Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ (по видам транспорта) для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 Одобрено цикловой комиссией Техника и технологии наземного транспорта Протокол № 1от «29» августа 2024 г. Председатель ЦК _____Е.В. Белоусова Разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Утверждено Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Т.В. Добшикова «30» августа 2024 г. Составители: Выжимова Л.А. преподаватель высшей квалификационной категории; Ананьина С.Л., преподаватель высшей квалификационной категории; Белоусова Е.В., преподаватель высшей квалификационной категории Согласовано: Главный инженер станции Алтайская К.Е. Курчанов 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………………………………………………………................ 4 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ… 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………………………………. 9 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОД …....... ....36 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………38 3 1 ПАСПОРТ МОДУЛЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 1.1 Область применения программы Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Организация сервисного обслуживания на транспорт (по видам транспорта) является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.01.Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) в части освоения вида профессиональной деятельности Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта) и соответствующих профессиональных компетенций: ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса. ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов. ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса. Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по рабочим профессиям: Оператор по обработке перевозочных документов; Оператор поста централизации; Сигналист; Составитель поездов; Оператор сортировочной горки; Оператор при дежурном по станции. 1.2 Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля: С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: - применения теоретических знаний в области оперативного регулирования и координации деятельности; -применения действующих положений по организации пассажирских перевозок; - самостоятельного поиска необходимой информации; уметь: - обеспечить управление движением; - анализировать работу транспорта; знать: - требования к управлению персоналом; - систему организации движения; - правила документального оформления перевозок пассажиров и багажа; 4 - основные положения, регламентирующие взаимоотношения пассажиров с транспортом (по видам транспорта); - основные принципы организации движения на транспорте (по видам транспорта); - особенности организации пассажирского движения; - ресурсосберегающие технологии при организации перевозок и управлении на транспорте (по видам транспорта). 1.3 Количество часов профессионального модуля на освоение рабочей программы очная форма обучения: Всего – 543 часа, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 291 часов, включая обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося – 194 часа; самостоятельную работу обучающегося – 97 часов; учебной практики - 3 нед./ 108 час; производственной практики – 4 нед./144 час. заочная форма обучения: Всего – 543 часа, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 291 часов, включая обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося – 78 часов; самостоятельную работу обучающегося – 213 часа; учебной практики –3 недели, 108 часов; производственной практики –4 недели, 144 часов. 5 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта), в том числе общими и профессиональными компетенциями: Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 Наименование результата обучения Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса 6 Личностными результатами (ЛР) реализации программы воспитания: Личностный результат Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Код личностного результата Код компетенции в соответствии с ФГОС ЛР 1 ОК 06 ЛР 2 ОК 04, 05, 06, ЛР 3 ОК 04,05, 06 ЛР 4 ОК 02, 03, 04, 09 ЛР 5 ОК 05, 06 ЛР 6 ОК 05, 06 ЛР 7 ОК 05, 06 ЛР 8 ОК 05, 06 ЛР 9 ОК 05, 08 ЛР 10 ОК 02, 07 7 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, ЛР 11 ОК 06 обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в ЛР 12 ОК 03, 06 семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в ОК 01, 03, ЛР 13 04 железнодорожной отрасли личностного роста как профессионала. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы ОК 01, 02, ЛР 14 решения и средства развития, в том числе с использованием 03 информационных технологий. Содействующий формированию положительного образа и ЛР 15 ОК 01, 04 поддержанию престижа своей профессии. Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения ОК 02, 05, ЛР 16 возникающих в процессе производственной деятельности 09 проблем на железнодорожном транспорте. Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; ОК 03, 04, ЛР 17 позиционирующий себя в сети как результативный и 09 привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Самостоятельный и ответственный в принятии решений во ЛР 18 ОК 03, 09 всех сферах своей деятельности. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые ОК 01, 03, ЛР 19 методы и способы выполнения профессиональных задач. 09 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной ОК 01, 03, ЛР 20 деятельности, нести ответственность за результаты своей 09 работы. 8 Код профессионал ьных компетенций 1 ПК 2.1. -2.3 ПК 2.1. – 2.3. 3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1 Тематический план профессионального модуля очная форма обучения Наименование разделов профессионального модуля 2 Раздел1.Организация, планирование и управление перевозочным процессом Раздел 2.Организация и управление пассажирскими перевозками Производственная Практика (по профилю специальности) Всего Всего часов (макс ималь ная учеб ная нагру зка и прак ти ика Объем времени ,отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Обязательная аудиторная нагрузка обучающегося Всего, часов учебная Самостоятельная работа обучающегося в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов Всего 5 6 7 3 309 4 134 58 90 60 22 20 67 Учебная, часов В т.ч. курсовая работа (проект), часов 8 15 Производ ственная(по профилю специальности), часов 9 10 108 30 144 543 Практика 144 194 80 20 97 15 108 144 9 3.2 Тематический план профессионального модуля заочная форма обучения Код профессио нальных компетенц ий Наименования разделов профессионального модуля 1 2 3 Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Самостоятельная Обязательная аудиторная работа учебная нагрузка обучающегося обучающегося в т.ч. лабораторн в т.ч., в т.ч., ые работы курсовая курсовая Всего, Всего, и работа работа часов часов практическ (проект), (проект), ие занятия, часов часов часов 4 5 6 7 8 ПК 2.1-2.3 Раздел 1.