Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ для специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 ОДОБРЕНА цикловой комиссией гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол № 1 от « 29 » августа 2024г. Председатель _______Н.Н.Макарова Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) Утверждена Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________________ Т.В. Добшикова « 30 » августа 2024 г. Составитель: Макарова Н. Н., преподаватель высшей квалификационной категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 9 20 23 3 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы: Учебная дисциплина ОГСЭ.02 История является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Учебная дисциплина ОГСЭ.02 История обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01 - ОК 09. 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися усваиваются умения и знания: Умения: -ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; -выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем; - отстаивать активную жизненную позицию; −отражать понимание России в мировых политических и социально-экономических процессах до начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; - характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научнотехнологических успехов, освоения космоса; - понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России); - анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран до начала XXI века; - сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; - защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории; − составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории до начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; 4 - выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы; - осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, СМИ для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности; - характеризовать места, участников, результаты важнейших исторических событий в истории Российского государства; - соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; -давать оценку историческим событиям и обосновывать свою точку зрения с помощью исторических фактов и собственных аргументов; - применять исторические знания в учебной и внеучебной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе; - демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества. Знания: - основные периоды истории Российского государства, ключевые социальноэкономические процессы, а также даты важнейших событий отечественной истории; - имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XX – начале XXI века; - ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX – начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров; - основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в общемировом пространстве; -основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции; -Февральская революция 1917 года. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и Гражданской войны; - Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые Пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление Обороноспособности; - Великая Отечественная война 1941-1945 годы: причины, силы сторон, основные операции. Государство и общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над 5 Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе; - СССР в 1945-1991 годы. Экономические развитие и реформы. Политическая система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза; - Российская Федерация в 1992-2022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке. Экономическая социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире; - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; - основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначения ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; - роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначения важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Данная дисциплина направлена на формирование общих (ОК): ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; 6 ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания: Личностный результат Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи Код личностного результата Код компетенции в соответствии с ФГОС ЛР 1 ОК 06. ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ОК 04., 05. 06 ОК 04., 06. ОК 04., 05. 06 ОК 05., 06. ОК 01. 04, 06. ЛР 7 ОК 04., 05. 08. 09 ЛР 8 ОК 03.,04., 05., 06 ЛР 10 ОК 06., 07 ЛР 11 ОК 03, 04,05, 06. ЛР 12 ОК 04., 06. 7 и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный при взаимодействии с другими людьми достигать ОК 04, 06. поставленных целей, стремящийся к формированию в ЛР 13 железнодорожной отрасли личностного роста как профессионала. Способный ставить перед собой цели для решения ОК 04, 06. возникающих профессиональных задач, подбирать способы ЛР 14 решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий. Способный выдвигать альтернативные варианты действий с ОК 06, 09 целью выработки новых оптимальных алгоритмов; ЛР 17 позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Имеющий потребность трудится на благо процветания семьи, ОК 04., 06. ЛР 18 родного города, региона. Понимающий значение результатов собственного труда для ОК 04., 06. ЛР 19 развития экономики Алтайского края. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во ОК 03,04.,05, ЛР 20 всех сферах своей деятельности. 06. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые ОК 04., 06. ЛР 21 методы и способы выполнения профессиональных задач. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной ОК 04, 065, 06. ЛР 22 деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Понимать сущность и социальную значимость своей будущей ОК 02, 04., 05. профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ЛР 23 06. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ЛР 24 ЛР 25 ЛР 26 ЛР 27 ЛР 28 ЛР 29 ОК 02, 04., 06. ОК 04., 05,09 ОК 04., 05. 06. ОК 04., 06. ОК 04, 05. 06. ОК 04, 05. 06, 8 09 9 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение практические занятия промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Самостоятельная работа Объем в часах 48 30 16 2 - Заочная форма обучения Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение практические занятия консультации промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Самостоятельная работа Объем в часах 10 8 2 38 10 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Очная форма обучения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Россия - моя история Тема 1.1 Содержание учебного материала Россия – великая наша держава. Александр Невский как спаситель Руси. Выбор союзников Даниилом Россия - великая Галицким. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений: православие и наша держава католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение Александра с Ордой. Династический кризис и причины смутного времени. Избрание государей посредством народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений. Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654. Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война, прутские походы). Формирование нового курса развития России: западно-ориентированный подход. Россия – империя. Социальные, экономические и политические изменения в стране. Строительство великой империи: цена и результаты. Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом порядке: русскотурецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной, культурной и социально-экономической политики. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». Практическое занятие№1 Рассмотрение и определение особенностей государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Объем часов 3 14 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 04-ОК-06 2 11 Тема 1.2. Общественнополитическая жизнь страны в XX веке. Перестройка. Новый политический курс Содержание учебного материала «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны. Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война. Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания. Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой Отечественной Войне. Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа. Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования природы Противоречия социально – экономического развития в СССР в 80 –е г. Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация. Концепция ускорения социально-экономического развития страны. Политика перестройки и гласности. Проекты новых экономических программ (Л.И. Абалкин «500 дней», С.С. Шаталина и Г. Явлинского и др.) Денежная реформа 1991г. Практическое занятие № 2 Выявление характерных черт перестройки и гласности в духовной жизни общества. Тема 1.3 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. Содержание учебного материала Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. Объединение Германии. Договор об обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ. Договор об обычном вооружении. СНВ-1 Практическое занятие №3 Выявление предпосылок распада СССР и условий образования СНГ. Раздел 2 Россия и мир в конце ХХ - начале ХХI века. 2 ОК 04-ОК-06 2 4 ОК 04-ОК-06 2 16 12 Тема 2.1 Основные направления социальноэкономического и политического развития России в 90-е годы XX века Тема 2.2. Государственнополитическое развитие Российской Федерации в 90-е годы XX века Содержание учебного материала Курс экономических реформ 90 – х. годов. Первый этап либеральных реформ в России (1991–1993 гг.). Предпосылки радикальной экономической реформы и ее основные направления. Российский вариант «шоковой терапии» и начало приватизации. Формирование олигархических групп. Дефолт 1998 г. Итоги социально – экономических преобразований 1990-х гг. 4 ОК 04-ОК-06 Содержание учебного материала Государственно – политическое развитие РФ в 90 –е гг. Политический кризис 1993г. Сепаратизм и угроза распада России. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным Советом. Выборы в Государственную Думу РФ в 1993 г. Принятие Конституции РФ 1993 г. Принципы федеративного устройства России Проблемы и тенденции во взаимоотношениях федерального центра и субъектов РФ. Выборы в Госдуму 1995г. Президентские выборы 1996 г. Внутриполитический кризис 1999 г. Особенности и этапы развития многопартийности в России. Политические партии России. Политическая жизнь в регионах страны. Практическое занятие 4 Изучение государственно-политического развития РФ в 90-гг. Содержание учебного материала Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90 – е годы. «Чеченский кризис». Завершение «первой чеченской кампании». Подписание соглашения о прекращении боевых действий на территории Чечни в селении Хасавюрт (1996 г.). Вторжение боевиков в Дагестан и начало антитеррористической операции федеральных войск (1999 г.). «Вторая чеченская кампания». Основные направления внешней политики РФ в конце 90-начало 2000г. 2 ОК 04-ОК-06 Тема 2.3. Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90 –е г. XX в. Постсоветское пространство в 90 – е гг. XX века Тема 2.4 Российская Содержание учебного материала культура в 90 – е Духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований. Проблемы экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой годы XX века культуры». Наука и искусство. Государство и Церковь. Практическое занятие № 5 Выявление особенностей Российской культуры в 90-е годы ХХ века. Раздел 3 Россия и мир в начале 21 века. Тема 3.1 Содержание учебного материала Внутриполитическая Внутренняя политика в начале XXI в. Выборы 2000г. Курс на укрепление государственности. Партийные реформы. Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг. Экономический рост и продолжение и социально – реформ. Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. экономическая Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю жизнь современной 2 4 ОК 04-ОК-06 2 ОК 04-ОК-06 2 16 4 13 политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса. Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Значение военнопромышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки. Тема 3.2 Новый этап Содержание учебного материала Парламентские выборы 2007г. Новая конфигурация власти и выборы Президента Д.А. Медведева. Россия в развитии РФ. в условиях глобального кризиса. Парламентские и Президентские выборы 2011 – 2012 гг., 2016г. Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков. Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее. Самостоятельная работа. Подготовить доклад: Российские инновации и устремленность в будущее. Практическое занятие №6 Определение перспективных направлений и основных проблем развития РФ на современном этапе. Тема 3.3 Россия в Содержание учебного материала Новая концепция внешней политики РФ. Место России на международной арене. Территориальная системе целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического и современных социально – экономического развития. Анализ современных общегосударственных документов в области международных политики, экономики, социальной сферы и культуры. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с отношений. Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире. Анализ Перспективы развития внешней документов ВТО, НАТО, ЕС и других международных организаций с позиции гражданина РФ. политики РФ в XXI Практическое занятие № 7.Выявление новых приоритетов, черт, перспектив развития внешней в. политики России. Тема 3.4 Российская Содержание учебного материала Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей. Коммерциализация искусства и «массовая культура в начале культура. Глобализация культуры. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. XXI века. Новая эстетика. Постмодернизм. Информационные технологии. Обращение к историко – культурному наследию. Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра великого» антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии. России 2 ОК 04-ОК-06 2 2 2 ОК 04-ОК-06 2 2 ОК 04-ОК-06 14 Практическое занятие 8. Изучение Российской культуры в начале XXI века. Промежуточная аттестация Всего: 2 2 48 15 Заочная форма обучения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Россия - моя история Тема 1.1 Содержание учебного материала Самостоятельная работа Россия - великая Россия – великая наша держава. Александр Невский как спаситель Руси. Выбор союзников наша держава Даниилом Галицким. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений: православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение Александра с Ордой. Династический кризис и причины смутного времени. Избрание государей посредством народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданскопатриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений. Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654. Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война, прутские походы). Формирование нового курса развития России: западно-ориентированный подход. Россия – империя. Социальные, экономические и политические изменения в стране. Строительство великой империи: цена и результаты. Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной, культурной и социально-экономической политики. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». Практическое занятие№1 Рассмотрение и определение особенностей государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Объем часов 3 14 4 Коды компетенц ий, формирова нию которых способству ет элемент программы 4 ОК 04-ОК06 16 Тема 1.2. Общественнополитическая жизнь страны в 80-е годы XX века. Перестройка. Новый политический курс Содержание учебного материала Самостоятельная работа «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны. Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война. Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания. Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой Отечественной Войне. Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа. Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования природы Противоречия социально – экономического развития в СССР в 80 –е г. Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация. Концепция ускорения социально-экономического развития страны. Политика перестройки и гласности. Проекты новых экономических программ (Л.И. Абалкин «500 дней», С.С. Шаталина и Г. Явлинского и др.) Денежная реформа 1991г. Практическое занятие № 2 Выявление характерных черт перестройки и гласности в духовной жизни общества. Тема 1.3 Содержание учебного материала Дезинтеграционные Самостоятельная работа процессы в России и Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Европе во второй Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница половине 80-х гг. СССР. Объединение Германии. Договор об обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ. Договор об обычном вооружении. СНВ-1 Практическое занятие №3 Выявление предпосылок распада СССР и условий образования СНГ. Раздел 2 Россия и мир в конце ХХ- начале ХХI века. 4 ОК 04-ОК06 4 ОК 04-ОК06 2 16 17 Тема 2.1 Основные направления социальноэкономического и политического развития России в 90е годы XX века Тема 2.2. Государственнополитическое развитие Российской Федерации в 90-е годы XX века Тема 2.3. Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90 –е г. XX в. Постсоветское пространство в 90 – е гг. XX века Содержание учебного материала Самостоятельная работа Курс экономических реформ 90 – х. годов. Первый этап либеральных реформ в России (1991– 1993 гг.). Предпосылки радикальной экономической реформы и ее основные направления. Российский вариант «шоковой терапии» и начало приватизации. Формирование олигархических групп. Дефолт 1998 г. Итоги социально – экономических преобразований 1990-х гг. 4 ОК 04-ОК06 Содержание учебного материала Самостоятельная работа Государственно – политическое развитие РФ в 90 –е гг. Политический кризис 1993г. Сепаратизм и угроза распада России. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным Советом. Выборы в Государственную Думу РФ в 1993 г. Принятие Конституции РФ 1993 г. Принципы федеративного устройства России Проблемы и тенденции во взаимоотношениях федерального центра и субъектов РФ. Выборы в Госдуму 1995г. Президентские выборы 1996 г. Внутриполитический кризис 1999 г. Особенности и этапы развития многопартийности в России. Политические партии России. Политическая жизнь в регионах страны. Практическое занятие 4 Изучение государственно-политического развития РФ в 90-гг. Содержание учебного материала Самостоятельная работа Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90 – е годы. «Чеченский кризис». Завершение «первой чеченской кампании». Подписание соглашения о прекращении боевых действий на территории Чечни в селении Хасавюрт (1996 г.). Вторжение боевиков в Дагестан и начало антитеррористической операции федеральных войск (1999 г.). «Вторая чеченская кампания». Основные направления внешней политики РФ в конце 90-начало 2000г 2 ОК 04-ОК06 Тема 2.4 Российская Содержание учебного материала культура в 90 – е Самостоятельная работа Духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических годы XX века преобразований. Проблемы экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Наука и искусство. Государство и Церковь. Практическое занятие № 5 Выявление особенностей Российской культуры в 90-е годы ХХ века. Раздел 3 Россия и мир в начале 21 века. 2 4 ОК 04-ОК06 4 ОК 04-ОК06 16 18 Тема 3.1 Внутриполитическая и социально – экономическая жизнь современной России Тема 3.2 Новый этап в развитии РФ. Тема 3.3 Россия в системе современных международных отношений. Перспективы развития внешней политики РФ в XXI в. Содержание учебного материала Самостоятельная работа Внутренняя политика в начале XXI в. Выборы 2000г. Курс на укрепление государственности. Партийные реформы. Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг. Экономический рост и продолжение реформ. Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса. Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Значение военнопромышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховской заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки. Содержание учебного материала Самостоятельная работа Парламентские выборы 2007г. Новая конфигурация власти и выборы Президента Д.А. Медведева. Россия в условиях глобального кризиса. Парламентские и Президентские выборы 2011 – 2012 гг., 2016г. Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков. Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее. . Подготовить доклад: Российские инновации и устремленность в будущее. Практическое занятие №6 Определение перспективных направлений и основных проблем развития РФ на современном этапе. Содержание учебного материала Самостоятельная работа Новая концепция внешней политики РФ. Место России на международной арене. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического и социально – экономического развития. Анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире. Анализ документов ВТО, НАТО, ЕС и других международных организаций с позиции гражданина РФ. 4 2 ОК 04-ОК06 2 2 ОК 04-ОК06 19 Практическое занятие № 7 Выявление новых приоритетов, черт, перспектив развития внешней политики России. Тема 3.4 Российская Содержание учебного материала Самостоятельная работа культура в начале Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей. Коммерциализация искусства и XXI века. «массовая культура. Глобализация культуры. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. Новая эстетика. Постмодернизм. Информационные технологии. Обращение к историко – культурному наследию. Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии. Практическое занятие 8 Изучение Российской культуры в начале XXI века. Промежуточная аттестация Всего: 2 4 ОК 04-ОК06 2 48 20 3. УСЛОВИЯ ДИСЦИПЛИНЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 3.1 Материально-техническое обеспечение Оборудование учебного кабинета «Дисциплины ОГСЭ»: посадочные места по количеству обучающихся - 34; рабочее место преподавателя; учебно-методические материалы по дисциплине; Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийное оборудование (проектор и проекционный экран). 3.2 Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1 Печатные издания 1. Самыгин С.И. История [Текст]: Учебник / П.С. Самыгин, – Ростов-н/Д; Феникс, 2018. – 312 с. 2. Артемов В.В. История Отечества [Текст]: Учебник / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Академия, 2018. – 256 с. Электронные издания (электронные ресурсы) 3. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Л.И. Ольштынский— Электрон. текстовые данные. — М.: Логос, 2016.— 408 c.— Режим доступа: Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/124954 4. Кузнецов, И.Н. Отечественнаяистория : учебник / И.Н. Кузнецов. — 9еизд. — Москва : ДашковиК, 2018. — 816 с. — ISBN 978-5-394-03000-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечнаясистема «Лань» : [сайт]. — URL:https://e.lanbook.com/book/103780 5. Контев, А.В. История Алтайского края XVIII–XIX веков: учебник / А.В. Контев. — Барнаул : АлтГПУ, 2017. — 232 с. — ISBN 978-5-88210-8969. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/119515 6. История. Хрестоматия: учебное пособие / Д.Н. Белянин, Р.С. Бикметов, В.