Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА ( по видам транспорта) для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 Одобрена Разработана на основе цикловой комиссией Техника и Федерального государственного технологии наземного транспорта образовательного стандарта Протокол № 1 от « 29» августа 2024 г. среднего профессионального Председатель ЦК _____ Е.В. Белоусова образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Утверждена Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________ Т.В. Добшикова « 30 » августа 2024 г. Составители: Ананьина С.Л., преподаватель высшей квалификационной категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске. Ишутина Г.А., преподаватель высшей квалификационной категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске. Выжимова Л.А., преподаватель высшей квалификационной категории филиала СГУСП в г. Новоалтайске. Согласовано: Главный инженер станции Алтайская ______ К.Е. Курчанов 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. 5. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Стр. 4 6 9 35 37 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1.1 Область применения рабочей программы Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Организация перевозочного процесса (по видам транспорта) является частью программы подготовки специалистов среднего звена, разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) в части освоения основного вида профессиональной деятельности Организация перевозочного процесса (по видам транспорта) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками. ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций. ПК 1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса. Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по рабочим профессиям: Оператор по обработке перевозочных документов; Оператор поста централизации Составитель поездов; Приемосдатчик груза и багажа; Оператор сортировочной горки; Оператор при дежурном по станции. 1.2 Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля: С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: - ведения технической документации, контроля и выполнения заданий и графиков; - использования в работе электронно-вычислительных машин для обработки оперативной информации; - расчета норм времени на выполнение операций; - расчета показателей работы объекта транспорта; уметь: - анализировать документы, регламентирующие работу транспорта в целом и его объектов в частности; - использовать программное обеспечение для решения транспортных задач; 4 - применять компьютерные средства; знать: - оперативное планирование, формы и структуру управления работой на транспорте (во видам транспорта); - основы эксплуатации технических средств транспорта (по видам транспорта); - систему учета, отчета и анализа работы; - основные требования к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте; - состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. 1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля Очная форма обучения: Всего —723 часа, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося — 507 часов, включая: обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося — 338 часов; самостоятельную работу обучающегося — 169 часов; учебной практики - 1 нед./36 час. производственной практики - 5 нед./180 часов. Заочная форма обучения: всего —723 часа, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося — 507 часов, включая: обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося — 64 часа; самостоятельную работу обучающегося — 443 часов; учебной практики - 1 нед./36 час. производственной практики - 5 нед./180 часов. 5 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности 23.02.01 Организация перевозочного процесса (по видам транспорта) в том числе профессиональными и общими компетенциями: Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. Наименование результатов обучения Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Выполнять операции по осуществлению перевозочного с применением современных информационных технологий управления перевозками Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работе в условиях нестандартных и аварийных ситуаций Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса Личностными результатами (ЛР) реализации программы воспитания Личностный результат Код личностного результата Код компетенции в соответствии с ФГОС Портрет выпускника СПО 6 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового ЛР 1 ОК 06. ЛР 2 ОК 06. ЛР 3 ОК 01., 03., 06. ЛР 4 ОК 01., 04., 08., 09. ЛР 5 ОК 01., 08. ЛР 6 ОК 03., 06. ЛР 7 ОК 01., 06., 08. ЛР 8 ОК 01., 06. ЛР 9 ОК 01., 02., 03., 08. ЛР 10 ОК 03., 05., 09. ЛР 11 ОК 08. ЛР 12 ОК 03., 08. 7 содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к ЛР 13 ОК 04, 06, 08. формированию в железнодорожной отрасли личностного роста как профессионала. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать ЛР 14 ОК 05, 08. способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий. Содействующий формированию положительного образа и ЛР 15 ОК 01. поддержанию престижа своей профессии. Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для ЛР 16 ОК 04, 05, 09. решения возникающих в процессе производственной деятельности проблем на железнодорожном транспорте. Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; ЛР 17 ОК 09. позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Самостоятельный и ответственный в принятии решений во ЛР 18 ОК 03, 08 всех сферах своей деятельности. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных ЛР 19 ОК 02. задач. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной ЛР 20 ОК 02. деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. 8 3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1Тематический план профессионального модуля Очная форма обучения Код професс иональн ых компете нций ПК 1.2; 1,3 ПК 1.1 ПК 1.1; ПК 1.3. Наименование разделов профессионального модуля Раздел 1. Применение технологии управления работой ж.д.транспорта Раздел 2 Использование информационных технологий в работе железнодорожного транспорта Раздел 3. Применение автоматизированных систем управления перевозочным процессом Производственная практика (по профилю специальности) Всего Всего часов (максимальная учебная нагрузка и практика) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов),ч Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Практика, ч Самостоятельная работа обучающегося Учебная Производственная (по профилю специальности) Всего В т.ч. лаборат. и практ. В т.ч. курсовая работа Всего В т.ч. Курсовая работа 270 180 50 30 90 30 - - 96 64 40 - 32 - - - 177 94 44 - 47 - 36 - 180 723 180 338 134 30 169 30 36 180 9 3.1 Тематический план профессионального модуля Заочная форма обучения Код професс иональн ых компете нций ПК 1.2; 1,3 ПК 1.1 ПК 1.1; ПК 1.3. Наименование разделов профессионального модуля Раздел 1. Применение технологии управления работой ж.д.транспорта Раздел 2 Использование информационных технологий в работе железнодорожного транспорта Раздел 3. Применение автоматизированных систем управления перевозочным процессом Производственная практика (по профилю специальности) Всего Всего часов (максимальная учебная нагрузка и практика) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов),ч Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Всего В т.ч. лаборат. и практ. В т.ч. курсовая работа Всего В т.