Организация и управление эксплуатационной работой железнодорожного транспорта. Раздел 2. Особенности организации пассажирского движения на железнодорожном транспорте Производственная практика, (по профилю специальности), часов 309 66 22 90 12 6 ПК 2.1-2.3 Всего Всего часов (макси мальн ая учебна я нагруз ка и практи ка) 30 135 30 Практика Производственн ая (по профилю Учебная специальности), часов часов 9 108 78 144 543 10 144 78 28 30 213 30 108 144 10 Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Раздел 1 . Организация, планирование перевозочным процессом МДК 02.01 Организация движения на железнодорожном транспорте Тема 1.1 Организация вагонопотоков 3.3 Содержание обучения по профессиональному модулю очная форма обучения Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения 309 201 Содержание 1 Основы организации вагонопотоков Понятие о вагонопотоках, формы их представления. Определение мощности струй. Выбор рационального направления следования вагонопотоков. Виды графиков вагонопотоков. Процесс накопления вагонов и его расчет. Экономия времени от проследования поездов без переработки. Самостоятельная работа Проработка конспекта занятий и учебных изданий 2 Организация вагонопотоков с мест погрузки Понятие о маршруте. Виды маршрутов, основные показатели маршрутизации. Условия назначения маршрутов. Передовые методы организации маршрутных перевозок. Самостоятельная работа Начертить возможные формы представления вагонопотоков (формы графиков, диаграмм, шахматки) 3 Разработка плана формирования поездов для технических станций Исходные данные и последовательность разработки плана формирования поездов. Принципы и основные методы разработки плана формирования поездов. Организация местных вагонопотоков. Показатели плана формирования поездов. Контроль выполнения плана формирования поездов. 28 2 2 2 2 2 3 6 2 11 Практическое занятие № 1 Составление плана формирования поездов различными методами Самостоятельная работа Подготовить сообщение по теме: Нарушения плана формирования и привести примеры. Подготовка к практическому занятию и оформление отчета Содержание Тема 1.2. Организация пассажиропотоков 1 2 3 4 Основы организации пассажиропотоков Общие положения. Назначение и категории пассажирских поездов. Составы и нумерация пассажирских поездов. Самостоятельная работа Проработка конспекта занятий и учебных изданий Технические нормы пассажирского движения Скорости движения пассажирских поездов. Нормирование перегонного времени хода. Нормирование стоянок поездов. Число и назначение пассажирских поездов. Расписание пассажирских поездов. Самостоятельная работа Привести композицию скорого и пассажирского поездов; Организация пригородного движения Особенности пригородного движения, требования, предъявляемые к его организации. Расчет числа пригородных поездов. График движения пригородных поездов. Практическое занятие № 2 Расчет числа пригородных поездов и распределение их по времени суток Самостоятельная работа Подготовка к практической работе, оформление отчета Начертить схему маятникового движения пригородных поездов Технология работы пассажирских станций Особенности технологического процесса работы пассажирских станций. Обработка транзитных пассажирских поездов. Обработка пассажирских поездов по прибытии на конечную станцию. Обработки составов на технической станции. Обработка пассажирских поездов по отправлению. Обработка пригородных поездов. Самостоятельная работа 8 5 21 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 3 12 Подготовить сообщение на тему: «Типовой технологический процесс работы пассажирской станции» Содержание Тема 1.3. График движения поездов и пропускная способность железных дорог 1 2 3 4 Основы теории графика движения поездов Значение графика движения поездов, требования ПТЭ к графику движения, форма и содержание. Графическое изображение движения поездов. Классификация графиков движения поездов и условия их применения. Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий , дополнительной и технической литературы Расчет элементов графика движения поездов Элементы графика движения поездов. Расчет массы и длины состава грузового поезда. Станционные и межпоездные интервалы и их расчет. Межпоездные интервалы в пакете. Практическое занятие № 3 Расчет станционных интервалов Практическое занятие № 4 Расчет межпоездных интервалов Самостоятельная работа Подготовка к практической работе, оформление отчета Изучить инструкцию по расчету станционных и межпоездных интервалов Пропускная и провозная способности железнодорожных линий Общие понятия. Период графика. Труднейшие и ограничивающие перегоны. Пропускная способность при параллельном графике. Пропускная способность при непараллельном графике. Усиление пропускной и провозной способности линий Практическое занятие № 5 Расчет пропускной способности участков по перегонам Самостоятельная работа Подготовка к практическому занятию № 5,оформление отчета Подготовка сообщение на тему «Окна в графике» Тяговое обслуживание движения поездов 87 4 2 2 4 2 6 4 5 6 2 8 5 2 2 13 5 6 Тема 1.4 Управление эксплуатационной работой 1 2 Сооружения и устройства локомотивного хозяйства. Участки обращения локомотивов. Увязка графика движения поездов и оборота локомотивов. Организация труда и отдыха локомотивных бригад. Самостоятельная работа Начертить различные виды участков обращения локомотивов Организация местной работы на участках Понятие о местной работе участка. Определение числа сборных поездов. Способы обслуживания местной работы на промежуточных станциях. Планграфик местной работы участка. Простой местных вагонов. Практическая работа № 6 Выбор оптимального варианта организации местной работы Самостоятельная работа Подготовка к практической работе, оформление отчета Рассчитать показатели местной работы по вариантам Составление графика движения поездов Исходные данные. Методика разработки графика. Технология прокладки поездов. «Окна» в графике. Принципы разработки совмещенных графиков движения. Показатели графика движения поездов и его экономическая оценка. Самостоятельная работа Построить фрагмент графика движения Самостоятельная работа Подготовка к выполнению курсового проекта и его защита Содержание Техническое нормирование эксплуатационной работы Общие положения. Количественные показатели. Практическое занятие № 7 Расчет количественных норм работы дороги, норм передачи по стыкам поездов и вагонов Самостоятельная работа Подготовка в практической работе, оформление отчета Качественные показатели Оборот грузового вагона. Среднесуточный пробег вагона. Статическая и динамическая нагрузка. 