Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет
путей сообщения» в г. Новоалтайске
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ЦИФРОВАЯ СХЕМОТЕХНИКА
для специальности
27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте
(железнодорожном транспорте)
(базовая подготовка среднего профессионального образования)
Новоалтайск
2022
ОДОБРЕНА
цикловой комиссией
естественнонаучных и
общепрофессиональных дисциплин
Протокол № 1 от 30 августа 2022 г.
Председатель____ Н. В. Зайцева
Разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего профессионального
образования по специальности 27.02.03
Автоматика
и
телемеханика
на
транспорте
(железнодорожном
транспорте)
Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
________ Т. В. Добшикова
« 31» августа 2022 г.
Составитель: Елфимова М.А., преподаватель высшей квалификационной категории
филиала СГУПС в г. Новоалтайске
2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
30
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
31
3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.08 Цифровая схемотехника является обязательной
частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии
с ФГОС СПО по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте
(железнодорожном транспорте).
Учебная дисциплина «Цифровая схемотехника» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО
по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте
(железнодорожном транспорте). Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК 01-11, ПК 1.1, ПК 2.7.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися усваиваются умения и
знания:
Код ПК, ОК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06
ОК 07,
ОК 08,
ОК 09,
ОК 10,
ОК 11,
ПК 1.1,
ПК 2.7
Умения
– использовать типовые
средства вычислительной
техники и программного
обеспечения;
Знания
– виды информации и способы ее
представления
в
ЭВМ;
−
алгоритмы
функционирования
цифровой схемотехники.
− проводить контроль и
анализ
процесса
функционирования
цифровых
схемотехнических
устройств
по
функциональным схемам.
Данная дисциплина направлена на формирование следующих общих (ОК) и
профессиональных (ПК) компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального
и культурного контекста;
4
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере;
ПК 1.1. Анализировать работу станционных, перегонных, микропроцессорных
и диагностических систем автоматики;
ПК 2.7. Составлять и анализировать монтажные схемы устройств
сигнализации, централизации и блокировки, железнодорожной автоматики и
телемеханики;
личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат
Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником
великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию,
демонстрирующий приверженность принципам
честности,
порядочности,
открытости,
экономически активный и участвующий в
студенческом и территориальном самоуправлении,
в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий
идеалам гражданского общества, обеспечения
безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный
к
установкам
и
проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
Код
Код
личностного компетенции
результата
в
соответствии
с ФГОС
ЛР 1
ОК 06.
ЛР 2
ОК 04., 05.,
06., 11.
ЛР 3
ОК 04., 06.
ЛР 4
ОК 04., 05.,
5
людям труда, осознающий ценность собственного
09., 10., 11.
труда. Стремящийся к формированию в сетевой
среде
личностного
и
профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной
культуре, исторической памяти на основе любви к
ОК 05., 06.
Родине, родному народу, малой родине, принятию
ЛР 5
традиционных ценностей
многонационального
народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего
ОК 04, 06.,
поколения и готовность к участию в социальной
ЛР 6
11.
поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности
ОК 04., 05.,
человека; уважающий собственную и чужую
ЛР 7
06., 08., 09.,
уникальность в различных ситуациях, во всех
10.
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
представителям
различных
этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп.
ОК 04., 05.,
ЛР 8
Сопричастный к сохранению, преумножению и
06., 10.
трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила
здорового и безопасного образа жизни, спорта;
предупреждающий
либо
преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
ЛР 9
ОК 07., 08.
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно
сложных
или
стремительно
меняющихся
ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды,
ОК 06., 07.,
собственной и чужой безопасности, в том числе
ЛР 10
09.
цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям,
ОК 05., 06.
ЛР 11
обладающий основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к
созданию
семьи
и
воспитанию
детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ОК 04., 06.
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от
отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности
Способный при взаимодействии с другими людьми
ЛР 13
ОК. 04
достигать поставленных целей, стремящийся к
6
формированию в железнодорожной отрасли
личностного роста как профессионала.
Способный ставить перед собой цели для решения
возникающих профессиональных задач, подбирать
ЛР 14
ОК. 01
способы решения и средства развития, в том числе
с использованием информационных технологий.
Содействующий формированию положительного
ЛР 15
ОК. 06
образа и поддержанию престижа своей профессии.
Способный искать и находить необходимую
информацию используя разнообразные технологии
ее поиска, для решения возникающих в процессе
ЛР 16
ОК. 02
производственной деятельности проблем на
железнодорожном транспорте.
Способный выдвигать альтернативные варианты
действий с целью выработки новых оптимальных
алгоритмов; позиционирующий себя в сети как
ЛР 17
ОК. 02
результативный и привлекательный участник
трудовых отношений.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской
Федерации
Самостоятельный и ответственный в принятии
ЛР 20
ОК. 03
решений во всех сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми
работодателями
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирая типовые методы и способы выполнения
ЛР 21
ОК. 03
профессиональных задач.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять
текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию
ЛР 22
ОК. 01
собственной деятельности, нести ответственность
за результаты своей работы.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней
ЛР 29
ОК. 02
устойчивый интерес.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения
ЛР30
ОК. 03
профессиональных
задач,
оценивать
их
эффективность и качество.
Принимать
решения
в
стандартных
и
нестандартных ситуациях и нести за них
ЛР 31
ОК. 02
ответственность.
7
Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности.
Брать на себя ответственность за работу членов
команды (подчиненных), за результат выполнения
заданий.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повышение квалификации.
ЛР 32
ОК. 09
ЛР 33
ОК. 09
ЛР 35
ОК. 04
ЛР 36
ОК. 09
8
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные и практические занятия
курсовой проект
консультации
промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета
Самостоятельная работа
Объем в часах
72
34
36
2
10
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные и практические занятия
курсовой проект
консультации
промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета
Самостоятельная работа
Объем в часах
14
4
8
2
68
9
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Очная форма обучения
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Содержание учебного материала. Задачи и структура дисциплины. Содержание тем
дисциплины. Значение дисциплины на современном этапе развития общества и в системе
подготовки специалистов по автоматике и телемеханике на железнодорожном транспорте.