ч. Курсовая работа 270 36 4 30 234 96 18 14 - 177 10 8 - Практика, ч Учебная Производственная (по профилю специальности) 30 - - 78 - - - 131 - 36 - 180 723 180 64 26 30 443 30 36 180 10 3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю Очная форма обучения Наименование разделов Содержание, лабораторные работы и практические занятия, профессионального самостоятельная работа обучающихся модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Раздел 1. Применение технологии управления работой железнодорожного транспорта МДК 01.01 Технология перевозочного процесса (по видам транспорта) Тема 1.1 Основы Содержание организации перевозок на 1 Железнодорожный транспорт – основной вид путей сообщения железнодорожном Понятие о транспорте. Продукция транспорта. транспорте Основные принципы организации движения. Документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта. Понятие о поезде. Нумерация и индексация поездов Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической литературы. 2 Классификация и назначение жд станций. Документы, регламентирующие работу станций. Технологический процесс работы станции. Вагоно- и поездопотоки Практическая работа № 1 Построение диаграммы вагонопотоков Самостоятельная работа Подготовка сообщений на тему: «Порядок разработки технологического процесса станции» Подготовка к практической работе и ее оформление Тема 1.2 Содержание Управление и технология работы станций Объем часов Уровень освоения 270 270 21 6 2 3 4 2 4 4 221 11 3 4 5 6 7 Маневровая работа Основные понятия. Технические средства для производства маневровых операций. Виды маневров. Элементы маневровой работы. Нормирование маневровых операций. Способы производства маневров на вытяжках. Организация маневровой работы. Практическая работа № 2 Нормирование операций на вытяжных путях Самостоятельная работа Подготовка к практической работе и ее оформление Организация работы промежуточных станций Операции, выполняемые на промежуточных станциях. Прием, отправление и пропуск поездов Работа со сборными поездами. Нормирование маневровых операций на промежуточных станциях. Практическая работа № 3 Составление плана работы со сборным поездом 6 Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической литературы Подготовка к практической работе и ее оформление Технология обработки транзитных поездов на участковых и сортировочных станциях Обработка транзитных поездов, проходящих станцию без переработки или с частичной переработкой. Технология обслуживания поездов, следующих со сменой локомотивов и поездных бригад. Самостоятельная работа Разработать график обработки поездов на пограничных станциях 7 Технология переработки поездов на участковых и сортировочных станциях Обработка составов по прибытии. Организация формирования поездов и перестановка в парк отправления. Обработка поездов в парке отправления. 4 Практическое занятие № 4 Разработка графиков обработки поездов различных категорий Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий, подготовка к практическому занятию, ее офрмление Технология расформирования-формирования составов на горках. Оборудование сортировочных горок. Технология работы горки. Горочный цикл и горочный интервала. Перерабатывающая способность горки. Нормирование маневровой работы на сортировочной горке. 6 2 4 5 6 2 8 4 2 6 2 4 10 2 12 8 9 10 Практическое занятие № 5 Нормирование маневровых операций на сортировочных горках Практическое занятие № 6 Разработка графиков работы сортировочных горок. Определение перерабатывающей способности Самостоятельная работа Подготовка сообщений на тему: «Горочные устройства и системы управления расформированием-формированием поездов» Подготовка к практическим занятиям, оформление. Взаимодействие в работе элементов станции между собой и прилегающими участками. 2 Практическое занятие № 7 Условия взаимодействия в работе элементов Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий. Подготовка к практическому занятию и оформление. Организация местной работы на станциях Технология работы с местными вагонами. Особенности технологии работы с местными вагонами на станциях. Подготовка вагонов под погрузку опасных грузов. Организация подачи и уборки местных вагонов. Нормирование маневровой работы с местными вагонами. Простой местных вагонов на станции. Практическое занятие № 8 Расчет времени на выполнение операций с местными вагонами. Разработка графика обработки местных вагонов Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему: «Организация подачи и уборки местных вагонов» Подготовка к практическому занятию и оформление. Суточный план-график работы станции Назначение, содержание, порядок и методика разработки. Показатели работы станции. Методика расчета норм простоя вагонов с расчленением его по элементам. Практическое занятие № 9 Расчет показателей работы станции Самостоятельная работа Решение задач по определению простоя вагонов. Подготовка к практическому занятию и оформление. Курсовой проект: Технологический процесс работы участковой станции 4 2 7 2 2 4 8 2 6 9 10 2 6 7 30 2 13 11 12 13 14 1.3 Организация работы станционного технологического центра 15 Самостоятельная работа Работа над курсовым проектом и подготовка его защиты Руководство работой станции Цели и задачи оперативного планирования работы станции. Контроль и анализ работы станции. Роль руководителя среднего звена Практическое занятие № 10 Учет простоя вагонов по формам 15 Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему: «структурная схема оперативного руководства работой станции». Подготовка к практическому занятию и оформление. Особенности работы станции в зимних условиях. Общие положения. Основные мероприятия по подготовке станции к работе в зимних условиях. Очередность очистки станционных путей. Обеспечение безопасности движения на станции Мероприятия по обеспечению безопасности движения. Контроль выполнения требований безопасности. Формирование и пропуск тяжеловесных поездов. Высокоскоростное движение в России Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему: «Высокоскоростное движение в России», «Формирование и пропуск тяжеловесных поездов» Организация работы железнодорожных узлов Значение железнодорожных узлов в перевозочном процессе. Структура вагонопотоков в узле. Специализация станций в узле. Оперативное планирование и руководство работой в узле. Самостоятельная работа Подготовка сообщений на тему «Структура вагонопотоков в узле» Содержание 5 Организация работы станционного технологического центра. Назначение, и размещение СТЦ. Персонал СТЦ. Основные оперативные сообщения в условиях АСУСС. Кодирование объектов железнодорожного транспорта. Натурный лист, его заполнение. Сортировочный листок, его назначение, содержание и порядок составления. Порядок проведения общесетевой переписи. Практическое занятие № 11 Составление натурного листа и сортировочного листка Самостоятельная работа Подготовка презентации на тему «Техническое оснащение СТЦ» Подготовка к практическому занятию и оформление. 