Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ИНФОРМАТИКА для специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2023 1 ОДОБРЕНА цикловой комиссией естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. Председатель _______ Н.В. Зайцева Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство Утверждена Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________Т. В. Добшикова «31» августа 2023 г. Составитель: Елфимова М.А., преподаватель категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске высшей квалификационной 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Стр. 4 9 19 20 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в социальноэкономический и естественнонаучный цикл ППССЗ базовой подготовки и является обязательной для обучающихся по образовательным программам СПО. 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: – использовать изученные прикладные программные средства. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: – основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем; – базовые системные продукты и пакеты прикладных программ. Данная дисциплина участвует в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника по указанной специальности: ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и 4 укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ПК 1.2. Обрабатывать материалы геодезических съемок. ПК 2.3. Контролировать качество текущего содержания пути, ремонтных и строительных работ, организовывать их приемку. ПК 3.1. Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и конструкции земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков, верхнего строения пути. ПК 4.1. Планировать работу структурного подразделения при технической эксплуатации, обслуживании и ремонте пути, искусственных сооружений. Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания: Личностный результат Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Код личностного результата Код компетенции в соответствии с ФГОС ЛР 1 ОК 01. ЛР 2 ОК 01., 06., 08. ЛР 3 ОК 01., 03., 06. ЛР 4 ОК 01., 04., 08., 09. ЛР 5 ОК 01., 08. ЛР 6 ОК 03., 06. ЛР 7 ОК 01., 06., 08. 5 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. ЛР 8 ОК 01., 06. ЛР 9 ОК 01., 02., 03., 08. ЛР 10 ОК 03., 05., 09. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, ЛР 11 ОК 08. обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, ЛР 12 ОК 03., 08. отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный при взаимодействии с другими людьми достигать ОК 02., 06., поставленных целей, стремящийся к формированию в ЛР 13 08. железнодорожной отрасли личностного роста как ПК 4.1. профессионала. Способный ставить перед собой цели для решения ОК 02., 03., возникающих профессиональных задач, подбирать способы ЛР 14 05. решения и средства развития, в том числе с использованием ПК 1.1., 3.1. информационных технологий. Содействующий формированию положительного образа и ЛР 15 ОК 01. поддержанию престижа своей профессии. Способный искать и находить необходимую информацию ОК 02., 03., используя разнообразные технологии ее поиска, для решения ЛР 16 05. возникающих в процессе производственной деятельности ПК 1.2 проблем на железнодорожном транспорте. Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; ОК 02., 09. ЛР 17 позиционирующий себя в сети как результативный и ПК 2.3., 3.1. привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Имеющий потребность трудится на благо процветания семьи, ЛР 18 ОК 01. родного города, региона. Понимающий значение результатов собственного труда для ЛР 19 ОК 01., 08. развития экономики Алтайского края. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во ОК 02., 03., ЛР 20 всех сферах своей деятельности. 07. ПК 2.3., 4.1. Личностные результаты 6 реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые ЛР 21 ОК 02. методы и способы выполнения профессиональных задач. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной ЛР 22 ОК 02. деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Понимать сущность и социальную значимость своей будущей ЛР 29 ОК 01. профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных ЛР30 ОК 02. задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ЛР 31 ОК 03. ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения ЛР 32 ОК 04. профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные ЛР 33 ОК 05. технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с ЛР 34 ОК 06. коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды ЛР 35 ОК 07. (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и ЛР 36 ОК 08. личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в ЛР 37 ОК 09. профессиональной деятельности. 7 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины: Очная форма обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося — 128 час., в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 85 часов, самостоятельной работы обучающегося — 43 часа. Заочная форма обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося 128 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 18 часов; самостоятельной работы обучающегося -110 часов. 