Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 ОДОБРЕНА Цикловой комиссией гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол № 1 «30» августа 2024 г. Председатель______Н.Н. Макарова Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог Утверждено Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Т.В. Добшикова « 31 » августа 2024 г. Составитель: Белова Н.Ю. преподаватель высшей квалификационной категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 8 ПРОГРАММЫ 19 ОСВОЕНИЯ 21 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Рабочая программа составлена для очной и заочной форм обучения. Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы: основной Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл . 1.3 Цели и задачи освоения дисциплины: дисциплины – требования к результатам Цель: формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Задачи: укрепить здоровье, развить основные физические качества и повысить функциональные возможности организма; формировать культуру движений, обогатить двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта; освоить знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; обучить навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическим упражнениями; воспитать положительные качества личности, соблюдать нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; 4 знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном, социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. Данная дисциплина участвует в формировании общих компетенций выпускника по указанной специальности: ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. . Личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания: Личностный результат Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Код личностного результата ЛР 1 Код компетенции в соответстви и с ФГОС ОК 01. 5 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим обладающий основами эстетической культуры. ценностям, Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. ЛР 2 ОК 01., 06., 08. . ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ОК 01., 03., 06. ОК 01., 04., 08., 09. ОК 01., 08. . ОК 03., 06. ОК 01., 06., 08. ОК 01., 06. ЛР 9 ОК 01., 02., 03., 08. ЛР 10 ОК 03., 05., 09. ЛР 11 ЛР 12 ОК 08. . ОК 03., 08. 6 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Содействующий формированию положительного образа и ЛР 15 ОК 01., 02. поддержанию престижа своей профессии. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Самостоятельный и ответственный в принятии решений во ЛР 20 ОК 03. всех сферах своей деятельности. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной ЛР 22 ОК 03. деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Принимать решения в стандартных и нестандартных ЛР 31 ОК 03. ситуациях и нести за них ответственность. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с ЛР 34 ОК 06. коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды ЛР 35 ОК 03. (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, ЛР 36 ОК 02. осознанно планировать повышение квалификации. 1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Очная форма обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося 336 часов (4 часа в неделю), в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 168 часа (2 часа в неделю); самостоятельной работы обучающегося - 168 часа (2 часа в неделю). Заочная форма обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 336 часов (4 часа в неделю), в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 2 часа; самостоятельной работы обучающегося - 334 часа. 7 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Вид учебной работы Объем часов Максимальная нагрузка (всего) 336 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 168 в том числе: лабораторные работы – не предусмотрено практические занятия 168 контрольные работы - не предусмотрено Самостоятельная работа обучающегося (всего) 168 в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП, самостоятельные занятия в течение дня, не менее 2 часов в неделю, рефераты (для студентов специальной медицинской группы). Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Заочная форма обучения Вид учебной работы Максимальная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы – не предусмотрено практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Внеаудиторная самостоятельная работа включает изучение литературы и других информационных источников. Самостоятельные занятия в течение дня, не менее 4 часов в неделю, в форме занятий: группа ОФП, фитнес-клуб, тренажерный зал. С целью контроля, объема и глубины изучения материала курса, его систематизации и конкретизации студент выполняет контрольную работу. Итоговая аттестация в форме Объем часов 336 2 2 1 334 142 192 дифференцированного зачета 8 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Физическая культура Очная форма обучения Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Научнометодические основы формирования физической культуры личности Тема 1.1. Общекультурное и социальное значение физической культуры. Здоровый образ жизни. Содержание практических занятий и самостоятельной работы обучающихся 2 Объем часов 3 Уровень освоения 4 16 Основы здорового образа и стиля жизни. Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику нарушений работы органов и систем организма. Социально-биологические основы физической культуры. Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику нарушений работы органов и систем организма. Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры. Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику нарушений работы органов и систем организма. Самостоятельная работа обучающихся 1 домашние задания проблемного характера, составление комплексов упражнений с оздоровительной и коррегирующей направленности 2 выполнение комплексов утренней гигиенической гимнастики 3 соблюдение оптимальных режимов суточной двигательной активности на основе выполнения физических упражнений. 2 2 4 2 2 2 8 Раздел 2. Учебно-практические основы формирования физической культуры личности Тема 2.1 Общая физическая подготовка 244 1 Выполнение построений, перестроений, различных видов ходьбы, комплексов общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами. 2 Определение уровня развития физической подготовленности. Входное тестирование (начало учебного года, семестра) и итоговое тестирование (в конце учебного года, семестра). 3 Подвижные игры с различной интенсивностью 10 1 Теоретические сведения. Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Взаимосвязь в развитии физических качеств и возможности направленного воспитания отдельных качеств. Особенности физической и функциональной подготовленности. Двигательные действия. Построения, перестроения, различные виды ходьбы, комплексы общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами. Подвижные игры. Самостоятельная работа обучающихся. 1 выполнение различных комплексов физических упражнений в процессе самостоятельных занятий. 10 9 Тема 2.2. Легкая атлетика Кроссовая подготовка; высокий и низкий старт; стартовый разгон, финиширование, бег 100 м; эстафетный бег 4х100 м, 4х400 м; равномерный бег на 2000 м (девушки), на 3000 м (юноши); прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту с разбега способами «перешагивание», «перекидной»; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра. 54 3 1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники двигательных действий. 2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой. 3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию двигательных качеств и способностей: -воспитание быстроты; -воспитание скоростно-силовых качеств; -воспитание выносливости; -воспитание координации движений. Самостоятельная работа обучающихся. 1 Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. 2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных качеств и способностей 54 10 Тема 2.3. Спортивные игры. Баскетбол. Техника передвижений. Ловля и передача мяча; ведение мяча; броски мяча с места, в движении; тактика игры; групповые и командные действия игроков; правила игры; овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей, двусторонняя игра. Волейбол. Техника передвижений. Ловля и передача мяча; ведение мяча; броски мяча с места, в движении; тактика игры; групповые и командные действия игроков; правила игры; овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей, двусторонняя игра. 1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники двигательных действий, технико-такических приемов игры. 2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой. 3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию двигательных качеств и способностей: -воспитание быстроты; -воспитание скоростно-силовых качеств; -воспитание выносливости; -воспитание координации движений. 4 В зависимости от задач проводятся тренировочные игры, двусторонние игры на счет. 5 После изучения техники отдельного элемента проводится выполнение контрольных нормативов по элементам техники спортивных игр, технико-тактических приемов игры. 6 В процессе занятий по спортивным играм каждым студентом проводится самостоятельная разработка и проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемым спортивным играм. Самостоятельная работа обучающихся. 1 Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий. 2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных качеств и способностей 28 3 28 11 Тема 2.4. Лыжная подготовка Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой; первая помощь при травмах и обморожениях; освоение техники лыжных ходов; равномерное прохождение дистанции 6 км (девушки), 8 км (юноши); тактика лыжных гонок; учебные соревнования 3 км (девушки), 5 км (юноши). Передвижение по пересеченной местности. Дистанция без учета времени:5-8 км (девушки),8-10 км (юноши). Лыжные эстафеты. 1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию основных элементов техники. 30 3 2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой. 3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию двигательных качеств и способностей: -воспитание скоростно-силовых качеств; -воспитание выносливости; -воспитание координации движений. Самостоятельная работа обучающихся. 1 Катание на лыжах/коньках в свободное время. 2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных качеств и способностей 3 Выполнение закаливающих процедур 30 12 Раздел 3. Профессионально-прикладная физическая подготовка Тема 3.1. Сущность и содержание ППФП в достижении высоких профессиональных результатов. 76 Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные факторы и дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ профессиограммы. Средства, методы и методика формирования профессионально значимых двигательных умений и навыков. Средства, методы и методика формирования профессионально значимых физических и психических свойств и качеств. Средства, методы и методика формирования устойчивости к профессиональным заболеваниям. Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка эффективности ППФП. 1 Разучивание, закрепление и совершенствование профессионально значимых двигательных действий. 2 Формирование профессионально значимых физических качеств. 3 Проведение студентом комплексов профессионально-прикладной физической культуры в режиме дня специалиста. Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнение комплексов упражнений, повышающих работоспособность в избранной профессиональной деятельности в течение дня, в ходе практики, в свободное время. 