СГ.04 Физическая культура

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» г.Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2024

ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией гуманитарных
и
социально-экономических
дисциплин
Протокол № 1 «30» августа 2024 г.
Председатель______Н.Н. Макарова

Разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом среднего
профессионального образования
по
специальности 08.02.10 Строительство
железных дорог, путь и путевое
хозяйство

Утверждено
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________Т.В. Добшикова
« 31 » августа 2024 г.

Составитель:
Белова Н.Ю. преподаватель высшей квалификационной
категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

8

ПРОГРАММЫ

19

ОСВОЕНИЯ

21

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура
является частью
программы подготовки специалистов среднего звена по
специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.
Рабочая программа составлена для очной и заочной форм обучения. Рабочая
программа может быть использована в дополнительном профессиональном
образовании.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл .
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель:
формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном
отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических
качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни.
Задачи:
укрепить здоровье, развить основные физические качества и повысить
функциональные возможности организма;
формировать культуру движений, обогатить двигательный опыт физическими
упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью,
техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоить знания о физической культуре и спорте, их истории и современном
развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучить навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной
деятельности,
самостоятельной
организации
занятий
физическим упражнениями;
воспитать положительные качества личности, соблюдать нормы коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления
здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном, социальном
развитии человека;
основы здорового образа жизни.
4

Данная дисциплина участвует в формировании
выпускника по указанной специальности:

общих

компетенций

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях;
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
6.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК
7.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках.

Личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат

Код
личностного
результата

Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой
страны.

ЛР 1

Код
компетенции
в соответствии с
ФГОС

ОК 06.
5

Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда, осознающий ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного
и профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и
волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий
и
демонстрирующий
уважение
к
представителям различных этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и
чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 9

ОК 01., 02., 03.,
08.

ЛР 10

ОК 03., 05., 09.

Проявляющий уважение к эстетическим
обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 11

ценностям,

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию
семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 12

ОК 06., 08.

.
ОК 01., 03., 06.

ОК 01., 04., 08.,
09.

ОК 06., 08.
.
ОК 03., 06.
ОК 01., 06., 08.

ОК 01., 06.

ОК 07.
.
ОК 02., 08.
6

Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к
деловым качествам личности
Содействующий формированию положительного образа и
ЛР 15
ОК 01., 02.
поддержанию престижа своей профессии.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во
ЛР 20
ОК 03.
всех сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий
и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
ЛР 22
ОК 03.
деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Принимать решения в стандартных и нестандартных
ЛР 31
ОК 03.
ситуациях и нести за них ответственность.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
ЛР 34
ОК 06.
коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
ЛР 35
ОК 03.
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием,
ЛР 36
ОК 02.
осознанно планировать повышение квалификации.

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Очная форма обучения на базе среднего общего образования:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 336 часов (4 часа в неделю), в
том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 168 часа (2 часа в
неделю);
самостоятельной работы обучающегося 168 часа (2 часа в неделю).
Заочная форма обучения на базе среднего общего образования:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 336 часов (4 часа в неделю), в
том числе:
обязательной
аудиторной учебной
нагрузки
обучающегося 2 часа;
самостоятельной работы обучающегося 334 часа.

7

2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения на базе среднего общего образования
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная нагрузка (всего)
336
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
168
в том числе:
лабораторные работы – не предусмотрено
практические занятия
168
контрольные работы - не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
168
в том числе:
 внеаудиторная самостоятельная работа
в форме:
занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП,
участие в спортивных мероприятиях.
 самостоятельные занятия в течение дня, не менее 2
часов в неделю,
 рефераты (для студентов специальной медицинской
группы).
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета
Заочная форма обучения на базе среднего общего образования
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная нагрузка (всего)
336
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
2
в том числе:
лабораторные работы – не предусмотрено
практические занятия
2
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
334
в том числе:
 Внеаудиторная самостоятельная работа включает
изучение литературы и других информационных
источников.
 Самостоятельные занятия в течение дня, не менее
4 часов в неделю, в форме занятий: группа ОФП,
фитнес-клуб, тренажерный зал.
С целью контроля, объема и глубины изучения материала
курса, его систематизации и конкретизации студент выполняет
контрольную работу.
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета
8

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Физическая культура
Очная форма обучения на базе среднего общего образования
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Научнометодические
основы
формирования
физической
культуры личности
Тема 1.1.
Общекультурное и
социальное значение физической
культуры.
Здоровый образ жизни.

