ОП.11 Компьютерное моделирование

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный
университет путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 11 КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
для специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2023

ОДОБРЕНА
цикловой комиссией естественнонаучных
и общепрофессиональных дисциплин
Протокол № 1 от «30» августа 2023 г.
Председатель ______ Н.В. Зайцева

Разработана за счет вариативной
части на основе Федерального
государственного образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по
специальности 23.02.01 Организация
перевозок
и
управление
на
транспорте (по видам)

Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
________ Т.В. Добшикова
« 31 » августа 2023 г.

Составитель:
Елфимова М.А., преподаватель высшей квалификационной категории

2

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

4

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

8

ПРОГРАММЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена и разработана в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам).
1.2
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл ППССЗ
базовой подготовки и является обязательной для обучающихся по
образовательным программам СПО.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– использовать изученные прикладные программные средства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– основные понятия автоматизированной обработки информации, общий
состав и структуру электронно-вычислительных машин и вычислительных
систем;
– базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.
Данная дисциплина участвует в формировании общих и профессиональных
компетенций выпускника по указанной специальности:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

4

ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языках.
ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с
применением
современных
информационных
технологий
управления
перевозками.
ПК 1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности
перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях
нестандартных и аварийных ситуаций.
Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат

Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником
великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию,
демонстрирующий
приверженность
принципам
честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях
добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности
общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий
идеалам
гражданского
общества,
обеспечения
безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный
к
установкам
и
проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп
с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда, осознающий ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностного и профессионального конструктивного
«цифрового следа».
Демонстрирующий
приверженность
к
родной
культуре, исторической памяти на основе любви к
Родине, родному народу, малой родине, принятию

Код
личностного
результата

Код
компетенции
в
соответствии
с ФГОС

ЛР 1

ОК 06

ЛР 2

ОК 06

ЛР 3

ОК 01., 03.,
06.

ЛР 4

ОК 01., 04.,
08., 09.

ЛР 5

ОК 01., 08.
5

традиционных ценностей
многонационального
народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения
и готовность к участию в социальной поддержке и
волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности
человека; уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех формах
и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
представителям
различных
этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий
и
пропагандирующий
правила
здорового и безопасного образа жизни, спорта;
предупреждающий
либо
преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных
или стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите
окружающей
среды,
собственной и чужой безопасности, в том числе
цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям,
обладающий основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к
созданию
семьи
и
воспитанию
детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода
от родительской ответственности, отказа от
отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Личностные результаты

ЛР 6

ОК 03., 06.

ЛР 7

ОК 01., 06.,
08.

ЛР 8

ОК 01., 06.

ЛР 9

ОК 01., 02.,
03., 08.

ЛР 10

ОК 03., 05.,
09.

ЛР 11

ОК 08.

ЛР 12

ОК 03., 08.

реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности
Способный при взаимодействии с другими людьми
достигать поставленных целей, стремящийся к
формированию
в
железнодорожной
отрасли
личностного роста как профессионала.
Способный ставить перед собой цели для решения
возникающих профессиональных задач, подбирать
способы решения и средства развития, в том числе с

ЛР 13

ОК 04, 06,
08.

ЛР 14

ОК 05, 08.
6

использованием информационных технологий.
Содействующий формированию положительного
ЛР 15
ОК 01.
образа и поддержанию престижа своей профессии.
Способный искать и находить необходимую
информацию используя разнообразные технологии ее
ОК 04, 05,
поиска, для решения возникающих в процессе
ЛР 16
09.
производственной
деятельности
проблем
на
железнодорожном транспорте.
Способный выдвигать альтернативные варианты
действий с целью выработки новых оптимальных
алгоритмов; позиционирующий себя в сети как
ЛР 17
ОК 09.
результативный
и
привлекательный
участник
трудовых отношений.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской
Федерации
Самостоятельный и ответственный в принятии
ЛР 18
ОК 03, 08
решений во всех сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми
работодателями
Организовывать собственную деятельность, выбирая
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять
текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.

ЛР 19

ОК 02.

