ОУП.11 География

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП.11 ГЕОГРАФИЯ

для специальности:
27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном
транспорте)

(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2024

ОДОБРЕНА
цикловой
комиссией
гуманитарных и социальноэкономических дисциплин
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Председатель____Н.Н.Макарова

Разработана
на
основе
Федерального государственного
образовательного
стандарта
среднего общего образования от
17 мая 2012 года № 413 (в
редакции от 12.08.2022 №732) и
Федерального государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования по специальности
27.02.03
Автоматика
и
телемеханика
на
транспорте
(железнодорожном транспорте)
УТВЕРЖДЕНА
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________Т.В. Добшикова
«30» августа 2024 г.

Составитель: Н.А. Тищенкова, преподаватель высшей квалификационной
категории

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «География»

2.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

19

3.

Условия реализации программы общеобразовательной
дисциплины

30

4.

Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины

31

4

3

1 Паспорт рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«География»
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности: 27.02.03 Автоматика и
телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте).
1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1 Цели дисциплины
В основу содержания географии положено изучение единого и
одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития,
фокусирования на формировании у обучающихся целостного представления о
роли России в современном мире.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География»
направлено на достижение следующих целей: воспитание чувства патриотизма,
взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и
регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с
важнейшими проблемами современности, с ролью России как составной части
мирового сообщества; воспитание экологической культуры на основе
приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование ценностного
отношения к проблемам взаимодействия человека и общества; формирование
системы географических знаний как компонента научной картины мира,
завершение формирования основ географической культуры; развитие
познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе овладения комплексом географических
знаний и умений, направленных на использование их в реальной
действительности; приобретение опыта разнообразной деятельности,
направленной на достижение целей устойчивого развития.

4

1.2.2 Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и
на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК
Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности
применительно к различным контекстам
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:

Дисциплинарные
ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических наук
в достижении целей устойчивого развития;
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 3. Сформировать системы комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике

географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических
объектов,
процессов
и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
ПРб 4. Владеть географической терминологией
и системой базовых географических понятий,
умение применять социально-экономические
понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
ПРб 10. Сформировать знания об основных
проблемах
взаимодействия
природы
и
общества, о природных и социальноэкономических
аспектах
экологических
проблем: описывать географические аспекты
проблем взаимодействия природы и общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных
проблем; приводить примеры возможных
путей решения глобальных проблем
ОК 02. Использовать современные В области ценности научного познания:
ПРб 2. Освоить и применить знания о
средства
поиска,
анализа
и основных
географических
сформированность
мировоззрения, размещении
интерпретации
информации,
и соответствующего современному уровню объектов и территориальной организации
6

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

информационные
технологии
для развития науки и общественной практики,
выполнения задач профессиональной основанного
на
диалоге
культур,
деятельности
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской
культуры
как
средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию
и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением

Дисциплинарные
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 5. Сформировать умения проводить
наблюдения за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия
природных и антропогенных факторов:
определять цели и задачи проведения
наблюдений; выбирать форму фиксации
результатов
наблюдения;
формулировать
обобщения и выводы по результатам
наблюдения;
ПРб 6. Сформировать умения находить и
использовать
различные
источники
географической информации для получения
новых знаний о природных и социальноэкономических
процессах
и
явлениях,
выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и
использовать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
геоинформационные
системы), адекватные решаемым задачам;
7

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой
грамотности в различных жизненных
ситуациях

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности

сопоставлять и анализировать географические
карты различной тематики и другие источники
географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических,
природных и экологических процессов и
явлений; определять и сравнивать по
географическим картам разного содержания и
другим
источникам
географической
информации качественные и количественные
показатели, характеризующие географические
объекты, процессы и явления; определять и
находить
в
комплексе
источников
недостоверную
и
противоречивую
географическую информацию для решения
учебных и (или) практико-ориентированных
задач; самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач

В
области
духовно-нравственного
воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать
осознанные
решения,
ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим

ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России,
их
обеспеченности
природными
и
человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять в различных формах (графики,
таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
8

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную деятельность, выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать
формированию
и
проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;

географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения
учебных и
(или) практикоориентированных задач

9

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

эмпатии,
включающей
способность
понимать эмоциональное состояние других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность
к
саморазвитию,
работать в коллективе и команде
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество
и
воображение,
быть

Дисциплинарные

ПРб 4. Владеть географической терминологией
и системой базовых географических понятий,
умение применять социально-экономические
понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач

10

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах

ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических
закономерностях
для
11

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение
на
основе
традиционных
российскихдуховно-нравственных
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств

определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических
объектов,
процессов
и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний

- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национальнокультурных
традиций,
формирование
системы значимых ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры,
способности
ставить цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
- принятие традиционных национальных,

ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических наук
в достижении целей устойчивого развития;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России,
их
обеспеченности
природными
и
12

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность
в
интересах
гражданского
общества,
участвовать
в
самоуправлении
в
общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее
многонационального
народа
России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к

человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять в различных формах (графики,
таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения
учебных и
(или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных
явлений
и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
объяснять
географические
особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении
мира,
об
особенностях
взаимодействия природы и общества для
решения
учебных и
(или) практикоориентированных задач

13

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
В области экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание
глобального
характера
экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные

ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических
объектов,
процессов
и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
14

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать
их;
расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;

социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России,
их
обеспеченности
природными
и
человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять в различных формах (графики,
таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения
учебных и
(или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
15

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные
разнообразных
явлений
и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
объяснять
географические
особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении
мира,
об
особенностях
взаимодействия природы и общества для
решения
учебных и
(или) практикоориентированных задач;
Прб 9. Сформировать умения применять
географические
знания
для
оценки
разнообразных
явлений
и
процессов:
оценивать
географические
факторы,
определяющие
сущность
и
динамику
важнейших
социально-экономических
и
геоэкологических
процессов;
оценивать
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления

16

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

ОК 09.Пользоваться профессиональной - наличие мотивации к обучению и
документацией на государственном и личностному развитию;
иностранном языках
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской
культуры
как
средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных
методов познания;
- овладение видами деятельности по
получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и

Дисциплинарные
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 4. Владеть географической терминологией
и системой базовых географических понятий,
умение применять социально-экономические
понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России,
их
обеспеченности
природными
и
человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять в различных формах (графики,
таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
17

Код и наименование формируемых
компетенций

ПК 2.5 Определять экономическую
эффективность применения устройств
автоматики и методов их обслуживания.

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

применению
в
различных
учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду

источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения
учебных и
(или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных
явлений
и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
объяснять
географические
особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении
мира,
об
особенностях
взаимодействия природы и общества для
решения
учебных и
(или) практикоориентированных задач
Использовать знания географии (ландшафт,
климат, влажность и др.) для определения
экономической
эффективности
устройств
автоматики

18

2 Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем в
часах
72

Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
в т. ч.:
Основное содержание

54

в т. ч.:
теоретическое обучение

28

практические занятия

26

Профессиональноориентированное
прикладного модуля)

содержание

(содержание

16

в т. ч.:
теоретическое обучение

8

практические занятия

8

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

19

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)

Объём
часов

Формируемые
компетенции

1

2

3

4

Основноесодержание

Раздел 1. География как наука
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Традиционные и новые Теоретическое обучение
методы в географии.
1. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их
Географические
использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные
прогнозы.
направлениягеографических исследований. Источники географической информации,
Географическая
геоинформационные системы. Географические прогнозы как результат
культура
географических исследований.
2. Элементы географической культуры: географическая картина мира,
географическое мышление, язык географии. Их значимость для представителей
разных профессий
Раздел2.Природопользованиеигеоэкология
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Географическая среда.
Теоретическое обучение
Естественный и
1. Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие и изменяющие.
антропогенный
Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение
ландшафты
во времени. Географическая и окружающая среда.
2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения ландшафтного
и культурного разнообразия на Земле
Практическое занятие
№ 1. Классификация ландшафтов с использованием источников географической
информации
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Проблемы
Теоретическое обучение
взаимодействия
Опасные природные явления, климатические изменения, повышение уровня

2
2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07

12
4

2

2

4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 01
ОК 02
ОК 03
20

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
человека и природы
Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы».
Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических
наук в их достижении. Особо охраняемые природные территории как один из
объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и
культурного наследия
Практическое занятие
№ 2. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными
природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или)
загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения
(исследования)
Тема 2.3. Природные
Содержание учебного материала
ресурсы и их виды
Теоретическое обучение
Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал
регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение
природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью,
газом, ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы.
Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли,
перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд мира.
Обезлесение, его причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового
океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и
перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные
ресурсы
Практические занятия
№ 3. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по
источникам географической информации.
Раздел3.Современнаяполитическаякарта
Тема 3.1. Политическая Содержание учебного материала
география и
Теоретическое обучение
геополитика.
1. Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и
Классификация и
геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая
типология стран мира
многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических

Объём
часов

Формируемые
компетенции
ОК 05
ОК 06
ОК 07

2

4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
2

4
2
2

ОК 02
ОК 04
ОК 09
21

Наименование
разделов и тем

Раздел4.Населениемира
Тема 4.1. Численность
и воспроизводство
населения.
Состав и структура
населения

