Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 ЦИФРОВАЯ СХЕМОТЕХНИКА для специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2022 ОДОБРЕНА цикловой комиссией естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин Протокол № 1 от 30 августа 2022 г. Председатель____ Н. В. Зайцева Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) Утверждена Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________ Т. В. Добшикова « 31» августа 2022 г. Составитель: Елфимова М.А., преподаватель высшей квалификационной категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске 2 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 30 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 31 3 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.08 Цифровая схемотехника является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Учебная дисциплина «Цифровая схемотехника» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-11, ПК 1.1, ПК 2.7. 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися усваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 ОК 07, ОК 08, ОК 09, ОК 10, ОК 11, ПК 1.1, ПК 2.7 Умения – использовать типовые средства вычислительной техники и программного обеспечения; Знания – виды информации и способы ее представления в ЭВМ; − алгоритмы функционирования цифровой схемотехники. − проводить контроль и анализ процесса функционирования цифровых схемотехнических устройств по функциональным схемам. Данная дисциплина направлена на формирование следующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; 4 ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере; ПК 1.1. Анализировать работу станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики; ПК 2.7. Составлять и анализировать монтажные схемы устройств сигнализации, централизации и блокировки, железнодорожной автоматики и телемеханики; личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания: Личностный результат Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к Код Код личностного компетенции результата в соответствии с ФГОС ЛР 1 ОК 06. ЛР 2 ОК 04., 05., 06., 11. ЛР 3 ОК 04., 06. ЛР 4 ОК 04., 05., 5 людям труда, осознающий ценность собственного 09., 10., 11. труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к ОК 05., 06. Родине, родному народу, малой родине, принятию ЛР 5 традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего ОК 04, 06., поколения и готовность к участию в социальной ЛР 6 11. поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности ОК 04., 05., человека; уважающий собственную и чужую ЛР 7 06., 08., 09., уникальность в различных ситуациях, во всех 10. формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. ОК 04., 05., ЛР 8 Сопричастный к сохранению, преумножению и 06., 10. трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных ЛР 9 ОК 07., 08. веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, ОК 06., 07., собственной и чужой безопасности, в том числе ЛР 10 09. цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, ОК 05., 06. ЛР 11 обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ОК 04., 06. ЛР 12 ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный при взаимодействии с другими людьми ЛР 13 ОК. 04 достигать поставленных целей, стремящийся к 6 формированию в железнодорожной отрасли личностного роста как профессионала. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать ЛР 14 ОК. 01 способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий. Содействующий формированию положительного ЛР 15 ОК. 06 образа и поддержанию престижа своей профессии. Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе ЛР 16 ОК. 02 производственной деятельности проблем на железнодорожном транспорте. Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как ЛР 17 ОК. 02 результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Самостоятельный и ответственный в принятии ЛР 20 ОК. 03 решений во всех сферах своей деятельности. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения ЛР 21 ОК. 03 профессиональных задач. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию ЛР 22 ОК. 01 собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней ЛР 29 ОК. 02 устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения ЛР30 ОК. 03 профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ЛР 31 ОК. 02 ответственность. 7 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ЛР 32 ОК. 09 ЛР 33 ОК. 09 ЛР 35 ОК. 04 ЛР 36 ОК. 09 8 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение лабораторные и практические занятия курсовой проект консультации промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Самостоятельная работа Объем в часах 72 34 36 2 10 Заочная форма обучения Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение лабораторные и практические занятия курсовой проект консультации промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Самостоятельная работа Объем в часах 14 4 8 2 68 9 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Очная форма обучения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Содержание учебного материала. Задачи и структура дисциплины. Содержание тем дисциплины. Значение дисциплины на современном этапе развития общества и в системе подготовки специалистов по автоматике и телемеханике на железнодорожном транспорте. Краткий очерк истории развития цифровой схемотехники. Связь цифровой схемотехники с развитием элементной базы при создании приборов и устройств функциональной электроники и вычислительной техники на основе синтеза. Основные определения и понятия в цифровой схемотехнике: схемотехника, цифровой сигнал, цифровое устройство, цифровая логика, синтез, микропроцессор, микро ЭВМ. Роль и значение функциональной электроники, как научно-технического направления, в построении новых систем автоматики на железнодорожном транспорте. Раздел 1. Арифметические основы цифровой схемотехники Объем часов Введение Тема 1.1. Формы представления числовой информации в цифровых устройствах Содержание учебного материала. Основные особенности систем счисления для представления (записи) информации в устройствах цифровой схемотехники (двоичная, двоично-десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления). Форматы представления и передачи информации для цифровых устройств. Понятие бита, байта, машинного слова. Математический и машинный способы записи двоичных чисел. Формы представления чисел с фиксированной и плавающей запятой. Понятие о разрядной сетке. Представление положительных и отрицательных двоичных чисел в прямом, обратном, дополнительном и модифицированном кодах со знаковым и без знакового разряда. Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 12 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 10 Содержание учебного материала. Особенности выполнения арифметических операций с многоразрядными двоичными кодированными числами (сложение, вычитание, умножение и деление) со знаковым и без знакового разряда. Правила и последовательность выполнения арифметических операций с кодированными двоичными числами с фиксированной и плавающей запятой в прямом, обратном, дополнительном и модифицированном коде со знаковым и без знакового разряда. Сложение и вычитание кодированных двоичнодесятичных чисел со знаковым и без знакового разряда 2 Практическое занятие №1 Кодирование целых, дробных и смешанных чисел в различных системах счисления. Практическое занятие №2 Кодирование положительных и отрицательных двоичных чисел в прямом, обратном, дополнительном и модифицированном кодах со знаковым и без знакового разряда Практическое занятие №3 Записи двоичных чисел. Формы представления чисел с фиксированной и плавающей запятой Практическое занятие №4 Выполнение арифметических операций с многоразрядными двоичными кодированными числами со знаковым и без знакового разряда Раздел 2. Логические основы цифровой схемотехники Содержание учебного материала. Физическое представление логических значений Тема 2.1. Функциональная двоичных чисел электрическими сигналами. Понятие о комбинационной схеме и цифровом автомате. Булевы (переключательные) функции, их количество и способы логики задания, существенные и фиктивные переменные. Способы представления логических переключательных функций: высказывание (словесное и письменное), табличное (понятие о таблицах истинности) и аналитическая запись (запись формулой). Элементарные (основные, базисные функции И, ИЛИ, НЕ) и комбинационные (универсальные, базовые) логические функции одной и двух переменных, их функциональная запись через дизъюнкцию, конъюнкцию и инверсию. Понятие высказывания. Операции импликации, эквивалентности и суммы по модулю 2, их свойства. Таблицы истинности для основных (базисных) и универсальных (базовых) логических функций. 8 Тема 1.2. Арифметические операции с кодированными числами Самостоятельная работа обучающихся. Релейно-контактный аналог элементарных и комбинационных логических функций. Применение законов, тождеств и правил алгебры логики для записи и преобразования переключательных функций. Условное графическое обозначение (УГО) основных (базисных) и универсальных (базовых) логических элементов для реализации элементарных и комбинационных функций 16 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 2 11 Тема 2.2. Основы синтеза цифровых логических устройств Тема 2.3. Цифровые интегральные микросхемы Тема 2.4. Типовые устройства обработки цифровой информации Содержание учебного материала. Алгоритм перехода от высказывания к табличной и функциональной аналитической форме записи переключательных функций. Основы аналитического и графического (карты Карно) способов минимизации функций. Методика перехода от нормальной к совершенным формам записи переключательных функций при аналитическом и графическом способах. Основы синтеза и анализа комбинационных логических схем. Алгоритм перехода от высказывания к табличной и функциональной аналитической форме записи переключательных функций Практическое занятие №5. Построение схем цифровых логических устройств. 2 Самостоятельная работа обучающихся. Специальные разложения ПФ. Не полностью определенные (частные) ПФ. Построение функциональной схемы логического устройства методом синтеза. Синтез не полностью заданных логических функций. Понятие о запрещенных и неопределенных наборах аргументов элементарных функций. Анализ функциональных схем логических устройств. Некоторые особенности построения схем логических устройств. Техническая реализация — построение логических схем по переключательным функциям. Особенности построения логических устройств. Содержание учебного материала. Общие сведения о цифровых интегральных микросхемах (ЦИМС) и область их применения. Основные серии ЦИМС для построения логических устройств. Классификация серий ЦИМС по функциональному назначению, физическому принципу работы активных элементов (схемотехническое решение), электрическим и эксплуатационным параметрам, выполняемым функциям, классам (типам). Самостоятельная работа обучающихся. Номенклатура и серии цифровых интегральных микросхем. Конструктивное оформление интегральных микросхем. Система цифробуквенного обозначения серий цифровых интегральных микросхем. Основные параметры ЦИМС. Сравнительные параметры ЦИМС с различными видами схемотехнических решений. Общая характеристика последовательных и комбинационных цифровых логических устройств на основе ЦИМС. Функциональные схемы и условные графические обозначения ЦИМС в зависимости от функционального назначения. Особенности включения ЦИМС в функциональных схемах логических устройств 2 Содержание учебного материала. Классификация устройств обработки цифровой информации. Понятие об элементах, узлах и блоках в устройствах обработки цифровой информации. Общая характеристика и назначение комбинационных и последовательностных цифровых устройств. Виды типовых цифровых функциональных узлов комбинационных и последовательностных цифровых устройств. Основные понятия 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 2 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 12 о цифровых запоминающих устройствах обработки цифровой информации и устройствах преобразования информации Раздел 3. Последовательностные цифровые устройства — цифровые автоматы Содержание учебного материала. Общие сведения о триггере как простейшем конечном Тема 3.1 цифровом автомате. Назначение триггеров и их применение в аппаратуре Цифровые железнодорожной автоматики и телемеханики. Типы триггеров. Классификация триггеров триггерные по способу записи и управления информацией, организации логических связей. схемы Назначение и обозначение входов и выходов триггеров. Методика определения состояния триггеров. Основные