Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ для специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 ОДОБРЕНА Цикловой комиссией специальности Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) Протокол № 1 от « 30 » августа 2024 г. Председатель _______ Маточкин Ю.И. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) Утверждена Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________ Т.В. Добшикова « 30 » августа 2024 г. Составители: Амосова И.И. – преподаватель филиала СГУПС в г. Новоалтайске высшей квалификационной категории филиала 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 2 3 4 Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины Структура и содержание учебной дисциплины Условия реализации учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Стр. 4 8 18 19 3 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.03 Общий курс железных дорог является обязательной частью общепрофессионального цикла в соответствии с ФГОС по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Учебная дисциплина ОП.03 Общий курс железных дорог обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-04, 08, 09, ПК 1.1-3.3. 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: – классифицировать организационную структуру управления на железнодорожном транспорте; – классифицировать технические средства и устройства железнодорожного транспорта. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: – организационную структуру, основные сооружения и устройства и систему взаимодействия подразделений железнодорожного транспорта. Данная дисциплина участвует в формировании общих компетенции (ОК) и профессиональных компетенций (ПК): ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; 4 ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ПК 1.1. Анализировать работу станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики по принципиальным схемам. ПК 1.2. Определять и устранять отказы в работе станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики. ПК 1.3. Выполнять требования по эксплуатации станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики. ПК 2.1. Обеспечивать техническое обслуживание устройств СЦБ и систем ЖАТ. ПК 2.2. Выполнять работы по техническому обслуживанию устройств электропитания систем железнодорожной автоматики. ПК 2.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию линий железнодорожной автоматики. ПК 2.4. Организовывать работу по обслуживанию, монтажу и наладке систем железнодорожной автоматики. ПК 2.5. Определять экономическую эффективность применения устройств автоматики и методов их обслуживания. ПК 2.6. Выполнять требования технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения. ПК 2.7. Составлять и анализировать монтажные схемы устройств СЦБ и ЖАТ по принципиальным схемам. ПК 3.1. Производить разборку, сборку и регулировку приборов и устройств СЦБ. ПК 3.2. Измерять и анализировать параметры приборов и устройств СЦБ. ПК 3.3. Регулировать и проверять работу устройств и приборов СЦБ. Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания: Код Код личностного компетенции Личностный результат результата в соответствии с ФГОС Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником ОК 06. ЛР 1 великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в ЛР 2 ОК 04., 06. студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в 5 деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ОК 06. ОК 09. ОК 06. ОК 06. ЛР 7 ОК 06. ЛР 8 ОК 04., 06. ЛР 9 ОК 07., 08. ЛР 10 ОК 06., 07., 09. ЛР 11 ОК 06. 6 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ОК 06. ЛР 12 ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к ЛР 13 ОК. 04 формированию в железнодорожной отрасли личностного роста как профессионала. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать ЛР 14 ОК. 01 способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий. Содействующий формированию положительного ЛР 15 ОК. 06 образа и поддержанию престижа своей профессии. Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе ЛР 16 ОК. 02 производственной деятельности проблем на железнодорожном транспорте. Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как ЛР 17 ОК. 02 результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Понимать сущность и социальную значимость ЛР 29 ОК. 02 своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения ЛР30 ОК. 03 профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ЛР 31 ОК. 02 ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения ЛР 32 ОК. 09 профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные ЛР 33 ОК. 09 7 технологии в профессиональной деятельности. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ЛР 35 ОК. 04 ЛР 36 ОК. 09 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем образовательной программы учебной дисциплины во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение практические занятия курсовой проект консультации промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Самостоятельная работа Заочная форма обучения Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем образовательной программы учебной дисциплины во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение практические занятия курсовой проект консультации промежуточная аттестация в форме экзамена Самостоятельная работа Объем в часах 117 101 53 48 16 Объем в часах 117 16 6 6 4 101 8 Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Общие сведения о железнодорожном транспорте Тема 1.1. Единая транспортная система Российской Федерации 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Очная форма обучения Содержание учебного материала формы организации деятельности обучающихся 2 Содержание учебного материала 1. Единая транспортная система (ЕТС). Краткая технико-экономическая характеристика единой транспортной системы Российской Федерации: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного и городского электротранспорта. 2. Значение железнодорожного транспорта и основные показатели его работы, роль железных дорог в ЕТС. Тема 1.2. История Содержание учебного материала возникновения и развития 1. Дороги дореволюционной России. Железнодорожный транспорт Железнодорожного послереволюционной России и СССР. транспорта 2. Железнодорожный транспорт Российской Федерации: инфраструктура железно дорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути не общего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта. 3.Климатическое и сейсмическое районирование территории России. 4.Краткие сведения о зарубежных железных дорогах. Тема 1.3. Организация Содержание учебного материала управления на 1. Структура управления на железнодорожном транспорте. железнодорожном 2. Основные руководящие документы по обеспечению работы железных станций. транспорте 3. Понятие о комплексе сооружений и устройств железнодорожного транспорта. Практическое занятие № 1 Габариты на железных дорогах Раздел 2. Сооружения и устройства инфраструктуры железных дорог Тема 2.1. Элементы Содержание учебного материала: железнодорожного пути 1.Общие сведения о железнодорожном пути. 2.Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства.. Объем часов 3 12 Уровень освоения 4 2 2 2 6 2 2 77 8 2 9 Тема 2.2. Устройства электроснабжения Тема 2.3. Общие сведения о железнодорожном подвижном составе Тема 2.4. Техническая эксплуатация и ремонт железнодорожного подвижного состава 3.Виды и назначение искусственных сооружений. 4. Составные элементы и типы верхнего строения железнодорожного пути, их назначение. 5. Назначение, виды и устройство стрелочных переводов. Практическое занятие № 2. Ознакомление с элементами верхнего строения железнодорожного пути Практическое занятие № 3. Ознакомление с элементами верхнего строения железнодорожного пути Практическое занятие № 4. Ознакомление с элементами верхнего строения железнодорожного пути – стрелочные переводы 2 2 2 Содержание учебного материала: 1.Системы электроснабжения электрифицированных железных дорог. Устройство контактной сети. Системы тока и напряжения в контактной сети. 2.Комплекс устройств. 3.Тяговая сеть. 4.Содержание устройств электроснабжения 6 Практическое занятие № 5. Сооружения и устройства электроснабжения железных дорог 2 Практическое занятие № 6. Сооружения и устройства электроснабжения устройств СЦБ Содержание учебного материала: 1. Классификация и обозначение тягового подвижного состава. Электровозы и электропоезда, особенности устройства. 2. Классификация и основные типы вагонов, их маркировка. Особенности автономного железнодорожного подвижного состава. Содержание учебного материала: 1. Обслуживание локомотивов и организация их работы. Экипировка локомотивов. Техническое обслуживание и ремонт локомотивов. 2. Виды ремонта вагонов. Сооружения и устройства технического обслуживания и текущего содержания вагонов. 3.Восстановительные и пожарные поезда Практическое занятие № 7.Классификация и обозначение тягового подвижного состава 2 2 4 2 5 2 2 10 Тема 2.5. Системы и устройства автоматики, телемеханики и связи Тема 2.6. Раздельные Практическое занятие № 8. Составление схемы расположения оборудования на тяговом подвижном составе и ее описание Практическое занятие № 9. Классификация и основные типы вагонов, их маркировка Практическое занятие № 10. Изучение конструкции пассажирских и грузовых вагонов 1 Содержание учебного материала: 1. Назначение, виды устройств автоматики и телемеханики и требования к ним. 2.