Краткий очерк истории развития цифровой схемотехники. Связь цифровой схемотехники с
развитием элементной базы при создании приборов и устройств функциональной
электроники и вычислительной техники на основе синтеза. Основные определения и
понятия в цифровой схемотехнике: схемотехника, цифровой сигнал, цифровое устройство,
цифровая логика, синтез, микропроцессор, микро ЭВМ. Роль и значение функциональной
электроники, как научно-технического направления, в построении новых систем
автоматики на железнодорожном транспорте.
Раздел 1. Арифметические основы цифровой схемотехники
Объем
часов
Введение
Тема 1.1. Формы
представления
числовой
информации в
цифровых
устройствах
Содержание учебного материала. Основные особенности систем счисления для
представления (записи) информации в устройствах цифровой схемотехники (двоичная,
двоично-десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления). Форматы
представления и передачи информации для цифровых устройств. Понятие бита, байта,
машинного слова. Математический и машинный способы записи двоичных чисел. Формы
представления чисел с фиксированной и плавающей запятой. Понятие о разрядной сетке.
Представление положительных и отрицательных двоичных чисел в прямом, обратном,
дополнительном и модифицированном кодах со знаковым и без знакового разряда.
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
12
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
10
Содержание учебного материала. Особенности выполнения арифметических операций с
многоразрядными двоичными кодированными числами (сложение, вычитание, умножение и
деление) со знаковым и без знакового разряда. Правила и последовательность выполнения
арифметических операций с кодированными двоичными числами с фиксированной и
плавающей запятой в прямом, обратном, дополнительном и модифицированном коде со
знаковым и без знакового разряда. Сложение и вычитание кодированных двоичнодесятичных чисел со знаковым и без знакового разряда
2
Практическое занятие №1 Кодирование целых, дробных и смешанных чисел в различных
системах счисления.
Практическое занятие №2 Кодирование положительных и отрицательных двоичных
чисел в прямом, обратном, дополнительном и модифицированном кодах со знаковым и без
знакового разряда
Практическое занятие №3 Записи двоичных чисел. Формы представления чисел с
фиксированной и плавающей запятой
Практическое занятие №4 Выполнение арифметических операций с многоразрядными
двоичными кодированными числами со знаковым и без знакового разряда
Раздел 2. Логические основы цифровой схемотехники
Содержание учебного материала. Физическое представление логических значений
Тема 2.1.
Функциональная двоичных чисел электрическими сигналами. Понятие о комбинационной схеме и
цифровом автомате. Булевы (переключательные) функции, их количество и способы
логики
задания, существенные и фиктивные переменные. Способы представления логических
переключательных функций: высказывание (словесное и письменное), табличное (понятие
о таблицах истинности) и аналитическая запись (запись формулой). Элементарные
(основные, базисные функции И, ИЛИ, НЕ) и комбинационные (универсальные, базовые)
логические функции одной и двух переменных, их функциональная запись через
дизъюнкцию, конъюнкцию и инверсию. Понятие высказывания. Операции импликации,
эквивалентности и суммы по модулю 2, их свойства. Таблицы истинности для основных
(базисных) и универсальных (базовых) логических функций.
8
Тема 1.2.
Арифметические
операции с
кодированными
числами
Самостоятельная работа обучающихся. Релейно-контактный аналог элементарных и
комбинационных логических функций. Применение законов, тождеств и правил алгебры
логики для записи и преобразования переключательных функций. Условное графическое
обозначение (УГО) основных (базисных) и универсальных (базовых) логических элементов
для реализации элементарных и комбинационных функций
16
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
2
11
Тема 2.2. Основы
синтеза цифровых
логических
устройств
Тема 2.3.
Цифровые
интегральные
микросхемы
Тема 2.4. Типовые
устройства
обработки
цифровой
информации
Содержание учебного материала. Алгоритм перехода от высказывания к табличной и
функциональной аналитической форме записи переключательных функций. Основы
аналитического и графического (карты Карно) способов минимизации функций. Методика
перехода от нормальной к совершенным формам записи переключательных функций при
аналитическом и графическом способах. Основы синтеза и анализа комбинационных
логических схем. Алгоритм перехода от высказывания к табличной и функциональной
аналитической форме записи переключательных функций
Практическое занятие №5. Построение схем цифровых логических устройств.
2
Самостоятельная работа обучающихся. Специальные разложения ПФ. Не полностью
определенные (частные) ПФ. Построение функциональной схемы логического устройства
методом синтеза. Синтез не полностью заданных логических функций. Понятие о
запрещенных и неопределенных наборах аргументов элементарных функций. Анализ
функциональных схем логических устройств. Некоторые особенности построения схем
логических устройств. Техническая реализация — построение логических схем по
переключательным функциям. Особенности построения логических устройств.
Содержание учебного материала. Общие сведения о цифровых интегральных
микросхемах (ЦИМС) и область их применения. Основные серии ЦИМС для построения
логических устройств. Классификация серий ЦИМС по функциональному назначению,
физическому принципу работы активных элементов (схемотехническое решение),
электрическим и эксплуатационным параметрам, выполняемым функциям, классам
(типам).
Самостоятельная работа обучающихся. Номенклатура и серии цифровых интегральных
микросхем.
Конструктивное
оформление
интегральных
микросхем.
Система
цифробуквенного обозначения серий цифровых интегральных микросхем. Основные
параметры ЦИМС. Сравнительные параметры ЦИМС с различными видами
схемотехнических решений. Общая характеристика последовательных и комбинационных
цифровых логических устройств на основе ЦИМС. Функциональные схемы и условные
графические обозначения ЦИМС в зависимости от функционального назначения.
Особенности включения ЦИМС в функциональных схемах логических устройств
2
Содержание учебного материала. Классификация устройств обработки цифровой
информации. Понятие об элементах, узлах и блоках в устройствах обработки цифровой
информации.
Общая
характеристика
и
назначение
комбинационных
и
последовательностных цифровых устройств. Виды типовых цифровых функциональных
узлов комбинационных и последовательностных цифровых устройств. Основные понятия
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
2
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
12
о цифровых запоминающих устройствах обработки цифровой информации и устройствах
преобразования информации
Раздел 3. Последовательностные цифровые устройства — цифровые автоматы
Содержание учебного материала. Общие сведения о триггере как простейшем конечном
Тема 3.1
цифровом автомате. Назначение триггеров и их применение в аппаратуре
Цифровые
железнодорожной автоматики и телемеханики. Типы триггеров. Классификация триггеров
триггерные
по способу записи и управления информацией, организации логических связей.