1 4 2 10 5 4 2 2 15 45 4 2 6 2 2 2 14 3 Тема 1.5 Оперативное планирование поездной и грузовой работы на железнодорожной сети 4 Тема 1.6 Диспетчерское руководство движением поездов 5 Тема 1.7 Анализ эксплуатационной работы 6 Практическое занятие № 8 Расчет показателей использования грузовых вагонов Самостоятельная работа Решить индивидуальные задачи по определению показателей использования грузовых вагонов Подготовка в практической работе, оформление отчета Показатели использования локомотивов Количественные показатели. Качественные показатели. Практическое занятие № 9 Расчет использования локомотивов Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий и учебных изданий Подготовка к практическому занятию № 9, оформление отчета Оперативное планирование эксплуатационной работы Принципы оперативного планирования работы. Содержание оперативных планов. Исходные данные. Информационное обеспечение оперативных планов. Самостоятельная работа Изучить оперативный план работы Зап.Сиб..ж.д. Диспетчерское руководство движением поездов Сущность и структура диспетчерской системы. Диспетчерское руководство на уровне станции. Диспетчерское руководство на уровне региона. Диспетчерское руководство на сетевом уровне. Диспетчерское регулированиеидвижения поездов. Практическое занятие № 10 Решение задач по применению методов диспетчерского регулирования Самостоятельная работа Начертить структуру ДЦУП Подготовка к практическому занятию, оформление отчета Анализ эксплуатационной работы Цель и виды анализа. Анализ выполнение плана грузовой работы и вагонопотоков. Анализ использования вагонов грузового парка. Анализ использования локомотивов. Анализ выполнения графика движения поездов и плана формирования поездов. Самостоятельная работа 4 3 2 2 4 3 2 2 1 2 2 4 2 2 2 2 15 Подготовка сообщений по одной из тем: 1.Анализ выполнения плана грузовой работы и вагонопотоков 2. Анализ использования вагонов грузового парка 3. Анализ использования локомотивов 4. Анализ выполнения графика движения и плана формирования поездов Практические занятия 1 Составление плана формирования поездов различными методами 2 Расчет числа пригородных поездов и распределение их по времени суток 3 Расчет станционных интервалов 4 Расчет межпоездных интервалов 5 Расчет пропускной способности участков по перегонам 6 Выбор оптимального варианта организации местной работы участка 7 Расчет количественных норм работы дороги, норм передачи по стыкам поездов и вагонов 8 Расчет показателей использования грузовых вагонов 9 Расчет показателей использования локомотивов 10 Решение задач по применению методов диспетчерского регулирования Курсовой проект Организация движения поездов на участках полигона дороги Содержание 1. Технико-эксплуатационная характеристика участков железнодорожного полигона. 2. Расчет станционных и межпоездных интервалов. 3. Расчет пропускной способности участков. 4. Организация местной работы на участках железнодорожного полигона. 5. Составление графика движения поездов и расчет его показателей. 6. Разработка мероприятий по обеспечению безопасности движения, охране труда, технике безопасности Учебная практика Виды работ: – организация рабочего места; – прием и отправление поездов при нормальном действии устройств автоматики; – действия дежурного по станции (ДСП) и поездного участкового диспетчера (ДНЦ) в аварийных и нестандартных ситуациях; – оформление поездной и технической документации; – ведение переговоров в соответствии с регламентом 58 20 108 16 – ведение фрагмента графика исполненного движения поездов Раздел 2. Организация и управление пассажирскими перевозками МДК. 02.02. Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта) Тема 2.1. Общие сведения о пассажирских перевозках Тема 2.2. Организация технологического обслуживания пассажиров 90 90 Содержание 1 Введение. Общие сведения о пассажирских перевозках Основные документы, регламентирующие пассажирские перевозки. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд и Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте. Требования, предъявляемые к пассажирским перевозкам. Структура управления пассажирскими перевозками. Деление пассажирских перевозок по видам сообщений. Самостоятельная работа Технико-экономические показатели пассажирских перевозок Подготовить сообщения: Показатели качества обслуживания пассажиров Содержание 1 Технические средства пассажирских перевозок Типы и назначение пассажирских станций, их размещение в городах. Вокзалы; их классификация и специализация. Устройства, обеспечивающие безопасное перемещение пассажиров в пределах станции Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий и учебной литературы 2 Пассажирский подвижной состав Типы локомотивов для пассажирских перевозок и их основные характеристики. Типы вагонов пассажирского парка. Технические характеристики пассажирских вагонов и их внутренняя планировка Самостоятельная работа Подготовить презентацию: по теме: Современный подвижной состав пассажирского парка: 1.Вагоны. 2.Локомотивы 4 2 2 2 22 2 2 1 2 2 1 17 3 Композиция состава Схемы формирования пассажирских поездов; требования, предъявляемые к их формированию. Классификация и нумерация пассажирских поездов. Расписание движения пассажирских поездов, его содержание и порядок составления. Практическое занятие № 1 Расчет схемы состава пассажирского поезда Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий и учебной литературы Подготовка к практической работе, оформление отчета 2 4 Подготовка составов пассажирских поездов в рейс Основные устройства технических пассажирских станций. Средства экипировки. Предрейсовая подготовка составов. Санитарно-гигиенические требования к составам пассажирских поездов, их санитарная обработка. Порядок приемки пассажирских поездов перед рейсом, состав комиссии по приемке 2 Самостоятельная работа Подготовка докладов по темам: 1.Привокзальная площадь и ее назначение. 2.Содержание книжки служебного расписания 3.ВММ: стационарные и передвижные. 4.Средства противопожарной безопасности в пассажирских поездах. 5 Обслуживание пассажиров в пути следования Состав поездной бригады. Режим труда и отдыха работников поездных бригад. Обязанности начальника поезда и проводников при работе с пассажирами. Обеспечение безопасности пассажиров в пути следования. Противопожарная безопасность в пассажирских поездах 2 Практическое занятие № 2 Подготовка пассажирских вагонов в рейс на пассажирских технических станция. Самостоятельная работа Подготовить сообщения по теме : «Обязанности проводника пассажирского поезда» Проработка конспектов занятий и учебной литературы Подготовка к практической работе, оформление отчета 2 2 2 2 2 2 2 2 18 Тема 2.3. Организация перевозок пассажиров, ручной клади, багажа и грузобагажа Содержание 1 Пассажирские железнодорожные тарифы и сборы Понятие о пассажирских тарифах, виды тарифов. Исчисление тарифных расстояний.