ОП.04 Электронная техника

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет
путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА
для специальности
27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте
( железнодорожном транспорте)
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2024

Одобрена цикловой комиссией
естественнонаучных и
общепрофессиональных дисциплин
Протокол № 1 от 29 августа 2024 г.
Председатель____Н.В. Зайцева

Разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего профессионального
образования по специальности 27.02.03
Автоматика и
телемеханика
на
транспорте
(железнодорожном
транспорте)
Утверждено
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________Т.В. Добшикова
« 30 » августа 2024 г.

Составители:
Конунникова А.А. - преподаватель высшей квалификационной
филиала СГУПС в г. Новоалтайске

СОДЕРЖАНИЕ

категории

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
8
21
23

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.04 Электронная техника является обязательной
частью общепрофессионального
цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 27.02.03 Автоматика и
телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте).
Учебная дисциплина ОП.04 Электронная техника обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС
СПО по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте
(железнодорожном транспорте). Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ПК 1.1, 2.7, 3.2, ОК 01, 02
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися усваиваются
умения и знания:
Код ПК, ОК
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07,ОК 08,
ОК 09.
ПК 1.1,ПК2.7,
ПК 3.2

Умения
−определять и анализировать
основные
параметры
электронных схем и по ним
устанавливать
работоспособность устройств
электронной техники;
−
производить
подбор
элементов
электронной
аппаратуры по заданным
параметрам

Знания
−
сущность
физических
процессов, протекающих в
электронных
приборах
и
устройствах;
−
принципы
включения
электронных
приборов
и
построения электронных схем;
− типовые узлы и устройства
электронной техники

Данная дисциплина направлена на формирование следующих общих (ОК)
и профессиональных (ПК) компетенций:
ОК 01
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной
деятельности
ОК 03
ОК 04
ОК 05

ОК 06

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста
Проявлять
гражданско-патриотическую
демонстрировать
осознанное
поведение
общечеловеческих ценностей

4
позицию,
на
основе

ОК 07
ОК 08

ОК 09
ПК 1.1
ПК 2.7

Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности
Анализировать
работу
станционных,
перегонных,
микропроцессорных и диагностических систем автоматики
Составлять и анализировать монтажные схемы устройств
сигнализации, централизации и блокировки, железнодорожной
автоматики и телемеханики;

личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания:
Код
Код
личностно
компетенции
Личностный результат
го
в
результат
соответствии
а
с ФГОС
Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником
великой страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию, демонстрирующий приверженность
принципам
честности,
порядочности,
открытости,
экономически
активный
и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном самоуправлении, в том числе
на условиях добровольчества, продуктивно

ЛР 1

ЛР 2

ОК 06.

ОК 04., 05.,
06.

5

взаимодействующий
и
участвующий
деятельности общественных организаций.

в

Соблюдающий
нормы
правопорядка,
следующий идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям
представителей
субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и
девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально
опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
людям
труда,
осознающий
ценность
собственного
труда.
Стремящийся
к
формированию в сетевой среде личностного и
профессионального
конструктивного
«цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной
культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой
родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего
поколения и готовность к участию в
социальной
поддержке
и
волонтерских
движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности
человека; уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
представителям различных этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила
здорового и безопасного образа жизни, спорта;
предупреждающий либо преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д.
Сохраняющий психологическую устойчивость
в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях.

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6

ОК 04., 06.

ОК 04., 05.,
09.

ОК 05., 06.

ОК 04, 06.

ЛР 7

ОК 04., 05.,
06., 08., 09.

ЛР 8

ОК 04., 05.,
06.

ЛР 9

ОК 07., 08.

