Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии 27.02.03 Автоматика и (железнодорожном транспорте) телемеханика на транспорте (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 ОДОБРЕНА цикловой комиссией гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол №1 « 29» августа 2024 г. Председатель________Н.Н. Макарова Разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) Утверждена Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Т.В. Добшикова « 30 » августа 2024 г. Составитель: Макарова Н.Н. преподаватель высшей квалификационной филиала СГУПС в г. Новоалтайске категории 2 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 4 УЧЕБНОЙ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Учебная дисциплина Основы философии обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК: ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися усваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 01- Умения - ориентироваться Знания в - основных категорий и понятий 4 ОК 09 наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - отстаивать активную гражданскую позицию философии (бытия, материи, движения, пространства и времени); - роли философии в жизни человека и общества; - основ философского учения о бытии; - сущности процесса познания; - основ научной, философской и религиозной картин мира; - сходства и отличия философии от искусства, религии, науки и идеологии; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. и личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания: Личностный результат Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и Код личностного результата ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 Код компетенции в соответствии с ФГОС ОК 05, 06. ОК 04, 05, 06, 09 ОК 03,05,06. ОК 02, 05, 09 ОК 05., 06. ОК 04, 06. 5 готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ОК, 05, 06. ОК 05., 06. ОК 06, 08 ОК 03, 06. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи ОК 04, 06. и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в ЛР 11 семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в ОК 06,09 ЛР 12 железнодорожной отрасли личностного роста как профессионала. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Имеющий потребность трудится на благо процветания семьи, ОК 02,03,06. ЛР 13 родного города, региона. Понимающий значение результатов собственного труда для ОК 06. ЛР 14 развития экономики Алтайского края. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной ОК 01,06. 09 ЛР 15 деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Понимать сущность и социальную значимость своей будущей ОК 02,03, 04. ЛР 16 профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях ОК 06, 08 ЛР 17 и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, ОК 01,02,03,06. необходимой для эффективного выполнения ЛР 18 профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с ОК 04,05,06. ЛР 19 коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды ОК 04, 05,06 ЛР 35 (подчиненных), за результат выполнения заданий. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем образовательной программы учебной дисциплины во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение практические занятия промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Самостоятельная работа Объем в часах 50 48 30 16 2 2 Заочная форма обучения Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем образовательной программы учебной дисциплины во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение практические занятия консультации промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Самостоятельная работа Объем в часах 50 12 4 6 2 38 7 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Очная форма обучения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов 1 2 3 Раздел 1. Предмет философии и ее история. Тема 1.1 Содержание учебного материала Основные Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, понятия и логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии. предмет Практическое занятие №1 философии. Формулирование собственного взгляда на предмет и определение философии Тема 1.2 Содержание учебного материала Философия Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). Древнего мира и Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. средневековая Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и философия. схоластика. Практическое занятие №2 Сравнение философии Древнего Китая и Древней Индии. Изучение основных идей философских школ Древней Греции. Самостоятельная работа. Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах». Тема 1.3 Содержание учебного материала Философия Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: Возрождения и рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Философия Нового мира и позитивизма и эволюционизма. Просвещения. Практическое занятие №3 Описание особенностей философии эпохи Возрождения и Нового времени - тестовые задания. Тема 1.4 Содержание учебного материала Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 28 ОК 04-ОК 06 2 2 8 ОК 04-ОК 06 2 2 4 ОК 04-ОК 06 2 4 8 Современная философия. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея. Практическое занятие №4 Обобщение характерных черт философии ХХ века. Определение сущности философии экзистенциализма и психоанализа. Раздел 2. Структура и основные направления философии. Тема 2.1 Содержание учебного материала Методы Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и философии и ее др. Строение философии и ее основные направления. внутреннее Практическое занятие №5 строение. Этапы развития философии. Анализ и сравнение методов философии. Тема: 2.2 Содержание учебного материала Учение о бытии и Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные теории познания онтологические представления. Материя, пространство, время, движение. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской религиозной и научной истин. Методология научного познания. Практическое занятие №6 Сравнение философской, научной и религиозной истин. Тема: 2.3 Этика и Содержание учебного материала социальная Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая философия цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности. Практическое занятие №7 Обоснование глобальных проблемах современности с точки зрения философии. Тема 2.4 Место философии духовной культуре и ее значение Содержание учебного материала Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостности личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. Практическое занятие №8 Сравнение философии с другими отраслями культуры. Сопоставление личности философа и ОК 04-ОК 06 2 20 2 ОК 04-ОК 06 2 2 ОК 04-ОК 06 2 4 ОК 04-ОК 06 2 4 2 9 его философской системы (любое время). Промежуточная аттестация Всего 2 50 10 Заочная форма обучения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов 1 2 3 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 28 2 ОК 04-ОК 06 Раздел 1. Предмет философии и ее история. Тема 1.1 Содержание учебного материала Основные Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, понятия и логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии. предмет Самостоятельная работа философии. Практическое занятие №1 Формулирование собственного взгляда на предмет и определение философии. Тема 1.2 Самостоятельная работа Философия Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). Древнего мира и Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. средневековая Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и философия. схоластика. Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах». Практическое занятие №2 Сравнение философии Древнего Китая и Древней Индии. Изучение основных идей философских школ Древней Греции. Тема 1.3 Содержание учебного материала Философия Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: Возрождения и рационализм и эмпиризм в теории познания. Нового мира и Самостоятельная работа Просвещения. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. Практическое занятие №3 Описание особенностей философии эпохи Возрождения и Нового времени - тестовые задания. Тема 1.4 Самостоятельная работа Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм Современная философия. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея. 2 10 ОК 04-ОК 06 2 2 ОК 04-ОК 06 2 2 6 ОК 04-ОК 06 11 Самостоятельная работа Практическое занятие №4 Обобщение характерных черт философии ХХ века. Определение сущности философии экзистенциализма и психоанализа. Раздел 2. Структура и основные философии. направления Тема 2.1 Содержание учебного материала Методы Самостоятельная работа Методы философии: формально-логический, диалектический, философии и ее прагматический, системный и др. Строение философии и ее основные направления. внутреннее Практическое занятие №5 строение. Этапы развития философии. Анализ и сравнение методов философии. Тема: 2.2 Самостоятельная работа Учение о бытии и Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные теории познания онтологические представления. Материя, пространство, время, движение. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской религиозной и научной истин. Методология научного познания. Практическое занятие №6 Сравнение философской, научной и религиозной истин. Тема: 2.3 Этика и Самостоятельная работа социальная Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая философия цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности. Практическое занятие №7 Обоснование глобальных проблемах современности с точки зрения философии. Тема 2.4 Самостоятельная работа Место философии Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от духовной искусства, религии, науки и идеологии. Структура философского творчества. Типы культуре и ее философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как значение учение о целостности личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. Практическое занятие №8 Сравнение философии с другими отраслями культуры. Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время). САМ.работа Промежуточная аттестация Всего 2 20 2 ОК 04-ОК 06 2 2 ОК 04-ОК 06 2 4 ОК 04-ОК 06 2 4 2 2 50 12 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Материально-техническое обеспечение Оборудование учебного кабинета «Дисциплины ОГСЭ»: посадочные места по количеству обучающихся - 32; рабочее место преподавателя; - компьютер, мультимедийное оборудование. 3.2 Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1 Печатные издания 1. Матяш Т.П. Основы философии [Текст]: Учебник/Т.П.Матяш,Л.В.Жаров, Е.Е.Несмеянов-Ростов н/Д,2018, Феникс .-320с. 2. Губин В.Д. Основы философии [Текст]: М., 2018, Инфра. -с.310 3.2.2 Электронные издания 3. Гордилов, В.А. Основы философии : 2019-08-27 / В.А. Гордилов. — Белгород : БелГСХАим. В.Я. Горина, 2016. — 156 с. — Текст : электронный // Электронно-библиотечнаясистема «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/123365 4. Козлова, О.В. Философия : учебное пособие / О.В. Козлова. —Москва : ФЛИНТА, 2016. — 110 с. — ISBN 978-5-9765-2522-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечнаясистема «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/77193 Интернет-ресурсы: 5. Сайты, учебные материалы по философии. [Сайт]. Электронный ресурс. Режим доступа: www. alleg.ru/edu/philos 1.htm 6. Философия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://filo-lecture.ru/ 7. Философия науки. Электронный ресурс.Режим доступа: http://www.filosofium.ru/list.php?c=filnauki 8. Философия. Электронный ресурс. Режим доступа: Lib.ru http://lib.ru/FILOSOF/ 9. Философы – 100 великих гениев. Электронный ресурс. Режим доступа: http://sto-geniev.narod.ru/filosofy/ 10. Философы древности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ 11. Философы и мыслители. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.great-philosopher.ru/ 12. Философия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://books.atheism.ru/philosophy/ 13 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: -основные категории и понятия философии (бытие, материя, движение, пространство и время); -роли философии в жизни человека; -основы философского учения о бытии; -сущность процесса познания; -основы научной, философской и религиозной картин мира; - сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии; -условия формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; -социальные и этические проблемы, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий - воспроизведение основных категорий и понятий философии; - понимание роли философии в жизни человека, основ философского учения о бытии, сущности процесса познания; -описание основ научной, философской и религиозной картин мира; -понимание условий формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; -понимание социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий Методы оценки Различные виды устного и письменного опроса; выполнение практических работ Дифференцированный зачет. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста -описание наиболее общих Оценка результатов философских проблем бытия, выполнения познания, ценностей, свободы и практических занятий смысла жизни как основ формирования культуры гражданина и будущего специалиста; -мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся 14