схемы
Назначение и обозначение входов и выходов триггеров. Методика определения состояния
триггеров. Основные параметры. Построение триггеров на основе логических элементов
интегральной схемотехники методом синтеза. Основные понятия о статическом и
динамическом управлении триггером. Принцип функционирования асинхронного RSтриггера (бистабильная ячейка памяти) на основе логических элементов И-НЕ и ИЛИ-НЕ в
интегральной схемотехнике с прямыми инверсными входами. Построение
функциональной схемы и процесс функционирования одноступенчатого и
двухступенчатого RS-триггера. Особенности построения и работы функциональных схем
счетных триггеров. Построение функциональных схем и принцип работы триггеров Tтипа, D-типа.
Построение универсального JK-триггера на основе RS-триггера с
устранением состояния неопределенности. Условия построения и работы синхронных
триггеров. Таблица переходов триггера (таблица истинности) и закон функционирования
триггера (характеристическое уравнение триггера).
Некоторые особенности функциональных схем триггеров: расширение информационных
входов по И (ИЛИ), создание входов асинхронной установки (сброса) в нулевое (0) или
единичное (1) состояние триггеров и их блокировка, создание дополнительных входов
разрешения. Построение и работа схем взаимного преобразования триггеров: RS→Т; D
→Т; RSТ→ D; RSТ→ JK; JK → RS; JK→ T; JK→D. Условное графическое обозначение
триггеров.
Практическое занятие №6. Исследование работы интегральных триггеров на логических
элементах.
12
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
2
13
Содержание учебного материала. Общие сведения о счетчиках. Назначение и типы
счетчиков и пересчетных устройств. Классификация и параметры счетчиков. Принцип
функционирования счетчиков.
Максимальный
(избыточный) и
эффективный
коэффициенты счета счетчика. Переполнение счетчика. Принципы построения и работы
счетчиков на сложение и вычитание с последовательным, параллельным, сквозным и
групповым переносом. Таблица переходов счетчиков (таблица истинности, таблица
состояний) и закон функционирования счетчика (характеристическое уравнение).
Разрядность и коэффициент пересчета счетчиков, весовое соотношение разрядов. Ввод и
вывод информации в счетчиках (последовательный и параллельный). Синхронные и
асинхронные счетчики. Счетчик с изменяемым направлением счета (реверсивный
счетчик). Построение суммирующего двоичного счетчика методом синтеза. Варианты
графического изображения функциональных схем счетчиков (вертикальное и
горизонтальное). Условное графическое обозначение счетчиков. Каскадное соединение
счетчиков (многоразрядные счетчики). Схемы делителя частоты импульсной
последовательности на основе двоичных счетчиков (назначение, принцип построения и
работа делителей с различными коэффициентами деления)
Практическое занятие №7. Исследование работы интегральных триггеров. Исследование
схем счетчиков.
Содержание учебного материала. Общие сведения о регистрах. Назначение и типы
Тема 3.3.
регистров. Классификация регистров. Принцип построения и работы последовательных,
Регистры
параллельных, последовательно-параллельных и параллельно-последовательных регистров
при вводе и выводе информации. Особенности парафазного параллельного регистра.
Кольцевые регистры, их назначение, особенности построения и динамика работы.
Регистры с высоким импедансом, применение их в вычислительных комплексах.
Реверсивный регистр, назначение, принцип построения и особенности применения.
Сдвигающие регистры с цепями приема двоичной информации в последовательном коде и
выдачи — в параллельном коде и наоборот. Сдвигающие регистры как преобразователи
кодов. Буферные регистры. Варианты графического изображения функциональных схем
регистров (вертикальное и горизонтальное). Условное графическое обозначение регистров.
Реализация схем регистров на триггерах различных типов.
Практическое занятие №8. Исследование схем регистров.
Раздел 4. Комбинационные цифровые устройства
Тема 3.2.
Цифровые
счетчики
импульсов
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
2
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
2
18
ОК 01, ОК 02,
14
Тема 4.1.
Шифраторы и
дешифраторы
Тема 4.2.
Преобразователи
кодов
Тема 4.3.
Мультиплексоры
и демультиплексоры
Содержание учебного материала. Назначение шифраторов и дешифраторов как
элементов преобразования числовой информации. Принцип построения и работы
шифраторов и дешифраторов. Таблица истинности процесса функционирования
шифратора и дешифратора. Матричные, линейные и прямоугольные дешифраторы.
Емкость шифраторов и дешифраторов. Форматы входного кода: двоичный и двоичнодесятичный. Многоступенчатые дешифраторы. Условное графическое обозначение
шифраторов и дешифраторов. Анализ схем шифраторов и дешифраторов в базисах ИЛИ,
И-НЕ, ИЛИ-НЕ
Практическое занятие №9. Исследование функциональных схем шифраторов и
дешифраторов
Содержание учебного материала. Назначение преобразователей кодов. Принцип
построения и работы преобразователя двоичного позиционного числа в специальные
двоичные машинные коды и машинных кодов одного вида в другой, преобразователя
двоично-десятичного кода в двоично-десятичный код другого вида, преобразователя кодов
для цифровой кодировки. Особенности построения схем при переходе из кодов одной
системы счисления в другую. Таблица истинности процесса функционирования
преобразователя кодов. Условное графическое обозначение преобразователей кодов.
Анализ схем преобразователей кодов в базисах ИЛИ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ
Содержание учебного материала. Назначение мультиплексоров и демультиплексоров как
элементов устройств передачи и приема информации. Мультиплексоры как цифровые
многопозиционные переключатели-коммутаторы. Демультиплексоры как селекторыраспределители входного сигнала, расширители каналов. Принцип построения и
функционирования мультиплексоров и демультиплексоров. Особенности использования
мультиплексоров для передачи информации из многих каналов в один в последовательном
коде и преобразования параллельного кода в
последовательный. Применение
мультиплексоров и демультиплексоров как коммутаторов каналов. Понятие о селекторахмультиплексорах.
