Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 09 ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
для специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам)
(базовая подготовка среднего профессионального образования)
Новоалтайск
2024
ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией специальности
Техника и технологии наземного
транспорта
Протокол № 1 от « 29» августа 2024 г.
Председатель_____ Е.В. Белоусова
Разработана за счет вариативной части
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего профессионального
образования по специальности 23.02.01
Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)
Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
___________Т.В. Добшикова
«30» августа 2024 г.
Составитель: Карюкин Д. Ю. преподаватель высшей квалификационной
категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске
2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
19
3
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины ОП.09 Транспортная безопасность
является частью программы подготовки специалистов среднего звена в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.01 Организация перевозок
и управление на транспорте (по видам).
Программа учебной дисциплины может быть использована при
профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке
рабочих по профессиям:
Оператор по обработке перевозочных документов;
Оператор поста централизации;
Сигналист;
Составитель поездов;
Приемосдатчик груза и багажа;
Оператор сортировочной горки;
Оператор при дежурном по станции.
1.2 Место учебной дисциплины
специалистов среднего звена:
в
структуре
подготовки
Профессиональный учебный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины —
результатам освоения учебной дисциплины:
требования
к
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– применять нормативную правовую базу по транспортной безопасности
в своей профессиональной деятельности; обеспечивать транспортную
безопасность на объекте своей профессиональной деятельности (объекты
транспортной инфраструктуры или транспортные средства железнодорожного
транспорта).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
нормативную правовую базу в сфере транспортной безопасности на
железнодорожном транспорте;
основные задачи, цели и задачи обеспечения транспортной
безопасности;
понятие объектов транспортной инфраструктуры и субъектов
транспортной инфраструктуры (перевозчика), применяемые в транспортной
безопасности;
права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и
перевозчиков в сфере транспортной безопасности;
категории и критерии категорирования объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
4
основы организации оценки уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
виды и формы актов незаконного вмешательства в деятельность
транспортного комплекса;
инженерно-технические системы обеспечения транспортной
безопасности на железнодорожном транспорте.
Данная программа участвует в формировании общих компетенций:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных
жизненных ситуациях;
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
6.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК
7.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК
9.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языках.
Личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания:
Код
личностного
результата
Личностный результат
Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
ЛР 1
ЛР 2
Код
компетенции
в соответствии
с ФГОС
ОК 01.
5
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий
и
участвующий
в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию
в
сетевой
среде
личностного
и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских
движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции
культурных
традиций
и
ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий
уважение
к
эстетическим
обладающий основами эстетической культуры.
ценностям,
ОК 01., 06., 08.
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 10
ОК 01., 03., 06.
ОК 01., 04.,
08., 09.
ОК 01., 08.
ОК 03., 06.
ОК 01., 06., 08.
ОК 01., 06.
ОК 01., 02.,
03., 08.
ОК 03., 05., 09.
ЛР 11
ОК 08.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в
ЛР 12
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от
ОК 03., 08.
отношений со своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым
качествам личности
6
Способный при взаимодействии с другими людьми достигать
поставленных целей, стремящийся к формированию в
ЛР 13
ОК. 04
железнодорожной
отрасли
личностного
роста
как
профессионала.
Способный ставить перед собой цели для решения возникающих
профессиональных задач, подбирать способы решения и
ЛР 14
ОК. 01
средства развития, в том числе с использованием
информационных технологий.
Содействующий формированию положительного образа и
ЛР 15
ОК. 06
поддержанию престижа своей профессии.
Способный искать и находить необходимую информацию
используя разнообразные технологии ее поиска, для решения
ЛР 16
ОК. 02
возникающих в процессе производственной деятельности
проблем на железнодорожном транспорте.
Способный выдвигать альтернативные варианты действий с
целью
выработки
новых
оптимальных
алгоритмов;
ЛР 17
ОК. 02
позиционирующий себя в сети как результативный и
привлекательный участник трудовых отношений.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Понимающий значение результатов собственного труда для
ЛР 19
ОК. 01
развития экономики Алтайского края.
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех
ЛР 20
ОК 03
сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые
ЛР 21
ОК. 02
методы и способы выполнения профессиональных задач.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
ЛР 22
ОК. 03
деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
ЛР 29
ОК. 01
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач,
ЛР30
ОК. 02
оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
ЛР 31
ОК. 03
и нести за них ответственность.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных
ЛР 32
ОК. 04
задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
ЛР 33
ОК. 05
профессиональной деятельности.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
ЛР 35
ОК. 07
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
ЛР 36
ОК. 08
планировать повышение квалификации.
