ОП.06 Метрология

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения»
в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
для специальности:
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2024

ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией
Общепрофессиональных дисциплин
Протокол № 1 от 30 августа 2024 г.
Председатель_____Н. В. Зайцева

Разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования
по
специальности08.02.10
Строительство железных дорог,
путь и путевое хозяйство
Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________Т.В. Добшикова
«30» августа 2024 г.

Составитель: Амосова И.И., преподаватель высшей квалификационной категории
филиала СГУПС в г. Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2 Структура и содержание учебной дисциплины

5

3 Условия реализации программы учебной дисциплины

11

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Метрология, стандартизация и
сертификация является частью программы подготовки специалистов среднего звена
СПО по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое
хозяйство. Рабочая программа составлена для очной и заочной форм обучения.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл,
общепрофессиональная дисциплина.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– применять документацию систем качества;
– применять основные правила и документы систем сертификации Российской
Федерации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии,
стандартизации и сертификации;
– основные понятия и определения, показатели качества и методы их оценки;
– технологическое обеспечение качества, порядок и правила сертификации.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся должны
формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
4

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
Данная дисциплина участвует в формировании профессиональных компетенций
(ПК):
ПК 1.1. Выполнять различные виды геодезических съемок;
ПК 1.2. Обрабатывать материалы с геодезических съемок;
ПК 2.3. Контролировать качество текущего содержания пути, ремонтных и
строительных работ, организовывать их приемку;
ПК 3.1. Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и
конструкции земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков, верхнего
строения пути.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
Очная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 51 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося — 17 часа.
Заочная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 51 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 8 часа;
самостоятельной работы обучающегося — 43 часа.

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)

Объем
часов
51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:
практические занятия

8

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
подготовка информационного сообщения;
выполнение сводной таблицы;
решение ситуационных задач;
работа с литературой, нормативными документами.

17

4
4
4
5

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Объем
часов51
8

в том числе:
практические занятия
контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

43

в том числе:
Работа с литературой и интернет- ресурсами.
Информационное сообщение.
Составление сводной таблицы.
Составление схемы.
Решение ситуационной задачи.
Подготовка к зачетному занятию.

15
2
8
6
2
10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04 Метрология, стандартизация и сертификация
Очная форма обучения
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Метрология
Тема 1.1. Основные
понятия в области
метрологии

Тема 1.2. Средства
измерений

14
Содержание учебного материала
Понятия величины, единицы физической величины, системы единиц, основные и дополнительные
единицы СИ. Возникновение и значение метрологии
Самостоятельная работа обучающихся
Информационное сообщение по теме: «Понятие физической величины», «История развития метрологии»
Содержание учебного материала
Средства и методы измерений. Метрологические характеристики средств измерений. Поверка и
калибровка средств измерений
Практическое занятие
№ 1Определение погрешностей средств измерений
Самостоятельная работа обучающихся
Сводная таблица по теме: «Виды измерений»

Тема 1.3.
Государственная
метрологическая
служба

Содержание учебного материала
Структура Государственной метрологической службы. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений».
Ответственность за нарушение законодательства по метрологии
Практическое занятие
№ 2Метрологический контроль и надзор на железнодорожном транспорте
Самостоятельная работа обучающихся
Информационное сообщение по теме: «Контроль и надзор на ж/д транспорте»

Раздел 2.
Стандартизация
Тема 2.1. Система
стандартизации

2

2

1
2

2

2
2
2

2

2
1
20

Содержание учебного материала
Основные понятия стандартизации. Государственная система стандартизации (ГСС). Организационнометодические стандарты. Правовое регулирование стандартизации. Федеральный закон «О техническом
регулировании»
Практическое занятие
№ 3 Определение показателей уровня унификации
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с литературой, нормативными документами

