Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет
путей сообщения» в г. Новоалтайске
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 04 ЭЛЕКТРОНИКА И МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ ТЕХНИКА
для специальности
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
(базовая подготовка среднего профессионального образования)
Новоалтайск
2024
Одобрена цикловой комиссией
естественнонаучных и
общепрофессиональных дисциплин
Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.
Председатель _____ Н.В. Зайцева
Разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего профессионального
образования по специальности 23.02.06
Техническая эксплуатация подвижного
состава железных дорог
Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
___________Т.В. Добшикова
« 30 » августа 2024 г.
Составитель: Конунникова А.А., преподаватель высшей квалификационной
категории филиала СГУПС в г.Новоалтайске
2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Стр.
3
10
25
26
3
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Электроника и
микропроцессорная техника является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
в
дополнительном профессиональном образовании по профессиям:
Осмотрщик вагонов;
Осмотрщик – ремонтник вагонов;
Поездной электромеханик;
Слесарь по ремонту подвижного состава
Помощник машиниста тепловоза;
Помощник машиниста электропоезда;
Помощник машиниста электровоза;
Проводник пассажирского вагона;
Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического
обслуживания.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена:
дисциплина относится к профессиональному учебному циклу
общепрофессиональных дисциплин.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины- требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- измерять параметры электронных схем;
- пользоваться электронными приборами и оборудованием.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принцип работы и характеристики электронных приборов;
- принцип работы микропроцессорных систем.
Данная дисциплина направлена на формирование следующих
общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
Код
Результаты освоения дисциплины
ОК,ПК
ОК 1
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 2
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
4
ОК 3.
Планировать и реализовать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 4.
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 5.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 6.
ОК 7.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 8.
Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
ОК 9.
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языках.
ПК 1.1
ПК 1.2
Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.
Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного
состава железных дорог в соответствии с требованиями
технологических процессов.
Оценивать экономическую эффективность производственного
процесса, как в целом, так и на отдельных этапах
Оформлять техническую и технологическую документацию.
Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных
деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с
нормативной документацией.
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.2
Личностные результатов (ЛР) реализации программы воспитания
Личностный результат
Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником
Код
Код
личностного компетенции
результата
в
соответствии
с ФГОС
ЛР 1
ОК 06.
5
великой страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию, демонстрирующий приверженность
принципам
честности,
порядочности,
открытости,
экономически
активный
и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном самоуправлении, в том числе
на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий
и
участвующий
в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий
нормы
правопорядка,
следующий идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям
представителей
субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и
девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально
опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
людям
труда,
осознающий
ценность
собственного
труда.
Стремящийся
к
формированию в сетевой среде личностного и
профессионального
конструктивного
«цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной
культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой
родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего
поколения и готовность к участию в
социальной
поддержке
и
волонтерских
движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности
человека; уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
представителям различных этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ОК 06., 07.
ОК 04., 06.
ОК 02., 03.,
ОК 05., 06.
ОК 04, 06.,
11.
ЛР 7
ОК 04., 05.,
06., 08., 09.,
10.
ЛР 8
ОК 04., 05.,
06., 10.
ЛР 9
6
здорового и безопасного образа жизни, спорта;
предупреждающий
либо
преодолевающий
ОК 07., 08.
зависимости
от
алкоголя,
табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д.
Сохраняющий психологическую устойчивость
в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды,
ОК 06., 07.,
собственной и чужой безопасности, в том числе
ЛР 10
09.
цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим
ОК 05., 06.
ценностям,
обладающий
основами
ЛР 11
эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к
созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ОК 04., 06.
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа
от отношений со своими детьми и их
финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности
Способный при взаимодействии с другими
людьми достигать поставленных целей,
стремящийся
к
формированию
в
ЛР 13
ОК. 04
железнодорожной отрасли личностного роста
как профессионала.
Способный ставить перед собой цели для
решения возникающих профессиональных
задач, подбирать способы решения и средства
ЛР 14
ОК. 01
развития, в том числе с использованием
информационных технологий.
Содействующий
формированию
положительного образа и поддержанию
ЛР 15
ОК. 06
престижа своей профессии.
Способный искать и находить необходимую
информацию
используя
разнообразные
технологии
ее
поиска,
для
решения
ЛР 16
ОК. 02
возникающих в процессе производственной
деятельности проблем на железнодорожном
транспорте.
