Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 Одобрена Цикловой комиссией Техника и технологии наземного транспорта Протокол № 1 от « 29» августа 2024 г. Председатель ______ Е.В.Белоусова Разработана за счет вариативной части Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Утверждена Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________Т.В. Добшикова « 30 » августа 2024 г. Составитель: Белоусова Е.В., преподаватель высшей квалификационной категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Стр. 4 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 33 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 34 3 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения рабочей программы Программа учебной дисциплины ОП.10 Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения поездов является вариативной частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке рабочих по профессиям: оператор по обработке перевозочных документов, оператор поста централизации, составитель поездов, приемосдатчик груза и багажа, оператор сортировочной горки, оператор при дежурном по станции. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы основной подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - определять соответствие состояния основных сооружений и устройств железных дорог, подвижного состава требованиям ПТЭ, обеспечения полной безопасности движения поездов и безопасность пассажиров, эффективное использование технических средств, сохранность перевозимых грузов; - руководить действиями работников станций при организации приема и отправления поездов, маневровой работе в соответствии с требованиями ПТЭ, ИСИ и ИДП, других руководящих материалов ОАО «РЖД» по безопасности движения; - правильно заполнять поездную документацию и соответствующие распоряжения при движении поездов, как в условиях нормальной работы, так и при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи - применять регламент действий в аварийных и нестандартных ситуациях. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - Правила технической эксплуатации, инструкции по сигнализации, инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ в объеме, определенном приказом ОАО «РЖД»; - принцип работы и порядок использования устройств СЦБ и связи, Инструкций по обеспечению безопасности движения при производстве путевых работ и техническом обслуживании и ремонте устройств СЦБ и связи, а также приказы и распоряжения ОАО «РЖД» и другие руководящие материалы по организации безопасного движения и работе станций; - регламент действий работников, связанных с движением поездов, в аварийных ситуациях. 4 Данная учебная дисциплина участвует в формировании общих и профессиональных компетенций: ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ПК 1.1 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса. ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций. ПК 1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса. ПК 2.1 Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса. ПК 2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов. ПК 2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса. Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания: 5 Личностный результат Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую Код Код компетенции личностного в результата соответствии с ФГОС ЛР 1 ОК 06 ЛР 2 ОК 06 ЛР 3 ОК 01., 03., 06. ЛР 4 ОК 01., 04., 08., 09. ЛР 5 ОК 01., 08. ЛР 6 ОК 03., 06. ЛР 7 ОК 01., 06., 08. ЛР 8 ОК 01., 06. ЛР 9 ОК 01., 02., 03., 08. 6 устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, ОК 03., 05., собственной и чужой безопасности, в том числе ЛР 10 09. цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, ЛР 11 ОК 08. обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от ЛР 12 ОК 03., 08. родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к ЛР 13 ОК 04, 06, 08. формированию в железнодорожной отрасли личностного роста как профессионала. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать ЛР 14 ОК 05, 08. способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий. Содействующий формированию положительного образа и поддержанию ЛР 15 ОК 01. престижа своей профессии. Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе ЛР 16 ОК 04, 05, 09. производственной деятельности проблем на железнодорожном транспорте. Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; ЛР 17 ОК 09. позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей ЛР 18 ОК 03, 08 деятельности. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Организовывать собственную ЛР 19 ОК 02. деятельность, выбирая типовые методы 7 и способы выполнения профессиональных задач. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ЛР 20 ОК 02. 1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: Очная форма обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося — 309 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 206 часов; самостоятельной работы обучающегося — 103 часов. Заочная форма обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося — 309 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 44 часов; самостоятельной работы обучающегося — 265 часов. 8 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе, практические работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: проработка конспекта и специальной литературы; оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к защите. Промежуточная аттестация Объем часов 309 206 30 103 79 24 Экзамен Заочная форма обучения Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе, практические работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: составление конспектов по темам; работа с Инструкциями ИДП, ИСИ, ПТЭ; подготовка к практическим занятиям; оформление отчетов по практическим занятиям; оформление контрольных работ № 1, № 2; подготовка к экзамену. Объем часов 309 44 18 265 80 85 20 20 30 30 9 Промежуточная аттестация Экзамен 10 Тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения поездов Очная форма обучения Наименование разделов и тем Введение и основные понятия Раздел 1. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта и их ответственность за обеспечение безопасности движения Раздел 2. Организация функционирования сооружений и устройств железнодорожного транспорта Тема 2.1 Общие положения. Габариты Содержание учебного материала, практические занятия, контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Задачи и содержание дисциплины, связь с другими дисциплинами. Значение Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), инструкций и приказов ОАО РЖД для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта и безопасности движения поездов. История ПТЭ; разделы ПТЭ Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий Объем часов 3 2 Уровень освоения 1 3 Содержание учебного материала Основные обязанности работников железнодорожного транспорта и их ответственность за движение поездов. Порядок допуска к управлению локомотивом, сигналами, стрелками, аппаратами и другими устройствами, связанными с обеспечением безопасности движения поездов. Порядок назначения на должность лиц, поступивших на железнодорожный транспорт на работу, связанную с движением поездов. Ответственность работников железнодорожного транспорта за выполнение ПТЭ и инструкций Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 2 1 51 Содержание учебного материала Сооружения и устройства железных дорог, требования, предъявляемые к их содержанию, правила приемки в постоянную эксплуатацию. Требования габарита приближения строений С и С п. Порядок проверки габаритов сооружений и устройств и устранения негабаритных мест. Габариты подвижного состава Т, 1-Т; габариты перспективного подвижного состава Т пр и Тц. Требования ПТЭ к расстояниям между осями смежных путей на перегонах и станциях. Габариты погрузки, проверка правильности размещения грузов в пределах габаритов погрузки, габаритные ворота, виды негабаритности. Размещение и закрепление выгруженного или подготовленного к погрузке груза около железнодорожных путей. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 2 1 11 Тема 2.2. Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства Тема 2.3. Стрелочные переводы Тема 2.4. Пересечения, переезды и примыкания железных дорог Тема 2.5. Сооружения и устройства станционного хозяйства Содержание учебного материала Требования к содержанию железнодорожного пути. План и профиль линии; требования к расположению станций, разъездов и обгонных пунктов в плане и профиле; требования к продольному профилю приемоотправочных путей, на которых производится отцепка локомотивов от составов и производство маневровых операций в целях предотвращения самопроизвольного ухода вагонов. Порядок и сроки инструментальной проверки плана и профиля путей, составления масштабных и схематических планов станций. Требования по ширине земляного полотна, параметрам балластной призмы. Нормы и допуски содержания железнодорожной колеи по шаблону и уровню. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы Содержание учебного материала Требования к укладке стрелочных переводов. Марки крестовин стрелочных переводов, в том числе для пропуска пассажирских поездов. Неисправности стрелочных переводов и глухих пересечений, при которых не допускается их эксплуатация. Оборудование нецентрализованных стрелок контрольными стрелочными замками. Ремонт и текущее содержание стрелочных переводов. Практическое занятие 1 Определение неисправностей стрелочных переводов, при наличии которых, запрещается их эксплуатация 4 Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию, оформление отчета по практическому занятию и подготовка к его защите Содержание учебного материала Порядок установления мест пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами. Виды и категории железнодорожных переездов, их устройство и оборудование, освещение, переездная сигнализация. Пересечения железных дорог наземными и подземными устройствами (линиями электропередачи, продуктопроводами и др.). Требования к устройству примыкания или пересечения железнодорожных линий в одном уровне, устройства для предотвращения самопроизвольного выхода подвижного состава на станцию или перегон. Устройство сплетений путей. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы Содержание учебного материала Требования к путевому развитию и техническому оснащению станций, к пассажирским и грузовым устройствам, оборудованию и устройству служебных зданий и помещений. Требования к сооружениям локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения и канализации. Пассажирские и грузовые платформы, нормы по высоте и расстоянию от оси пути для высоких и низких платформ. Требования по оборудованию станционных постов централизации, стрелочных постов, сортировочных горок. Оборудование станций средствами связи, автоматизированными системами управления, средствами связи с информационновычислительной сетью железной дороги, устройствами для приема и транспортировки перевозочных документов, средствами ограждения составов. Освещение станционных устройств. Восстановительные поезда, специальные автомотрисы, дрезины и автомобили для восстановления пути и устройств электроснабжения, вагоны и автомобили ремонтно-восстановительных летучек связи, аварийно-полевые 4 2 4 2 4 2 1 2 2 12 Тема 2.6. Сооружения и устройства СЦБ и автоматики на перегонах и станциях Тема 2.7. Технологическая эксплуатация технологической электросвязи. Тема 2.8. Сооружения и устройства технологического электроснабжения железнодорожного транспорта команды. Пожарные поезда и пожарные команды. Размещение на станциях восстановительных и пожарных поездов. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы Содержание учебного материала Требования ПТЭ к устройствам путевой автоматической и полуавтоматической блокировки на перегонах и станциях. Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) как самостоятельное средство сигнализации и связи; локомотивные светофоры, устройства безопасности. Дополнение путевой блокировки устройствами АЛС и автоблокировки устройствами диспетчерского контроля за движением поездов. Требования ПТЭ к электрической централизации стрелок и светофоров, приводам и замыкателям централизованных стрелок, устройствам диспетчерской централизации, устройствам ключевой зависимости стрелок и сигналов, станционной блокировке. Устройства механизации и автоматизации сортировочных горок; горочная автоматическая централизация. Оборудование перегонов средствами автоматической переездной сигнализации и автоматическими шлагбаумами, автоматическими системами оповещения о приближении поезда, средствами автоматического контроля технического состояния подвижного состава по ходу поезда. Устройства автоматического выявления коммерческих браков в поездах и вагонах: электронные габаритные вагоны, электронные вагонные весы, система телевизионного видеоконтроля; расположение на станции, передача информации на пункт коммерческого осмотра, фиксирование передаваемой информации. Включение в централизацию устройств для предупреждения самопроизвольного выхода подвижного состава на маршруты следования поездов, оборудование мест установки устройств сбрасывания указателями. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы. Подготовка сообщений по темам: «Устройство контроля схода подвижного состава», «Комплекс технических средств мониторинга». Содержание учебного материала Требования ПТЭ к связи. Порядок пользования межстанционной и поездной диспетчерской связью. Поездная и станционная радиосвязь, оборудование ее системой автоматизированной регистрации переговоров. Габариты подвески проводов воздушных линий СЦБ и связи, способы защиты линий, очередность восстановления линий при повреждении. Порядок пользования аппаратами СЦБ. Порядок производства работ при ремонте и переоборудовании устройств СЦБ. Освещение сигнальных приборов и порядок проверки нормальной видимости сигнальных показаний светофоров и маршрутных указателей. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы Содержание учебного материала Требования ПТЭ к устройствам электроснабжения железных дорог, защита подземных металлических сооружений от электрической коррозии, заземление металлических конструкций и предохранительные сооружения на путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над электрифицированными путями. Габариты подвески контактного провода, место установки опор. Секционирование контактной сети. 1 8 4 2 1 2 2 13 Тема 2.9. Осмотр сооружений и устройств, их ремонт Раздел 3. Требования к подвижному составу и специальному подвижному составу Тема 3.1. Общие требования к железнодорожному подвижному составу и специальному подвижному составу Тема 3.2. Колесные пары Тема 3.3. Тормозное оборудование и автосцепное устройство Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 1 Содержание учебного материала Порядок устройства сооружений, устройств и служебно-технических зданий. Периодичность осмотра стрелочных переводов на главных и приемоотправочных путях станций, ведение Журнала осмотра. Ремонт сооружений и устройств, порядок закрытия (открытия) перегона или путей для производства работ, содержание инструкций по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ. Практическое занятие 2 Оформление записей в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети 2 Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию, оформление отчета по практическому занятию и подготовка к его защите 2 2 2 12 Содержание учебного материала Требования ПТЭ к вновь построенному подвижному составу и его содержанию. Знаки и надписи на подвижном составе. Технический паспорт (формуляр) единицы подвижного состава, порядок ведения. Требования ПТЭ к оборудованию локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Порядок обращения (курсирования) собственного подвижного состава. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы Содержание учебного материала Требования ПТЭ к освидетельствованию, формированию колесных пар и нанесению на них знаков и клейм. Неисправности, при которых колесные пары не допускаются в эксплуатацию и к следованию в поездах. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы Содержание учебного материала Требование ПТЭ к оборудованию подвижного состава и специального подвижного состава автоматическими, электропневматическими, ручными тормозами; предохранительные устройства для рычажной тормозной передачи. Требования ПТЭ по высоте автосцепки над уровнем верха головок рельсов. Нормы разницы по высоте между продольными осями автосцепок. Ответственность за техническое состояние автосцепных устройств, за правильность сцепления подвижного состава. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 2 1 2 1 2 2 1 14 Тема 3.4. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава и специального подвижного состава Раздел 4. Система сигнализации на железнодорожном транспорте Тема 4.1. Сигналы Общие положения. Тема 4.2. Светофоры Тема 4.3 Сигналы ограждения Содержание учебного материала Требование ПТЭ к недопущению к следованию в поездах подвижного состава, имеющего неисправности, угрожающие безопасности движения. Понятие о порядке технического обслуживания и ремонта локомотивов, моторвагонного и специального подвижного состава. Техническое обслуживание и ремонт вагонов: требования к проверке вагонов при техническом обслуживании; организация безотцепочного ремонта вагонов, отцепка вагонов в ремонт; гарантийные участки и ответственность за безопасность движения и проследование вагонов в исправном состоянии в пределах гарантийных участков. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы ПТЭ 2 1 45 Содержание учебного материала Значение Инструкций по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИСИ). Сигналы, их подразделение по способу восприятия и времени применения. Сигнальные цвета. Порядок подачи сигналов. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 2 Содержание учебного материала Виды светофоров, их назначение, место установки, обозначения, значение подаваемых ими сигналов. Входные и маршрутные светофоры: место установки, подаваемые сигналы, в том числе при приеме с неправильного пути, на боковые пути со стрелочными переводами пологих марок; случаи применения сигналов «зеленый мигающий огонь», «три желтых огня». Выходные светофоры: место установки, подаваемые сигналы на участках с автоблокировкой и полуавтоматической блокировкой, на участках, оборудованных АЛС как самостоятельным средством сигнализации и связи; применение маршрутного указателя и сигналов «три зеленых огня», «один желтый мигающий и один лунно-белый огонь». Порядок отправления поездов на ответвление, не оборудованное путевой блокировкой. Пригласительный сигнал. Проходные светофоры: показания на участках, оборудованных автоблокировкой, полуавтоматической блокировкой; показания проходных, входных, маршрутных и выходных светофоров на участках, оборудованных четырехзначной сигнализацией, применение и показания предвходных светофоров; применение дополнительных указателей на светофорах, ограничивающих блок-участок длиной меньше тормозного пути. Условно-разрешающий сигнал. Светофоры прикрытия и заградительные, предупредительные и повторительные. Локомотивные светофоры: показания на участках, оборудованных автоблокировкой и АЛС; на участках, где АЛС применяется как самостоятельное средство сигнализации и связи. Обозначение недействующих светофоров. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 8 Содержание учебного материала Ограждение мест препятствий для движения поездов и мест производства работ на перегонах: схемы ограждения на однопутном участке, на одном из путей или на обоих путях двухпутного участка, на перегоне вблизи станции. 6 3 1 2 4 2 15 Действия при внезапном возникновении препятствия. Требования к одежде сигналистов, охраняющих петарды и переносные сигналы. Порядок ограждения мест, через которые поезда могут проходить только с проводником, а также сплетения путей. Порядок ограждения мест производства работ на пути переносимыми сигналами «С» - подача свистка. Ограждение мест препятствий для движения поездов и мест производства работ на станциях: установка стрелок, их запирание или зашивание костылями, установка переносных сигналов на пути, на стрелочном переводе, вблизи стрелочного перевода, на входной стрелке, между входной стрелкой и входным сигналом. Ограждение мест, требующих уменьшения скорости на главных и на станционных путях. Ограждения подвижного состава на станционных путях. Ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне. Практическое занятие № 3 Порядок ограждения места производства работ на перегоне и на станции Тема 4.4 Ручные сигналы. Сигнальные указатели и знаки Тема 4.5. Сигналы при маневрах. Сигналы, применяемые для обозначения поездов Тема 4.6. Звуковые сигналы и сигналы тревоги Раздел 5. Организация движения поездов на железнодорожном транспорте Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию, оформление отчета по практическому занятию и подготовка к его защите Содержание учебного материала Требования, предъявляемые ручными сигналами при приеме, пропуске, отправлении поездов, при опробовании автотормозов; должностные лица, в обязанность которых вменяется подача сигналов. Указатели: маршрутные, стрелочные, устройств сбрасывания и путевого заграждения и прочие; показания и место установки. Постоянные и временные сигнальные знаки, их назначение и место установки. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы. Подготовка презентации на тему: «Сигнальные указатели и знаки на железнодорожном транспорте» Содержание учебного материала Показания и значения сигналов, подаваемых маневровыми и горочными светофорами. Ручные и звуковые сигналы, подаваемые при маневрах. Сигналы, применяемые для обозначения грузовых и пассажирских поездов, локомотивов, снегоочистителей, съемных подвижных единиц. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы ИСИ Содержание учебного материала Звуковые сигналы, применяемые при движении поездов. Оповестительные сигналы, сигналы бдительности. Сигналы тревоги и специальные указатели. Действия работников при подаче сигналов тревоги. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы ИСИ 2 4 4 2 4 2 2 4 2 2 153 16 Тема 5.1. Общие положения. График движения и раздельные пункты Тема 5.2. Организация технической работы станции Тема 5.3. Производство маневров. Закрепление вагонов на станционных путях Содержание учебного материала Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ИДП) и устанавливаемые ею правила в соответствии с основными положениями ПТЭ и ИСИ. Недопущение нарушений графика движения поездов; требования ПТЭ к графику движения. Назначение и отмена поездов, присвоение номера и индекса, виды поездов. Деление железнодорожных линий: раздельные пункты и перегоны. Виды раздельных пунктов, границы станции, порядок наименования или нумерации раздельных пунктов. Специализация станционных путей, нумерация путей, стрелочных переводов, станционных постов централизации и стрелочных постов. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 2 Содержание учебного материала Техническо-распорядительный акт станции (ТРА): содержание, порядок разработки, проверки и утверждения. Приложения к ТРА, выписки из ТРА. Нормальное положение стрелок, обозначение. Организация работы стрелочных постов, перевод, запирание, ремонт и обслуживание нецентрализованных стрелочных переводов, правила техники безопасности (ПТБ) при очистке стрелочных переводов. Порядок хранения ключей от стрелок. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы Содержание учебного материала Организация маневровой работы на станции, маневровые районы. Распоряжение маневрами и руководство маневровой работой. Состав маневровых бригад, обязанности членов маневровых бригад, правила техники безопасности при производстве маневров. Требования ПТЭ и ИДП по использованию средств связи при маневровой работе, регламент ведения переговоров. Перевод стрелок при маневрах. Порядок установки вагонов на станционных путях. Нормы и порядок закрепления вагонов на станционных путях, взаимный контроль работников станции за закреплением вагонов, особенности производства маневров на станционных путях, находящихся на уклоне. Скорости движения при маневрах. Производство маневров на сортировочных горках и вытяжных путях: обязанности работников горочных бригад, порядок действий при нахождении на путях сортировочных парков вагонов с опасными грузами класса 1 (ВМ) и цистерн со сжиженными газами. Перечень вагонов и локомотивов, с которыми не допускается производить маневры толчками и распускать с горки; подвижного состава, который не допускается пропускать через горку. Прикрытие вагонов с грузами отдельных категорий, нормы прикрытия в поездах и при маневрах, отметка о прикрытии в перевозочных документах. Порядок передвижения вагонов на станционных путях вручную. Маневры на главных и приемо-отправочных путях. Особенности производства маневров в районах, где стрелки не обслуживаются дежурными стрелочного поста. Практическое занятие № 4 Закрепление вагонов на станционных путях 4 Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию, оформление отчета по практическому занятию и подготовка к его защите 5 1 2 2 6 2 4 17 Тема 5.4. Формирование поездов Тема 5.5. Порядок включения тормозов в поездах. Обслуживание поездов Содержание учебного материала Понятие о поезде. Требования по формированию поездов. Определение массы и длины поезда. Требования ПТЭ к вагонам при постановке их в поезда. Размещение вагонов в пассажирских и почтово-багажных поездах. Особенности формирования поездов повышенного веса и длины с учетом путевого развития станции. Постановка в поезда специального подвижного состава и вагонов с грузами, требующими особой осторожности, негабаритными грузами. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 2 Содержание учебного материала Требования ПТЭ по обеспечению поездов тормозными средствами, расчет норм. Порядок включения вагонов в автотормозную сеть в пассажирских и грузовых поездах. Порядок постановки в состав грузовых и хозяйственных поездов вагонов с пролетной магистралью. Порядок проведения полного и сокращенного опробования тормозов. Справка об обеспеченности поезда тормозами и их исправном действии. Снаряжение пассажирских, почтово-багажных, грузопассажирских, воинских и людских поездов, а также поездов, имеющих в своих составах вагоны с опасными грузами класса 1. Снаряжение локомотивов. Порядок обслуживания поездов локомотивными бригадами, проводниками, кондукторами и пр. Порядок постановки локомотивов в поезда: действующих и недействующих. Случаи, при которых допускается движение локомотивов задним ходом. 