ПМ.06 Освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.06 ОСВОЕНИЕ ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ,
ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ
по специальности
27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте
(железнодорожном транспорте)
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2024

ОДОБРЕНА
цикловой комиссией специальности
Автоматика и телемеханика на
транспорте (железнодорожном
транспорте)
Протокол № 1 от « 29 » августа 2024 г.
Председатель______ Ю.И. Маточкин

Разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования по специальности
27.02.03
Автоматика
и
телемеханика
на
транспорте
(железнодорожном транспорте)
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
________ Т.В. Добшикова
« 30 » августа 2024 г.

Составитель:
Ю.М. Маточкин, преподаватель филиала СГУПС в г. Новоалтайске, высшей
квалификационной категории

Согласовано:
Главный инженер Алтайской дистанции сигнализации, централизации и блокировки –
структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры –
структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО
«РЖД»
____________ И.А. Алешин
« 29 » августа 20234 г.

2
2

Содержание
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Стр.

4
6
9
11

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1 Цель и планируемые результаты освоения профессионального
модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить
основной вид деятельности: Освоение одной или нескольких профессий
рабочих, должностей служащих, и соответствующие ему общие компетенции
и профессиональные компетенции:
1.1.1 Перечень общих компетенций
Код
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 09

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации
и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности
Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках

1.1.2 Перечень профессиональных компетенций
Код
ВД 06
ПК 6.1
ПК 6.2

Наименование вида деятельности и профессиональных компетенций
Освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих
Выполнение работ по профессии Электромонтер по обслуживанию и ремонту
устройств сигнализации, централизации и блокировки
Выполнение работ по профессии Электромонтажник по сигнализации,
централизации и блокировке

1.1.3 В результате освоения профессионального модуля студент должен:
по техническому обслуживанию, текущему ремонту, монтажу,
Иметь
практический регулировке устройств и систем механической и электрической
централизации ЖАТ;
опыт
по техническому обслуживанию устройств автоблокировки, ремонту,
монтажу и регулировке напольных устройств СЦБ ЖАТ;
по установке и монтажу оборудования, аппаратуры и приборов
систем сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и
резервного электропитания.
по проведению пусконаладочных работ при установке технических
средств сигнализации, централизации и блокировки, источников основного
и резервного электропитания.
содержать в исправном состоянии, ремонтировать, регулировать,
уметь
заменять неисправные устройства систем ЖАТ;
производить монтаж механических частей устройств СЦБ в

знать

соответствии с утвержденным графиком;
выполнять настройку и регулировку электрических элементов
устройств СЦБ;
проверять в процессе технического обслуживания состояние
монтажа, крепления и внешний вид аппаратуры, срабатывание и
работоспособность элементов устройств СЦБ;
анализировать
причины
отказов
и
неисправностей
электромеханических элементов и устройств СЦБ и принимать меры по их
устранению;
производить испытания средств контроля электрических цепей
блокировки, систем централизации и сигнализации;
наблюдать за правильной эксплуатацией устройств СЦБ и систем
ЖАТ, соблюдать правила безопасности труда, электробезопасности,
пожарной безопасности;
устанавливать, монтировать и присоединять шкафы ввода блокировки
приборов и релейных полок, а также батарейных колодцев;
регулировать различные устройства электросигнализации и
сигнальные автоблокировки;
проводить проверку по электрическим схемам;
монтировать муфты, дроссельные клапаны и заземления для всех
типов устройств;
прокладывать и разделять сигнальные провода в любых подвидах
муфт;
подключать и проверять кабельные жилы с расшивкой и дальнейшей
прозвоном;
основы электротехники и электроники;
устройство, правила и нормы технического обслуживания, ремонта,
монтажа и регулировки механических частей устройства систем ЖАТ;
устройство, принцип действия, технические характеристики и
конструктивные особенности приборов и оборудования СЦБ;
технологию работ по монтажу аппаратуры систем СЦБ и
исполнительных устройств;
способы устранения повреждений устройств сигнализации,
централизации и блокировки;
электрические схемы для монтажа оборудования и способы их
тестирования;
устройство электроаппаратов, виды крепежа арматуры, типы электрои пневмоинструментов;
способы проверочных работ и варианты наладки приборов для
автоматических сигнализационных устройств и управления;
последовательность проверки проводки;
правила ведения работ в зонах повышенной опасности;
ТУ на передачу в эксплуатацию инженерных коммуникаций.