параметры. Построение триггеров на основе логических элементов интегральной схемотехники методом синтеза. Основные понятия о статическом и динамическом управлении триггером. Принцип функционирования асинхронного RSтриггера (бистабильная ячейка памяти) на основе логических элементов И-НЕ и ИЛИ-НЕ в интегральной схемотехнике с прямыми инверсными входами. Построение функциональной схемы и процесс функционирования одноступенчатого и двухступенчатого RS-триггера. Особенности построения и работы функциональных схем счетных триггеров. Построение функциональных схем и принцип работы триггеров Tтипа, D-типа. Построение универсального JK-триггера на основе RS-триггера с устранением состояния неопределенности. Условия построения и работы синхронных триггеров. Таблица переходов триггера (таблица истинности) и закон функционирования триггера (характеристическое уравнение триггера). Некоторые особенности функциональных схем триггеров: расширение информационных входов по И (ИЛИ), создание входов асинхронной установки (сброса) в нулевое (0) или единичное (1) состояние триггеров и их блокировка, создание дополнительных входов разрешения. Построение и работа схем взаимного преобразования триггеров: RS→Т; D →Т; RSТ→ D; RSТ→ JK; JK → RS; JK→ T; JK→D. Условное графическое обозначение триггеров. Практическое занятие №6. Исследование работы интегральных триггеров на логических элементах. 12 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 2 13 Содержание учебного материала. Общие сведения о счетчиках. Назначение и типы счетчиков и пересчетных устройств. Классификация и параметры счетчиков. Принцип функционирования счетчиков. Максимальный (избыточный) и эффективный коэффициенты счета счетчика. Переполнение счетчика. Принципы построения и работы счетчиков на сложение и вычитание с последовательным, параллельным, сквозным и групповым переносом. Таблица переходов счетчиков (таблица истинности, таблица состояний) и закон функционирования счетчика (характеристическое уравнение). Разрядность и коэффициент пересчета счетчиков, весовое соотношение разрядов. Ввод и вывод информации в счетчиках (последовательный и параллельный). Синхронные и асинхронные счетчики. Счетчик с изменяемым направлением счета (реверсивный счетчик). Построение суммирующего двоичного счетчика методом синтеза. Варианты графического изображения функциональных схем счетчиков (вертикальное и горизонтальное). Условное графическое обозначение счетчиков. Каскадное соединение счетчиков (многоразрядные счетчики). Схемы делителя частоты импульсной последовательности на основе двоичных счетчиков (назначение, принцип построения и работа делителей с различными коэффициентами деления) Практическое занятие №7. Исследование работы интегральных триггеров. Исследование схем счетчиков. Содержание учебного материала. Общие сведения о регистрах. Назначение и типы Тема 3.3. регистров. Классификация регистров. Принцип построения и работы последовательных, Регистры параллельных, последовательно-параллельных и параллельно-последовательных регистров при вводе и выводе информации. Особенности парафазного параллельного регистра. Кольцевые регистры, их назначение, особенности построения и динамика работы. Регистры с высоким импедансом, применение их в вычислительных комплексах. Реверсивный регистр, назначение, принцип построения и особенности применения. Сдвигающие регистры с цепями приема двоичной информации в последовательном коде и выдачи — в параллельном коде и наоборот. Сдвигающие регистры как преобразователи кодов. Буферные регистры. Варианты графического изображения функциональных схем регистров (вертикальное и горизонтальное). Условное графическое обозначение регистров. Реализация схем регистров на триггерах различных типов. Практическое занятие №8. Исследование схем регистров. Раздел 4. Комбинационные цифровые устройства Тема 3.2. Цифровые счетчики импульсов 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 2 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 2 18 ОК 01, ОК 02, 14 Тема 4.1. Шифраторы и дешифраторы Тема 4.2. Преобразователи кодов Тема 4.3. Мультиплексоры и демультиплексоры Содержание учебного материала. Назначение шифраторов и дешифраторов как элементов преобразования числовой информации. Принцип построения и работы шифраторов и дешифраторов. Таблица истинности процесса функционирования шифратора и дешифратора. Матричные, линейные и прямоугольные дешифраторы. Емкость шифраторов и дешифраторов. Форматы входного кода: двоичный и двоичнодесятичный. Многоступенчатые дешифраторы. Условное графическое обозначение шифраторов и дешифраторов. Анализ схем шифраторов и дешифраторов в базисах ИЛИ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ Практическое занятие №9. Исследование функциональных схем шифраторов и дешифраторов Содержание учебного материала. Назначение преобразователей кодов. Принцип построения и работы преобразователя двоичного позиционного числа в специальные двоичные машинные коды и машинных кодов одного вида в другой, преобразователя двоично-десятичного кода в двоично-десятичный код другого вида, преобразователя кодов для цифровой кодировки. Особенности построения схем при переходе из кодов одной системы счисления в другую. Таблица истинности процесса функционирования преобразователя кодов. Условное графическое обозначение преобразователей кодов. Анализ схем преобразователей кодов в базисах ИЛИ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ Содержание учебного материала. Назначение мультиплексоров и демультиплексоров как элементов устройств передачи и приема информации. Мультиплексоры как цифровые многопозиционные переключатели-коммутаторы. Демультиплексоры как селекторыраспределители входного сигнала, расширители каналов. Принцип построения и функционирования мультиплексоров и демультиплексоров. Особенности использования мультиплексоров для передачи информации из многих каналов в один в последовательном коде и преобразования параллельного кода в последовательный. Применение мультиплексоров и демультиплексоров как коммутаторов каналов. Понятие о селекторахмультиплексорах. Условное графическое обозначение мультиплексоров и демультиплексоров. Практическое занятие №10. Исследование функциональных схем мультиплексоров и демультиплексоров. 