6

Заботящийся о защите окружающей среды,
ОК 06., 07.,
собственной и чужой безопасности, в том
ЛР 10
09.
числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим
ОК 05., 06.
ценностям,
обладающий
основами
ЛР 11
эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к
созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ОК 04., 06.
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа
от отношений со своими детьми и их
финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности
Способный при взаимодействии с другими
людьми достигать поставленных целей,
стремящийся
к
формированию
в
ЛР 13
ОК. 04
железнодорожной отрасли личностного роста
как профессионала.
Способный ставить перед собой цели для
решения возникающих профессиональных
задач, подбирать способы решения и средства
ЛР 14
ОК. 01
развития, в том числе с использованием
информационных технологий.
Содействующий
формированию
положительного образа и поддержанию
ЛР 15
ОК. 06
престижа своей профессии.
Способный искать и находить необходимую
информацию
используя
разнообразные
технологии
ее
поиска,
для
решения
ЛР 16
ОК. 02
возникающих в процессе производственной
деятельности проблем на железнодорожном
транспорте.
Способный
выдвигать
альтернативные
варианты действий с целью выработки новых
оптимальных алгоритмов; позиционирующий
ЛР 17
ОК. 02
себя в сети как результативный и
привлекательный
участник
трудовых
отношений.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом
Российской Федерации
Самостоятельный и ответственный в принятии
ЛР 20
ОК. 03
решений во всех сферах своей деятельности.
7

Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми
работодателями
Организовывать собственную деятельность,
выбирая типовые методы и способы
ЛР 21
ОК. 03
выполнения профессиональных задач.
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
ЛР 22
ОК. 01
деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней
ЛР 29
ОК. 02
устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы
ЛР30
ОК. 03
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ЛР 31
ОК. 02
ответственность.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации, необходимой для эффективного
ЛР 32
ОК. 09
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в
ЛР 33
ОК. 09
профессиональной деятельности.
Брать на себя ответственность за работу
членов команды (подчиненных), за результат
ЛР 35
ОК. 04
выполнения заданий.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и личностного развития,
ЛР 36
ОК. 09
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.

8

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Объем
образовательной
программы
учебной
дисциплины во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные и практические занятия
контрольная работа
Консультации
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Самостоятельная работа

Объем в часах
88

36
40
2
4
6
14

2.2 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Объем
образовательной
программы
учебной
дисциплины во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные и практически занятия
Промежуточная аттестация в форме дифференциального
зачета
Самостоятельная работа

Объем в часах
26

12
12
2
76

9

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Очная форма обучения
Наименование
разделов
1
Введение

тем

Раздел 1
Элементная база
электронных устройств
Тема 1.1
Пассивные электронные
элементы

и Содержание
учебного
материала,
лабораторные
занятия, Объем
самостоятельная работа обучающегося
часов
2
3
2
Содержание учебного материала
Задачи и значение дисциплины на современном этапе развития общества и в
системе подготовки специалистов, ее связь с другими дисциплинами.
Классификация и важнейшие направления развития электроники. Краткая
история возникновения электроники. Технология электронных приборов.
Область применения электроники. Роль и значение электроники на
железнодорожном транспорте. Перспективы развития электроники.
48

Тема 1.2
Физические основы работы
полупроводниковых
приборов

Уровень
усвоения
4
ОК01,ОК02

Содержание учебного материала
Назначение, классификация, конструкция, характеристики и маркировка
пассивных элементов электронных схем: резисторов, конденсаторов,
катушек, дросселей, трансформаторов. Ряды номиналов радиодеталей E6,
Е12, Е24, Е48 и т.д.

2

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК02

Содержание учебного материала
Основные положения теории электропроводности полупроводников.
Физические процессы в полупроводниках. Собственные и примесные
полупроводники .Энергетические диаграммы полупроводников. Виды
электронно-дырочных переходов. Методы формирования и физические
процессы в электронно-дырочном переходе. Режимы включения электроннодырочных переходов. Прямое и обратное включение. ВАХ электрических
переходов. Основные процессы работы и свойства электронно-дырочных
переходов при смещении. Специальные виды электрических переходов.
Пробой электронно-дырочного перехода

2

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК02

10

Тема 1.3
Полупроводниковые диоды

Тема 1.4
Биполярные транзисторы

Содержание учебного материала
Общие сведения и классификация полупроводниковых диодов. Устройство и
система
обозначений полупроводниковых диодов. Принцип действия,
параметры и характеристики полупроводниковых диодов. Зависимость
параметров диода от внешних факторов.
Полупроводниковые
выпрямительные
диоды,
импульсные
диоды,
стабилитроны и стабисторы, варикапы, туннельные и обращенные диоды,
особенности структур, принцип действия и схемы включения диодов
Маркировка.
В том числе лабораторных занятий
Лабораторное занятие№1
Исследование свойств полупроводниковых диодов и кремневых
стабилитронов
Лабораторное занятие №2
Исследование работы однофазного выпрямителя.