Действующий прейскурант, порядок построения таблиц прейскуранта. Скидки на проезд. Страхование пассажиров от несчастных случаев во время поездки и пребывания на станции. Тарифы пригородного сообщения. Прочие платы и сборы. Международные пассажирские тарифы Самостоятельная работа Подготовить сообщения по теме: Страхование пассажиров от несчастных случаев во время поездки и пребывания на станции 2 Формы проездных документов Формы пассажирских проездных документов: платные, служебные и разовые билеты, квитанции доплат. Сроки годности билетов, продление сроков годности. Дефекты проездных документов, порядок замены документов Практическое занятие № 3 Определение стоимости проезда пассажира Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий и учебной литературы Подготовка к практической работе, оформление отчета 3 Общие условия перевозки пассажиров Требования Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Основные положения Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте. Остановка в пути следования. Изменение условий проезда. Разрешение споров. Отказ в перевозке. Ответственность и штрафы. Возврат платежей Практическое занятие № 4 Расчет доплат при изменении условий маршрута проезда. Оформление возврата платежей Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий и учебной литературы Подготовка к практической работе, оформление отчета 41 2 2 1 2 2 2 2 2 2 4 2 19 Тема 2.4 Организация работы 4 Пассажирские перевозки на особых условиях Бесплатный или льготный проезд на железнодорожном транспорте. Проезд по служебным надобностям. Перевозка грузов в вагонах пассажирских поездов, другие случаи перевозки. Перевозка багажа и грузобагажа в смешанном железнодорожно-водном сообщении Практическая работа № 5 Перевозка пассажиров на особых условиях 2 Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий и учебной литературы Подготовка к практической работе, оформление отчета 5 Перевозка ручной клади, багажа и грузобагажа Правила перевозки ручной клади. Перевозка ручного багажа и мелких домашних животных. Порядок действий при обнаружении забытых вещей, порядок возврата забытых и найденных вещей. Понятие о багаже. Условия приема, перевозки и оформления багажа. Багажные тарифы и сборы. Выдача багажа в пути следования и на станции назначения. Переотправка багажа. Понятие о грузобагаже. Условия приема, перевозки и оформления грузобагажа. Тарифы на перевозку грузобагажа Практическое занятие № 6 Определение стоимости и оформление стоимости багажа и грузобагажа 3 Самостоятельная работа Подготовить ответы на контрольные вопросы: 1.Что называется ручной кладью? 2.Какая разница между багажом и грузобагажом? 3.Как осуществляется перевозка животных и птиц. 4. Перевозка багажа в жестких купейных вагонах. Подготовка к практической работе, оформление отчета Содержание 2 4 4 2 6 5 17 20 вокзала 1 Техническая характеристика и технология работы вокзала Технологический процесс работы вокзала, его содержание и назначение. Техническая и производственная характеристика вокзала. Основные помещения вокзала, схемы размещения помещений вокзала. Расчет основных устройств вокзала. Уборка вокзальных помещений. Организация пассажиропотоков на вокзалах. Организация посадки и высадки пассажиров. Меры по обеспечению безопасности на вокзалах Практическая работа № 7 Расчет потребного количества вокзальных подразделений (билетных касс,, «окон» камер хранения, ячеек автоматических камер хранения и др.) Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий и учебной литературы Подготовка к практическому занятию № 7 оформление отчета 2 Работа билетных касс и багажного отделения Организация работы билетных касс. Система «Экспресс», работа терминальной аппаратуры «Экспресс-3». Автоматизированное рабочее место (АРМ) билетного кассира. Организация работы билетных касс пригородного сообщения. Организация справочно-информационной работы. Организация работы багажного отделения и багажной кассы. работа Самостоятельная Подготовить доклады по темам: 1.Справочно-информационное обслуживание на вокзалах и в поездах. 2.Технология оформления проездных документов билетным кассиром. 3.Технология оформления багажных документов 4.Этика обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах. 3 Планирование работы вокзала и руководство ею Оперативное планирование работы вокзала. Расчет основных показателей работы вокзала. Структура управления вокзалом. Передовые технологии в обслуживании пассажиров на вокзалах Практическая работа № 8 Расчет классности вокзала и определение пассажиропотоков 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 21 Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий и учебных изданий Подготовка к практическому занятию , оформление отчета Тема 2.5. Учет и анализ работы по пассажирским перевозкам Тема 2.6. Организация контрольно-ревизионной работы 1 Содержание 3 1 Учет и анализ работы по пассажирским перевозкам Общие положения по учету проездных документов. Порядок составления отчета о продаже проездных документов. Учет приема к отправлению багажа и грузобагажа Самостоятельная работа Подготовка доклада на тему: «Содержание и назначение требования формы ЛУ1, его составные части» 2 Содержание 3 1 Организация контрольно-ревизионной работы Структура управления контрольно-ревизионной работой. Основные документы на право контроля и проведения ревизий. Порядок проведения ревизии пассажирских поездов. Порядок проверки вокзалов 2 Самостоятельная работа Подготовка доклада на тему «Назначение ДТМ, технология работы билетного кассира при оформлении проездных документов через ДТМ» 1 2 1 2 22 Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ: Оператор по обработке перевозочных документов: – вести процесс обработки перевозочных и проездных документов; – составлять отчеты; – пользоваться необходимой документацией; – оформлять и проверять документы по приему; – оформлять документы на погрузку груза; – оформлять документы на выдачу грузов и багажа; – оформлять переадресовку; – вести учет погрузки по учетным карточкам; – вести расчеты с клиентами за перевозки и оказанные услуги; – вести кассовую книгу; – составлять отчет; – вести прием, учет и хранение денежных сумм и бланков строгого учета; – выполнять операций по страхованию грузов; – начислять сборы, штрафы, оформлять лицевые счета; – вести книгу приказов по переадресовке грузов; – проверять документы на право получения грузов; – работать на АРМ ТВК. Оператор поста централизации: – переводить централизованные стрелки с пульта поста централизации или пульта местного управления; – контролировать правильность приготовления маршрута; -подавать звуковые и видимые сигналы при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы; – проверять свободность пути; – обеспечивать безопасность движения в обслуживаемом маневровом районе. Сигналист: – устанавливать и снимать сигналы ограждения подвижного состава; – закреплять стоящие на пути вагоны и составы тормозными башмаками; – контролировать исправность тормозных башмаков; – подавать звуковые и видимые сигналы при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы; – проверять свободность пути; – знать характеристику парка станции, обслуживаемого сигналистами; – знать наличие негабаритных мест, путевое развитие, специализацию, вместимость и профиль