7
1.4 Рекомендуемое количество часов
программы учебной дисциплины:
числе:
числе:
на
Очная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося
освоение
рабочей
— 70 часов, в том
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося — 24 часа.
Заочная форма обучения
максимальной учебной нагрузки обучающегося
— 70 часов, в том
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 8 часов;
самостоятельной работы обучающегося — 62 часа.
8
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
подготовка сообщений, рефератов, докладов, презентаций;
работа с конспектом
оформление практических занятий
Объем часов
70
46
6
24
12
8
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Заочная форма обучения
Виды учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
Практические занятия
Самостоятельная работа
В том числе:
подготовка сообщений, рефератов, презентаций;
подготовка к ответам на контрольные вопросы, зачетам по
темам
Объем часов
70
8
2
62
6
56
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
9
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Очная форма обучения
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1. Основные понятия и
общие положения нормативной
правовой базы в сфере
транспортной безопасности
Тема 1.1. Основные понятия, цели
и
задачи
обеспечения
транспортной безопасности
Тема 1.2 Категорирование и
уровни безопасности объектов
транспортной инфраструктуры
и
транспортных
средств
железнодорожного транспорта
Содержание учебного материала, практические занятия, контрольные работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
Объем
часов
3
36
Уровень
освоения
4
Содержание учебного материала
Основные понятия в сфере транспортной безопасности
акт незаконного вмешательства;
категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности;
объекты и субъекты транспортной инфраструктуры;
обеспечение транспортной безопасности;
оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
перевозчик;
транспортная безопасность;
транспортные средства;
транспортный комплекс;
уровень безопасности.
Цели обеспечения транспортной безопасности. Основные задачи обеспечения транспортной безопасности
Практическое занятие
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
Содержание учебного материала
Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств. Количественные показатели критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств железнодорожного транспорта. Информирование субъекта транспортной
инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории. Уровни безопасности объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Порядок их объявления (установления)
Практическое занятие
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений и докладов по теме: «Объекты транспортной инфраструктуры в сфере моей
профессиональной деятельности в соответствии с 16-ФЗ. Что является субъектами транспортной
инфраструктуры в отношении данных объектов транспортной инфраструктуры»
4
2
2
6
2
4
10
Продолжение
1
Тема 1.3. Ограничения при
приеме
на
работу,
непосредственно связанную с
обеспечением
транспортной
безопасности
Тема 1.4. Информационное
обеспечение в области
транспортной безопасности.
Тема 1.5. Права и обязанности
субъектов
транспортной
инфраструктуры
и
перевозчиков
в
области
обеспечения
транспортной
безопасности.
2
Содержание учебного материала
Перечень работ непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Перечень ограничений
при приеме на работу, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Практическое занятие
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
Содержание учебного материала
Общие сведения об информационном обеспечении в области транспортной безопасности. Единая
государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности. Порядок
получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам
обеспечения транспортной безопасности. Порядок информирования субъектами транспортной
инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного
вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Практическое занятие
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом
3
2
Содержание учебного материала
Основные права субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения
транспортной безопасности. Основные обязанности транспортной инфраструктуры и перевозчиков в
области обеспечения транспортной безопасности. Основные обязанности транспортной
инфраструктуры на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств различных
категорий при различных уровнях безопасности.
Практическое занятие
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
6
4
2
2
6
2
2
2
2
Работа с литературой
11
Продолжение
1
Раздел
2.
Обеспечение
транспортной безопасности на
железнодорожном транспорте
2
3
34
4
Тема 2.1 Акты незаконного
вмешательства в деятельность
объектов
транспортной
инфраструктуры
и
транспортных
средств
железнодорожного транспорта
Содержание учебного материала
Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Статистика
актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных
средств железнодорожного транспорта. Мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры и
транспортных средств железнодорожного транспорта, связанные с обеспечением транспортной
безопасности в профессиональной деятельности. Возможные последствия совершения актов
незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств
железнодорожного транспорта.
Практическое занятие 1
Порядок действий при угрозе совершения и совершении акта незаконного вмешательства на
объектах транспортной инфраструктуры транспортных средств железнодорожного транспорта в
профессиональной деятельности.
