Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ОХРАНА ТРУДА для специальности: 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 Рассмотрена На заседании цикловой комиссией Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) Протокол № 1 от « 29» августа 2024 г. Председатель _______ Ю.И. Маточкин Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) Утверждаю Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______ Т.В. Добшикова «30» августа 2024 г. Составитель: Карюкин Д.Ю., преподаватель филиала СГУПС в г. Новоалтайске, высшей квалификационной категории 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Стр. 4 7 18 19 3 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.07 Охрана труда является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Учебная дисциплина «Охрана труда» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01- ОК 04, ОК 06-ОК-09, ПК1.1-ПК3. 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися усваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 01-ОК 04 ОК 06- ОК 09 ПК 1.1-ПК 3.3 Умения – проводить идентификацию производственных факторов в сфере профессиональной деятельности; – использовать экобиозащитную технику; – принимать меры для исключения производственного травматизма; – применять средства индивидуальной защиты; – пользоваться первичными переносными средствами пожаротушения; – применять безопасные методы выполнения работ Знания – особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда; – правила безопасности при производстве работ Учебная дисциплина участвует в формировании общих компетенций (ОК): ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных 4 отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Учебная дисциплина участвует в формировании профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. Анализировать работу станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики по принципиальным схемам. ПК 1.2. Определять и устранять отказы в работе станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики. ПК 1.3. Выполнять требования по эксплуатации станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики. ПК 2.1. Обеспечивать техническое обслуживание устройств СЦБ и систем ЖАТ. ПК 2.2. Выполнять работы по техническому обслуживанию устройств электропитания систем железнодорожной автоматики. ПК 2.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию линий железнодорожной автоматики. ПК 2.4. Организовывать работу по обслуживанию, монтажу и наладке систем железнодорожной автоматики. ПК 2.5. Определять экономическую эффективность применения устройств автоматики и методов их обслуживания. ПК 2.6. Выполнять требования технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения. ПК 2.7. Составлять и анализировать монтажные схемы устройств СЦБ и ЖАТ по принципиальным схемам. ПК 3.1. Производить разборку, сборку и регулировку приборов и устройств СЦБ. ПК 3.2. Измерять и анализировать параметры приборов и устройств СЦБ. ПК 3.3. Регулировать и проверять работу устройств и приборов СЦБ. Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания: Личностный результат Код личностного результата Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой ЛР 1 Код компетенции в соответствии с ФГОС ОК 06. 5 страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном ОК 04., 06. ЛР 2 самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их ЛР 3 ОК 06. от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям ОК 09. труда, осознающий ценность собственного труда. ЛР 4 Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, ОК 06. исторической памяти на основе любви к Родине, родному ЛР 5 народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и ОК 06. готовность к участию в социальной поддержке и ЛР 6 волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в ЛР 7 ОК 06. различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к ЛР 8 ОК 04., 06. сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, ЛР 9 ОК 07., 08. психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и ЛР 10 ОК 06., 07., 09. чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, ОК 06. ЛР 11 обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие ОК 06. насилия в семье, ухода от родительской ответственности, ЛР 12 отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности 6 Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к ЛР 13 ОК. 04 формированию в железнодорожной отрасли личностного роста как профессионала. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы ЛР 14 ОК. 01 решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий. Содействующий формированию положительного образа и ЛР 15 ОК. 06 поддержанию престижа своей профессии. Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для ЛР 16 ОК. 02 решения возникающих в процессе производственной деятельности проблем на железнодорожном транспорте. Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; ЛР 17 ОК. 02 позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Самостоятельный и ответственный в принятии решений во ЛР 20 ОК. 03 всех сферах своей деятельности. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных ЛР 21 ОК. 03 задач. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной ЛР 22 ОК. 01 деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Понимать сущность и социальную значимость своей ЛР 29 ОК. 02 будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных ЛР30 ОК. 03 задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ЛР 31 ОК. 02 ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения ЛР 32 ОК. 09 профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные ЛР 33 ОК. 09 технологии в профессиональной деятельности. Брать на себя ответственность за работу членов команды ЛР 35 ОК. 04 (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, ЛР 36 ОК. 09 осознанно планировать повышение квалификации. 7 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем образовательной программы учебной дисциплины во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение лабораторные и практические занятия курсовой проект консультации промежуточная аттестация в форме экзамена Самостоятельная работа Объем в часах 62 60 30 20 4 6 2 Заочная форма обучения Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем образовательной программы учебной дисциплины во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение лабораторные и практические занятия курсовой проект консультации промежуточная аттестация в форме экзамена Самостоятельная работа Объем в часах 62 18 12 4 2 44 8 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 Охрана труда Очная форма обучения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1 Правовые и организационные основы охраны труда Содержание учебного материала: Основные термины и определения. Правовые и Тема 1.1 организационные основы охраны труда. Основные направления государственной Правовые основы политики. Нормальная продолжительность рабочего времени. Время отдыха. Обязанности охраны труда работодателя и работников по обеспечению безопасных условий и охраны труда на производстве. Гарантии охраны труда работникам, занятым на тяжелых работах с вредными условиями труда. Труд женщин и молодежи. Ответственность за нарушение норм безопасности и охраны труда В том числе, практических занятий: Практическое занятие № 1. Права и обязанности работника и работодателя в области охраны труда Содержание учебного материала: Основные понятия о травматизме. Классификация Тема 1.2. травматизма. Виды инструктажей. Контроль обеспечения безопасности труда. Методы Производственный анализа травматизма. Мероприятия по предупреждению травматизма. травматизм и его Непроизводственный травматизм. Расследование и учет несчастных случаев на профилактика производстве В том числе, практических занятий: Практическое занятие № 2. Проведение инструктажа по охране труда с оформлением записей в «Журнале инструктажей по охране труда на рабочем месте» Практическое занятие № 3. Проведения расследования несчастного случая. Оформление акта формы Н-1. Самостоятельная работа: Составить конспект, подготовить ответы на вопросы. Объем в часах 3 10 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.4 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.4 4 2 ОК 01 9 Раздел 2. Гигиена труда и производственная санитария Тема 2.1. Понятие о Содержание учебного материала: физиологии и Понятие о физиологии труда. Воздушная среда рабочей зоны. Освещение. Вредные и психологии труда. опасные производственные факторы. Влияние шума и вибрации на организм человека. Вредные и опасные Утомление. Рациональная организация рабочего места с учетом требований производственные эргономики. Классификация условий труда по степени вредности и опасности. факторы. Мероприятия по улучшению условий труда. Предварительные и периодические медицинские осмотры. Профессиональный отбор. Требования к спецодежде, порядок выдачи, хранение. Автоматизированные рабочие места. Льготы и компенсации В том числе, практических занятий: Практическое занятие № 4. Разработка мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте Раздел 3. Основы пожарной безопасности Тема 3.1. Пожарная Содержание учебного материала: безопасность на Виды горения. Пожароопасные свойства веществ и материалов. Классификация объектах пожаров. Первичные средства пожаротушения. Пожарная техника. Организация железнодорожного мероприятий по предупреждению