СГ.01 История России

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет
путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.ХХ. ИСТОРИЯ РОССИИ»
для специальности
08.02.10Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2024 г.

ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Протокол №___ от «___» ______2024г.
Председатель________Н.Н. Макарова

Разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
общего
образования
по
специальности
08.02.10
Строительство
железных
дорог, путь и путевое хозяйство
утвержденного
приказом
Министерства образования и науки РФ
от 30 января 2024 г. № 55.

УТВЕРЖДЕНА
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________Т.В.Добшикова
«___» _____________2024г.

Составитель:
Н.Н. Макарова, преподаватель высшей квалификационной категории филиала
СГУПС в г. Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.

ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

3
6
10
13

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.ХХ. ИСТОРИЯ РОССИИ»

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «СГ.ХХ. История России» является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь
и путевое хозяйство.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01,
ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины является формирование представлений об
истории России как истории Отечества, ее основных вехах, а также воспитание
базовых национальных ценностей уважения к истории, культуре, традициям.
Дисциплина имеет также историко-просвещенческую направленность,
формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды
и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации
исторических фактов.
Актуальность учебной дисциплины «История России» заключается в её
практической направленности на реализацию единства интересов личности,
общества и государства в деле воспитания гражданина России. Дисциплина
способствует формированию патриотизма и гражданственности как важнейших
направлений воспитания обучающихся.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
следующие умения и знания:
Коды
ОК, ПК

ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 4.5

Умения

Знания

Должен уметь:

выделять
факторы,
определившие
уникальность
становления
духовно
нравственных ценностей в России;

анализировать,
характеризовать,
выделять
причинно-следственные связи и
пространственно
временные
характеристики
исторических
событий, явлений, процессов с
древнейших времен до настоящего
времени;

анализировать историческую
информацию,
руководствуясь
принципами научной объективности
и
достоверности,
с
целью
формирования
научно

Должен знать:

ключевые
события,
основные даты и исторические
этапы
развития
России
с
древнейших времен до настоящего
времени;

выдающихся
деятелей
отечественной истории, внесших
значительный вклад в социальноэкономическое, политическое и
культурное развитие России;

традиционные
российские
духовно-нравственные ценности;

роль и значение России в
современном мире.

4

обоснованного
понимания
прошлого и настоящего России;

защищать
историческую
правду, не допускать умаления
подвига российского народа по
защите Отечества,

демонстрировать готовность
противостоять
фальсификациям
российской истории;
- демонстрировать уважительное
отношение
к
историческому
наследию
и
социокультурным
традициям российского государства

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы элективного
курса

Объем в часах

в т.ч. в форме практической подготовки

-

32

в т. ч.:
теоретическое обучение

32

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Примерное содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем, акад.
ч. /в том
числе в
форме
практическо
й подготовки,
акад. ч

1

2

3

Содержание учебного материала
Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в
мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской
цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и
культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее
Содержание учебного материала
Любечский съезд. Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Невский.
Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений:
православие и католичество. Русь и Орда. Отношения Александра Невского с
Ордой
Содержание учебного материала
Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание государей
посредством народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками
и зарождение гражданско-патриотической идентичности в ходе 1-2 народного
ополчений
Содержание учебного материала
Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной
идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское
казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана Хмельницкого. Земский
собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г.
Содержание учебного материала

2

Тема 1. «Россия –
великая наша
держава»
Тема 2. Александр
Невский как
спаситель Руси

Тема 3. Смута и её
преодоление

Тема 4. «Волим
под царя
восточного,
православного»
Тема 5. Пётр

7

2
2

2
2
2
2
2
2

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

4
ОК 01, ОК
ОК 03, ОК
ОК 05, ОК
ОК 09
ПК 4.5
ОК 01, ОК
ОК 03, ОК
ОК 06, ОК 09
ПК 4.5

02,
04,
06,
02,
05,

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 4.5
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 4.5
ОК 01, ОК 02,