Условное
графическое
обозначение
мультиплексоров
и
демультиплексоров.
Практическое занятие №10. Исследование функциональных схем мультиплексоров и
демультиплексоров.
2
ПК 1.1
2
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
2
15
Содержание учебного материала. Назначение и классификация комбинационных
сумматоров. Построение методом синтеза и условия функционирования одноразрядного
комбинационного полусумматора. Таблица истинности процесса функционирования
комбинационного сумматора. Построение и работа полного одноразрядного
комбинационного сумматора. Многоразрядные сумматоры последовательного и
параллельного действия с запоминанием переноса, последовательным сквозным
переносом, параллельным и групповым переносом. Способы повышения быстродействия
параллельных сумматоров. Накапливающие двоичные сумматоры. Десятичные
сумматоры. Каскадное соединение сумматоров. Условное графическое обозначение
сумматоров. Анализ функциональных схем сумматоров.
Практическое занятие №11. Исследование функциональных схем сумматоров
Содержание учебного материала. Назначение и классификация цифровых компараторов
Тема 4.5.
— схем сравнения. Основные операции поразрядного сравнения двух сравниваемых
Цифровые
двоичных чисел на основе алгебры логики. Принципы равенства и неравенства двоичных
компараторы
чисел. Принцип построения и процесс функционирования одноразрядного компаратора.
Построение
и
работа
многоразрядного
компаратора.
Таблица
истинности
функционирования компаратора. Способы наращивания разрядности компараторов.
Каскадные схемы компараторов. Условное графическое обозначение компараторов.
Практическое занятие №12. Схемы компараторов.
Раздел 5. Цифровые запоминающие устройства
Содержание учебного материала. Общая характеристика и назначение цифровых
Тема 5.1.
Классификация и запоминающих устройств. Классификация и параметры цифровых запоминающих
устройств по физическим принципам работы, по технологии изготовления, способу
параметры
изображения чисел, способу запоминания информации, по кратности считывания. Методы
запоминающих
размещения информации (адресная и безадресная). Иерархия (структура) запоминающих
уст-ройств
устройств (ОЗУ, ПЗУ, ППЗУ). Основные характеристики запоминающих устройств:
емкость, быстродействие, надежность и экономичность. Понятие о сверхоперативном
запоминающем устройстве (СОЗУ). Организация безадресной и виртуальной памяти
(магазинная, стековая, ассоциативная, непосредственная и прямой адресации)
Тема 4.4.
Комбинационные
двоичные
сумматоры
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
2
2
2
8
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
16
Тема 5.2.
Оперативные
запоминающие
устройства
Содержание учебного материала. Назначение, принцип построения и режимы работы
оперативно-запоминающего устройства (ОЗУ) — запись, хранение и чтение информации в
элементах памяти ОЗУ. Организация памяти в ОЗУ. Построение схем запоминающих
элементов динамических и статических ОЗУ. Структура матриц накопителей информации
ОЗУ. Схемы оперативных запоминающих устройств на основе ТТЛ-структуры и МДПструктуры с однокоординатной и двухкоординатной выборкой. Статические ОЗУ
(регистровые, матричные, файловые, поразрядные, байтовые). Динамические ОЗУ.
Схемотехника ОЗУ на отечественных микросхемах. Условное графическое обозначение
оперативно-запоминающего устройства
Тема 5.3.
Постоянные
запоминающие
устройства
Содержание учебного материала. Назначение и классификация
постоянных
запоминающих устройств (ПЗУ). Элементная база и организация постоянных
запоминающих устройств. Постоянные запоминающие устройства масочного типа и
программируемые пользователем. Построение ПЗУ различных видов. Принцип
программирования пользователем ПЗУ (электрическим сигналом и маскированием).
Особенности построения перепрограммируемых постоянных запоминающих устройств
(ППЗУ). Схема ППЗУ с многократным электрическим перепрограммированием. ППЗУ с
ультрафиолетовым стиранием и электрической записью. Условное графическое
обозначение постоянных запоминающих устройств.
Практическое занятие №13 Построение оперативно-запоминающего устройства.
Схемотехническая реализация ПЗУ и ЦИМС.
Практическое занятие №14 Реализация ИМС в программах-эмуляторах
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
2
2
17
Раздел 6. Аналого-цифровые (АЦП) и цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП) информации
Тема 6.1. Цифроаналоговые
преобразователи
(ЦАП) кода в
напряжение
Содержание учебного материала. Назначение и основные параметры цифро-аналоговых
преобразователей (ЦАП). Методы преобразования кода в аналоговый сигнал. Основные
схемные решения построения цифро-аналоговых преобразователей: ЦАП с
прецизионными резисторными матрицами и безматричные. Построение и принцип работы
схемы ЦАП с прецизионными резисторными матрицами (ЦАП с весовыми двоичновзвешенными сопротивлениями) и на основе матрицы R-2R с суммированием токов.
Схемотехнические принципы цифро-аналоговых преобразователей и их построение на
электронных ключах. Условное графическое обозначение цифро-аналоговых
преобразователей
Практическое занятие №15 Построение схем с ЦАП.
Тема 6.2.
Аналогоцифровые преобразователи (АЦП)
информации
Раздел 7. Микропроцессоры и микропроцессорные устройства
Содержание учебного материала. Основные определения и понятия о микропроцессорах
как примерах цифрового автомата. Назначение, классификация и типовая структура
микропроцессора.
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
2
Содержание учебного материала. Назначение и основные параметры аналого-цифровых
преобразователей (АЦП). Принцип аналого-цифрового преобразования информации.
Понятие о дискретизации, квантовании и кодировании непрерывных сигналов. Методы
преобразования аналогового сигнала в код. Принцип построения аналого-цифровых
преобразователей сигналов по методам ступенчатого и последовательного приближения
опорного напряжения и с параллельным преобразованием. Преобразователь угла поворота
в двоичный код. Последовательные АЦП с единичным и с двоично-взвешенным
приближением. Условное графическое обозначение аналого-цифровых преобразователей.
Практическое занятие №16 Построение схем с параллельного АЦП.
