ОУП.08 Биология

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет
путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.08 Биология
для специальности
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2024

ОДОБРЕНА
цикловой комиссией гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Протокол № 1 от « 29 » августа 2024 г.
Председатель________ Н.Н. Макарова

Разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
общего
образования от 17 мая 2012 года № 413
(в редакции от 12.08.2022 № 732) и
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего
профессионального образования по
специальности 23.02.06 Техническая
эксплуатация подвижного состава
железных дорог

УТВЕРЖДЕНА
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________Т.В. Добшикова
« 30 » августа 2024 г.

Составитель:
категории

Л.И.Ракевич,

преподаватель

высшей

квалификационной

2

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Биология»

4

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

9

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 16
«Биология»
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины

17

3

1 Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Биология»
СПО

1.1

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Общеобразовательная дисциплина «Биология» является частью
предметной
области
«Общественные
науки»,
изучается
в
общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом
профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
Трудоемкость дисциплины «Биология» на базовом уровне составляет 72 часа,
из которых 12 часов включает профессионально-ориентированное
содержание, усиливающее профессиональную составляющую по профессии
монтер пути и сигналист специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация
подвижного состава железных дорог.

1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1 Цель общеобразовательной дисциплины
Цель: формирование у студентов представления о структурнофункциональной организации живых систем разного ранга как основы
принятия решений в отношении объектов живой природы и в
производственных ситуациях.
Задачи:
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей
живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания
биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной
картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить
наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных
изменений, интерпретировать результаты наблюдений,
3) сформировать навыки проведения простейших биологических
экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного
обращения с объектами и оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера
из различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей
деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;
обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической
науки и технологий в практической деятельности человека, развитии
современных медицинских технологий и агробиотехнологий.
4

1.2.2 Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;

сформированность знаний о месте и роли биологии в
системе научного знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем;
сформированность
умения
раскрывать
содержание
основополагающих биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ
и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция),
биосинтез белка, структурная организация живых систем,
дискретность,
саморегуляция,
самовоспроизведение
(репродукция),
наследственность,
изменчивость,
энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;
сформированность
умения
раскрывать
содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
сформированность умения раскрывать основополагающие
биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.
Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра),
границы их применимости к живым системам;
приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения и
описания живых систем, процессов и явлений; организации
и проведения биологического эксперимента, выдвижения
гипотез, выявления зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных результатов и
формулирования выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов;
сформированность умения выделять существенные признаки
5

выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;

вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и
многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и
экосистем; особенности процессов обмена веществ и
превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического
и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза,
оплодотворения, развития и размножения, индивидуального
развития организма (онтогенеза), борьбы за существование,
естественного отбора, видообразования, приспособленности
организмов к среде обитания, влияния компонентов
экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей
местности, круговорота веществ и превращение энергии в
биосфере;
сформированность умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для разных
типов наследования признаков у организмов, составлять
схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания, пищевые сети)
сформированность
умений
критически
оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные материалы);
интерпретировать
этические
аспекты
современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать
глобальные
экологические
проблемы
современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию;
сформированность
умений
создавать
собственные
письменные и устные сообщения на основе биологической
информации из нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии

6

- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности
ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и самоопределению;
работать в коллективе -овладение
навыками
учебно-исследовательской,
и команде
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
г) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:

приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения и
описания живых систем, процессов и явлений; организации
и проведения биологического эксперимента, выдвижения
гипотез, выявления зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных результатов и
формулирования выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов

7

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях

ПК 1.3 Обеспечивать
безопасность
движения
железнодорожного
подвижного состава

д) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В области экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
Студент координирует и выполняет работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия.

сформированность умения применять полученные знания
для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни,
норм грамотного поведения в окружающей природной
среде;
понимание
необходимости
использования
достижений современной биологии и биотехнологий для
рационального природопользования

Студент применяет полученные знания для объяснения
биологических процессов и явлений, для принятия
практических решений в повседневной жизни с целью
обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни,
норм грамотного поведения в окружающей природной
среде.

8

2

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Общий объем

Объем в часах
72

в т.ч.
Основное содержание

70

теоретическое обучение

40

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

2

практические занятия

20

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

10

лабараторные занятия

4

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

2

Контрольные работы

6

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

9

2.2 Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем
часов

Формируемые
компетенции

1

2

3

4

Раздел 1 Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Биология как наука.
Общая
характеристика
жизни
Тема 1.2.
Структурнофункциональная
организация клеток

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия,
биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании
современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая
характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток
Основное содержание
Теоретическое обучение
Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной
клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение
эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)
Лабораторные занятия
Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении
лабораторных работ.
Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий
между изучаемыми объектами, формулирование выводов
Практические занятия
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных
веществ. Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с
презентацией.

