, Химический элемент. Атом. Ядро атома, изотопы. Электронная оболочка. Энергетические
строение
атомов уровни, подуровни. Атомные орбитали, s-, p-, d- элементы. Особенности распределения
химических элементов электронов по орбиталям в атомах элементов первых четырёх периодов. Электронная
конфигурация атомов.Основные химические законы
Практические занятия
1
Практическое занятие 1 (часть 1). «Основные количественные законы в химии и расчеты по
уравнениям химических реакций. Изучение периодических закономерностей и их взаимосвязи со
строением атомов».
Относительные атомная и молекулярная массы. Молярная масса. Количество вещества.Массовая
доля вещества. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты
по уравнениям химических реакций с использованием массовой доли вещества, объема
(нормальные условия) газов, количества вещества
Тема 1.2.
Основное содержание
2
Периодический закон Теоретическое обучение
1
и
Периодическая Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Связьпериодического закона
система
химических иПериодической системы химическихэлементов с современной теориейстроения атомов.
элементов
Д.
И. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и
Менделеева, их связь с сложных веществ по группам и периодам Периодической системы. Значение периодического
современной теорией закона и системы химическихэлементов Д.И. Менделеевав развитии науки.
строения атомов
Практические занятия
1
Практическое занятие 1. (часть 2)«Основные количественные законы в химии и расчеты по
уравнениям химических реакций. Изучение периодических закономерностей и их взаимосвязи со
строением атомов».
Установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим
изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением

Формируемые
компетенции
4
ОК 01

ОК 01
ОК 02
ПК 1.2

13

Тема 1.3.
Строение
вещества
и природа химической
связи. Многообразие
веществ

Тема 1.4.
Классификация,
номенклатура
неорганических
веществ

и

Тема 1.5.
Типы
химических
реакций

Периодической системы. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на
характеризацию химических элементов «Металлические / неметаллические свойства химических
элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева»
Основное содержание
Практические занятия
Практическое занятие 2. (часть 1) «Строение вещества и природа химической связи».
Строение вещества. Химическая связь. Видыхимической связи (ковалентная неполярная и
полярная, ионная, металлическая).Механизмы образования ковалентной химической связи
(обменный и донорно-акцепторный).Водородная связь.
Практическое занятие2. (часть 2) «Строение вещества и природа химической связи»
Валентность.
Электроотрицательность.
Степень
окисления.
Ионы:
катионы
и
анионыДемонстрация моделей кристаллических решеток: ионной (хлорид натрия), атомной
(графит и алмаз), молекулярной (углекислый газ, иод), металлической (натрий, магний, медь).
Решение практических заданий на составление электронно-графических формул элементов 1–4
периодов
Основное содержание
Практические занятия
Практическое занятие3(часть 1). «Номенклатура неорганических веществ».
Классификация неорганических веществ.Номенклатура неорганических веществ (оксиды,
гидроксиды, кислоты, соли). Вещества молекулярного и немолекулярного строения.Агрегатные
состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Закон постоянства состава
вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая).
Зависимость свойства веществ от типа кристаллической решётки.
Практическое занятие 3 (часть 2). «Номенклатура неорганических веществ»
Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам
неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная
известь, негашеная известь, питьевая сода и других): названия веществ по международной
(ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре и составление формулы химических веществ,
определение принадлежности к классу. Поиск информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам. Анализ химической информации, получаемой из разных источников
(средств массовой информации, сеть Интернет и другие)
Основное содержание
Теоретическое обучение
Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и органической
химии.Законы сохранения массы вещества, сохранения и превращения энергии при химических
реакциях. Окислительно-восстановительные реакции (уравнения окисления-восстановления,