Тема 7.1. Общие
сведения о
микропроцессора
4
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
2
8
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
18
х и микропроцессорных системах
Самостоятельная работа обучающихся. Два подхода к построению процессоров:
принципы схемной логики и программируемой логики. Способы организации управления
вычислительным процессом. Классификация микропроцессорных средств. Поколения
микропроцессоров. Области применения микропроцессоров и микроЭВМ. Роль
микропроцессорной техники при создании систем обработки данных. Перспективы
развития и использования микропроцессорных средств
Содержание учебного материала. Однокристальные микропроцессоры. Структурная
Тема 7.2.
Микропроцессорн схема и архитектурное построение однокристального микропроцессора.
ые устройства
Практическое занятие №17 Процессоры и их классификация.
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
2
Практическое занятие №18 Команды микропроцессора
2
Самостоятельная работа обучающихся. Состав, назначение и принципы взаимосвязи
основных блоков в структурной схеме микропроцессора. Назначение основных сигналов и
выводов. Взаимодействие устройств микропроцессора при выполнении команд
управления. Особенности реализации команд передачи управления. Организация памяти
микропроцессоров. Машинные такты и циклы (временная диаграмма циклов).
Информация состояния. Запуск микропроцессора. Состояния захвата, прерывания,
останова. Понятие о программном обеспечении.
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2
Всего
82
19
Заочная форма обучения
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем
часов
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала. Задачи и структура дисциплины. Содержание тем
дисциплины. Значение дисциплины на современном этапе развития общества и в системе
подготовки специалистов по автоматике и телемеханике на железнодорожном транспорте.
Краткий очерк истории развития цифровой схемотехники. Связь цифровой схемотехники с
развитием элементной базы при создании приборов и устройств функциональной
электроники и вычислительной техники на основе синтеза. Основные определения и
понятия в цифровой схемотехнике: схемотехника, цифровой сигнал, цифровое устройство,
цифровая логика, синтез, микропроцессор, микро ЭВМ. Роль и значение функциональной
электроники, как научно-технического направления, в построении новых систем
автоматики на железнодорожном транспорте
Раздел 1. Арифметические основы цифровой схемотехники
Тема 1.1. Формы
представления
числовой
информации в
цифровых
устройствах
Самостоятельная работа обучающихся. Основные особенности систем счисления для
представления (записи) информации в устройствах цифровой схемотехники (двоичная,
двоично-десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления). Форматы
представления и передачи информации для цифровых устройств. Понятие бита, байта,
машинного слова. Математический и машинный способы записи двоичных чисел. Формы
представления чисел с фиксированной и плавающей запятой. Понятие о разрядной сетке.
Представление положительных и отрицательных двоичных чисел в прямом, обратном,
дополнительном и модифицированном кодах со знаковым и без знакового разряда.
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
16
6
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
20
1
Тема 1.2.
Арифметические
операции с
кодированными
числами
2
3
4
Самостоятельная работа обучающихся. Особенности выполнения арифметических
операций с многоразрядными двоичными кодированными числами (сложение, вычитание,
умножение и деление) со знаковым и без знакового разряда. Правила и последовательность
выполнения арифметических операций с кодированными двоичными числами с
фиксированной и плавающей запятой в прямом, обратном, дополнительном и
модифицированном коде со знаковым и без знакового разряда. Сложение и вычитание
кодированных двоично-десятичных чисел со знаковым и без знакового разряда
6
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
Практическое занятие №1 Кодирование целых, дробных и смешанных чисел в различных
системах счисления.
2
Самостоятельная работа обучающихся. Кодирование положительных и отрицательных
двоичных чисел в прямом, обратном, дополнительном и модифицированном кодах со
знаковым и без знакового разряда. Записи двоичных чисел. Формы представления чисел с
фиксированной и плавающей запятой .Выполнение арифметических операций с
многоразрядными двоичными кодированными числами со знаковым и без знакового
разряда
2
Раздел 2. Логические основы цифровой схемотехники
Тема 2.1.
Функциональная
логики
Самостоятельная работа обучающихся. Физическое представление логических значений
двоичных чисел электрическими сигналами. Понятие о комбинационной схеме и
цифровом автомате. Булевы (переключательные) функции, их количество и способы
задания, существенные и фиктивные переменные. Способы представления логических
переключательных функций: высказывание (словесное и письменное), табличное (понятие
о таблицах истинности) и аналитическая запись (запись формулой). Элементарные
(основные, базисные функции И, ИЛИ, НЕ) и комбинационные (универсальные, базовые)
логические функции одной и двух переменных, их функциональная запись через
дизъюнкцию, конъюнкцию и инверсию. Понятие высказывания. Операции импликации,
эквивалентности и суммы по модулю 2, их свойства. Таблицы истинности для основных
(базисных) и универсальных (базовых) логических функций.
20
4
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
21
Тема 2.2. Основы
синтеза
цифровых
логических
устройств
Тема 2.3.
Цифровые
интегральные
микросхемы
Самостоятельная работа обучающихся. Релейно-контактный аналог элементарных и
комбинационных логических функций. Применение законов, тождеств и правил алгебры
логики для записи и преобразования переключательных функций. Условное графическое
обозначение (УГО) основных (базисных) и универсальных (базовых) логических элементов
для реализации элементарных и комбинационных функций
2
Самостоятельная работа обучающихся. Алгоритм перехода от высказывания к
табличной и функциональной аналитической форме записи переключательных функций.
Основы аналитического и графического (карты Карно) способов минимизации функций.
Методика перехода от нормальной к совершенным формам записи переключательных
функций при аналитическом и графическом способах. Основы синтеза и анализа
комбинационных логических схем. Алгоритм перехода от высказывания к табличной и
функциональной аналитической форме записи переключательных функций
4
Практическое занятие №2 Построение схем цифровых логических устройств.
2
Самостоятельная работа обучающихся. Специальные разложения ПФ. Не полностью
определенные (частные) ПФ. Построение функциональной схемы логического устройства
методом синтеза. Синтез не полностью заданных логических функций. Понятие о
запрещенных и неопределенных наборах аргументов элементарных функций. Анализ
функциональных схем логических устройств. Некоторые особенности построения схем
логических устройств. Техническая реализация — построение логических схем по
переключательным функциям. Особенности построения логических устройств.