8 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 128 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 85 в том числе: практические занятия лекции 66 19 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 43 в том числе: поисковая работа в сети Интернет, подготовка докладов 12 изучение дополнительной литературы подготовка к практическим занятиям 15 16 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Заочная форма обучения Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: поисковая работа в сети Интернет, подготовка докладов, решение тестовых заданий в контрольной работе освоение прикладных программ Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 128 18 12 110 50 60 9 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика» Очная форма обучения Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Раздел 1. Автоматизированная обработка информации Тема 1.1. Информация, Содержание учебного материала Формы и процедуры контроля успеваемости по дисциплине. Информация, информационные информационные процессы, информационное общество. процессы, информационное Самостоятельная работа обучающихся общество Рабочая тематика работ: «Кодирование информации. Системы кодирования данных» Тема 1.2. Технология обработки информации Содержание учебного материала Стадии обработки информации. Технологические решения обработки информации, телекоммуникации. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала Раздел 2. Общий состав и структура электронно-вычислительных машин и вычислительных систем Содержание учебного материала Тема 2.1. Архитектура Архитектура ЭВМ и вычислительных систем. Принципы Дж. Фон Неймана. ЭВМ и вычислительных систем Самостоятельная работа обучающихся История и перспективы развития вычислительной техники. Тема 2.2. Устройство персонального компьютера Содержание учебного материала Общий состав и структура персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Рабочая тема работы: Основные виды ЭВМ. Объем часов Обяз./всего Уровень освоения 3 4 10 2 2 3 2 2 3 24 2 2 4 2 4 10 1 2 Содержание учебного материала Понятие операционной системы. Виды операционных систем. Настройка пользовательского Тема 2.3. Операционные интерфейса. Операции с файлами и папками. Создание папок и ярлыков. Программы оболочки Практические занятия системы и оболочки Настройка пользовательского интерфейса. Управление объектами и элементами. Операции с файлами и папками. Создание папок и ярлыков. Работа в программе оболочки. Самостоятельная работа обучающихся Комплексная работа с информацией в операционной системе. Подготовка к практическим занятиям 3 2 2 2 Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала. Подготовка к практическим занятиям. 2 Раздел 3. Базовые системные продукты и пакеты прикладных программ Содержание учебного материала Запуск программы. Интерфейс. Подготовка рабочей области документа. Основы работы в программе. Технология создания презентаций. Добавление эффектов. Добавление звуковых и видео-файлов. 80 2 Тема 3.1. Программы создания презентаций 2 6 Содержание учебного материала Классификация программного обеспечения (ПО). Базовое ПО. Прикладное ПО. Тема 2.4. Программное обеспечение персонального компьютера Продолжение 4 2 2 Практические занятия Разработка презентаций. Создание презентаций по РАБОЧЕЙ тематике: «Деформации земляного полотна. Повреждение земляного полотна. Разрушение земляного полотна. Оснащение переезда». 8 Самостоятельная работа обучающихся Рабочая тематика работ: «Классификация верхнего строения пути. Верхнее строение пути на зарубежных железных дорогах». Подготовка к практическим занятиям 4 11 Продолжение 1 2 3 4 16 2 Содержание учебного материала Обзор современных текстовых процессоров. Запуск программы. Интерфейс. Подготовка рабочей области документа. Основы работы в программе. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста. Создание таблиц Тема 3.2 Текстовые процессоры Тема 3.3. Электронные таблицы Практические занятия Работа с форматированным текстом. Работа с формулами. Работа с колонками, разделами, колонтитулами. Создание и форматирование текста. Поля. Работа с рисунками, диаграммами, схемами Работа с таблицами. Работа с распознанным текстом Самостоятельная работа обучающихся Проработка основных и дополнительных изданий по теме, подготовка к практическим занятиям. 4 Содержание учебного материала Запуск программы. Интерфейс. Подготовка рабочей области документа. Основы работы в программе Ввод чисел и текста. Форматирование ячеек. Адресация ячеек. Ввод формул. Построение диаграмм. Поиск, фильтрация и сортировка данных 2 Практические занятия Создание и форматирование электронных таблиц. Построение и редактирование графиков и диаграмм в электронных таблицах. Комплексное использование возможностей электронных таблиц для создания документов Самостоятельная работа обучающихся Рабочая тематика работ: «Фильтрация данных и условное форматирование. Расчет и проектирование поперечного профиля и выемки». Подготовка к практическим занятиям 14 2 4 12 Продолжение 1 Тема 3.4. Графические редакторы Тема 3.5. Работа с базами данных 2 2 Самостоятельная работа обучающихся Рабочая тематика работ: «Построение нормального поперечного профиля насыпи. Построение выемки в скальных грунтах». Подготовка к практическим занятиям 4 Содержание учебного материала Базы данных и их виды. Основные понятия. Работа с таблицами. Работа с запросами. Работа с формами и отчетами. 