Тема 4.2.
Размещение населения.
Качество жизни
населения

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
конфликтов. Политико-географическое положение. Специфика России как
евразийского и приарктического государства.
2. Основные типы стран: критерииихвыделения. Формыправления государствмира,
унитарное и федеративное государственноеустройство
Практические занятия
№ 4. Классификация и отображение на контурной карте типов стран мира по
социально-экономическому признаку.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Численность населения мира и динамика её изменения. Теория демографического
перехода. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с
различным уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв,
демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и её
направления в странах различных типов воспроизводства населения.
2. Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости населения в
странах с различным уровнем социально-экономического развития. Этнический
состав населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их
размещения. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии,
главные районы распространения. Население мира и глобализация. География
культуры в системе географических наук. Современные цивилизации,
географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока
Практические занятия
№ 5. Определениеисравнение темпов роста населения крупных по численности
населениястранирегионов мира (форма фиксации результатов анализа
повыборуобучающихся).
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Географические особенности размещения населения и факторы, его
определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности

Объём
часов

Формируемые
компетенции

2

8
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 09

2

4
2

22

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления.
Расселение населения: типы и формы. Понятие об урбанизации, её особенности в
странах различных социально- экономических типов. Городские агломерации и
мегалополисы мира.
2. Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных,
культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие
качество жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный
показатель сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира
Практические занятия
№ 6. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных
регионах и странах мира на основе анализа источников географической
информации
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Состав и структура
Теоретическое обучение
мирового хозяйства.
Мировое хозяйство: определение и состав. Основные этапы развития мирового
хозяйства.
Международное
Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового
географическое
хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового
разделение труда
хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли
международной
специализации.
Условия
формирования
международной
специализации стран и роль географических факторов в её формировании.
Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в
международном географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 7. Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и
постиндустриальных стран
Тема 5.2.
Содержание учебного материала
Международная
Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные
экономическая
отраслевые и региональные интеграционные группировки. Транснациональные

Объём
часов

Формируемые
компетенции
ОК 01
ОК 02
ОК 09

2

20
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 2.1
2
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
23

Наименование
разделов и тем
интеграция

Тема 5.3.
География главных
отраслей мирового
хозяйства.
Промышленность мира

Содержание учебного материала (основное и профессиональноОбъём
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
часов
(при наличии)
корпорации (ТНК) и их роль в мировой экономике
2
Практическое занятие
№ 8. Характеристика влияния глобализации мировой экономики на страны разных
социально - экономических типов.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Содержание учебного материала(профессионально ориентированное) *
12*
Теоретическое обучение
6*
Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных
ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический
комплекс
мира:
основные
этапы
развития,
«энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие
страны-производители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля.
Организация стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли,
изменяющие её географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика,
«зелёная энергетика»
Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её
географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с
использованием возобновляемых источников энергии. Страны-лидеры по развитию
«возобновляемой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной
промышленности и различных типов электростанций, включая возобновляемые
источники энергии. Роль России как крупнейшего поставщика топливноэнергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной
металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали, меди и
алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на
окружающую среду. Место России в мировом производстве и экспорте чёрных и
цветных металлов
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и
экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие
страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и продукции химии

Формируемые
компетенции
ОК 04
ПК 2.1

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 2.1

24

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
органического синтеза. Ведущие страны-производители древесины и продукции
целлюлозно-бумажной промышленности. Влияние химической и лесной
промышленности на окружающую среду
Сельское хозяйство. Географические различия в обеспеченности земельными
ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития
отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География
производства основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и
импортёры. Роль России как одного из главных экспортёров зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции животноводства.
Рыболовство и аквакультура: географические особенности. Влияние сельского
хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт.*Роль разных видов
транспорта в современном мире.* Основные международные магистрали и
транспортные узлы.* Мировая система научно-исследовательских и опытноконструкторских работ.* Международные экономические отношения: основные
формы и факторы, влияющие на их развитие.* Мировая торговля и туризм.*
Практические занятия*
№ 9. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и
структуры производства электроэнергии в мире.
№ 10. Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира.
№ 11. Составление экономико-географической характеристики профильной
отрасли.