2 ПК 1.1 2 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 2 15 Содержание учебного материала. Назначение и классификация комбинационных сумматоров. Построение методом синтеза и условия функционирования одноразрядного комбинационного полусумматора. Таблица истинности процесса функционирования комбинационного сумматора. Построение и работа полного одноразрядного комбинационного сумматора. Многоразрядные сумматоры последовательного и параллельного действия с запоминанием переноса, последовательным сквозным переносом, параллельным и групповым переносом. Способы повышения быстродействия параллельных сумматоров. Накапливающие двоичные сумматоры. Десятичные сумматоры. Каскадное соединение сумматоров. Условное графическое обозначение сумматоров. Анализ функциональных схем сумматоров. Практическое занятие №11. Исследование функциональных схем сумматоров Содержание учебного материала. Назначение и классификация цифровых компараторов Тема 4.5. — схем сравнения. Основные операции поразрядного сравнения двух сравниваемых Цифровые двоичных чисел на основе алгебры логики. Принципы равенства и неравенства двоичных компараторы чисел. Принцип построения и процесс функционирования одноразрядного компаратора. Построение и работа многоразрядного компаратора. Таблица истинности функционирования компаратора. Способы наращивания разрядности компараторов. Каскадные схемы компараторов. Условное графическое обозначение компараторов. Практическое занятие №12. Схемы компараторов. Раздел 5. Цифровые запоминающие устройства Содержание учебного материала. Общая характеристика и назначение цифровых Тема 5.1. Классификация и запоминающих устройств. Классификация и параметры цифровых запоминающих устройств по физическим принципам работы, по технологии изготовления, способу параметры изображения чисел, способу запоминания информации, по кратности считывания. Методы запоминающих размещения информации (адресная и безадресная). Иерархия (структура) запоминающих уст-ройств устройств (ОЗУ, ПЗУ, ППЗУ). Основные характеристики запоминающих устройств: емкость, быстродействие, надежность и экономичность. Понятие о сверхоперативном запоминающем устройстве (СОЗУ). Организация безадресной и виртуальной памяти (магазинная, стековая, ассоциативная, непосредственная и прямой адресации) Тема 4.4. Комбинационные двоичные сумматоры 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 2 2 2 8 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 16 Тема 5.2. Оперативные запоминающие устройства Содержание учебного материала. Назначение, принцип построения и режимы работы оперативно-запоминающего устройства (ОЗУ) — запись, хранение и чтение информации в элементах памяти ОЗУ. Организация памяти в ОЗУ. Построение схем запоминающих элементов динамических и статических ОЗУ. Структура матриц накопителей информации ОЗУ. Схемы оперативных запоминающих устройств на основе ТТЛ-структуры и МДПструктуры с однокоординатной и двухкоординатной выборкой. Статические ОЗУ (регистровые, матричные, файловые, поразрядные, байтовые). Динамические ОЗУ. Схемотехника ОЗУ на отечественных микросхемах. Условное графическое обозначение оперативно-запоминающего устройства Тема 5.3. Постоянные запоминающие устройства Содержание учебного материала. Назначение и классификация постоянных запоминающих устройств (ПЗУ). Элементная база и организация постоянных запоминающих устройств. Постоянные запоминающие устройства масочного типа и программируемые пользователем. Построение ПЗУ различных видов. Принцип программирования пользователем ПЗУ (электрическим сигналом и маскированием). Особенности построения перепрограммируемых постоянных запоминающих устройств (ППЗУ). Схема ППЗУ с многократным электрическим перепрограммированием. ППЗУ с ультрафиолетовым стиранием и электрической записью. Условное графическое обозначение постоянных запоминающих устройств. Практическое занятие №13 Построение оперативно-запоминающего устройства. Схемотехническая реализация ПЗУ и ЦИМС. Практическое занятие №14 Реализация ИМС в программах-эмуляторах 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 2 2 17 Раздел 6. Аналого-цифровые (АЦП) и цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП) информации Тема 6.1. Цифроаналоговые преобразователи (ЦАП) кода в напряжение Содержание учебного материала. Назначение и основные параметры цифро-аналоговых преобразователей (ЦАП). Методы преобразования кода в аналоговый сигнал. Основные схемные решения построения цифро-аналоговых преобразователей: ЦАП с прецизионными резисторными матрицами и безматричные. Построение и принцип работы схемы ЦАП с прецизионными резисторными матрицами (ЦАП с весовыми двоичновзвешенными сопротивлениями) и на основе матрицы R-2R с суммированием токов. Схемотехнические принципы цифро-аналоговых преобразователей и их построение на электронных ключах. Условное графическое обозначение цифро-аналоговых преобразователей Практическое занятие №15 Построение схем с ЦАП. Тема 6.2. Аналогоцифровые преобразователи (АЦП) информации Раздел 7. Микропроцессоры и микропроцессорные устройства Содержание учебного материала. Основные определения и понятия о микропроцессорах как примерах цифрового автомата. Назначение, классификация и типовая структура микропроцессора. ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 2 Содержание учебного материала. Назначение и основные параметры аналого-цифровых преобразователей (АЦП). Принцип аналого-цифрового преобразования информации. Понятие о дискретизации, квантовании и кодировании непрерывных сигналов. Методы преобразования аналогового сигнала в код. Принцип построения аналого-цифровых преобразователей сигналов по методам ступенчатого и последовательного приближения опорного напряжения и с параллельным преобразованием. Преобразователь угла поворота в двоичный код. Последовательные АЦП с единичным и с двоично-взвешенным приближением. Условное графическое обозначение аналого-цифровых преобразователей. Практическое занятие №16 Построение схем с параллельного АЦП. Тема 7.1. Общие сведения о микропроцессора 4 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 2 8 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 18 х и микропроцессорных системах Самостоятельная работа обучающихся. Два подхода к построению процессоров: принципы схемной логики и программируемой логики. Способы организации управления вычислительным процессом. Классификация микропроцессорных средств. Поколения микропроцессоров. Области применения микропроцессоров и микроЭВМ. Роль микропроцессорной техники при создании систем обработки данных. Перспективы развития и использования микропроцессорных средств Содержание учебного материала. Однокристальные микропроцессоры. Структурная Тема 7.2. Микропроцессорн схема и архитектурное построение однокристального микропроцессора. ые устройства Практическое занятие №17 Процессоры и их классификация. 