2 Практические занятия Создание таблиц и пользовательских форм для ввода данных. Модификация таблиц и работа с данными с использованием запросов. Работа с данными и создание отчетов. Создание базы данных «Кадровый состав путевой машинной станции» 6 Самостоятельная работа обучающихся Рабочая тематика работ: «Комплексная работа с объектами в базе данных». Подготовка к практическим занятиям. Раздел 4. Сетевые информационные технологии Тема 4.1. Локальные и глобальные сети 3 Содержание учебного материала Обзор современных графических редакторов. Запуск программы. Интерфейс. Подготовка рабочей области файла и работа с ним. Создание графических объектов. Обработка графических объектов Практические занятия Обработка графических объектов (растровая и векторная графика). Построение схемы дренажа 4 2 8 2 4 14 Содержание учебного материала Понятие компьютерной сети. Классификация сетей. Сервисы Интернета. Поиск информации в Интернете. Авторское право 1 Практические занятия Работа с электронной почтой. Поиск информации в глобальной сети Интернет (по заданной тематике) 6 Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию 1 2 13 Окончание Тема 4.2. Обработка, хранение, размещение, поиск, передача и защита информации. Антивирусные средства защиты информации Тема 4.3. Автоматизированные системы Содержание учебного материала Защита информации. Антивирусные средства защиты 2 Практические занятия Работа со служебными приложениями (архивация данных, дефрагментация диска и др.). Работа с антивирусной программой 2 Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию. Средства хранения и передачи данных. Защита информации. Антивирусные средства защиты 2 Содержание учебного материала Основные понятия и классификация автоматизированных систем. Структура автоматизированных систем и их виды Самостоятельная работа обучающихся Эстетические и правовые нормы информационной деятельности человека Всего 2 2 128 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 14 Наименование разделов и тем 1 Введение Раздел 1. Автоматизированная обработка информации Тема 1.1 Информация, информационные процессы, информационное общество Тема 1.2 Технология обработки информации Раздел 2 Общий состав и структура электронновычислительных машин и вычислительных систем Тема 2.1 Архитектура ЭВМ и вычислительных систем Тема 2.2 Устройство персонального компьютера Тема 2.3 Операционные системы и оболочки Заочная форма обучения: Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 Значение электронно-вычислительных машин в работе специалиста ж.-д. транспорта Объем часов 3 2 2 Уровень освоения 4 1 6 Содержание учебного материала Информация, информационные процессы, информационное общество. Самостоятельная работа обучающихся Поисковая работа в Internet. Информация, информационные процессы, информационное общество. Содержание учебного материала 3 Стадии и технологические решения обработки информации. Самостоятельная работа обучающихся Поисковая работа в Internet. Стадии и технологические решения обработки информации. 3 2 36 Содержание учебного материала Архитектура ЭВМ и вычислительных систем. Принципы Дж. фон Неймана Самостоятельная работа обучающихся Архитектура ЭВМ и вычислительных систем. Принципы Дж. фон Неймана Содержание учебного материала 8 Общий состав и структура персонального компьютера (ПК) 2 Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятия, основной и дополнительной литературы. Содержание учебного материала 2 7 Понятие операционной системы. Виды операционных систем. Настройка пользовательского интерфейса. Операции с файлами и папками. Программы оболочки. 15 Тема2.4.Программноеобе спечение персонального компьютера Раздел 3. Базовые системные продукты и пакеты прикладных программ Тема 3.1 Программы создания презентаций Тема 3.2 Текстовые процессоры Тема 3.3 Электронные Самостоятельная работа обучающихся Понятие операционной системы. Виды операционных систем. Настройка пользовательского интерфейса. Операции с файлами и папками. Программы оболочки. Содержание учебного материала 11 Классификация программного обеспечения (ПО). Базовое ПО. Прикладное ПО 2 Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Поисковая работа в Internet 2 6 74 Содержание учебного материала Программы создания презентаций. Интерфейс. Анимация. Демонстрация Практические занятия № 1 Вставка объектов и анимация в презентации Самостоятельная работа обучающихся Программы создания презентаций. Интерфейс. Анимация. Демонстрация. Создание презентации по заданному виду. Создание и демонстрация презентации по специальности Содержание учебного материала 2 2 6 Обзор современных текстовых процессоров. Запуск программы. Интерфейс. Подготовка рабочей области документа. Основы работы в программе. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста. Создание таблиц Практические занятия № 2 Работа с форматированным текстом. Практические занятия № 3 Работа с формулами. Практические занятия № 4 Работа с таблицами. Самостоятельная работа обучающихся Обзор современных текстовых процессоров. Запуск программы. Интерфейс. Подготовка рабочей области документа. Основы работы в программе. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста. Создание таблиц Работа с колонками, разделами, колонтитулами. Создание и форматирование текста. Поля. Работа с рисунками, диаграммами, схемами. Работа с распознанным текстом Содержание учебного материала 6 2,3 13 16 таблицы Тема 3.4 Базы данных Запуск программы. Интерфейс. Подготовка рабочей области документа. Основы работы в программе.Ввод чисел и текста. Форматирование ячеек. Адресация ячеек.