ЛР 20

ОК 02.

1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Очная форма обучения на базе основного общего образования:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
 обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
 самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
Заочная форма обучения на базе среднего общего образования:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
 обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 8 часов;
 самостоятельной работы обучающегося 52 часа.

7

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
поисковая работа в сети Интернет
изучение дополнительной литературы
подготовка к практическим занятиям, освоение
прикладных программ
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
поисковая работа в сети Интернет
освоение прикладных программ
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Количество
часов
60
40
38
20
6
4
10

Количество
часов
60
8
8
52
6
46

8

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Очная форма обучения
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

1

2

3

4

Содержание учебного материала
Формы и процедуры контроля успеваемости по дисциплине. Задачи компьютерного
моделирования. Направления машинной графики

1

2

Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практическим занятиям

2

Введение

Раздел 1.
Графические
редакторы
Тема 1.1. Основы
компьютерной
графики

Тема 1.2.
Графические
редакторы растровой
графики

49
Содержание учебного материала
Программное обеспечение для создания, просмотра и обработки графической информации.
Практическое занятие № 1. Геометрические построения отрезков, окружностей и
многоугольника в Компас-3D
Практическое занятие № 2. Построение детали ( разрез), расстановка размеров.

1

2

2
2

Практическое занятие № 3. Компас-3D: Построение детали

2

Практическое занятие № 4. Работа с графическим редактором в программе

2

Практическое занятие № 5. Построение фигур.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическим занятиям. Компас-3D: Построение детали.

6

2

Содержание учебного материала
Графический редактор Gimp. Инструменты, функции, форматы.
7

Практическое занятие №6.Настройкаиизменение панелей инструментов.
Практическое занятие №7.Настройкаиизменение панелей инструментов.
Практическое занятие №8. Построение графических рисунков с помощью кривых
Безье.
Практическое занятие №9. Редактирование изображений. Работа со слоями.
Практическое занятие №10. Применение эффектов, стилизации. Работа с масками,
каналами. Работа с текстом.
Практическое занятие №11. Тональная и цветовая коррекция изображения.
Практическое занятие №12. Создание псевдо 3D-изображений
Практическое занятие №13. Опции сохранения изображений. Особенности
форматов.

2
2
2
2

2

2
2
2
2

Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практическим занятиям

6

Практическое занятие №14. Настройка и изменение панелей инструментов.

2

Практическое занятие №15. Построение простых графических рисунков методом
линейной графики (схематический план станции).

2

Практическое занятие №16 . Редактирование графических объектов

2

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическим занятиям

4

Тема 1.3.
Графические
редакторы векторной
графики

2

8

1

2

Раздел 2. Графическое
моделирование
Тема 2.1. Системы
графического
моделирования

Итого

3

4

8

Содержание учебного материала
Пакеты математического моделирования.
Практическое занятие №17. Математическое моделирование

2

Практическое занятие №18. Функция подбора параметров

2

Практическое занятие №19. Использование табличных функций для моделирования
физических процессов

2

Самостоятельная работа обучающихся
Поисковая работа в сети Интернет, подготовка докладов, изучение дополнительной
литературы.

2
60

9

Заочная форма обучения
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

1

2

3

4

2

2

Введение

Самостоятельная работа обучающихся
Задачи компьютерного моделирования. Направления машинной графики . Подготовка к
практическим занятиям

Раздел 1.
Графические
редакторы
Тема 1.1. Основы
компьютерной
графики

Тема 1.2.
Графические
редакторы растровой
графики

46
Практическое занятие № 1. Геометрические построения отрезков, окружностей и
многоугольника в Компас-3D

2

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическим занятиям. Программное обеспечение для создания, просмотра
и обработки графической информации.Построение детали (разрез), расстановка размеров.
Компас-3D: Построение детали. Работа с графическим редактором в программе

10

Практическое занятие №2 . Построение графических рисунков с помощью кривых

2

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическим занятиям. Графический редактор Gimp. Инструменты,
функции, форматы .Настройка и изменение панелей инструментов. Создание псевдо
3D-изображений
Работа с масками,
Редактирование изображений. Работа со слоями. Применение эффектов, стилизации.