2
2

ОК 01
ПК 1.2

2
2

ОК 01
ОК 02

2
2

ОК 01

14

Тема 1.6.
Растворы,
теория
электролитической
диссоциации и ионный
обмен

Тема 1.7.
Скорость химических
реакций.
Химическое
равновесие

Контрольная работа 1

степень окисления, окислитель и восстановитель, окислительно-восстановительные реакции в
природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов)
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Растворы. Виды растворов по содержанию растворенного вещества. Растворимость. Понятие о
дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы. Массовая доля вещества в растворе.
Понятие о водородном показателе (pH) раствора. Электролитическая диссоциация. Сильные и
слабые электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного обмена
Практические занятия
Практическое занятие 4 (часть 1)«Приготовление растворов».
Проведение расчетов и приготовление растворов заданной массовой долей растворенного
вещества. Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в
бытовой и производственной деятельности человека
Практическое занятие 4 (часть 2) «Приготовление растворов».
Проведение реакций ионного обмена, определение среды растворов веществ с помощью
универсального индикатора (кислая, нейтральная, щелочная). Задания на составление ионных
реакций.
Основное содержание
Теоретическое обучение
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ,
концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности.
Тепловые эффекты химических реакций: экзо- и эндотермическиереакции.Обратимые реакции.
Химическое
равновесие.Факторы,
влияющие
на
состояниехимического
равновесия
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура). Принцип ЛеШателье
Практические занятия
Практическое занятие5. (часть 1) «Влияние различных факторов на скорость химической
реакции».
Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение
скорости химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от присутствия
катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганца и
каталазы.
Практическое занятие 5. (часть 2) «Влияние различных факторов на скорость химической
реакции».
Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для
нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов,
влияющих на смещение химического равновесия
Строение вещества и химические реакции (по разделу 1)

4
2

ОК 01
ОК 02

2

3
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.2

1

1
15

Раздел 2. Неорганическая химия
Тема 2.1.
Основное содержание
Ф и з и к о - х и м и ч е с к и е Теоретическое обучение
свойстванеорганических Металлы. Положение металлов в Периодической системе химических элементов. Особенности
веществ
строения электронных оболочек атомов металлов. Общие физические свойства металлов. Сплавы
металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства важнейших
металлов (натрий, калий, кальций, магний, алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их
соединений. Общие способы получения металлов. Применение металлов в быту и технике
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева и особенности строения атомов. Физические свойства неметаллов. Аллотропия
неметаллов (на примере кислорода, серы, фосфора и углерода). Химические свойства и
применение важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) и их
соединений (оксидов, кислородсодержащих кислот, водородных соединений).Применение
важнейших неметаллов и их соединений
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот,
солей и др.). Генетическая связь неорганических веществ, принадлежащих к различным
классам.Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений,
высших оксидов и гидроксидов
Практические занятия
Практическое занятие 6. (часть 1) «Физико-химические свойства неорганических веществ».
Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических
веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов;
неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей,
характеризующих их свойства.
Практическое занятие 6. (часть 2) «Физико-химические свойства неорганических веществ».
Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму
одного из участвующих в реакции веществ, расчёты массы (объёма, количества вещества)
продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси. Решение практико-ориентированных
заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических
веществ в быту и профессиональной деятельности человека
Тема 2.2.
Основное содержание
Идентификация
Практические занятия
неорганических веществ Практическое занятие 7 (часть 1)«Идентификация неорганических веществ».
Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по
распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов(взаимодействие гидроксида
алюминия с растворами кислот и щелочей,).
Практическое занятие 7 (часть 2) «Идентификация неорганических веществ».