2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных качеств и способностей. 24 3 24 13 Тема 3.2. Военно - прикладная физическая подготовка Строевая, физическая подготовка. Строевая подготовка: строевые приемы, навыки четкого и слаженного выполнения совместных действий в строю. Техника безопасности на занятиях, страховка, самостраховка. Физическая подготовка: акробатика с силовой направленностью, силовая гимнастика ( подтягивания, упражнения на пресс); упражнения в сопротивлении, поднимании и переноске груза ( перетягивание одной (двумя ) руками; борьба за палку; борьба стоя на одном колене; переноска сидящего на спине; переноска партнера на плече; перетягивание каната); полоса препятствий; марш-броски (преодоление естественных препятствий на дистанции, основы правильной техники преодоления препятствий, развитие силовой выносливости); организация военноспортивных игр: «Взятие высоты», «Прорыв». Акцентированное развитие гибкости и силы в процессе занятий акробатикой на основе включения специальных упражнений и их сочетаний. 1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники выполнения отдельных элементов и их комбинаций. 2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой. 3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию двигательных качеств и способностей: -воспитание силовой выносливости; -воспитание гибкости; -воспитание координации движений. 4 Каждым студентом обязательно проводится самостоятельная разработка и проведение занятия или фрагмента занятия. Самостоятельная работа обучающихся 1 Развитие физических качеств в процессе индивидуальных занятий физическими упражнениями. Всего: 14 3 14 336 14 Распределение учебных часов всего 1 2 3 4 5 6 7 Общекультурное и социальное значение физической культуры. Здоровый образ жизни Легкая атлетика Спортивные игры Лыжная подготовка Общая физическая подготовка Профессионально-прикладная физическая подготовка Военно-прикладная физическая подготовка Итого 16 Из них аудиторных 8 108 56 60 20 48 28 336 54 28 30 10 24 14 168 15 Заочная форма обучения Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Научнометодические основы формирования физической культуры личности Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 Общекультурное и социальное значение физической культуры. Здоровый образ жизни. 3 Уровень освоения 4 336 Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Взаимосвязь в Тема 1.1. развитии физических качеств и возможности направленного воспитания отдельных Теоретические качеств. Особенности физической и функциональной подготовленности. сведения. Общая физическая подготовка Тема 1.2. Основы здорового образа и стиля жизни. Объем часов Самостоятельная работа обучающегося: изучение теоретического материала по печатным материалам и электронным пособиям; изучение по учебным видеороликам техники выполнения физических упражнений. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Здоровье человека как ценность и как фактор достижения жизненного успеха. Совокупность факторов, определяющих состояние здоровья. Роль регулярных занятий физическими упражнениями в формировании и поддержании здоровья. Компоненты здорового образа жизни. Роль и место физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни и стиля жизни. Двигательная активность человека, её влияние на основные органы и системы организма. Норма двигательной активности, гиподинамия и гипокинезия. Оценка двигательной активности человека и формирование оптимальной двигательной активности в зависимости от образа жизни человека. Формы занятий в режиме дня и их влияние на здоровье. Коррекция индивидуальных нарушений здоровья, в том числе, возникающих в процессе профессиональной деятельности, средствами физического воспитания. Пропорции тела, коррекция массы тела средствами физического воспитания. 2 140 2 Тема 1.3. Социальнобиологические основы физической культуры. Самостоятельная работа обучающегося: изучение теоретического материала по печатным материалам и электронным пособиям; изучение по учебным видеороликам техники выполнения физических упражнений. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. 110 Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Характеристика изменений, происходящих в организме человека под воздействием выполнения физических упражнений, в процессе регулярных занятий. Эффекты физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе выполнения упражнений. Характеристика некоторых состояний организма: разминка, врабатывание, утомление, восстановление. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональные возможности человека, умственную и физическую работоспособность, адаптационные возможности человека. Самостоятельная работа обучающегося: изучение теоретического материала по печатным материалам и электронным пособиям; изучение по учебным видеороликам техники выполнения физических упражнений. Самостоятельные Тема 1.4. Физическая культура и занятия физическими упражнениями. спорт как социальные явления, как явления культуры. Физическая культура личности человека, физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовка и подготовленность, самовоспитание. Сущность и ценности физической культуры. Влияние занятий физическими упражнениями на достижение человеком жизненного успеха. Дисциплина «Физическая культура» в системе среднего профессионального образования. Всего: 84 336 17 Примерное распределение учебных часов на различные темы программы всего 1 2 3 4 Теоретические сведения. Общая физическая подготовка Основы здорового образа и стиля жизни. Социально-биологические основы физической культуры. Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры. Итого 2 140 110 84 336 Из них аудиторных 2 18 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 3.1 Требования к материально-техническому обеспечению Очная форма обучения Для реализации программы учебной дисциплины есть спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля элементами полосы препятствий; уличными тренажерами; стрелковый тир. Спортивное оборудование: Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные, набивные ; щиты, ворота, корзины баскетбольные, сетки, стойки, антенны, резина, гимнастические маты, гимнастическая перекладина, секундомеры, гранаты для метания, эстафетные палочки, канат для лазания, канат для перетягивания, прыжковая зона, копья, ядра, тренажеры для метания, скамейки; сектор для прыжков в длину; гири, помост для гиревого спорта. Для занятий лыжным спортом: Лыжехранилище, теплые раздевалки; учебно-тренировочная лыжня, отвечающая требованиям безопасности; лыжный инвентарь (лыжи, ботинки, лыжные палки, лыжные мази, парафины, утюжок). Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности демонстрации на экране; электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации на экране. 3.2 Информационное обеспечение дисциплины Основная литература: 1.Педагогические измерения в спорте: методы, анализ и обработка результатов / В. П. Губа, Г. И. Попов, В. В. Пресняков, М. С. Леонтьева. – Москва : Спорт, 2021. – 324 с. : – Режим доступа: по подписке. URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599312 - ISBN 978-5-907225-47-3. –[Электронный ресурс]. 2. Ланда, Б. Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология / Б. Х. Ланда. – Москва : Спорт, 2017. – 129 с.. Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471216 . - ISBN 978-5-906839-87-9. –[Электронный ресурс]. 3. Шолих, М. Круговая тренировка. Серия (Библиотечка тренера) : научное издание / Шолих М., Матвеев Л.П. под общ. ред. / Москва : Спорт, 2021., 216 с.. Режим доступа: по подписке. - URL: https://book.ru/book/942143 - ISBN 978-5-907225-67-1 - [Электронный ресурс]. Дополнительная литература: 1. Кузнецов, В.С. Организация физкультурно-спортивной работы + Приложение : учебник / Кузнецов В.С., Антонова О.Н. / Москва : КноРус, 2019., 257 с.. Режим доступа: по подписке URL: https://book.ru/book/932124 - ISBN 978-5-406-06868-7 - [Электронный ресурс]. Интернет ресурсы: 4.Министерства спорта, туризма и молодежной политики. [сайт]. Форма доступа: http://sport.minstm.gov.ru 5. Сообщество учителей физической культуры [сайт]. Форма доступа http://www.trainer.h1.ru/6. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры. [электронный ресурс]. http://www.infosport.ru/press/fkvot/ 20 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проверки контрольных работ, выполненных обучающимися самостоятельно. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Должен уметь: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Выполнять задания, связанные с самостоятельной разработкой, подготовкой, проведением студентом занятий или фрагментов занятий по изучаемым видам спорта. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; - основы здорового образа жизни. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Формы контроля: - практические задания по работе с информацией карточки по профессиональноприкладной физической культуре - ведение дневника самонаблюдения. Оценка подготовленных студентом фрагментов занятий с обоснованием целесообразности использования средств физической культуры, режимов нагрузки и отдыха. - Домашние контрольные работы. Методы оценки результатов: - традиционная система отметок в баллах за каждый выполненный контрольный норматив, на основе которых выставляется итоговая оценка; - тестирование в контрольных точках. -Традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка. Легкая атлетика. Оценка техники двигательных действий и выполнения контрольных нормативов (проводится в ходе занятий). Оценка самостоятельного проведения студентом фрагмента занятия с решением задачи по развитию физического качества средствами легкой атлетики. Спортивные игры Оценка техники базовых элементов техники спортивных игр. 21 Оценка технико-тактических действий студентов в ходе проведения контрольных соревнований по спортивным играм. Оценка выполнения студентом функций судьи. Оценка самостоятельного проведения студентом фрагмента занятия с решением задачи по развитию физического качества средствами спортивных игр. Лыжная подготовка Оценка техники двигательных действий (техника передвижения на лыжах различными ходами) и выполнения контрольных нормативов (проводится в ходе занятий). Оценка уровня развития физических качеств занимающихся наиболее целесообразно проводить по приросту к исходным показателям. Для этого организуется тестирование в контрольных точках: На входе – начало учебного года, семестра; На выходе – в конце учебного года, семестра. Тесты по ППФП разрабатываются применительно к укрупненной группе специальностей. Для оценки военно-прикладной физической подготовки проводится оценка техники изученных двигательных действий отдельно по видам отдельно по видам подготовки: строевой, физической. Оценка преодоления дистанций маршбросков и силовых показателей проводится по выполнению контрольных нормативов, а также по приросту к исходным показателям. 4.2 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проверки контрольных работ выполненных обучающимися самостоятельно. 22 Заочная форма обучения Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные результатов обучения знания) Должен уметь: Формы контроля: использовать физкультурно- -домашние контрольные работы оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; - основы здорового образа жизни Методы оценки результатов: -традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка. 23