ОП.01 Инженерная графика

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный
университет путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
для специальности
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2024

ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией естественнонаучных
и общепрофессиональных дисциплин
Протокол № 1 от 29 августа 2024 г.
Председатель_____Н. В. Зайцева

Разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования по специальности
08.02.10 Строительство железных
дорог, путь и путевое хозяйство

Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
___________Т. В. Добшикова
«30» августа 2024 г.

Составитель: Зайцева Н. В., преподаватель высшей квалификационной категории
филиала СГУПС в г. Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ

1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2 Структура и содержание учебной дисциплины

9

3 Условия реализации программы учебной дисциплины

18

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

20

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01 Инженерная графика
является частью программы подготовки специалистов среднего звена СПО по
специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое
хозяйство. Рабочая программа составлена для очной и заочной форм обучения.
1.2
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл,
общепрофессиональная дисциплина.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать технические чертежи;
- оформлять проектно-конструкторскую, технологическую техническую
документацию.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы проекционного черчения;
- правила выполнения чертежей, схем и эскизов по профилю
специальности;
- структуру и оформление конструкторской, технологической
документации в соответствии с требованиями стандартов.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся должны
формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 3. Планировать и реализовывать собственные профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрегиональных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК
7.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы
4

бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
ОК
9.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языках.
Данная дисциплина участвует в формировании профессиональных
компетенций (ПК):
ПК 1.1. Выполнять различные виды геодезических съемок;
ПК 3.1. Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и
конструкции земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков,
верхнего строения пути;
ПК 3.4. Эксплуатировать средства диагностики железнодорожного пути и
сооружений.
личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания:
Код
Код
личностного компетенции
Личностный результат
результата
в
соответствии
с ФГОС
Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником
ЛР 1
ОК 01.
великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию,
демонстрирующий приверженность принципам
честности,
порядочности,
открытости,
экономически активный и участвующий в
студенческом
и
территориальном
ЛР 2
ОК 01., 06.,
самоуправлении, в том числе на условиях
08.
добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий
и
участвующий
в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий
нормы
правопорядка,
следующий идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям
представителей
субкультур,
ЛР 3
ОК 01., 03.,
отличающий их от групп с деструктивным и
06.
девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально
опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
людям
труда,
осознающий
ценность
собственного
труда.
Стремящийся
к
ЛР 4
ОК 01., 04.,
формированию в сетевой среде личностного и
08., 09.
профессионального
конструктивного
«цифрового следа».
5

Демонстрирующий приверженность к родной
культуре, исторической памяти на основе любви
к Родине, родному народу, малой родине,
ЛР 5
ОК 01., 08.
принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего
поколения и готовность к участию в социальной
ЛР 6
ОК 03., 06.
поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности
человека; уважающий собственную и чужую
ОК 01., 06.,
ЛР 7
уникальность в различных ситуациях, во всех
08.
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
представителям различных этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп.
ЛР 8
ОК 01., 06.
Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила
здорового и безопасного образа жизни, спорта;
предупреждающий
либо
преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
ОК 01., 02.,
ЛР 9
психоактивных веществ, азартных игр и т.д.
03., 08.
Сохраняющий психологическую устойчивость в
ситуативно
сложных
или
стремительно
меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды,
ОК 03., 05.,
собственной и чужой безопасности, в том числе
ЛР 10
09.
цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим
ценностям, обладающий основами эстетической
ЛР 11
ОК 08.
культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к
созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ОК 03., 08.
ухода от родительской ответственности, отказа
от отношений со своими детьми и их
финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности
Способный при взаимодействии с другими
людьми
достигать
поставленных
целей,
стремящийся
к
формированию
в
ЛР 13
ОК. 06
железнодорожной отрасли личностного роста
как профессионала.
Способный ставить перед собой цели для
ЛР 14
ОК. 05
6