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 2 Практическое занятие №18 Команды микропроцессора 2 Самостоятельная работа обучающихся. Состав, назначение и принципы взаимосвязи основных блоков в структурной схеме микропроцессора. Назначение основных сигналов и выводов. Взаимодействие устройств микропроцессора при выполнении команд управления. Особенности реализации команд передачи управления. Организация памяти микропроцессоров. Машинные такты и циклы (временная диаграмма циклов). Информация состояния. Запуск микропроцессора. Состояния захвата, прерывания, останова. Понятие о программном обеспечении. 2 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 Всего 82 19 Заочная форма обучения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 1 2 3 4 Введение Содержание учебного материала. Задачи и структура дисциплины. Содержание тем дисциплины. Значение дисциплины на современном этапе развития общества и в системе подготовки специалистов по автоматике и телемеханике на железнодорожном транспорте. Краткий очерк истории развития цифровой схемотехники. Связь цифровой схемотехники с развитием элементной базы при создании приборов и устройств функциональной электроники и вычислительной техники на основе синтеза. Основные определения и понятия в цифровой схемотехнике: схемотехника, цифровой сигнал, цифровое устройство, цифровая логика, синтез, микропроцессор, микро ЭВМ. Роль и значение функциональной электроники, как научно-технического направления, в построении новых систем автоматики на железнодорожном транспорте Раздел 1. Арифметические основы цифровой схемотехники Тема 1.1. Формы представления числовой информации в цифровых устройствах Самостоятельная работа обучающихся. Основные особенности систем счисления для представления (записи) информации в устройствах цифровой схемотехники (двоичная, двоично-десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления). Форматы представления и передачи информации для цифровых устройств. Понятие бита, байта, машинного слова. Математический и машинный способы записи двоичных чисел. Формы представления чисел с фиксированной и плавающей запятой. Понятие о разрядной сетке. Представление положительных и отрицательных двоичных чисел в прямом, обратном, дополнительном и модифицированном кодах со знаковым и без знакового разряда. ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 16 6 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 20 1 Тема 1.2. Арифметические операции с кодированными числами 2 3 4 Самостоятельная работа обучающихся. Особенности выполнения арифметических операций с многоразрядными двоичными кодированными числами (сложение, вычитание, умножение и деление) со знаковым и без знакового разряда. Правила и последовательность выполнения арифметических операций с кодированными двоичными числами с фиксированной и плавающей запятой в прямом, обратном, дополнительном и модифицированном коде со знаковым и без знакового разряда. Сложение и вычитание кодированных двоично-десятичных чисел со знаковым и без знакового разряда 6 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 Практическое занятие №1 Кодирование целых, дробных и смешанных чисел в различных системах счисления. 2 Самостоятельная работа обучающихся. Кодирование положительных и отрицательных двоичных чисел в прямом, обратном, дополнительном и модифицированном кодах со знаковым и без знакового разряда. Записи двоичных чисел. Формы представления чисел с фиксированной и плавающей запятой .Выполнение арифметических операций с многоразрядными двоичными кодированными числами со знаковым и без знакового разряда 2 Раздел 2. Логические основы цифровой схемотехники Тема 2.1. Функциональная логики Самостоятельная работа обучающихся. Физическое представление логических значений двоичных чисел электрическими сигналами. Понятие о комбинационной схеме и цифровом автомате. Булевы (переключательные) функции, их количество и способы задания, существенные и фиктивные переменные. Способы представления логических переключательных функций: высказывание (словесное и письменное), табличное (понятие о таблицах истинности) и аналитическая запись (запись формулой). Элементарные (основные, базисные функции И, ИЛИ, НЕ) и комбинационные (универсальные, базовые) логические функции одной и двух переменных, их функциональная запись через дизъюнкцию, конъюнкцию и инверсию. Понятие высказывания. Операции импликации, эквивалентности и суммы по модулю 2, их свойства. Таблицы истинности для основных (базисных) и универсальных (базовых) логических функций. 20 4 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 21 Тема 2.2. Основы синтеза цифровых логических устройств Тема 2.3. Цифровые интегральные микросхемы Самостоятельная работа обучающихся. Релейно-контактный аналог элементарных и комбинационных логических функций. Применение законов, тождеств и правил алгебры логики для записи и преобразования переключательных функций. Условное графическое обозначение (УГО) основных (базисных) и универсальных (базовых) логических элементов для реализации элементарных и комбинационных функций 2 Самостоятельная работа обучающихся. Алгоритм перехода от высказывания к табличной и функциональной аналитической форме записи переключательных функций. Основы аналитического и графического (карты Карно) способов минимизации функций. Методика перехода от нормальной к совершенным формам записи переключательных функций при аналитическом и графическом способах. Основы синтеза и анализа комбинационных логических схем. Алгоритм перехода от высказывания к табличной и функциональной аналитической форме записи переключательных функций 4 Практическое занятие №2 Построение схем цифровых логических устройств. 