пожаров. Ответственность должностных лиц за транспорта пожарную безопасность Практическое занятие № 5. Порядок применения средств пожаротушения Раздел 4. Обеспечение безопасных условий труда. Электробезопасность Тема 4.1. Действие Содержание учебного материала: электрического тока. Особенности и виды поражения электрическим током. Электротравмы. Степень и Меры безопасности опасность воздействия электрического тока. Электрический ток, основные параметры. при работах на Понятия о системе электроснабжения железных дорог. Степени воздействия электрифицированных переменного тока на организм человека. Опасность поражения электрическим током в участках зависимости от условий производственных помещений. Классификация переменного тока промышленной частоты по степени воздействия на организм человека (ощутимый, не отпускающий, фибрилляционный). Опасность прикосновения к токоведущим частям, находящимся под напряжением. Средства защиты от поражения электрическим током. В том числе, практических занятий: Практическое занятие № 6. Методы и средства обеспечения электробезопасности Тема. 4.2. Содержание учебного материала: 4 2 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.4 2 4 2 2 8 2 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.4 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.4 2 2 ОК 01 10 Классификация групп по электробезопасности. Требования к группам по электробезопасности, проверка знаний работников. Защитные меры в электроустановках для предупреждения поражения человека электрическим током. Виды электрозащитных средств, порядок их содержания. Правила и порядок пользования средствами защиты. Опасность поражения электрическим током в зависимости от условий производственных помещений. Порядок организации работ по наряду и распоряжению. Организация работ по распоряжению. Подготовка рабочего места и первичный допуск бригады к работе, надзор, перевод, перерывы. Организация рабочего времени. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ со снятием напряжения. Классификация и виды инструктажей. В том числе, практических занятий: Практическое занятие № 7. Оформление наряда на безопасное производство работ Раздел 5. Общие требования безопасности в хозяйстве СЦБ Тема 5.1. Обеспечение Содержание учебного материала: безопасности при Опасный фактор железнодорожных станций и перегонов — движущиеся объекты нахождении на (железнодорожный подвижной состав, локомотивы, отдельные вагоны, путевые машины). железнодорожных Меры безопасности при следовании к месту работы и обратно (на перегонах и путях. железнодорожных станциях). Организация безопасных маршрутов по территориям железнодорожных станций. Средства сигнализации и оповещения людей. Система информации «Человек на пути». Меры безопасности при следовании к месту работ и обратно Раздел 6. Требование безопасности к технологическим процессам в хозяйстве СЦБ Содержание учебного материала: Тема 6.1. Основные требования Порядок и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ при безопасности при техническом обслуживании и ремонте электроустановок. Категории работ и обслуживании квалификация исполнителей работ. Защитное заземление. Отключения и снятие источников напряжения с токоведущих частей. Механические запирания аппаратов. Проверка электропитания отсутствия напряжения. Установка заземления. Ограждение рабочего места. устройств СЦБ. Испытание защитных средств, инструментов и приспособлений. Требования Требования безопасности при обслуживании автономной электростанции. Обеспечение безопасности при безопасности труда при обслуживании аккумуляторов. Содержание аккумуляторных производстве работ на помещений. Санитарно-гигиенические требования к аккумуляторным помещениям. кабельных и Земляные работы. Погрузка, разгрузка и перемещение барабанов с кабелем. воздушных линиях Прокладка, перекладка кабелей и переноска муфт. Прокладка кабелей на ОК 02 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.4 Классификация работ в электроустановках. Средства защиты. Порядок допуска и требования безопасности при обслуживании электроустановок 2 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.4 16 4 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 11 СЦБ. электрифицированных участках железных дорог. Работы с применением кабельных масс при монтаже кабеля. Работы в подземных кабельных сооружениях. Требования безопасности при работе на воздушных линиях СЦБ: монтаж, демонтаж и ремонт. Правила техники безопасности при организации и проведении работ на воздушных и кабельных линиях Содержание учебного материала: Работы на стрелочных переводах при ремонте СЦБ. Записи в журнале ДУ-46. Обеспечение безопасности труда при выполнении работ на централизованных