Классификация устройств автоматики и телемеханики. 3.Автоматическая переездная сигнализация и автошлагбаумы. 4.Устройства автоматики и телемеханики на станции. 5.Горочная автоматическая централизация, диспетчерская централизация, централизация стрелок и сигналов. 6.Путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировка. Автоматическая локомотивная сигнализация, переездная сигнализация. 7.Принципы действия станционных, перегонных микропроцессорных и диагностических систем автоматики в обеспечении безопасности движения поездов. 8.Светофорная сигнализация, назначение сигналов и их классификация. Светофоры, их классификация и назначение. Основные сигнальные цвета и их значение. 9. Виды связи и их назначение. 10.Использование радиосвязи на железнодорожном транспорте. 11.Линии сигнализации, централизации, блокировки и связи. Практическое занятие № 11. Светофоры. Светофорная сигнализация, назначение сигналов и их классификация Практическое занятие № 12. Устройства автоматики и телемеханики на станции Практическое занятие № 13. Устройства автоматики и телемеханики на перегоне Практическое занятие № 14. Автоматическая переездная сигнализация Практическое занятие № 15. Путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировка Практическое занятие № 16. Автоматическая локомотивная сигнализация Практическое занятие № 17. Виды связи и их назначение Содержание учебного материала: 2 2 2 6 2 2 2 2 2 2 2 2 6 2 11 1.Назначение и классификация раздельных пунктов. Назначение и классификация железнодорожных станций, разъездных, обгонных пунктов и путевых постов, проходных светофоров автоблокировки, границы блок-участка. 2. Разграничение движения поездов раздельными пунктами. 3.Станционные железнодорожные пути и их назначение. Продольный профиль и план железнодорожных путей на железнодорожных станциях. 4. Маневровая работа на железнодорожных станциях. 5.Технологический процесс работы станции. Техническо-распорядительный акт. Практическое занятие № 18. Раздельные пункты Практическое занятие № 19. Нумерация станционных путей и стрелочных переводов Практическое занятие № 20. График движения поездов Практическое занятие № 21. График движения поездов Тема 2.7. Основные Содержание учебного материала: сведения о материально1. Задачи и организационная структура материально-технического обеспечения. техническом обеспечении Организация материально-технического обеспечения. железных дорог 2. Складское хозяйство. Раздел 3. Организация железнодорожных перевозок и управление движением поездов Тема 3.1. Планирование и Содержание учебного материала организация перевозок и 1. Основы планирования грузовых перевозок. Организация грузовой и коммерческой коммерческой работы работы. 2.Понятие о маркетинге, менеджменте и транспортной логистике. 3.Основы организации пассажирских перевозок. Практическое занятие № 22. Организации пассажирских перевозок пункты и железнодорожные узлы 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 12 Тема 3.2. Информационные технологии и системы автоматизированного управления Тема 3.3. Перспективы повышения качества и эффективности перевозочного процесса Всего: Содержание учебного материала 1. Становление современных железнодорожных информационных технологий. Обеспечение работы автоматизированных систем управления (АСУ). 2. Представление информации для ввода в ЭВМ. Практическое занятие № 23. Основные виды АСУ на железнодорожном транспорте. Практическое занятие № 24. Работы автоматизированных систем управления (АСУ) Содержание учебного материала 1.Пропускная способность железных дорог. 2.Понятие о структурной реформе на железнодорожном транспорте. 3. Реформирование системы управления перевозками. Самостоятельная работа 1.Общие сведения о железнодорожном пути. 2.Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства.. 3.Виды и назначение искусственных сооружений. 4. Составные элементы и типы верхнего строения железнодорожного пути, их назначение. 5. Назначение, виды и устройство стрелочных переводов. 6.Системы электроснабжения электрифицированных железных дорог. 7. Устройство контактной сети. Системы тока и напряжения в контактной сети. 8.Устройства автоматики и телемеханики на станции. 9.Горочная автоматическая централизация, диспетчерская централизация, централизация стрелок и сигналов. 10.Путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировка. Автоматическая локомотивная сигнализация, переездная сигнализация. 11.