Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» г.Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 ОДОБРЕНА Цикловой комиссией гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол № 1 «30» августа 2024 г. Председатель______Н.Н. Макарова Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог Утверждено Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Т.В. Добшикова « 31 » августа 2024 г. Составитель: Белова Н.Ю. преподаватель высшей квалификационной категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 8 ПРОГРАММЫ 19 ОСВОЕНИЯ 21 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1Область применения программы: Учебная дисциплина «Физическая культура» является образовательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Учебная дисциплина «Физическая культура» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 4, ОК 8. 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности знания: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном, социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения Данная дисциплина участвует в формировании выпускника по указанной специальности: общих компетенций ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; 4 ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания: Личностный результат Код личностного результата Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛР 1 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. ЛР 2 ЛР 3 Код компетенции в соответствии с ФГОС ОК 06. ОК 04., 05., 06., 11. ОК 04., 06. 5 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим обладающий основами эстетической культуры. ценностям, ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ОК 04., 05., 09., 10., 11. ОК 05., 06. ОК 04, 06., 11. ОК 04., 05., 06., 08., 09., 10. ОК 04., 05., 06., 10. ОК 07., 08. ЛР 9 . ЛР 10 ОК 06., 07., 09. ЛР 11 ОК 05., 06. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие ОК 04., 06. насилия в семье, ухода от родительской ответственности, ЛР 12 отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Содействующий формированию положительного образа и ЛР 15 ОК 01., 02. поддержанию престижа своей профессии. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Самостоятельный и ответственный в принятии решений во ЛР 20 ОК 03. всех сферах своей деятельности. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями 6 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной ЛР 22 ОК 03. деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Принимать решения в стандартных и нестандартных ЛР 31 ОК 03. ситуациях и нести за них ответственность. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с ЛР 34 ОК 06. коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды ЛР 35 ОК 03. (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, ЛР 36 ОК 02. осознанно планировать повышение квалификации. 7 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Вид учебной работы Объем часов 174 170 Максимальная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретическое обучение 4 лабораторные работы – не предусмотрено практические занятия 162 контрольные работы - не предусмотрено Самостоятельная работа обучающегося (всего) 8 в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП, самостоятельные занятия в течение дня рефераты (для студентов специальной медицинской группы). Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета заочная форма обучения Вид учебной работы Объем часов 174 2 Максимальная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы – не предусмотрено практические занятия 2 контрольные работы 1 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 172 в том числе: Внеаудиторная самостоятельная работа включает изучение литературы и других информационных источников. Самостоятельные занятия в течение дня, не менее 4 часов в неделю, в форме занятий: группа ОФП, фитнес-клуб, тренажерный зал. С целью контроля, объема и глубины изучения материала курса, его систематизации и конкретизации студент выполняет контрольную работу. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Физическая культура Наименование разделов и тем Содержание теоретических, практических занятий и самостоятельной работы обучающихся Объем часов 1 Раздел 1. Научно-методические основы Формирования физической культуры личности Тема I.I Теория. Введение в предмет. Формы и процедура текущего контроля. Физическая культура в профессиональной подготовки студентов СПО 2 3 Тема 1.2. Общекультурное и социальное значение физической культуры. Здоровый образ жизни. (самостоятельные занятия) Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 8 Техника безопасности на занятиях. Знания современного состояния физической культуры и спорта. Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний. Знание оздоровительных систем физического воспитания. Владение информацией о Всероссийском комплексе « Готов к труду и обороне» (ГТО) Основы здорового образа и стиля жизни. Здоровье человека как ценность и как фактор достижения жизненного успеха. Совокупность факторов, определяющих состояние здоровья. Роль регулярных занятий физическими упражнениями в формировании и поддержании здоровья. Компоненты здорового образа жизни. Роль и место физической культуры и спорта в формировании здорового образа и стиля жизни .