Объём
часов

Формируемые
компетенции

6*

Основное содержание

Раздел 6. Регионы и страны мира
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Регионы мира.
Теоретическое обучение
Зарубежная Европа
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: Зарубежная
Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка, Африка,
Австралия и Океания. Зарубежная Европа: состав (субрегионы Западная Европа,

20
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
25

Наименование
разделов и тем

Тема 6.2. Зарубежная
Азия

Тема 6.3.
Америка

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая характеристика.
Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства
стран субрегионов. Геополитические проблемы региона
Практическое занятие
№ 12. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных
субрегионов Зарубежной Европы с использованием источниковгеографической
информации (по выбору)
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия,
Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономикогеографическая характеристика. Общие черты и особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения,
хозяйства стран Зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Китая,
Индии, Ирана, Японии). Современные экономические отношения России со
странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии)
Практическое занятие
№ 13. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных
видов продукции
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Америка: состав (субрегионы: Северная Америка, Латинская Америка), общие
черты и особенности природно- ресурсного капитала, населения и хозяйства
субрегионов. Особенности экономико-географического положения природноресурсного капитала, населения, хозяйства США и Канады, стран Латинской
Америки, современные проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии)
Практическое занятие

Объём
часов

Формируемые
компетенции

2

4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
2
26

Наименование
разделов и тем

Тема 6.4.
Африка.
Австралия и Океания

Тема 6.5.
Россия на
геополитической,
геоэкономической и
геодемографической
карте мира

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
№ 14. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и
Бразилии на основе анализа географических карт
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная
Африка, Восточная Африка, Южная Африка), общая экономико-географическая
характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства
стран субрегионов. Последствия колониализма в экономике Африки.
Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономикогеографического положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства
стран Африки (на примере ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии)
Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралийский
Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономикогеографическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной
специализации. Географическая и товарная структура экспорта Океании:
особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном
географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 15. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского
хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии
Профессионально ориентированное содержание
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале.
Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты
решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
География отраслей международной специализации РФ. Развитие и размещение

Объём
часов

Формируемые
компетенции

4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

2

4*
2*

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ПК5
27

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
предприятий профильной отрасли в России*

Практическое занятие
№ 16. Изменение направления международных экономических связей России в
новых геоэкономических и геополитических условиях (на примере железнодорожной
отрасли) *
Основное содержание
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Тема 7.1. Глобальные
Содержание учебного материала
проблемы человечества Теоретическое обучение
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста
глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социальноэкономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина
её возникновения. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества.
Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением
воздействия человека на природу и влиянием природы на человека и его экономику.
Проблема глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных
бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита
водных ресурсов и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации
земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения
Мирового океана и освоения его ресурсов. Глобальные проблемы народонаселения:
демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия
человека. Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и
проблем народонаселения. Возможные пути решения глобальных проблем.
Необходимость переоценки человечеством и отдельными странами некоторых
ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных

Объём
часов

Формируемые
компетенции

2*

4
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

28

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
ориентиров. Участие России в решении глобальных проблем

Практическое занятие
№ 17. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на
основе анализа различных источников географической информации и участия
России в их решении
Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет)
Всего

Объём
часов

Формируемые
компетенции

2
2
72 часа

29

3 Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в кабинете География.
Оборудование учебного кабинета:
 Рабочие места по количеству обучающихся (стол, стулья
аудиторные);
 Оборудованное рабочее место преподавателя (стол, кресло,
персональный компьютер, локальная сеть с выходом в Internet);
 Доска меловая;
 Шкафы-стеллажи для размещения учебно-наглядных пособий и
документации
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Основные источники:
1. Баранчиков Е.В. География (7-е изд.) учебник для СПО 107117646.М.:Академия, 2019
2. Калуцков В.Н. География России [Электронный ресурс]: учебники
практикум для СПО.-М.:Юрайт,2017.-347с.
https://www.biblio-online.ru/viewer/A8E6614B-CDAC-46DC-B913AE7C36EC1B9E#page/2
Дополнительные источники:
1.Экономическая география и регионалистика [Электронный ресурс]:
учебное пособие / Е.В. Вавилова.— М.: КноРус, 2017. — 221 с.
https://www.book.ru/book/919985/view
2. «Географический вестник» Журнал
http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=28555
Интернет-источники:
1. www.wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной
универсальной интернет-энциклопедии).
2. www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых
образовательных ресурсов»).

30

4 Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях
ОК 04.
Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе и
команде
ОК 05.
Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей

Раздел/Тема
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 1.1
Тема 2.1-2.3
Тема 3.1
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1

Тема 3.1
Тема 5.1– 5.3
Тема 7.1

Тип оценочных
мероприятий

тестирование
кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный
письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка
составленных
презентаций по темам
раздела
оценка работы с картами
атласа мира, заполнение
контурных карт
контрольная работа
оценка самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится
в
форме тестирования

Тема 1.1
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1

31

социального и культурного
контекста
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в
том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК
07.
Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках
ПК
2.5
Определять
экономическую
эффективность применения
устройств автоматики и
методов их обслуживания.

Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 7.1

Тема 1.1
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1

Тема 3.1
Тема 4.1, 4.2

Тема 5.3
Тема 6.5

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».