6 2 4 4 2 8 2 6 4 2 2 28 10 2 4 6 14 Основные направления развития жд транспорта 2 2 Цифровая трансформация в ОАО «РЖД» 2 2 Контрольное тестирование 4 Курсовой проект Технологический процесс работы участковой станции Содержание пояснительной записки. Введение 1. Общие вопросы станции 2. Оперативное планирование и руководство работы станции 3. Технология обработки поездов 4. Организация маневровой работы 5. Нормирование технологических операций 6. Разработка суточного плана-графика 7. Расчет показателей работы станции 8. Мероприятия по обеспечению безопасности движения 9. Мероприятия по охране труда и защите окружающей среды Заключение Графическая часть Лист 1. Суточный план-график работы участковой станции 30 Раздел 2. Использование информационных технологий в работе железнодорожного транспорта МДК 01.02 Информационное обеспечение перевозочного процесса на железнодорожном транспорте Тема 2.1. Основные 96 96 Содержание 30 15 принципы, методы и свойства информационных технологий Общие сведения об информации. Основные понятия и базовые и базовые термины. Единицы измерения информации. Входная и выходная информация, нормативно-справочная информация. Классификация и кодирование информации с использованием цифровых и телекоммуникационных технологий. Классификаторы. Информационная среда. Понятие информатизации. Понятие обработки информации в компьютерных системах. 2 Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы. Информационные технологии и системы. Понятие информационной технологии, информационного процесса, информационной системы. Классификация информационных систем и их использование в телекоммуникационных технологиях. Структура информационного процесса в цифровой среде. Практическое занятие №1 Кодирование информации с использованием классификаторов Практическое занятие №2 Определение характеристик объектов и ошибочно введенной информации при кодировании натурного листа 1 Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы. Оформление отчетов по практическим занятиям с использованием цифровых технологий: приложений Microsoft Office Excel; Word, подготовка к защите практических работ. 3 Технология обработки информации. Технология обработки данных. Технология хранения, поиска и сортировки информации. Использование средств Интернет. Доменная система имен, информация о компьютерах (хостах), включенных в сеть Internet Самостоятельная работа Подготовка схемы передачи данных 4 Сетевые информационные потоки. Локальные, глобальные компьютерные сети. Сеть Интернет и Интранет. Система передачи данных (СПД) Лабораторная работа №1 Поиск заданной информации в сети Интернет или Интранет. Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы, оформление отчетов и подготовка к их защите. Содержание 6 1 2 Тема 2.2. 2 2 2 4 2 6 2 2 2 1 2 2 2 2 2 51 16 Автоматизированные информационные системы и технологии 1 2 Тема 2.3. Технические средства и программное обеспечение информационных технологий Автоматизированные информационные системы. Автоматизированные информационные системы (АИС). Общие принципы их формирования и функционирования. Проектирование АИС. Порядок построения автоматизированных информационных технологий Практическое занятие №3 Определение величины информационных потоков для АСУ сортировочных станций Лабораторное занятие №2 Построение графика исполненной работы на участковой станции Практическое занятие №3 Определение технологических норм работы участковой станции Лабораторное занятие №3 Построение графика работы маневровых локомотивов на станции, определение их занятость, подготовка экономических расчетов по снижению себестоимости эксплуатации Самостоятельная работа Подготовка схема построения автоматизированных информационных систем. Оформить Лабораторные работы с использованием цифровых технологий, приложений Microsoft Office Excel, Word Подготовка рефератов в электронном варианте, для их защиты использовать презентации, работа с конспектами. Подготовка таблицы с функциональными возможностями систем с использованием Excel, Word. Деловые АРМ. Понятие АРМ. Система построения АРМ. Функциональные возможности АРМ. Практическое занятие №5 Расчет количество АРМ на сортировочной станции Практическое занятие №6 Построение модели АРМ работников сортировочной станции и схемы передачи информации по ЛВС Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, подготовка модели АРМ на станции, подготовка схемы передачи данных, оформление отчетов и подготовка к их защите Содержание 1 Технические средства ИТ Типы компьютеров, их принципиальное устройство. Дополнительные внешние устройства. Назначение сервера. Мэйнфреймы Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы. 8 2 2 2 6 2 4 2 4 2 12 2 2 4 2 4 2 5 15 2 2 1 17 2 Итого Программное обеспечение информационных технологий. Общие сведения о программах. Понятия программного обеспечения и его виды. Системное программное обеспечение. Системы меню и подсказок. Прикладные программы запросов к базам данных. Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сферам деятельности железнодорожного транспорта. Системы управления базами данных (СУБД). Шлюзы Практическое занятие №7 Обработка данных средствами базы данных. Работа с операционными системами 4 2 4 2 Самостоятельная работа Подготовка схемы меню и подсказок. Подготовка таблицы с прикладными запросами к базам данных. Подготовка блок схемы с проблемно-ориентированными пакетами прикладных программ по отраслям и сферам деятельности железнодорожного транспорта с применением цифровых инструментов 4 96 Раздел 3. Применение автоматизированных систем управления перевозочным процессом МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте Тема 3.1. Общая характеристика комплекса задач эксплуатационной работы железных дорог 177 141 Содержание 1 2 Назначение, задачи и структура эксплуатационных систем управления (АСУЖТ) Функциональная часть АСУ на транспорте. Развитие АСУ на транспорте их задачи. Структура подразделений на предприятиях АСУ. Региональные отделы (РОАСУ). История создания ВЦ. Функции и структуры ГВЦ Самостоятельная работа Самостоятельное изучение электронных средств Общая характеристика комплекса задач эксплуатационной работы железных дорог. Классификация задач управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте. Характеристика функциональных задач управления перевозочным процессом, оперативного управления, планирования и прогнозирования 9 2 2 1 2 2 18 Тема 3.2. Обеспечивающая часть АСУ перевозками Практические занятия №1 Расчет и анализ технических норм эксплуатационной работы Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы, оформление отчетов и подготовка к их защите. Содержание 1 2 3 Тема 3.3. Современные информационноуправляющие системы в управлении перевозками на железнодорожном транспорте Технические средства АСУЖТ Основные принципы создания комплексов технических средств и их состав. Средства регистрации, сбора и подготовки данных. Современные каналы связи Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы Информационное обеспечение Требование к функциям информационного обеспечения по управлению движением. Возможность получения информации в масштабе реального времени. Необходимость различного информационного обслуживания для каждого уровня управления в плане объема информации, степени подробности, частоты обновления, требуемого времени доставки информации Самостоятельная работа Построение схемы уровней управления на железнодорожном транспорте Программное обеспечение. Современные требования к программному обеспечению. Программное обеспечение для передачи информации его функции. Системное программное обеспечение. Программные прикладные комплексы АСОУП. Система сообщений в АСОУП. Программа расчета вспомогательных таблиц плана формирования. Программа расчета привязки станций погрузки к межгосударственным стыковым пунктам. Другие прикладные программы Самостоятельная работа Подготовка таблицы требований к программному обеспечению Содержание 1 Информационно-управляющие системы в управлении движением на железнодорожном транспорте Понятие единой комплексной автоматизированной информационно-управляющей