путей, стрелочные переводы. Составитель поездов: – взаимодействовать с машинистом маневрового локомотива при выполнении маневровой работы; 144 23 Оператор сортировочной горки: – управлять роспуском составов на сортировочных горках; – переводить централизованные стрелки и управлять сигналами для приготовления маршрутов следования отцепов в процессе роспуска составов; – регулировать скорость движения вагонов; – контролировать правильность работы горочных устройств; – наблюдать за соответствием маршрутов следования отцепов данным сортировочного листка; – передавать информацию о порядке роспуска состава. Оператор при дежурном по железнодорожной станции: – осуществлять обмен сведениями о приеме, проследовании и отправлении поездов, локомотивов и подвижных единиц; – принимать, запрашивать и передавать информационные сообщения о приеме, проследовании и отправлении поездов и локомотивов; – вести журнал движения поездов и локомотивов, книгу записи предупреждений на поезда на железнодорожной станции, журнал диспетчерских распоряжений; – подготавливать поездную документацию при неисправностях в работе устройств СЦБ и связи; – контролировать правильность использования технического оборудования; – вести техническую документацию; – вводить информацию о произведенных операциях в ЭВМ; – готовить и контролировать маршрут следования поездов; – выполнять регламент при ведении переговоров о движении поездов; – передавать информацию ДНЦ Всего 543 24 3.4 Содержание обучения по профессиональному модулю заочная форма обучения Наименование разделов Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические Объем профессионального модуля (ПМ), занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) часов междисциплинарных курсов (МДК) и тем 1 2 3 Раздел 1. Организация и управление эксплуатационной работой железнодорожного транспорта. МДК 02.01. Организация движения на железнодорожном транспорте Тема 1.1 Организация вагонопотоков 1.1.1Основы организации вагонопотоков Содержание учебного материала Организация вагонопотоков в специализированные поезда. 28 2 2 1.1.2. Организация вагонопотоков с мест погрузки Самостоятельная работа обучающихся Эффективность концентрации сортировочной работы на станциях сети Определение мощности струй. Содержание учебного материала Понятие о маршруте. Виды маршрутов с мест погрузки Практическое занятие №1. Организация вагонопотоков на участке полигона дороги Самостоятельная работа обучающихся Разработка планов маршрутизации. Показатели маршрутизации перевозок. Эффективность маршрутизации с мест погрузки и погрузочно-выгрузочные возможности станций Содержание учебного материала Практическое занятие № 2 Разработка плана формирования поездов методом аналитических сопоставлений 2 1.1.3 Разработка плана формирования поездов на технических станциях Уровень освоения 4 201 201 2 8 2 2 4 12 2 2 25 Самостоятельная работа обучающихся Принципы метода многокритериальной оценки вариантов плана формирования Расчет экономии вагоно-часов при пропуске вагонов через технические станции без переработки Разработка плана формирования поездов методом абсолютного расчета Исходные данные и последовательность составления плана формирования поездов. Процесс накопления вагонов; затраты вагоно-часов на накопление. Пути сокращения продолжительности накопления. Организация местных вагонопотоков. 10 2 1.1.4 Обеспечение выполнения и оперативная корректировка плана формирования Самостоятельная работа обучающихся Основные условия выполнения плана формирования поездов Оперативная корректировка формирования дальних сквозных поездов сверх плана. 4 2 Тема 1.2. Организация пассажиропотоков 1.2.1 Основы организации пассажиропотоков Содержание учебного материала 16 Технические нормы пассажирского движения. Оборот пассажирских составов. 2 Практическое занятие № 3 Организация пассажиропотоков. Расчет технических норм пассажирского движения. Самостоятельная работа обучающихся Мощность и распределение пассажиропотоков на железнодорожных направлениях. Требования к организации пассажирского движения. Виды пассажирских сообщений. Назначение и категории пассажирских поездов. Составы и нумерация пассажирских поездов Самостоятельная работа обучающихся Скорости движения пассажирских поездов. Расчет размеров пассажирского движения. Оборот пассажирского состава Расписание движения пассажирских поездов. Суточный план-график работы пассажирской технической станции 2 1.2.2 Организация дальнего и местного пассажиропотоков 2 2 4 2 26 1.2.3 Организация пригородного пассажирского движения. 1.2.4 Технология работы пассажирских станций Тема 1.3. График движения поездов и пропускная способность железных дорог 1.3.1 Основы теории графика движения поездов 1.3.2 Расчет элементов графика движения поездов. Самостоятельная работа обучающихся Особенности пригородного движения. График оборота пригородных составов, расчет потребного количества составов Координация работы железных дорог по пригородным пассажирским перевозкам с работой городского и других видов транспорта Содержание учебного материала Самостоятельная работа обучающихся Особенности технологического процесса работы пассажирских станций. Технология обработки транзитных пассажирских поездов Технология обработки составов на технической станции. 4 2 2 2 Содержание учебного материала 71 Содержание учебного материала Значение графика движения поездов, требования ПТЭ к графику движения, форма и содержание Классификация графиков движения поездов и условия их применения Практическое занятие № 4 Классификация графиков. Расчет длины поезда Самостоятельная работа обучающихся. Требования ПТЭ к графику движения поездов. . Графическое изображение движения поездов. 6 2 Содержание учебного материала Практическое занятие № 5 Расчет станционных интервалов неодновременного прибытия, попутного следования поездов Практическое занятие № 6 Расчет межпоездных интервалов 16 2 2 2 2 2 2 27 Самостоятельная работа обучающихся. Элементы графика. Скорости движения поездов. Расчет нормы массы и длины поездов. Нормы стоянки поездов на раздельных пунктах. Нормы времени нахождения локомотивов на станциях основного и оборотного Станционные интервалы, их расчет, схемы. Технологические графики выполнения операций в основные станционные интервалы. Межпоездные интервалы. Обеспечение требований безопасности движения поездов при расчете интервалов. 12 Содержание учебного материала Пропускная способность при непараллельном графике. Практическое занятие№7 Расчет пропускной способности участка при непараллельном графике Самостоятельная работа обучающихся Общие признаки расчета пропускной способности однопутной и двухпутной линий. Труднейшие и ограничивающие перегоны. Коэффициент съема. Усиление пропускной способности железных дорог. 