стрелках и рельсовых цепях, в том числе в условиях плохой видимости и при очистке напольного оборудования. Очистка электропривода и стрелочной гарнитуры. Работы при замене электропривода. Работы с дроссель трансформатором. Меры безопасности при работах на электрифицированных участках постоянного и переменного тока В том числе, практических занятий: Практическое занятие № 8. Техника безопасности при обслуживании и ремонте централизованных стрелок и рельсовых цепей. Содержание учебного материала: Работа на светофорной мачте, светофорном мостике. Тема 6.3. Требования Меры безопасности перед началом работы и после окончания. Замена светофорных ламп. безопасности при Работа по окраске светофоров. Напольные устройства СЦБ. Демонтаж светофоров. техническом Обеспечение безопасности труда при выполнении работ на светофорной мачте, обслуживании светофоров и релейных светофорном мостике, при замене светофорных ламп, проверке видимости сигнальных огней, при окраске светофоров и их демонтаже, в релейных шкафах. Требования шкафов безопасности при работах на высоте. Работа на высоте. Техническое обслуживание и ремонт напольных устройств СЦБ на перегоне В том числе, практических занятий: Практическое занятие № 9. Техника безопасности при техническом обслуживании светофоров и релейных шкафов Тема 6.4. Требования Содержание учебного материала: Требования безопасности по обслуживанию устройств АЛС, КЛУБ, ССПС. Виды работ и безопасности при требования безопасности при их проведении. Особенности при производстве обслуживании устройств АЛС, КЛУБ, измерительных работ на устройствах железнодорожного подвижного состава ССПС Тема 6.2. Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте централизованных стрелок и рельсовых цепей. 4 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 2 4 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 2 2 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 12 Тема 6.5. Требования безопасности при обслуживании сортировочных горок Обеспечение безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте устройств и систем механизации и автоматизации сортировочных горок (вагонные замедлители, централизованные стрелки, светофоры, устройства контроля занятости зоны роспуска и скорости скатывания отцепов и др.). Требования по оформлению записей в журналах СЦБ. Записи в журналах СЦБ Содержание учебного материала: Обеспечение безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте устройств автоматики на переездах. Требования по оформлению записей в журналах СЦБ. Требования безопасности при техническом обслуживании, чистке и ремонте устройства заграждения железнодорожного переезда (УЗП) Тема 6.6. Требования безопасности при обслуживании и ремонте устройств автоматической переездной сигнализации и УЗП. Раздел 7. Требование безопасности в аварийных ситуациях Содержание учебного материала: Обязанности персонала при возникновении Тема 7.1. Действия аварийных ситуаций. Действия ШН и ШЦМ при возникновении пожара на посту электромеханика и электрической централизации, при тушении пожара в электроустановках, при электромонтера при возникновении аварий обнаружении обрыва проводов контактной сети или высоковольтных воздушных и аварийных ситуаций линий и появлении вредных газов в подземных сооружениях Содержание учебного материала: Электротравмы: освобождение пострадавшего от Тема 7.2. Действия токоведущих частей; снятие напряжения; избежание механических травм при электромеханика и нахождении на высоте; соблюдение мер личной безопасности; оценка состояния электромонтера по пострадавшего от действия электрического тока по первичным признакам. Оказание оказанию первой первой помощи. Механические травмы. Остановка кровотечения. Обработка ран и медицинской помощи наложение повязок. Фиксация переломов. Организация доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Меры оказания первой медицинской помощи с использованием средств из аптечки. Случаи необходимости выполнения искусственного дыхания. Обморожения, определение степени поражения. Меры и средства оказания первой помощи Практическое занятие № 10. Изучение способов оказания первой помощи пострадавшему Консультации Промежуточная аттестация Всего 2 2 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 6 2 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 2 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 2 4 6 62 13 Заочная форма обучения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1 Правовые и организационные основы охраны труда Содержание учебного материала: Основные термины и определения. Правовые и Тема 1.1 организационные основы охраны труда. Основные направления государственной Правовые основы политики. Нормальная