12
8
6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.2

2

2
2

4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

16

Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств,
характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлориданионы, на катионы металлови катион аммония
Контрольная работа 2 Свойства неорганических веществ (по разделу 2)
Раздел 3. Теоретические основы органической химии
Тема 3.1.
Основное содержание
Классификация,
Теоретическое обучение
строение
и Предмет органической химии: её возникновение, развитие и значение в получении новых
номенклатура
веществ и материалов. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, её основные
органических веществ положения. Структурные формулы органических веществ. Гомология, изомерия. Химическая
связь в органических соединениях: кратные связи, σ- и π-связи.
Представление о классификации органических веществ. Номенклатура органических соединений
(систематическая) и тривиальные названия важнейших представителей классов органических
веществ
Раздел 4. Углеводороды
Тема 4.1.
Основное содержание
Углеводороды и их Теоретическое обучение
природные источники Предельные углеводороды (алканы):состав и строение, гомологический ряд. Метан и этан:
состав, строение, физические и химические свойства (реакции замещения и горения), получение
и применение.
Непредельные углеводороды(алкены, алкадиены, алкины).
Алкены: состав и строение, гомологический ряд. Этилен и пропилен: состав, строение,
физические
и
химические
свойства
(реакции
гидрирования,
галогенирования,
гидратации,окисления и полимеризации) получение и применение.
Алкадиены: бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3, химическое строение, свойства (реакция
полимеризации), применение (для синтеза природного и синтетического каучука и резины).
Алкины: состав и особенности строения, гомологический ряд. Ацетилен: состав, химическое
строение, физические и химические свойства (реакции гидрирования, галогенирования,
гидратации горения), получение и применение (источник высокотемпературного пламени для
сварки и резки металлов)
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и толуол: состав, строение, физические и
химические свойства (реакции галогенирования и нитрования), получение и применение.
Токсичность аренов (влияние бензола на организм человека). Генетическая связь между
углеводородами, принадлежащими к различным классам.
Природные источники углеводородов. Природный газ и попутные нефтяные газы. Нефть и её
происхождение. Способы переработки нефти: перегонка, крекинг (термический, каталитический),
пиролиз.
Продукты
переработки
нефти,
их
применение
в
промышленности

2
2
2
2

10
8
6
2

ОК 01

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.2

2

2

17

и в быту. Каменный уголь и продукты его переработки
Лабораторные занятия
Лабораторноезанятие 1 «Номенклатура и строение углеводородов»
Тривиальная и международная номенклатура. Моделирование молекул углеводородов (на
примере этана, этилена, ацетилена и др.) и галогенопроизводных. Составление структурных
формул и определение класса углеводородов.
Тема 4.2.
Основное содержание
Ф и з и к о - х и м и ч е с к и е Лабораторные занятия
свойства углеводородов Лабораторноезанятие2 «Свойства углеводородов».
Химические свойства, способы получения углеводородов. Получение этилена и изучение его
свойств. Моделирование молекул и химических превращений углеводородов (на примере этана,
этилена, ацетилена и др.) и галогенопроизводных
Раздел 5. Кислородосодержащие органические соединения
Тема 5.1.
Основное содержание
Спирты. Фенол
Теоретическое обучение
Предельные одноатомные спирты (метанол и этанол): строение, физические и химические
свойства
(реакции
с
активными
металлами,
галогеноводородами,
горение),
применение.Водородные связи между молекулами спиртов. Физиологическое действие метанола
и этанола на организм человека.
Многоатомные спирты (этиленгликоль и глицерин): строение, физические и химические свойства
(взаимодействие со щелочными металлами, качественная реакция на многоатомные спирты).
Физиологическое действие на организм человека. Применение глицерина и этиленгликоля.
Фенол. Строение молекулы, физические и химические свойства фенола. Токсичность фенола, его
физиологическое действие на организм человека. Применение фенола
Тема 5.2.
Основное содержание
Альдегиды.
Теоретическое обучение
Карбоновые кислоты.
Альдегиды и кетоны (формальдегид, ацетальдегид, ацетон): строение, физические и химические
Сложные эфиры
свойства (реакции окисления и восстановления, качественные реакции), получение и
применение.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты (муравьиная и уксусная кислоты): строение,
физические и химические свойства (общие свойства кислот, реакция этерификации), получение и
применение. Стеариновая и олеиновая кислоты как представители высших карбоновых кислот.
Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие.
Сложные эфиры как производные карбоновых кислот. Гидролиз сложных эфиров. Жиры.
Гидролиз жиров. Применение жиров. Биологическая роль жиров
Лабораторные занятия
Лабораторное занятие3. «Номенклатура органических веществ».

