Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный
университет путей сообщения» в г. Новоалтайске
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
для специальности
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
(базовая подготовка среднего профессионального образования)
Новоалтайск
2024
ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией гуманитарных
и
социально-экономических
дисциплин
Протокол № 1 «30» августа 2024 г.
Председатель______Н.Н. Макарова
Разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом среднего
профессионального образования
по
специальности 23.02.06 Техническая
эксплуатация
подвижного
состава
железных дорог
Утверждено
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________Т.В. Добшикова
« 31 » августа 2024 г.
Составитель:
Белова Н.Ю. преподаватель высшей квалификационной
категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧЕЙ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
8
ПРОГРАММЫ
19
ОСВОЕНИЯ
21
3
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура
является частью
программы подготовки специалистов среднего звена по
специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава
железных дорог.
Рабочая программа составлена для очной и заочной форм обучения.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании.
1.2 Место учебной
дисциплины
в
структуре
профессиональной образовательной программы:
основной
Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл .
1.3 Цели и задачи
освоения дисциплины:
дисциплины – требования
к
результатам
Цель:
формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в
бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и
психических качеств, творческом использовании средств физической культуры
в организации здорового образа жизни.
Задачи:
укрепить здоровье, развить основные физические качества и повысить
функциональные возможности организма;
формировать культуру движений, обогатить двигательный опыт
физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной
направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов
спорта;
освоить знания о физической культуре и спорте, их истории и
современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучить навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и
спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации
занятий физическим упражнениями;
воспитать положительные качества личности, соблюдать нормы
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
использовать
физкультурно-оздоровительную деятельность
для
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
4
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном,
социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
Данная дисциплина участвует в формировании общих компетенций
выпускника по указанной специальности:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных
жизненных ситуациях;
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК
7.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК
9.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языках.
.
Личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат
Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой
страны.
Код
личностного
результата
ЛР 1
Код
компетенции
в
соответстви
и с ФГОС
ОК 01.
5
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию
в
сетевой
среде
личностного
и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и
волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий
и
демонстрирующий
уважение
к
представителям различных этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и
чужой безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим
обладающий основами эстетической культуры.
ценностям,
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию
семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
ЛР 2
ОК 01., 06.,
08.
.
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ОК 01., 03.,
06.
ОК 01., 04.,
08., 09.
ОК 01., 08.
.
ОК 03., 06.
ОК 01., 06.,
08.
ОК 01., 06.
ЛР 9
ОК 01., 02.,
03., 08.
ЛР 10
ОК 03., 05.,
09.
ЛР 11
ЛР 12
ОК 08.
.
ОК 03., 08.
6
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к
деловым качествам личности
Содействующий формированию положительного образа и
ЛР 15
ОК 01., 02.
поддержанию престижа своей профессии.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во
ЛР 20
ОК 03.
всех сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
ЛР 22
ОК 03.
деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Принимать решения в стандартных и нестандартных
ЛР 31
ОК 03.
ситуациях и нести за них ответственность.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
ЛР 34
ОК 06.
коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
ЛР 35
ОК 03.
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием,
ЛР 36
ОК 02.
осознанно планировать повышение квалификации.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Очная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 336 часов (4 часа в неделю), в том
числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 168 часа (2 часа в
неделю);
самостоятельной работы обучающегося - 168 часа (2 часа в неделю).
Заочная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 336 часов (4 часа в неделю), в
том числе:
обязательной
аудиторной учебной
нагрузки
обучающегося - 2 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 334 часа.
7
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная нагрузка (всего)
336
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
168
в том числе:
лабораторные работы – не предусмотрено
практические занятия
168
контрольные работы - не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
168
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
в форме
занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП,
самостоятельные занятия в течение дня, не менее 2
часов в неделю,
рефераты (для студентов специальной медицинской
группы).
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы – не предусмотрено
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа включает
изучение литературы и других информационных
источников.
Самостоятельные занятия в течение дня, не менее
4 часов в неделю, в форме занятий: группа ОФП,
фитнес-клуб, тренажерный зал.
С целью контроля, объема и глубины изучения материала
курса, его систематизации и конкретизации студент выполняет
контрольную работу.