системы управления эксплуатационной работой железнодорожного транспорта. Основные функции системы: прогноз, планирование, управление, реализация, контроль, анализ. План формирования поездов, автоматизированные информационные системы и автоматизированные системы управления, входящие в единый комплекс 2 2 2 12 2 2 1 2 2 1 4 2 2 120 4 2 19 2 3 4 Практические занятия №2 Планирование поездообразования на станции, организация вагонопотоков, корректировка нормативного плана формирования Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы, оформление отчетов и подготовка к их защите Составление графиков в автоматизированном, электронном виде Составление суточного плана графика. Составление графика исполненного движения. Использование Гид Урал. Определение показателей графика исполненного движения, суточного плана графика Самостоятельная работа Составление графика исполненного движения. Оформление отчетов по выполнению лабораторной работы и подготовка к их защите. Структура и функции автоматизированной системы управления перевозками (АСОУП) Структура АСОУП. Задачи и функции АСОУП. Сообщения в АСОУП. Центр управления перевозками Практические занятия №3 Кодирование и передача сообщений в АСОУП 4 2 4 2 2 1 2 2 4 2 Практические занятия №4 Кодирование и передача сообщений об операциях с вагонами Практические занятия №5 Логический и форматный контроль информации в АСУЖТ 4 2 4 2 Практические занятия №6 Кодирование и формирование аналитических справок в систему АСОУП Самостоятельная работа Подготовка схемы функциональных возможностей системы АСОУП. Подготовка к лабораторной работе и практическим занятиям, оформление отчетов и подготовка к их защите Автоматизированная система управления сортировочной станцией Задачи АСУСС. Основные оперативные сообщения, используемые АСУСС. Рабочая документация, сообщения, запросы. Станционный технологический центр обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ); назначение и размещение на территории владельца инфраструктуры. Автоматизация обработки информации и технологических документов. Получение справок. Автоматизированный роспуск составов (ГАЦ) 2 2 8 4 2 20 5 6 7 Практическое занятие №7 Составление натурного листа по индивидуальному заданию 6 Практическое занятие №8 Формирование сортировочного листка на группу вагонов 4 Самостоятельная работа Подготовка таблицы с оперативными сообщениями системы АСУСС. Оформление отчетов по лабораторным работам и подготовка к их защите. Комплексная система автоматизированных рабочих мест Комплексная автоматизация технологических цепочек производственного процесса с полным набором АРМ для работников, принимающих участие в организации перевозочного процесса и его документальном оформлении (КСАРМ). Назначение и функциональные возможности АРМ дежурного по станции (ДСП). Считывание информации с подвижного состава. Устройства для считывания информации. Порядок считывания информации. Система Глонасс и gpg навигация в перевозочном процессе 7 Самостоятельная работа Подготовка схемы считывания информации с подвижного состава Задачи автоматизированной системы номерного учета простоя вагонов (ДИСПАРК) Номерной учет простоя вагонов. Дислокация и слежение за продвижением подвижного состава 2 Практическое занятие №9 Кодирование справок по учету простоя вагонов в системе ДИСПАРК Практическое занятие №10 Кодирование сообщений об операциях с поездами в систему ДИСПАРК, подготовка графика движения поезда по участку Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы. Подготовка к практическому занятию, оформление отчетов и подготовка к их защите Задачи системы ДИСКОР Назначение ДИСКОР. Уровни контроля. Информационная база системы. Получение исходной информации, ведение банка данных, архива. Сводные отчеты и накопление отчетных данных. Использование сведений за предыдущие периоды для прогнозирования Практическое занятие №11 Формирование сводных отчетов, использование сведений для прогнозирования Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы, 2 4 2 , 2 2 6 5 2 2 2 2 21 оформление отчетов и подготовка к их защите 8 9 10 11 12 13 Диспетчерский центр управления перевозками Функции ДЦУП. Формирование вертикали управления перевозочным процессом ЦУП РЖД - ДЦУП Практические занятия №12 Диспетчерское регулирование движением поездов (работа на ПЭВМ) Самостоятельная работа Подготовка схемы вертикали управления перевозочным процессом ЦУП. Оформление отчетов по выполненным лабораторным работам и подготовка к их защите. Автоматизация управления локомотивным парком Маршрут машиниста. Выдача предупреждений машинисту. Система «Пальма». Напольные и локомотивные устройства. Средства сигнализации и средства управления Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы. Самостоятельное изучение электронных средств Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКОПВ) АСКОПВ. Назначение, порядок использования. Связь с другими системами Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы. АСУ грузовой работой, грузовой станции (АСУГС) и контейнерными перевозками (ДИСКОН) АСУ грузовой станции. Функции АСУГС. Взаимодействие АСУГС с другими системами. Задачи системы ДИСКОН. Общая характеристика системы, основные функции и структура, уровни системы, выходная информация. Линейный уровень ДИСКОН: основные задачи, средства. АРМ приемосдатчика контейнерной площадки (АРМ ПСК):основные функции Самостоятельная работа Подготовка схемы взаимодействия АСУ грузовой станции с информационными системами Автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов «Этран» Функции ЭТРАН. Электронный документооборот. Электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Взаимодействие с пользователями услуг. Базы данных ЭТРАН. Назначение АКСФТО. Создание паспорта клиента Самостоятельная работа Подготовка схемы электронного документооборота системы ЭТРАН АСУ пассажирскими перевозками История развития системы «Экспресс». Характеристика системы «Экспресс». Функциональные возможности 2 2 4 3 2 2 1 2 2 1 2 2 1 4 2 2 2 2 22 14 Итого Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы . Современные информационно-управляющие системы Развитие современных информационно-управляющих систем. Автоматизация получения информации. Получение информации в реальном режиме времени. Перспективы развития Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы. Подготовка схемы автоматизации ИУС на железнодорожном транспорте. 1 4 2 2 141 ч Учебная практика по МДК 01.03. 36 Проведение расчетов и анализов технических норм в эксплуатационной работе с применением информационных технологий; получение информации в масштабе реального времени; демонстрация навыков по кодированию и передачи сообщений в АСОУП, устранению ошибок, допущенных при кодировании информации; демонстрация навыков по корректировке плана формирования с помощью вспомогательных таблиц; изложение основных методов планирования поездообразования с использованием информационных систем; демонстрация навыков по определению показателей в графике исполненного движения поездов (ГИД-Урал); определение параметров поезда по отображению его на графике; демонстрация навыков по вводу, корректировке пометок в системе ГИД и работы с нитками поездов; определение вида и настройки архитектуры табло диспетчерского контроля. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса: Демонстрация навыков по кодированию и формированию натурного листа, накопительной ведомости, сортировочного листка; определение и расшифровка полученной информации из системы ДИСПАРК; демонстрация навыков по формированию сообщений в систему АСУСС; получение справочной информации по учету простоя вагонов и отчетов работы станции за определенный период; формирование сводных отчетов с использованием сведений для прогнозирования. Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ: Оператор по обработке перевозочных документов: – вести процесс обработки перевозочных и проездных документов; – составлять отчеты; – пользоваться необходимой документацией; – уметь оформлять и проверять документы по приему; – уметь оформлять документы на погрузку груза; – уметь оформлять документы на выдачу грузов и багажа; – уметь оформлять переадресовку; – вести учет погрузки по учетным карточкам; – вести расчеты с клиентами за перевозки и оказанные услуги; – вести кассовую книгу; – уметь составлять отчет; – уметь вести прием, учет и хранение денежных сумм и бланков строгого учета; 180 23 – выполнять операции по страхованию грузов; – начислять сборы, штрафы, оформлять лицевые счета; – вести книгу приказов по переадресовке грузов; – проверять документы на право получения грузов; – работать на АРМ ТВК. Оператор поста централизации: – переводить централизованные стрелки с пульта поста централизации или пульта местного управления; – контролировать правильность приготовления маршрута; – подавать звуковые и видимые сигналы при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы; – проверять свободность пути; – обеспечивать безопасность движения в обслуживаемом маневровом районе. Сигналист: – устанавливать и снимать сигналы ограждения подвижного состава; – закреплять стоящие на пути вагоны и составы тормозными башмаками; – контролировать исправность тормозных башмаков; – подавать звуковые и видимые сигналы при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы; – проверять свободность пути; – знать характеристику парка станции, обслуживаемого сигналистами; – знать наличие негабаритных мест, путевое развитие, специализация, вместимость и профиль путей, стрелочные переводы. Составитель поездов: – взаимодействовать с машинистом маневрового локомотива при выполнении маневровой работы; – взаимодействовать с дежурным по станции и маневровым диспетчером (дежурным по сортировочной горке); – применять звуковые и ручные сигналы, пользоваться переносной радиосвязью. ИТОГО по ПМ 01 723 ч. 24 3.5 Содержание обучения по профессиональному модулю Заочная форма обучения Наименование разделов профессионального модуля ПМ, междисциплинарных курсов(МДК) и тем 1 Раздел 1 ПМ 01 Организация перевозочного процесса (по видам транспорта). Самостоятельная работа МДК 01.01 Технология перевозочного процесса (по видам транспорта) Введение Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовой проект 2 Объем часов 3 270 Уровень освоения 4 234 36 Содержание учебного материала 36 Общие вопросы работы станций. Понятие о транспортном производстве. Содержание, 2 цели и задачи дисциплины. 2 8 Самостоятельная работа обучающихся Актуальные вопросы перспективного развития железнодорожного транспорта. Изучение новых технологических процессов по организации перевозочного процесса по различным информационным источникам. Раздел 1 Основы организации Самостоятельная работа обучающихся перевозок на железных дорогах Основные принципы организации движения Тема 1.1 Основные принципы Документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта. организации движения Понятие о поезде и сопровождающих его документах транспорта. Классификация, нумерация поездов 12 2 Тема1.2 Общие сведения о работе Самостоятельная работа обучающихся станций Изучить основные разделы техническо-распорядительного акта станции, их содержание Общие сведения о работе станций 8 2 25 Тема 1.3 Технологический процесс Самостоятельная работа обучающихся работы станции Классификация и назначение станций Технологический процесс работы станций Вагоно - и поездопотоки. «Косая» таблица, Диаграмма вагоно и поездопотоков. 16 2 Тема 1.4 Маневровая работа Практическое занятие №1 Нормирование маневровых операций на вытяжных путях 2 2 Самостоятельная работа обучающихся Понятие маневровой работы Технические средства. Виды маневров Элементы маневровой работы. Способы производства маневров Организация маневровой работ 18 Тема 1.5 Организация промежуточных станций работы Самостоятельная работа обучающихся 16 Характеристика работы промежуточных станций. Техническая оснащенность, технология работы Работа со сборными поездами Нормирование маневровых операций на промежуточных станциях Тема 1.6 Технология обработки Самостоятельная работа обучающихся 8 транзитных поездов на участковых Технология обработки транзитных поездов без переработки со сменой локомотивов и станциях поездных бригад и без График обработки транзитного поезда. 2 Тема 1.7 Технология переработки Самостоятельная работа обучающихся поездов на технических станциях Графики обработки транзитных поездов Технология обработки поездов по прибытии, поступающего в расформирование Технология расформирования-формирования поездов Накопление вагонов. Обработка составов по отправлению Организация местной работы на грузовых и технических станциях Организация подачи и уборки вагонов Нормирование маневровой работы с местными вагонами Тема 1.8 Суточный план – график Самостоятельная работа обучающихся работы станции Суточный план – график работы станции, содержание Порядок разработки суточного плана- графика работы станции Показатели работы станции. 36 2 20 2 2 26 Тема 1.9 Технология расформирования и формирования поездов на сортировочных станциях 2 Практическое занятие 2 Нормирование элементов горочного цикла Определение горочного технологического интервала, горочного цикла 22 Самостоятельная работа обучающихся Оборудование сортировочных горок Технология расформирования- формирования поездов Горочные устройства и системы управления расформированием и формированием поездов Горочный цикл, горочный интервал. Перерабатывающая способность сортировочных горок, способы ее повышения Накопление вагонов Организация формирования поездов Тема 1.10 Организация обработки Самостоятельная работа обучающихся 10 поездной информации и Назначение и структура СТЦ; перевозочных документов Техническое оснащение СТЦ. Кодирование объектов железнодорожного транспорта Подготовка документов на формируемый поезд. Составление и корректировка натурного листа. сортировочного листка 2 Тема 1.11 Взаимодействие в работе элементов станции между собой и с прилегающими перегонами Тема 1.12 Учет и анализ работы станции 2 6 Самостоятельная работа обучающихся Принципы взаимодействия основных элементов станции между собой и с прилегающими перегонами 8 Самостоятельная работа обучающихся Значения и виды учета и анализа. Учет простоя вагонов Тема 1.13 Организация работы Самостоятельная работа обучающихся 10 железнодорожных узлов Назначение и классификации железнодорожных узлов Распределение работы в узле. Специализация станций. Схемы рациональных маршрутов следования вагонопотоков в узле. Особенности технологии работы железнодорожных узлов в зависимости от характера работы» Тема 1.14 Особенности работы Самостоятельная работа обучающихся 2 станции в зимних условиях Особенности работы станции в зимних условиях Тема 1.15 Обеспечение Самостоятельная работа обучающихся: безопасности движения на Обеспечение безопасности движения на станциях станциях Курсовой проект «Технологический процесс работы участковой станции» 2 2 2 2 4 2 30 27 Содержание пояснительной записки. Введение. 1. Общие вопросы работы станции. 2. Оперативное руководство и планирование работы станции. 