12 2 2 1.3.4 Тяговое обслуживание движения поездов. Самостоятельная работа обучающихся Основы организации обслуживания поездов локомотивами. Технологические нормы на операции с локомотивами 3 3 1.3.5 Организация местной работы на участках и направлениях Содержание учебного материала Практическое занятие № 8 Технико-экономическое сравнение вариантов организации местной работы Самостоятельная работа обучающихся Понятие о местной работе участка и направления. Способы обслуживания местной работы на промежуточных станциях Схемы работы сборных, вывозных поездов, диспетчерских и маневровых локомотивов. Тяговое обслуживание местной работы на электрифицированных линиях. Прокладка на графике поездов, обслуживающих местную работу. План график местной работы участка 16 2 2 1.3.3Пропускная и провозная способность железнодорожных линий. 2 8 14 28 1.3.6 Организация пассажирского движения Самостоятельная работа обучающихся Требования к прокладке на графике пассажирских и пригородных поездов. Согласование расписаний пассажирских поездов с работой других видов транспорта Согласование расписаний дальних, местных и пригородных поездов различных направлений 4 3 1.3.7.Составление графика движения поездов Содержание учебного материала Исходные данные, порядок составления графика движения поездов Самостоятельная работа обучающихся Расчет нормы массы и длины поездов. Скорости движения поездов. Провозная способность железнодорожных линий. Увязка графика движения поездов и оборота локомотивов. Организация труда и отдыха локомотивных бригад Согласование расписания пассажирских поездов с работой других видов транспорта Методика составления графика. Прокладка поездов в «Окна» при производстве путевых работ Показатели графика. Вариантные графики движения поездов. Обеспечение выполнения графика движения. 14 2 12 3 Тема 1.4 Управление эксплуатационной работой. 1.4.1 Техническое нормирование эксплуатационной работы Содержание учебного материала 26 Содержание учебного материала Практическое занятие № 9 Расчет технических норм работы дороги, норм передачи по стыкам поездов и вагонов. Самостоятельная работа обучающихся Технические нормы. Работа регионов, дороги, сети Порядок технического нормирования эксплуатационной работы. 4 Содержание учебного материала Практическое занятие № 10 Расчет показателей использования грузовых вагонов 8 2 1.4.2 Показатели использования грузовых вагонов. 2 2 2 2 29 1.4.3 Показатели использования локомотивов. 1.4.4 Технология оперативного планирования эксплуатационной работы 1.4.5 Диспетчерское руководство движением поездов 1.4.6 Анализ эксплуатационной работы Курсовой проект на тему: Организация движения поездов на железнодорожном полигоне Самостоятельная работа обучающихся Работа порожнего и местного вагонов, коэффициент местной работы. Пробеги вагонов, коэффициент порожнего пробега. Статическая и динамическая нагрузка вагонов. Оборот вагона, разложение его на составные элементы, пути его уменьшения. Среднесуточный пробег и производительность вагона. Самостоятельная работа обучающихся Показатели использования локомотивов. Расчет потребного парка локомотивов 6 2 3 Самостоятельная работа обучающихся Задачи оперативного планирования работы дорог, регионов дорог и сети в целом. Способы регулирования объема погрузки, вагонных парков, вагонопотоков. Оперативная корректировка размеров движения, потребного парка локомотивов и локомотивных бригад. Содержание учебного материала Практическое занятие № 11 Решение задач по применению методов диспетчерского регулирования Самостоятельная работа обучающихся Структура диспетчерского командования на сети железных дорог. Центры управления перевозками. Методы диспетчерского руководства. Ресурсосберегающие технологии при организации перевозок и управлении на железнодорожном транспорте 2 3 6 2 Содержание учебного материала Задачи и виды анализа эксплуатационной работы Самостоятельная работа обучающихся Анализ выполнения заданных размеров погрузки, норм выгрузки, задания и по сдаче порожних вагонов. Анализ вагонопотоков, выполнение плана передачи поездов и вагонов. Анализ выполнения графика движения поездов, работы локомотивного и вагонного парков. 4 2 2 3 30 3 2 4 30 Введение 1Технико-эксплуатационная характеристика участков дороги. 2Расчет станционных и межпоездного интервалов. 3Расчет пропускной способности участков дороги. 4Организация местной работы на одном из участков дороги. 5Разработка графика движения поездов на однопутном и двухпутном участках. 6Расчет показателей графика движения поездов. 7Мероприятия по обеспечению безопасности движения, охране труда, защите окружающей среды Самостоятельная работа обучающихся по курсовому проекту 30 Всего 201 Учебная практика Виды работ: – организация рабочего места; – прием и отправление поездов при нормальном действии устройств СЦБ; – действия дежурного по станции (ДСП) и поездного участкового диспетчера (ДНЦ) в аварийных и нестандартных ситуациях; – оформление поездной и технической документации; – ведение переговоров в соответствии с регламентом; 108 Раздел 2 Организация и управление пассажирскими перевозками 90 МДК. 02.02 Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта). транспорта) Тема 2.1 Общие сведения о пассажирских перевозках 90 Содержание учебного материала 8 Введение Общие сведения о пассажирских перевозках. 2 1 31 Тема 2. 2 Организация технологического обслуживания пассажиров Самостоятельная работа студентов Основные документы, регламентирующие пассажирские перевозки. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд и Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте. Деление пассажирских перевозок по видам сообщений. Технико-экономические показатели пассажирских перевозок Содержание учебного Содержание учебногоматериала материала 1 Самостоятельная работа студентов Вокзалы; их классификация и специализация. Устройства, обеспечивающие безопасное перемещение пассажиров в пределах станции Пассажирский подвижной состав .3Типы локомотивов для пассажирских перевозок и их основные характеристики. Типы вагонов пассажирского парка. Технические характеристики пассажирских вагонов и их внутренняя планировка 3 Композиция состава Схемы формирования пассажирских поездов; требования, предъявляемые к их формированию. Классификация и нумерация пассажирских поездов. Расписание движения пассажирских поездов, его содержание и порядок составления. 4 Подготовка составов пассажирских поездов в рейс Основные устройства технических пассажирских станций. Средства экипировки. Предрейсовая подготовка составов. Санитарно-гигиенические требования к составам пассажирских поездов, их санитарная обработка. Порядок приемки пассажирских поездов перед рейсом, состав комиссии по приемке 5 Обслуживание пассажиров в пути следования Состав поездной бригады. Режим труда и отдыха работников поездных бригад. Обязанности начальника поезда и проводников при работе с пассажирами. Обеспечение безопасности пассажиров в пути следования. Противопожарная безопасность в пассажирских поездах. Содержание учебного материала 2 Тема 2.3. Технические средства пассажирских перевозок Типы и назначение пассажирских станций, их размещение в городах. 