Взаимодействие Петра I с европейскими державами (Северная война, Прутский
поход). Формирование нового курса развития России: западноориентированный
подход. Россия – империя. Социальные, экономические и политические изменения
в стране. Строительство великой империи: цена и результаты
Тема 6.
Содержание учебного материала
«Отторженная
Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом
возвратих»
порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи
Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её значение в мире.
Строительство городов в Северном Причерноморье
Тема 7. Крымская Содержание учебного материала
война – «Пиррова «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора
победа Европы»
Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий.
Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны
Великий.
Строитель
великой империи

Тема 8.
империи

2
2
2
2
2

Гибель Содержание учебного материала
Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение для
российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий
(Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская революция и Брестский
мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход
Октябрьской революции. Гражданская война
Тема
9.
От Содержание учебного материала
великих
Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания. Индустриализация.
потрясений
к Коллективизация и ее последствия. Патриотический поворот в идеологии
Великой победе
советской власти и его выражение в Великой Отечественной Войне

2

Тема 10. «Вставай, Содержание учебного материала
страна огромная» Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события
Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы
Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов.
Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа.
Тема 11. В буднях Содержание учебного материала
великих строек
Геополитические результаты Великой Отечественной войны. Экономика и
общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и

2

8

2

2
2

2
2
2

ОК 03,
ОК 05,
ОК 09
ПК 4.5
ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 09
ПК 4.5

ОК 04,
ОК 06,

ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 09
ПК 4.5
ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 09
ПК 4.5

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,

ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 09
ПК 4.5
ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 09
ПК 4.5
ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,

Тема
12.
перестройки
кризису,
кризиса
возрождению

От
к
от
к

Тема 13. Россия.
ХХI век

Тема 14. История
антироссийской
пропаганды

Тема 15. Слава
русского оружия

Тема 16. Россия в

дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической
автаркии. Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в
идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования
природы
Содержание учебного материала
Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е
годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и криминализация общества.
Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация.
Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных меньшинств в
новообразованном государстве
Содержание учебного материала
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических
настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти.
Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в
Сирии. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство,
национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по
защите Донбасса
Содержание учебного материала
Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра великого» антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и
революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней
российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы в
подготовке гитлеровской агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной
войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии
Содержание учебного материала
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор,
тульские оружейники. Значение военно-промышленного комплекса в истории
экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский
заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху
Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая
отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский
ВПК и его новейшие разработки
Содержание учебного материала
9

ОК 09
ПК 4.5

2

2

2

2

2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 4.5
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 4.5
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 4.5

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 4.5

2

ОК 01, ОК 02,

2

деле

Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики.
Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения
и технологических рывков

Всего:

2
32

10

ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 45

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
обеспечению

к

минимальному

материально-техническому

Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете «История».
Минимально необходимое материально-техническое обеспечение включает в
себя:
 Рабочие места по количеству обучающихся (стол, стулья аудиторные);
 Оборудованное
рабочее место
преподавателя
(стол, кресло, персональный компьютер, локальная сеть с выходом
вInternet);
 Доска меловая
 Шкафы-стеллажи
для
размещения
учебнонаглядных пособий
и документации;
 Мультимедийное оборудование(ПК(системный блок–процессор Inte
lPentium4, 3ГГц, ОЗУ 2Гб)).
 Раздаточный материал.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО): учебное издание /
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. - Москва: Академия, 2022. - 256 c.
2. В. Р .Мединский, А. В Торкунов. История России 1914—1945 годы 10
класс Базовый уровень. М., 2023
3. В. Р.Мединский, А. В Торкунов. История России 1945-начало 21 века. 11
класс Базовый уровень. М., 2023
4. История
[Электронный ресурс]: учебник / П.С. Самыгин,
В.Н. Шевелев, С.И. Самыгин. — М. :КноРус, 2018. – 306 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Карпачев, С. П. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / С. П. Карпачев. — 3-е изд., перераб. и доп.
— Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 248 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-08753-6. — Текст: электронный //
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/535675
2. Соловьев, К. А. История России: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / К. А. Соловьев [и др.]; под редакцией К. А.
Соловьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 241 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15877-9. — Текст:
11

электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/537296.
3. Кириллов, В. В. История России: учебник для среднего
профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 5-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 612 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17264-5. — Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/537297.
4. Кислицын, С.А., История (с учетом новой Концепции преподавания
истории России) : учебник / С. А. Кислицын, С. И. Самыгин, П. С. Самыгин.
— Москва: КноРус, 2024. — 335 с. — ISBN 978-5-406-12188-7. — URL:
https://book.ru/book/951498 — Текст: электронный.
5. Качесова, С. П., История России : учебное пособие / С. П. Качесова,
О. В. Фрик. — Москва: Русайнс, 2023. — 133 с. — ISBN 978-5-466-04470-6. —
URL: https://book.ru/book/951851 — Текст: электронный.
6. Касьянов, В. В. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. В. Касьянов. — 3-е изд., перераб. и доп.
— Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 274 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-18531-7. — Текст: электронный //
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/535276
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 197 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-09199-1. – Текст: непосредственный.
2.
Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва:
Издательство Юрайт, 2024. – 122 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-17068-9. – Текст: непосредственный.
3.
Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 6-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Юрайт, 2024. – 436 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-15987-5. – Текст: непосредственный.
4.
Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и
тестах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.С.
Прядеин; под научной редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство
Юрайт, 2023. – 107 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53405440-8. – Текст: непосредственный.
5. Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва:
12

Издательство Юрайт, 2023. – 231 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-10705-0. – Текст: непосредственный.

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
Знать:
 показывает знания ключевых Экспертное
событий, основных дат и наблюдение и

ключевые события, основные
даты и исторические этапы развития
этапов истории России с оценивание
на
России с древнейших времен до
древнейших
времен
до знаний
теоретических
настоящего времени;
настоящего времени;

выдающихся
деятелей
 демонстрирует знания о занятиях.
отечественной истории, внесших
выдающихся
деятелях Оценивание
значительный вклад в социальноотечественной
истории, выполнения
экономическое,
политическое
и
внесших значительный вклад индивидуальных
групповых
культурное развитие России;
в социально-экономическое, и
политическое и культурное заданий.

традиционные
российские
Результаты
развитие России;
духовно - нравственные ценности;
 показывает
знание промежуточной

роль и значение России в
традиционных
российских аттестации.
современном мире.
духовно
ценностей;

нравственных

демонстрирует
сформированность знаний о
роли и значении России в
современном мире.
Перечень умений, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
Уметь:
 выделяет
факторы, Подготовка
определившие уникальность выступлений с

выделять
факторы,
становления
духовно
- проблемноопределившие
уникальность
нравственных основ России;
тематическими
становления духовно - нравственных
основ России;
 анализирует, характеризует, сообщениями
выделяет
причинно- (докладами,

анализировать,
следственные
связи
и презентациями).
характеризовать, выделять причиннопространственно–
следственные
связи
и
временные
характеристики
пространственно
временные
исторических
событий,
характеристики
исторических
явлений,
процессов
с
событий, явлений, процессов с
древнейших
времен
до
древнейших времен до настоящего
настоящего времени;
времени;
 демонстрирует умения

анализировать историческую
анализировать историческую
информацию,
руководствуясь
информацию,
принципами научной объективности и
руководствуясь принципами
достоверности,
с
целью
научной объективности и
формирования научно обоснованного
достоверности, с целью
понимания прошлого и настоящего
формирования научного
России;
понимания прошлого и

защищать
историческую
настоящего России;
правду, не допускать умаления
подвига российского народа по
 демонстрирует умения
защите Отечества,
защищать историческую

демонстрировать
готовность
правду, не допускает


14

противостоять
фальсификациям
российской истории;

демонстрировать
уважительное
отношение
к
историческому
наследию
и
социокультурным
традициям
российского государства.

умаления подвига народа при
защите Отечества,


проявляет готовность
противостоять
фальсификациям Российской
истории;



демонстрирует уважительное
отношение к историческому
наследию и
социокультурным традициям
российского государства.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».