2

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК02

6
2

ПК1.1,2.7,3.2,

2

ПК1.1,2.7,3.2,

Практическая работа №1
Расчет параметров полупроводниковых выпрямителей по ВАХ.

2

ПК1.1,2.7,3.2,

Самостоятельная работа
Решение задач по определению параметров полупроводниковых приборов по
вольт -амперным характеристикам.

2

Содержание учебного материала
Основные определения, устройство и принцип действия биполярного
транзистора. Классификация, маркировка и система обозначений
биполярного транзистора. Режимы работы и схемы включения транзисторов
с ОБ ,ОЭ, ОК. .Параметры транзисторов. Зависимость параметров от
внешних факторов .Статические и динамические характеристики.
В том числе лабораторных занятий

2

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК02

4

11

Тема 1.5
Полевые транзисторы

Тема 1.6
Тиристоры

Лабораторное занятие №3
Исследование свойств биполярных транзисторов в схеме включения с общей
базой (ОБ) и с общим эмиттером (ОЭ
Практическая работа №2
Расчет h параметров транзисторов
Самостоятельная работа
Решение задач по определению параметров биполярных транзисторов по
входным
и
выходным
характеристикам
по
вольт
-амперным
характеристикам.

2

ПК1.1,2.7,3.2,

2

ПК1.1,2.7,3.2,

Содержание учебного материала
Общие сведения о полевых транзисторах. Классификация и условное
обозначение.
Устройство и принцип действия полевого транзистора с управляющим
электронно-дырочным переходом.
Полевые транзисторы с изолированным затвором, принцип работы. Основные
параметры полевых транзисторов. Схемы включения и режимы их работы.
Статические и динамические характеристики. Транзисторы специального
назначения

2

В том числе лабораторных занятий
Лабораторное занятие №4
Исследование свойств полевого транзистора в схеме включения с общим
истоком (ОИ)
Содержание учебного материала
Общие сведения, классификация, условное обозначение. Устройство,
физические процессы, принцип действия тиристора. ВАХ динистора.
Принцип действия и сехемы включения динистора, тринистора,
симметричного триодного тиристора. Основные параметры тиристоров
различных структур

4

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК 01,ОК 02

2

2

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК 01,ОК
022

В том числе лабораторных занятий

12

Тема 1.7
Нелинейные
полупроводниковые
приборы

Тема 1.8
Оптоэлектронные приборы
и приборы отображения
информации

Раздел 2
Основы схемотехники
электронных схем.

Лабораторное занятие №5
.Исследование свойств тиристоров-динистора и тринистора

2

Содержание учебного материала
Структура,
виды и принцип работы терморезисторов ,варисторов,
позисторов. Назначение, классификация. Основные характеристики
нелинейных
полупроводниковых приборов. Параметры, маркировка
терморезисторов, варисторов, позисторов, применение. Болометры, их
конструкция, параметры, принцип работы.

2

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК 01,ОК 02

Лабораторное занятие №6
Исследование свойств нелинейных полупроводниковых приборов.

2

ПК1.1,2.7,3.2,

Содержание учебного материала
Классификация оптоэлектронных приборов. Фотоэлектронная эмиссия.
Светоизлучающие
приборы,
классификация
,
принцип
работы,
характеристики, параметры и применение. Преимущества и недостатки
оптоэлектронных приборов.
Полупроводниковые фотоэлектрические приборы: принцип работы,
характеристики, параметры, применение.
Оптроны: принцип работы, характеристики, параметры, применение.
Полупроводниковые
приборы
отображения
информацииэлектролюминисцентные, светодиодные и жидко- кристаллические. Условное
обозначение, маркировка фотоэлектрических, светоизлучающих приборов,
оптронов, приборов отображения информации

2

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК 01,ОК 02

Лабораторное занятие №7
Исследование свойств оптоэлектронных и электронных индикаторов.

2

26

13

2.1 Источники питания
электронных устройств

Тема 2.2
Общая характеристика
электронных усилителей и
генераторов

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК 01,ОК 02

Содержание учебного материала
Выпрямители .Классификация однофазных выпрямителей. Построение,
принцип работы и параметры однополупериодной, двухполупериодной и
мостовой схем выпрямления. Трехфазные схемы выпрямления. Влияние
характера нагрузки
на работу выпрямительных схем. Сглаживающие
фильтры. Работа на встречную ЭДС. Зарядные устройства. Широтноимпульсная модуляция. Импульсные источники питания. Стабилизаторы
напряжения. Источники стабильного тока.