Содержание практических занятий и
самостоятельной работы обучающихся
2

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

16

Основы здорового образа и стиля жизни.
Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов
упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику
нарушений работы органов и систем организма.
Социально-биологические основы физической культуры.
Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов
упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику
нарушений работы органов и систем организма.
Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления
культуры.
Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов
упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику
нарушений работы органов и систем организма.
Самостоятельная работа обучающихся
1 домашние задания проблемного характера, составление комплексов
упражнений с оздоровительной и коррегирующей направленности
2 выполнение комплексов утренней гигиенической гимнастики
3 соблюдение оптимальных режимов суточной двигательной активности на
основе выполнения физических упражнений.

2

2

4

2

2

2

8

Раздел 2.
Учебно-практические основы
формирования физической
культуры личности
Тема 2.1
Общая физическая подготовка

244

1 Выполнение построений, перестроений, различных видов ходьбы, комплексов
общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами.
2 Определение уровня развития физической подготовленности.
Входное тестирование (начало учебного года, семестра) и итоговое
тестирование (в конце учебного года, семестра).
3 Подвижные игры с различной интенсивностью

10

1

Теоретические сведения. Физические качества и способности человека и
основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания
быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей.
Возрастная динамика развития физических качеств и способностей.
Взаимосвязь в развитии физических качеств и возможности направленного
воспитания отдельных качеств. Особенности физической и функциональной
подготовленности.
Двигательные действия. Построения, перестроения, различные виды ходьбы,
комплексы общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами.
Подвижные игры.
Самостоятельная работа обучающихся.
1 выполнение различных комплексов физических упражнений в процессе
самостоятельных занятий.

10

10

Тема 2.2.
Легкая атлетика

Кроссовая подготовка; высокий и низкий старт; стартовый разгон,
финиширование, бег 100 м; эстафетный бег 4х100 м, 4х400 м; равномерный бег
на 2000 м (девушки), на 3000 м (юноши); прыжки в длину с разбега способом
«согнув ноги»; прыжки в высоту с разбега способами «перешагивание»,
«перекидной»; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши);
толкание ядра.

54

3

1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию,
закреплению и совершенствованию техники двигательных действий.
2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию
двигательных качеств и способностей:
-воспитание быстроты;
-воспитание скоростно-силовых качеств;
-воспитание выносливости;
-воспитание координации движений.
Самостоятельная работа обучающихся.
1 Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных
действий в процессе самостоятельных занятий.
2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных качеств и
способностей

54

11

Тема 2.3.
Спортивные игры.

Баскетбол.
Техника передвижений. Ловля и передача мяча; ведение мяча; броски мяча с
места, в движении; тактика игры; групповые и командные действия игроков;
правила игры; овладение игрой и комплексное развитие психомоторных
способностей, двусторонняя игра.
Волейбол.
Техника передвижений. Ловля и передача мяча; ведение мяча; броски мяча с
места, в движении; тактика игры; групповые и командные действия игроков;
правила игры; овладение игрой и комплексное развитие психомоторных
способностей, двусторонняя игра.
1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию,
закреплению и совершенствованию техники двигательных действий, техникотакических приемов игры.
2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию
двигательных качеств и способностей:
-воспитание быстроты;
-воспитание скоростно-силовых качеств;
-воспитание выносливости;
-воспитание координации движений.
4 В зависимости от задач проводятся тренировочные игры, двусторонние игры
на счет.
5 После изучения техники отдельного элемента проводится выполнение
контрольных нормативов по элементам техники спортивных игр, техникотактических приемов игры.
6 В процессе занятий по спортивным играм каждым студентом проводится
самостоятельная разработка и проведение занятия или фрагмента занятия по
изучаемым спортивным играм.
Самостоятельная работа обучающихся.
1 Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе
самостоятельных занятий.
2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных качеств и
способностей

28

3

28

12

Тема 2.4.
Лыжная подготовка

Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой; первая помощь при
травмах и обморожениях; освоение техники лыжных ходов; равномерное
прохождение дистанции 6 км (девушки), 8 км (юноши); тактика лыжных гонок;
учебные соревнования 3 км (девушки), 5 км (юноши). Передвижение по
пересеченной местности. Дистанция без учета времени:5-8 км (девушки),8-10
км (юноши). Лыжные эстафеты.
1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию,
закреплению и совершенствованию основных элементов техники.