2
Содержание учебного материала. Общие сведения о цифровых интегральных
микросхемах (ЦИМС) и область их применения. Основные серии ЦИМС для построения
логических устройств. Классификация серий ЦИМС по функциональному назначению,
физическому принципу работы активных элементов (схемотехническое решение),
электрическим и эксплуатационным параметрам, выполняемым функциям, классам
(типам).
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
22
Тема 2.4. Типовые
устройства
обработки
цифровой
информации
Самостоятельная работа обучающихся. Номенклатура и серии цифровых интегральных
микросхем.
Конструктивное
оформление
интегральных
микросхем.
Система
цифробуквенного обозначения серий цифровых интегральных микросхем. Основные
параметры ЦИМС. Сравнительные параметры ЦИМС с различными видами
схемотехнических решений.Общая характеристика последовательных и комбинационных
цифровых логических устройств на основе ЦИМС. Функциональные схемы и условные
графические обозначения ЦИМС в зависимости от функционального назначения.
Особенности включения ЦИМС в функциональных схемах логических устройств
2
Самостоятельная работа обучающихся. Классификация устройств обработки цифровой
информации. Понятие об элементах, узлах и блоках в устройствах обработки цифровой
информации.
Общая
характеристика
и
назначение
комбинационных
и
последовательностных цифровых устройств. Виды типовых цифровых функциональных
узлов комбинационных и последовательностных цифровых устройств. Основные понятия
о цифровых запоминающих устройствах обработки цифровой информации и устройствах
преобразования информации
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
14
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
Раздел 3. Последовательностные цифровые устройства — цифровые автоматы
Тема 3.1
Цифровые
триггерные
схемы
Содержание учебного материала. Общие сведения о триггере как простейшем конечном
цифровом автомате. Назначение триггеров и их применение в аппаратуре
железнодорожной автоматики и телемеханики. Типы триггеров. Классификация триггеров
по способу записи и управления информацией, организации логических связей.
2
Практическое занятие №3 Исследование работы интегральных триггеров на логических
элементах.
2
Самостоятельная работа обучающихся. Назначение и обозначение входов и выходов
триггеров. Методика определения состояния триггеров. Основные параметры. Построение
триггеров на основе логических элементов интегральной схемотехники методом синтеза.
Основные понятия о статическом и динамическом управлении триггером. Принцип
функционирования асинхронного RS-триггера (бистабильная ячейка памяти) на основе
логических элементов И-НЕ и ИЛИ-НЕ в интегральной схемотехнике с прямыми
инверсными входами. Построение функциональной схемы и процесс функционирования
одноступенчатого и двухступенчатого RS-триггера. Особенности построения и работы
функциональных схем счетных триггеров. Построение функциональных схем и принцип
3
23
работы триггеров T-типа, D-типа. Построение универсального JK-триггера на основе RSтриггера с устранением состояния неопределенности. Условия построения и работы
синхронных триггеров. Таблица переходов триггера (таблица истинности) и закон
функционирования триггера (характеристическое уравнение триггера). Некоторые
особенности функциональных схем триггеров: расширение информационных входов по И
(ИЛИ), создание входов асинхронной установки (сброса) в нулевое (0) или единичное (1)
состояние триггеров и их блокировка, создание дополнительных входов разрешения.
Построение и работа схем взаимного преобразования триггеров: RS→Т; D →Т; RSТ→ D;
RSТ→ JK; JK → RS; JK→ T; JK→D. Условное графическое обозначение триггеров.
Тема 3.2.
Цифровые
счетчики
импульсов
Самостоятельная работа обучающихся. Общие сведения о счетчиках. Назначение и
типы счетчиков и пересчетных устройств. Классификация и параметры счетчиков.
Принцип функционирования счетчиков. Максимальный (избыточный) и эффективный
коэффициенты счета счетчика. Переполнение счетчика. Принципы построения и работы
счетчиков на сложение и вычитание с последовательным, параллельным, сквозным и
групповым переносом. Таблица переходов счетчиков (таблица истинности, таблица
состояний) и закон функционирования счетчика (характеристическое уравнение).
Разрядность и коэффициент пересчета счетчиков, весовое соотношение разрядов. Ввод и
вывод информации в счетчиках (последовательный и параллельный). Синхронные и
асинхронные счетчики. Счетчик с изменяемым направлением счета (реверсивный
счетчик). Построение суммирующего двоичного счетчика методом синтеза. Варианты
графического изображения функциональных схем счетчиков (вертикальное и
горизонтальное). Условное графическое обозначение счетчиков. Каскадное соединение
счетчиков (многоразрядные счетчики). Схемы делителя частоты импульсной
последовательности на основе двоичных счетчиков (назначение, принцип построения и
работа делителей с различными коэффициентами деления)
Тема 3.3.
Регистры
Содержание учебного материала. Общие сведения о регистрах. Назначение и типы
регистров. Классификация регистров.
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
Практическое занятие №4 Исследование работы интегральных триггеров. Исследование
схем счетчиков. Исследование схем регистров.
2
Самостоятельная
работа
обучающихся.
Принцип
построения
и
работы
последовательных, параллельных, последовательно-параллельных и параллельнопоследовательных регистров при вводе и выводе информации. Особенности парафазного
параллельного регистра. Кольцевые регистры, их назначение, особенности построения и
3
24
динамика работы. Регистры с высоким импедансом, применение их в вычислительных
комплексах. Реверсивный регистр, назначение, принцип построения и особенности
применения. Сдвигающие регистры с цепями приема двоичной информации в
последовательном коде и выдачи — в параллельном коде и наоборот. Сдвигающие
регистры как преобразователи кодов. Буферные регистры. Варианты графического
изображения функциональных схем регистров (вертикальное и горизонтальное). Условное
графическое обозначение регистров. Реализация схем регистров на триггерах различных
типов.
Раздел 4. Комбинационные цифровые устройства
12
Тема 4.1.
Шифраторы и
дешифраторы
Самостоятельная работа обучающихся. Назначение шифраторов и дешифраторов как
элементов преобразования числовой информации. Принцип построения и работы
шифраторов и дешифраторов. Таблица истинности процесса функционирования
шифратора и дешифратора. Матричные, линейные и прямоугольные дешифраторы.
