Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г.Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. «Сигналист» для специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Новоалтайск 2024 1 ОДОБРЕНА Цикловой комиссией специальности Техника и технологии наземного транспорта «29» августа 2024г. Протокол № 1 Председатель _____________Е.В.Белоусова Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 04 разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 23.02.0.1 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Т.В.Добшикова «30» августа 2024г. Составитель: Е.В.Белоусова, преподаватель категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске Согласовано: Главный инженер станции Алтайская высшей квалификационной К.Е.Курчанов 2 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 4 МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 10 МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 11 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Выполнение работ по рабочей профессии «Сигналист (хозяйства движения)» 1.1. Область применения программы Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК). ПК 4.1. Выполнение работ по закреплению подвижного состава на путях общего пользования железнодорожной станции ПК 4.2. Выполнение работ по проверке правильности приготовления маршрута движения поездов на путях общего пользования железнодорожной станции в условиях нарушения работы устройств сигнализации, централизации и блокировки. Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих по профессиям: Сигналист (хозяйства движения). 1.2. Цели и задачи профессионального модуля — требования к результатам освоения профессионального модуля В целях овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: - закрепления подвижного состава тормозными башмаками (стационарными средствами) и уборка тормозных башмаков (стационарных средств) на путях общего пользования железнодорожных станций; - контроля исправности и сохранности тормозных башмаков; -перевода курбелем централизованных стрелок на путях общего пользования железнодорожной станции в условиях нарушения работы устройств сигнализации, централизации и блокировки; -проверки правильности приготовления маршрута при приеме, отправлении и пропуске поездов в условиях нарушения работы устройств сигнализации, централизации и блокировки на путях общего пользования железнодорожной станции; -подачи и восприятия звуковых и видимых сигналов при приеме, отправлении, пропуске поездов и при производстве маневровой работы; уметь: -пользоваться средствами закрепления подвижного состава; 4 - пользоваться телефонной связью или носимыми радиостанциями на железнодорожном транспорте при закреплении подвижного состава на путях общего пользования железнодорожной станции; -пользоваться устройствами и приспособлениями для перевода и фиксации положения стрелок при выполнении работ по приготовлению маршрута для движения поездов на путях общего пользования железнодорожной станции знать: -нормативно-технические и руководящие документы по выполнению работ по закреплению подвижного состава и приготовлению маршрута для движения поездов на путях общего пользования железнодорожной станции в объеме, необходимом для выполнения работ; - расположение стрелочных переводов и изолирующих участков на железнодорожной станции; - принцип и правила работы механизированных средств закрепления подвижного состава на железнодорожной станции; - общие сведения об устройстве централизованных стрелочных переводов и порядок перевода их курбелем на железнодорожной станции; - порядок пользования переносной телефонной связью или переносными радиостанциями. 3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля: всего —144часа. 5 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессии (ВПД) «Выполнение работ по рабочей профессии «Сигналист (хозяйства движения)», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код ПК 4.1 ПК 4.2 ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 9. Наименование результата обучения Выполнение работ по закреплению подвижного состава на путях общего пользования железнодорожной станции Выполнение работ по проверке правильности приготовления маршрута движения поездов на путях общего пользования железнодорожной станции в условиях нарушения работы устройств сигнализации, централизации и блокировки. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках 6 3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Коды формируемых компетенций 1 ПК 4.1-4.2 Наименование профессионального модуля Виды работ Объем времени, час 2 3 4 ПМ. 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих должностям служащих «Сигналист (хозяйства движения)» Теоретическое обучение 1. Правила внутреннего трудового распорядка. Структура контроля состояния охраны труда в ОАО «РЖД». Виды и задачи инструктажей по охране труда. Комплексная система оценки состояния охраны труда на производстве в ОАО «РЖД». Понятие несчастного случая. 2.Пожарная безопасность. Электробезопасность. Оказание первой доврачебной помощи. Специфические особенности условий труда. Маршруты служебного и технологического прохода. Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях. 3.Должностная инструкционная карта сигналиста. 36 4 4.Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: Разделы I, II, III, IV, V, VI,VII,VIII, IX 5.Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации: главы I, II, III, IV- пункты 34,35,42,44, глава V- все пункты кроме 51,52, 57, глава VI-пункты 58 - 63, 67, 71, 72, глава VII- пункты 80, 82-84, главы VIII, IX, X, XI (для участков, где применяются семафоры). 6.Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации: общие положения, пункты 1-9, приложение № 1пункты 1, 2, 6, приложение № 3- пункты 1,2, приложение № 4- пункты 1-5, 9-12, 26, 27, 31, приложение № 7- пункты 1, 14-17, приложение № 8- пункты 16, 22, приложение № 9- пункты 1-28, 34-36, приложение № 11- пункты 1-3, 12-16, 19, 21, 2542, 51,52, 55-57, 60-63., приложение № 13- пункты 11, 13, 16,17,. приложение № 15пункты 4, 5, 17-22, приложения № 17, приложение № 20- пункты 43, 44. 7.Технологический процесс работы станции (для промежуточной станции- тех.карта) 4 8.Техническо-распорядительный акт железнодорожной станции 4 4 2 4 4 2 7 9.Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при технической эксплуатации устройств СЦБ, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 20.09.2011г. № 2055р 10.Правила учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков на железнодорожных станциях и в структурных подразделениях Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» ЦД-6р от 24.01.2012г. 11.О мерах по предотвращению случаев самопроизвольного ухода подвижного состава 99р от 24.01.2007 г. 12.