Итоговая аттестация в форме
Объем
часов
336
2
2
1
334
142
192
дифференцированного зачета
8
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Физическая культура
Очная форма обучения
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Научнометодические
основы
формирования
физической
культуры личности
Тема 1.1.
Общекультурное и
социальное значение
физической культуры.
Здоровый образ жизни.
Содержание практических занятий и
самостоятельной работы обучающихся
2
Объем часов
3
Уровень
освоения
4
16
Основы здорового образа и стиля жизни.
Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов
упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику
нарушений работы органов и систем организма.
Социально-биологические основы физической культуры.
Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов
упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику
нарушений работы органов и систем организма.
Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления
культуры.
Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов
упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику
нарушений работы органов и систем организма.
Самостоятельная работа обучающихся
1 домашние задания проблемного характера, составление комплексов
упражнений с оздоровительной и коррегирующей направленности
2 выполнение комплексов утренней гигиенической гимнастики
3 соблюдение оптимальных режимов суточной двигательной активности
на основе выполнения физических упражнений.
2
2
4
2
2
2
8
Раздел 2.
Учебно-практические основы
формирования физической
культуры личности
Тема 2.1
Общая физическая подготовка
244
1 Выполнение построений, перестроений, различных видов ходьбы,
комплексов общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с
предметами.
2 Определение уровня развития физической подготовленности.
Входное тестирование (начало учебного года, семестра) и итоговое
тестирование (в конце учебного года, семестра).
3 Подвижные игры с различной интенсивностью
10
1
Теоретические сведения. Физические качества и способности человека
и основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы
воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных
способностей. Возрастная динамика развития физических качеств и
способностей. Взаимосвязь в развитии физических качеств и
возможности направленного воспитания отдельных качеств. Особенности
физической и функциональной подготовленности.
Двигательные действия. Построения, перестроения, различные виды
ходьбы, комплексы общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах,
с предметами. Подвижные игры.
Самостоятельная работа обучающихся.
1 выполнение различных комплексов физических упражнений в процессе
самостоятельных занятий.
10
9
Тема 2.2.
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка; высокий и низкий старт; стартовый разгон,
финиширование, бег 100 м; эстафетный бег 4х100 м, 4х400 м;
равномерный бег на 2000 м (девушки), на 3000 м (юноши); прыжки в
длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту с разбега
способами «перешагивание», «перекидной»; метание гранаты весом 500 г
(девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра.
54
3
1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию,
закреплению и совершенствованию техники двигательных действий.
2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному
воспитанию двигательных качеств и способностей:
-воспитание быстроты;
-воспитание скоростно-силовых качеств;
-воспитание выносливости;
-воспитание координации движений.
Самостоятельная работа обучающихся.
1 Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных
действий в процессе самостоятельных занятий.
2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных
качеств и способностей
54
10
Тема 2.3.
Спортивные игры.
Баскетбол.
Техника передвижений. Ловля и передача мяча; ведение мяча; броски
мяча с места, в движении; тактика игры; групповые и командные
действия игроков; правила игры; овладение игрой и комплексное
развитие психомоторных способностей, двусторонняя игра.
Волейбол.
Техника передвижений. Ловля и передача мяча; ведение мяча; броски
мяча с места, в движении; тактика игры; групповые и командные
действия игроков; правила игры; овладение игрой и комплексное
развитие психомоторных способностей, двусторонняя игра.
1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию,
закреплению и совершенствованию техники двигательных действий,
технико-такических приемов игры.
2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному
воспитанию двигательных качеств и способностей:
-воспитание быстроты;
-воспитание скоростно-силовых качеств;
-воспитание выносливости;
-воспитание координации движений.
4 В зависимости от задач проводятся тренировочные игры, двусторонние
игры на счет.
5 После изучения техники отдельного элемента проводится выполнение
контрольных нормативов по элементам техники спортивных игр,
технико-тактических приемов игры.
6 В процессе занятий по спортивным играм каждым студентом
проводится самостоятельная разработка и проведение занятия или
фрагмента занятия по изучаемым спортивным играм.
Самостоятельная работа обучающихся.
1 Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе
самостоятельных занятий.
2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных
качеств и способностей
28
3
28
11
Тема 2.4.
