Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 ОДОБРЕНА цикловой комиссией гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол № 1 от « 29 » августа 2024 г. Председатель________ Н.Н. Макарова Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования от 17 мая 2012 года № 413 (в редакции от 12.08.2022 № 732) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство УТВЕРЖДЕНА Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Т.В. Добшикова « 30 » августа 2024 г. Составитель: Н.Я. Мирошникова, преподаватель высшей квалификационной категории 2 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» 4 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 16 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» 25 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 26 3 1 Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» 1.1 СПО Место дисциплины в структуре образовательной программы Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО. 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины 1.2.1 Цель общеобразовательной дисциплины Основной целью изучения обществознания в организациях среднего профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельности. Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с основной школой являются: воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества; - овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских и жизненных задач; - совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной направленности организации среднего профессионального образования; - становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к предстоящему самоопределению. 4 1.2.2 Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения Сформировать знания об (о): - обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; - человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека;особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; - экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; - системе права и законодательства Российской Федерации; - владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, уметь различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий,классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; владеть умениями формулировать на основе 5 ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; -- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; и способность их использования в познавательной и социальной практике приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев Сформировать знания об (о): - особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; - владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения; - сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень 6 ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательску ю деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях В области духовно-нравственного воспитания: -сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях; - уметь определять связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование Сформировать знания об (о): - особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; - отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; - владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; - готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для 7 повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты ОК 04. - готовность к саморазвитию, самостоятельности и Эффективно самоопределению; взаимодействовать и - овладение навыками учебно-исследовательской, работать в коллективе проектной и социальной деятельности. и команде Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач 8 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств - владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев 9 ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения - осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы. В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности. В части патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, 1) Сформировать знания об (о): обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики; особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений; социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти; системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации; правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, 10 историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. Освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные): - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений; системе права и законодательства Российской Федерации; 2) уметь характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства; 3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, уметь различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; 4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства; 5) связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе 11 социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование; 6) владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения; 7) владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; 8) использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства 12 информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач; 9) владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев; 10) готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства; 11) сформировать навыки оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях; 12) владеть умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и 13 ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях В области экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности ОК 09. - наличие мотивации к обучению и личностному Пользоваться развитию. профессиональной В области ценности научного познания: документацией на - сформированность мировоззрения, соответствующего государственном и современному уровню развития науки и общественной иностранном языках практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан - конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев; - владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского обществ - владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации 14 ПК 1.2 Анализировать и рассчитывать материалы геодезических сьемок ПК 4.5 Организовывать взаимодействие между структурными подразделениями организации - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду Использовать знания обществоведческого курса для анализа, сравнения и обобщения данных геодезических сьемок Использовать обществоведческие знания (мышление, познание, истина, культура общения и др.) для организации взаимодействия между структурными подразделениями организации 15 2 Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной дисциплины программы учебной Объем в часах Общий объем 72 в т.ч. Основное содержание 52 в т.ч. теоретическое обучение 30 практические занятия 22 Профессионально ориентированное (содержание прикладного модуля) содержание 18 в т.ч. теоретическое обучение 6 практические занятия 12 Промежуточная зачет) аттестация (дифференцированный 2 16 2.2 Тематический план и содержание дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) Объем часов Формируемые компетенции 1 2 3 10 4 4 Раздел 1 Человек в обществе Тема 1.1 Общество и общественные отношения. Развитие общества Основное содержание учебного материала Входной контроль. Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе В том числе практических занятий Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия Профессионально ориентированное содержание Перспективы развития специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и в информационном обществе. Направления цифровизации в путевое хозяйство профессиональной деятельности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Роль науки в решении глобальных проблем Тема 1.2 Основное содержание учебного материала Биосоциальная Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние природа человека и социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. его деятельность Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение. Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость В том числе практических занятий Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения 2 2 1 ОК 01 ОК 05 ПК 4.5 1 4 2 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ПК 4.5 2 1 17 Профессионально ориентированное содержание Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Учет особенностей характера в профессиональной деятельности специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство Тема 1.3 Основное содержание учебного материала Познавательная В том числе практических занятий деятельность Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. человека. Научное Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. познание Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социальногуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Профессионально ориентированное содержание Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в профессиональной деятельности специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство Раздел 2 Духовная культура Тема 2.1 Основное содержание учебного материала Духовная культура Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и личности и общества духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм Профессионально ориентированное содержание Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной деятельности специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство Основное содержание учебного материала Тема 2.2 Наука и образование В том числе практических занятий в современном мире Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные 1 2 2 1 ОК 02 ОК 04 ОК 05 1 8 2 1 ОК 03 ОК 05 ОК 06 ПК 4.5 1 2 2 1 ОК 02 ОК 03 18 Тема 2.3 Религия Тема 2.4 Искусство направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы Профессионально ориентированное содержание Профессиональное образование в сфере специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Роль и значение непрерывности образования Основное содержание учебного материала Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести Основное содержание учебного материала В том числе практических занятий Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры. Достижения современного российского искусства Профессионально ориентированное содержание Образ профессии / специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство в искусстве Раздел 3 Экономическая жизнь общества Тема 3.1 Экономика - основа жизнедеятельности общества Основное содержание учебного материала Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов Профессионально ориентированное содержание Особенности разделения труда и специализации в сфере специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство Тема 3.2 Основное содержание учебного материала Рыночные отношения Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное в экономике. регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию Финансовые конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Финансовый институты рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия В том числе практических занятий 1 2 2 2 2 1 1 ОК 05 ОК 06 ОК 01 ОК 05 ПК 1.2 ПК 4.5 16 2 1 ОК 02 ОК 07 ПК 1.2 1 4 2 ОК 01 ОК 03 ОК 09 2 19 Тема 3.3 Рынок труда безработица. Рациональное поведение потребителя Тема 3.4 Предприятие экономике Тема 3.5 Экономика государство и в и Тема 3.6 Основные тенденции Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения. Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты Основное содержание учебного материала Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов. Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества В том числе практических занятий Профессионально ориентированное содержание Спрос на труд и его факторы в сфере специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Стратегия поведения при поиске работы. Возможности специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство профессиональной переподготовки Основное содержание учебного материала В том числе практических занятий Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации Профессионально ориентированное содержание Предпринимательская деятельность в сфере специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Основы менеджмента и маркетинга в сфере специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство Основное содержание учебного материала Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации Основное содержание учебного материала Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт 4 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ПК 1.2 ПК 4.5 2 2 2 1 ОК 01 ОК 03 ПК 4.5 1 2 ОК 01 ОК 09 2 1 ОК 06 ОК 09 20 развития экономики России и международная экономика и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли Профессионально ориентированное содержание Направления импортозамещения в условиях современной экономической ситуации в сфере специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Собственное производство как средство устойчивого развития государства Раздел 4 Социальная сфера Тема 4.1 Социальная структура общества. Положение личности в обществе Основное содержание учебного материала Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации. Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе Профессионально ориентированное содержание Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста Тема 4.2 Основное содержание учебного материала Семья в современном В том числе практических занятий мире Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям Тема 4.3 Основное содержание учебного материала Этнические общности Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и и нации межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации Тема 4.4 Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы Основное содержание учебного материала В том числе практических занятий Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога 1 8 2 1 ОК 01 ОК 05 1 2 2 ОК 05 ОК 06 2 2 2 2 1 ОК 05 ОК 06 ОК 04 ОК 05 ПК 4.5 21 его разрешения Профессионально ориентированное содержание Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в конфликтной ситуации Раздел 5 Политическая сфера Тема 5.1 Основное содержание учебного материала Политика и власть. Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические Политическая институты. Политическая деятельность. Политическая система общества, ее структура и система функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим Типология форм государства В том числе практических занятий Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму Тема 5.2 Основное содержание учебного материала Политическая Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое культура общества и участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные личности. идейно-политические течения современности. Политический процесс и участие в нем Политический субъектов политики. Формы участия граждан в политике. Политические партии как субъекты процесс и его политики, их функции, виды. Типы партийных систем. Избирательная система. Типы участники избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства В том числе практических занятий Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в современной политической коммуникации Профессионально ориентированное содержание Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника 1 8 4 2 2 ОК 05 ОК 06 4 2 ОК 03 ОК 04 2 1 1 22 Раздел 6 Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации 20 Тема 6.1 Основное содержание учебного материала Право в системе Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации. Право в социальных норм системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации Профессионально ориентированное содержание Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности Тема 6.2 Основное содержание учебного материала Основы В том числе практических занятий конституционного Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, Федерации социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени Профессионально ориентированное содержание Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерациив организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени Тема 6.3 Основное содержание учебного материала Правовое Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. регулирование Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность гражданских, несовершеннолетних. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. семейных, трудовых, Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. образовательных Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и правоотношений расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников. Федеральный закон «Об образовании в РФ». Порядок приема на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг В том числе практических занятий 4 3 ОК 01 ОК 05 ОК 09 1 2 2 1 ОК 02 ОК 06 ОК 07 1 6 2 ОК 02 ОК 05 ОК 06 ПК 4.5 4 23 Тема 6.4 Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений. Экологическое законодательство Тема 6.5 Основы процессуального права Профессионально ориентированное содержание Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность регулирования трудовых отношений в сфере специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство Основное содержание учебного материала Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность. Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду. Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних В том числе практических занятий Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения Основное содержание учебного материала Конституционное судопроизводство. Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса В том числе практических занятий Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство 2 4 2 ОК 02 ОК 06 ОК 09 2 4 2 2 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2 Всего 72 ОК 02 ОК 05 ОК 09 24 3 Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» 3.1 Оснащение учебного кабинета Оборудование учебного кабинета «Обществознание»: - рабочие места по количеству обучающихся (стол, стулья аудиторные); - оборудованное рабочее место преподавателя (стол, кресло); - доска меловая; - шкафы-стеллажи для размещения учебно-наглядных пособий и документации; - учебно-методические материалы по дисциплине. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийное оборудование (проектор и проекционный экран). 3.2 Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1 Основные источники 1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. [Текст] – 8-е изд. – М.: Издательский цент «Академия», 2019. – 528 с. 3.2.2 Дополнительные источники: 1. Гражданский кодекс РФ. – М., Юрайт, 2002. 2. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция). – М., Инфра, 2009. 3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195– ФЗ) – 2002. 4. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197– ФЗ) – 2002. 5. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63– ФЗ) – 1996. 6. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300 – 1 «О защите прав потребителей» – 1992. 7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – 2012. 8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» – 2002. 3.2.3 Интернет-ресурсы: 1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества). 2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). 3. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал). 4. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»). 25 4 Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Общая/профессиональная компетенции Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий ОК 01 ОК 05 ПК 4.5 Тема 1.1 Общество и общественные отношения. Развитие общества Познавательные задания Вопросы проблемного характера Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 02 ОК 04 ОК 05 ПК 4.5 Тема 1.2 Устный опрос Биосоциальная природа Познавательные задания человека и его Задания к документам, деятельность содержащим социальную информацию Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 02 ОК 04 ОК 05 Тема 1.3 Познавательная деятельность человека. Научное познание Раздел 1 Человек в обществе Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Познавательные задания Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Раздел 2 Духовная культура ОК 03 ОК 05 ОК 06 ПК 1.2 ПК 4.5 Тема 2.1 Познавательные задания Духовная культура Вопросы проблемного личности и общества характера Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 02 ОК 03 Тема 2.2 Устный опрос Наука и образование в Познавательные задания современном мире Задания к документам, содержащим социальную информацию Проектные задания Тестирование 26 Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 05 ОК 06 Тема 2.3 Религия Устный опрос Познавательные задания Презентация Задания к документам, содержащим социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 01 ОК 05 ПК 1.2 ПК 4.5 Тема 2.4 Искусство Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Раздел 3 Экономическая жизнь общества ОК 02 ОК 07 Тема 3.1 Устный опрос Экономика основа Познавательные задания жизнедеятельности Задания к схемам, таблицам, общества диаграммам, инфографике Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 01 ОК 03 ОК 09 Тема 3.2 Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 01 ОК 02 ОК 03 ПК 1.2 ПК 4.5 Тема 3.3 Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя Устный опрос Познавательные задания Задания- задачи Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике Доклады добавила Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 01 ОК 03 Тема 3.4 Предприятие в экономике Устный опрос Познавательные задания Задания- задачи Задания к документам, содержащим социальную информацию Проектные задания Самооценка и взаимооценка 27 знаний /умений обучающихся ОК 01 ОК 09 Тема 3.5 Экономика и государство Устный опрос Познавательные задания Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 06 ОК 09 Тема 3.6 Основные тенденции развития экономики России и международная экономика Познавательные задания Вопросы проблемного характера Работа с документами, содержащими социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 01 ОК 05 Тема 4.1 Социальная структура общества. Положение личности в обществе Устный опрос Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 05 ОК 06 Тема 4.2 Семья в мире ОК 05 ОК 06 Тема 4.3 Устный опрос Этнические общности и Познавательные задания нации Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 04 ОК 05 ПК 4.5 Тема 4.4 Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его разрешения Раздел 4 Социальная сфера Устный опрос современном Познавательные задания Задания к документам, содержащим социальную информацию Презентация Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Устный опрос Познавательные задания Задания- задачи Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся 28 Раздел 5 Политическая сфера ОК 05 ОК 06 Тема 5.1 Устный опрос Политика и власть. Познавательные задания Политическая система Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 03 ОК 04 Тема 5.2 Политическая культура общества и личности. Политический процесс и его участники Устный опрос Познавательные задания Задания- задачи Задания к документам, содержащим социальную информацию Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Раздел 6 Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации ОК 01 ОК 05 ОК 09 Тема 6.1 Устный опрос Право в системе Познавательные задания социальных норм Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 02 ОК 06 ОК 07 Тема 6.2 Основы конституционного права Российской Федерации Устный опрос Познавательные задания Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Тема 6.3 Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений Устный опрос Познавательные задания Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 02 ОК 06 ОК 09 Тема 6.4 Правовое регулирование административных, уголовных правоотношений. Экологическое законодательство Устный опрос Познавательные задания Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся ОК 02 Тема 6.5 Устный опрос ОК 02 ОК 05 ОК 06 ПК 4.5 29 ОК 05 ОК 09 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ПК 1.2, ПК 4.5 Отрасли процессуального Познавательные задания права Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся Выполнение заданий промежуточной аттестации Контроль и оценка результатов освоения ОД.04 Обществознание осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельных работ, выполнения обучающимися индивидуальных заданий (защиты проектов, презентаций), проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. Контроль и оценка результатов освоения ОД.04 Обществознание осуществляются в соответствии с фондами оценочных средств для текущего контроля и фондами оценочных средств для промежуточной аттестации по данной дисциплине. 30