6 18 18 2 2 16 4 1 4 1 4 3 4 30 32 Организация перевозок пассажиров, ручной клади, багажа и грузобагажа 1 2 3 4 Пассажирские железнодорожные тарифы и сборы Понятие о пассажирских тарифах, виды тарифов. Исчисление тарифных расстояний. Действующий прейскурант, порядок построения таблиц прейскуранта. Скидки на проезд. Страхование пассажиров от несчастных случаев во время поездки и пребывания на станции. Тарифы пригородного сообщения. Прочие платы и сборы. Международные пассажирские тарифы Практическое занятие № 1 Определение стоимости проезда пассажира Практическое занятие № 2 Расчет доплат при изменении условий маршрута проезда. Оформление возврата платежей Практическое занятие № 3 Определение стоимости и оформление стоимости багажа и грузобагажа Самостоятельная работа студентов Формы проездных Формы проездныхдокументов документов Формы пассажирских документов: платные, служебные и разовые Формы пассажирскихпроездных проездных документов: платные, служебные и билеты, квитанции доплат. Сроки годности билетов, продление сроков разовые билеты, квитанции доплат. Сроки годности билетов, продление годности. ДефектыДефекты проездных документов, порядок замены сроков годности. проездных документов, порядок замены документов. документов Общие условия перевозки пассажиров Требования Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Основные положения Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте. Остановка в пути следования. Изменение условий проезда. Разрешение споров. Отказ в перевозке. Ответственность и штрафы. Возврат платежей. Перевозка ручной клади, багажа и грузобагажа Правила перевозки ручной клади. Перевозка ручного багажа и мелких домашних животных. Порядок действий при обнаружении забытых вещей, порядок возврата забытых и найденных вещей. Понятие о багаже. Условия приема, перевозки и оформления багажа. Багажные тарифы и сборы. Выдача багажа в пути следования и на станции назначения. Переотправка багажа. Понятие о грузобагаже. Условия приема, перевозки и оформления грузобагажа. Тарифы на перевозку грузобагажа. 2 2 2 2 2 22 6 6 1 6 33 5 Тема 2.4. Организация работы вокзала Содержание учебного материала Самостоятельная работа студента 1 2 3 Тема 2.5. Учет и анализ работы по пассажирским перевозкам Пассажирские перевозки на особых условиях Бесплатный или льготный проезд на железнодорожном транспорте. Проезд по служебным надобностям. Перевозка грузов в вагонах пассажирских поездов, другие случаи перевозки. Перевозка багажа и грузобагажа в смешанном железнодорожно-водном сообщении. Техническая характеристика и технология работы вокзала Технологический процесс работы вокзала, его содержание и назначение. Техническая и производственная характеристика вокзала. Основные помещения вокзала, схемы размещения помещений вокзала. Расчет основных устройств вокзала. Уборка вокзальных помещений. Организация пассажиропотоков на вокзалах. Организация посадки и высадки пассажиров. Меры по обеспечению безопасности на вокзалах. Работа билетных касс и багажного отделения Организация работы билетных касс. Система «Экспресс», работа терминальной аппаратуры «Экспресс-3». Автоматизированное рабочее место (АРМ) билетного кассира. Организация работы билетных касс пригородного сообщения. Организация справочно-информационной работы. Организация работы багажного отделения и багажной кассы. Планирование работы вокзала и руководство ею Оперативное планирование работы вокзала. Расчет основных показателей работы вокзала. Структура управления вокзалом. Передовые технологии в обслуживании пассажиров на вокзалах. Содержание учебного материала Самостоятельная работа студентов 1 Учет и анализ работы по пассажирским перевозкам Общие положения по учету проездных документов. Порядок составления отчета о продаже проездных документов. Учет приема к отправлению багажа и грузобагажа. 4 3 12 4 1 4 4 3 4 4 3 34 Тема 2.6. Организация контрольноревизионной работы Содержание учебного материала Самостоятельная работа студентов 1 Организация контрольно-ревизионной работы Структура управления контрольно-ревизионной работой. Основные документы на право контроля и проведения ревизий. Порядок проведения ревизии пассажирских поездов. Порядок проверки вокзалов. 4 Самостоятельная работа студентов Подготовка к контрольной работе и оформление контрольной работы 6 Самостоятельная Самостоятельная работа работа студентов студентов Подготовка к дифференцированному зачету. 8 Самостоятельная работа при изучении раздела 2 1. Систематическая проработка конспектов учебныхработе изданий и специальной технической литературы (по вопросам Подготовказанятий, к контрольной и оформление контрольной работы. к параграфам, составленным преподавателем). 2. Подготовка к и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. Подготовка сообщений по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. Итого 4 1 78 399 35 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1 Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации программы профессионального модуля имеется наличие учебных кабинетов: организации сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта), лаборатория управление движением. Оборудование учебного кабинета Организации сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта): - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-методической документации; - стенды; - мультимедийное оборудование; - компьютер; - принтер. Оборудование лаборатории управление движением: - посадочные места по количеству мест обучающихся; - рабочее место преподавателя; Технические средства обучения: - комплект бланков технической документации; - комплект учебно-методической документации - имитационный тренажерный комплекс «Поездной участковый диспетчер, дежурный по железнодорожной станции», содержащий обучающую систему АОСД и тренажер симулятор с разными видами устройств СЦБ. Техническая документация: - бланки: ДУ-50, ДУ-52, ДУ-55, ДУ-56, ДУ-61, ДУ- 64; - журналы: ДУ-2, ДУ-41а, ДУ-46, ДУ-47, ДУ-58, ДУ-60. Технические средства обучения: - тренажерный комплекс «Поездной участковый диспетчер, дежурный по железнодорожной станции», включающий 1 место преподавателя, 10 мест для обучающихся, оборудованных компьютерами; табло коллективного пользования; интерактивные пульт-табло дежурного по железнодорожной станции. 4.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы Основные: 1. Боровикова М.С. (под ред.) Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте: учебник — Москва: ФГБУ ДПО «Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2021. — 552 с. — ISBN 978-5-907206-71-7. — Текст: электронный//УМЦ ЖДТ: электронная библиотека. — URL: http://umczdt.ru/books/40/251714/. 36 2. Леоненко Е.Г. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения [Текст]: учебное пособие. - М.: ФПБУ ДПО Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2017.