1.2 Количество часов, отводимое на освоение профессионального
модуля
Всего часов: 108 ч.
Из них на освоение МДК.06.01.: 36 ч.
на практики: 72 ч.
в том числе, учебная практика УП.06.01.: 36 ч.
и производственная практика ПП 06.01.: 36 ч.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1 Структура профессионального модуля

Коды
профессиональных, общих
компетенций

Наименования разделов
профессионального модуля

Суммарный
объем
нагрузки,
час.

Всего

1

2

3

4

ПК 6.1, ПК 6.2

Раздел 1. Специальный
курс

72

36

ПК 6.1, ПК 6.2

Производственная
практика (по профилю
специальности), часов

36

Всего:

108

Объем профессионального модуля, ак. час.
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Обучение по МДК
Практики
в том числе
Лабораторных и
Курсовых работ
Производствен
практических
Учебная
(проектов)
ная
занятий
5
6
7
8

22

-

36

36

36

22

36

36

Самостоятельная работа

9

2.2 Тематический план и содержание профессионального модуля
Наименование разделов и тем
профессионального модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов (МДК)

1
Раздел 1. Специальный курс

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа
(проект)
2

МДК 06.01 Специальные технологии
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Охрана труда и техника
Правила безопасности при эксплуатации электроустановок.
безопасности при эксплуатации
Основные положения межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок: требования к
электроустановок
обслуживающему персоналу; порядок допуска персонала к самостоятельной работе; виды работ в электроустановках;
организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.
Типовая инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера сигнализации, централизации, блокировки и
связи ТОИ Р-32-ЦШ-796-00.
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Правила технической
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Требования безопасности движения поездов.
эксплуатации, инструкции и
Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. Инструкции по
правила безопасности движения
сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
поездов
Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту объектов электросвязи ОАО «РЖД»
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Основные сведения о структуре
Производственная структура. Департамент инфраструктуры. Дорожная дирекция инфраструктуры. Служба автоматики и
управления
телемеханики. Дистанции сигнализации, централизации и блокировки. Бригады, участки, цехи и другие подразделения; их
задачи и взаимосвязь в производственном процессе. Организация и техническое оснащение рабочего места
электромонтера СЦБ. Правила внутреннего распорядка.
Тема 1.4. Техническая
Содержание учебного материала
эксплуатация и обслуживание
Правила технической эксплуатации аппаратуры релейных, электронных и микропроцессорных систем ЖАТ. Техническое
аппаратуры систем СЦБ и ЖАТ
обслуживание, текущий ремонт, регулировка аппаратуры систем ЖАТ. Установка и монтаж оборудования, аппаратуры и
приборов систем автоматики, проведение пусконаладочных работ.
Контроль технического состояния аппаратуры. Проверка работоспособности аппаратуры, выявление и устранение
неисправностей. Технологические карты. Анализ работы аппаратуры систем ЖАТ и оценка качества работы.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1 Освоение методов осмотра и ремонта напольных устройств СЦБ перегонных систем ЖАТ,
станционных релейно-контактных систем электрической централизации ЭЦ.
Практическое занятие № 2 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших
неисправностей перегонных устройств СЦБ нецентрализованных систем автоблокировки.
Практическое занятие № 3 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших
неисправностей станционных устройств СЦБ релейно-контактных систем электрической централизации ЭЦ.