2

2
2

ОК 02
ОК 04

14
2
2

ОК 01
ОК 07

6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

4
2
18

Ознакомление с образцами органических веществ и материалами на их основе, моделирование
молекул органических веществ, наблюдение и описание демонстрационных опытов по
превращению органических веществ при нагревании (плавление, обугливание и горение).
Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных
классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен,
ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей
формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %)
Лабораторное занятие 4«Химические реакции органических веществ»
Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений),
характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы
их получения и название органических соединений по тривиальной или международной
систематической номенклатуре.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических
соединений отдельных классов.
Тема 5.3.
Основное содержание
Углеводы
Теоретическое обучение
Углеводы: состав, классификация углеводов (моно-, ди- и полисахариды). Глюкоза – простейший
моносахарид: особенности строения молекулы, физические и химические свойства глюкозы
(взаимодействие с гидроксидом меди(II), окисление аммиачным раствором оксида серебра(I),
восстановление, брожение глюкозы), нахождение в природе, применение глюкозы,
биологическая роль в жизнедеятельности организма человека. Фотосинтез. Фруктоза как изомер
глюкозы.
Сахароза – представитель дисахаридов, гидролиз сахарозы, нахождение в природе и применение.
Полисахариды: крахмал и целлюлоза как природные полимеры. Строение крахмала и целлюлозы,
физические и химические свойства крахмала (гидролиз, качественная реакция с иодом)
Тема 5.4.
Основное содержание
Ф и з и к о - х и м и ч е с к и е Лабораторные занятия
свойства
Лабораторное занятие 5. «Номенклатура кислородосодержащих органических соединений».
кислородосодержащих Тривиальная и международная номенклатура, химические свойства, способы получения спиртов
органических
и фенолов, карбоновых кислот и эфиров, альдегидов и кетонов. Составление схем реакций (в том
соединений
числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства
кислородосодержащих органических соединений
Лабораторное занятие6. «Химические и физические свойства кислородосодержащих
органических соединения».
Проведение, наблюдение и описание демонстрационных опытов: горение спиртов, качественные
реакции одноатомных спиртов (окисление этанола оксидом меди(II)), многоатомных спиртов
(взаимодействие глицерина с гидроксидом меди(II)), альдегидов (окисление аммиачным

2

2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

4
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04

19

раствором оксида серебра(I) и гидроксидом меди(II), взаимодействие крахмала с иодом),
изучение свойств раствора уксусной кислоты
Раздел 6.Азотсодержащие органические соединения
Тема 6.1.
Основное содержание
Амины.
Теоретическое обучение
Аминокислоты.
Амины: метиламин – простейший представитель аминов: состав, химическое строение,
Белки
физические и химические свойства, нахождение в природе.
Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Физические и химические свойства
аминокислот(на примере глицина).Биологическое значение аминокислот. Пептиды.
Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная и третичная структура белков.
Химические свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные реакции на белки
Лабораторные занятия
Лабораторное занятие7. «Свойства азотосодержащих органических соединений».
Физические и химические свойства аминов (реакциис кислотами и горения) и аминокислот (на
примере глицина). Наблюдение и описание демонстрационных опытов:денатурация белков при
нагревании, цветные реакции белков
Раздел 7.Высокомолекулярные соединения
Тема 7.1.
Основное содержание
Пластмассы.
Лабораторные занятия
Каучуки. Волокна
Лабораторное занятие 8. «Синтез, анализ и классификация высокомолекулярных соединений»
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное
звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Основные методы синтеза
высокомолекулярных соединений – полимеризация и поликонденсация.
Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, пластмасс, каучуков:
пластмассы (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полистирол); натуральный и
синтетические каучуки (бутадиеновый, хлоропреновый и изопреновый); волокна (натуральные
(хлопок, шерсть, шёлк), искусственные (ацетатное волокно,вискоза), синтетические (капрон и
лавсан)
Контрольная работа 3 Структура и свойства органических веществ (по разделам 3-7)
Профессиональноориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

Раздел 8.Химия в быту и производственной деятельности человека
Тема 8.1.
Основное содержание
Химические технологии Теоретическое обучение
в
повседневной Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
и
профессиональной сохранения своего здоровья и окружающей природной среды, опасность воздействия на живые
деятельности человека организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы,