4

2

2
2

7

Окончание
1
Тема 2.2.
Нормативная
документация

2
Содержание учебного материала
Понятие нормативного документа (НД). Стандарты, технические регламенты, технические условия и
другие нормативные документы. Стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО) и
Международной электротехнической комиссии (МЭК)
Самостоятельная работа обучающихся
Решение ситуационных задач

Тема 2.3.
Общетехнические
стандарты

Содержание учебного материала
Назначение, цели, структура и содержание общетехнических стандартов
Контрольная работа № 1по темам раздела
Самостоятельная работа обучающихся
Сводная таблица по теме: «Виды стандартов»

Раздел 3.
Сертификация
Тема 3.1. Качество
продукции

Тема 3.3. Правила и
документы системы
сертификации РФ

4

4

2

2
2

2

2
2
17

Содержание учебного материала
Понятие о качестве продукции. Показатели качества продукции. Системы управления качеством (ИСО
9001, 9002, 9003)
Самостоятельная работа обучающихся
Информационное сообщение по теме: «Характеристики требований качества продукции, работ и услуг»

Тема 3.2.
Сертификация как
форма
подтверждения
соответствия

3

Содержание учебного материала
Цели и принципы сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Схемы сертификации
Практическое занятие
№ 4 Правила и порядок проведения сертификации
Самостоятельная работа обучающихся
Решение ситуационных задач
Содержание учебного материала
Законодательная и нормативная базы сертификации. Порядок проведения сертификации продукции
Самостоятельная работа обучающихся
Составление схем обязательной и добровольной сертификаций
Всего

2

2

2
2

2

2
2
2

2

5
51

8

Заочная форма обучения
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Метрология
Тема 1.1. Основные
понятия в области
метрологии

Тема 1.2.
Государственная
метрологическая
служба
Раздел 2.
Стандартизация
Тема 2.1. Система
стандартизации.
Нормативная
документация.
Общетехнические
стандарты

12
Содержание учебного материала
Понятия величины, единицы физической величины, системы единиц, основные и дополнительные
единицы СИ. Возникновение и значение метрологии
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с литературой и интернет- ресурсами.
Информационное сообщение по темам: «Краткие исторические сведения», «Понятие физической величины»
Содержание учебного материала
Структура Государственной метрологической службы. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений».
Ответственность за нарушение законодательства по метрологии
Самостоятельная работа обучающихся
Составление сводной таблицы по теме «Государственная метрологическая служба»

2

2

4

2

2

4
20

Содержание учебного материала
Основные понятия стандартизации. Государственная система стандартизации (ГСС). Организационнометодические стандарты. Правовое регулирование стандартизации. Федеральный закон «О техническом
регулировании». Понятие нормативного документа (НД). Стандарты, технические регламенты, технические
условия и другие нормативные документы. Стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО)
и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Назначение, цели, структура и содержание
общетехнических стандартов.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с литературой, поиск и обработка информации в интернете.
Составление схемы по теме.
Составление сводной таблицы по теме «Общетехнические стандарты»

2

2

18

9

Окончание
1
Раздел 3.
Сертификация
Тема 3.1. Качество
Продукции.
Сертификация как
форма
подтверждения
соответствия

2

3

4

19
Содержание учебного материала
Понятие о качестве продукции. Показатели качества продукции. Системы управления качеством (ИСО
9001, 9002, 9003). Цели и принципы сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Схемы
сертификации

Самостоятельная работа обучающихся
Работа с литературой.
Решение ситуационной задачи. Подготовка к зачетному занятию.