Емкость шифраторов и дешифраторов. Форматы входного кода: двоичный и двоичнодесятичный. Многоступенчатые дешифраторы. Условное графическое обозначение
шифраторов и дешифраторов. Анализ схем шифраторов и дешифраторов в базисах ИЛИ,
И-НЕ, ИЛИ-НЕ
2
Тема 4.2.
Преобразователи
кодов
Самостоятельная работа обучающихся. Назначение преобразователей кодов. Принцип
построения и работы преобразователя двоичного позиционного числа в специальные
двоичные машинные коды и машинных кодов одного вида в другой, преобразователя
двоично-десятичного кода в двоично-десятичный код другого вида, преобразователя кодов
для цифровой кодировки. Особенности построения схем при переходе из кодов одной
системы счисления в другую. Таблица истинности процесса функционирования
преобразователя кодов. Условное графическое обозначение преобразователей кодов.
Анализ схем преобразователей кодов в базисах ИЛИ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
25
Тема 4.3.
Мультиплексоры
и демультиплексоры
Самостоятельная
работа
обучающихся.
Назначение
мультиплексоров
и
демультиплексоров как элементов устройств передачи и приема информации.
Мультиплексоры как цифровые многопозиционные переключатели-коммутаторы.
Демультиплексоры как селекторы-распределители входного сигнала, расширители
каналов.
Принцип
построения
и
функционирования
мультиплексоров
и
демультиплексоров. Особенности использования мультиплексоров для передачи
информации из многих каналов в один в последовательном коде и преобразования
параллельного кода в
последовательный. Применение мультиплексоров и
демультиплексоров как коммутаторов каналов. Понятие о селекторах-мультиплексорах.
Условное графическое обозначение мультиплексоров и демультиплексоров.
4
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
Тема 4.4.
Комбинационные
двоичные
сумматоры
Самостоятельная работа обучающихся. Назначение и классификация комбинационных
сумматоров. Построение методом синтеза и условия функционирования одноразрядного
комбинационного полусумматора. Таблица истинности процесса функционирования
комбинационного сумматора. Построение и работа полного одноразрядного
комбинационного
сумматора.Многоразрядные
сумматоры
последовательного
и
параллельного действия с запоминанием переноса, последовательным сквозным
переносом, параллельным и групповым переносом. Способы повышения быстродействия
параллельных сумматоров. Накапливающие двоичные сумматоры. Десятичные
сумматоры. Каскадное соединение сумматоров. Условное графическое обозначение
сумматоров. Анализ функциональных схем сумматоров.
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
Тема 4.5.
Цифровые
компараторы
Самостоятельная работа обучающихся. Назначение и классификация цифровых
компараторов — схем сравнения. Основные операции поразрядного сравнения двух
сравниваемых двоичных чисел на основе алгебры логики. Принципы равенства и
неравенства двоичных чисел. Принцип построения и процесс функционирования
одноразрядного компаратора. Построение и работа многоразрядного компаратора. Таблица
истинности функционирования компаратора. Способы наращивания разрядности
компараторов. Каскадные схемы компараторов. Условное графическое обозначение
компараторов.
2
26
Раздел 5. Цифровые запоминающие устройства
10
Тема 5.1.
Классификация и
параметры
запоминающих
уст-ройств
Самостоятельная работа обучающихся. Общая характеристика и назначение цифровых
запоминающих устройств. Классификация и параметры цифровых запоминающих
устройств по физическим принципам работы, по технологии изготовления, способу
изображения чисел, способу запоминания информации, по кратности считывания. Методы
размещения информации (адресная и безадресная). Иерархия (структура) запоминающих
устройств (ОЗУ, ПЗУ, ППЗУ). Основные характеристики запоминающих устройств:
емкость, быстродействие, надежность и экономичность. Понятие о сверхоперативном
запоминающем устройстве (СОЗУ). Организация безадресной и виртуальной памяти
(магазинная, стековая, ассоциативная, непосредственная и прямой адресации)
4
Тема 5.2.
Оперативные
запоминающие
устройства
Самостоятельная работа обучающихся. Назначение, принцип построения и режимы
работы оперативно-запоминающего устройства (ОЗУ) — запись, хранение и чтение
информации в элементах памяти ОЗУ. Организация памяти в ОЗУ. Построение схем
запоминающих элементов динамических и статических ОЗУ. Структура матриц
накопителей информации ОЗУ. Схемы оперативных запоминающих устройств на основе
ТТЛ-структуры и МДП-структуры с однокоординатной и двухкоординатной выборкой.
Статические ОЗУ (регистровые, матричные, файловые, поразрядные, байтовые).
Динамические ОЗУ. Схемотехника ОЗУ на отечественных микросхемах. Условное
графическое обозначение оперативно-запоминающего устройства
3
Тема 5.3.
Постоянные
запоминающие
устройства
Самостоятельная работа обучающихся. Назначение и классификация постоянных
запоминающих устройств (ПЗУ). Элементная база и организация постоянных
запоминающих устройств. Постоянные запоминающие устройства масочного типа и
программируемые пользователем. Построение ПЗУ различных видов. Принцип
программирования пользователем ПЗУ (электрическим сигналом и маскированием).
Особенности построения перепрограммируемых постоянных запоминающих устройств
(ППЗУ). Схема ППЗУ с многократным электрическим перепрограммированием. ППЗУ с
ультрафиолетовым стиранием и электрической записью. Условное графическое
обозначение постоянных запоминающих устройств.
3
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
27
Раздел 6. Аналого-цифровые (АЦП) и цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП) информации
4
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
Тема 6.1. Цифроаналоговые
преобразователи
(ЦАП) кода в
напряжение
Самостоятельная работа. Назначение и основные параметры цифро-аналоговых
преобразователей (ЦАП). Методы преобразования кода в аналоговый сигнал. Основные
схемные решения построения цифро-аналоговых преобразователей: ЦАП с
прецизионными резисторными матрицами и безматричные. Построение и принцип работы
схемы ЦАП с прецизионными резисторными матрицами (ЦАП с весовыми двоичновзвешенными сопротивлениями) и на основе матрицы R-2R с суммированием токов.