решения
возникающих
профессиональных
задач, подбирать способы решения и средства
развития, в том числе с использованием
информационных технологий.
Способный искать и находить необходимую
информацию
используя
разнообразные
технологии
ее
поиска,
для
решения
ЛР 16
ОК. 05
возникающих в процессе производственной
деятельности проблем на железнодорожном
транспорте.
Способный
выдвигать
альтернативные
варианты действий с целью выработки новых
оптимальных алгоритмов; позиционирующий
ЛР 17
ОК. 04
себя
в
сети
как
результативный
и
привлекательный
участник
трудовых
отношений.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской
Федерации
Имеющий потребность трудится на благо
ЛР 18
ОК. 01
процветания семьи, родного города, региона.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми
работодателями
Организовывать собственную деятельность,
выбирая
типовые
методы
и
способы
ЛР 21
ОК. 04
выполнения профессиональных задач.
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности,
ЛР 22
ОК. 09
нести ответственность за результаты своей
работы.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней
ЛР 29
ОК.01
устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы
ЛР30
ОК. 02
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ЛР 31
ОК.03
ответственность.
Осуществлять
поиск
и
использование
ЛР 32
ОК. 04
информации, необходимой для эффективного
7

выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством,
потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов
команды
(подчиненных),
за
результат
выполнения заданий.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены
технологий в профессиональной деятельности.

ЛР 33

ОК. 05

ЛР 34

ОК. 06

ЛР 35

ОК. 07

ЛР 36

ОК.08

ЛР 37

ОК. 09

1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
Очная форма обучения на базе среднего общего образования:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 186 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 119 часов;
самостоятельной работы обучающегося — 67 часов.
Заочная форма обучения на базе среднего общего образования:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 186 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 20 часов;
самостоятельной работы обучающегося — 166 часов.
и

8

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
проработка учебной и специальной технической
литературы, ГОСТов, ЕСКД, конспектов занятий;
выполнение чертежей;
самостоятельная работа в интернете;
составление сводной таблицы по темам.

Объем часов
186
119
108
67

27
22
14
4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
проработка учебной и специальной технической
литературы, ГОСТов, ЕСКД, конспектов занятий;
выполнение чертежей;
самостоятельная работа в интернете;
составление сводной таблицы по темам.

Объем часов
186
20
166

50
80
32
4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

9

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Инженерная графика
Очная форма обучения:

Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2

Раздел 1. Графическое оформление чертежей
Тема 1.1. Основные сведения
по оформлению чертежей

Тема 1.2. Геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических
деталей

Раздел 2. Проекционное черчение
Тема 2.1. Методы и приемы
проекционного черчения

Объем
часов

Уровень
освоения

3

4

42
Содержание учебного материала
Общие сведения о графических изображениях. Правила оформления чертежей (форматы,
масштабы, линии чертежа). Основная надпись. Шрифт чертежный
Практическое занятие
1 Шрифт чертежный (графическая работа)
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка учебной литературы, ГОСТов, ЕСКД по темам:
Общие сведения о графических изображениях. Правила оформления чертежей (форматы,
масштабы, линии чертежа). Основные надписи. Сведения о стандартных шрифтах, начертание
букв и цифр. Правила выполнения надписей на чертежах.
Содержание учебного материала
Геометрические построения, деление окружности на равные части. Сопряжение.
Основные правила нанесения размеров
Практические занятия
2 Чертеж контура детали (графическая работа).
3 Чертеж контура детали с нанесением размеров (графическая работа)
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка учебной литературы, ГОСТов, ЕСКД по темам:
Деление окружности на равные части. Сопряжение. Правила нанесения размеров.
Отработка практически навыков по нанесению размеров и выполнение геометрических
построений контура детали.

4

2

6
7

4

3

14

7

37
Содержание учебного материала
Проецирование точки, отрезка прямой, плоскости, геометрических тел на три плоскости
проекций. Аксонометрические проекции точки, прямой, плоскости, геометрических тел.
Комплексный чертеж модели. Чтение чертежей моделей. Проецирование моделей

2

Практические занятия
4 Комплексные чертежи геометрических тел (графическая работа).