— 222 c. Дополнительные: 3. П68 Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены Приказом Минтранса РФ от 21.12. 2010 №286 в редакции Приказов Минтранса России от 04. 06. 2012 № 162,от 13. 06. 2012 №164. [Текст] – Екатеринбург: ИД «Урал Юр Издат», 2015. -240с. 4. И72 Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации. Приложение №8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. [Текст] – Екатеринбург: ИД «УралЮрИздат», 2013. -416с. 5. И72 Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации. Приложение №7 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. [Текст] – Екатеринбург: ИД «УралЮрИздат», 2012. -176с. Интернет – ресурсы: 9. Сайт ОАО «РЖД». Режим доступа:www .rzd. ru Средства массовой информации: 10. Железнодорожный транспорт 11. РЖД-Партнер 37 5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные профессиональные компетенции) 1 ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки 2 самостоятельный поиск необходимой информации; - определение количественных и качественных показателей работы железнодорожного транспорта; - выполнение построения графика движения поездов; определение оптимального варианта плана формирования грузовых поездов; расчет показателей плана формирования грузовых поездов 3 - наблюдение и оценка деятельности (на практике, в ходе проведения практических занятий); защита курсового проекта, - защита, презентаций, сообщений. Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю. - наблюдение и оценка деятельности (на практике, в ходе проведения практических занятий); защита курсового проекта, - защита презентаций, сообщений. Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю. - наблюдение и оценка деятельности (на практике, в ходе проведения практических занятий); защита курсового проекта, - защита презентаций, сообщений. Экзамен (квалификационный) по профессиональному ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативноправовых документов - применение действующих положений по организации грузовых и пассажирских перевозок; применение требований ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса оформление перевозок пассажиров и багажа; - умение пользоваться планом формирования грузовых поездов; выполнение анализа эксплуатационной работы; - демонстрация знаний по методам диспетчерского регулирования движением поездов безопасности при построении графика движения поездов 38 модулю ОК 1. Выбирать способы Умения: распознавать задачу и/или наблюдение за решения задач проблему в профессиональном и/или деятельностью профессиональной деятельности социальном контексте; обучающегося в процессе применительно к различным анализировать задачу и/или проблему и освоения выделять её составные части; контекстам интерес образовательной определять этапы решения задачи; программы выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. ОК 2. Использовать современные Умения: определять задачи поиска наблюдение за средства поиска, анализа и информации; деятельностью интерпретации информации и определять необходимые источники обучающегося в процессе информационные технологии информации; освоения образовательной для выполнения планировать процесс поиска; программы профессиональных задач структурировать получаемую профессиональных задач информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска. Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации. 39 ОК 3. Планировать и реализовать Умения: определять актуальность наблюдений за собственное профессиональное нормативно - правовой документации в деятельностью развитие, предпринимательскую профессиональной деятельности; обучающегося в процессе деятельность в выстраивать траектории освоения профессиональной сфере, профессионального и личностного образовательной использовать знания по развития. программы финансовой грамотности в Знания: содержание актуальной различных жизненных ситуациях нормативноправовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования. ОК 4. Эффективно Умения: организовывать работу наблюдений за взаимодействовать и работать в коллектива и команды; деятельностью коллективе и команде взаимодействовать с коллегами, обучающегося в процессе руководством, клиентами. освоения Знания: психология коллектива; образовательной психология программы личности; основы проектной деятельности. ОК 5. Осуществлять устную и Умения: излагать свои мысли на наблюдений за письменную коммуникацию на государственном языке; деятельностью государственном языке оформлять документы. обучающегося в процессе Российской Федерации с учетом Знания: особенности социального и освоения особенностей социального и культурного контекста; образовательной культурного контекста правила оформления документов. программы ОК6.Проявлять гражданско- Умения: описывать значимость своей наблюдений за патриотическую позицию, специальности. Презентовать структуру деятельностью демонстрировать осознанное профессиональной деятельности по обучающегося в процессе поведение на основе специальности. освоения традиционных Знания: сущность гражданско-образовательной общечеловеческих ценностей, в патриотической позиции. Традиционные программы том числе с учетом общечеловеческие ценности. гармонизации межнациональных Значимость профессиональной и межрелигиозных отношений, деятельности по специальности. применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 7. Содействовать Умения: соблюдать нормы наблюдение за сохранению экологической безопасности; определять деятельностью окружающей среды, направления ресурсосбережения в обучающегося в процессе ресурсосбережению, рамках профессиональной деятельности освоения применять знания об по специальности. образовательной изменениях климата, принципы Знания: правила экологической программы бережливого производства безопасности при ведении эффективно действовать в профессиональной деятельности; чрезвычайных ситуациях основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. 40 ОК 8. Использовать средства использует физкультурно- наблюдений за физической культуры для оздоровительную деятельность для деятельностью сохранения и укрепления укрепления здоровья, достижения обучающегося в процессе здоровья в процессе жизненных и профессиональных целей; освоения профессиональной деятельности применяет рациональные приемы образовательной и поддержания необходимого двигательных функций в программы уровня физической профессиональной деятельности подготовленности планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня ОК 9. Пользоваться Умения: понимать общий смысл четко наблюдение за профессиональной произнесенных высказываний на деятельностью документацией на известные темы (профессиональные и обучающегося в процессе государственном и иностранном бытовые), понимать тексты на базовые освоения языках профессиональные темы; участвовать в образовательной диалогах на знакомые общие и программы профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности 41