Лыжная подготовка
Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой; первая помощь
при травмах и обморожениях; освоение техники лыжных ходов;
равномерное прохождение дистанции 6 км (девушки), 8 км (юноши);
тактика лыжных гонок; учебные соревнования 3 км (девушки), 5 км
(юноши). Передвижение по пересеченной местности. Дистанция без
учета времени:5-8 км (девушки),8-10 км (юноши). Лыжные эстафеты.
1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию,
закреплению и совершенствованию основных элементов техники.
30
3
2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному
воспитанию двигательных качеств и способностей:
-воспитание скоростно-силовых качеств;
-воспитание выносливости;
-воспитание координации движений.
Самостоятельная работа обучающихся.
1 Катание на лыжах/коньках в свободное время.
2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных
качеств и способностей
3 Выполнение закаливающих процедур
30
12
Раздел 3.
Профессионально-прикладная
физическая подготовка
Тема 3.1.
Сущность и содержание ППФП
в достижении высоких
профессиональных
результатов.
76
Значение психофизической подготовки человека к профессиональной
деятельности. Социально-экономическая обусловленность
необходимости подготовки человека к профессиональной деятельности.
Основные факторы и дополнительные факторы, определяющие
конкретное содержание ППФП студентов с учетом специфики будущей
профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учетом
специфики будущей профессиональной деятельности. Профессиональные
риски, обусловленные спецификой труда. Анализ профессиограммы.
Средства, методы и методика формирования профессионально значимых
двигательных умений и навыков.
Средства, методы и методика формирования профессионально значимых
физических и психических свойств и качеств.
Средства, методы и методика формирования устойчивости к
профессиональным заболеваниям.
Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка
эффективности ППФП.
1 Разучивание, закрепление и совершенствование профессионально
значимых двигательных действий.
2 Формирование профессионально значимых физических качеств.
3 Проведение студентом комплексов профессионально-прикладной
физической культуры в режиме дня специалиста.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Выполнение комплексов упражнений, повышающих работоспособность
в избранной профессиональной деятельности в течение дня, в ходе
практики, в свободное время.
2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных
качеств и способностей.
24
3
24
13
Тема 3.2.
Военно - прикладная
физическая подготовка
Строевая, физическая подготовка.
Строевая подготовка: строевые приемы, навыки четкого и слаженного
выполнения совместных действий в строю.
Техника безопасности на занятиях, страховка, самостраховка.
Физическая подготовка: акробатика с силовой направленностью, силовая
гимнастика ( подтягивания, упражнения на пресс); упражнения в
сопротивлении, поднимании и переноске груза ( перетягивание одной
(двумя ) руками; борьба за палку; борьба стоя на одном колене; переноска
сидящего на спине; переноска партнера на плече; перетягивание каната);
полоса препятствий; марш-броски (преодоление естественных
препятствий на дистанции, основы правильной техники преодоления
препятствий, развитие силовой выносливости); организация военноспортивных игр: «Взятие высоты», «Прорыв». Акцентированное развитие
гибкости и силы в процессе занятий акробатикой на основе включения
специальных упражнений и их сочетаний.
1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию,
закреплению и совершенствованию техники выполнения отдельных
элементов и их комбинаций.
2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному
воспитанию двигательных качеств и способностей:
-воспитание силовой выносливости;
-воспитание гибкости;
-воспитание координации движений.
4 Каждым студентом обязательно проводится самостоятельная
разработка и проведение занятия или фрагмента занятия.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Развитие физических качеств в процессе индивидуальных занятий
физическими упражнениями.
Всего:
14
3
14
336
14
Распределение учебных часов
всего
1
2
3
4
5
6
7
Общекультурное и социальное значение физической культуры.
Здоровый образ жизни
Легкая атлетика
Спортивные игры
Лыжная подготовка
Общая физическая подготовка
Профессионально-прикладная физическая подготовка
Военно-прикладная физическая подготовка
Итого
16
Из них
аудиторных
8
108
56
60
20
48
28
336
54
28
30
10
24
14
168
15
Заочная форма обучения
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Научнометодические
основы
формирования
физической
культуры личности
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
Общекультурное и
социальное значение физической культуры.
Здоровый образ жизни.
3
Уровень
освоения
4
336
Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Взаимосвязь в
Тема 1.1.
развитии физических качеств и возможности направленного воспитания отдельных
Теоретические
качеств. Особенности физической и функциональной подготовленности.
сведения. Общая
физическая подготовка
Тема 1.2.
Основы здорового
образа и стиля жизни.