Способный
выдвигать
альтернативные
варианты действий с целью выработки новых
ЛР 17
ОК. 02
оптимальных алгоритмов; позиционирующий
себя
в
сети
как
результативный
и
7
привлекательный
отношений.
участник
трудовых
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской
Федерации
Самостоятельный и ответственный в принятии
ЛР 20
ОК. 03
решений во всех сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми
работодателями
Организовывать собственную деятельность,
выбирая
типовые
методы
и
способы
ЛР 21
ОК. 03
выполнения профессиональных задач.
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности,
ЛР 22
ОК. 01
нести ответственность за результаты своей
работы.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней
ЛР 29
ОК. 02
устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы
ЛР30
ОК. 03
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ЛР 31
ОК. 02
ответственность.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации, необходимой для эффективного
ЛР 32
ОК. 09
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в
ЛР 33
ОК. 09
профессиональной деятельности.
Брать на себя ответственность за работу членов
команды
(подчиненных),
за
результат
ЛР 35
ОК. 04
выполнения заданий.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и личностного развития,
ЛР 36
ОК. 09
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повышение квалификации.
8
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
Очная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 64 часов;
Самостоятельной работы обучающегося – 32 часа.
Заочная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -18 часов;
Самостоятельной работы обучающегося – 78 часа.
9
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Объем
часов
96
Обязательная учебная нагрузка (всего)
64
В том числе:
лабораторные занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
В том числе:
работа над учебным материалом, работа со справочниками
Подготовка к лабораторным занятиям, контрольной работе;
решение задач;
подготовка сообщений с презентациями;
составление глоссария по теме,
подготовка ответов на контрольные вопросы;
составление обобщающих таблиц
20
32
9
7
4
4
5
2
3
Промежуточная аттестация в форме экзамена
2.2 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Объем
часов
96
Обязательная учебная нагрузка (всего)
18
В том числе:
лабораторные занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
подготовка к лабораторным занятиям
работа с источниками информации, конспектирование учебного
материала
решение задач контрольной работы
6
78
10
30
38
Промежуточная аттестация в форме экзамена
10
2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04 Электроника и микропроцессорная техника
Очная форма обучения
Наименование тем и
разделов
1
Раздел 1
Электронные
приборы
Тема 1.1 Физические
основы работы
полупроводниковых
приборов
Содержание учебного материала, лабораторные занятия, самостоятельная работа Объем
обучающегося
часов
2
3
34
Содержание учебного материала
Собственная и примесная проводимость полупроводников. Виды электронно-дырочных
переходов. Методы формирования и физические процессы в электронно-дырочном
переходе. Пробой электронно-дырочного перехода
2
Самостоятельная работа обучающегося:
Работа над учебным материалом, составление глоссария;
подготовка ответов на контрольные вопросы.
2
Тема1.2
Содержание учебного материала
Полупроводниковые Конструкция диодов
Основные характеристики и параметры полупроводниковых диодов
диоды
Классификация полупроводниковых диодов, условные обозначения.
применение
Лабораторное занятие №1.
Исследование свойств полупроводниковых диодов
Практическое занятие №1
Расчет параметров полупроводниковых диодов
2
Уровень
усвоения
4
2
2
Маркировка,
4
11
Самостоятельная работа обучающегося
Подготовка к лабораторной работе. Систематизировать материал в виде обобщающей
таблицы по теме «Виды полупроводниковых диодов» Выбор полупроводниковых диодов
по заданным параметрам, решение задач на определение параметров полупроводниковых
диодов, работа со справочниками.
.
Содержание учебного материала
Конструкция тиристоров. Принцип действия тиристоров, классификация, условные
обозначения, основные характеристики и параметры тиристоров, применение.
2
Лабораторное занятие №2
Исследование работы тиристоров.
2
Самостоятельная работа обучающегося
Работа с учебным материалом, справочниками, подготовка к лабораторной работе,
подготовка ответов на контрольные вопросы.
2
Тема 1.4 Транзисторы Содержание учебного материала
Принцип действия, классификация транзисторов, условны обозначения. Основные
характеристики и параметры транзисторов. Схемы включения биполярных транзисторов.
Режимы работы
4
Тема 1.3 Тиристоры
Лабораторное занятие№3
Исследование работы транзисторов в режиме усиления, измерение основных параметров.