2

2

17

Всего
51

10

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫОП.04 Метрология, стандартизация и сертификация
3.1 Материально-техническому обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– плакаты;
– техническая документация;
– методическая документация;
– средства измерений.
Технические средства обучения:
– компьютер;
– мультимедиа проектор;
– принтер;
– сканер;
– локальная вычислительная сеть с выходом в интернет.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

интернет-ресурсов,

Основные источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.) [Текст].
2. Закон Российской Федерации от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав
потребителей» [Текст].
3. Закон Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об
обеспечении единства измерений» [Текст].
4. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184 «О техническом
регулировании» [Текст].
5. Бисерова В.А. Метрология, стандартизация и сертификация
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бисерова В.А., Демидова Н.В., Якорева
А.С.— Саратов: Научная книга, 2017.— 159 c.
Дополнительные источники:
6. ГОСТ Р51672–2000 «Метрологическое обеспечение испытаний
продукции для целей подтверждения соответствия» [Текст]. Основные
положения.
7. ГОСТ 8.315–97 «Государственная система обеспечения единства
измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов»
[Текст]. Основные положения.
8. ГОСТ Р 8.563–96 «Государственная система обеспечения единства
измерений» [Текст]. Методики выполнения измерений.
9. ГОСТ Р ИСО 5725-1–2002 «Точность (правильность и прецизионность)
методов и результатов измерений» [Текст]. Ч. 1. Основные положения и
11

определения.
10. ГОСТ Р 1.12–99. ГСС «Стандартизация и смежные виды деятельности.
Термины и определения» [Текст].
11. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации
[Текст] (утверждены постановлением Госстандарта России 10.05.2000 г. № 26).
12. ПР50.2.002–94 «Государственная система обеспечения единства
измерений. Порядок осуществления государственного метрологического надзора
за выпуском, состоянием средств измерений, методиками выполнения измерений,
эталонами и соблюдением метрологических правил и норм» [Текст]. ВНИИМС.
13. ПР 50.2.003–94. «Государственная система обеспечения единства
измерений. Порядок осуществления государственного метрологического надзора
за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций»
[Текст]. ВНИИМС.
14. Дайлидко А.А. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст].
М.: ФГОУ «УМЦ ЖДЖТ», 2010.
Интернет-ресурсы:
15. Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии [Электронный ресурс]. Форма доступа: www.gost.ru

12

4 КОНТРОЛЬ И
УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и
зачетного занятий, а также выполнение обучающимися индивидуальных
заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
умения:
применять
документацию система
качества;

- применять основные
правила и
документы
систем
сертификации
Российской Федерации

знания:
- правовых
основ,
целей,
задач,
принципов, объектов
и средств метрологии,
стандартизации и
сертификации;
- основных понятий и
определений,
показателей качества и
методов их оценки;

Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
Текущий контроль в форме ответов на
контрольные вопросы; защиты практических
занятий;
выполнения
контрольной
работы;
составление
сводной
таблицы;
решение
ситуационных задач. Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета /Текущий контроль в
форме составление схем; решение ситуационных
задач.
Итоговая
аттестация
в
форме
дифференцированного зачета
Текущий контроль в форме ответов на
контрольные вопросы; защиты практических занятий;
выполнения контрольной работы; составление
сводной таблицы; решение ситуационных задач.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного
зачета /Текущий контроль в форме составление схем;
решение ситуационных задач. Итоговая аттестация в
форме дифференцированного зачета
Текущий контроль в форме ответов на
контрольные вопросы; защиты практических занятий;
выполнения контрольной работы; составление
сводной таблицы; решение ситуационных задач.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного
зачета /Текущий контроль в форме составление схем;
решение ситуационных задач. Итоговая аттестация в
форме дифференцированного зачета
Текущий контроль в форме ответов на
контрольные вопросы; защиты практических занятий;
выполнения контрольной работы; составление
сводной таблицы; решение ситуационных задач.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного
зачета /Текущий контроль в форме составление схем;
решение ситуационных задач. Итоговая аттестация в
форме дифференцированного зачета
13

технологического
обеспечения качества,
порядка
и
правил
сертификации

Текущий контроль в форме ответов на
контрольные вопросы; защиты практических занятий;
выполнения контрольной работы; составление
сводной таблицы; решение ситуационных задач.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного
зачета /Текущий контроль в форме составление схем;
решение ситуационных задач. Итоговая аттестация в
форме дифференцированного зачета

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».