Ввод формул. Построение диаграмм. Поиск, фильтрация и сортировка данных Практические занятия № 5 Создание и форматирование электронных таблиц. Построение расчетов с помощью формул. Практические занятия № 6 Построение и редактирование диаграмм Самостоятельная работа обучающихся Запуск программы. Интерфейс. Подготовка рабочей области документа. Основы работы в программе. Ввод чисел и текста. Форматирование ячеек. Адресация ячеек. Ввод формул. Построение диаграмм. Поиск, фильтрация и сортировка данных. Комплексное использование возможностей электронных таблиц для создания документов Содержание учебного материала 1 4 2,3 16 Базы данных и их виды. Основные понятия. Создание и ведение различных электронных документов Тема 3.5 Графические редакторы Раздел 4. Сетевые информационные технологии Тема4.1.Локальные и глобальные сети Самостоятельная работа обучающихся Базы данных и их виды. Основные понятия. Создание и ведение различных электронных документов. Знакомство с базами данных. Создание базы данных. Разработка многотабличной базы данных. Создание таблиц и пользовательских форм для ввода данных. Модификация таблиц и работа с данными с использованием запросов. Сложные запросы с использованием логических выражений. Работа с данными и создание отчетов Содержание учебного материала 20 Обзор современных графических редакторов. Запуск программы. Интерфейс. Подготовка рабочей области файла и работа с ним. Самостоятельная работа обучающихся Обзор современных графических редакторов. Запуск программы. Интерфейс. Подготовка рабочей области файла и работа с ним. Работа в растровом графическом редакторе. Работа в векторном графическом редакторе. Комплексное использование прикладного программного обеспечения 7 10 Содержание учебного материала Понятие компьютерной сети. Классификация сетей. Сервисы Интернета. Поиск информации в Интернет. Авторское право 17 Самостоятельная работа обучающихся Проработка основных и дополнительных изданий по теме, подготовка к практическому занятию. Понятие компьютерной сети. Классификация сетей. Сервисы Интернета. Поиск информации в Интернет. Авторское право Тема4.2.Обработка, хранение, размещение, поиск, передача и защита информации. Антивирусные средства защиты информации Тема4.3.Автоматизирова нные системы 3 Содержание учебного материала Защита информации. Антивирусные средства защиты Самостоятельная работа обучающихся Защита информации. Антивирусные средства защиты 3 Содержание учебного материала Основные понятия и классификация автоматизированных Структура автоматизированных систем и их виды систем. Самостоятельная работа обучающихся Основные понятия и классификация автоматизированных систем. Структура автоматизированных систем и их виды. Автоматизированные системы на транспорте Итоговое занятие 4 Всего 128 18 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализация рабочей программы учебной дисциплины имеется кабинет информатики и информационных систем. Оборудование учебного кабинета: – рабочее место преподавателя с персональным компьютером с лицензионным программным обеспечением; – компьютеры по количеству обучающихся; – мультимедийный проектор, плакаты, стенды; – учебно-справочная литература. 3.2 Информационное обеспечение дисциплины Основная литература: 1. Нечта И.В. Введение в информатику [Электронный ресурс]: учебнометодическое пособие/ Нечта И.В.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2016.— 31 c. 2. Основы общей теории и методики обучения информатике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Кузнецов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.— 208 c. Дополнительная литература: 1.Шаньгин В. Ф. Комплексная защита информации в корпоративных системах: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2013-592с. 2.Алексеев А.П. Сборник задач по дисциплине «Информатика» для ВУЗов [Электронный ресурс]: методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Информатика», для студентов первого курса/ Алексеев А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2016.— 104 c. Интернет-ресурсы: 1. «Образование и информатика» – журнал. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.infojournal.ru 2. Интернет-университет информационных технологий. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.intuit.ru 3. Алексеев А.П. Информатика 2015 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Алексеев А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2015.400с. 19 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формой итогового контроля является зачет. Зачет выставляется студентам, имеющим положительные оценки по всем практическим работам. Зачетная оценка является результирующей по всем разделам дисциплины; метод её расчета указывается студентам в течение первых 3 недель обучения. Формы и методы контроля и Результаты обучения оценки результатов (освоенные умения, усвоенные знания) очная/заочная формы обучения Уметь: использовать изученные прикладные Текущий контроль: программные средства - наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях; -выполнение практических работ. - защита практических работ Итоговый контроль: дифференцированный зачет (практическая часть) Знать: основные понятия автоматизированной Текущий контроль: - устный опрос, обработки информации общий состав и структуру - проверка домашних заданий, персональных электронно- - проведение тестового контроля, вычислительных машин (ЭВМ) и - выполнение индивидуальных заданий (реферат, презентации, вычислительных систем базовые системные программные сообщения) продукты и пакеты прикладных Итоговый контроль: программ дифференцированный зачет (теоретическая часть) 20