Тема 1.5
Интегральные
микросхемы
2
2
2
2
Самостоятельная работа обучающегося
Подготовка к лабораторному занятию, расчетно-графическая работа, по расчету
параметров
Работа со справочниками по расшифровке марок транзистора. Подготовка сообщения с
презентацией.
2
Содержание учебного материала
Понятие об элементах, компонентах интегральных микросхем, активные и пассивные
элементы. Уровень интеграции.
2
2
12
Классификация интегральных микросхем, система обозначений.
Тема 1.6
Полупроводниковые
фотоприборы
Раздел 2
Электронные
усилители и
генераторы
Тема 2.1 Электронные
усилители
Тема 2.2 Электронные
генераторы
Самостоятельная работа обучающегося
Составить обобщающую таблицу: «Виды интегральных схем», составить глоссарий по
теме.
2
Содержание учебного материала
Фоторезисторы, фотодиоды, фототранзисторы, светодиоды: принцип действия, условные
обозначения, применение. Полупроводниковые лазеры, принцип действия, применение.
Оптроны, принцип действия, условные обозначения, применение.
Термисторы, принцип действия, условные обозначения, применение
2
Самостоятельная работа обучающегося
Работа с учебным материалом и справочниками, сообщения с презентациями, расчетная
работа .
2
2
16
Содержание учебного материала
Общие сведения об усилителях. Классификация усилителей. Основные технические
показатели работы усилителей –эксплуатационные и качественные .
Режимы работ усилителей. Усилители напряжения. Усилители мощности.Усилители тока.
Дифференциальные усилители.
Операционные усилители, интегральное исполнение.
4
Лабораторное занятие №4
Аналоговые электронные устройства на операционном усилителе
2
Самостоятельная работа обучающегося
Подготовка к лабораторной работе, выполнить структурную схему усилителя с
пояснениями, подготовка ответов на контрольные работы
Содержание учебного материала
Общая характеристика и классификация электронных генераторов.
2
4
2
2
13
Автогненратор типа LC, схема, принцип работы.
Кварцевые генераторы и схемы с применением кварцевых автогенераторов .
Электрические импульсы. Классификация, основные параметры.
Генератор линейно изменяющегося напряжения.
Мультивибратор на операционном усилителе.
Раздел 3 Источники
вторичного питания
Тема 3.1
Неуправляемые
выпрямители
Лабораторное занятие №5
Исследование мультивибраторов на операционном усилителе.
2
Самостоятельная работа
Работа над учебным материалом, подготовка к лабораторной работе, подготовить
сообщение с презентацией : «Триггер Шмита», «Триггер на туннельных диодах»,
«Триггер на тиристорах».
2
24
Содержание учебного материала
Классификация выпрямителей. Схемы выпрямителей.
Однополупериодные, двухполупериодные выпрямители.
Трехфазные выпрямители, принцип работы.
2
Лабораторное занятие №6
Исследование электронной схемы однполупериодного неуправляемого выпрямителя,
измерение основных параметров.
2
2
Содержание учебного материала
Принцип действия управляемых выпрямителей. Временные диаграммы. Применение.
Особенности трехфазных управляемых выпрямителей. Система управления
выпряителями
2
2
Лабораторное занятие №7
Исследование электронной схемы однополупериодного управляемого выпрямителя,
измерение основных параметров.
2
Самостоятельная работа
Работа над учебным материалом, подготовка к лабораторной работе , решение задач,
Тема 3.2 Управляемые
выпрямители
14
Тема 3.3
Сглаживающие
фильтры
Тема 3.4
Стабилизаторы
напряжения
Раздел 4 Логические
устройства
Тема 4.1 Логические
элементы цифровой
техники
Самостоятельная работа
Работа с учебным материалом, подготовка к лабораторной работе, составить
обобщающую таблицу по выпрямителям, решение задач по выбору диодов для схем
выпрямления.
Содержание учебного материала
назначение и классификация фильтров.
Сглаживающие фильтры с активными элементами
Сглаживающие фильтры с пассивными элементами: емкостные, индуктивные.
Принцип работы. Коэффициент сглаживания.
2
Лабораторное занятие№8
Исследование свойств сглаживающих фильтров.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной работе, выполнить схемы:» Активные фильтры на
транзисторах, активные фильтры на операционном усилителе».