14

2

10

Продолжение
11

Тема
Тема 2.2.
2.2. Сечение
Сечение геометригеометрических
тел
ческих тел плоскостью
плоскостью

Раздел
Раздел 3.
3. Элементы
Элементы техничестехнического
рисования
кого рисования
Тема
Тема 3.1.
3.1. Техническое
Техническое рисоварисование
ние

Раздел
Раздел 4.
4. МашиностроительМашиностроительное
черчение
ное черчение
Тема
Тема 4.1.
4.1. Основные
Основные правила
правила
выполнения
выполнения машиностроительмашиностроительных
ных чертежей
чертежей

22
55 Аксонометрические
изображения
геометрических
Аксонометрические изображения геометрических тел
тел (графическая
(графическая работа).
работа).
66 Аксонометрическая
Аксонометрическая проекция
проекция модели
модели (графическая
(графическая работа)
работа)
Самостоятельная
Самостоятельная работа
работа обучающихся
обучающихся
Самостоятельная
работа
Самостоятельная работа вв интернете.
интернете. Изучение
Изучение правил
правил выполнения
выполнения чертежей
чертежей ии конструкторской
конструкторской
документации
по
ЕСКД.
Выполнение
чертежей
по
следующим
темам:
документации по ЕСКД. Выполнение чертежей по следующим темам:
1.
1. Выполнение
Выполнение комплексного
комплексного чертежа
чертежа геометрических
геометрических тел
тел ии проекций
проекций точек,
точек, лежащих
лежащих на
на них.
них.
2.
Построение
третьей
проекции
модели
по
двум
заданным.
Аксонометрическая
проекция
2. Построение третьей проекции модели по двум заданным. Аксонометрическая проекция модели.
модели.
3.
3. Построение
Построение комплексного
комплексного чертежа
чертежа модели.
модели.
Содержание
Содержание учебного
учебного материала
материала
Сечение
геометрических
Сечение геометрических тел
тел плоскостью.
плоскостью. Пересечение
Пересечение поверхностей
поверхностей плоскостями
плоскостями
Практическое
занятие
Практическое занятие
77 Комплексный
Комплексный чертеж
чертеж пересекающихся
пересекающихся геометрических
геометрических тел
тел (графическая
(графическая работа)
работа)
Самостоятельная
работа
обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение
Изучение правил
правил выполнения
выполнения чертежей
чертежей и
и конструкторской
конструкторской документации
документации по
по ЕСКД.
ЕСКД.
Выполнение
чертежей
по
следующим
темам:
Выполнение чертежей по следующим темам:
1.
1. Выполнение
Выполнение комплексного
комплексного чертежа
чертежа пересекающихся
пересекающихся тел.
тел.
2.
Построение
сечения
геометрических
2. Построение сечения геометрических тел
тел плоскостью.
плоскостью.
3.
3. Выполнение
Выполнение технического
технического рисунка
рисунка модели
модели

33

44

8
10

2
96

88
Содержание
Содержание учебного
учебного материала
материала
Назначение
технического
Назначение технического рисунка.
рисунка. Технические
Технические рисунки
рисунки плоских
плоских фигур
фигур ии геометрических
геометрических тел.
тел.
Технический
рисунок
модели
Технический рисунок модели
Практическое
Практическое занятие
занятие
88 Технический
Технический рисунок
рисунок модели
модели (графическая
(графическая работа)
работа)
Самостоятельная
работа
обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная
Самостоятельная работа
работа вв интернете.
интернете.
Выполнение
чертежа
Выполнение чертежа по
по теме:
теме: Выполнение
Выполнение технического
технического рисунка
рисунка модели.
модели.