2 Практическое занятие № 5 Упражнения по составлению схемы поезда, определению массы и длины поезда. Проверка обеспечения поезда тормозами Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию, оформление отчета по практическому занятию и подготовка к его защите 4 2 1 2 3 18 Тема 5.6. Движение Общие положения поездов. Тема 5.7. Движение поездов при автоматической блокировке Тема 5.8. Движение поездов на участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движением поездов Содержание учебного материала Руководство движением поездов на участках и на станциях и путевых постах. Прием поездов на станцию. Обязанности дежурного по станции (ДСП) его ответственность за обеспечение бесперебойного приема поездов. Проверка свободности пути приема, правильности приготовления маршрута. Прием поездов при запрещающем показании светофоров или на путь, не предусмотренный ТРА для приема поездов, формы регистрируемых приказов и письменных разрешений. Порядок одновременного приема поездов противоположных направлений. Встреча поездов. Отправление поездов со станции, обязанности ДСП и его ответственность за безопасность следования поездов. Проверка свободности перегона при различных средствах сигнализации и связи. Проверка правильности приготовления маршрута. Открытие выходного сигнала, порядок и разрешение на отправление поездов при запрещающем показании светофора, а также с путей, не оборудованных выходными светофорами. Порядок одновременного отправления и приема поездов в одном направлении. Контроль отправления поезда в полном составе. Порядок приготовления маршрутов приема и отправления и регламент переговоров о приготовлении маршрутов на станциях с нецентрализованными стрелками. Средства сигнализации и связи при движении поездов. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 4 Содержание учебного материала Прием и отправление поездов при нормальном действии устройств автоматической блокировки. Отправление поездов с подталкивающим локомотивом, хозяйственных поездов и автодрезин съемного типа, следующих на весь перегон и с возвращением на станцию. Отправление поездов при неисправностях выходного светофора на однопутный и двухпутный перегон. Отправление поезда, голова которого находится за выходным сигналом, при самопроизвольном перекрытии сигнала и с путей, не имеющих выходных светофоров. Неисправности автоблокировки, при которых необходимо прекращать действие автоблокировки. Порядок прекращения действия автоблокировки и перехода на телефонные средства связи на однопутных и двухпутных перегонах. Порядок восстановления действия автоблокировки. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 6 Содержание учебного материала 4 2 3 Руководство движением поездов на участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движением поездов. Обязанности локомотивной бригады. Прием и отправление поездов при нормальном действии устройств автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движением поездов Порядок действий при неисправностях устройств автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движением поездов. 19 Тема 5.9. Движение поездов при полуавтоматической блокировки Тема 5.10. Движение поездов при электрожезловой систем Тема 5.11.Движение поездов на участках оборудованных системой телеуправления Тема 5.12. Движение поездов при телефонных средствах связи Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 2 Содержание учебного материала Особенности приема и отправления поездов при полуавтоматической блокировке; блокировочный сигнал согласия, блокировочный сигнал прибытия. Устройства контроля прибытия, порядок действий при их неисправности. Блокировочный сигнал отправления поезда. Отправление ранее задержанных поездов; отправление поезда, голова которого находится за выходным светофором. Отправление хозяйственных поездов и поездов с подталкивающим локомотивом на соседнюю станцию и с возвращением с перегона на станцию. Следование поездов по перегонам, имеющим путевые посты (блокпосты). Неисправности, при которых прекращается действие полуавтоматической блокировки. Переход на телефонные средства связи и восстановление действия полуавтоматической блокировки. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы Содержание учебного материала Требования ИДП к устройствам электрожезловой системы. Прием и отправление поездов: дача согласий на прием и отправление поездов, отметки в журнале движения поездов, отправление поездов с последующим возвращением, отправление поездов с подталкивающим локомотивом. Движение поездов при наличии примыканий на перегоне, обслуживаемых и не обслуживаемых вспомогательными постами. Неисправности электрожезловой системы, организация движения при неисправностях. Порядок регулировки количества жезлов в жезловых аппаратах. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 4 Содержание учебного материала. Руководство движением поездов на участках оборудованных системой телеуправления. Прием и отправление поездов при нормальном действии устройств телеуправления. Прием и отправление поездов при запрещающем показании светофора. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 4 Содержание учебного материала Формы путевых записок: порядок заполнения, выдачи, на что дает право путевая записка. Требования ИДП к ведению журнала поездных телефонограмм: нумерация поездных телефонограмм, оформление записей о приеме и сдаче дежурства, переходе на телефонные средства связи, восстановлении движения по средствам связи. Формы поездных телефонограмм, порядок обмена телефонограммами при движении на однопутных участках. Формы поездных телефонограмм, порядок обмена телефонограммами при движении на двухпутных участках: по правильному и неправильному пути, при закрытии одного из путей. Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий и специальной литературы 6 2 4 2 2 2 2 3 20 Тема 5.13. поездного Работа диспетчера Тема 5.14. Порядок предупреждений выдачи Тема 5.15. Движение поездов в нестандартных ситуациях Содержание учебного материала ПТЭ о руководстве движением поездов на участке. Обязанности поездного диспетчера. Требования ИДП к ведению графика исполненного движения. Примеры заполнения графика исполненного движения. Приказы, подлежащие обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений. Порядок закрытия (открытия) однопутного перегона или одного из главных путей на двухпутном или многопутном перегонах, перехода на другие средства связи. Формы и порядок передачи диспетчерских приказов. Порядок открытия или закрытия раздельных пунктов или вспомогательных постов, работающих не круглосуточно. Взаимодействие поездного диспетчера с энергодиспетчером. Организация движения при неисправностях поездной диспетчерской связи. Самостоятельная работа обучающихся Выполнение фрагмента графика исполненного движения. Проработка конспектов занятия и специальной технической литературы. Содержание учебного материала Виды предупреждений и случаи их выдачи. Должностные лица, имеющие право на подачу заявки о выдаче предупреждений; сроки производства работ; порядок передачи заявок на выдачу или отмену предупреждений, подтверждение о принятии заявки. Порядок ведения книги предупреждений и выдачи предупреждений; нумерация предупреждений. Порядок выдачи предупреждений на поезда. Содержание и порядок заполнения бланка предупреждений, особенности составления предупреждения с использованием компьютера или телетайпного аппарата. Порядок отмены предупреждений. Движение поездов при наличии предупреждений. Действия работников при получении сообщений с перегона о наличии препятствий для нормального движения поездов. 4 Самостоятельная работа обучающихся Оформление заявки на выдачу предупреждений.