Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.ХХ. ИСТОРИЯ РОССИИ» для специальности 08.02.10Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 г. ОДОБРЕНА Цикловой комиссией гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол №___ от «___» ______2024г. Председатель________Н.Н. Макарова Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30 января 2024 г. № 55. УТВЕРЖДЕНА Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Т.В.Добшикова «___» _____________2024г. Составитель: Н.Н. Макарова, преподаватель высшей квалификационной категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 3 6 10 13 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.ХХ. ИСТОРИЯ РОССИИ» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы Учебная дисциплина «СГ.ХХ. История России» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины Целью учебной дисциплины является формирование представлений об истории России как истории Отечества, ее основных вехах, а также воспитание базовых национальных ценностей уважения к истории, культуре, традициям. Дисциплина имеет также историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов. Актуальность учебной дисциплины «История России» заключается в её практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Дисциплина способствует формированию патриотизма и гражданственности как важнейших направлений воспитания обучающихся. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и знания: Коды ОК, ПК ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 4.5 Умения Знания Должен уметь: выделять факторы, определившие уникальность становления духовно нравственных ценностей в России; анализировать, характеризовать, выделять причинно-следственные связи и пространственно временные характеристики исторических событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего времени; анализировать историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и достоверности, с целью формирования научно Должен знать: ключевые события, основные даты и исторические этапы развития России с древнейших времен до настоящего времени; выдающихся деятелей отечественной истории, внесших значительный вклад в социальноэкономическое, политическое и культурное развитие России; традиционные российские духовно-нравственные ценности; роль и значение России в современном мире. 4 обоснованного понимания прошлого и настоящего России; защищать историческую правду, не допускать умаления подвига российского народа по защите Отечества, демонстрировать готовность противостоять фальсификациям российской истории; - демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям российского государства 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы элективного курса Объем в часах в т.ч. в форме практической подготовки - 32 в т. ч.: теоретическое обучение 32 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Примерное содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч. /в том числе в форме практическо й подготовки, акад. ч 1 2 3 Содержание учебного материала Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее Содержание учебного материала Любечский съезд. Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Невский. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений: православие и католичество. Русь и Орда. Отношения Александра Невского с Ордой Содержание учебного материала Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание государей посредством народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений Содержание учебного материала Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. Содержание учебного материала 2 Тема 1. «Россия – великая наша держава» Тема 2. Александр Невский как спаситель Руси Тема 3. Смута и её преодоление Тема 4. «Волим под царя восточного, православного» Тема 5. Пётр 7 2 2 2 2 2 2 2 2 Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 01, ОК ОК 03, ОК ОК 05, ОК ОК 09 ПК 4.5 ОК 01, ОК ОК 03, ОК ОК 06, ОК 09 ПК 4.5 02, 04, 06, 02, 05, ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 4.5 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 4.5 ОК 01, ОК 02, Взаимодействие Петра I с европейскими державами (Северная война, Прутский поход). Формирование нового курса развития России: западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные, экономические и политические изменения в стране. Строительство великой империи: цена и результаты Тема 6. Содержание учебного материала «Отторженная Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом возвратих» порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье Тема 7. Крымская Содержание учебного материала война – «Пиррова «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора победа Европы» Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны Великий. Строитель великой империи Тема 8. империи 2 2 2 2 2 Гибель Содержание учебного материала Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война Тема 9. От Содержание учебного материала великих Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания. Индустриализация. потрясений к Коллективизация и ее последствия. Патриотический поворот в идеологии Великой победе советской власти и его выражение в Великой Отечественной Войне 2 Тема 10. «Вставай, Содержание учебного материала страна огромная» Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа. Тема 11. В буднях Содержание учебного материала великих строек Геополитические результаты Великой Отечественной войны. Экономика и общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и 2 8 2 2 2 2 2 2 ОК 03, ОК 05, ОК 09 ПК 4.5 ОК 01, ОК 03, ОК 05, ОК 09 ПК 4.5 ОК 04, ОК 06, ОК 01, ОК 03, ОК 05, ОК 09 ПК 4.5 ОК 01, ОК 03, ОК 05, ОК 09 ПК 4.5 ОК 02, ОК 04, ОК 06, ОК 01, ОК 03, ОК 05, ОК 09 ПК 4.5 ОК 01, ОК 03, ОК 05, ОК 09 ПК 4.5 ОК 01, ОК 03, ОК 05, ОК 02, ОК 04, ОК 06, ОК 02, ОК 04, ОК 06, ОК 02, ОК 04, ОК 06, ОК 02, ОК 04, ОК 06, ОК 02, ОК 04, ОК 06, Тема 12. перестройки кризису, кризиса возрождению От к от к Тема 13. Россия. ХХI век Тема 14. История антироссийской пропаганды Тема 15. Слава русского оружия Тема 16. Россия в дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования природы Содержание учебного материала Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве Содержание учебного материала Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса Содержание учебного материала Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра великого» антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии Содержание учебного материала Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Значение военно-промышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки Содержание учебного