Объем
в часах
3
72
72
2

2

2

24

22

Практическое занятие № 4 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших
неисправностей перегонных устройств СЦБ централизованных систем автоблокировки АБТЦ и автоматической
локомотивной сигнализации.
Практическое занятие № 5 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших
неисправностей устройств автоматической переездной сигнализации АПС, автошлагбаумов, устройств заграждения
переездов УЗП.
Практическое занятие № 6 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших
неисправностей устройств диспетчерского контроля в релейных шкафах автоблокировки и на посту ЭЦ.
Практическое занятие № 7 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших
неисправностей устройств технической диагностика современных систем контроля состояния аппаратуры ЖАТ.
Практическое занятие № 8 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших
неисправностей устройств диагностики подвижного состава КТСМ, САУТ-ЦМ.
Практическое занятие № 9 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших
неисправностей микропроцессорных систем централизации.
Практическое занятие № 10 Освоение методов контроля исправности рельсовых цепей на станциях и перегонах.
Практическое занятие № 11 Освоение методов контроля исправного состояния кабельных сетей, устройств заземления и
изоляции, источников питания.

Учебная практика
Виды работ:
Ознакомление с организацией ремонтных работ в хозяйстве автоматики и телемеханики. Пайка, лужение. Электромонтажные операции с проводами и кабелями.
Работа со стрелочными электроприводами, гарнитурами и контрольными замками.
Сборка электрических цепей по монтажным схемам. Проверка работы выполненной схемы..«Прозвонка» цепей для обнаружения и устранения неисправностей.
Промежуточная аттестация по профессиональному модулю
Произвдственная практика
Виды работ:
- техническое обслуживание рельсовых цепей и кабельных сетей, устранение повреждений;
- обслуживание ремонт релейной аппаратуры, различных типов бесконтактной аппаратуры, источников электропитания;
- ремонт, осмотр и чистка контактов, переключателей, соединителей, штепселей, кнопок, гарнитур, вспомогательного оборудования;
- выявление и устранение неисправностей;
- выполнение внутренней проводки;
- зарядка аккумуляторных батарей;
- обслуживание напольных и внутрипостовых кабелей и кабельной арматуры;
- монтаж и пайка соединительных, промежуточных, оконечных муфт с прозвонкой;
- участие в строительстве кабельных сетей;
- осмотр трасс кабелей;
- ведение технической документации на выполняемые работы
Всего

36

36

108

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Для реализации программы профессионального модуля
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Проектирование систем железнодорожной автоматики и
телемеханики», оснащенный оборудованием:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 комплект действующих нормативных и других документов по
проектированию устройства железнодорожной автоматики и телемеханики; по
технической эксплуатации железных дорог и обеспечению безопасности
движения;
 комплект учебно-наглядных пособий и методических материалов по
модулю;
 технические средства обучения: компьютер с лицензионным
программным локальная сеть с выходом в Internet.
Лаборатории: «Станционные системы автоматики», «Приборы и
устройства автоматики», «Электропитающие и линейные устройства
автоматики обеспечением, мультимедийное оборудование (проектор и
проекционный экран или интерактивная доска), «Перегонные системы
автоматики»; «Микропроцессорные и диагностические системы автоматики»;
«Техническое обслуживание, анализ и ремонт приборов и устройств систем
СЦБ и ЖАТ».
Мастерская «Монтаж устройств СЦБ и ЖАТ».
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Печатные издания
1. Виноградова В.Ю. Технология ремонтно-регулировочных работ
устройств и приборов систем СЦБ и ЖАТ [Текст] : учебное пособие / В. Ю.
Виноградова. - Москва: ФГОУ "Учебно-методический центр по образованию на
железнодорожном транспорте", 2016. - 190 с.
2. Рогачева И.Л., Варламова А.А., Леонтьев А.В. Станционные системы
автоматики: учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта / Под ред.
Рогачевой И. Л. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на
железнодорожном транспорте», 2007. — 411 с.
3. Сапожников В.В. и др. Микропроцессорные системы централизации.
Учебник для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта / В.В.
Сапожников и др. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на
железнодорожном транспорте», 2008. - 398 с.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Пашкевич, М.Н. Изучение правил технической эксплуатации железных
дорог и безопасности движения [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.Н.
Пашкевич. — Электрон. дан. — Москва: УМЦ ЖДТ, 2017. — 108 с. — Режим
доступа: https://e.lanbook.com/book/99644