2

В том числе лабораторных занятий
Лабораторное занятие №8
Исследование работы однофазных выпрямителей
Практическое занятие №3.
Выбор полупроводниковых диодов для схем выпрмления

4

Содержание учебного материала
Классификация усилителей
Практическое занятие №4
Изучение схем включения усилительных элементов в усилителях. Расчет
параметров однокаскадных усилителей.

2
2

ПК1.1,2.7

Лабораторное занятие №9
Исследование работы и параметров усилителей постоянного тока

2

ПК1.1,2.7

Практическая работа№5
Изучение электрических фильтров и схем включения

2

ПК1.1,2.7

Контрольная работа. Элементная база электронных устройств

2

Самостоятельная работа.
Решение задач на определение параметров усилителей

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК 01,ОК 02

2

ПК 1.1
ПК 2.7

14
Тема 2.3
Электронные ключи

Тема 2.4
Логические элементы
Тема 2.5
Триггеры

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК 01,ОК 02

Содержание учебного материала
Общие сведения об электронных ключах. Основные понятия о диодных и
транзисторных ключах ,их виды. Принцип построения и работы диодных
ключей. Принцип построения и работы транзисторных ключей на биполярных
и полевых транзисторах. Транзисторные ключи с внешним источником
смещения. Транзисторный переключатель тока. Диодные и транзисторные
ограничители однополярного и двухполярного сигнала.
Лабораторное занятие №10
Исследование работы и параметров электронных ключей

2

Содержание учебного материала
Понятие о логических функциях, элементах и логических устройствах ЦИМС.
Основные характеристики и параметры Схемные решения логических
элементов: ТТЛ, ТТЛШ, ЭСЛ, КМОП
Содержание учебного материала
Общие сведения и классификация триггеров. Основные условия построения
триггеров на дискретных элементах. Симметричный триггер с коллекторнобазовыми связями. Статическое состояние самовозбуждение триггера.
Состояние устойчивости симметричного триггера. Статическое управление
симметричным триггером. Динамическое управление симметричным
триггером. Несимметричные триггеры. Несимметричные триггеры..
Применение триггеров. Условные графические и символические обозначения
триггеров. Правила определения состояния триггера. Область применения
триггеров в устройствах автоматики на железнодорожном транспорте

2

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК 01,ОК 02

2

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК 01,ОК 02

В том числе лабораторных занятий
Лабораторное занятие №11
Исследование работы схемы симметричного статического и динамического
триггера.

4
2

ПК1.1,2.7

Лабораторное занятие№12
Исследование работы JK-триггера

2

ПК1.1,2.7

2

Самостоятельная работа
Подготовить сообщение : Область применения триггеров в устройствах
автоматики на железнодорожном транспорте
Раздел 3. Основы микроэлектроники
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Общие сведения об микроэлектронике. Терминология и классификация
Принципы и технология
интегральных микросхем (ИМС) Система обозначений ИМС.
построения ИМС
Основные понятия о конструктивно-технологических особенностях
изготовления интегральных микросхем. Основные понятия о методах
изоляции элементов и компонентов и методах формирования активных и
пассивных элементов и компонентов ИМС. Схемотехнические особенности в
ИМС.

Тема 3.2
Аналоговые ИМС

Тема № 3.3
Цифровые ИМС

15
2

20
2

Лабораторное занятие №13
Изучение различных видов ИМС
Содержание учебного материала
Общие сведения и применение аналоговых схем. Особенности
схемотехнических решений аналоговых интегральных микросхем (АИМС).
Варианты схемотехнических решений АИМС: основные понятия о методах
изоляции и компонентов и методах формирования активных и пассивных
элементов и компонентов в ИМС. Схематические особенности в ИМС
Лабораторное занятие №14
Исследование схем включения операционных усилителей

2

Самостоятельная работа . Схематические решения АИМС

2

Содержание учебного материала
Общие сведения о ЦИМС. Логика представления информации в цифровой
форме. Классификация цифровых интегральных микросхем. Понятие о
логических функциях, элементах и логических устройств в ЦИМС. Основные
характеристики и параметры логических элементов. Статические схемы
логических элементов МОП-структуры. Квизистические схемы логических
элементов на КМОПТЛ-структурах