3. Технология обработки поездов. 4. Организация маневровой работы. 5. Нормирование технологических операций. 6. Разработка суточного плана-графика. 7. Расчет показателей работы станции. 8. Мероприятия по обеспечению безопасности движения, мероприятия по охране труда и защите окружающей среды. Заключение. Графическая часть. Лист 1. Суточный план-график работы участковой станции. Самостоятельная работа обучающихся: -по курсовому проекту; - при изучении разделов учебной дисциплины; -подготовка и оформление контрольных работ, практических занятий. Всего Раздел 2. Использование информационных технологий в работе железнодорожного транспорта МДК 01.02 Информационное обеспечение перевозочного процесса на железнодорожном транспорте Самостоятельная работа Тема 2.1. Основные принципы, методы и свойства информационных технологий 30 270 96 18 78 Содержание 1 Общие сведения об информации. Основные понятия и базовые и базовые термины. Единицы измерения информации. Входная и выходная информация, нормативно-справочная информация. Классификация и кодирование информации. Классификаторы. Информационная среда. Понятие информатизации. Понятие обработки информации Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы. 30 2 2 1 28 2 3 Тема 2.2. Автоматизированные информационные системы и технологии 4 Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специально технической литературы по теме: Понятие информационной технологии, информационного процесса, информационной системы. Классификация информационных систем. Структура информационного процесса Оформление отчетов по практическим занятиям, подготовка к защите практических работ. Определение характеристик объектов по коду станции, вагонов, грузов Технология обработки информации. Технология обработки данных. Технология хранения, поиска и сортировки информации. Использование средств Интернет. Доменная система 15 Самостоятельная работа По теме: Локальные, глобальные компьютерные сети. Сеть Интернет и Интранет. Система передачи данных (СПД); Проработка конспектов занятий, учебных Поиск заданной информации в сети Интернет или Интранет изданий и специально технической литературы, оформление отчетов и подготовка к их защите. Содержание 2 Тема 2.3. Технические средства Практическое занятие №1 Кодирование информации с использованием классификатора Лабораторное занятие №1 Построение графика исполненной работы на участковой станции Практическое занятие 2 Определение технологических норм работы участковой станции Самостоятельная работа По теме: Автоматизированные информационные системы (АИС). Общие принципы их формирования и функционирования. Проектирование АИС. Порядок построения автоматизированных информационных технологий Подготовка схема построения автоматизированных информационных систем. оформление отчетов и подготовка к их защите. Написание рефератов. Подготовка презентаций, работа с конспектами. Подготовка таблицы с функциональными возможностями систем. Самостоятельная работа По теме: Понятие АРМ. Система построения АРМ. Функциональные возможности АРМ. Проработка конспектов занятий, подготовка модели АРМ на станции, подготовка конспектов, схемы передачи данных, оформление отчетов и подготовка к их защите Содержание 2 2 2 6 51 6 2 4 2 26 15 15 29 и программное обеспечение информационных технологий 2 Всего Раздел 3. Применение автоматизированных систем управления перевозочным процессом Самостоятельная работа По теме Технические средства ИТ: Типы компьютеров, их принципиальное устройство. Дополнительные внешние устройства. Назначение сервера. Мэйнфреймы. Проработка учебных изданий и специально технической литературы. Самостоятельная работа по теме Программное обеспечение информационных технологий. Общие сведения о программах. Понятия программного обеспечения и его виды. Системное программное обеспечение. Системы меню и подсказок. Прикладные программы запросов к базам данных. Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сферам деятельности железнодорожного транспорта. Системы управления базами данных (СУБД). Шлюзы 3 12 2 96 час 177 МДК. 01.03. Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта). 10 Самостоятельная работа в т.ч. учебная практика Тема 3.1. Общая характеристика Содержание комплекса задач эксплуатационной работы 1 Назначение, задачи и структура эксплуатационных систем управления железных дорог (АСУЖТ) Функциональная часть АСУ на транспорте. Развитие АСУ на транспорте их задачи. Структура подразделений на предприятиях АСУ. Региональные отделы (РОАСУ). История создания ВЦ. Функции и структуры ГВЦ 2 Самостоятельная работа Общая характеристика комплекса задач эксплуатационной работы железных дорог. Классификация задач управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте. Характеристика функциональных задач управления перевозочным процессом, оперативного управления, планирования и прогнозирования Тема 3.2. Обеспечивающая часть Содержание 167 9 2 2 7 12 30 АСУ перевозками Тема 3.3. Современные информационно-управляющие системы в управлении перевозками на железнодорожном транспорте 3 Самостоятельная работа По теме: Технические средства АСУЖТ. Основные принципы создания комплексов технических средств и их состав. Средства регистрации, сбора и подготовки данных. Современные каналы связи 6 Самостоятельная работа По теме: Информационное обеспечение. Требование к функциям информационного обеспечения по управлению движением. Возможность получения информации в масштабе реального времени. Необходимость различного информационного обслуживания для каждого уровня управления в плане объема информации, степени подробности, частоты обновления, требуемого времени доставки информации. . 6 Самостоятельная работа По теме: Программное обеспечение. Современные требования к программному обеспечению Программное обеспечение для передачи информации его функции. Системное программное обеспечение. Программные прикладные комплексы АСОУП. Система сообщений в АСОУП. Программа расчета вспомогательных таблиц плана формирования. Программа расчета привязки станций погрузки к межгосударственным стыковым пунктам. Другие прикладные программы. 120 Содержание 1 1 2 3 2 12 Самостоятельная работа По теме: Информационно-управляющие системы в управлении движением на железнодорожном транспорте. Понятие единой комплексной автоматизированной информационно-управляющей системы управления эксплуатационной работой железнодорожного транспорта. Основные функции системы: прогноз, планирование, управление, реализация, контроль, анализ. План формирования поездов, автоматизированные информационные системы и автоматизированные системы управления, входящие в единый комплекс. Составление графиков в автоматизированном, электронном виде. Составление 3 суточного плана графика. Составление графика исполненного движения. Использование Гид Урал. Определение показателей графика исполненного движения, суточного плана графика 4 Практическое занятие №1 Кодирование и передача сообщений об операциях с поездами 20 Самостоятельная работа По теме Структура АСОУП, Задачи и функции системы, кодирование сообщений об операциях с поездами, вагонами. Диспетчерский центр управления 31 4 5 Практическое занятие №2 Формирование сортировочного листка на группу вагонов 4 2 17 Самостоятельная работа Автоматизированная система управления сортировочной станцией. Задачи АСУСС. Основные оперативные сообщения, используемые АСУСС. Рабочая документация, сообщения, запросы. Станционный технологический центр обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ); назначение и размещение на территории владельца инфраструктуры. Автоматизация обработки информации и технологических документов. Получение справок. Автоматизированный роспуск составов (ГАЦ) 6 Самостоятельная работа По теме: Комплексная система автоматизированных рабочих мест. Комплексная автоматизация технологических цепочек производственного процесса с полным набором АРМ для работников, принимающих участие в организации перевозочного процесса и его документальном оформлении (КСАРМ). Назначение и функциональные возможности АРМ дежурного по станции (ДСП). Считывание информации с подвижного состава. Устройства для считывания информации. Порядок считывания информации 6 Самостоятельная работа По теме: Задачи автоматизированной системы номерного учета простоя вагонов (ДИСПАРК). Номерной учет простоя вагонов. Дислокация и слежение за продвижением подвижного состава их защите. 