Формы занятий физическими упражнениями в режиме дня и их влияние на здоровье. Коррекция индивидуальных нарушений здоровья, в том числе, возникающих в процессе профессиональной деятельности, средствами физического воспитания. Пропорции тела, коррекция массы тела средствами физического воспитания В том числе, практических занятий:1 Выполнение комплексов упражнений для снижения массы тела. Выполнение комплексов упражнений для наращивания массы тела 4 ОК 4 2 ОК 4 Социально-биологические основы физической культуры. Характеристика изменений, происходящих в организме человека под воздействием выполнения физических упражнений, в процессе регулярных занятий. Эффекты физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе выполнения упражнений. Характеристика некоторых состояний организма: разминка, врабатывание, утомление, восстановление. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональные возможности человека, умственную и физическую работоспособность, адаптационные возможности человека. 2 ОК 4 В том числе практических занятий: 2 Выполнение комплексов упражнений по формированию осанки. Выполнение комплексов упражнений при сутулости, нарушением осанки в грудном и поясничном отделах, упражнений для укрепления мышечного корсета, для укрепления мышц брюшного пресса. Выполнение комплексов упражнений по профилактике плоскостопий Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры. Физическая культура личности человека, физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовка и подготовленность, самовоспитание. Сущность и ценности физической культуры. Влияние занятий физическими упражнениями на достижение человеком жизненного успеха. Дисциплина «Физическая культура» в системе среднего профессионального образования. 4 ОК 4 В том числе практических занятий: 3 Выполнение комплексов утренней гимнастики. Выполнение комплексов упражнений для глаз. Выполнение комплексов упражнений для снятия утомления организма 9 Раздел 2. Учебно-практические основы формирования физической культуры личности Тема 2.1 Общая физическая подготовка 162 1 Выполнение построений, перестроений, различных видов ходьбы, комплексов общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами. 2 Определение уровня развития физической подготовленности. Входное тестирование (начало учебного года, семестра) и итоговое тестирование (в конце учебного года, семестра). 3 Подвижные игры с различной интенсивностью 12 ОК 8 Теоретические сведения. Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Взаимосвязь в развитии физических качеств и возможности направленного воспитания отдельных качеств. Особенности физической и функциональной подготовленности. Двигательные действия. Построения, перестроения, различные виды ходьбы, комплексы общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами. Подвижные игры. 10 Тема 2.2. Легкая атлетика Кроссовая подготовка; высокий и низкий старт; стартовый разгон, финиширование, бег 100 м; эстафетный бег 4х100 м, 4х400 м; равномерный бег на 2000 м (девушки), на 3000 м (юноши); прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту с разбега способами «перешагивание», «перекидной»; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра. 38 ОК 8 1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники двигательных действий. 2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой. 3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию двигательных качеств и способностей: -воспитание быстроты; -воспитание скоростно-силовых качеств; -воспитание выносливости; -воспитание координации движений. 11 Тема 2.3. Спортивные игры. Баскетбол. Техника передвижений. Ловля и передача мяча; ведение мяча; броски мяча с места, в движении; тактика игры; групповые и командные действия игроков; правила игры; овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей, двусторонняя игра. Волейбол. Техника передвижений. Ловля и передача мяча; ведение мяча; броски мяча с места, в движении; тактика игры; групповые и командные действия игроков; правила игры; овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей, двусторонняя игра. 1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники двигательных действий, технико-тактических приемов игры. 2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой. 3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию двигательных качеств и способностей: -воспитание быстроты; -воспитание скоростно-силовых качеств; -воспитание выносливости; -воспитание координации движений. 4 В зависимости от задач проводятся тренировочные игры, двусторонние игры на счет. 5 После изучения техники отдельного элемента проводится выполнение контрольных нормативов по элементам техники спортивных игр, технико-тактических приемов игры. 6 В процессе занятий по спортивным играм каждым студентом проводится самостоятельная разработка и проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемым спортивным играм. 