Тема 1.3. Структурно- Основное содержание
функциональные
Теоретическое обучение

18
2
2
ОК 2

6
2

2
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4

2

4
2

ОК - 1
ОК - 2

10

факторы
наследственности

Тема 1.4.
Обмен веществ и
превращение энергии
в клетке

Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток,
гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные
процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства
Практические занятия
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в
случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК

2

Основное содержание
Теоретическое обучение
Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы
обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический
обмен. Фотосинтез. Хемосинтез
Основное содержание
Теоретическое обучение
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое
значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер.
Биологический смысл мейоза

2
2

Молекулярный уровень организации живого

Раздел 2. Строение и функции организма

2
20

Тема 2.1.Строение
организма

2
2

Тема 1.5. Жизненный
цикл клетки. Митоз.
Мейоз

Контрольная работа

Основное содержание
Теоретическое обучение
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном
организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности
Основное содержание
Тема 2.2.
Теоретическое обучение
Формы размножения Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого
организмов
размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез.
Строение половых клеток. Оплодотворение
Основное содержание
Тема 2.3.
Теоретическое обучение
Онтогенез растений, Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный
животных и человека период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое
развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений

2
2

2
2

2
2

ОК - 2

ОК - 2
ОК - 4

ОК - 2
ОК - 4

ОК - 2

ОК - 2
ОК - 4

11

Тема 2.4.
Закономерности
наследования

Тема 2.5. Сцепленное
наследование
признаков

Тема 2.6.
Закономерности
изменчивости

Контрольная работа

Основное содержание
Теоретическое обучение
Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя
(моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов
Практические занятия
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических
схем скрещивания
Основное содержание
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование
признаков, сцепленных с полом
Практические занятия
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение
Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория
изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека.
Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с
наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении
и лечении генетических заболеваний человека
Практические занятия
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков,
составление генотипических схем скрещивания
Строение и функции организма

Раздел 3. Теория эволюции
Тема 3.1. История
эволюционного
учения.
Микроэволюция

Основное содержание
Теоретическое обучение
Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч.
Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы
эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор
эволюции. Видообразование как результат микроэволюции

4
2

2

ОК - 2
ОК - 4

4
2

ОК - 1
ОК - 2

2
4
2

2

2
6
2
2

ОК - 2
ОК - 4

12

Тема 3.2.
Макроэволюция.
Возникновение и
развитие жизни на
Земле
Тема 3.3.
Происхождение
человекаантропогенез

Раздел 4. Экология

Основное содержание
2
2
Теоретическое обучение
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути
достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция.
Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение
основных царств эукариот
2
Основное содержание
Теоретическое обучение
2
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия
человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.
Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.
Приспособленность человека к разным условиям среды

Основное содержание
Теоретическое обучение
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная.
Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к
жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических
факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда
Основное содержание
Тема 4.2. Популяция, Теоретическое обучение
сообщества,
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
экосистемы
характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи
между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты,
консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические
уровни
Практические занятия
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция.
Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в
экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Тема 4.3. Биосфера - Основное содержание
глобальная
Теоретическое обучение
Тема 4.1.
Экологические
факторы и среды
жизни

ОК - 2
ОК - 4

18
2
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 7
ПК-2.5

4
2

2

2
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

ОК - 1
ОК - 2
13

Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И.
Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной
экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и
биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности
Тема 4.4. Влияние Основное содержание
антропогенных
Теоретическое обучение
факторов на биосферу Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия.
Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на
литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются
отходы, связанные с определенной профессией по специальности 23.02.06 Техническая
эксплуатация подвижного состава железных дорог
Практические занятия
Практическое занятие «Отходы производства»
В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального классификационного
каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую
форму отходов, образующихся на рабочем месте, на этапах производства, связанные с
специальностью 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

ОК - 7

экологическая
система

Тема 4.5. Влияние
социальноэкологических
факторов на здоровье
человека

Основное содержание
Теоретическое обучение
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на
организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека
(электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация
организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования
здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические
аспекты рационального питания
Лабораторные занятия
Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие
температуры)».
Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам и
объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с
использованием научных понятий, теорий и законов
В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия

4
2

2
2

ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК -2.5

4
2

2

ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК-2.5

2
14

Контрольная работа

В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления
профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.
Теоретические аспекты экологии

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 5.1.
Биотехнологии в
жизни каждого