материала 9 ОК 09 ПК 4.5 2 2 2 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 4.5 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 4.5 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 4.5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 4.5 2 ОК 01, ОК 02, 2 деле Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков Всего: 2 32 10 ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 45 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования обеспечению к минимальному материально-техническому Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете «История». Минимально необходимое материально-техническое обеспечение включает в себя: Рабочие места по количеству обучающихся (стол, стулья аудиторные); Оборудованное рабочее место преподавателя (стол, кресло, персональный компьютер, локальная сеть с выходом вInternet); Доска меловая Шкафы-стеллажи для размещения учебнонаглядных пособий и документации; Мультимедийное оборудование(ПК(системный блок–процессор Inte lPentium4, 3ГГц, ОЗУ 2Гб)). Раздаточный материал. 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 3.2.1. Основные печатные издания 1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО): учебное издание / Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. - Москва: Академия, 2022. - 256 c. 2. В. Р .Мединский, А. В Торкунов. История России 1914—1945 годы 10 класс Базовый уровень. М., 2023 3. В. Р.Мединский, А. В Торкунов. История России 1945-начало 21 века. 11 класс Базовый уровень. М., 2023 4. История [Электронный ресурс]: учебник / П.С. Самыгин, В.Н. Шевелев, С.И. Самыгин. — М. :КноРус, 2018. – 306 с. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Карпачев, С. П. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. П. Карпачев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08753-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535675 2. Соловьев, К. А. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / К. А. Соловьев [и др.]; под редакцией К. А. Соловьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 241 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15877-9. — Текст: 11 электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537296. 3. Кириллов, В. В. История России: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 612 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17264-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537297. 4. Кислицын, С.А., История (с учетом новой Концепции преподавания истории России) : учебник / С. А. Кислицын, С. И. Самыгин, П. С. Самыгин. — Москва: КноРус, 2024. — 335 с. — ISBN 978-5-406-12188-7. — URL: https://book.ru/book/951498 — Текст: электронный. 5. Качесова, С. П., История России : учебное пособие / С. П. Качесова, О. В. Фрик. — Москва: Русайнс, 2023. — 133 с. — ISBN 978-5-466-04470-6. — URL: https://book.ru/book/951851 — Текст: электронный. 6. Касьянов, В. В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Касьянов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 274 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18531-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535276 3.2.3. Дополнительные источники 1. Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09199-1. – Текст: непосредственный. 2. Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 122 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-17068-9. – Текст: непосредственный. 3. Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2024. – 436 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-15987-5. – Текст: непосредственный. 4. Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин; под научной редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 107 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53405440-8. – Текст: непосредственный. 5. Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва: 12 Издательство Юрайт, 2023. – 231 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10705-0. – Текст: непосредственный. 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках учебной дисциплины Знать: показывает знания ключевых Экспертное событий, основных дат и наблюдение и ключевые события, основные даты и исторические этапы развития этапов истории России с оценивание на России с древнейших времен до древнейших времен до знаний теоретических настоящего времени; настоящего времени; выдающихся деятелей демонстрирует знания о занятиях. отечественной истории, внесших выдающихся деятелях Оценивание значительный вклад в социальноотечественной истории, выполнения экономическое, политическое и внесших значительный вклад индивидуальных групповых культурное развитие России; в социально-экономическое, и политическое и культурное заданий. традиционные российские Результаты развитие России; духовно - нравственные ценности; показывает знание промежуточной роль и значение России в традиционных российских аттестации. современном мире. духовно ценностей; нравственных демонстрирует сформированность знаний о роли и значении России в современном мире. Перечень умений, осваиваемых в рамках учебной дисциплины Уметь: выделяет факторы, Подготовка определившие уникальность выступлений с выделять факторы, становления духовно - проблемноопределившие уникальность нравственных основ России; тематическими становления духовно - нравственных основ России; анализирует, характеризует, сообщениями выделяет причинно- (докладами, анализировать, следственные связи и презентациями). характеризовать, выделять причиннопространственно– следственные связи и временные характеристики пространственно временные исторических событий, характеристики исторических явлений, процессов с событий, явлений, процессов с древнейших времен до древнейших времен до настоящего настоящего времени; времени; демонстрирует умения анализировать историческую анализировать историческую информацию, руководствуясь информацию, принципами научной объективности и руководствуясь принципами достоверности, с целью научной объективности и формирования научно обоснованного достоверности, с целью понимания прошлого и настоящего формирования научного России; понимания прошлого и защищать историческую настоящего России; правду, не допускать умаления подвига российского народа по демонстрирует умения защите Отечества, защищать историческую демонстрировать готовность правду, не допускает 14 противостоять фальсификациям российской истории; демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям российского государства. умаления подвига народа при защите Отечества, проявляет готовность противостоять фальсификациям Российской истории; демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям российского государства. 15