30

3

2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию
двигательных качеств и способностей:
-воспитание скоростно-силовых качеств;
-воспитание выносливости;
-воспитание координации движений.
Самостоятельная работа обучающихся.
1 Катание на лыжах/коньках в свободное время.
2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных качеств и
способностей
3 Выполнение закаливающих процедур

30

13

Раздел 3.
Профессионально-прикладная
физическая подготовка
Тема 3.1.
Сущность и содержание ППФП в
достижении высоких
профессиональных результатов.

76

Значение психофизической подготовки человека к профессиональной
деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости
подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные факторы и
дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП
студентов с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели
и задачи ППФП с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.
Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ
профессиограммы.
Средства, методы и методика формирования профессионально значимых
двигательных умений и навыков.
Средства, методы и методика формирования профессионально значимых
физических и психических свойств и качеств.
Средства, методы и методика формирования устойчивости к
профессиональным заболеваниям.
Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка
эффективности ППФП.
1 Разучивание, закрепление и совершенствование профессионально значимых
двигательных действий.
2 Формирование профессионально значимых физических качеств.
3 Проведение студентом комплексов профессионально-прикладной физической
культуры в режиме дня специалиста.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Выполнение комплексов упражнений, повышающих работоспособность в
избранной профессиональной деятельности в течение дня, в ходе практики, в
свободное время.
2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных качеств и
способностей.

24

3

24

14

Тема 3.2.
Военно - прикладная
физическая подготовка

Строевая, физическая подготовка.
Строевая подготовка: строевые приемы, навыки четкого и слаженного
выполнения совместных действий в строю.
Техника безопасности на занятиях, страховка, самостраховка.
Физическая подготовка: акробатика с силовой направленностью, силовая
гимнастика ( подтягивания, упражнения на пресс); упражнения в
сопротивлении, поднимании и переноске груза ( перетягивание одной (двумя )
руками; борьба за палку; борьба стоя на одном колене; переноска сидящего на
спине; переноска партнера на плече; перетягивание каната); полоса
препятствий; марш-броски (преодоление естественных препятствий на
дистанции, основы правильной техники преодоления препятствий, развитие
силовой выносливости); организация военно-спортивных игр: «Взятие
высоты», «Прорыв». Акцентированное развитие гибкости и силы в процессе
занятий акробатикой на основе включения специальных упражнений и их
сочетаний.
1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию,
закреплению и совершенствованию техники выполнения отдельных элементов
и их комбинаций.
2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию
двигательных качеств и способностей:
-воспитание силовой выносливости;
-воспитание гибкости;
-воспитание координации движений.
4 Каждым студентом обязательно проводится самостоятельная разработка и
проведение занятия или фрагмента занятия.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Развитие физических качеств в процессе индивидуальных занятий
физическими упражнениями.
Всего:

14

3

14

336
15

Распределение учебных часов
всего
1
2
3
4
5
6
7

Общекультурное и социальное значение физической культуры.
Здоровый образ жизни
Легкая атлетика
Спортивные игры
Лыжная подготовка
Общая физическая подготовка
Профессионально-прикладная физическая подготовка
Военно-прикладная физическая подготовка
Итого

16

Из них
аудиторных
8

108
56
60
20
48
28
336

54
28
30
10
24
14
168

16

Заочная форма обучения на базе среднего общего образования
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1.
Общекультурное и
Научносоциальное значение физической культуры.
методические
Здоровый образ жизни.
основы
формирования
физической
культуры личности
Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Взаимосвязь в
Тема 1.1.
развитии физических качеств и возможности направленного воспитания отдельных
Теоретические
качеств. Особенности физической и функциональной подготовленности.
сведения. Общая
физическая подготовка
Тема 1.2.
Основы здорового
образа и стиля жизни.