Теоретическое содержание
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной
биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических
и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из
различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
информации, сеть Интернет и другие)
Практические занятия
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов
решения кейсов (выступление с презентацией)
В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего

2
8
2

2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК-2.5

4
2
72

15

3 Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
«Биология»
3.1 Оснащение учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета «Биология»:
- рабочие места по количеству обучающихся (стол, стулья аудиторные);
- оборудованное рабочее место преподавателя (стол, кресло);
- доска меловая;
- шкафы-стеллажи для
размещения
учебно-наглядных
пособий и
документации;
- учебно-методические материалы по дисциплине.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным
программным обеспечением, мультимедийное оборудование (проектор и
проекционный экран).
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Основные источники
1 Заяц Р.Г, Биология для колледжей: учебное пособие:
общеобразовательная подготовка / Р.Г.Заяц, В.Э.Бутвиловский.-Изд.2-е-Ростов
н/Д: Феникс, 2018.-316, [1]с.:ил.-(Среднее профессиональное образование)
3.2.2 Дополнительные источники:
1 Константинов В.М, Биология для профессий и специальных
технических и естественнонаучных профилей: учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования [эл.вариант]

16

4 Контроль
дисциплины

и

оценка

результатов

освоения

общеобразовательной

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные
на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Общая /
профессиональная
компетенция

ОК 02

Раздел / Тема

Тип оценочных мероприятий

Раздел 1. Клетка –
структурнофункциональная единица
живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни

Контрольная работа «Молекулярный
уровень организации живого»
Заполнение таблицы с описанием
методов микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых в
развитие биологии».
Заполнение сравнительной таблицы
сходства и различий живого и не
живого

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Структурнофункциональная
организация клеток

Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции.
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их строению на
про- и эукариотических и по царствам в
мини группах.
Выполнение и защита лабораторных
работ.
Практическое занятие.
Представление устных сообщений с
презентацией,
подготовленных
по
перечню источников, рекомендованных
преподавателем

ОК 01
ОК 02

Структурнофункциональные факторы
наследственности

Фронтальный опрос.
Разработка глоссария.
Решение задач

ОК 02

Обмен веществ и
превращение энергии в
клетке

Фронтальный опрос.
Заполнение сравнительной таблицы

ОК 02
ОК 04

Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции.
Разработка ленты времени жизненного
цикла

Раздел 2. Строение и функции организма

Контрольная работа

ОК 02
ОК 04

Строение организма

Оцениваемая дискуссия.
Разработка ментальной карты

ОК 02

Формы размножения
организмов

Фронтальный опрос.
Заполнение таблицы
17

ОК 02
ОК 04

Онтогенез растений,
животных и человека

Разработка ленты времени.
Тест/опрос

ОК 02
ОК 04

Закономерности
наследования

Разработка глоссария.
Фронтальный опрос.
Тест по вопросам лекции.
Решение задач

ОК 01
ОК 02

Сцепленное наследование
признаков

Тест.
Разработка глоссария.
Решение задач

ОК 01
Закономерности
ОК 02
изменчивости
ОК 04
Раздел 3. Теория эволюции

Тест
Решение задач
Контрольная работа “Теоретические
аспекты эволюции жизни на Земле”
Фронтальный опрос.
Разработка глоссария терминов.
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения

ОК 02
ОК 04

История эволюционного
учения. Микроэволюция

ОК 02
ОК 04

Макроэволюция.
Возникновение и развитие
жизни на Земле

Оцениваемая дискуссия: использование
аргументов,
биологической
терминологии и символики.
Разработка
ленты
времени
возникновения и развития жизни на
Земле

ОК 02
ОК 04

Происхождение человека –
антропогенез

Фронтальный опрос.
Разработка
ленты
происхождения человека

Раздел 4. Экология
ОК 01
Экологические факторы и
ОК 02
среды жизни
ОК 07
ПК 2.5

времени

Тест

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем, используя материалы
лекции.
Решение
практико-ориентированных
расчетных заданий

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПК2.5

Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия.
Тест

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест.
Практическая работа

ОК 02
ОК 04
ОК 07

Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия.
Выполнение лабораторной работы

Раздел 5. Биология в жизни

Защита
кейса:
представление
результатов
решения
кейсов
18

(выступление с презентацией)
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 2.5

Биотехнологии в жизни
каждого

Выполнение кейса
(по группам),
представление результатов решения
кейсов

Контроль и оценка результатов освоения ОД.08 Биология осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
практических
занятий,
самостоятельных и контрольных работ, выполнения обучающимися
индивидуальных заданий (защиты кейсов, тестов), проведения промежуточной
аттестации в форме дифференцированного зачета.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».