6

2

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК 01,ОК 02

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК 01,ОК 02

2

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК 01,ОК 02

16

Динамические схемы логических элементов на МОПТЛ-структурах.
Схемные решения основных логических элементов: диодно-резисторные
(ДРЛ), резисторно-транзисторные (РТЛ), диодно-резисторные-(ДРЛ),
резисторно-транзисторные
(РТЛ),
диодно-транзисторные
(ДТЛ),
транзисторно-транзисторные (ТТЛ), эмиттерно- связанные, интегральные
инжекционные (ИЛ) на полевых транзисторах МОП или МДП-структуры.
Лабораторное занятие № 15
Исследование работы основных логических элементов ИМС

тем

Раздел 1
Элементная база
электронных устройств

2

Самостоятельная работа
Схемные решения логических элементов: ТТЛ, ТТЛШ, ЭСЛ, КМОП

2

Консультации

4

Экзамен

6

Итого

Наименование
разделов
1
Введение

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК 01,ОК 02

ПК 1.1,
ПК 2.7

102

Заочная форма обучения

и Содержание
учебного
материала,
лабораторные
занятия, Объем
самостоятельная работа обучающегося
часов
2
3
4
Самостоятельная работа
Задачи и значение дисциплины на современном этапе развития общества и в
системе подготовки специалистов, ее связь с другими дисциплинами.
Классификация и важнейшие направления развития электроники. Краткая
история возникновения электроники. Технология электронных приборов.
Область применения электроники..
42

Уровень
усвоения
4
ОК01,ОК02

17

Тема 1.1
Пассивные электронные
элементы

Самостоятельная работа
Назначение, классификация, конструкция, характеристики и маркировка
пассивных элементов электронных схем: резисторов, конденсаторов,
катушек, дросселей, трансформаторов. Ряды номиналов радиодеталей E6,
Е12, Е24, Е48 и т.д.

4

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК02

Тема 1.2
Физические основы работы
полупроводниковых
приборов

Самостоятельная работа
Основные положения теории электропроводности полупроводников.
Физические процессы в полупроводниках. Собственные и примесные
полупроводники .Энергетические диаграммы полупроводников. Виды
электронно-дырочных переходов. Методы формирования и физические
процессы в электронно-дырочном переходе. Режимы включения электроннодырочных переходов. Прямое и обратное включение. ВАХ электрических
переходов. Основные процессы работы и свойства электронно-дырочных
переходов при смещении. Специальные виды электрических переходов.
Пробой электронно-дырочного перехода
Содержание учебного материала
Общие сведения и классификация полупроводниковых диодов. Устройство и
система
обозначений полупроводниковых диодов. Принцип действия,
параметры и характеристики полупроводниковых диодов. Зависимость
параметров диода от внешних факторов.
Полупроводниковые
выпрямительные
диоды,
импульсные
диоды,
стабилитроны и стабисторы, варикапы, туннельные и обращенные диоды,
особенности структур, принцип действия и схемы включения диодов
Маркировка.
В том числе лабораторных занятий
Лабораторное занятие№1
Исследование свойств полупроводниковых диодов и кремневых
стабилитронов
Практическая работа №1
Расчет параметров полупроводниковых выпрямителей по ВАХ.

4

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК02

Тема 1.3
Полупроводниковые диоды

2

4
2

2

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК02

18

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК02

Тема 1.4
Содержание учебного материала
Биполярные транзисторы Основные определения, устройство и принцип действия биполярного
транзистора. Классификация, маркировка и система обозначений биполярного
транзистора. Режимы работы и схемы включения транзисторов с ОБ ,ОЭ, ОК.
.Параметры транзисторов. Зависимость параметров от внешних факторов
.Статические и динамические характеристики.
В том числе лабораторных занятий
Лабораторное занятие №
Исследование свойств биполярных транзисторов в схеме включения с общей
базой (ОБ) и с общим эмиттером (ОЭ)
Самостоятельная работа
Расчет параметров транзистора по входным и выходным характеристикам
Тема 1.5 Полевые
Самостоятельная работа
Общие сведения о полевых транзисторах. Классификация и условное
транзисторы
обозначение.Устройство и принцип действия полевого транзистора с
управляющим электронно-дырочным переходом.
Полевые транзисторы с изолированным затвором, принцип работы. Основные
параметры полевых транзисторов. Схемы включения и режимы их работы.
Статические и динамические характеристики. Транзисторы специального
назначения