Самостоятельная работа обучающегося: изучение теоретического материала по
печатным материалам и электронным пособиям; изучение по учебным
видеороликам техники выполнения физических упражнений. Самостоятельные
занятия физическими упражнениями.
Здоровье человека как ценность и как фактор достижения жизненного успеха.
Совокупность факторов, определяющих состояние здоровья. Роль регулярных
занятий физическими упражнениями в формировании и поддержании здоровья.
Компоненты здорового образа жизни. Роль и место физической культуры и спорта
в формировании здорового образа жизни и стиля жизни. Двигательная активность
человека, её влияние на основные органы и системы организма. Норма
двигательной активности, гиподинамия и гипокинезия. Оценка двигательной
активности человека и формирование оптимальной двигательной активности в
зависимости от образа жизни человека.
Формы занятий в режиме дня и их влияние на здоровье. Коррекция
индивидуальных нарушений здоровья, в том числе, возникающих в процессе
профессиональной деятельности, средствами физического воспитания. Пропорции
тела, коррекция массы тела средствами физического воспитания.

Объем часов
3

Уровень
освоения
4

336

2

2

140

17

Тема 1.3.
Социальнобиологические основы
физической культуры.

Самостоятельная работа обучающегося: изучение теоретического материала по
печатным материалам и электронным пособиям; изучение по учебным
видеороликам техники выполнения физических упражнений. Самостоятельные
занятия физическими упражнениями.
110
Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания.
Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости,
координационных способностей.
Характеристика изменений, происходящих в организме человека под воздействием
выполнения физических упражнений, в процессе регулярных занятий. Эффекты
физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе выполнения упражнений.
Характеристика некоторых состояний организма: разминка, врабатывание,
утомление, восстановление. Влияние занятий физическими упражнениями на
функциональные возможности человека, умственную и физическую
работоспособность, адаптационные возможности человека.

Самостоятельная работа обучающегося: изучение теоретического материала по
печатным материалам и электронным пособиям; изучение по учебным
видеороликам техники выполнения физических упражнений. Самостоятельные
Тема 1.4.
Физическая культура и занятия физическими упражнениями.
спорт как социальные
явления, как явления
культуры.
Физическая культура личности человека, физическое развитие, физическое
воспитание, физическая подготовка и подготовленность, самовоспитание.
Сущность и ценности физической культуры. Влияние занятий физическими
упражнениями на достижение человеком жизненного успеха. Дисциплина
«Физическая культура» в системе среднего профессионального образования.

84

18

Примерное распределение учебных часов на различные темы программы
всего
1
2
3
4

Теоретические сведения. Общая физическая подготовка
Основы здорового образа и стиля жизни.
Социально-биологические основы физической культуры.
Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры.
Итого

2
140
110
84
336

Из них
аудиторных
2

19

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Требования к материально-техническому обеспечению
Очная форма обучения на базе среднего общего образования
Для реализации программы учебной дисциплины есть спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля элементами полосы препятствий,
уличными тренажерами;
стрелковый тир.
Спортивное оборудование:
Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные, набивные ; щиты, ворота,
корзины баскетбольные, сетки, стойки, антенны, резина, гимнастические
маты, гимнастическая перекладина, секундомеры, гранаты для метания,
эстафетные палочки, канат для лазания, канат для перетягивания, прыжковая
зона, копья, ядра, тренажеры для метания, скамейки; сектор для прыжков в
длину; гири, помост для гиревого спорта.
Для занятий лыжным спортом:
Лыжехранилище, теплые раздевалки; учебно-тренировочная лыжня,
отвечающая требованиям безопасности; лыжный инвентарь (лыжи, ботинки,
лыжные палки, лыжные мази, парафины, утюжок).
3.2Требования к материально-техническому обеспечению
Заочная форма обучения на базе среднего общего образования
Для реализации программы учебной дисциплины есть аудитории, литература
по теории и методики физической культуры.
Технические средства обучения:
компьютер, мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности
демонстрации на экране;
электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации
на экране.