2 Самостоятельная работа обучающихся. Специальные разложения ПФ. Не полностью определенные (частные) ПФ. Построение функциональной схемы логического устройства методом синтеза. Синтез не полностью заданных логических функций. Понятие о запрещенных и неопределенных наборах аргументов элементарных функций. Анализ функциональных схем логических устройств. Некоторые особенности построения схем логических устройств. Техническая реализация — построение логических схем по переключательным функциям. Особенности построения логических устройств. 2 Содержание учебного материала. Общие сведения о цифровых интегральных микросхемах (ЦИМС) и область их применения. Основные серии ЦИМС для построения логических устройств. Классификация серий ЦИМС по функциональному назначению, физическому принципу работы активных элементов (схемотехническое решение), электрическим и эксплуатационным параметрам, выполняемым функциям, классам (типам). 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 22 Тема 2.4. Типовые устройства обработки цифровой информации Самостоятельная работа обучающихся. Номенклатура и серии цифровых интегральных микросхем. Конструктивное оформление интегральных микросхем. Система цифробуквенного обозначения серий цифровых интегральных микросхем. Основные параметры ЦИМС. Сравнительные параметры ЦИМС с различными видами схемотехнических решений.Общая характеристика последовательных и комбинационных цифровых логических устройств на основе ЦИМС. Функциональные схемы и условные графические обозначения ЦИМС в зависимости от функционального назначения. Особенности включения ЦИМС в функциональных схемах логических устройств 2 Самостоятельная работа обучающихся. Классификация устройств обработки цифровой информации. Понятие об элементах, узлах и блоках в устройствах обработки цифровой информации. Общая характеристика и назначение комбинационных и последовательностных цифровых устройств. Виды типовых цифровых функциональных узлов комбинационных и последовательностных цифровых устройств. Основные понятия о цифровых запоминающих устройствах обработки цифровой информации и устройствах преобразования информации 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 14 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 Раздел 3. Последовательностные цифровые устройства — цифровые автоматы Тема 3.1 Цифровые триггерные схемы Содержание учебного материала. Общие сведения о триггере как простейшем конечном цифровом автомате. Назначение триггеров и их применение в аппаратуре железнодорожной автоматики и телемеханики. Типы триггеров. Классификация триггеров по способу записи и управления информацией, организации логических связей. 2 Практическое занятие №3 Исследование работы интегральных триггеров на логических элементах. 2 Самостоятельная работа обучающихся. Назначение и обозначение входов и выходов триггеров. Методика определения состояния триггеров. Основные параметры. Построение триггеров на основе логических элементов интегральной схемотехники методом синтеза. Основные понятия о статическом и динамическом управлении триггером. Принцип функционирования асинхронного RS-триггера (бистабильная ячейка памяти) на основе логических элементов И-НЕ и ИЛИ-НЕ в интегральной схемотехнике с прямыми инверсными входами. Построение функциональной схемы и процесс функционирования одноступенчатого и двухступенчатого RS-триггера. Особенности построения и работы функциональных схем счетных триггеров. Построение функциональных схем и принцип 3 23 работы триггеров T-типа, D-типа. Построение универсального JK-триггера на основе RSтриггера с устранением состояния неопределенности. Условия построения и работы синхронных триггеров. Таблица переходов триггера (таблица истинности) и закон функционирования триггера (характеристическое уравнение триггера). Некоторые особенности функциональных схем триггеров: расширение информационных входов по И (ИЛИ), создание входов асинхронной установки (сброса) в нулевое (0) или единичное (1) состояние триггеров и их блокировка, создание дополнительных входов разрешения. Построение и работа схем взаимного преобразования триггеров: RS→Т; D →Т; RSТ→ D; RSТ→ JK; JK → RS; JK→ T; JK→D. Условное графическое обозначение триггеров. Тема 3.2. Цифровые счетчики импульсов Самостоятельная работа обучающихся. Общие сведения о счетчиках. Назначение и типы счетчиков и пересчетных устройств. Классификация и параметры счетчиков. Принцип функционирования счетчиков. Максимальный (избыточный) и эффективный коэффициенты счета счетчика. Переполнение счетчика. Принципы построения и работы счетчиков на сложение и вычитание с последовательным, параллельным, сквозным и групповым переносом. Таблица переходов счетчиков (таблица истинности, таблица состояний) и закон функционирования счетчика (характеристическое уравнение). Разрядность и коэффициент пересчета счетчиков, весовое соотношение разрядов. Ввод и вывод информации в счетчиках (последовательный и параллельный). Синхронные и асинхронные счетчики. Счетчик с изменяемым направлением счета (реверсивный счетчик). Построение суммирующего двоичного счетчика методом синтеза. Варианты графического изображения функциональных схем счетчиков (вертикальное и горизонтальное). Условное графическое обозначение счетчиков. Каскадное соединение счетчиков (многоразрядные счетчики). Схемы делителя частоты импульсной последовательности на основе двоичных счетчиков (назначение, принцип построения и работа делителей с различными коэффициентами деления) Тема 3.3. Регистры Содержание учебного материала. Общие сведения о регистрах. Назначение и типы регистров. Классификация регистров. 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 Практическое занятие №4 Исследование работы интегральных триггеров. Исследование схем счетчиков. Исследование схем регистров. 