Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06 ОСВОЕНИЕ ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 ОДОБРЕНА цикловой комиссией специальности Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) Протокол № 1 от « 29 » августа 2024 г. Председатель______ Ю.И. Маточкин Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) Утверждаю Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________ Т.В. Добшикова « 30 » августа 2024 г. Составитель: Ю.М. Маточкин, преподаватель филиала СГУПС в г. Новоалтайске, высшей квалификационной категории Согласовано: Главный инженер Алтайской дистанции сигнализации, централизации и блокировки – структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» ____________ И.А. Алешин « 29 » августа 20234 г. 2 2 Содержание 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Стр. 4 6 9 11 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1.1 Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности: Освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих, и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции: 1.1.1 Перечень общих компетенций Код ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 09 Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках 1.1.2 Перечень профессиональных компетенций Код ВД 06 ПК 6.1 ПК 6.2 Наименование вида деятельности и профессиональных компетенций Освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих Выполнение работ по профессии Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки Выполнение работ по профессии Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке 1.1.3 В результате освоения профессионального модуля студент должен: по техническому обслуживанию, текущему ремонту, монтажу, Иметь практический регулировке устройств и систем механической и электрической централизации ЖАТ; опыт по техническому обслуживанию устройств автоблокировки, ремонту, монтажу и регулировке напольных устройств СЦБ ЖАТ; по установке и монтажу оборудования, аппаратуры и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания. по проведению пусконаладочных работ при установке технических средств сигнализации, централизации и блокировки, источников основного и резервного электропитания. содержать в исправном состоянии, ремонтировать, регулировать, уметь заменять неисправные устройства систем ЖАТ; производить монтаж механических частей устройств СЦБ в знать соответствии с утвержденным графиком; выполнять настройку и регулировку электрических элементов устройств СЦБ; проверять в процессе технического обслуживания состояние монтажа, крепления и внешний вид аппаратуры, срабатывание и работоспособность элементов устройств СЦБ; анализировать причины отказов и неисправностей электромеханических элементов и устройств СЦБ и принимать меры по их устранению; производить испытания средств контроля электрических цепей блокировки, систем централизации и сигнализации; наблюдать за правильной эксплуатацией устройств СЦБ и систем ЖАТ, соблюдать правила безопасности труда, электробезопасности, пожарной безопасности; устанавливать, монтировать и присоединять шкафы ввода блокировки приборов и релейных полок, а также батарейных колодцев; регулировать различные устройства электросигнализации и сигнальные автоблокировки; проводить проверку по электрическим схемам; монтировать муфты, дроссельные клапаны и заземления для всех типов устройств; прокладывать и разделять сигнальные провода в любых подвидах муфт; подключать и проверять кабельные жилы с расшивкой и дальнейшей прозвоном; основы электротехники и электроники; устройство, правила и нормы технического обслуживания, ремонта, монтажа и регулировки механических частей устройства систем ЖАТ; устройство, принцип действия, технические характеристики и конструктивные особенности приборов и оборудования СЦБ; технологию работ по монтажу аппаратуры систем СЦБ и исполнительных устройств; способы устранения повреждений устройств сигнализации, централизации и блокировки; электрические схемы для монтажа оборудования и способы их тестирования; устройство электроаппаратов, виды крепежа арматуры, типы электрои пневмоинструментов; способы проверочных работ и варианты наладки приборов для автоматических сигнализационных устройств и управления; последовательность проверки проводки; правила ведения работ в зонах повышенной опасности; ТУ на передачу в эксплуатацию инженерных коммуникаций. 1.2 Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля Всего часов: 108 ч. Из них на освоение МДК.06.01.: 36 ч. на практики: 72 ч. в том числе, учебная практика УП.06.01.: 36 ч. и производственная практика ПП 06.01.: 36 ч. 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2.1 Структура профессионального модуля Коды профессиональных, общих компетенций Наименования разделов профессионального модуля Суммарный объем нагрузки, час. Всего 1 2 3 4 ПК 6.1, ПК 6.2 Раздел 1. Специальный курс 72 36 ПК 6.1, ПК 6.2 Производственная практика (по профилю специальности), часов 36 Всего: 108 Объем профессионального модуля, ак. час. Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем Обучение по МДК Практики в том числе Лабораторных и Курсовых работ Производствен практических Учебная (проектов) ная занятий 5 6 7 8 22 - 36 36 36 22 36 36 Самостоятельная работа 9 2.2 Тематический план и содержание профессионального модуля Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) 1 Раздел 1. Специальный курс Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 2 МДК 06.01 Специальные технологии Тема 1.1 Содержание учебного материала Охрана труда и техника Правила безопасности при эксплуатации электроустановок. безопасности при эксплуатации Основные положения межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок: требования к электроустановок обслуживающему персоналу; порядок допуска персонала к самостоятельной работе; виды работ в электроустановках; организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ. Типовая инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера сигнализации, централизации, блокировки и связи ТОИ Р-32-ЦШ-796-00. Тема 1.2 Содержание учебного материала Правила технической Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Требования безопасности движения поездов. эксплуатации, инструкции и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. Инструкции по правила безопасности движения сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. поездов Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту объектов электросвязи ОАО «РЖД» Тема 1.3 Содержание учебного материала Основные сведения о структуре Производственная структура. Департамент инфраструктуры. Дорожная дирекция инфраструктуры. Служба автоматики и управления телемеханики. Дистанции сигнализации, централизации и блокировки. Бригады, участки, цехи и другие подразделения; их задачи и взаимосвязь в производственном процессе. Организация и техническое оснащение рабочего места электромонтера СЦБ. Правила внутреннего распорядка. Тема 1.4. Техническая Содержание учебного материала эксплуатация и обслуживание Правила технической эксплуатации аппаратуры релейных, электронных и микропроцессорных систем ЖАТ. Техническое аппаратуры систем СЦБ и ЖАТ обслуживание, текущий ремонт, регулировка аппаратуры систем ЖАТ. Установка и монтаж оборудования, аппаратуры и приборов систем автоматики, проведение пусконаладочных работ. Контроль технического состояния аппаратуры. Проверка работоспособности аппаратуры, выявление и устранение неисправностей. Технологические карты. Анализ работы аппаратуры систем ЖАТ и оценка качества работы. В том числе практических занятий Практическое занятие № 1 Освоение методов осмотра и ремонта напольных устройств СЦБ перегонных систем ЖАТ, станционных релейно-контактных систем электрической централизации ЭЦ. Практическое занятие № 2 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших неисправностей перегонных устройств СЦБ нецентрализованных систем автоблокировки. Практическое занятие № 3 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших неисправностей станционных устройств СЦБ релейно-контактных систем электрической централизации ЭЦ. Объем в часах 3 72 72 2 2 2 24 22 Практическое занятие № 4 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших неисправностей перегонных устройств СЦБ централизованных систем автоблокировки АБТЦ и автоматической локомотивной сигнализации. Практическое занятие № 5 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших неисправностей устройств автоматической переездной сигнализации АПС, автошлагбаумов, устройств заграждения переездов УЗП. Практическое занятие № 6 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших неисправностей устройств диспетчерского контроля в релейных шкафах автоблокировки и на посту ЭЦ. Практическое занятие № 7 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших неисправностей устройств технической диагностика современных систем контроля состояния аппаратуры ЖАТ. Практическое занятие № 8 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших неисправностей устройств диагностики подвижного состава КТСМ, САУТ-ЦМ. Практическое занятие № 9 Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры и устранение возникших неисправностей микропроцессорных систем централизации. Практическое занятие № 10 Освоение методов контроля исправности рельсовых цепей на станциях и перегонах. Практическое занятие № 11 Освоение методов контроля исправного состояния кабельных сетей, устройств заземления и изоляции, источников питания. Учебная практика Виды работ: Ознакомление с организацией ремонтных работ в хозяйстве автоматики и телемеханики. Пайка, лужение. Электромонтажные операции с проводами и кабелями. Работа со стрелочными электроприводами, гарнитурами и контрольными замками. Сборка электрических цепей по монтажным схемам. Проверка работы выполненной схемы..«Прозвонка» цепей для обнаружения и устранения неисправностей. Промежуточная аттестация по профессиональному модулю Произвдственная практика Виды работ: - техническое обслуживание рельсовых цепей и кабельных сетей, устранение повреждений; - обслуживание ремонт релейной аппаратуры, различных типов бесконтактной аппаратуры, источников электропитания; - ремонт, осмотр и чистка контактов, переключателей, соединителей, штепселей, кнопок, гарнитур, вспомогательного оборудования; - выявление и устранение неисправностей; - выполнение внутренней проводки; - зарядка аккумуляторных батарей; - обслуживание напольных и внутрипостовых кабелей и кабельной арматуры; - монтаж и пайка соединительных, промежуточных, оконечных муфт с прозвонкой; - участие в строительстве кабельных сетей; - осмотр трасс кабелей; - ведение технической документации на выполняемые работы Всего 36 36 108 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1 Для реализации программы профессионального модуля предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Проектирование систем железнодорожной автоматики и телемеханики», оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект действующих нормативных и других документов по проектированию устройства железнодорожной автоматики и телемеханики; по технической эксплуатации железных дорог и обеспечению безопасности движения; комплект учебно-наглядных пособий и методических материалов по модулю; технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным локальная сеть с выходом в Internet. Лаборатории: «Станционные системы автоматики», «Приборы и устройства автоматики», «Электропитающие и линейные устройства автоматики обеспечением, мультимедийное оборудование (проектор и проекционный экран или интерактивная доска), «Перегонные системы автоматики»; «Микропроцессорные и диагностические системы автоматики»; «Техническое обслуживание, анализ и ремонт приборов и устройств систем СЦБ и ЖАТ». Мастерская «Монтаж устройств СЦБ и ЖАТ». 