продолжительность рабочего времени. Время отдыха. Обязанности охраны труда работодателя и работников по обеспечению безопасных условий и охраны труда на производстве. Гарантии охраны труда работникам, занятым на тяжелых работах с вредными условиями труда. Труд женщин и молодежи. Ответственность за нарушение норм безопасности и охраны труда Содержание учебного материала: Основные понятия о травматизме. Классификация Тема 1.2. травматизма. Виды инструктажей. Контроль обеспечения безопасности труда. Методы Производственный анализа травматизма. Мероприятия по предупреждению травматизма. травматизм и его Непроизводственный травматизм. Расследование и учет несчастных случаев на профилактика производстве В том числе, практических занятий: Практическое занятие № 1. Проведение расследования несчастного случая. Оформление акта формы Н-1. Раздел 2. Гигиена труда и производственная санитария Тема 2.1. Понятие о Самостоятельное изучение материала: физиологии и Понятие о физиологии труда. Воздушная среда рабочей зоны. Освещение. Вредные и психологии труда. опасные производственные факторы. Влияние шума и вибрации на организм человека. Вредные и опасные Утомление. Рациональная организация рабочего места с учетом требований производственные эргономики. Классификация условий труда по степени вредности и опасности. факторы. Мероприятия по улучшению условий труда. Предварительные и периодические медицинские осмотры. Профессиональный отбор. Требования к спецодежде, порядок Объем в часах 3 4 1 1 2 6 6 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.4 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.4 выдачи, хранение. Автоматизированные рабочие места. Льготы и компенсации Раздел 3. Основы пожарной безопасности Тема 3.1. Пожарная Самостоятельное изучение материала: безопасность на Виды горения. Пожароопасные свойства веществ и материалов. Классификация объектах пожаров. Первичные средства пожаротушения. Пожарная техника. Организация железнодорожного мероприятий по предупреждению пожаров. Ответственность должностных лиц за транспорта пожарную безопасность Раздел 4. Обеспечение безопасных условий труда. Электробезопасность Тема 4.1. Действие Содержание учебного материала: электрического тока. Особенности и виды поражения электрическим током. Электротравмы. Степень и Меры безопасности опасность воздействия электрического тока. Электрический ток, основные параметры. при работах на Понятия о системе электроснабжения железных дорог. Степени воздействия электрифицированных переменного тока на организм человека. Опасность поражения электрическим током в участках зависимости от условий производственных помещений. Классификация переменного тока промышленной частоты по степени воздействия на организм человека (ощутимый, не отпускающий, фибрилляционный). Опасность прикосновения к токоведущим частям, находящимся под напряжением. Средства защиты от поражения электрическим током. Тема. 4.2. Самостоятельное изучение материала: Классификация работ в Классификация групп по электробезопасности. Требования к группам по электроустановках. электробезопасности, проверка знаний работников. Защитные меры в Средства защиты. электроустановках для предупреждения поражения человека электрическим током. Порядок допуска и Виды электрозащитных средств, порядок их содержания. Правила и порядок требования пользования средствами защиты. Опасность поражения электрическим током в безопасности при зависимости от условий производственных помещений. Порядок организации работ по обслуживании наряду и распоряжению. Организация работ по распоряжению. Подготовка рабочего места электроустановок и первичный допуск бригады к работе, надзор, перевод, перерывы. Организация рабочего времени. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ со снятием напряжения. Классификация и виды инструктажей. Раздел 5. Общие требования безопасности в хозяйстве СЦБ Тема 5.1. Обеспечение Содержание учебного материала: 4 4 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.4 6 2 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.4 4 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.4 2 2 ОК 01 ОК 02 15 Опасный фактор железнодорожных станций и перегонов — движущиеся объекты (железнодорожный подвижной состав, локомотивы, отдельные вагоны, путевые машины). Меры безопасности при следовании к месту работы и обратно (на перегонах и железнодорожных станциях). Организация безопасных маршрутов по территориям железнодорожных станций. Средства сигнализации и оповещения людей. Система информации «Человек на пути». Меры безопасности при следовании к месту работ и обратно Раздел 6. Требование безопасности к технологическим процессам в хозяйстве СЦБ Содержание учебного