2

6

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК02

Тема 1.6
Тиристоры

Самостоятельная работа
Общие сведения, классификация, условное обозначение. Устройство,
физические процессы, принцип действия тиристора. ВАХ динистора. Принцип
действия и схемы включения динистора, тринистора, симметричного триодного
тиристора. Основные параметры тиристоров различных структур

4

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК02

Тема 1.7
Нелинейные
полупроводниковые
приборы

Самостоятельная работа
Структура, виды и принцип работы терморезисторов ,варисторов, позисторов.
Назначение, классификация. Основные характеристики
нелинейных
полупроводниковых приборов. Параметры, маркировка терморезисторов,
варисторов, позисторов, применение. Болометры, их конструкция, параметры,
принцип работы.

4

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК02

2

4

19

Тема 1.8
Оптоэлектронные
приборы и приборы
отображения
информации

Раздел 2
Основы схемотехники
электронных схем.
2.1 Источники питания
электронных устройств

Содержание учебного материала
Классификация оптоэлектронных приборов. Фотоэлектронная эмиссия.
Светоизлучающие приборы, классификация , принцип работы, характеристики,
параметры и применение. Преимущества и недостатки оптоэлектронных
приборов. Полупроводниковые фотоэлектрические приборы: принцип работы,
характеристики, параметры, применение. Оптроны: принцип работы,
характеристики, параметры, применение. Отображения Полупроводниковые
приборы отображения информации

2

Лабораторное занятие №3
Исследование свойств оптоэлектронных и электронных индикаторов.

2

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК02

36
Содержание учебного материала
Выпрямители .Классификация однофазных выпрямителей. Построение, принцип
работы и параметры однополупериодной, двухполупериодной и мостовой схем
выпрямления. Трехфазные схемы выпрямления. Влияние характера нагрузки на
работу выпрямительных схем. Сглаживающие фильтры. Работа на встречную
ЭДС. Зарядные устройства. Широтно-импульсная модуляция. Импульсные
источники питания. Стабилизаторы напряжения. Источники стабильного тока.

4

В том числе лабораторных занятий

4

Лабораторное занятие №4
Исследование работы однофазных выпрямителей
Практическое занятие №2
Выбор полупроводниковых диодов для схем выпрямления
Самостоятельная работа
Стабилизаторы напряжения. Источники стабильного тока.

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК023

ПК1.1,2.7,3.2,
ОК01,ОК02
4

20

ПК1.1,2.7,3
.2,
ОК01,ОК02
3

Тема 2.2
Содержание учебного материала
Назначение и классификация электронных усилителей. Основные показатели
Общая характеристика
электронных усилителей работы усилителей. Характеристика генераторов электрических колебаний.
и генераторов
Самостоятельная работа
Изучение схем включения усилительных элементов

2

Тема 2.3
Электронные ключи

Самостоятельная работа
Общие сведения об электронных ключах. Основные понятия о диодных и
транзисторных ключах ,их виды. Принцип построения и работы диодных ключей.
Принцип построения и работы транзисторных ключей на биполярных и полевых
Самостоятельная работа
Понятие о логических функциях, элементах и логических устройствах ЦИМС.
Основные характеристики и параметры Схемные решения логических элементов:
ТТЛ, ТТЛШ, ЭСЛ, КМОП

6

ПК1.1, 2.7,
ОК01,ОК02

6

ПК1.1, 2.7,
ОК01,ОК02

Самостоятельная работа
Общие сведения и классификация триггеров. Основные условия построения
триггеров на дискретных элементах. Симметричный триггер с коллекторнобазовыми связями. Статическое состояние самовозбуждение триггера. Состояние
устойчивости симметричного триггера. Статическое управление симметричным
триггером. Динамическое управление симметричным триггером. Несимметричные
триггеры. Несимметричные триггеры.. Применение триггеров. Условные
графические и символические обозначения триггеров. Правила определения
состояния триггера. Область применения триггеров в устройствах автоматики на
железнодорожном транспорте

6

ПК1.1, 2.7,
ОК01,ОК02

Тема 2.4
Логические элементы

4

Тема 2.5 Триггеры

21

Раздел 3 Основы
микроэлектроники
Тема 3.1 Принципы и
технология построения
ИМС

Тема № 3.2
Аналоговые ИМС

Тема 3.3
Цифровые микросхемы

18
Самостоятельная работа
Общие сведения об микроэлектронике. Терминология и классификация
интегральных микросхем (ИМС) Система обозначений ИМС.
Основные понятия о конструктивно-технологических особенностях изготовления
интегральных микросхем. Основные понятия о методах изоляции элементов и
компонентов и методах формирования активных и пассивных элементов и
компонентов ИМС. Схемотехнические особенности в ИМС.