2
Содержание учебного материала
Классификация стабилизаторов напряжения. Применение.
параметрического стабилизатора напряжения.
Принцип работы компенсационного стабилизатора напряжения.
2
Принцип
работы
2
Лабораторное занятие № 9
Исследование работы параметрического стабилизатора напряжений
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторной работе, подготовка ответов на контрольные вопросы.
2
12
Содержание учебного материала
Понятие о логической функции и логическом устройстве. Логические элементы И,ИЛИ,
НЕ. Условные обозначения, таблицы истинности.
Логические элементы ИЛИ-НЕ, И-НЕ.
2
3
3
2
15
Элемент 2И-НЕ в интегральном исполнении.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебным материалом.. Подготовить сообщения: «Логические элементы И,
ИЛИ, НЕ реализованные на дискретных элементах»
2
Содержание учебного материала
Комбинационные цифровые устройства: шифратор, дешифратор, мультиплексор,
демультиплексор, полусумматор, сумматор. Условные обозначения, назначение
выводов, применение
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебным материалом, работа со справочным материалом составить таблицу:
«Условные обозначения, назначение выводов, применение»
Тема 4.3
Содержание учебного материала
Последовательностные Последовательностные цифровые устройства: триггер, счетчик, регистр. Условные
обозначения.RS-триггер, D- триггер, T-триггер, принцип работы, таблицы истинности.
цифровые устройства
Контрольная работа по разделу 4 Логические устройства.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к контрольной работе , проработка конспектов лекций.
2
Тема 4.2
Комбинационные
цифровые устройства
Раздел 5
Микропроцессорные
системы
Тема 5.1
Полупроводниковая
память.
Тема 5.2
Аналого-цифровые и
цифро-аналоговые
2
2
2
2
10
Содержание учебного материала
Назначение и классификация запоминающих устройств.
Статические, динамические, перепрограммируемые запоминающие устройства. Флэш –
память.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебным материалом, ответы на контрольные вопросы.
1
Содержание учебного материала
Цифровая обработка электрических сигналов: дискретизация, квантование.
Принцип работы аналого- цифрового преобразователя, применение.
2
2
2
16
устройства.
Тема 5.3
Микропроцессоры
Принцип работы цифро-аналогового преобразователя, применение
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом лекции.
Ответы на контрольные вопросы.
1
Содержание учебного материала
Структура процессора, назначение структурных блоков.
Архитектура процессоров.CISC-, RISC-, VLIW-процессоры.
Микропроцессоры, разновидности, применение.
Микроконтроллеры, системы на кристалле, применение.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебным материалом, ответы на контрольные вопросы.
Всего
2
2
96
Заочная форма обучения
Наименование тем и разделов
1
Раздел 1
Электронные приборы
Тема 1.1 Физические основы
работы полупроводниковых
приборов
Содержание
учебного
материала,
самостоятельная работа обучающегося
2
лабораторные
занятия, Объем
часов
3
34
Содержание учебного материала
Собственная и примесная проводимость
полупроводников. Виды
электронно-дырочных переходов. Методы формирования и физические
процессы в электронно-дырочном переходе. Пробой электронно-дырочного
перехода
2
Самостоятельная работа обучающегося
Работа с учебной литературой, дополнительными источниками, ,интернетресурсами. .
2
Уровень
усвоения
4
2
17
Содержание учебного материала
Конструкция диодов
Основные характеристики и параметры полупроводниковых диодов
Классификация полупроводниковых диодов, условные обозначения.
Маркировка, применение
Лабораторное занятие №1
Исследование свойств полупроводниковых диодов
2
Самостоятельная работа обучающегося
Подготовка к лабораторной работе.
Работа с учебной литературой, дополнительными источниками, интернетресурсами.
Решение задач контрольной работы.
2
1.3 Тиристоры
Самостоятельная работа обучающегося
Работа с учебной литературой, дополнительными источниками, ,интернетресурсами Изучение теоретического материала и конспектирование.
1.Конструкция
тиристоров.2.
Принцип
действия
тиристоров,
классификация, условные обозначения, основные характеристики
тиристоров, применение
3.Технология изготовления тиристоров, конструкции, выводы тиристорованод и катод, управляющий электрод.
4
Тема 1.4 Транзисторы
Содержание учебного материала
Принцип действия , классификация транзисторов, условные обозначения.