Инструкция по организации движения и производству маневровой работы на станционных путях, оборудованных упорами тормозными стационарными (УТС-380) 19.12.2016 г. № 2582р Практический курс 1.Устройство тормозных башмаков (стационарных тормозных устройств); порядок их укладки и уборки из-под колес подвижного состава. Виды неисправностей, при которых пользование ими не допускается. 2.Изъятие, хранение неисправных тормозных башмаков и исключение их из инвентаря. Порядок действий сигналиста при утере тормозного башмака и выдачи новых тормозных башмаков. 3. Действие сигналиста при приеме и сдаче дежурства, проверка инвентаря и сигнальных принадлежностей, порядок заполнения документации. Передача данных о приеме дежурства и замечаний ДСП (руководителю). 4.Методика расчета количества тормозных башмаков для закрепления вагонов, состоящих из однородного и разнородного по весу подвижного состава, на путях с уклонами более 0,0005 (формулы № 1 и № 2). 2 2 2 2 108 10 4 10 2 5.Регламент действий и переговоров с ДСП и ТЧМ при закреплении подвижного состава и снятии закрепления. 6.Регламент действий при нарушении работы радиосвязи. Порядок использования ручных сигналов. 7.Регламент действий при самопроизвольном движении вагонов 28 8.Регламент действий по закреплению подвижного состава при сильном и штормовом ветре. 6 9.Неисправности стрелочных переводов, при которых их действия прекращаются 6 10.Основные причины ложной занятости и ложной свободности изолированных участков. 4 4 4 8 10.Перевод стрелки курбелем. Проверка свободности пути. Регламент переговоров. 10 11. Соблюдение норм охраны труда и техники безопасности, организация рабочего места 20 Итого: 144 9 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1 Требования к материально-техническому обеспечению практики Программа реализуется на рабочих местах предприятий и структурных подразделений ОАО «РЖД» на основании договоров, заключенных между филиалом и каждым структурным подразделением. Производственные предприятия баз практик должны быть оборудованы согласно действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности, а также должны быть оснащены необходимым современным оборудованием; иметь квалифицированный персонал, и, по возможности, близкое территориальное расположение. Базой практики могут быть: -Алтайский центр организации работы железнодорожных станций структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». - Станция Алтайская Зап.Сиб.ж.д. 4.2 Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1.Боровикова М.С. Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте:учебник [Текст]-М,:ООО «Издательский дом «Автограф», 2014.-412 с. 2.Семенов В.М.Организация перевозок грузов: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования. [Текст]- М.: Издательский центр «Академия», 2013.-304 с. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) –Приказ от 22 апреля 2014 года № 376 4. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [Текст]: утв. Приказом Минтранса России от 23июля2022 № 250: ввод в действие с 01.08.2022 5.Инструкция по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» [Текст]:от 22 октября 2013 г № 2243 -р Дополнительные источники: Интернет-ресурсы 6.«Железнодорожный транспорт (журнал). Форма www.zdtmagazine.ru/redakt/redakt.htp. 7. ОАО «РЖД»: официальный сайт.- Форма доступа: www.rzd.ru. доступа: 10 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса производственной практики (по профилю специальности) Производственная практика (по профилю специальности) проводится концентрировано. До начала практики заключаются договоры с предприятиями о проведении практики, разрабатываются и согласовываются планы проведения практики, издается приказ по филиалу о проведении практики, выдаются задания студентам и организовывается контроль прохождения практики. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса производственной практики (по профилю специальности) Требования к руководителям практики Руководство производственной практикой (по профилю специальности) осуществляют преподаватели профессиональных модулей, а также работники предприятий, закрепленные за обучающимися. Преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование по профилю специальности, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Руководители от образовательной организации: -осуществляют контроль за прохождением практики обучающимися; -оценивают результаты выполнения практикантом программы практики; - контролируют сдачу обучающимися отчетов по практике и участвуют в проведении аттестации по итогам практики. Требования к руководителям практики от предприятия -организует практику обучающимся в соответствии с программой практики; -обеспечивает проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности в организации; -обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда; -контролирует соблюдение обучающимися трудовой дисциплины на предприятии и сообщает филиалу о случаях нарушения обучающимися правил внутреннего трудового распорядка и прохождения практики. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты Основные показатели оценки результата Формы и методы (освоенные контроля и оценки профессиональные компетенции) ПК 4.1Выполнение -контроль правильной остановки состава в экспертная оценка работ по закреплению установленных местах для обеспечения деятельности на 11 подвижного состава на путях общего пользования железнодорожной станции ПК 4.2Выполнение работ по проверке правильности приготовления маршрута движения поездов на путях общего пользования железнодорожной станции в условиях нарушения работы устройств сигнализации, централизации и блокировки. механизированного закрепления на путях общего пользования железнодорожной станции, закрепление подвижного состава тормозными башмаками (стационарными средствами) на путях общего пользования железнодорожных станций и уборка тормозных башмаков (стационарных средств) перед отправлением поезда; - контроль исправности и сохранности тормозных башмаков; -пользование ручными и звуковыми средствами связи при закреплении составов; -пользование переносной телефонной связью или переносными радиостанциями; -соблюдение норм охраны труда и техники безопасности, организация рабочего места -проверка свободности пути на путях общего пользования железнодорожной станции; -перевод курбелем централизованных стрелок; -проверка правильности приготовления маршрута при приеме, отправлении и пропуске поездов в условиях нарушения работы устройств СЦБ; -подача и восприятие звуковых и видимых сигналов при приеме, отправлении, пропуске поездов и при маневровой работе; практике; дифференцированный зачет в ходе защиты практики; -конференция по итогам практики; экспертная оценка деятельности на практике; дифференцированный зачет в ходе защиты практики; -конференция по итогам практики; 12