6

ПК1.1, 2.7,
ОК01,ОК02

Самостоятельная работа
Общие сведения и применение аналоговых схем. Особенности схемотехнических
решений аналоговых
интегральных микросхем (АИМС).
Варианты
схемотехнических решений АИМС: основные понятия о методах изоляции и
компонентов и методах формирования активных и пассивных элементов и
компонентов в ИМС. Схематические особенности в ИМС
Самостоятельная работа
Общие сведения о ЦИМС. Логика представления информации в цифровой форме.
Классификация цифровых интегральных микросхем. Понятие о логических
функциях, элементах и логических устройств в ЦИМС. Основные характеристики
и параметры логических элементов.
Статические схемы логических элементов МОП-структуры. Квизистические схемы
логических элементов на КМОПТЛ-структурах Динамические схемы логических
элементов на МОПТЛ-структурах. Схемные решения основных логических
элементов: диодно-резисторные (ДРЛ), резисторно-транзисторные (РТЛ), диоднорезисторные-(ДРЛ), резисторно-транзисторные (РТЛ), диоднотранзисторные (ДТЛ), транзисторно-транзисторные (ТТЛ), эмиттерно- связанные,
интегральные инжекционные (ИЛ) на полевых транзисторах МОП или МДПструктуры.

6

ПК1.1, 2.7,
ОК01,ОК02

6

ПК1.1, 2.7,
ОК01,ОК02

Дифференцированный зачёт
Итого

2
102

21

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3 Материально-техническое обеспечение
Оборудование лаборатории:
посадочные места (по количеству обучающихся)
рабочее место преподавателя
Лабораторный комплекс
«Электротехника и электроника» включающий
следующие модули:
полупроводниковые диоды;
биполярный транзистор;
полевой транзистор;
однофазный выпрямитель и сглаживающие фильтры;
тиристоры в управляемых выпрямителях;
аналоговые электронные устройства на операционном усилителе;
мультивибратор;
логические элементы на интегральных схемах
триггеры и счетчики на интегральных схемах.
3.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень
учебных
изданий,
интернет-ресурсов,
литературы

дополнительной

Основные источники:
1.Фролов В.А. Электронная техника [Текст]: 1ч: Электронные приборы и
устройства. - М. : ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на
железнодорожном транспорте», 2015, - 532 с.
2.Фролов В.А. Электронная техника [Текст ]: 2ч – Схемотехника электронных
схем. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на
железнодорожном транспорте», 2015, - 611 с.. iprbookshop. ru / 45360. html. –
ЭБС «IPRbooks»
Интернет-ресурсы:
Журнал «Электроника: НТБ». http : // www. iprbookshop. ru / 64515.html

22

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ,
контрольных работ, различных видов опроса, тестирования, выполнения
обучающимися индивидуальных заданий
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:
-сущность
физических
процессов, протекающих в
электронных приборах и
устройствах;
–принципы
включения
электронных приборов и
построения
электронных
схем;
– типовые узлы и устройства
электронной техники.

обучающийся
объясняет
сущность
физических
процессов, происходящих в
электронных устройствах;
-поясняет принципы включения
электронных
приборов
и
построения электронных схем;
-перечисляет и характеризует
основные типовые узлы и
устройств
электронной
техники.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

различные
виды
устного
опроса,
тестирование,
контрольная
работа;
оценка
выполнения
лабораторной работы.

–определять и анализировать
основные
параметры
электронных схем и по ним
устанавливать
работоспособность
устройств
электронной
техники;
–производить
подбор
элементов
электронной
аппаратуры по заданным
параметрам.

- обучающийся уверенно читает -оценка
результатов
электронные
схемы, выполнения
анализирует и оценивает их лабораторных работ
работоспособность;
- определяет тип и/или номинал
электронного компонента по
его маркировке;

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».