30 ОК 8 12 Тема 2.4. Лыжная подготовка Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой; первая помощь при травмах и обморожениях; освоение техники лыжных ходов; равномерное прохождение дистанции 6 км (девушки), 8 км (юноши); тактика лыжных гонок; учебные соревнования 3 км (девушки), 5 км (юноши). Передвижение по пересеченной местности. Дистанция без учета времени:5-8 км (девушки),8-10 км (юноши). Лыжные эстафеты. 1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию основных элементов техники. 28 ОК 8 2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой. 3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию двигательных качеств и способностей: -воспитание скоростно-силовых качеств; -воспитание выносливости; -воспитание координации движений. 13 Раздел 3. Прикладная физическая подготовка Тема 3.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Сущность и содержание ППФП в достижении высоких профессиональных результатов. 54 Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные факторы и дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ профессиограммы. Средства, методы и методика формирования профессионально значимых двигательных умений и навыков. Средства, методы и методика формирования профессионально значимых физических и психических свойств и качеств. Средства, методы и методика формирования устойчивости к профессиональным заболеваниям. Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка эффективности ППФП. 1 Разучивание, закрепление и совершенствование профессионально значимых двигательных действий. 2 Формирование профессионально значимых физических качеств. 3 Проведение студентом комплексов профессиональноприкладной физической культуры в режиме дня специалиста. 24 ОК 4, ОК 8 14 Тема 3.2. Военно - прикладная физическая подготовка Строевая, физическая подготовка. Строевая подготовка: строевые приемы, навыки четкого и слаженного выполнения совместных действий в строю. Техника безопасности на занятиях, страховка, самостраховка. Физическая подготовка: акробатика с силовой направленностью, силовая гимнастика ( подтягивания, упражнения на пресс); упражнения в сопротивлении, поднимании и переноске груза ( перетягивание одной (двумя ) руками; борьба за палку; борьба стоя на одном колене; переноска сидящего на спине; переноска партнера на плече; перетягивание каната); полоса препятствий; марш-броски (преодоление естественных препятствий на дистанции, основы правильной техники преодоления препятствий, развитие силовой выносливости); организация военно-спортивных игр: «Взятие высоты», «Прорыв». Акцентированное развитие гибкости и силы в процессе занятий акробатикой на основе включения специальных упражнений и их сочетаний. 1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники выполнения отдельных элементов и их комбинаций. 2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой. 3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию двигательных качеств и способностей: -воспитание силовой выносливости; -воспитание гибкости; -воспитание координации движений. 4 Каждым студентом обязательно проводится самостоятельная разработка и проведение занятия или фрагмента занятия. Всего: 30 ОК 8 170 15 Распределение учебных часов 1 Теория. Введение в предмет. Формы и процедура текущего контроля. Меры безопасности при проведении занятий 2 Физическая культура в профессиональной подготовки студентов СПО Общекультурное и социальное значение физической культуры (самостоятельная работа) Легкая атлетика Спортивные игры Лыжная подготовка Общая физическая подготовка Профессионально-прикладная физическая подготовка Военно-прикладная физическая подготовка Итого 2 3 4 5 6 7 всего 4 8 38 30 28 12 24 30 174 16 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к материально-техническому обеспечению: - спортивный зал; - оборудованные раздевалки - открытый стадион широкого профиля, с элементами полосы препятствий, уличными тренажерами; - стрелковый тир. Оборудование: Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные, набивные ; щиты, ворота, корзины баскетбольные, сетки, стойки, антенны, резина, гимнастические маты, гимнастическая перекладина, секундомеры, гранаты для метания, эстафетные палочки, канат для лазания, канат для перетягивания, прыжковая зона, копья, ядра, тренажеры для метания, скамейки; сектор для прыжков в длину; гири, помост для гиревого спорта. Для занятий лыжным спортом: Лыжехранилище, теплые раздевалки; учебно-тренировочная лыжня, отвечающая требованиям безопасности; лыжный инвентарь (лыжи, ботинки, лыжные палки, лыжные мази, парафины, утюжок). Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности демонстрации на экране; электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации на экране. 3.2 Информационное обеспечение дисциплины 3.2.1 Основная литература: 1.Педагогические измерения в спорте: методы, анализ и обработка результатов / В. П. Губа, Г. И. Попов, В. В. Пресняков, М. С. Леонтьева. – Москва : Спорт, 2021. – 324 с. : – Режим доступа: по подписке. URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599312 - ISBN 978-5-907225-47-3. –[Электронный ресурс]. 2. Ланда, Б. Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология / Б. Х. Ланда. – Москва : Спорт, 2017. – 129 с.. Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471216 . - ISBN 978-5-906839-87-9. –[Электронный ресурс]. 