Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 ЭКОЛОГИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ для специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2023 ОДОБРЕНА цикловой комиссией Техника и технологии наземного транспорта Протокол № от « » _________ 2024 г. Председатель ЦК ______ Е.В.Белоусова Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) Утверждена Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______ Т.В. Добшикова « » ___________ 2024 г. Составитель: Выжимова Л.А., преподаватель категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске высшей квалификационной 2 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 4 УЧЕБНОЙ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Экология на железнодорожном транспорте является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Рабочая программа составлена для очной и заочной форм обучения. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Цель: формировать у будущих специалистов на базе усвоенной системы опорных знаний по экологии способностей по оценке последствий их профессиональной деятельности и принятия оптимальных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки. Задачи: ознакомление с терминологией и понятиями экологии; понимание роли антропогенного воздействия на биосферу; понимание перспектив использования новых достижений науки при организации современных технологий в контексте существующих экологических проблем. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; -анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; - анализировать причины вредных выбросов от предприятий железнодорожного транспорта; оценивать малоотходные технологические процессы на объектах железнодорожного транспорта. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - виды и классификацию природных ресурсов; - принципы эколого-экономической оценки природоохранной деятельности объектов железнодорожного транспорта; - основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств; - правовые основы, правила и нормы природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; - общие сведения об отходах, управление отходами; 4 - принципы и правила международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; - цели и задачи охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте. Данная дисциплина формирует общие компетенции выпускника по указанной специальности: ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ОК 11 Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания: Личностный результат Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с Код личностного результата ЛР ЛР 2 ЛР 3 Код компетенции в соответствии с ФГОС ОК 06. ОК 04., 05., 06., 11. ОК 04., 06. 5 деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ОК 04., 05., 09., 10., 11. ОК 05., 06. ОК 04, 06., 11. ОК 04., 05., 06., 08., 09., 10. ОК 04., 05., 06., 10. ОК 07., 08. ЛР 9 ЛР 10 ОК 06., 07., 09. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, ОК 05., 06. ЛР 11 обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и ОК 04., 06. воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в ЛР 12 семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в ЛР 13 ОК 6 железнодорожной отрасли личностного роста как профессионала. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и ОК 2 ЛР 14 средства развития, в том числе с использованием ОК 3 информационных технологий. Содействующий формированию положительного образа и ОК 1 ЛР 15 поддержанию престижа своей профессии. ОК 4 Способный искать и находить необходимую информацию ОК 2 ЛР 16 используя разнообразные технологии ее поиска, для решения ОК 3 6 возникающих в процессе производственной деятельности проблем на железнодорожном транспорте. Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; ОК 2 ЛР 17 позиционирующий себя в сети как результативный и ОК 3 привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Имеющий потребность трудится на благо процветания семьи, ЛР 18 ОК 1 родного города, региона. Понимающий значение результатов собственного труда для ЛР 19 ОК 6 развития экономики Алтайского края. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех ЛР 20 ОК 2 сферах своей деятельности. ОК 3 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Обеспечение безопасности движения поездов при производстве путевых работ. Регулирование движения по железнодорожному переезду всех видов транспорта. Контроль работы устройств на железнодорожном переезде. ЛР 21 ОК 1 ЛР 22 ОК 2 ОК 3 ЛР 23 ОК 3 ЛР 24 ОК 4 ЛР 25 ОК 3 ОК 7 Обеспечение мер безопасности при аварийной обстановке на ЛР 26 железнодорожном переезде. Применять действующие методики при производстве работ средней сложности по монтажу, демонтажу и ремонту ЛР 27 конструкций верхнего строения пути. Применять действующие методики при работе с ЛР 28 механизированным путевым инструментом. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Понимать сущность и социальную значимость своей будущей ЛР 29 профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, ЛР30 оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях ЛР 31 и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных ЛР 32 задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии в ЛР 33 профессиональной деятельности. ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 7 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ЛР 34 ОК 6 ЛР 35 ОК 7 ЛР 36 ОК 8 ЛР 37 ОК 9 1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Очная форма обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки – 36 часа; самостоятельной работы студентов – 0 часов. Заочная форма обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки – 8 часов; самостоятельной работы студентов – 28 часа. 8 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Вид учебной работы Кол - во часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 36 Объем образовательной программы учебной дисциплины во 36 взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение 24 практические занятия 10 промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта 2 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 2.2 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Заочная форма обучения Вид учебной работы Кол - во часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 36 Объем образовательной программы учебной дисциплины во 8 взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение 6 практические занятия Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта 2 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 28 в том числе: Составление конспекта по заданной теме 4 Подготовка индивидуальных докладов 10 Подготовка к зачету 14 9 2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины Очная форма обучения Наименование разделов и тем 1 Введение Раздел 1. Природные ресурсы Тема 1. 1 Понятие о природных ресурсах Тема 1.2 Природопользование и природоохранная деятельность на железнодорожном транспорте Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала Общие положения. Системный подход при изучении взаимодействия транспорта с окружающей средой. Железнодорожный транспорт и безопасность: исторический аспект. Объем часов 3 2 2 Уров ень освое ния 4 2 20 Содержание учебного материала Виды и классификация природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем. Учение В.И.Вернадского о биосфере и геосфере. Нормативно-правовая база в области окружающей среды в Российской Федерации. Содержание учебного материала Жизнь и деятельностьВ.И.Вернадского; Природные ресурсы РФ; Природные ресурсы, как ресурсы общего пользования; Природные туристические ресурсы; Природные ресурсы и окружающая среда. Содержание учебного материала Формы и виды природопользования. Виды органов государственного управления природопользованием. Содержание учебного материала Природоохранная деятельность в ОАО «РЖД». Экологические проблемы на железнодорожном транспорте. Содержание учебного материала Эколого-экономические показатели оценки производственных процессов и 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 Тема 1.3 Мониторинг окружающей среды Раздел 2. Проблема отходов Тема 2. 1 Общие сведения об отходах. Управление отходами. Раздел 3. Экологическая защита и охрана окружающей среды предприятий железнодорожного транспорта. Нормирование в области обращения с отходами на железнодорожном транспорте. Практическое занятие №1. Расчет размеров нефтеловушки, используемой в качестве первой ступени очистки воды в оборотной системе водоснабжения промывочно-пропарочной станции. Практическое занятие №2. Определение величины допустимого выброса (ПДВ) несгоревших мелких частиц топлива (сажи), выбрасываемых из трубы котельной. Расчет максимально допустимой концентрации сажи около устья трубы. Практическое занятие №3. Определение максимальной концентрации вредного вещества у земной поверхности, прилегающей к промышленному предприятию, расположенному на ровной поверхности, при выбросы из трубы нагретой газовоздушной смеси. Содержание учебного материала Понятие, виды мониторинга. Мониторинг окружающей среды. Экологическое прогнозирование на железнодорожном транспорте Содержание учебного материала Экологический контроль. Нормирование качества окружающей среды. 2 2 2 2 2 2 2 7 Содержание учебного материала Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте. Цели и задачи. Отходы, как одна из глобальных экологических проблем человечества. Содержание учебного материала Пути снижения расхода природных ресурсов на объектах железнодорожного транспорта. Содержание учебного материала Защита от отходов производства и потребления. Практическое занятие №4. Расчет массообмена основных видов сырья и готовой продукции в безотходных технологиях производственных процессов на объектах железнодорожного транспорта. 2 2 2 2 1 2 2 3 11 Тема 3.1 Эколого-экономическая оценка природоохранной деятельности объектов железнодорожного транспорта Раздел 4. Экологическая безопасность Тема 4.1 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Содержание учебного материала Экономический механизм охраны окружающей природной среды на железнодорожном транспорте. Природоохранные мероприятия и их эффективность. Практическое занятие №5. Расчет платежей за загрязнение атмосферы передвижными источниками на железнодорожном транспорте. 1 2 2 2 Содержание учебного материала Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте. Международные организации, договоры и инициативы в области природопользования и охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте. 2 Дифференцированный зачёт 2 Всего 36 2 12 Заочная форма обучения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов 1 2 3 2 1 Введение Раздел 1. Природные ресурсы Тема 1. 1 Понятие о природных ресурсах Тема 1.2 Природопользование и природоохранная деятельность на Содержание учебного материала Общие положения. Системный подход при изучении взаимодействия транспорта с окружающей средой. Железнодорожный транспорт и безопасность: исторический аспект. Самостоятельная работа обучающихся Проработка учебных изданий и дополнительной литературы, дополнение конспекта. Урове нь освоен ия 4 2 1 20 Содержание учебного материала Виды и классификация природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем. Учение В.И.Вернадского о биосфере и геосфере. Нормативно-правовая база в области окружающей среды в Российской Федерации. Самостоятельная работа обучающихся Темы для докладов: «Жизнь и деятельностьВ.И.