22
44
44

64
73
Содержание
Содержание учебного
учебного материала
материала
Назначение
машиностроительных
Назначение машиностроительных чертежей.
чертежей. Основные
Основные характеристики
характеристики ии состав
состав
машиностроительных
чертежей.
Виды.
Сечения
и
разрезы.
машиностроительных чертежей. Виды. Сечения и разрезы. Резьба,
Резьба, резьбовые
резьбовые соединения
соединения

12

Практические
Практические занятия
занятия
99 Построение
Построение третьего
третьего вида
вида по
по двум
двум данным,
данным, нанесение
нанесение необходимых
необходимых простых
простых разрезов,
разрезов,
аксонометрическая
проекция
с
вырезом
передней
четверти
(графическая
аксонометрическая проекция с вырезом передней четверти (графическая работа).
работа). 10
10 Выполнение
Выполнение
сечений,
сложных
разрезов
деталей
узлов
железнодорожных
машин
(графическая
сечений, сложных разрезов деталей узлов железнодорожных машин (графическая работа)
работа)

14
20

33

Продолжение

1

Тема 4.2. Сборочные чертежи

Тема 4.3. Чертежи и схемы по
специальности

2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической литературы.
Выполнение чертежей по следующим темам:
1. Выполнение комплексного чертежа и аксонометрической проекции группы геометрических тел
(призма, пирамида, цилиндр, конус).
2. Выполнение комплексного чертежа модели с построением простого разреза.
3. Выполнение чертежа аксонометрической проекции модели с вырезом четверти.
4. Выполнение чертежа модели с разрезом
Составление сводной таблицы по теме «Машиностроительное черчение»
Содержание учебного материала
Эскизы деталей и рабочие чертежи.
Разъемные и неразъемные соединения деталей.
Сборочный чертеж
Практические занятия
11 Эскиз детали (графическая работа).
12 Чертеж резьбовых соединений (болтом, шпилькой, винтом) (графическая работа).
13 Эскиз деталей сборочного узла путевой машины (графическая работа).
14 Чертеж детали (графическая работа).
15 Сборочный чертеж (графическая работа)
Самостоятельная работа обучающихся
Заполнение спецификаций на сборочный чертеж. Подбор по справочникам стандартных изделий и
материалов. Выполнение деталировки сборочного чертежа
Содержание учебного материала
Правила выполнения электрических, пневматических, гидравлических, кинематических схем и их
чтение
Практические занятия
16 Чертеж кинематической, электрической, пневматической или гидравлической схемы (по
заданию преподавателя): составление перечня элементов железнодорожного пути и сооружений
(графическая работа)
Самостоятельная работа обучающихся
Составление сводной таблицы по теме: Правила выполнения электрических, пневматических,
гидравлических, кинематических схем

3
4

4

3

22

9

2

10

4

Окончание
12

1
Раздел 5. Элементы
строитель1
ного
черчения
Раздел 5. Элементы строительТема
5.1. Общие сведения
ного черчения
оТема
строительных
5.1. Общиечертежах
сведения
о строительных чертежах

Раздел
Раздел 6.
6. Общие
Общие сведения
сведения оо
машинной
графике
машинной графике
Тема
Тема 6.1.
6.1. Общие
Общие сведения
сведения оо
системе
автоматизированного
системе автоматизированного
проектирования
проектирования (САПР)
(САПР)

