Федеральное агентство железнодорожного транспорта филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 ОХРАНА ТРУДА для специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 ОДОБРЕНА цикловой комиссией Техника технологии наземного транспорта Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. Председатель______ Е.В. Белоусова Разработана на основе Федерального и государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________Т.В. Добшикова « 30» августа 2024 г. Составитель: Карюкин Д.Ю., преподаватель филиала СГУПС в г. Новоалтайске, высшей квалификационной категории 2 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих по профессиям: Оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров; Осмотрщик вагонов; Осмотрщик-ремонтник вагонов; Поездной электромеханик; Помощник машиниста дизель-поезда; Помощник машиниста тепловоза; Помощник машиниста электровоза; Помощник машиниста электропоезда; Проводник пассажирского вагона; Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания; Слесарь по ремонту подвижного состава. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: профессиональный учебный цикл, общепрофессиональная дисциплина. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; - использовать индивидуальные и коллективные средства защиты; - осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и инструмента, контролировать их соблюдение. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; - правила техники безопасности, промышленной санитарии; - виды и периодичность инструктажа. Учебная дисциплина участвует в формировании общих компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 4 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Учебная дисциплина участвует в формировании профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог. ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов. ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава. ПК 2.1. Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей. ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда. ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ. ПК 3.1. Оформлять техническую и технологическую документацию. ПК 3.2. Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией. Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания: Личностный результат Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически Код личностного результата Код компетенции в соответствии с ФГОС ЛР 1 ОК 06 ЛР 2 ОК 06 5 активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, ЛР 3 ОК 01., 03., 06. ЛР 4 ОК 01., 04., 08., 09. ЛР 5 ОК 01., 08. ЛР 6 ОК 03., 06. ЛР 7 ОК 01., 06., 08. ЛР 8 ОК 01., 06. ЛР 9 ОК 01., 02., 03., 08. ЛР 10 ОК 03., 05., 6 собственной и чужой безопасности, в том числе 09. цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, ЛР 11 ОК 08. обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода ЛР 12 ОК 03., 08. от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к ОК 04, 06, ЛР 13 формированию в железнодорожной отрасли 08. личностного роста как профессионала. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать ЛР 14 ОК 05, 08. способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий. Содействующий формированию положительного ЛР 15 ОК 01. образа и поддержанию престижа своей профессии. Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее ОК 04, 05, поиска, для решения возникающих в процессе ЛР 16 09. производственной деятельности проблем на железнодорожном транспорте. Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как ЛР 17 ОК 09. результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Самостоятельный и ответственный в принятии ЛР 18 ОК 03, 08 решений во всех сферах своей деятельности. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения ЛР 19 ОК 02. профессиональных задач. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять ЛР 20 ОК 02. 7 текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. 1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины ● Очная форма обучения на базе среднего общего образования: максимальной учебной нагрузки обучающегося — 90 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 60 часов; самостоятельной работы обучающегося — 30 часов. ● Заочная форма обучения на базе среднего общего образования: максимальной учебной нагрузки обучающегося — 90 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 14 часов; самостоятельной работы обучающегося — 76 часов. 8 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторная работа практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: подготовка к практическим занятиям и лабораторным работам выполнение рефератов или презентаций, индивидуальных заданий Итоговая аттестация в форме экзамена Объем часов 90 60 2 14 30 10 20 Заочная форма обучения Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторная работа практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: подготовка к практическим занятиям и лабораторным работам выполнение индивидуальных заданий Объем часов 90 14 4 76 6 70 Итоговая аттестация в форме экзамена 9 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Очная форма обучения Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Правовые и организационные основы охраны труда Тема 1.1. Правовые нормативы в области охраны и безопасности труда Тема 1.2. Организация работы по охране труда на предприятиях Тема 1.3. Производственный травматизм и профессиональные заболевания Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Объем часов 3 27 Уровень усвоения 4 Содержание учебного материала Вопросы охраны труда в Конституции РФ. Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Коллективный договор. Трудовой договор. Рабочее время. Время отдыха. Дисциплина труда. Защита трудовых прав работников. Права и обязанности работников в области охраны труда. Самостоятельная работа обучающихся Работа с документами по теме «Права и обязанности работников в области охраны труда» Содержание учебного материала Управление охраной труда на железнодорожном транспорте. Единые, межотраслевые, отраслевые и локальные акты. Государственный надзор за охраной труда. Ведомственный надзор и общественный контроль. Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда. Порядок обучения правилам по охране труда, проведение инструктажей и проверки знаний, требований охраны труда. Практическое занятие №1 Оформление проведения инструктажей. Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуальных домашних заданий по теме «Проведение и регистрация инструктажей по охране труда». Содержание учебного материала Классификация опасных и вредных факторов. Основные понятия о травматизме и профессиональных заболеваниях. Классификация травматизма. Служебное и специальное расследование производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Порядок оформления документации. Возмещение вреда здоровью пострадавшего. Причины производственного травматизма. Основные меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. 4 1 2 4 2 2 3 6 2 10 Раздел 2. Гигиена труда и производственная санитария Тема 2.1. Физиология и психология труда. Тяжесть труда. Факторы, влияющие на работоспособность, утомление и производительность труда человека Раздел 3. Основы пожарной Практическое занятие №2 Оформление акта формы Н-1 о несчастном случае на производстве. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних заданий. Темы для домашних заданий (подготовка сообщений или презентаций): «Причины производственного травматизма на железнодорожном транспорте», «Основные меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний на железнодорожном транспорте». 2 4 21 Содержание учебного материала Воздушная среда на производстве и меры по ее оздоровлению. Вредные вещества и их источники, классы опасностей вредных веществ и меры защиты от них. Вентиляция производственных помещений, ее назначение, классификация и виды. Охрана труда при осмотре и ремонте аккумуляторных батарей. Понятие о взрывоопасности газовых смесей. Меры безопасности при приготовлении, заливке и транспортировке электролита. Система оповещения работников в производственных помещениях и на подвижном составе. Понятие о шуме и вибрации. Воздействие шума, вибрации и ультразвука на организм человека. Производственное освещение. Влияние освещенности на организм человека, на безопасность и производительность труда. Безопасные приемы ремонта светильников внутри фонарей и снаружи вагона. Лабораторная работа №1 Определение оптимальных параметров микроклимата для организации рабочего места. Практическое занятие №3 Применение безопасных приемов ремонта потолочных светильников и наружных фонарей вагона. Практическое занятие №4 Расчет параметров принудительной вентиляции. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов или презентаций. Темы: «Санитарно-гигиенические условия на рабочих местах и методы их нормализации», «Негативные факторы окружающей среды на производстве», «Льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда». 8 2 2 2 2 7 12 11 безопасности Тема 3.1.Пожарная безопасность на объектах железнодорожного транспорта Раздел 4. Обеспечение безопасных условий труда. Тема 4.1.Основы безопасности работников железнодорожного транспорта при нахождении на путях. Содержание учебного материала Правила пожарной безопасности в РФ – ППБ 0103. Основные причины пожаров на объектах инфраструктуры и подвижном составе железнодорожного транспорта. Мероприятия по предупреждению пожаров. Средства и методы тушения пожаров. Действия работников при возникновении пожара. Пожарная техника. Пожарные поезда. Пожарная сигнализация. Передовые методы и средства пожаротушения. Практическое занятие №5 Использование первичных средств пожаротушения на подвижном составе железных дорог. Составление плана эвакуации и инструкции по эвакуации людей в случае возникновения пожара. Самостоятельная работа обучающихся Темы внеаудиторной самостоятельной работы: «Разработка инструкции о действиях персонала при возникновении пожара на подвижном составе железных дорог», «Пожарная безопасность при обслуживании электроустановок на подвижном составе железных дорог. Подготовка к практическому занятию. Содержание учебного материала Основные требования по технике безопасности при нахождении на путях. Требования безопасности при производстве работ на участках пути при движении поездов. Требования безопасности при производстве работ на электрифицированных участках пути. Работа на путях в зимних условиях. Требования безопасности при перевозке людей. Практическое занятие №6 Определение техники безопасности при производстве заданного вида работ. Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме: «Требования безопасности при перевозке людей» Тема 4.2. Требования Содержание учебного материала безопасности при Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов. эксплуатации Требования к обслуживающему персоналу. Погрузка и выгрузка тяжеловесных и машин, механизмов негабаритных грузов. Нормы и требования при перемещении тяжестей вручную. и подвижного Требования безопасности при проведении строповки грузов, приемки грузов на состава. платформах, в местах выгрузки. Чалочные приспособления и тросы, периодичность их 6 2 2 4 30 4 2 2 3 4 1 12 Безопасность проведения подъемнотранспортных и погрузочноразгрузочных работ Тема 4.3. Электробезопасность осмотра и испытаний. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов или сообщений по теме «Охрана труда при использовании в производственных процессах на подвижном составе железных дорог средств автоматизации и механизации». Содержание учебного материала Действие электрического тока на организм человека. Критерии электробезопасности. Особенности и виды поражения электрическим током. Опасность прикосновения к токоведущим частям. Опасность шагового напряжения. Классификация помещений по опасности поражения людей электрическим током. Защита от статического и атмосферного электричества. Защита от наведенных напряжений. Средства индивидуальной защиты от поражений током. Категория работ в электроустановках. Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, выполняемых со снятием напряжения. Производство работ по предотвращению аварий и ликвидации их последствий. Практическое занятие №7 Оказание первой (доврачебной) помощи пострадавшему от электрического тока. Применение заземления и зануления электроустановок. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию. Подготовка рефератов или сообщений по теме «Производство работ по предотвращению аварий на железнодорожном транспорте и ликвидации их последствий. Всего 2 8 2 2 5 90 13 Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Правовые и организационные основы охраны труда Тема 1.1. Правовые нормативы в области охраны и безопасности труда Тема 1.2.Организация работы по охране труда на пред приятиях Тема 1.3. Производственный травматизм и профессиональные заболевания Раздел 2. Гигиена Заочная форма обучения Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Объем часов 3 27 Содержание учебного материала Вопросы охраны труда в Конституции РФ. Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Коллективный договор. Трудовой договор. Рабочее время. Время отдыха. Дисциплина труда. Защита трудовых прав работников. Права и обязанности работников в области охраны труда. Самостоятельная работа обучающихся Ответы на контрольные вопросы учебника. Написание домашней контрольной работы. Самостоятельная работа обучающихся Работа с литературой – составление конспекта по темам: Управление охраной труда на железнодорожном транспорте. Единые, межотраслевые, отраслевые и локальные акты. Государственный надзор за охраной труда. Ведомственный надзор и общественный контроль. Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда. Порядок обучения правилам по охране труда, проведение инструктажей и проверки знаний, требований охраны труда. Ответы на контрольные вопросы учебника. Написание домашней контрольной работы. Содержание учебного материала Классификация опасных и вредных факторов. Основные понятия о травматизме и профессиональных заболеваниях. Классификация травматизма. Служебное и специальное расследование производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Порядок оформления документации. Возмещение вреда здоровью пострадавшего. Причины производственного травматизма. Основные меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Практическое занятие №1 Оформление акта формы Н-1 о несчастном случае на производстве. Самостоятельная работа обучающихся Работа с литературой – составление конспекта. Подготовка к практическому занятию. Написание домашней контрольной работы. 2 Уровень освоения 4 1 8 5 2 2 2 8 21 14 труда и производственная санитария Тема 2.1. Физиология и психология труда. Тяжесть тру да. Факторы, влияющие на работоспособность, утомление и производительность труда человека Раздел 3. Основы пожарной безопасности Тема 3.1.Пожарная безопасность на объектах железнодорожного транспорта Раздел 4 Обеспечение безопасных условий труда. Тема 4.1.Основы Содержание учебного материала Воздушная среда на производстве и меры по ее оздоровлению. Вредные вещества и их источники, классы опасностей вредных веществ и меры защиты от них. Вентиляция производственных помещений, ее назначение, классификация и виды. Охрана труда при осмотре и ремонте аккумуляторных батарей. Понятие о взрывоопасности газовых смесей. Меры безопасности при приготовлении, заливке и транспортировке электролита. Система оповещения работников в производственных помещениях и на подвижном составе. Понятие о шуме и вибрации. Воздействие шума, вибрации и ультразвука на организм человека. Производственное освещение. Влияние освещенности на организм человека, на безопасность и производительность труда. Безопасные приемы ремонта светильников внутри фонарей и снаружи вагона. Самостоятельная работа обучающихся Работа с литературой – составление конспекта. Написание домашней контрольной работы. 2 1 19 12 Содержание учебного материала Правила пожарной безопасности в РФ – ППБ 0103. Основные причины пожаров на объектах инфраструктуры и подвижном составе железнодорожного транспорта. Мероприятия по предупреждению пожаров. Средства и методы тушения пожаров. Действия работников при возникновении пожара. Пожарная техника. Пожарные поезда. Пожарная сигнализация. Передовые методы и средства пожаротушения. Практическое занятие №2 Использование первичных средств пожаротушения на подвижном составе железных дорог. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий. учебных изданий. Изучение Федерального закона РФ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».Написание дом. контрольной работы. 2 2 2 8 30 Содержание учебного материала 2 1 15 безопасности работников железнодорожного транспорта при нахождении на путях. Тема 4.2. Требования безопасности при эксплуатации машин, механизмов и подвижного состава. Безопасность проведения подъемнотранспортных и погрузочноразгрузочных работ Тема 4.3. Электробезопасность Основные требования по технике безопасности при нахождении на путях. Требования безопасности при производстве работ на участках пути при движении поездов. Требования безопасности при производстве работ на электрифицированных участках пути. Работа на путях в зимних условиях. Требования безопасности при перевозке людей. Самостоятельная работа обучающихся Ответы на контрольные вопросы учебника. Написание домашней контрольной работы. Самостоятельная работа обучающихся Работа с литературой – составление конспекта по темам: Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов. Требования к обслуживающему персоналу. Погрузка и выгрузка тяжеловесных и негабаритных грузов. Нормы и требования при перемещении тяжестей вручную. Требования безопасности при проведении строповки грузов, приемки грузов на платформах, в местах выгрузки. Чалочные приспособления и тросы, периодичность их осмотра и испытаний. Ответы на контрольные вопросы учебника. Написание домашней контрольной работы. Самостоятельная работа обучающихся Работа с литературой – составление конспекта по темам: Действие электрического тока на организм человека. Критерии электробезопасности. Особенности и виды поражения электрическим током. Опасность прикосновения к токоведущим частям. Опасность шагового напряжения. Классификация помещений по опасности поражения людей электрическим током. Защита от статического и атмосферного электричества. Защита от наведенных напряжений. Средства индивидуальной защиты от поражений током. Категория работ в электроустановках. Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках. Производство работ по предотвращению аварий и ликвидации их последствий. Ответы на контрольные вопросы учебника. Написание домашней контрольной работы. Всего 6 10 12 90 16 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации рабочей программы учебной дисциплины имеется кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда. Оборудование учебного кабинета: - рабочее место преподавателя; - посадочные места по числу обучающихся; - комплект учебно-методической документации; - плакаты; - электронные видеоматериалы; - индивидуальные средства защиты; - медицинская аптечка; - тренажер для осуществления искусственного дыхания и наружного массажа сердца. Технические средства обучения: - интерактивная доска; - компьютер; - принтер. 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы интернет-ресурсов, Основные источники: 1. Целуйко, Д.И. Охрана труда : учебное пособие / Д. И. Целуйко. — Москва : УМЦ ЖДТ, 2023. — 200 с. — 978-5-907695-01-6. — Текст : электронный // УМЦ ЖДТ : электронная библиотека. — URL: https://umczdt.ru/books/1197/280366/ — Режим доступа: по подписке. 2. Рудиков, Д.А. Охрана труда : / Д. А. Рудиков, Д. А. Рудиков. — Ростов-на-Дону : РГУПС, 2023. — 109 с. — 978-5-907494-40-4. — Текст : электронный // УМЦ ЖДТ : электронная библиотека. — URL: https://umczdt.ru/books/1214/288856/ — Режим доступа: по подписке. 3. Мережникова, М.А. Охрана труда в путевом хозяйстве : / М. А. Мережникова. — Москва : УМЦ ЖДТ, 2024. — 234 с. — 978-5-907695-78-8 . — Текст : электронный // УМЦ ЖДТ : электронная библиотека. — URL: https://umczdt.ru/books/1197/290030/ — Режим доступа: по подписке. Дополнительные источники: 4. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. [Текст]: 4 изд. М.: ИНФРА – М, 2003. – 200 с. 5. Трудовой кодекс Российской Федерации. (ред. от 06.04.2024) [Текст]: Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2024. – 191 с. 17 6. Попова Н.П., Кузнецов К.Б.. Производственная санитария и гигиена труда на железнодорожном транспорте. [Текст]: Учебник. М.: ФГБОУ «Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – 664 с. Интернет-ресурсы: 7. Сайт «СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть». Форма доступа: www.scbist.com 8. «Железнодорожный транспорт» (журнал). Форма доступа: www.zdtmagazine.ru 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки Текущий контроль: умения: результатов обучения проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в Устный опрос, тестирование, защита сфере профессиональной деятельности практических работ; защита домашних использовать индивидуальные и коллективные средства индивидуальных заданий. защиты Оценка результатов обучения: осуществлять производственный инструктаж рабочих, - полнота и правильность ответов при проводить мероприятия по выполнению правил охраны устном опросе, тестировании; труда, техники безопасности и производственной - быстрота поиска необходимой санитарии, эксплуатации оборудования и инструмента, информации при выполнении контролировать их соблюдение практических заданий; знания: особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности - умение применять знания на практике. полученные Промежуточный контроль: Экзамен правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации правила техники безопасности, санитарии виды и периодичность инструктажа промышленной 18