3.2 Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1 Печатные издания 1. Виноградова В.Ю. Технология ремонтно-регулировочных работ устройств и приборов систем СЦБ и ЖАТ [Текст] : учебное пособие / В. Ю. Виноградова. - Москва: ФГОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2016. - 190 с. 2. Рогачева И.Л., Варламова А.А., Леонтьев А.В. Станционные системы автоматики: учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта / Под ред. Рогачевой И. Л. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. — 411 с. 3. Сапожников В.В. и др. Микропроцессорные системы централизации. Учебник для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта / В.В. Сапожников и др. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. - 398 с. 3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Пашкевич, М.Н. Изучение правил технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.Н. Пашкевич. — Электрон. дан. — Москва: УМЦ ЖДТ, 2017. — 108 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/99644 10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля ПК 6.1. Выполнение работ по профессии Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки ПК 6.2. Выполнение работ по профессии Электромонтажник систем централизации и блокировки ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации Критерии оценки Методы оценки - Качественное выполнение работ по электромонтажу оборудования, аппаратов и приборов электрической централизации, автоматической и полуавтоматической блокировки, автоматики на переездах, устройств заграждения переезда - Качественная настройка и регулировка электрических элементов устройств электрической централизации, автоматической и полуавтоматической блокировки, автоматики на переездах, устройств заграждения переезда - Анализ причин отказов и неисправностей электромеханических элементов и устройств электрической централизации, автоматической и полуавтоматической блокировки, автоматики на переездах, устройств заграждения переезда и правильность их устранения. - Качество выполнения испытания средств контроля электрических цепей блокировки, систем централизации и сигнализации - Качество наружной, внешней и внутренней чистки устройств электрической централизации, автоматической и полуавтоматической блокировки, автоматики на переездах, устройств заграждения переезда - Качественное выполнение работ по электромонтажу оборудования, аппаратов и приборов автоматизированных и механизированных сортировочных горок - Качественная настройка и регулировка электрических элементов устройств автоматизированных и механизированных сортировочных горок - Умение анализировать причины отказов и неисправностей электромеханических элементов и устройств автоматизированных и механизированных сортировочных горок и принимать меры по их устранению - Умение анализировать причины отказов и неисправностей электромеханических элементов и устройств автоматизированных и механизированных сортировочных горок и принимать меры по их устранению - Качество выполнения испытания средств контроля электрических цепей блокировки, систем централизации и сигнализации - Качество наружной, внешней и внутренней чистки устройств автоматизированных и механизированных сортировочных горок - обучающийся распознает задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; - анализирует задачу и/или проблему и выделяет её составные части; определяет этапы решения задачи; - составляет план действия; определяет необходимые ресурсы; - реализует составленный план, оценивает результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) устный и письменный опросы, тестирование; -защита отчетов по практическим занятиям; экзамен по модулю - обучающийся определяет задачи для поиска информации; - определяет необходимые источники информации; - планирует процесс поиска; - структурирует получаемую информацию, выделяет 11 экспертное наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы, на лабораторных и практических занятиях информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности выполнения задач профессиональной деятельности ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 9 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках наиболее значимое в перечне информации; - оценивает практическую значимость поиска; - оформляет результаты поиска результатов - обучающийся демонстрирует знание психологических основ деятельности коллектива и особенностей личности; - демонстрирует умение организовывать работу коллектива, взаимодействовать с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик - обучающийся применяет документацию по техническому обслуживанию устройств СЦБ и систем ЖАТ; - понимает общий смысл документов на базовые профессиональные темы; 12