3.3 Информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1.Педагогические измерения в спорте: методы, анализ и обработка
результатов / В. П. Губа, Г. И. Попов, В. В. Пресняков, М. С. Леонтьева. –
Москва : Спорт, 2021. – 324 с. : – Режим доступа: по подписке.
URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599312
- ISBN 978-5-907225-47-3. –[Электронный ресурс].
2. Ланда, Б. Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и
технология / Б. Х. Ланда. – Москва : Спорт, 2017. – 129 с.. Режим доступа: по
подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471216 .
- ISBN 978-5-906839-87-9. –[Электронный ресурс].
3. Шолих, М. Круговая тренировка. Серия (Библиотечка тренера) : научное
издание / Шолих М., Матвеев Л.П. под общ. ред. / Москва : Спорт, 2021.,
216 с.. Режим доступа: по подписке. - URL: https://book.ru/book/942143
- ISBN 978-5-907225-67-1 - [Электронный ресурс].
Дополнительная литература:
1. Кузнецов, В.С. Организация физкультурно-спортивной работы +
Приложение : учебник / Кузнецов В.С., Антонова О.Н. / Москва : КноРус,
2019., 257 с.. Режим доступа: по подписке URL: https://book.ru/book/932124
- ISBN 978-5-406-06868-7 - [Электронный ресурс].
Интернет ресурсы:
4.Министерства спорта, туризма и молодежной политики. [сайт]. Форма
доступа:
http://sport.minstm.gov.ru
5. Сообщество учителей физической культуры [сайт]. Форма доступа
http://www.trainer.h1.ru/6. Физическая культура:
воспитание, образование,
тренировка.
Ежеквартальный научно-методический
журнал Российской Академии
Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры.
[электронный ресурс]. http://www.infosport.ru/press/fkvot/

20

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем
в процессе
проведения
практических
занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Очная форма обучения на базе среднего общего образования
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Должен уметь:
использовать физкультурнооздоровительную деятельность
для укрепления здоровья,
достижения жизненных и
профессиональных целей.
выполнять задания, связанные с
самостоятельной разработкой,
подготовкой, проведением
студентом занятий или
фрагментов занятий по
изучаемым видам спорта.
В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся
должен знать:
о роли физической культуры в
общекультурном, социальном и
физическом развитии человека;
основы здорового образа жизни

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы контроля:
-практические задания по работе с
информацией
-карточки по профессиональноприкладной физической культуре
-ведение дневника самонаблюдения
Оценка подготовленных студентом
фрагментов занятий с обоснованием
целесообразности использования средств
физической культуры, режимов нагрузки
и отдыха.
Методы оценки результатов:
-традиционная система отметок в баллах
за каждую выполненную работу, на
основе которых выставляется итоговая
оценка;
-тестирование в контрольных точках.
Легкая атлетика.
Оценка техники двигательных действий и
выполнения контрольных нормативов
(проводится в ходе занятий).
Оценка самостоятельного проведения
студентом фрагмента занятия с решением
задачи по развитию физического качества
средствами легкой атлетики.
Спортивные игры
Оценка техники базовых элементов
техники спортивных игр.
Оценка технико-тактических действий
студентов в ходе проведения
21

контрольных соревнований по
спортивным играм.
Оценка выполнения студентом функций
судьи.
Оценка самостоятельного проведения
студентом фрагмента занятия с решением
задачи по развитию физического качества
средствами спортивных игр.
Лыжная подготовка
Оценка техники двигательных действий
(техника передвижения на лыжах
различными ходами) и выполнения
контрольных нормативов (проводится в
ходе занятий).
Оценка уровня развития физических
качеств занимающихся наиболее
целесообразно проводить по приросту
к исходным показателям.
Для этого организуется тестирование в
контрольных точках:
На входе – начало учебного года,
семестра;
На выходе – в конце учебного года,
семестра.
Тесты по ППФП разрабатываются
применительно к укрупненной группе
специальностей.
Для оценки военно-прикладной
физической подготовки проводится
оценка техники изученных двигательных
действий отдельно по видам отдельно по
видам подготовки: строевой, физической.
Оценка преодоления дистанций маршбросков и силовых показателей
проводится по выполнению контрольных
нормативов, а также по приросту к
исходным показателям.

22

4.2 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проверки контрольных работ выполненных
обучающимися самостоятельно.
Заочная форма обучения на базе среднего общего образования
Результаты обучения
Формы и методы контроля и
(освоенные умения, усвоенные
оценки результатов обучения
знания)
Должен уметь:
Формы контроля:
использовать физкультурно-домашние контрольные работы
оздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных
целей.
В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся должен
знать:
о роли физической культуры в
общекультурном, социальном и
физическом развитии человека;
основы здорового образа жизни

Методы оценки результатов:
-традиционная система отметок в баллах
за каждую выполненную работу, на
основе которых выставляется итоговая
оценка.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».