2 Самостоятельная работа обучающихся. Принцип построения и работы последовательных, параллельных, последовательно-параллельных и параллельнопоследовательных регистров при вводе и выводе информации. Особенности парафазного параллельного регистра. Кольцевые регистры, их назначение, особенности построения и 3 24 динамика работы. Регистры с высоким импедансом, применение их в вычислительных комплексах. Реверсивный регистр, назначение, принцип построения и особенности применения. Сдвигающие регистры с цепями приема двоичной информации в последовательном коде и выдачи — в параллельном коде и наоборот. Сдвигающие регистры как преобразователи кодов. Буферные регистры. Варианты графического изображения функциональных схем регистров (вертикальное и горизонтальное). Условное графическое обозначение регистров. Реализация схем регистров на триггерах различных типов. Раздел 4. Комбинационные цифровые устройства 12 Тема 4.1. Шифраторы и дешифраторы Самостоятельная работа обучающихся. Назначение шифраторов и дешифраторов как элементов преобразования числовой информации. Принцип построения и работы шифраторов и дешифраторов. Таблица истинности процесса функционирования шифратора и дешифратора. Матричные, линейные и прямоугольные дешифраторы. Емкость шифраторов и дешифраторов. Форматы входного кода: двоичный и двоичнодесятичный. Многоступенчатые дешифраторы. Условное графическое обозначение шифраторов и дешифраторов. Анализ схем шифраторов и дешифраторов в базисах ИЛИ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ 2 Тема 4.2. Преобразователи кодов Самостоятельная работа обучающихся. Назначение преобразователей кодов. Принцип построения и работы преобразователя двоичного позиционного числа в специальные двоичные машинные коды и машинных кодов одного вида в другой, преобразователя двоично-десятичного кода в двоично-десятичный код другого вида, преобразователя кодов для цифровой кодировки. Особенности построения схем при переходе из кодов одной системы счисления в другую. Таблица истинности процесса функционирования преобразователя кодов. Условное графическое обозначение преобразователей кодов. Анализ схем преобразователей кодов в базисах ИЛИ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 25 Тема 4.3. Мультиплексоры и демультиплексоры Самостоятельная работа обучающихся. Назначение мультиплексоров и демультиплексоров как элементов устройств передачи и приема информации. Мультиплексоры как цифровые многопозиционные переключатели-коммутаторы. Демультиплексоры как селекторы-распределители входного сигнала, расширители каналов. Принцип построения и функционирования мультиплексоров и демультиплексоров. Особенности использования мультиплексоров для передачи информации из многих каналов в один в последовательном коде и преобразования параллельного кода в последовательный. Применение мультиплексоров и демультиплексоров как коммутаторов каналов. Понятие о селекторах-мультиплексорах. Условное графическое обозначение мультиплексоров и демультиплексоров. 4 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 Тема 4.4. Комбинационные двоичные сумматоры Самостоятельная работа обучающихся. Назначение и классификация комбинационных сумматоров. Построение методом синтеза и условия функционирования одноразрядного комбинационного полусумматора. Таблица истинности процесса функционирования комбинационного сумматора. Построение и работа полного одноразрядного комбинационного сумматора.Многоразрядные сумматоры последовательного и параллельного действия с запоминанием переноса, последовательным сквозным переносом, параллельным и групповым переносом. Способы повышения быстродействия параллельных сумматоров. Накапливающие двоичные сумматоры. Десятичные сумматоры. Каскадное соединение сумматоров. Условное графическое обозначение сумматоров. Анализ функциональных схем сумматоров. 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 Тема 4.5. Цифровые компараторы Самостоятельная работа обучающихся. Назначение и классификация цифровых компараторов — схем сравнения. Основные операции поразрядного сравнения двух сравниваемых двоичных чисел на основе алгебры логики. Принципы равенства и неравенства двоичных чисел. Принцип построения и процесс функционирования одноразрядного компаратора. Построение и работа многоразрядного компаратора. Таблица истинности функционирования компаратора. Способы наращивания разрядности компараторов. Каскадные схемы компараторов. Условное графическое обозначение компараторов. 2 26 Раздел 5. Цифровые запоминающие устройства 10 Тема 5.1. Классификация и параметры запоминающих уст-ройств Самостоятельная работа обучающихся. Общая характеристика и назначение цифровых запоминающих устройств. Классификация и параметры цифровых запоминающих устройств по физическим принципам работы, по технологии изготовления, способу изображения чисел, способу запоминания информации, по кратности считывания. Методы размещения информации (адресная и безадресная). Иерархия (структура) запоминающих устройств (ОЗУ, ПЗУ, ППЗУ). Основные характеристики запоминающих устройств: емкость, быстродействие, надежность и экономичность. Понятие о сверхоперативном запоминающем устройстве (СОЗУ). Организация безадресной и виртуальной памяти (магазинная, стековая, ассоциативная, непосредственная и прямой адресации) 4 Тема 5.2. Оперативные запоминающие устройства Самостоятельная работа обучающихся. Назначение, принцип построения и режимы работы оперативно-запоминающего устройства (ОЗУ) — запись, хранение и чтение информации в элементах памяти ОЗУ. Организация памяти в ОЗУ. Построение схем запоминающих элементов динамических и статических ОЗУ. Структура матриц накопителей информации ОЗУ. Схемы оперативных запоминающих устройств на основе ТТЛ-структуры и МДП-структуры с однокоординатной и двухкоординатной выборкой. Статические ОЗУ (регистровые, матричные, файловые, поразрядные, байтовые). Динамические ОЗУ. Схемотехника ОЗУ на отечественных микросхемах. Условное графическое обозначение оперативно-запоминающего устройства 3 Тема 5.3. Постоянные запоминающие устройства Самостоятельная работа обучающихся. Назначение и классификация постоянных запоминающих устройств (ПЗУ). Элементная база и организация постоянных запоминающих устройств. Постоянные запоминающие устройства масочного типа и программируемые пользователем. Построение ПЗУ различных видов. Принцип программирования пользователем ПЗУ (электрическим сигналом и маскированием). Особенности построения перепрограммируемых постоянных запоминающих устройств (ППЗУ). Схема ППЗУ с многократным электрическим перепрограммированием. ППЗУ с ультрафиолетовым стиранием и электрической записью. Условное графическое обозначение постоянных запоминающих устройств. 