Вернадского»; «Природные ресурсы РФ»; «Природные ресурсы, как ресурсы общего пользования»; «Природные туристические ресурсы»; «Природные ресурсы и окружающая среда». Содержание учебного материала Формы и виды природопользования. Виды органов государственного управления природопользованием. Природоохранная деятельность в ОАО «РЖД». Экологические проблемы на железнодорожном транспорте. Содержание учебного материала 1 2 2 1 2 1 2 13 железнодорожном транспорте Тема 1.3 Мониторинг окружающей среды Раздел 2. Проблема отходов Тема 2. 1 Общие сведения об отходах. Управление отходами. Раздел 3. Экологическая защита и охрана окружающей среды Эколого-экономические показатели оценки производственных процессов и предприятий железнодорожного транспорта. Нормирование в области обращения с отходами на железнодорожном транспорте. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных изданий и дополнительной литературы. Подготовка к зачету. Содержание учебного материала Понятие, виды мониторинга. Мониторинг окружающей среды и экологическое прогнозирование на железнодорожном транспорте. Самостоятельная работа обучающихся Темы для докладов: «Экологический мониторинг»; «Мониторинг окружающей среды»; «Экологический мониторинг водных объектов»; «Понятие экологического мониторинга и его задачи». Подготовка к зачету. 8 1 2 6 5 Содержание учебного материала Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте. Цели и задачи. Отходы, как одна из глобальных экологических проблем человечества. Пути снижения расхода природных ресурсов на объектах железнодорожного транспорта. Самостоятельная работа обучающихся Темы для докладов: «Токсичные производственные отходы»; «Переработка отходов производства и потребления»; «Отходы в международном экологическом праве»; «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте»; «Ресурсосбережение и проблематика экологизации современного производства». Подготовка к зачету 1 2 4 5 14 Тема 3.1 Эколого-экономическая оценка природоохранной деятельности объектов железнодорожного транспорта Раздел 4. Экологическая безопасность Тема 4.1 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Содержание учебного материала Экономический механизм охраны окружающей природной среды на железнодорожном транспорте. Природоохранные мероприятия и их эффективность. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных изданий и дополнительной литературы, дополнение конспекта. Подготовка к зачету. 1 2 4 2 Содержание учебного материала Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных изданий и дополнительной литературы. Темы для докладов: «Объекты охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте»; «Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды». Подготовка к зачету 1 2 1 Дифференцированный зачёт 2 Всего 36 15 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Материально-техническое обеспечение Оборудование учебного кабинета: 1. посадочные места по количеству обучающихся – 30; 2. столы по количеству обучающихся – 15; 3. рабочее место преподавателя; Технические средства обучения: -мультимедиапроектор 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература: 1. Ларионов, Н. М. Промышленная экология: учебник и практикум для СПО / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 382 с. — (Серия: Профессиональное образование). 2. Павлова, Е. И.Экология транспорта: учебник для бакалавров / Е. И. Павлова, В. К. Новиков. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 479с. — https://biblio-online.ru/book/E6070853-6727-4ED1-9D1154817E37CA3D/ekologiya-transporta 3. Третьякова, Н. А. Экология : учебное пособие для СПО / Н. А. Третьякова; под науч. ред. М. Г. Шишова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 111 с. — (Серия: Профессиональное образование). 4. Хорошавин Л.Б. Основные технологии переработки промышленных и твердых коммунальных отходов [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Л.Б.Хорошавин, В.А.Беляков, Е.А.Свалов – Электронные текстовые данные.Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016.-220с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66564.html.-ЭБС «IPRbooks»/ Дополнительная литература: 1. Ризниченко, Г. Ю. Математические методы в биологии и экологии. Биофизическая динамика продукционных процессов в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Г. Ю. Ризниченко, А. Б. Рубин. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 210 с. — Интернет-ресурсы: 1. www.ecolodysite.ru (Каталог экологических сайтов) 2. www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения) 3. www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России) 16 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; -анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; - анализировать причины вредных выбросов от предприятий железнодорожного транспорта; - оценивать малоотходные технологические процессы на объектах железнодорожного транспорта. знать: - виды и классификацию природных ресурсов; - принципы эколого-экономической оценки природоохранной деятельности объектов железнодорожного транспорта; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств; - правовые основы, правила и нормы природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; - общие сведения об отходах, управление отходами; - принципы и правила международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; - цели и задачи охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения очная/заочная формы обучения Текущий контроль: наблюдение и оценка выполнения практических заданий/ разные виды опроса; практические задания по работе с информацией, документами, литературой. Текущий контроль: различные виды опроса; оценка сообщений; оценка тестов/ различные виды опроса; оценка сообщений; оценка тестов. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного дифференцированного зачета/. зачета/ 17