Принципы действия станционных, перегонных микропроцессорных и диагностических систем автоматики в обеспечении безопасности движения поездов. 12.Светофорная сигнализация, назначение сигналов и их классификация. Светофоры, 2 3 2 2 2 16 117 13 Заочная форма обучения Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Общие сведения о –железнодорожном транспорте Тема 1.1. Единая транспортная система Российской Федерации Содержание учебного материала формы организации деятельности обучающихся 2 Самостоятельная работа Содержание учебного материала: 1.Единая транспортная система (ЕТС). Краткая технико – экономическая характеристика единой транспортной системы Российской Федерации: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного и городского электротранспорта. 2. Значение железнодорожного транспорта и основные показатели его работы, роль железных дорог в ЕТС Тема 1.2. История Самостоятельная работа возникновения и развития Содержание учебного материала: Железнодорожного 1. Дороги дореволюционной России. Железнодорожный транспорт транспорта послереволюционной России и СССР. 2. Железнодорожный транспорт Российской Федерации: инфраструктура железно дорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути не общего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта. 3.Климатическое и сейсмическое районирование территории России. 4.Краткие сведения о зарубежных железных дорогах Тема 1.3. Организация Содержание учебного материала: управления на 1. Структура управления на железнодорожном транспорте. железнодорожном 2. Основные руководящие документы по обеспечению работы железных станций. транспорте 3. Понятие о комплексе сооружений и устройств железнодорожного транспорта. 4. Габариты на железных дорогах. Практическое занятие № 1 Габариты на железных дорогах. Раздел 2. Сооружения и устройства инфраструктуры железных дорог Тема 2.1. Элементы Содержание учебного материала: Объем часов 3 24 Уровень освоения 4 10 2 11 2 2 2 54 2 2 14 железнодорожного пути Тема 2.2. Устройства электроснабжения Тема 2.3. Общие сведения о железнодорожном подвижном составе Тема 2.4. Техническая эксплуатация и ремонт железнодорожного подвижного состава Тема 2.5. Системы и устройства автоматики, телемеханики и связи 1.Общие сведения о железнодорожном пути. 2.Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства.. 3.Виды и назначение искусственных сооружений. 4. Составные элементы и типы верхнего строения железнодорожного пути, их назначение. 5. Назначение, виды и устройство стрелочных переводов. Практическое занятие № 2. Ознакомление с элементами верхнего строения железнодорожного пути» Самостоятельная работа Содержание учебного материала: 1.Системы электроснабжения электрифицированных железных дорог. Устройство контактной сети. Системы тока и напряжения в контактной сети. 2.Комплекс устройств. 3.Тяговая сеть. 4.Содержание устройств электроснабжения Самостоятельная работа Содержание учебного материала: 1. Классификация и обозначение тягового подвижного состава. Электровозы и электропоезда, особенности устройства. 2. Классификация и основные типы вагонов, их маркировка. Особенности автономного железнодорожного подвижного состава. Самостоятельная работа Содержание учебного материала: 1. Обслуживание локомотивов и организация их работы. Экипировка локомотивов. Техническое обслуживание и ремонт локомотивов. 2. Виды ремонта вагонов. Сооружения и устройства технического обслуживания и текущего содержания вагонов. 3.Восстановительные и пожарные поезда 1 Содержание учебного материала: 1. Назначение, виды устройств автоматики и телемеханики и требования к ним. 2.Классификация устройств автоматики и телемеханики. 3.Автоматическая переездная сигнализация и автошлагбаумы. 4.Устройства автоматики и телемеханики на станции. 5.Горочная автоматическая централизация, диспетчерская централизация, 2 6 2 8 2 10 2 2 2 15 централизация стрелок и сигналов. 6.Путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировка. Автоматическая локомотивная сигнализация, переездная сигнализация. 7.Принципы действия станционных, перегонных микропроцессорных и диагностических систем автоматики в обеспечении безопасности движения поездов. 8.Светофорная сигнализация, назначение сигналов и их классификация. Светофоры, их классификация и назначение. Основные сигнальные цвета и их значение. 9. Виды связи и их назначение. 10.Использование радиосвязи на железнодорожном транспорте. 11.Линии сигнализации, централизации, блокировки и связи. Практическое занятие № 3 Сигнализация, централизация, блокировка (СЦБ) и связь на железнодорожном транспорте Тема 2.6. Раздельные Самостоятельная работа пункты и железнодорожные Содержание учебного материала: узлы 1.