Всего
Всего

2
2
Содержание учебного материала
Общие
сведения
о строительных
чертежах. Виды и особенности строительных чертежей.
Содержание
учебного
материала
Особенности
оформления
строительных
чертежей.
план. Условные
изображения на
Общие сведения
о строительных
чертежах.
Виды и Генеральный
особенности строительных
чертежей.
генеральных
Особенности планах
оформления строительных чертежей. Генеральный план. Условные изображения на
Практические
занятия
генеральных планах
17
Архитектурно-строительный
чертеж зданий и сооружений железнодорожного транспорта
Практические
занятия
(графическая
работа)
17 Архитектурно-строительный
чертеж зданий и сооружений железнодорожного транспорта
18
Чертеж железнодорожного
здания или сооружения с элементами схем
(графическая
работа)
18 Чертеж железнодорожного здания или сооружения с элементами схем (контрольная
графическая
Самостоятельная
работа
работа)
Самостоятельная
работа обучающихся
обучающихся
Выполнение
архитектурно-строительного
Выполнение архитектурно-строительного чертежа
чертежа
Содержание
Содержание учебного
учебного материала
материала
Основные
принципы
Основные принципы работы
работы программы
программы автоматизированного
автоматизированного проектирования
проектирования (САПР).
(САПР).
Знакомство
Знакомство сс интерфейсом
интерфейсом программы
программы САПРе.
САПРе. Плоские
Плоские изображения
изображения вв САПРе
САПРе
Практические
Практические занятия
занятия
19
19 Плоские
Плоские изображения
изображения вв САПРе
САПРе (графическая
(графическая работа).
работа).
20
20 Комплексный
Комплексный чертеж
чертеж геометрических
геометрических тел
тел вв САПРе
САПРе (графическая
(графическая работа).
работа).
21
Рабочий
чертеж
железнодорожного
пути
и
сооружений
21 Рабочий чертеж железнодорожного пути и сооружений (графическая
(графическая работа).
работа).
22
22 Схемы
Схемы железнодорожного
железнодорожного пути
пути и
и сооружений
сооружений (графическая
(графическая работа)
работа)
Самостоятельная
Самостоятельная работа
работа обучающихся
обучающихся
Проработка
конспектов
Проработка конспектов занятий,
занятий, учебных
учебных изданий
изданий ии специальной
специальной технической
технической литературы.
литературы.
Выполнение
чертежа
по
теме:
Выполнение чертежа по теме:
1.
1. Выполнение
Выполнение эскиза
эскиза детали
детали средней
средней сложности
сложности сс резьбой
резьбой сс применением
применением простого
простого разреза.
разреза.
Подготовка
Подготовка кк зачету
зачету

3
22
3
22
2

4
4
2
2

14
8

4
88
13
15
2

22

88

55

186
174

13

Заочная форма обучения:
Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2

Раздел 1. Графическое оформление чертежей
Тема 1.1. Основные сведения
по оформлению чертежей

3

4

Содержание учебного материала
Общие сведения о графических изображениях. Правила оформления чертежей (форматы,
масштабы, линии чертежа). Основная надпись. Шрифт чертежный

Содержание учебного материала
Геометрические построения, деление окружности на равные части. Сопряжение.
Основные правила нанесения размеров
Практические занятия
1 Чертеж контура детали с нанесением размеров (графическая работа)
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка учебной литературы, ГОСТов, ЕСКД по темам:
Деление окружности на равные части. Сопряжение. Правила нанесения размеров.
Отработка практически навыков по нанесению размеров и выполнение геометрических
построений контура детали.

Раздел 2. Проекционное черчение
Тема 2.1. Методы и приемы
проекционного черчения

Уровень
освоения

32

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка учебной литературы, ГОСТов, ЕСКД по темам:
Общие сведения о графических изображениях. Правила оформления чертежей (форматы,
масштабы, линии чертежа). Основные надписи. Сведения о стандартных шрифтах, начертание
букв и цифр. Правила выполнения надписей на чертежах.
Тема 1.2. Геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических
деталей

Объем
часов

2

10

2

2

20

34
Содержание учебного материала
Проецирование точки, отрезка прямой, плоскости, геометрических тел на три плоскости
проекций. Аксонометрические проекции точки, прямой, плоскости, геометрических тел.
Комплексный чертеж модели. Чтение чертежей моделей. Проецирование моделей
Практические занятия
1 Комплексные чертежи геометрических тел (графическая работа).