Основные характеристики и параметры транзисторов.
Схемы включения биполярных транзисторов. Режимы работы
2
Лабораторное занятие №2
Исследование работы транзисторов в режиме усиления, измерение
основных параметров
2
2
2
3
18
Тема 1.5 Интегральные
микросхемы
Тема 1.6 Полупроводниковые
фотоприборы
Раздел 2 Электронные
усилители и генераторы
Тема 2.1 Электронные
усилители
Самостоятельная работа обучающегося
Работа с учебной литературой, дополнительными источниками, интернетресурсами.
Подготовка к лабораторному занятию. Решение задач
контрольной работы.
Самостоятельная работа обучающегося
Работа с учебной литературой, дополнительными источниками, ,интернетресурсами . Конспектирование вопросов:
1.Понятие об элементах, компонентах интегральных микросхем, активные и
пассивные элементы. Уровень интеграции.
2.Классификация интегральных микросхем, система обозначений
3..Технологические особенности интегральных микросхем. Гибридные
интегральные схемы, совмещенные интегральные схемы.
6
Содержание учебного материала
Фоторезисторы, фотодиоды, фототранзисторы, светодиоды: принцип
действия, условные обозначения, применение.
Полупроводниковые лазеры, принцип действия, применение.
Оптроны, принцип действия, условные обозначения, применение.
Термисторы, принцип действия, условные обозначения, применение
2
Самостоятельная работа обучающегося
Работа с конспектом лекции. Работа с учебной
дополнительными источниками, ,интернет-ресурсами .
4
литературой,
4
2
12
Содержание учебного материала
Общие сведения об усилителях. Классификация усилителей. Основные
технические показатели работы усилителей –эксплуатационные и
качественные .
2
3
19
Режимы работ усилителей.
Усилители напряжения.
Усилители мощности.
Усилители тока. Дифференциальные усилители.
Операционные усилители, интегральное исполнение.
Самостоятельная работа обучающегося
Работа с конспектом лекции. Работа с учебной
дополнительными источниками, , интернет-ресурсами .
Решение задач контрольной работы.
Тема 2.2
Электронные генераторы
литературой,
Самостоятельная работа
Изучение материала и составление конспекта.
Автогенератор типа LC, схема, принцип работы.
Кварцевые генераторы и схемы с применением кварцевых автогенераторов
Электрические импульсы. Классификация, основные параметры. Генератор
линейно изменяющегося напряжения.
Решение задач контрольной работы.
Раздел 3
Источники вторичного питания
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Классификация выпрямителей. Схемы выпрямителей.
Неуправляемые выпрямители
Однополупериодные, двухполупериодные выпрямители.
Трехфазные выпрямители, принцип работы.
Лабораторное занятие №3
Однофазный выпрямитель и сглаживающие фильтры
4
6
19
2
2
2
20
Самостоятельная работа
Работа с конспектом лекции. Работа с учебной
дополнительными источниками, ,интернет-ресурсами .
Подготовка к лабораторной работе
Решение задач контрольной работы..
6
литературой,
Тема 3.2
Управляемые выпрямители
Самостоятельная работа обучающегося
Изучение материала и составление конспекта.
Автогенератор типа LC, схема, принцип работы.
Кварцевые генераторы и схемы с применением кварцевых автогенераторов
Электрические импульсы. Классификация, основные параметры. Генератор
линейно изменяющегося напряжения.
Решение задач контрольной работы.
Тема 3.3
Сглаживающие фильтры
Самостоятельная работа
Работа с конспектом лекции. Работа с учебной литературой,
дополнительными источниками, интернет-ресурсами .
Конспектирование материала
Назначение и классификация фильтров.
Сглаживающие фильтры с активными элементами
Сглаживающие фильтры с пассивными элементами: емкостные,
индуктивные.
Принцип работы. Коэффициент сглаживания
3
Тема 3.4.
Стабилизаторы напряжения
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой, дополнительными источниками, ,интернетресурсами .
Конспектирование материала и проработка конспектов.
Компенсационные стабилизаторы напряжения на операционных
усилителях
4
2
21
Раздел 4.
Логические устройства
16
Тема 4.1
Логические элементы
цифровой техники
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой, дополнительными источниками, ,интернетресурсами .
Конспектирование материала и проработка конспектов.