А. Бутьян [и др.] ; составители Д.Н. Белянин [и др.]. — Кемерово : КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2013. — 267с. — Текст: электронный // Электроннобиблиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL:https://e.lanbook.com/book/115097 7. Матюхин, А.В. История России: учебник / А.В. Матюхин, Ю.А. Давыдова, Р.Е. Азизбаева. - 2-е изд., стер. — Москва : Университет «Синергия», 2017. — 336 с. — ISBN 978-5-4257-0273-9. — Текст: электронный // Электроннобиблиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/93250 Интернет-ресурсы 8. История России - федеральный портал. История РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа http://historylinks.ru/ 9. История Электронная библиотека.[Электронный ресурс] Режим доступа http://www.bibliotekar.ru/ 10. История. Материалы по Новейшей истории. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.istmira.com/novejshaya-istoriya/ 11. Исторические источники. Электронная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html 12. История. Информационно-аналитический портал «Геополитика» [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.geopolitics.ru/ Дополнительные источники 13. Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05792-8. – Текст: непосредственный. 14. История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09384. – Текст: непосредственный. 15. История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст: непосредственный. 16. Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 255 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09549-4. – Текст: непосредственный. 17. Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08560-0. – Текст: непосредственный. 18. Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего профессионального образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное образование). –ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст: непосредственный. 19. Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09199-1. – Текст: непосредственный. 20. Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08376-7. – Текст: непосредственный. 22 21. Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-05027-1. – Текст: непосредственный. 22. Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин; под научной редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 198 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53405440-8. – Текст: непосредственный. 23. Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст: непосредственный. 23 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: -основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.) -сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв. - основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира назначения ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности - роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения основные периоды истории Российского государства, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий отечественной истории; - имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XX – начале XXI века - ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX – начале XXI века; -выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; -важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров; - основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в общемировом пространстве; - основные тенденции и явления в культуре; - роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; Обучающийся воспроизводит основные направления и указывает особенности исторического развития регионов мира на рубеже (XX и XXI вв.); Обучающийся демонстрирует знания об основных источниках информации и ресурсов для решения задач и проблем в историческом контексте. Обучающийся демонстрирует знания о приемах структурирования информации. Обучающийся демонстрирует знания о формате оформления результатов поиска информации. Обучающийся демонстрирует знания о возможных траекториях личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей. Обучающийся демонстрирует знания о психологии коллектива психологии личности. Обучающийся подтверждает сформированность знаний о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций Обучающийся демонстрирует знание важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения Обучающийся демонстрирует знания о сущности гражданскопатриотической позиции Обучающийся понимает и анализирует причины межгосударственных конфликтов XX- начале XXI вв. Обучающийся демонстрирует знания об общечеловеческих ценностях. Обучающийся проводит анализ исторической информации политического и экономического развития ведущих государств и Различные виды устного и письменного опроса; тестирование; выполнение индивидуальных творческих работ; Оценивание индивидуальных и групповых заданий. Дифференциров анный зачет 24 - Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции - Февральская революция 1917 года. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и Гражданской войны; - Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые Пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление Обороноспособности; - Великая Отечественная война 19411945 годы: причины, силы сторон, основные операции. Государство и общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе; СССР в 1945-1991 годы. Экономические развитие и реформы. Политическая система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза; - Российская Федерация в1992-2022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке. Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире. регионов мира Обучающийся дает оценку основных направлений деятельности международных организаций ООН, НАТО, ЕС и др. Обучающийся подтверждает сформированность знаний о перспективных направлениях и основных проблемах развития РФ на современном этапе 25