3. Шолих, М. Круговая тренировка. Серия (Библиотечка тренера) : научное издание / Шолих М., Матвеев Л.П. под общ. ред. / Москва : Спорт, 2021., 216 с.. Режим доступа: по подписке. - URL: https://book.ru/book/942143 - ISBN 978-5-907225-67-1 - [Электронный ресурс]. 3.2.2 Дополнительная литература: 1. Кузнецов, В.С. Организация физкультурно-спортивной работы + Приложение : учебник / Кузнецов В.С., Антонова О.Н. / Москва : КноРус, 2019., 257 с.. Режим доступа: по подписке URL: https://book.ru/book/932124 - ISBN 978-5-406-06868-7 - [Электронный ресурс]. 3.2.3 Интернет ресурсы: 1.Министерства спорта, туризма и молодежной политики. [сайт]. Форма доступа: http://sport.minstm.gov.ru 2. Сообщество учителей физической культуры [сайт]. Форма доступа http://www.trainer.h1.ru/3. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры. [электронный ресурс]. http://www.infosport.ru/press/fkvot/ 20 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Знания: - о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - основ здорового образа жизни; - понятий п правил здорового образа жизни; - основных технологий направленных на сохранение здоровья «Отлично» - вопрос раскрыт полностью, студент использовал при ответе дополнительные сведения из области поставленного вопроса, либо более 90% правильных ответов при выполнении тестовых заданий. «Хорошо» - вопрос раскрыт полностью, но в ответе содержатся незначительные неточности, или нарушена определенная последовательность ответа (последнее свойственно при объяснении техники упражнений), либо 70 - 90% правильных ответов при выполнении тестовых заданий. «Удовлетворительно» вопрос раскрыт, но в ответе есть грубые ошибки, или ошибок много, либо 50-70% правильных ответов при выполнении тестовых заданий. Методы оценки - опрос; - вызов обучающихся; - экспертная оценка разбора конкретных ситуаций на практических занятиях; - оценка подготовленных обучающимися фрагментов занятий с обоснованием целесообразности использования средств физической культуры, режимов нагрузки и отдыха; - тестирование «Неудовлетворительно» вопрос не раскрыт. Значительные ошибки при ответе. Искажена суть поставленного вопроса. Студент без причины отказывается отвечать на вопрос. Либо менее 50% правильных ответов при выполнении тестовых заданий. 21 Умения: - использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; - применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; - пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности; - осуществлять физкультурнооздоровительную деятельность, владение техникой двигательных действий, технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания; - применять на практике имеющийся опыт занятий социальноприкладными упражнениями и базовыми видами спорта. Критерии оценивания двигательного умения производится на основе сравнения техники выполнения с эталонной. При этом эталон для различных видов движений будет различаться. Так, например, в гимнастике наибольшее внимание уделяется амплитуде движение, четкости фаз. В метаниях дальность и точность полета снаряда. И так далее. В любом случае движение, близкое к эталону, максимально эффективно решает двигательную задачу. «Отлично» оценивается движение максимально приближенное к технике эталонного. Выполнено без ошибок, с максимальной амплитудой и устойчивым ритмом. «Хорошо» - движение выполнено приближенно к эталону, но в процессе выполнения возникли незначительные ошибки, которые не повлияли на результат. «Удовлетворительно» выполненное упражнение имеет сходство с эталоном, допущены грубые ошибки, искажающие технику движения. «Неудовлетворительно» - допущены значительные ошибки, полностью искажена техника выполнения, в результате чего нет сходства с эталоном. Упражнение не выполнено (студент без причины отказывается выполнять упражнение). - экспертное наблюдение на занятиях; - оценка выполнения нормативов; - текущий контроль за деятельностью обучающегося на практических занятиях; - тестирование в контрольных точках Легкая атлетика. Оценка техники двигательных действий и выполнения контрольных нормативов (проводится в ходе занятий). Спортивные игры Оценка техники базовых элементов техники спортивных игр. Оценка техникотактических действий студентов в ходе проведения контрольных соревнований по спортивным играм. Оценка выполнения студентом функций судьи. Лыжная подготовка Оценка техники двигательных действий (техника передвижения на лыжах различными ходами) и выполнения контрольных нормативов (проводится в ходе занятий). 22 Критерии оценивания физических качеств: - по приросту определенного физического качества ( основа тестирование в контрольных точках). Тестирование организуется в контрольных точках: На входе – начало учебного года, семестра; На выходе – в конце учебного года, семестра. Тесты по ППФП разрабатываются применительно к укрупненной группе специальностей. Для оценки военноприкладной физической подготовки проводится оценка техники изученных двигательных действий отдельно по видам отдельно по видам подготовки: строевой, физической. Оценка преодоления дистанций марш-бросков и силовых показателей проводится по выполнению контрольных нормативов, а также по приросту к исходным показателям. 23