Назначение и классификация раздельных пунктов. Назначение и классификация железнодорожных станций, разъездных, обгонных пунктов и путевых постов, проходных светофоров автоблокировки, границы блок-участка. 2. Разграничение движения поездов раздельными пунктами. 3.Станционные железнодорожные пути и их назначение. Продольный профиль и план железнодорожных путей на железнодорожных станциях. 4. Маневровая работа на железнодорожных станциях. 5.Технологический процесс работы станции. Техническо-распорядительный акт. Тема 2.7. Основные Самостоятельная работа сведения о материальноСодержание учебного материала: техническом обеспечении 1. Задачи и организационная структура материально-технического обеспечения. железных дорог Организация материально-технического обеспечения. 2. Складское хозяйство. Раздел 3. Организация железнодорожных перевозок и управление движением поездов Тема 3.1. Планирование и Самостоятельная работа организация перевозок и Содержание учебного материала: коммерческой работы 1. Основы планирования грузовых перевозок. Организация грузовой и коммерческой работы. 2.Понятие о маркетинге, менеджменте и транспортной логистике. 3.Основы организации пассажирских перевозок. 2 17 2 6 39 16 2 16 Тема 3.2. Информационные технологии и системы автоматизированного управления Тема 3.3. Перспективы повышения качества и эффективности перевозочного процесса Всего: Самостоятельная работа Содержание учебного материала: 1. Становление современных железнодорожных информационных технологий. Обеспечение работы автоматизированных систем управления (АСУ). Основные виды АСУ на железнодорожном транспорте. 2. Представление информации для ввода в ЭВМ. Самостоятельная работа Содержание учебного материала: 1.Пропускная способность железных дорог. 2.Понятие о структурной реформе на железнодорожном транспорте. 3. Реформирование системы управления перевозками. 15 3 8 117 17 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет общего курса железных дорог. Оборудование учебного кабинета: – посадочные места по количеству обучающихся; – рабочее место преподавателя; – макеты и модели сооружений, устройств инфраструктуры и подвижного состава железных дорог; – наглядные пособия, учебная литература. Технические средства обучения: – компьютер с мультимедийным проектором. 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы Интернет-ресурсов, Основная литература 1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской федерации в редакции приказа Минтранса России от 30.03.2015 № 57 [Текст] Екатеринбург ИД «Урал Юр Издат», 2015, -240 с. Дополнительная литература 2.Соколов В. Н., Жуковский В. Ф., Котенкова С. В., Наумов А. С., Общий курс железных дорог: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта [Текст] - М.:УМК МПС России, 2002.- 296с. 3. Ефименко Ю. И., Ковалёв В. И., Логинов С. И., Железные дороги. Общий курс. [Электронный ресурс]: учебник/ М.: ФГОУ «УМЦ ЖДТ» 2013, - 504 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26799.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 4. Ашпиза Е. С., Железнодорожный путь [Электронный ресурс]: учебник/ М.: ФГБОУ «УМЦ по образованию на железнодорожном транспорте» 2013, - 544 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26799. — ЭБС «IPRbooks», по паролю Интернет – ресурсы 5. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. [сайт] Форма доступа: http://www.mintrans.ru 6. Сайт ОАО «РЖД». [сайт] Форма доступа: http:// www.rzd.ru 7. Сайт Западно-Сибирская железная дорога, 2003-2016 ОАО "РЖД" [сайт] Форма доступа: http:// www.rzd.ru 8. Форум СЦБист [сайт] Форма доступа: http:// www.ru scbist.com/ 18 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, различных видов опроса, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, решения ситуационных задач. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 1 2 умения: классифицировать организационную структуру управления на железнодорожном транспорте Текущий контроль: наблюдение за ходом и оценка на практических занятиях, подготовка сообщений, рефератов, презентаций, различные виды устного опроса, тестовый контроль наблюдение за ходом и оценка на практических занятиях, подготовка сообщений, рефератов, презентаций, различные виды устного опроса, тестовый контроль классифицировать технические средства и устройства железнодорожного транспорта знания: организационной структуры, основных сооружений и устройств и систем взаимодействия подразделений железнодорожного транспорта Текущий контроль: различные виды устного опроса, тестовый контроль Промежуточный контроль: Очная форма обучения дифференцированный зачет; Заочная форма обучения - экзамен - 19