2

2

14

1

Тема 2.2. Сечение геометрических тел плоскостью

Раздел 3. Элементы технического рисования
Тема 3.1. Техническое рисование

2
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа в интернете. Изучение правил выполнения чертежей и конструкторской
документации по ЕСКД. Выполнение чертежей по следующим темам:
1. Выполнение комплексного чертежа геометрических тел и проекций точек, лежащих на них.
2. Построение третьей проекции модели по двум заданным. Аксонометрическая проекция модели.
3. Построение комплексного чертежа модели.
Содержание учебного материала
Сечение геометрических тел плоскостью. Пересечение поверхностей плоскостями
Практическое занятие
1 Комплексный чертеж пересекающихся геометрических тел (графическая работа)
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение правил выполнения чертежей и конструкторской документации по ЕСКД.
Выполнение чертежей по следующим темам:
1. Выполнение комплексного чертежа пересекающихся тел.
2. Построение сечения геометрических тел плоскостью.
3. Выполнение технического рисунка модели

18
3

4

2
2
12

8
Содержание учебного материала
Назначение технического рисунка. Технические рисунки плоских фигур и геометрических тел.
Технический рисунок модели
Практические занятия
1 Технический рисунок модели (графическая работа)
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа в интернете.
Выполнение чертежа по теме: Выполнение технического рисунка модели.

Раздел 4. Машиностроительное черчение
Содержание учебного материала
Тема 4.1. Основные правила
выполнения машиностроитель- Назначение машиностроительных чертежей. Основные характеристики и состав
машиностроительных чертежей. Виды. Сечения и разрезы. Резьба, резьбовые соединения
ных чертежей
Практические занятия
1 Выполнение сечений, сложных разрезов деталей узлов железнодорожных машин (графическая
работа)

2

2
6

75
2

2

15

1

Тема 4.2. Сборочные чертежи

2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической литературы.
Выполнение чертежей по следующим темам:
1. Выполнение комплексного чертежа и аксонометрической проекции группы геометрических тел
(призма, пирамида, цилиндр, конус).
2. Выполнение комплексного чертежа модели с построением простого разреза.
3. Выполнение чертежа аксонометрической проекции модели с вырезом четверти.
4. Выполнение чертежа модели с разрезом
Составление сводной таблицы по теме «Машиностроительное черчение»
Содержание учебного материала
Эскизы деталей и рабочие чертежи.
Разъемные и неразъемные соединения деталей.
Сборочный чертеж
Практические занятия
1 Чертеж детали (графическая работа).
2 Сборочный чертеж (графическая работа)

Самостоятельная работа обучающихся
Заполнение спецификаций на сборочный чертеж. Подбор по справочникам стандартных изделий и
материалов. Выполнение деталировки сборочного чертежа
Тема 4.3. Чертежи и схемы по
специальности

Содержание учебного материала
Правила выполнения электрических, пневматических, гидравлических, кинематических схем и их
чтение
Практические занятия
1 Чертеж кинематической, электрической, пневматической или гидравлической схемы
Самостоятельная работа обучающихся
Составление сводной таблицы по теме: Правила выполнения электрических, пневматических,
гидравлических, кинематических схем

3

4

20

2

4

32

2

2

15

16

1
Раздел 5. Элементы строительного черчения
Тема 5.1. Общие сведения
о строительных чертежах

Раздел 6. Общие сведения о
машинной графике
Тема 6.1. Общие сведения о
системе автоматизированного
проектирования (САПР)

2
Содержание учебного материала
Общие сведения о строительных чертежах. Виды и особенности строительных чертежей.
Особенности оформления строительных чертежей. Генеральный план. Условные изображения на
генеральных планах
Практические занятия
1 Архитектурно-строительный чертеж зданий и сооружений железнодорожного транспорта
(графическая работа)
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение архитектурно-строительного чертежа

4

2

2

20
15

Содержание учебного материала
Основные принципы работы программы автоматизированного проектирования (САПР).
Знакомство с интерфейсом программы САПРе. Плоские изображения в САПРе
Практические занятия
1 Плоские изображения в САПРе (графическая работа).