Понятие о логической функции и логическом устройстве. Логические
элементы И,ИЛИ, НЕ. Условные обозначения, таблицы истинности.
Логические элементы ИЛИ-НЕ, И-НЕ. Элемент И-НЕ в интегральном
исполнении. Решение задач контрольной работы
Тема 4.2
Комбинационные цифровые
устройства
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой, дополнительными источниками, ,интернетресурсами .
Конспектирование материала и проработка конспектов
Условные обозначения, назначение выводов, применение
Комбинационные цифровые устройства: шифратор, дешифратор,
мультиплексор, демультиплексор, полусумматор, сумматор. Условные
обозначения, назначение выводов, применение
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой, дополнительными источниками, ,интернетресурсами . Конспектирование материала и проработка конспектов.
Последовательностные цифровые устройства: триггер, счетчик, регистр.
Условные обозначения.
RS-триггер, D- триггер, T-триггер, принцип работы, таблицы истинности.
Решение задач контрольной работы
.
Тема 4.3
Последовательностные
цифровые устройства
6
2
4
6
22
Раздел 5. Микропроцессорные
системы
Тема 5.1.Полупроводниковая
память.
14
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой, дополнительными источниками, ,интернетресурсами . Составление конспекта лекций.
Назначение и классификация запоминающих устройств.
Статические, динамические, перепрограммируемые запоминающие
устройства. Флэш –память.Работа с конспектом лекции.
5
Тема 5.2. Аналого-цифровые и
цифро-аналоговые устройства.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой, дополнительными источниками, ,интернетресурсами .
Составление конспекта лекций.
Цифровая обработка электрических сигналов: дискретизация, квантование.
Принцип работы аналого- цифрового преобразователя, применение.
Принцип работы цифро-аналогового преобразователя, применение
5
Тема 5.3. Микропроцессоры
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником. Составление конспекта лекций
Цифровая обработка электрических сигналов: дискретизация, квантование.
Принцип работы аналого- цифрового преобразователя, применение.
Принцип работы цифро-аналогового преобразователя, применение
Подготовка к экзаменам
4
Всего
96
2
23
24
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение.
Оборудование лаборатории:
посадочные места (по количеству обучающихся)
рабочее место преподавателя
Лабораторный комплекс
«Электротехника и электроника» включающий
следующие модули:
полупроводниковые диоды;
биполярный транзистор;
полевой транзистор;
однофазный выпрямитель и сглаживающие фильтры;
тиристоры в управляемых выпрямителях;
аналоговые электронные устройства на операционном усилителе;
мультивибратор;
логические элементы на интегральных схемах;
триггеры и счетчики на интегральных схемах.
3.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень
учебных
изданий,
интернет-ресурсов,
литературы
дополнительной
Основные источники:
1.Фролов В.А. Электронная техника [Текст]: 1ч: Электронные приборы и
устройства. - М. : ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на
железнодорожном транспорте», 2015, - 532 с.
2.Фролов В.А. Электронная техника [Текст ]: 2ч – Схемотехника электронных
схем. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на
железнодорожном транспорте», 2015, - 611 с.
Интернет-ресурсы:
Журнал «Электроника: НТБ». http : // www. iprbookshop. ru / 64515.html
25
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ,
контрольных работ, различных видов опроса, тестирования, выполнения
обучающимися индивидуальных заданий
Результаты обучения(освоенные
умения, усвоенные знания)
уметь:
определять
и
анализировать
основные параметры электронных
схем и по ним определять
работоспособность
устройств
электронной техники
производить подбор элементов
электронной
аппаратуры
по
заданным параметрам
знать:
сущности физических процессов,
протекающих
в
электронных
приборах и устройствах
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
текущий контроль: наблюдение на
лабораторных
занятиях,
за
деятельностью обучающихся, оценка
расчетных задач
текущий контроль наблюдение на
лабораторных занятиях,
расчетно-графические задачи
текущий контроль:
различные виды устного опроса, в том
числе по ходу изучения тем.
Оценка сообщений и презентаций
после каждого изученного раздела.
контрольная работа
принципов включения электронных текущий контроль:
приборов и построение электронных различные виды устного опроса, в том
схем
числе по ходу изучения тем.
индивидуальные домашние задания.
решение задач. Тестовый контроль
после каждого изученного раздела;
промежуточная аттестация- экзамен
26
27