15

Практическое занятие №3. Построение простых графических рисунков методом
линейной графики (схематический план станции).

2

2

2

10

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическим занятиям. Редактирование графических объектов.
Настройка и изменение панелей инструментов.
Раздел 2. Графическое
моделирование
Тема 2.1. Системы
графического
моделирования

12

Практическое занятие №4. Математическое моделирование
Самостоятельная работа обучающихся
Поисковая работа в сети Интернет, подготовка докладов, изучение дополнительной
литературы. Функция подбора параметров. Использование табличных функций для
моделирования физических процессов

Итого

15

2

2

10

60

11

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации рабочей программы учебной дисциплины имеется
кабинет информатики и информационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
– рабочее место преподавателя с персональным компьютером с
лицензионным программным обеспечением;
– компьютеры по количеству обучающихся;
– мультимедийный проектор;
– учебно-справочная литература.
3.2 Информационное обеспечение дисциплины
Основные источники:
1.
Капралова,
М.А.
Информационные
технологии
в
профессиональной деятельности : учеб. пособие / М.А. Капралова. – Москва :
ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на
железнодорожном транспорте», 2018. – 311 c.
2.
Тупик Н.В. Компьютерное моделирование [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Н.В. Тупик— Электрон. текстовые данные.— Саратов:
Вузовское образование, 2013.— 230 c.
3.
Склярова Е.А. Компьютерное моделирование физических
явлений [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Склярова, В.М.
Малютин—
Электрон.
текстовые
данные.—
Томск:
Томский
политехнический университет, 2012.— 152 c
Дополнительные источники:
4.
Новиков Б.Ю. Методические указания к выполнению
лабораторных работ по дисциплине «Компьютерное моделирование»
[Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Б.Ю. Новиков—
Электрон. текстовые данные.— СПб.: Университет ИТМО, 2012.— 44 c.
5.
Компьютерные лабораторные работы по курсу Компьютерное
моделирование и исследование радиотехнических устройств. Часть 1
[Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский
технический университет связи и информатики, 2013.— 39 c.
6. Ваншина Е.А. Моделирование в системе КОМПАС [Электронный
ресурс]: методические указания к практическим занятиям по дисциплине
«Компьютерная графика»/ Е.А. Ваншина, М.А. Егорова— Электрон.
текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет,
ЭБС АСВ, 2011.— 74 c.
Интернет-ресурсы:
7. «Образование и информатика» – журнал. Электронный ресурс.
Режим доступа: www.infojournal.ru
8. Интернет-университет информационных технологий. Электронный
ресурс. Режим доступа: www.intuit.ru
12

9. Тупик Н.В. Компьютерное моделирование [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Тупик Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов:
Вузовское образование, 2013.— 230 c.
10. Инструментальные средства математического моделирования
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Золотарев [и др.].— Электрон.
текстовые данные.— Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет,
2011.— 90 c.

13

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Формой итогового контроля является зачет. Зачет выставляется
студентам, имеющим положительные оценки по всем практическим работам.
Зачетная оценка является результирующей по всем разделам дисциплины;
метод её расчета указывается студентам в течение первых 3 недель обучения.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Уметь:
- использовать программы графических
редакторов электронных вычислительных
машин (далее - ЭВМ) в профессиональной
деятельности;
- работать с пакетами прикладных программ
профессиональной направленности на ЭВМ;

Знать:
методику работы с графическими
редакторами ЭВМ при решении
профессиональных задач;
основы применения системных программных
продуктов для решения профессиональных
задач на ЭВМ.

Текущий контроль:
- наблюдение за
деятельностью обучающихся
на практических занятиях;
- проверка домашних
заданий,
-выполнение практических
занятий.
- защита практических
занятий
Промежуточный контроль:
- дифференцированный зачет
(практическая часть)
Текущий контроль:
- устный опрос,
- проверка домашних
заданий,
- проведение тестового
контроля,
- выполнение
индивидуальных заданий
(реферат, презентации,
сообщения)
Промежуточный контроль:
- дифференцированный зачет
(теоретическая часть)
14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».