Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУП.06 ФИЗИКА для специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 ОДОБРЕНА цикловой комиссией естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин Протокол № 1 от « 29 » августа 2024 г. Председатель________ Н.В. Зайцева Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования от 17 мая 2012 года № 413 (в редакции от 12.08.2022 № 732) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.08 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство УТВЕРЖДЕНА Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Т.В. Добшикова « 30 » августа 2024 г. Составитель: Н. В. Зайцева, преподаватель высшей квалификационной категории А. А. Конунникова, преподаватель высшей квалификационной категории 2 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика» 4 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 16 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины «Физика» 25 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 26 3 1 Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика» 1.1 СПО Место дисциплины в структуре образовательной программы Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью общеобразовательного цикла учебного плана ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО. 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины 1.2.1 Цель общеобразовательной дисциплины Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на достижение следующих целей: формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности; формирование естественно-научной грамотности; овладение специфической системой физических понятий, терминологией и символикой; освоение основных физических теорий, законов, закономерностей; овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента); овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы; формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников; воспитание чувства гордости за российскую физическую науку. Освоение курса ОУП.06 «Физика» предполагает решение следующих задач: приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира, принципов действия технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; 4 понимание физической сущности явлений, проявляющихся производственной деятельности; освоение способов использования физических знаний для практических и профессиональных задач, объяснения явлений производственных и технологических процессов, принципов технических приборов и устройств, обеспечения безопасности производства и охраны природы; формирование умений решать учебно-практические задачи физического содержания с учётом профессиональной направленности; приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать проблемы с учётом профессиональной направленности; формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую информацию с учётом профессиональной направленности; подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности, характерных для профессий / должностей служащих или специальностей, получаемых в профессиональных образовательных организациях; подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста: самообразования, коммуникации, проявления гражданскопатриотической позиции, сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при работе с физическими приборами и оборудованием. Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, 5 выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации; использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях. применять полученные знания для решения физических задач; определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей. 6 1.2.2 Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций Код и наименование Планируемые результаты освоения дисциплины формируемых Общие Дисциплинарные компетенций ОК.01 Выбирать В части трудового воспитания: способы решения задач- готовность к труду, осознание ценности мастерства, - сформировать представления о роли и месте физики и профессиональной астрономии в современной научной картине мира, о трудолюбие; деятельности - готовность к активной деятельности технологической системообразующей роли физики в развитии применительно к наук, техники и современных и социальной направленности, способность естественных различным контекстам инициировать, планировать и самостоятельно выполнять технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание такую деятельность; сущности наблюдаемых явлений - интерес к различным сферам профессиональной физической микромира, макромира и мегамира; понимание роли деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли действиями: физики в формировании кругозора и функциональной а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать грамотности человека для решения практических задач; проблему, рассматривать ее всесторонне; -устанавливать существенный признак или основания - сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, критерии их достижения; физические величины и формулы, - выявлять закономерности и противоречия в выделять необходимые для ее решения, проводить расчеты и рассматриваемых явлениях; реальность полученного значения - вносить коррективы в деятельность, оценивать оценивать физической величины; решать качественные задачи, соответствие результатов целям, оценивать риски выстраивая логически непротиворечивую цепочку последствий деятельности; рассуждений с опорой на изученные законы, - развивать креативное мышление при решении закономерности и физические явления; жизненных проблем владеть основополагающими физическими б) базовые исследовательские действия: 7 - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике. 8 понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной; - владеть закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов. ОК.02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. 