Объем часов
Самостоятельная работа обучающегося: изучение теоретического материала по
печатным материалам и электронным пособиям; изучение по учебным
видеороликам техники выполнения физических упражнений. Самостоятельные
занятия физическими упражнениями.
Здоровье человека как ценность и как фактор достижения жизненного успеха.
Совокупность факторов, определяющих состояние здоровья. Роль регулярных
занятий физическими упражнениями в формировании и поддержании здоровья.
Компоненты здорового образа жизни. Роль и место физической культуры и спорта
в формировании здорового образа жизни и стиля жизни. Двигательная активность
человека, её влияние на основные органы и системы организма. Норма
двигательной активности, гиподинамия и гипокинезия. Оценка двигательной
активности человека и формирование оптимальной двигательной активности в
зависимости от образа жизни человека.
Формы занятий в режиме дня и их влияние на здоровье. Коррекция
индивидуальных нарушений здоровья, в том числе, возникающих в процессе
профессиональной деятельности, средствами физического воспитания. Пропорции
тела, коррекция массы тела средствами физического воспитания.
2
140
2
Тема 1.3.
Социальнобиологические основы
физической культуры.
Самостоятельная работа обучающегося: изучение теоретического материала по
печатным материалам и электронным пособиям; изучение по учебным
видеороликам техники выполнения физических упражнений. Самостоятельные
занятия физическими упражнениями.
110
Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания.
Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости,
координационных способностей.
Характеристика изменений, происходящих в организме человека под воздействием
выполнения физических упражнений, в процессе регулярных занятий. Эффекты
физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе выполнения упражнений.
Характеристика некоторых состояний организма: разминка, врабатывание,
утомление, восстановление. Влияние занятий физическими упражнениями на
функциональные возможности человека, умственную и физическую
работоспособность, адаптационные возможности человека.
Самостоятельная работа обучающегося: изучение теоретического материала по
печатным материалам и электронным пособиям; изучение по учебным
видеороликам техники выполнения физических упражнений. Самостоятельные
Тема 1.4.
Физическая культура и занятия физическими упражнениями.
спорт как социальные
явления, как явления
культуры.
Физическая культура личности человека, физическое развитие, физическое
воспитание, физическая подготовка и подготовленность, самовоспитание.
Сущность и ценности физической культуры. Влияние занятий физическими
упражнениями на достижение человеком жизненного успеха. Дисциплина
«Физическая культура» в системе среднего профессионального образования.
Всего:
84
336
17
Примерное распределение учебных часов на различные темы программы
всего
1
2
3
4
Теоретические сведения. Общая физическая подготовка
Основы здорового образа и стиля жизни.
Социально-биологические основы физической культуры.
Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры.
Итого
2
140
110
84
336
Из них
аудиторных
2
18
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Очная форма обучения
Для реализации программы учебной дисциплины есть спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля элементами полосы препятствий;
уличными тренажерами;
стрелковый тир.
Спортивное оборудование:
Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные, набивные ; щиты, ворота,
корзины баскетбольные, сетки, стойки, антенны, резина, гимнастические маты,
гимнастическая перекладина, секундомеры, гранаты для метания, эстафетные
палочки, канат для лазания, канат для перетягивания, прыжковая зона, копья,
ядра, тренажеры для метания, скамейки; сектор для прыжков в длину; гири,
помост для гиревого спорта.
Для занятий лыжным спортом:
Лыжехранилище,
теплые
раздевалки;
учебно-тренировочная
лыжня,
отвечающая требованиям безопасности; лыжный инвентарь (лыжи, ботинки,
лыжные палки, лыжные мази, парафины, утюжок).
Технические средства обучения:
компьютер, мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности
демонстрации на экране;
электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации
на экране.
3.2 Информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1.Педагогические измерения в спорте: методы, анализ и обработка результатов
/ В. П. Губа, Г. И. Попов, В. В. Пресняков, М. С. Леонтьева. – Москва : Спорт,
2021.
–
324
с.
:
–
Режим
доступа:
по
подписке.
URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599312
- ISBN 978-5-907225-47-3. –[Электронный ресурс].
2. Ланда, Б. Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и
технология / Б. Х. Ланда. – Москва : Спорт, 2017. – 129 с.. Режим доступа: по
подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471216 .
- ISBN 978-5-906839-87-9. –[Электронный ресурс].