15 7 Самостоятельная работа По теме: Задачи системы ДИСКОР. Назначение ДИСКОР. Уровни контроля. Информационная база системы. Получение исходной информации, ведение банка данных, архива. Сводные отчеты и накопление отчетных данных. Использование сведений за предыдущие периоды для прогнозирования 6 8 Самостоятельная работа По теме: Диспетчерский центр управления перевозками. Функции ДЦУП. Формирование вертикали управления перевозочным процессом ЦУП РЖД – ДЦУП. Подготовка схемы вертикали управления перевозочным процессом ЦУП. 9 9 Самостоятельная работа По теме: Автоматизация управления локомотивным парком. Маршрут машиниста. Выдача предупреждений машинисту. Система «Пальма». Напольные и локомотивные устройства. Средства сигнализации и средства управления. Самостоятельная работа 3 10 3 32 По теме: Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКОПВ) .АСКОПВ. Назначение, порядок использования. Связь с другими системами 11 Самостоятельная работа По теме: АСУ грузовой работой, грузовой станции (АСУГС) и контейнерными перевозками (ДИСКОН). АСУ грузовой станции. Функции АСУГС. Взаимодействие АСУГС с другими системами. Задачи системы ДИСКОН. Общая характеристика системы, основные функции и структура, уровни системы, выходная информация. Линейный уровень ДИСКОН: основные задачи, средства. АРМ приемосдатчика контейнерной площадки (АРМ ПСК) 12 Самостоятельная работа По теме: Автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов «Этран». Функции ЭТРАН. Электронный документооборот. Электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Взаимодействие с пользователями услуг. Базы данных ЭТРАН. Назначение АКСФТО. Создание паспорта клиента. 13 Самостоятельная работа По теме: АСУ пассажирскими перевозками. История развития системы «Экспресс». Характеристика системы «Экспресс». Функциональные возможности Современные информационно-управляющие системы. Развитие современных информационно-управляющих систем. Автоматизация получения информации. Получение информации в реальном режиме времени. Перспективы развития. 14 Самостоятельная работа По теме: Развитие современных информационно-управляющих систем. Автоматизация получения информации в реальном режиме времени. Перспективы развития ИТОГО по МДК 01.01, МДК 01.02, МДК 01.03 3 6 3 6 507 36 Учебная практика по МДК 01.03 Проведение расчетов и анализов технических норм в эксплуатационной работе с применением информационных технологий; получение информации в масштабе реального времени; демонстрация навыков по кодированию и передачи сообщений в АСОУП, устранению ошибок, допущенных при кодировании информации; демонстрация навыков по корректировке плана формирования с помощью вспомогательных таблиц; изложение основных методов планирования поездообразования с использованием информационных систем; демонстрация навыков по определению показателей в графике исполненного движения поездов (ГИД-Урал); определение параметров поезда по отображению его на графике; демонстрация навыков по вводу, корректировке пометок в системе ГИД и работы с нитками поездов; определение вида и настройки архитектуры табло диспетчерского контроля Производственная практика (по профилю специальности) 180 Виды работ: 33 Оператор по обработке перевозочных документов: – вести процесс обработки перевозочных и проездных документов; – составлять отчеты; – пользоваться необходимой документацией; – уметь оформлять и проверять документы по приему; – уметь оформлять документы на погрузку груза; – уметь оформлять документы на выдачу грузов и багажа; – уметь оформлять переадресовку; – вести учет погрузки по учетным карточкам; – вести расчеты с клиентами за перевозки и оказанные услуги; – вести кассовую книгу; – уметь составлять отчет; – уметь вести прием, учет и хранение денежных сумм и бланков строгого учета; – выполнять операции по страхованию грузов; – проверять документы на право получения грузов; – работать на АРМ ТВК. Оператор поста централизации: – переводить централизованные стрелки с пульта поста централизации или пульта местного управления; – контролировать правильность приготовления маршрута; – подавать звуковые и видимые сигналы при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы; – проверять свободность пути; – обеспечивать безопасность движения в обслуживаемом маневровом районе. Сигналист: – устанавливать и снимать сигналы ограждения подвижного состава; – закреплять стоящие на пути вагоны и составы тормозными башмаками; – контролировать исправность тормозных башмаков; – подавать звуковые и видимые сигналы при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы; – проверять свободность пути; – знать характеристику парка станции, обслуживаемого сигналистами; – знать наличие негабаритных мест, путевое развитие, специализация, вместимость и профиль путей, стрелочные переводы. Составитель поездов: – взаимодействовать с машинистом маневрового локомотива при выполнении маневровой работы; – взаимодействовать с дежурным по станции и маневровым диспетчером (дежурным по сортировочной горке); – применять звуковые и ручные сигналы, пользоваться переносной радиосвязью. Всего по ПМ 01 723 ч 34 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1 Материально-техническое обеспечение Для реализации программы профессионального модуля ПМ.01 имеется - учебный кабинет организации перевозочного процесса (по видам транспорта); - лаборатория автоматизированных систем управления, оборудованная тренажером цифрового двойника для ДСП и ДНЦ; Оборудование учебного кабинета организации перевозочного процесса (по видам транспорта): – посадочные места по количеству обучающихся; – рабочее место преподавателя; – учебно-методическая документация; - стенды. - мультимедиопроектор; - принтер; - компьютер; – компьютеры - тренажеры, с цифровыми двойниками производственных программ, обеспечивающих перевозочный процесс (ГИД-Урал); - базы данных. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для совместной работы по беспроводной связи дистанционного обучения, конференций, защиты практических работ, телемоста используется Яндекс – телемост, ZOOM; Инструменты приложения Яндекс, Google Docs для создания таблиц, диаграмм, текстовых документов, презентаций и другое. 4.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Боровикова М.С. (под ред.) Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте: учебник — Москва: ФГБУ ДПО «Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2021. — 552 с. — ISBN 978-5-907206-71-7. — Текст: электронный//УМЦ ЖДТ: электронная библиотека. — URL: http://umczdt.ru/books/40/251714/. 2. Лавренюк И.В. Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте [Текст]: учебное пособие. - М.: ФПБУ ДПО Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2017.— 242 c 3. Куделькина Н.Н. Системы передачи данных [Текст]: учебное пособие. - М.: ФПБУ ДПО Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2017.— 156 c. 35 4. Стратегия цифровой трансформации. Форма доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Стратегия_цифровой_трансформации_ РЖД; Дополнительные источники: 1. Леоненко Е.Г. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения [Текст]: учебное пособие. - М.: ФПБУ ДПО Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2017.— 222 c. Интернет-ресурсы: 1.«Железнодорожный транспорт» [Электронный ресурс]. Форма доступа: www.zdt-magazine.ru/ ; 2.Транспорт России. Форма доступа: www.transportrussia.ru/ ; 3. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. Форма доступа: www.mintrans.ru/ ; 4. Сайт ОАО «Российские железные дороги». Форма доступа: www.rzd.ru/ ; 5. Тарифное руководство – коды станций, грузов: https://sudact.ru/law/tarifnoe-rukovodstvo-n-4-s-izm-ot_1/; 6. Управление экономикой на транспорте: https://studopedia.ru/7_31888_upravlenie-ekonomikoy-finansami-imarketingom.html/ код доступа: https://old.irgups.ru/sites/default/files/irgups/science/document/koncepciya/;7. График движения поездов в составе цифровой адаптивной системы управления будущего. Форма доступа: http://www.vniias.ru/images/img/online_journal/pdf/01_2021/01_2021.pdf 8. Цифровизация данных на транспорте: Форма доступа: https://old.irgups.ru/sites/default/files/irgups/science/document/koncepciya_realizacii _kompleksnogo_nauchno_tehnicheskogo_proekta_cifrovaya_zheleznaya_doroga.pdf/ 9. Главные транспортные события. Форма доступа: https://www.rzdpartner.ru/other/comments/glavnye-transportnye-sobytiya-2021-goda/; 10. Виртуальная и дополненная реальность: https://books.ifmo.ru/file/pdf/2321.pdf/ 36 5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Результаты ПК ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками ПК 1.2. Выполнять требования обеспечения безопасности перевозок и выбирать оптимальные решения при организации работ в условиях нестандартных ситуаций ПК 1.3. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса Основные показатели оценки Профессиональные результата компетенции Формы и методы контроля и оценки Знать: Применять новые производственные технологии – технологии беспроводной связи при построении суточного плана-графика работы станции; определять показатели; технологические нормы времени на выполнение маневровых операций; использовать программное обеспечение для решения эксплуатационных задач; определять функциональные возможности автоматизированных систем, применяемых в перевозочном процессе Уметь: Проводить расчеты и анализ технических норм в эксплуатационной работе с применением информационных технологий; получение информации в масштабе реального времени; демонстрировать навыки кодирования и передачи сообщений в систему АСОУП промышленного интернета, устранение ошибок, допущенных при кодировании информации; демонстрировать навыки корректировки плана формирования с помощью вспомогательных таблиц из Облачных инструментов; излагать основные методы планирования поездообразования с использованием информационных систем распределенного реестра АСОУП, АСУСТ, ГИД-Урал ВНИИАС . Наблюдение и оценка в форме защиты лабораторных и практических занятий; тестирование по разделам и темам, самооценка, взаимооценка, экзамен, экзамен квалификационный по профессиональному модулю. Знать: Точность и правильность оформления технологической документации; выполнение анализа случаев нарушения безопасности движения на транспорте; демонстрировать умения использования документов, регламентирующих безопасность движения на транспорте. Уметь: Применять искусственный интеллект для решения задач при организации работы; цифровые документы (презентаций, видеофильмов из облачных технологий) для разбора случаев нарушения безопасности движения поездов. Организовывать занятия на цифровых двойниках (горочный тренажер роспуска составов, тренажерный комплекс для ДСП АОС) для отработки навыков умения функций при работе. Знать: Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса с применением цифровых сквозных технологий. Уметь: Демонстрировать навыки кодирования и формирования натурного листа, накопительной ведомости, сортировочного листка; определять и расшифровывать полученную информацию из системы ДИСПАРК, АСУСТ, АСОУП; демонстрировать навыки формирования сообщений с применением облачных инструментов; излагать основные методы планирования поездообразования с использованием информационных систем распределенного реестра в систему АСОУП; получать справочную информацию по учету простоя вагонов и отчетов работы станции за определенный период; формировать сводные отчеты с использованием сведений для прогнозирования в цифровых технологиях. 37 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволят проверять у обучающихся не только сформированности профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие компетенции) 1 Основные показатели оценки результата 2 3 ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам - проявление активность, инициативность, самостоятельность в процессе освоения профессиональной деятельности; изложение сущности перспективных технических новшеств - выполнение действий на лабораторных и практических занятиях и во время учебной, производственной практики в соответствии с методическими указаниями инструкциями, технологическими картами и т.д.; - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Наблюдение и оценка в форме защиты лабораторных и практических занятий; курсового проектирования, тестирование по разделам и темам, самооценка, взаимооценка, экзамен, экзамен квалификационный по профессиональному модулю. ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 7. Содействовать демонстрация оперативности поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач; - владение различными способами поиска информации; демонстрация адекватности оценки полезности информации; демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; - работа с различными прикладными программами Формы и методы контроля и оценки Наблюдение и оценка в форме защиты лабораторных и практических занятий; курсового проектирования, тестирование по разделам и темам, самооценка, взаимооценка, экзамен, экзамен квалификационный по профессиональному модулю. - применение коммуникационных способностей на практике (в общении с сокурсниками, потенциальными работодателями в ходе обучения); - полнота понимания и четкость представлений того, что успешность и результативность выполненной работы зависит от согласованности действий всех участников команды работающих; - владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в коллективе; - проявление ответственности за работу 38 сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. команды, подчиненных, результат выполнения заданий - использует физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применяет рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня - обучающийся применяет профессиональную документацию по управлению процессом перевозок на железнодорожном транспорте - понимает общий смысл документов на базовые профессиональные темы; Наблюдение и оценка в форме защиты лабораторных и практических занятий; курсового проектирования, тестирование по разделам и темам, самооценка, взаимооценка, экзамен, экзамен квалификационный по профессиональному модулю. 39