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической литературы.
Выполнение чертежа по теме:
1. Выполнение эскиза детали средней сложности с резьбой с применением простого разреза.
Подготовка к зачету
Всего

3
22

2

2

13

186

17

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническому обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя дисциплины;
- учебно-наглядные пособия: «Основные надписи и линии чертежа»,
«Построение аксонометрической проекции геометрических тел и моделей»,
«Резьбы и резьбовые соединения», «Сборочный чертеж»; комплект моделей,
деталей, натурных образцов, сборочных единиц, радиоэлектронных схем.
Технические средства обучения:
- компьютеры;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1Костикова Е.В. Теоретические основы инженерной графики
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Костикова Е.В., Симонова М.В.Электрон. текстовые данные.- Самара: Самарский государственный
архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012.- 150 c.- Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/20523
Дополнительные источники:
2
ГОСТ 2.004–88 ЕСКД Общие требования к выполнению
конструкторских и технологических документов [Текст];
3
ГОСТ 2.102–68 ЕСКД Виды и комплектность конструкторских
документов [Текст];
4
ГОСТ 2.104–68 ЕСКД Основные надписи [Текст];
5
ГОСТ 2.105–95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам
[Текст];
6
ГОСТ 2.106–96 ЕСКД Текстовые документы [Текст];
7
ГОСТ 2.109–73 ЕСКД Основные требования к чертежам [Текст];
8
ГОСТ 2.301–68 ЕСКД Форматы [Текст];
9
ГОСТ 2.302–68 ЕСКД Масштабы [Текст];
10 ГОСТ 2.303–68 ЕСКД Линии [Текст];
11 ГОСТ 2.304–81 ЕСКД Шрифты чертежные [Текст];
12 ГОСТ 2.316–68 ЕСКД Правила нанесения на чертежах надписей,
технических требований и таблиц [Текст];
13 ГОСТ 2.321–84 ЕСКД Обозначения буквенные [Текст];
14 ГОСТ 2.701–84 ЕСКД Схемы. Виды и типы. Общие требования к
выполнению [Текст];

18

15 Свиридова Т.А. Инженерная графика. Часть VI. Чтение и
деталирование сборочных чертежей [Электронный ресурс]: учебное
иллюстрированное пособие/ Свиридова Т.А.— Электрон. текстовые данные.—
М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном
транспорте, 2013.— 68 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26801
16 Свиридова Т.А. Инженерная графика. Часть VII. Графическое
изображение элементов и схем гидро- и пневмосистем [Электронный ресурс]:
учебное иллюстрированное пособие/ Свиридова Т.А.— Электрон. текстовые
данные.—
М.:
Учебно-методический
центр
по
образованию
на
железнодорожном
транспорте,
2014.—
44
c.—
Режим
доступа:
http://www.iprbookshop.ru/45258
Интернет-ресурсы:
17 «Инженерная графика» - http://www. informika.ru.
18 «Общие требования к чертежам» - http://www. propro.ru.

19

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
контрольных работ, а также выполнение обучающимися индивидуальных
заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
умения:
- читать технические чертежи;

- оформлять проектно-конструкторскую
и другую техническую документацию

знания:
- основ проекционного черчения;

- правил выполнения чертежей, схем и
эскизов по программе специальности

структуры
и
оформления
конструкторской,
технологической
документации
в
соответствии
с
требованиями стандартов

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Текущий
контроль
в
форме
выполнения
графических
и
контрольных работ; различные виды
опроса. Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета
Текущий
контроль
в
форме
выполнения
графических
и
контрольных работ; различные виды
опроса. Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета
Текущий
контроль
в
форме
выполнения
графических
и
контрольных работ; практические
занятия, различные виды опроса.
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета
Текущий
контроль
в
форме
выполнения
графических
и
контрольных работ; практические
занятия, различные виды опроса.
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета
Текущий
контроль
в
форме
выполнения
графических
и
контрольных работ; практические
занятия, различные виды опроса.
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».