материала: Тема 6.1. Основные требования Порядок и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ при безопасности при техническом обслуживании и ремонте электроустановок. Категории работ и обслуживании квалификация исполнителей работ. Защитное заземление. Отключения и снятие источников напряжения с токоведущих частей. Механические запирания аппаратов. Проверка электропитания отсутствия напряжения. Установка заземления. Ограждение рабочего места. устройств СЦБ. Испытание защитных средств, инструментов и приспособлений. Требования Требования безопасности при обслуживании автономной электростанции. Обеспечение безопасности при безопасности труда при обслуживании аккумуляторов. Содержание аккумуляторных производстве работ на помещений. Санитарно-гигиенические требования к аккумуляторным помещениям. кабельных и Земляные работы. Погрузка, разгрузка и перемещение барабанов с кабелем. воздушных линиях Прокладка, перекладка кабелей и переноска муфт. Прокладка кабелей на СЦБ. электрифицированных участках железных дорог. Работы с применением кабельных масс при монтаже кабеля. Работы в подземных кабельных сооружениях. Требования безопасности при работе на воздушных линиях СЦБ: монтаж, демонтаж и ремонт. Правила техники безопасности при организации и проведении работ на воздушных и кабельных линиях Содержание учебного материала: Работы на стрелочных переводах при ремонте Тема 6.2. Техника СЦБ. Записи в журнале ДУ-46. Обеспечение безопасности труда при выполнении безопасности при работ на централизованных стрелках и рельсовых цепях, в том числе в условиях техническом плохой видимости и при очистке напольного оборудования. Очистка электропривода и обслуживании и стрелочной гарнитуры. Работы при замене электропривода. Работы с дроссель ремонте трансформатором. Меры безопасности при работах на электрифицированных участках централизованных постоянного и переменного тока стрелок и рельсовых цепей. В том числе, практических занятий: Практическое занятие № 2. Техника безопасности при обслуживании и ремонте ОК 07 ПК 2.1 ПК 2.4 безопасности при нахождении на железнодорожных путях. 30 2 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 2 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 2 16 централизованных стрелок и рельсовых цепей. Самостоятельное изучение материала: Работа на светофорной мачте, светофорном Тема 6.3. Требования мостике. Меры безопасности перед началом работы и после окончания. Замена безопасности при светофорных ламп. Работа по окраске светофоров. Напольные устройства СЦБ. Демонтаж техническом светофоров. Обеспечение безопасности труда при выполнении работ на светофорной обслуживании светофоров и релейных мачте, светофорном мостике, при замене светофорных ламп, проверке видимости сигнальных огней, при окраске светофоров и их демонтаже, в релейных шкафах. шкафов Требования безопасности при работах на высоте. Работа на высоте. Техническое обслуживание и ремонт напольных устройств СЦБ на перегоне Тема 6.4. Требования Самостоятельное изучение материала: Требования безопасности по обслуживанию устройств АЛС, КЛУБ, ССПС. Виды работ и безопасности при требования безопасности при их проведении. Особенности при производстве обслуживании устройств АЛС, КЛУБ, измерительных работ на устройствах железнодорожного подвижного состава ССПС Самостоятельное изучение материала Обеспечение безопасности труда при Тема 6.5. Требования техническом обслуживании и ремонте устройств и систем механизации и безопасности при автоматизации сортировочных горок (вагонные замедлители, централизованные обслуживании стрелки, светофоры, устройства контроля занятости зоны роспуска и скорости сортировочных горок скатывания отцепов и др.). Требования по оформлению записей в журналах СЦБ. Записи в журналах СЦБ Тема 6.6. Требования Самостоятельное изучение материала: Обеспечение безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте устройств безопасности при автоматики на переездах. Требования по оформлению записей в журналах СЦБ. обслуживании и Требования безопасности при техническом обслуживании, чистке и ремонте ремонте устройств устройства заграждения железнодорожного переезда (УЗП) автоматической переездной сигнализации и УЗП. Раздел 7. Требование безопасности в аварийных ситуациях Тема 7.1. Действия Самостоятельное изучение материала: Обязанности персонала при возникновении аварийных ситуаций. Действия ШН и электромеханика и ШЦМ при возникновении пожара на посту электрической централизации, при электромонтера при возникновении аварий тушении пожара в электроустановках, при обнаружении обрыва проводов контактной и аварийных ситуаций сети или высоковольтных воздушных линий и появлении вредных газов в подземных