Проработка конспектов занятия и специальной технической литературы. Содержание учебного материала Порядок движения поездов при перерыве всех систем интервального регулирования движения поездов и связи на однопутных и двухпутных перегонах; перечень поездов, запрещенных к отправлению при перерыве действий всех средств сигнализации и связи. Порядок заполнения разрешения ф. ДУ-56. Формы письменных извещений, порядок их оформления (по ф. ДУ-55) и пересылки. Оформление перехода на движение поездов посредством письменных извещений в журнале поездных телефонограмм, запись в нем письменных извещений. Оформление восстановления действия систем интервального регулирования движения поездов и связи. Порядок движения восстановительных, пожарных поездов, специального подвижного состава и вспомогательных локомотивов; порядок их затребования; действия ДСП, ДНЦ, дежурного по отделению железной дороги (ДНЦО) при получении требования об оказании помощи. Порядок заполнения разрешений (ф. ДУ-64), поездной документации. Действия работников при разъединении (разрыве) поезда на перегоне. Возвращение поезда с перегона на станцию отправления, форма регистрируемого приказа и разрешения ДСП на осаживание до входного сигнала и на прием на станцию. Способы оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду локомотивом сзади идущего поезда, формы приказов ДНЦ. 4 2 2 6 14 2 2 21 Порядок движения поездов с разграничением времени (вслед). Перечень поездов, запрещенных к отправлению с разграничением времени. Формы телефонограмм, уведомлений, путевых записок при движении с разграничением времени. Действия ДСП при невозможности перевода стрелки электрической централизации, при появлении ложной занятости пути или стрелочного изолированного участка пути, ложной свободности станционного пути, стрелочного или бесстрелочного участка или первого блок-участка удаления. Действия ДСП при самопроизвольном перекрытии входного или выходного светофоров, неисправности контрольного замка на стрелке, оборудованной ключевой зависимостью. Прием (отправление) поездов по пригласительному сигналу. Способы выключения устройств из централизации (зависимости) с сохранением и без сохранения пользования сигналами. Оформление записей в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы Тема 5.16. Движение поездов при производстве работ на железнодорожных путях и сооружениях Тема 5.17. поездов Порядок вождения Тема 5.18. Обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов класса 1 ВМ 6 Содержание учебного материала Производство ремонтных работ на перегонах в технологические окна, предусмотренные графиком движения поездов, при закрытии перегона. Порядок закрытия перегона. Отправление хозяйственных поездов, включая отдельные единицы специального самоходного подвижного состава на закрытый перегон, оформление разрешений. Случаи отправления хозяйственных поездов до закрытия перегона, приказ ДНЦ. Возвращение и прием хозяйственных поездов. Порядок открытия перегона. Производство работ на станционных путях. Самостоятельная работа обучающихся Оформление приказов диспетчера поездного на закрытие перегона.Проработка конспектов занятий и специальной литературы Содержание учебного материала Максимально допустимые скорости движения поездов. Отправление и следование поездов по неправильному пути. Соединение поездов и порядок их следования. Порядок следования поездов вагонами вперед. Порядок движения дрезин съемного типа. Обязанности локомотивной бригады после прицепки локомотива к поезду, при ведении поезда. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 6 Содержание учебного материала Особенности в оформлении перевозочных документов на вагоны, загруженные взрывчатыми материалами (ВМ). Выделение на станциях путей для установки вагонов с ВМ; особенности производства маневров, нахождения на путях накопления. Порядок подачи вагонов с грузами ВМ под погрузку. Подача (уборка) вагонов с ВМ на подъездные пути. Формирование поездов с грузами ВМ; поезда, в состав которых 4 2 3 2 2 1 2 22 запрещено ставить вагоны с ВМ. Сопровождение вагонов с ВМ военизированной охраной. Следование поездов с ВМ. Действия работников, связанных с движением поездов, в аварийных ситуациях с опасными грузами. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы Тема 5.19. Составление техническо-распорядительного акта станции Раздел 6. Обеспечение безопасности движения на железных дорогах Тема 6.1. Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе и порядок служебного расследования этих нарушений Тема 6.2. обеспечения движения поездов Организация безопасности 2 Практическое занятие №6 Составление ТРА промежуточной станции 10 Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию, оформление отчета по практическому занятию и подготовка к его защите 5 2 42 Содержание учебного материала Понятия: крушение поездов, аварии, проишествие, событие. Анализ состояния безопасности движения по железнодорожным хозяйствам. Основные причины случаев нарушения безопасности движения в хозяйстве перевозок. Рассмотрение отдельных случаев и последствий браков в работе: прием поездов на занятый путь, прием и отправление поезда по неготовому маршруту, перевод стрелки под составом, уход подвижного состава на маршрут приема и отправления поездов или на перегон и др.; меры предупреждения. Порядок служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе. Степень ответственности виновных за допущенное крушение, аварию, брак в работе. Изучение «Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД». Распоряжение № 1185р от 08 мая 2015 г. Об Утверждении положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД». Приказ №344 от 18 декабря 2014 г. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы 8 Содержание учебного материала: Основное содержание и значение: Распоряжение ОАО «РЖД»: «Об утверждении стратегии гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге РЖД», «О проведении аттестации работников ОАО «РЖД», «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации». Комплекс мер, направленных на укрепление дисциплины среди железнодорожников, повышение их квалификации. Проведение профилактических мер по предупреждению аварийности. 4 2 4 2 23 Практическое занятие 7 Разработка плана мероприятий по предупреждению аварийности для железнодорожной станции на месяц. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы Тема 6.3. Регламент действий работников в аварийных и нестандартных ситуациях Содержание учебного материала Общие положения. Порядок действий работников в случаях: – осложнения эксплуатационной обстановки нарушением графика движения поездов; – пропуска поезда по участку, не предусмотренному расписанием движения поездов; – движения поезда на станцию с перегона, имеющего затяжной спуск, поезда, потерявшего управление тормозами; – ухода вагонов со станции на перегон; – вынужденной остановки на перегоне из-за самопроизвольного срабатывания тормозов, в т.ч. на затяжных подъемах, с угрозой ухода подвижного состава в сторону станции отправления; – схода вагонов на перегоне с выходом за габарит; – внезапного повреждения контактной сети или других устройств электроснабжения; – обнаружения неисправности, «толчка» в пути. Отдельные особенности действий работников при пропуске поездов по перегону, имеющему затяжной спуск. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий и специальной литературы Итого 4 4 12 2 6 309 24 Заочная форма обучения Наименование разделов и тем Введение и основные понятия Раздел 1. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта и их ответственность за обеспечение безопасности движения Раздел 2. Организация функционирования сооружений и устройств железнодорожного транспорта Тема 2.1 Общие положения. Габариты Тема 2.2. Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства Содержание учебного материала, практические занятия, контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Задачи и содержание дисциплины, связь с другими дисциплинами. Значение Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), инструкций и приказов ОАО РЖД для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта и безопасности движения поездов. Содержание ПТЭ. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Значение ПТЭ. История создания ПТЭ. Объем часов 1 Уровень освоения 2 2 3 Самостоятельная работа обучающихся Составления конспекта по теме: Общие обязанности работников железнодорожного транспорта и их ответственность за обеспечение безопасности движения. 3 51 Содержание учебного материала Сооружения и устройства железных дорог, требования, предъявляемые к их содержанию, правила приемки в постоянную эксплуатацию. Требования габарита приближения строений С и С п. Порядок проверки габаритов сооружений и устройств и устранения негабаритных мест. Габариты подвижного состава Т, 1-Т; габариты перспективного подвижного состава Т пр и Тц. Требования ПТЭ к расстояниям между осями смежных путей на перегонах и станциях. Габариты погрузки, проверка правильности размещения грузов в пределах габаритов погрузки, габаритные ворота, виды негабаритности. Размещение и закрепление выгруженного или подготовленного к погрузке груза около железнодорожных путей. Самостоятельная работа обучающихся Составления конспекта лекции по теме: Организация функционирования сооружений и устройств железнодорожного транспорта. Работа с Инструкцией ПТЭ. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Сооружения и устройства путевого хозяйства: Требования ПТЭ к содержанию пути, к земляному полотну, эксплуатации верхнего строения пути. Требования ПТЭ к 1 2 2 6 25 Тема 2.3. Стрелочные переводы Тема 2.4. Пересечения, переезды и примыкания железных дорог Тема 2.5. Сооружения и устройства станционного хозяйства Тема 2.6. Сооружения и устройства СЦБ и автоматики на перегонах и станциях Тема 2.7Технологическая эксплуатация технологической электросвязи. Тема 2.8. Сооружения и устройства технологического электроснабжения железных дорог размещению станций. Содержание учебного материала Требования к укладке стрелочных переводов. Марки крестовин стрелочных переводов, в том числе для пропуска пассажирских поездов. Неисправности стрелочных переводов и глухих пересечений, при которых не допускается их эксплуатация. Оборудование нецентрализованных стрелок контрольными стрелочными замками. Ремонт и текущее содержание стрелочных переводов. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Требования ПТЭ к стрелочным электроприводам. Подготовка к практическому занятию. Вычерчивание схемы стрелочного перевода. Работа с Инструкцией ПТЭ. Практическое занятие 1 Определение неисправностей стрелочных переводов, при наличие которых запрещается их эксплуатация Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Пересечения, переезды и примыкания железных дорог. Работа с Инструкцией ПТЭ. Оформление отчета по практическому занятию. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Требования ПТЭ к путевому развитию и техническому оснащению станций, к пассажирским и грузовым устройствам. Содержание учебного материала Требования ПТЭ к устройствам путевой автоматической и полуавтоматической блокировки на перегонах и станциях. Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) как самостоятельное средство сигнализации и связи; локомотивные светофоры, устройства безопасности. Дополнение путевой блокировки устройствами АЛС и автоблокировки устройствами диспетчерского контроля за движением поездов. Требования ПТЭ к электрической централизации стрелок и светофоров, приводам и замыкателям централизованных стрелок, устройствам диспетчерской централизации, устройствам ключевой зависимости стрелок и сигналов, станционной блокировке. Устройства механизации и автоматизации сортировочных горок; горочная автоматическая централизация. Оборудование перегонов средствами автоматической переездной сигнализации и автоматическими шлагбаумами, автоматическими системами оповещения о приближении поезда, средствами автоматического контроля технического состояния подвижного состава по ходу поезда. Устройства автоматического выявления коммерческих браков в поездах и вагонах: электронные габаритные вагоны, электронные вагонные весы, система телевизионного видеоконтроля; расположение на станции, передача информации на пункт коммерческого осмотра, фиксирование передаваемой информации. Самостоятельная работа обучающихся Работа с Инструкцией ПТЭ по теме: Техническая эксплуатация устройств СЦБ. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Требование ПТЭ к связи, Габариты подвески. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Требования ПТЭ к устройствам электроснабжения.Секционирование контактной сети. 2 2 6 4 3 3 2 2 10 3 3 26 Тема 2.9. Осмотр сооружений и устройств, их ремонт Раздел 3. Требования к подвижному составу и специальному подвижному составу Тема 3.1. Общие требования к железнодорожному подвижному составу и специальному подвижному составу Тема 3.2. Колесные пары Тема 3.3 Тормозное оборудование и автосцепное устройство Тема 3.4 Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава Раздел 4. Система сигнализации на железнодорожном транспорте Тема 4.1. Сигналы Общие положения. Содержание учебного материала Порядок устройства сооружений, устройств и служебно-технических зданий. Периодичность осмотра стрелочных переводов на главных и приемоотправочных путях станций, ведение Журнала осмотра. Ремонт сооружений и устройств, порядок закрытия (открытия) перегона или путей для производства работ, содержание инструкций по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ. Практическое занятие 2 Оформление записей в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию, оформление отчета 2 2 2 2 12 Требования ПТЭ к вновь построенному составу, к его содержанию. Знаки и надписи на подвижном составе. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта лекции по теме: Требования ПТЭ к вновь построенному подвижному составу и его содержанию Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Требования ПТЭ к колесным парам, неисправности колесных пар. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Требования ПТЭ к тормозному оборудованию, к автосцепному устройству. Высота автосцепок. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Требования ПТЭ к обслуживанию подвижного состава Содержание учебного материала Значение Инструкций по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИСИ). Сигналы, их подразделение по способу восприятия и времени применения. Сигнальные цвета. Порядок подачи сигналов. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Классификация сигналов. 2 1 3 3 3 45 2 2 3 1 27 Тема 4.2 Светофоры Тема 4.3 Сигналы ограждения Тема 4.4 Ручные сигналы. Сигнальные указатели и знаки Тема 4.5 Сигналы при маневрах. Сигналы, применяемые для обозначения поездов Тема 4.6 Звуковые сигналы и сигналы тревоги Раздел 5. Организация движения поездов Тема 5.1. Общие положения. График движения и раздельные пункты Тема 5.2. Организация технической работы станции Тема 5.3. Производство маневров. Закрепление вагонов на станционных путях Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Виды светофоров, место их установки, назначение , значение подаваемых ими сигналами Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Порядок ограждения мест производства работ на перегонах, на станциях. Оформление отчета по практическому занятию Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Порядок ограждения мест производства работ на перегонах, на станциях. Оформление отчета по практическому занятию Практическое занятие № 3 Порядок ограждения места производства работ 12 Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Ручные сигналы. Сигнальные указатели и знаки. 6 Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Сигналы при маневрах. Сигналы, применяемые для обозначения поездов. 6 Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Звуковые сигналы и сигналы тревоги. Подготовка к зачету. 6 2 6 4 153 Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Общие положения. График движения и раздельные пункты. Работа с Инструкцией ПТЭ, ИДП. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Техническо-распорядительный акт станции (ТРА): содержание, порядок разработки, проверки и утверждения. Приложения к ТРА, выписки из ТРА. Нормальное положение стрелок, обозначение. Организация работы стрелочных постов, перевод, запирание, ремонт и обслуживание нецентрализованных стрелочных переводов, правила техники безопасности (ПТБ) при очистке стрелочных переводов. Порядок хранения ключей от стрелок. Работа с Инструкцией ПТЭ. Подготовка к контрольной работе. Содержание учебного материала Организация маневровой работы на станции, маневровые районы. Распоряжение маневрами и руководство маневровой работой. Состав маневровых бригад, обязанности членов маневровых бригад, правила техники безопасности при производстве маневров. Закрепление вагонов на станционных путях. Учет, хранение и клеймение тормозных башмаков. 5 Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме Требования ПТЭ и ИДП по использованию средств связи при маневровой работе, регламент ведения переговоров. Перевод стрелок при маневрах. Порядок установки вагонов на станционных путях. 7 6 4 2 28 Тема 5.4. Формирование поездов Тема 5.5. Порядок включения тормозов в поездах. Обслуживание поездов Нормы и порядок закрепления вагонов на станционных путях, взаимный контроль работников станции за закреплением вагонов, особенности производства маневров на станционных путях, находящихся на уклоне. Скорости движения при маневрах. Производство маневров на сортировочных горках и вытяжных путях: обязанности работников горочных бригад, порядок действий при нахождении на путях сортировочных парков вагонов с опасными грузами класса 1 (ВМ) и цистерн со сжиженными газами. Перечень вагонов и локомотивов, с которыми не допускается производить маневры толчками и распускать с горки; подвижного состава, который не допускается пропускать через горку. Прикрытие вагонов с грузами отдельных категорий, нормы прикрытия в поездах и при маневрах, отметка о прикрытии в перевозочных документах. Порядок передвижения вагонов на станционных путях вручную. Маневры на главных и приемо-отправочных путях. Особенности производства маневров в районах, где стрелки не обслуживаются дежурными стрелочного поста.Подготовка к практическому занятию. Практическое занятие № 4 Закрепление вагонов на станционных железнодорожных путях. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Понятие о поезде. Требования по формированию поездов. Определение массы и длины поезда. Требования ПТЭ к вагонам при постановке их в поезда. Размещение вагонов в пассажирских и почтово-багажных поездах. Особенности формирования поездов повышенного веса и длины с учетом путевого развития станции. Постановка в поезда специального подвижного состава и вагонов с грузами, требующими особой осторожности, негабаритными грузами. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Требования ПТЭ по обеспечению поездов тормозными средствами, расчет норм. Порядок включения вагонов в автотормозную сеть в пассажирских и грузовых поездах. Порядок постановки в состав грузовых и хозяйственных поездов вагонов с пролетной магистралью. Порядок проведения полного и сокращенного опробования тормозов. Справка об обеспеченности поезда тормозами и их исправном действии. Снаряжение пассажирских, почтово-багажных, грузопассажирских, воинских и людских поездов, а также поездов, имеющих в своих составах вагоны с опасными грузами класса 1. Снаряжение локомотивов. Порядок обслуживания поездов локомотивными бригадами, проводниками, кондукторами и пр. Порядок постановки локомотивов в поезда: действующих и недействующих. Случаи, при которых допускается движение локомотивов задним ходом. 4 3 9 29 Тема 5.6. Движение Общие положения поездов. Тема 5.7. Движение поездов при автоматической блокировке Тема 5.8. Движение поездов на участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движением поездов Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по темам: Руководство движением поездов на участках и на станциях и путевых постах. Прием поездов на станцию. Обязанности дежурного по станции (ДСП) его ответственность за обеспечение бесперебойного приема поездов. Проверка свободности пути приема, правильности приготовления маршрута. Прием поездов при запрещающем показании светофоров или на путь, не предусмотренный ТРА для приема поездов, формы регистрируемых приказов и письменных разрешений. Порядок одновременного приема поездов противоположных направлений. Встреча поездов. Отправление поездов со станции, обязанности ДСП и его ответственность за безопасность следования поездов. Проверка свободности перегона при различных средствах сигнализации и связи. Проверка правильности приготовления маршрута. Открытие выходного сигнала, порядок и разрешение на отправление поездов при запрещающем показании светофора, а также с путей, не оборудованных выходными светофорами. Порядок одновременного отправления и приема поездов в одном направлении. Контроль отправления поезда в полном составе. Порядок приготовления маршрутов приема и отправления и регламент переговоров о приготовлении маршрутов на станциях с нецентрализованными стрелками. Средства сигнализации и связи при движении поездов. Содержание учебного материала Прием и отправление поездов при нормальном действии устройств автоматической блокировки. Отправление поездов с подталкивающим локомотивом, хозяйственных поездов и автодрезин съемного типа, следующих на весь перегон и с возвращением на станцию. Отправление поездов при неисправностях выходного светофора на однопутный и двухпутный перегон. Отправление поезда, голова которого находится за выходным сигналом, при самопроизвольном перекрытии сигнала и с путей, не имеющих выходных светофоров. Неисправности автоблокировки, при которых необходимо прекращать действие автоблокировки. 6 Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по темам: Порядок ведения поезда при различных показаниях напольных и локомотивных светофоров. . Отправление поезда, голова которого находится за выходным сигналом, при самопроизвольном перекрытии сигнала и с путей, не имеющих выходных светофоров. Порядок прекращения действия автоблокировки и перехода на телефонные средства связи на однопутных и двухпутных перегонах. Порядок восстановления действия автоблокировки 7 Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по темам: Руководство движением поездов на участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движением поездов. Обязанности локомотивной бригады. Прием и отправление поездов при нормальном действии устройств автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движением поездов Порядок действий при неисправностях устройств автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движением поездов.. 6 2 30 Тема 5.9. Движение поездов при полуавтоматической блокировки Тема 5.10. Движение поездов при электрожезловой систем Тема 5.11.Движение поездов на участках оборудованных системой телеуправления Тема 5.12. Движение поездов при телефонных средствах связи Тема 5.13. Работа поездного диспетчера Тема 5.14. Порядок выдачи предупреждений Тема 5.15. Движение поездов в нестандартных ситуациях Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Движение поездов при полуавтоматической блокировки. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Движение поездов при электрожезловой систем. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Руководство движением поездов на участках оборудованных системой телеуправления. Прием и отправление поездов при нормальном действии устройств телеуправления. Прием и отправление поездов при запрещающем показании светофора Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: При каких неисправностях движение поездов переходит на телефонные средства связи. Порядок перехода. Формы телефонограмм. Подготовка к практическому занятию. Практическое занятие № 5 Порядок организации движения поездов при телефонных средствах связи Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Работа поездного диспетчера. Работа с Инструкцией ИДП. 6 Содержание учебного материала Виды предупреждений и случаи их выдачи. Должностные лица, имеющие право на подачу заявки о выдаче предупреждений; сроки производства работ; порядок передачи заявок на выдачу или отмену предупреждений, подтверждение о принятии заявки.. 2 Практическое занятие № 6 Ведение книги записи предупреждений, заполнение бланков предупреждений Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Порядок ведения книги предупреждений и выдачи предупреждений; нумерация предупреждений. Порядок выдачи предупреждений на поезда. Содержание и порядок заполнения бланка предупреждений, особенности составления предупреждения с использованием компьютера или телетайпного аппарата. Порядок отмены предупреждений. Движение поездов при наличии предупреждений. Действия работников при получении сообщений с перегона о наличии препятствий для нормального движения поездов Содержание учебного материала Порядок движения поездов при перерыве всех систем интервального регулирования движения поездов и связи на однопутных и двухпутных перегонах; перечень поездов, запрещенных к отправлению при перерыве действий всех средств сигнализации и связи. Порядок заполнения разрешения ф. ДУ-56. Формы письменных извещений, порядок их оформления (по ф. ДУ-55) и пересылки. Оформление перехода на движение поездов посредством письменных извещений в журнале поездных телефонограмм, запись в нем письменных извещений. Оформление восстановления действия систем интервального регулирования движения поездов и связи Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Порядок движения восстановительных, пожарных поездов, специального подвижного состава и вспомогательных локомотивов; порядок их затребования; действия ДСП, ДНЦ, дежурного 2 6 6 7 2 6 2 7 4 16 31 Тема 5.16. Движение поездов при производстве работ на железнодорожных путях и сооружениях Тема 5.17. поездов Порядок вождения Тема 5.18. Обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов класса 1 Тема 5.19. Организация по отделению железной дороги (ДНЦО) при получении требования об оказании помощи. Порядок заполнения разрешений (ф. ДУ-64), поездной документации. Действия работников при разъединении (разрыве) поезда на перегоне. Возвращение поезда с перегона на станцию отправления, форма регистрируемого приказа и разрешения ДСП на осаживание до входного сигнала и на прием на станцию. Способы оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду локомотивом сзади идущего поезда, формы приказов ДНЦ. Порядок движения поездов с разграничением времени (вслед). Перечень поездов, запрещенных к отправлению с разграничением времени. Формы телефонограмм, уведомлений, путевых записок при движении с разграничением времени. Действия ДСП при невозможности перевода стрелки электрической централизации, при появлении ложной занятости пути или стрелочного изолированного участка пути, ложной свободности станционного пути, стрелочного или бесстрелочного участка или первого блок-участка удаления. Действия ДСП при самопроизвольном перекрытии входного или выходного светофоров, неисправности контрольного замка на стрелке, оборудованной ключевой зависимостью. Прием (отправление) поездов по пригласительному сигналу. Способы выключения устройств из централизации (зависимости) с сохранением и без сохранения пользования сигналами. Оформление записей в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети .Подготовка к экзамену Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Производство ремонтных работ на перегонах в технологические окна, предусмотренные графиком движения поездов, при закрытии перегона. Порядок закрытия перегона. Отправление хозяйственных поездов, включая отдельные единицы специального самоходного подвижного состава на закрытый перегон, оформление разрешений. Случаи отправления хозяйственных поездов до закрытия перегона, приказ ДНЦ. Возвращение и прием хозяйственных поездов. Порядок открытия перегона. Производство работ на станционных путях. Подготовка к экзамену. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Максимально допустимые скорости движения поездов. Отправление и следование поездов по неправильному пути. Соединение поездов и порядок их следования. Порядок следования поездов вагонами вперед. Порядок движения дрезин съемного типа. Обязанности локомотивной бригады после прицепки локомотива к поезду, при ведении поезда. Подготовка к экзамену. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Особенности в оформлении перевозочных документов на вагоны, загруженные взрывчатыми материалами (ВМ). Выделение на станциях путей для установки вагонов с ВМ; особенности производства маневров, нахождения на путях накопления. Порядок подачи вагонов с грузами ВМ под погрузку. Подача (уборка) вагонов с ВМ на подъездные пути. Формирование поездов с грузами ВМ; поезда, в состав которых запрещено ставить вагоны с ВМ. Сопровождение вагонов с ВМ военизированной охраной. Следование поездов с ВМ. Действия работников, связанных с движением поездов, в аварийных ситуациях с опасными грузами. Подготовка к экзамену. Самостоятельная работа обучающихся 9 3 6 10 32 технической работы станции Раздел 6. Обеспечение безопасности движения на железных дорогах Тема 6.1. Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе и порядок служебного расследования этих нарушений Тема 6.2. обеспечения движения поездов Организация безопасности Тема 6.3. Регламент действий работников в аварийных и нестандартных ситуациях Итого Составление конспекта по теме: ТРА станции. Образцы составления ТРА для сортировочных станций и для промежуточных станций, основные разделы. Приложения к ТРА станции. Кем утверждается и когда перерабатывается ТРА. Подготовка к экзамену. 42 Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе и порядок служебного расследования этих нарушений. Анализ нарушений безопасности. «Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД» 14 Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: «Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД» Распоряжение №1185 от 08.05.2015 г. Приказ №344 от 18.12.2014 г. Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме: Регламент действий работников в аварийных и нестандартных ситуациях. . – осложнения эксплуатационной обстановки нарушением графика движения поездов; – пропуска поезда по участку, не предусмотренному расписанием движения поездов; – движения поезда на станцию с перегона, имеющего затяжной спуск, поезда, потерявшего управление тормозами; – ухода вагонов со станции на перегон; – вынужденной остановки на перегоне из-за самопроизвольного срабатывания тормозов, в т.ч. на затяжных подъемах, с угрозой ухода подвижного состава в сторону станции отправления; – схода вагонов на перегоне с выходом за габарит; – внезапного повреждения контактной сети или других устройств электроснабжения; – обнаружения неисправности, «толчка» в пути. Подготовка к экзамену. 10 18 309 33 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Материально-техническое обеспечение Для реализации программы учебной дисциплины имеется кабинет безопасности движения. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - методические материалы (календарно-тематический план, дидактическое обеспечение, вопросы к дифференцированному зачету, вопросы к экзамену, программа учебной дисциплины) - имитационный тренажерный комплекс «Поездной участковый диспетчер, дежурный по железнодорожной станции», содержащий обучающую систему АОС-Д и тренажер симулятор с разными видами устройств СЦБ. Техническая документация: - бланки: ДУ-50, ДУ-52, ДУ-55, ДУ-56, ДУ-61, ДУ- 64; - журналы: ДУ-2, ДУ-41а, ДУ-46, ДУ-47, ДУ-58, ДУ-60. Технические средства обучения: - тренажерный комплекс «Поездной участковый диспетчер, дежурный по железнодорожной станции», включающий 1 место преподавателя, 10 мест для обучающихся, оборудованных компьютерами; табло коллективного пользования; интерактивные пульт-табло дежурного по железнодорожной станции. 3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники 1. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации : Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ : в редакции от 14.03.2022№ 56-ФЗ. (Изменения с 1 марта 2023 года.) 2. Устав железнодорожного транспорта Российской Федераци:Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ : в редакции от 11.06.2022№ 178-ФЗ.( Изменения вступают в силу с 1 июня 2023 г.) 3. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Феде-рации : утверждены Приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250. 4. ГОСТ 9238-2022 Габариты подвижного состава и приближения строений 5.ГОСТ 34530- 2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения. 6.ГОСТ Р 27.102-2021 Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Термины и определения. 7. Трудовой кодекс Российской Федерации 34 8.Комментарии к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации : утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 07.10.2022г. (www.consultant.ru) 9. Мартынова Л.Г. Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения» специальность 2.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Дополнительные источники 10. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при технической эксплуатации устройств и систем СЦБ ЦШ-530-11. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 15.12.2015 № 2933р. 11. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ ЦП. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 № 2540р. 12. Бройтман Э.З. Железнодорожные станции и узлы Учебник для учреждений среднего профессионального образования — М.: Альянс, 2020. — 372с. — Текст Интернет-ресурсы 13. ОАО «РЖД»: официальный сайт.- Режим доступа: www.rzd.ru 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, дифференцированного зачёта, экзамена. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 35 умения: - определять соответствие состояния основных сооружений и устройств железных дорог, подвижного состава требованиям ПТЭ, обеспечения полной безопасности движения поездов и безопасность пассажиров, эффективное использование технических средств, сохранность перевозимых грузов; - руководить действиями работников станций при организации приема и отправления поездов, маневровой работе в соответствии с требованиями ПТЭ, ИСИ и ИДП, других руководящих материалов ОАО «РЖД» по безопасности движения; - правильно заполнять поездную документацию и соответствующие распоряжения при движении поездов, как в условиях нормальной работы, так и при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи - применять регламент действий в аварийных и нестандартных ситуациях. знания: - Правила технической эксплуатации, инструкции по сигнализации, инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ в объеме, определенном приказом ОАО «РЖД»; - принцип работы и порядок использования устройств СЦБ и связи, Инструкций по обеспечению безопасности движения при производстве путевых работ и техническом обслуживании и ремонте устройств СЦБ и связи, а также приказы и распоряжения ОАО «РЖД» и другие руководящие материалы по организации безопасного движения и работе станций; - регламент действий работников, связанных с движением поездов, в аварийных ситуациях. Текущий контроль: наблюдение и оценка деятельности в ходе выполнения и защиты практических занятий, выполнения тестовых заданий, устного и письменного опроса по темам./ Разные виды опроса; наблюдение на практических занятиях; практические задания по работе с информацией, документами, литературой. Проверка домашней контрольной работы. Промежуточный контроль: дифференцированный зачёт, экзамен / экзамен. Текущий контроль: наблюдение и оценка деятельности в ходе выполнения и защиты практических занятий, выполнения тестовых заданий, устного и письменного опроса по темам./ Разные виды опроса; наблюдение на практических занятиях; практические задания по работе с информацией, документами, литературой. Проверка домашней контрольной работы. Промежуточный контроль: дифференцированный зачёт, экзамен. 36