4
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

4
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.2

2
8
6
6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.2

20

хлорорганические производные, альдегиды и др.), показатель предельно допустимой
концентрации и его использование.
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии
медицины, создании новых материалов (в зависимости от вида профессиональной деятельности),
новых источников энергии (альтернативные источники энергии). Понятие о научных методах
познания веществ и химических реакций. Представления об общих научных принципах
промышленного получения важнейших веществ (на примерах производства аммиака, серной
кислоты, метанола).
Химия и здоровье человека: правила безопасного использования лекарственных препаратов,
бытовой химии в повседневной жизни
Лабораторные занятия
Лабораторные занятия 9. «Применение химических веществ и технологий с учетом будущей
профессиональной деятельности».
Решение кейс-задач по темам: пищевые продукты, основы рационального питания, важнейшие
строительные и конструкционные материалы, производство для железной дороги, краски, стекло,
керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии,
органические и минеральные удобрения, лекарственные и косметические препараты, бытовая
химия, материалы из искусственных и синтетических волокон.
Защита:Представление результатов решения кейс-задач в форме мини-доклада (допускается
использование графических и презентационных материалов)
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет)
Всего

4

2
72

21

3 Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1 Требования
обеспечению

к

минимальному

материально-техническому

Учебнаядисциплинареализуется вучебном кабинете«Химия».
Оборудование кабинета:
 посадочные места по количеству обучающихся 30рабочихмест(столы,
стульяаудиторные);
 оборудованноерабочееместопреподавателя (стол, кресло, персональный
компьютер, локальная сеть с выходом в Internet);
 учебная доска;
 набор «Учебная лаборатория» для проведения лабораторных работ – 15 шт.
Демонстрационные учебно-наглядные пособия
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
(таблица);
- таблица растворимости гидроксидов и солей в воде;
-серия таблиц по органической химии.
Технические средства обучения:
 мультимедиапроектор с экраном.
3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные печатные издания
1. Габриелян, О. С. Химия для профессий и специальностей технического
профиля: учебник для студ. учреждения сред.проф. образования / О.С.
Габриелян, И.Г. Остроумов.- М.: Издательский центр «Академия», 2017. –
272 с. С цв.ил.
2. Габриелян, О. С. Химия. Технологический профиль: учебник для студентов
учреждений среднего профессионального образования/ О.С. Габриелян,
И.Г. Остроумов – Москва : Просвещение, 2025. – 304 с. : ил.
3. Рудзитис Г.Е. Химия: базовый уровень: учебник для образовательных
организаций, реализующих образовательные программы среднего
профессионального образования/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – Москва:
Просвещение, 2025. – 336 с. : ил.
Дополнительные источники
1. Габриелян, О. С. Химия: 10-й класс : учебник для общеобразовательных
организаций: базовый уровень / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков.,
А.Н. Лёвкин – Москва :Просвещение, 2021. – 400 с. : ил.
22

2. Габриелян, О. С. Химия: 11-й класс :базовый уровень: учебник для
общеобразовательных организаций/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.
Сладков. – Москва:Просвещение, 2021. – 432 с. : ил.
3. Габриелян О.С. и др. Химия. Практикум: учеб.пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальностиСПО. – М, 2017.
Интернет-ресурсы
1 www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»)
2 www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
3 www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
4 www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
5 www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
6 www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
7 www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
8 www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).

23

4 Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам
содержания учебного материала.
Общая/профессиональ
ная компетенция

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07
ПК 1.2

Раздел/Тема

Тема 1.1-1.7
Тема 2.1, 2.2
Тема 3.1
Тема 4.1
Тема 5.1-5.4
Тема 6.1
Тема 7.1
Тема 8.1
Тема 1.2, 1.4, 1.6, 1.7
Тема 2.1, 2.2
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.2-5.4
Тема 6.1
Тема 7.1
Тема 8.1
Тема 1.7
Тема 2.1, 2.2
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.2-5.4
Тема 6.1
Тема 7.1
Тема 8.1
Тема 1.7
Тема 5.1
Тема 8.1
Тема2.1
Тема 7.1
Тема 8.1

Тип оценочных
мероприятий
Выполнение заданий
контрольных работ, заданий
зачета с оценкой

Выполнение заданий
контрольных работ, заданий
зачета с оценкой

Выполнение заданий
контрольных работ, заданий
зачета с оценкой
Выполнение заданий
контрольных работ

Выполнение лабораторных
работ, заданий зачета с
оценкой

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».