сооружениях 4 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 6 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 6 6 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 8 4 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 17 Тема 7.2. Действия электромеханика и электромонтера по оказанию первой медицинской помощи Самостоятельное изучение материала: Электротравмы: освобождение пострадавшего от токоведущих частей; снятие напряжения; избежание механических травм при нахождении на высоте; соблюдение мер личной безопасности; оценка состояния пострадавшего от действия электрического тока по первичным признакам. Оказание первой помощи. Механические травмы. Остановка кровотечения. Обработка ран и наложение повязок. Фиксация переломов. Организация доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Меры оказания первой медицинской помощи с использованием средств из аптечки. Случаи необходимости выполнения искусственного дыхания. Обморожения, определение степени поражения. Меры и средства оказания первой помощи Консультации Промежуточная аттестация Всего 4 ПК 1.1-3.3 ОК 1-4, 6-9 2 62 18 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда», оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; учебно-методические материалы по дисциплине; измерительные приборы по дисциплине «Охрана труда»; средства индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз, респиратор; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная; тренажер для оказания первой помощи пострадавшим при отсутствии дыхания и сердцебиения. Техническими средствами обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска, локальная сеть с выходом в Internet 3.2 Информационное обеспечение реализации программы Основные источники: 1. Сидорова, Е.Н. Охрана труда в хозяйстве сигнализации, централизации и блокировки : учебник / Е. Н. Сидорова. — Москва : ФГБУ ДПО «Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. — 607 с. — 978-5-906938-58-9. — Текст : электронный // УМЦ ЖДТ : электронная библиотека. — URL: https://umczdt.ru/books/1194/18724/. — Режим доступа: по подписке. 2. Целуйко, Д.И. Охрана труда : учебное пособие / Д. И. Целуйко. — Москва : УМЦ ЖДТ, 2023. — 200 с. — 978-5-907695-01-6. — Текст : электронный // УМЦ ЖДТ : электронная библиотека. — URL: https://umczdt.ru/books/1197/280366/ — Режим доступа: по подписке. 3. Рудиков, Д.А. Охрана труда : / Д. А. Рудиков, Д. А. Рудиков. — Ростовна-Дону : РГУПС, 2023. — 109 с. — 978-5-907494-40-4. — Текст : электронный // УМЦ ЖДТ : электронная библиотека. — URL: https://umczdt.ru/books/1214/288856/ — Режим доступа: по подписке. Дополнительные источники: 4. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. [Текст]: 4 изд. М.: ИНФРА – М, 2003. – 200 с. 5. Трудовой кодекс Российской Федерации. (ред. от 06.04.2024) [Текст]: Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2024. – 191 с. 6. Попова Н.П., Кузнецов К.Б.. Производственная санитария и гигиена труда на железнодорожном транспорте. [Текст]: Учебник. М.: ФГБОУ «Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – 664 19 с. Интернет-ресурсы: 7. Сайт «СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть». Форма доступа: www.scbist.com 8. «Железнодорожный транспорт» (журнал). Форма доступа: www.zdtmagazine.ru 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: особенности обеспечения - обучающийся демонстрирует знание безопасных условий труда в сфере и понимание принципов обеспечения профессиональной деятельности, безопасных условий труда в сфере правовые, нормативные и профессиональной деятельности; организационные основы охраны правовых, нормативных и труда; организационных основ охраны труда правила безопасности при в организации; производстве работ - демонстрирует знание и понимание правил безопасности при производстве работ Методы оценки различные виды устного и письменного опроса, экспертное наблюдение и оценка выполнения практических заданий Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - проводить идентификацию производственных факторов в сфере профессиональной деятельности; - использовать экобиозащитную технику; - принимать меры для исключения производственного травматизма; - применять средства индивидуальной защиты; - применять безопасные методы выполнения работ - обучающийся идентифицирует производственные факторы в сфере профессиональной деятельности; - демонстрирует правильный порядок использования экобиозащитной техники; - своевремено принимает меры для исключения производственного травматизма, - грамотно применяет средства индивидуальной защиты; - выбирает и применяет безопасные методы выполнения работ экспертное наблюдение и оценка выполнения практических занятий, решения задач 20