Схемотехнические принципы цифро-аналоговых преобразователей и их построение на
электронных ключах. Условное графическое обозначение цифро-аналоговых
преобразователей. Построение схем с ЦАП.
2
Тема 6.2.
Аналогоцифровые преобразователи (АЦП)
информации
Самостоятельная работа. Назначение и основные параметры аналого-цифровых
преобразователей (АЦП). Принцип аналого-цифрового преобразования информации.
Понятие о дискретизации, квантовании и кодировании непрерывных сигналов. Методы
преобразования аналогового сигнала в код. Принцип построения аналого-цифровых
преобразователей сигналов по методам ступенчатого и последовательного приближения
опорного напряжения и с параллельным преобразованием. Преобразователь угла поворота
в двоичный код. Последовательные АЦП с единичным и с двоично-взвешенным
приближением. Условное графическое обозначение аналого-цифровых преобразователей.
Построение схем с параллельного АЦП.
2
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
4
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
Раздел 7. Микропроцессоры и микропроцессорные устройства
Тема 7.1. Общие
сведения о
микропроцессора
х и микропроцессорных системах
Самостоятельная работа. Основные определения и понятия о микропроцессорах как
примерах цифрового автомата. Назначение, классификация и типовая структура
микропроцессора.Два подхода к построению процессоров: принципы схемной логики и
программируемой логики. Способы организации управления вычислительным процессом.
Классификация микропроцессорных средств. Поколения микропроцессоров. Области
применения микропроцессоров и микроЭВМ. Роль микропроцессорной техники при
создании систем обработки данных. Перспективы развития и использования
микропроцессорных средств. Команды микропроцессора.
2
28
Самостоятельная работа обучающихся.
Однокристальные микропроцессоры.
Тема 7.2.
Микропроцессорн Структурная схема и архитектурное построение однокристального микропроцессора.
Состав, назначение и принципы взаимосвязи основных блоков в структурной схеме
ые устройства
микропроцессора. Назначение основных сигналов и выводов. Взаимодействие устройств
микропроцессора при выполнении команд управления. Особенности реализации команд
передачи управления. Организация памяти микропроцессоров. Машинные такты и циклы
(временная диаграмма циклов). Информация состояния. Запуск микропроцессора.
Состояния захвата, прерывания, останова. Понятие о программном обеспечении.
2
Дифференцированный зачет
2
Всего
82
ОК 01, ОК 02,
ПК 1.1
29
3
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете «Информационных
технологий». Минимально необходимое материально-техническое обеспечение
включает в себя:
Компьютерный класс на 16 рабочих мест (стол, стулья аудиторные);
Оборудованное рабочее место преподавателя (стол, кресло,
персональный компьютер, локальная сеть с выходом в Internet);
Стенды – 1 шт;
Плакаты – 2 шт.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Печатные издания
1. Смиян Е.В. Схемотехнические решения построения и контроля цифровых
устройств: учеб. пособие. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по
образованию на железнодорожном транспорте», 2018. — 183 с.
2. Богомолов С.А. Основы электроники и цифровой схемотехники [Текст]:
Учебник / С.А. Богомолов. – М.: Академия, 2015. – 208 с.
3. Еременко В.Т. Электроника и схемотехника. Основы электроники [Текст]:
Конспект лекций / В.Т. Еременко, А.А. Рабочий, И.И. Невров. – Орел: ФГБОУ
ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2012. – 290 с.
4. Кузин А.В. Микропроцессорная техника [Текст]: Учебник / А.В. Кузин,
М.А. Жаворонков. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
5. Миловзоров О.В. Основы электроники [Текст]: Учебник / О.В.
Миловзоров, И.Г. Панков. – М.: Юрайт, 2017. – 344 с.
6. Потехин В.А. Схемотехника цифровых устройств [Текст]: Учебное
пособие / В.А. Потехин. – Томск: В-Спектр, 2012. – 250 с.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Материалы сайта www.informika.ru.
2. Материалы сайта www.ioit.ru/gost.php.
3. Материалы сайта www.pmm.ipmnet.ru.
4. Материалы сайта www.propro.ru
5. Материалы сайта www.rzd.ru.
6. Материалы сайта www.sibran.ru/journals/PMiTPh.
7. Электронная библиотечная система IPRBooks: http://www.iprbookshop.ru/
3.2.3. Дополнительные источники
1. Дунаев С.Д. Цифровая схемотехника [Текст]: Учебное пособие / С.Д.
Дунаев, С.Н. Золотарев. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по
образованию на железнодорожном транспорте», 2007. – 130 с.
2. А.А. Зотов, Ю.Л. Муромцев, А.Н. Ветров, А.Ю. Усков. – Тамбов:
ТВВАИУ, ТГТУ, 1998. – 273 с.
3. ГОСТ 17467-88 (СТ СЭВ 5761-86). Микросхемы интегральные. Основные
размеры от 01.01.1990.
4. ОСТ 11073.915-80. Микросхемы интегральные. Классификация и система
условных обозначений.
30
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
знания:
- видов информации и
способов
ее
представления в ЭВМ.
- демонстрирует знание
видов
информации
и
способов ее представления
в ЭВМ.
алгоритмов
функционирования
цифровой
схемотехники.
- демонстрирует знание
алгоритмов
функционирования
цифровой схемотехники.
умения:
использовать
типовые
средства
вычислительной
техники
и
программного
обеспечения.
- проводить контроль и
анализ
процесса
функционирования
цифровых
схемотехнических
устройств
по
функциональным
схемам.
- обладает практическими
навыками
использования
типовых
средств
вычислительной техники и
программного обеспечения.
различные виды опроса,
выполнение
индивидуальных
домашних
заданий,
решение
ситуационных
задач,
тестирование,
дифференцированный
зачет
различные виды опроса,
выполнение
индивидуальных
домашних
заданий,
решение
ситуационных
задач,
тестирование,
экзамен
экспертное наблюдение и
оценка на лабораторных и
практических
занятиях,
решение
ситуационных
задач
- обладает практическими
навыками
проведения
контроля
и
анализа
процесса
функционирования
цифровых
схемотехнических
устройств
по
функциональным схемам.
экспертное наблюдение и
оценка на лабораторных и
практических
занятиях,
решение
ситуационных
задач
31