10

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
ПК 6.1. Выполнение
работ
по
профессии
Электромонтер
по
обслуживанию и ремонту
устройств сигнализации,
централизации
и
блокировки

ПК 6.2. Выполнение
работ
по
профессии
Электромонтажник
систем централизации и
блокировки

ОК 01
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно
к
различным контекстам

ОК 02
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации

Критерии оценки

Методы оценки

- Качественное выполнение работ по электромонтажу
оборудования, аппаратов и приборов электрической
централизации, автоматической и полуавтоматической
блокировки,
автоматики
на
переездах,
устройств
заграждения переезда
- Качественная настройка и регулировка электрических
элементов устройств
электрической централизации,
автоматической
и
полуавтоматической
блокировки,
автоматики на переездах, устройств заграждения переезда
- Анализ
причин
отказов
и
неисправностей
электромеханических
элементов
и
устройств
электрической
централизации,
автоматической
и
полуавтоматической блокировки, автоматики на переездах,
устройств заграждения переезда и правильность их
устранения.
- Качество выполнения испытания средств контроля
электрических цепей блокировки, систем централизации и
сигнализации
- Качество наружной, внешней и внутренней чистки
устройств электрической централизации, автоматической и
полуавтоматической блокировки, автоматики на переездах,
устройств заграждения переезда
- Качественное выполнение работ по электромонтажу
оборудования, аппаратов и приборов автоматизированных
и механизированных сортировочных горок
- Качественная настройка и регулировка электрических
элементов
устройств
автоматизированных
и
механизированных сортировочных горок
- Умение
анализировать
причины
отказов
и
неисправностей
электромеханических
элементов
и
устройств
автоматизированных и механизированных
сортировочных горок и принимать меры по их устранению
- Умение
анализировать
причины
отказов
и
неисправностей
электромеханических
элементов
и
устройств
автоматизированных и механизированных
сортировочных горок и принимать меры по их устранению
- Качество выполнения испытания средств контроля
электрических цепей блокировки, систем централизации и
сигнализации
- Качество наружной, внешней и внутренней чистки
устройств
автоматизированных и механизированных
сортировочных горок
- обучающийся распознает задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
- анализирует задачу и/или проблему и выделяет её
составные части; определяет этапы решения задачи;
- составляет план действия; определяет необходимые
ресурсы;
- реализует составленный план, оценивает результат и
последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)

устный
и
письменный
опросы,
тестирование;
-защита отчетов по
практическим
занятиям; экзамен
по модулю

- обучающийся
определяет
задачи
для
поиска
информации;
- определяет необходимые источники информации;
- планирует процесс поиска;
- структурирует получаемую информацию, выделяет
11

экспертное
наблюдение
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе освоения
образовательной
программы,
на
лабораторных
и
практических
занятиях

информации
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе и
команде
ОК
9
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках

наиболее значимое в перечне информации;
- оценивает практическую значимость
поиска;
- оформляет результаты поиска

результатов

- обучающийся демонстрирует знание психологических
основ деятельности коллектива и особенностей личности;
- демонстрирует
умение
организовывать
работу
коллектива,
взаимодействовать
с
обучающимися,
преподавателями и мастерами в ходе обучения, с
руководителями учебной и производственной практик
- обучающийся
применяет
документацию
по
техническому обслуживанию устройств СЦБ и систем
ЖАТ;
- понимает общий смысл документов на базовые
профессиональные темы;

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».