3 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 27 Раздел 6. Аналого-цифровые (АЦП) и цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП) информации 4 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 Тема 6.1. Цифроаналоговые преобразователи (ЦАП) кода в напряжение Самостоятельная работа. Назначение и основные параметры цифро-аналоговых преобразователей (ЦАП). Методы преобразования кода в аналоговый сигнал. Основные схемные решения построения цифро-аналоговых преобразователей: ЦАП с прецизионными резисторными матрицами и безматричные. Построение и принцип работы схемы ЦАП с прецизионными резисторными матрицами (ЦАП с весовыми двоичновзвешенными сопротивлениями) и на основе матрицы R-2R с суммированием токов. Схемотехнические принципы цифро-аналоговых преобразователей и их построение на электронных ключах. Условное графическое обозначение цифро-аналоговых преобразователей. Построение схем с ЦАП. 2 Тема 6.2. Аналогоцифровые преобразователи (АЦП) информации Самостоятельная работа. Назначение и основные параметры аналого-цифровых преобразователей (АЦП). Принцип аналого-цифрового преобразования информации. Понятие о дискретизации, квантовании и кодировании непрерывных сигналов. Методы преобразования аналогового сигнала в код. Принцип построения аналого-цифровых преобразователей сигналов по методам ступенчатого и последовательного приближения опорного напряжения и с параллельным преобразованием. Преобразователь угла поворота в двоичный код. Последовательные АЦП с единичным и с двоично-взвешенным приближением. Условное графическое обозначение аналого-цифровых преобразователей. Построение схем с параллельного АЦП. 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 4 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 Раздел 7. Микропроцессоры и микропроцессорные устройства Тема 7.1. Общие сведения о микропроцессора х и микропроцессорных системах Самостоятельная работа. Основные определения и понятия о микропроцессорах как примерах цифрового автомата. Назначение, классификация и типовая структура микропроцессора.Два подхода к построению процессоров: принципы схемной логики и программируемой логики. Способы организации управления вычислительным процессом. Классификация микропроцессорных средств. Поколения микропроцессоров. Области применения микропроцессоров и микроЭВМ. Роль микропроцессорной техники при создании систем обработки данных. Перспективы развития и использования микропроцессорных средств. Команды микропроцессора. 2 28 Самостоятельная работа обучающихся. Однокристальные микропроцессоры. Тема 7.2. Микропроцессорн Структурная схема и архитектурное построение однокристального микропроцессора. Состав, назначение и принципы взаимосвязи основных блоков в структурной схеме ые устройства микропроцессора. Назначение основных сигналов и выводов. Взаимодействие устройств микропроцессора при выполнении команд управления. Особенности реализации команд передачи управления. Организация памяти микропроцессоров. Машинные такты и циклы (временная диаграмма циклов). Информация состояния. Запуск микропроцессора. Состояния захвата, прерывания, останова. Понятие о программном обеспечении. 2 Дифференцированный зачет 2 Всего 82 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 29 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете «Информационных технологий». Минимально необходимое материально-техническое обеспечение включает в себя: Компьютерный класс на 16 рабочих мест (стол, стулья аудиторные); Оборудованное рабочее место преподавателя (стол, кресло, персональный компьютер, локальная сеть с выходом в Internet); Стенды – 1 шт; Плакаты – 2 шт. 3.2 Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1 Печатные издания 1. Смиян Е.В. Схемотехнические решения построения и контроля цифровых устройств: учеб. пособие. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. — 183 с. 2. Богомолов С.А. Основы электроники и цифровой схемотехники [Текст]: Учебник / С.А. Богомолов. – М.: Академия, 2015. – 208 с. 3. Еременко В.Т. Электроника и схемотехника. Основы электроники [Текст]: Конспект лекций / В.Т. Еременко, А.А. Рабочий, И.И. Невров. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2012. – 290 с. 4. Кузин А.В. Микропроцессорная техника [Текст]: Учебник / А.В. Кузин, М.А. Жаворонков. – М.: Академия, 2013. – 304 с. 5. Миловзоров О.В. Основы электроники [Текст]: Учебник / О.В. Миловзоров, И.Г. Панков. – М.: Юрайт, 2017. – 344 с. 6. Потехин В.А. Схемотехника цифровых устройств [Текст]: Учебное пособие / В.А. Потехин. – Томск: В-Спектр, 2012. – 250 с. 3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Материалы сайта www.informika.ru. 2. Материалы сайта www.ioit.ru/gost.php. 3. Материалы сайта www.pmm.ipmnet.ru. 4. Материалы сайта www.propro.ru 5. Материалы сайта www.rzd.ru. 6. Материалы сайта www.sibran.ru/journals/PMiTPh. 7. Электронная библиотечная система IPRBooks: http://www.iprbookshop.ru/ 3.2.3. Дополнительные источники 1. Дунаев С.Д. Цифровая схемотехника [Текст]: Учебное пособие / С.Д. Дунаев, С.Н. Золотарев. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. – 130 с. 2. А.А. Зотов, Ю.Л. Муромцев, А.Н. Ветров, А.Ю. Усков. – Тамбов: ТВВАИУ, ТГТУ, 1998. – 273 с. 3. ГОСТ 17467-88 (СТ СЭВ 5761-86). Микросхемы интегральные. Основные размеры от 01.01.1990. 4. ОСТ 11073.915-80. Микросхемы интегральные. Классификация и система условных обозначений. 30 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки знания: - видов информации и способов ее представления в ЭВМ. - демонстрирует знание видов информации и способов ее представления в ЭВМ. алгоритмов функционирования цифровой схемотехники. - демонстрирует знание алгоритмов функционирования цифровой схемотехники. умения: использовать типовые средства вычислительной техники и программного обеспечения. - проводить контроль и анализ процесса функционирования цифровых схемотехнических устройств по функциональным схемам. - обладает практическими навыками использования типовых средств вычислительной техники и программного обеспечения. различные виды опроса, выполнение индивидуальных домашних заданий, решение ситуационных задач, тестирование, дифференцированный зачет различные виды опроса, выполнение индивидуальных домашних заданий, решение ситуационных задач, тестирование, экзамен экспертное наблюдение и оценка на лабораторных и практических занятиях, решение ситуационных задач - обладает практическими навыками проведения контроля и анализа процесса функционирования цифровых схемотехнических устройств по функциональным схемам. экспертное наблюдение и оценка на лабораторных и практических занятиях, решение ситуационных задач 31