3. Шолих, М. Круговая тренировка. Серия (Библиотечка тренера) : научное
издание / Шолих М., Матвеев Л.П. под общ. ред. / Москва : Спорт, 2021.,
216 с.. Режим доступа: по подписке. - URL: https://book.ru/book/942143
- ISBN 978-5-907225-67-1 - [Электронный ресурс].
Дополнительная литература:
1. Кузнецов, В.С. Организация физкультурно-спортивной работы +
Приложение : учебник / Кузнецов В.С., Антонова О.Н. / Москва : КноРус,
2019., 257 с.. Режим доступа: по подписке URL: https://book.ru/book/932124
- ISBN 978-5-406-06868-7 - [Электронный ресурс].
Интернет ресурсы:
4.Министерства спорта, туризма и молодежной политики. [сайт]. Форма
доступа:
http://sport.minstm.gov.ru
5. Сообщество учителей физической культуры [сайт].
Форма доступа
http://www.trainer.h1.ru/6. Физическая культура:
воспитание, образование,
тренировка.
Ежеквартальный научно-методический
журнал Российской Академии
Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры.
[электронный ресурс]. http://www.infosport.ru/press/fkvot/
20
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проверки
контрольных работ, выполненных обучающимися самостоятельно.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Должен уметь:
использовать
физкультурнооздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных
целей.
Выполнять задания, связанные с
самостоятельной
разработкой,
подготовкой,
проведением
студентом занятий или фрагментов
занятий по изучаемым видам
спорта.
В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся должен
знать:
- о роли физической культуры в
общекультурном, социальном и
физическом развитии человека;
- основы здорового образа жизни.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы контроля:
- практические задания по работе с
информацией
карточки
по
профессиональноприкладной физической культуре
- ведение дневника самонаблюдения.
Оценка
подготовленных
студентом
фрагментов занятий с обоснованием
целесообразности использования средств
физической культуры, режимов нагрузки
и отдыха.
- Домашние контрольные работы.
Методы оценки результатов:
- традиционная система отметок в баллах
за каждый выполненный контрольный
норматив,
на
основе
которых
выставляется итоговая оценка;
- тестирование в контрольных точках.
-Традиционная система отметок в баллах
за каждую выполненную работу, на
основе которых выставляется итоговая
оценка.
Легкая атлетика.
Оценка техники двигательных действий и
выполнения контрольных нормативов
(проводится в ходе занятий).
Оценка самостоятельного проведения
студентом фрагмента занятия с решением
задачи по развитию физического качества
средствами легкой атлетики.
Спортивные игры
Оценка техники базовых элементов
техники спортивных игр.
21
Оценка технико-тактических действий
студентов
в
ходе
проведения
контрольных
соревнований
по
спортивным играм.
Оценка выполнения студентом функций
судьи.
Оценка самостоятельного проведения
студентом фрагмента занятия с решением
задачи по развитию физического качества
средствами спортивных игр.
Лыжная подготовка
Оценка техники двигательных действий
(техника
передвижения
на
лыжах
различными ходами) и выполнения
контрольных нормативов (проводится в
ходе занятий).
Оценка уровня развития физических
качеств
занимающихся
наиболее
целесообразно проводить по приросту к
исходным показателям.
Для этого организуется тестирование в
контрольных точках:
На входе – начало учебного года,
семестра;
На выходе – в конце учебного года,
семестра.
Тесты по ППФП разрабатываются
применительно к укрупненной группе
специальностей.
Для
оценки
военно-прикладной
физической подготовки проводится
оценка техники изученных двигательных
действий отдельно по видам отдельно по
видам подготовки: строевой, физической.
Оценка преодоления дистанций маршбросков
и
силовых
показателей
проводится по выполнению контрольных
нормативов, а также по приросту к
исходным показателям.
4.2 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проверки контрольных работ выполненных
обучающимися самостоятельно.
22
Заочная форма обучения
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные
результатов обучения
знания)
Должен уметь:
Формы контроля:
использовать
физкультурно- -домашние контрольные работы
оздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных
целей.
В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся должен
знать:
- о роли физической культуры в
общекультурном, социальном и
физическом развитии человека;
- основы здорового образа жизни
Методы оценки результатов:
-традиционная система отметок в баллах
за каждую выполненную работу, на
основе которых выставляется итоговая
оценка.
23