9 -уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательску ю деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях области духовно-нравственного воспитания: - сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; -уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий 10 - владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний - овладеть (сформировать представления) правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся). сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. ОК 04.Эффективно - готовность и способность к образованию и взаимодействовать и саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; работать в коллективе овладение навыками учебно-исследовательской, и команде проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: 11 овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы. ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. ОК 07.Содействовать В области экологического воспитания: 12 - уметь распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность. - сформировать умения применять полученные знания сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ПК 1.2 Анализировать и рассчитывать материалы геодезических сьемок ПК 4.5 Организовывать взаимодействие между структурными подразделениями организации сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности на основе знаний по физике. для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования. Использовать знания физики для анализа, сравнения и обобщения данных геодезических сьемок Использовать знания дисциплины для организации взаимодействия между структурными подразделениями организации 13 2. 2 Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины 2.1 Обьем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы дисциплины Общий объем 144 в т.ч. Основное содержание 126 в т.ч. теоретическое обучение лабораторные работы практические работы контрольные работы Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) в т.ч. теоретическое обучение лабораторные работы Промежуточная аттестация (экзамен) 14 54 8 14 8 54 36 18 6 2.2 Тематический план и содержание дисциплины «Физика» Наименование разделов и тем 1 Введение. Физика и методы научного познания Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические работы, индивидуальный проект (если предусмотрены) 2 Основное содержание учебного материала Входной контроль. Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Профессионально ориентированное содержание Погрешности измерений физических величин. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО Раздел 1. Механика Тема 1.1 Основное содержание учебного материала Статика Сила. Виды взаимодействия в природе. Силы трения. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Сила тяжести. Центр тяжести тела. Вес тела. Понятие о невесомости и перегрузке. Момент силы. Условия равновесия твердого тела В том числе практических занятий Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил. Основное содержание учебного материала Объем часов Формиру емые общие и професси ональные компетен ции 3 4 4 ОК 03 ОК 05 ПК 1.2 ПК 4.5 2 2 20 8 6 2 2 6 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ПК 1.2 ПК 4.5 Тема 1.2 Основы кинематики Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Центростремительное ускорение. 2 Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Кинематика абсолютно твердого тела 2 Профессионально ориентированное содержание В том числе практических занятий Тема 1.3 Основы динамики Тема 1.4 Законы сохранения в механике Кинематика точки. Простейшие движения твердого тела Основное содержание учебного материала Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения . 2 2 4 4 В том числе практических занятий 2 2 2 1 Профессионально ориентированное содержание 1 Работа и мощность. Общие теоремы динамики Основное содержание учебного материала Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика Основное содержание учебного материала Тема 2.1 Основы Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. молекулярно Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление - кинетической газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Абсолютный нуль 16 18 4 2 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 теории температуры. Термодинамическая шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая постоянная Профессионально ориентированное содержание Тема 2.2 Основы термодинамик и Тема 2.3. Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Температура и ее измерение. Основное содержание учебного материала Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. 2 Принцип действия тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Охрана природы Основное содержание учебного материала Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. 2 4 2 Профессионально ориентированное содержание 8 3 Профессионально ориентированное содержание Абсолютная и относительная влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Кристаллические и аморфные тела. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел В том числе лабораторных занятий Определение влажности воздуха. Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика» Раздел 3. Электродинамика 17 3 2 2 2 48 ОК 05 ОК 07 ПК 1.2 ПК 4.5 Тема 3.1 Электрическое поле Тема 3.2 Законы постоянного тока Основное содержание учебного материала Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов Решение задач с профессиональной направленностью Лабораторные занятия: Лабораторная работа №3. Определение электрической емкости конденсаторов Основное содержание учебного материала Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею Решение задач с профессиональной направленностью Лабораторные занятия: Лабораторная работа №4 Определение термического коэффициента сопротивления меди. Лабораторная работа №5 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Лабораторная работа №6 Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников. Лабораторная работа №7 Исследование зависимости мощности лампы накаливания от напряжения на её зажимах. Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока» Основное содержание учебного материала Тема 3.3 Электрический Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза 18 6 2 2 6 2 2 2 2 2 2 4 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ток в различных средах Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы Содержание учебного материала: Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Тема 3.4 Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Магнитное Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. поле Определение удельного заряда. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури Решение задач с профессиональной направленностью Основное содержание учебного материала Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление Тема 3.5 самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнит Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле ная индукция Решение задач с профессиональной направленностью Лабораторные занятия: Лабораторная работа №8 Изучение явления электромагнитной индукции Контрольная работа №3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» Раздел 4. Колебания и волны Основное содержание учебного материала Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Тема 4.1 Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические Механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания и колебания. Резонанс. волны Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение Основное содержание учебного материала Тема 4.2 Электромагнит Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. 19 4 2 4 2 2 2 16 4 6 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ные колебания и волны Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым Решение задач с профессиональной направленностью Лабораторные занятия: Лабораторная работа №9 Изучение работы трансформатора Контрольная работа № 4 «Колебания и волны» Раздел 5. Оптика Основное содержание учебного материала Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Тема 5.1 Оптические приборы. Телескопы. Сила света. Освещённость. Законы освещенности Природа света Решение задач с профессиональной направленностью Лабораторные занятия: Лабораторная работа №10 Определение показателя преломления стекла Основное содержание учебного материала Тема 5.2 Волновые свойства света Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений Лабораторные занятия: Лабораторная работа №11 Определение длины световой волны с помощью дифракционной 20 2 2 2 20 4 2 2 4 2 решетки. Лабораторная работа №12 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров Контрольная работа № 5 «Оптика» Тема 5.3 Основное содержание учебного материала Специальная Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них. теория Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии относительнос свободной частицы. Элементы релятивистской динамики ти Раздел 6. Квантовая физика Основное содержание учебного материала Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Тема 6.1 Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Квантовая Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. оптика Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Применение фотоэффекта Основное содержание учебного материала Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная Контрольная работа № 6 «Квантовая физика» Раздел 7. Строение вселенной Основное содержание учебного материала Тема 7.1 Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна Строение Солнечной системы Тема 6.2 Физика атома и атомного ядра 21 2 2 2 12 4 6 2 6 2 Основное содержание учебного материала Тема 7.2 Эволюция Вселенной Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии. Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной Лабораторные занятия: Лабораторная работа №13. Изучение карты звездного неба Промежуточная аттестация: экзамен Всего 22 2 2 6 144 3 Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины «Физика» 3.1 Оснащение учебного кабинета Оборудование учебного кабинета «Физика»: 1. Рабочие места по количеству обучающихся (стол, стулья аудиторные); 2. Оборудованное рабочее место преподавателя (стол, кресло); 3. Весы технические с разновесами; 4. Комплект для лабораторного практикума по оптике; 5. Комплект для лабораторного практикума по механике; 6. Комплект для лабораторного практикума по молекулярной физике и термодинамики; 7. Комплект для лабораторного практикума по электричеству (с генератором); 8. Комплект для изучения возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой энергии, био-, механической и термоэлектрической энергетики); 9. Амперметр лабораторный; 10. Вольтметр лабораторный; 11. Колориметр с набором калориметрических тел; 12. Термометр лабораторный; 13. Комплект для изучения основ механики, пневматики и возобновляемых источников энергии; 14. Барометр-анероид; 15. Блок питания регулируемый; 16. Веб-камера на подвижном штативе; 17. Видеокамера для работы с оптическими приборами; 18. Генератор звуковой; 19. Гигрометр (психрометр); 20. Груз наборный; 21. Динамометр демонстрационный; 22. Комплект посуды демонстрационной с принадлежностями; 23. Манометр жидкостной демонстрационный; 24. Метр демонстрационный; 25. Микроскоп демонстрационный; 26. Насос вакуумный Комовского; 27. Столик подъемный; 28. Штатив демонстрационный физический; 29. Электроплитка; 30. Набор демонстрационный по механическим явлениям; 31. Набор демонстрационный по динамике вращательного движения; 32. Набор демонстрационный по механическим колебаниям; 33. Набор демонстрационный волновых явлений; 34. Ведерко Архимеда; 35. Маятник Максвелла; 23 36. Набор тел равного объема; 37. Набор тел равной массы; 38. Прибор для демонстрации атмосферного давления; 39. Призма, наклоняющаяся с отвесом; 40. Рычаг демонстрационный; 41. Сосуды сообщающиеся; 42. Стакан отливной демонстрационный; 43. Трубка Ньютона; 44. Шар Паскаля; 45. Набор демонстрационный по молекулярной физике и тепловым явлениям; 46. Набор демонстрационный по газовым законам; 47. Набор капилляров; 48. Трубка для демонстрации конвекции в жидкости; 49. Цилиндры свинцовые со стругом; 50. Шар с кольцом; 51. Высоковольтный источник; 52. Генератор Ван-де-Граафа; 53. Дозиметр; 54. Камертоны на резонансных ящиках; 55. Комплект приборов и принадлежностей для демонстрации свойств электромагнитных волн; 56. Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и радиопередачи; 57. Комплект проводов; 58. Магнит дугообразный; 59. Магнит полосовой демонстрационный; 60. Машина электрофорная; 61. Маятник электростатический; 62. Набор по изучению магнитного поля Земли; 63. Набор демонстрационный по магнитному полю кольцевых токов; 64. Набор демонстрационный по полупроводникам; 65. Набор демонстрационный по постоянному току; 66. Набор демонстрационный по электрическому току в вакууме; 67. Набор демонстрационный по электродинамике; 68. Набор для демонстрации магнитных полей; 69. Набор для демонстрации электрических полей; 70. Трансформатор учебный; 71. Палочка стеклянная; 72. Палочка эбонитовая; 73. Прибор Ленца; 74. Стрелки магнитные на штативах; 75. Султан электростатический; 76. Штативы изолирующие; 77. Электромагнит разборный; 24 78. Набор демонстрационный по геометрической оптике; 79. Набор демонстрационный по волновой оптике; 80. Спектроскоп двухтрубный; 81. Набор спектральных трубок с источником питания; 82. Установка для изучения фотоэффекта; 83. Набор демонстрационный по постоянной Планка; 84. Комплект наглядных пособий для постоянного использования; 85. Комплект портретов для оформления кабинета; 86. Комплект демонстрационных учебных таблиц. 3.2 Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1 Основные источники 1. Касаткина И.Л. Физика для колледжей: учебник, гриф МАИТ. 2. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие.- М.: ИЦ «Академия», 2017. [Электронный ресурс]: http://www.academia-moscow.ru/reader. 3. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля.- [Электронный ресурс]: учебник.- М.: Изд-во «Академия», 2014г. http://www.academia-moscow.ru/reader/?id=94501. 4. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: Сборник задач.-5-е изд., стер. [Электронный ресурс]: учеб. пособие.:М.: Изд-во «Академия», 2014г. http://www.academiamoscow.ru/reader/?id=81605 3.2.2.Дополнительные источники 1. Горлач В.В. и др. Физика. Самостоятельная работа студента [Электронный ресурс]: учеб. пособие для СПО.-М.: Юрайт, 2017.- 168 Серия: Профессиональное образование https://www.biblioonline.ru/viewer/DB31CB42-D3A6-4555- 980736532DC15AC9#page/2. 2. Трофимова Т.И. Краткий курс физики с примерами решения задач [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.И. Трофимова. — М.: КноРус, 2015. — 279 с. — СПО. https://www.book.ru/book/916551/view2/1. 3. Трофимова Т.И. Физика: теория, решение задач, лексикон [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.И. Трофимова. — М.: КноРус, 2017. — 315 с. — СПО. https://www.book.ru/book/921942/view2/1. Интернет-ресурсы: 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов). 2. wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии). www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека). 3. www.globalteka ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов). 4. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам). 5. www.st-books.ru (Лучшая учебная литература). 25 6. www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность). 7. www.ru/book (Электронная библиотечная система). 8. www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика). 9. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). 10. https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»). www.nt.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике). 11. www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете). 12. www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ). 13. www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»). 14. www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»). 26 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с предметными результатами. Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе дисциплины. Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на Раздел/Тема Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 27 Тип оценочных мероприятий - устный опрос; - фронтальный опрос; - оценка контрольных работ; - наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ; - оценка выполнения лабораторных работ; - оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач); - оценка тестовых заданий; - наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов; - оценка выполнения домашних самостоятельных работ; - наблюдение и оценка решения кейс-задач; - наблюдение и оценка деловой игры; - экзамен государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ПК 1.2 Анализировать и рассчитывать материалы геодезических сьемок ПК 4.5 Организовывать взаимодействие структурными подразделениями организации 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3 Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. между Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. - устный опрос; - фронтальный опрос; - оценка контрольных работ; - наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ; - оценка выполнения лабораторных работ; - оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач); - экзамен Контроль и оценка результатов освоения ОУП.06 Физика осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельных работ, выполнения обучающимися индивидуальных заданий (защиты проектов, презентаций), проведения промежуточной аттестации в форме экзамена. Контроль и оценка результатов освоения ОУП.06 Физика осуществляются в соответствии с фондами оценочных средств для текущего контроля и фондами оценочных средств для промежуточной аттестации по данной дисциплине. 28