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов и презентаций по теме «Последствия террористических актов на транспорте в
РФ и в других государствах». Оформление практического занятия.
Содержание учебного материала
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств. Сведения, отражаемые в плане обеспечения
транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств.
Практическое занятие 2
Порядок разработки плана по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта в профессиональной
деятельности
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Оформление практического занятия
6
2
Тема 2.2. Основы планирования
мероприятий по обеспечению
транспортной безопасности на
объектах транспортной
инфраструктуры и
транспортных средствах
железнодорожного транспорта
2
4
4
2
2
2
12
Продолжение
1
Тема
2.3.
Инженернотехнические
системы
обеспечения
транспортной
безопасности
на
железнодорожном транспорте
Тема 2.4. Основы наблюдения и
собеседования с физическими
лицами для выявления
подготовки к совершению акта
незаконного вмешательства или
совершения акта незаконного
вмешательства на
железнодорожном транспорте
(профайлинг)
Итого
2
Содержание учебного материала
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности применяемые на
железнодорожном транспорте. Технические средства видеонаблюдения (мониторинг, обнаружение,
идентификация, распознание). Система охранной сигнализации. Технические средства досмотра
пассажиров, ручной клади и грузов:
- ручной металлообнаружитель;
- стационарный многозонный металлообнаружитель;
- стационарные рентгеновские установки конвейерного типа;
- портативный обнаружитель паров взрывчатых веществ.
Технические средства радиационного контроля. Взрывозащитные средства. Новые разработки в
сфере технических средств обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном
транспорте.
Практическое занятие
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов и презентаций на тему: «Инженерно-технические системы обеспечения
транспортной безопасности на железнодорожном транспорте», «Лицензирование средств досмотра
обеспечивающих транспортную безопасность»
Содержание учебного материала
Теоретические основы метода визуальной диагностики психоэмоционального состояния человека.
Психотипы личности. Внешние признаки и особенности поведения. Типовые модели поведения
нарушителей. Порядок проведения собеседований с физическими лицами для выявления подготовки к
совершению акта незаконного вмешательства или совершения акта незаконного вмешательства на
объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств в профессиональной
деятельности.
Практическое занятие 3
Составление психологического портрета потенциального нарушителя.
Лабораторное занятие
Самостоятельная работа обучающихся
Оформление работы
3
2
4
3
4
4
2
2
2
70
13
Наименование разделов
1
Раздел1. Основные понятия и
общие положения
нормативной правовой базы в
сфере транспортной
безопасности
Тема 1.1. Основные понятия
цели и задачи обеспечения
транспортной безопасности
Тема 1.2 Категорирование и
уровни безопасности объектов
транспортной
инфраструктуры и
транспортных средств
железнодорожного транспорта
Тема 1.3 Ограничения при
приеме на работу ,
непосредственно связанной с
обеспечением транспортной
Заочная форма обучения
Содержание учебного материала, практические занятия, Самостоятельная работа
обучающихся
2
Объем
часов
3
Уровень
освоения
4
29
Содержание учебного материала
Основные понятия в сфере транспортной безопасности:
-акт незаконного вмешательства;
-категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ;
-компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности ;
-объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортной безопасности ;
-оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ;
-перевозчик;
-транспортные средства, транспортный комплекс;
-уровень безопасности;
Цели обеспечения транспортной безопасности. Основные задачи обеспечения транспортной
безопасности.
Содержание учебного материала
Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств;
Количественные показатели критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств железнодорожного транспорта;
Информирования субъектов транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее
присвоенной категории;
Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств . Порядок
их объявления.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы.
Подготовка сообщений по тематики: « Объекты транспортной инфраструктуры в сфере
профессиональной деятельности в соответствии с федеральным законом 16-ФЗ», «Что является
субъектами транспортной инфраструктуры в отношении данных объектов транспортной
инфраструктуры ».
Содержание учебного материала
Перечень работ непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности .
Перечень ограничений при приеме на работу, непосредственно связанной с обеспечением
транспортной безопасности .
1
2
1
2
10
1
2
14
безопасности
Тема 1.4 Информационное
обеспечение в области
транспортной безопасности
Тема 1.5 Права и обязанности
субъектов транспортной
инфраструктуры и
перевозчиков в области
обеспечения транспортной
безопасности
Раздел 2. Обеспечение
транспортной безопасности на
железнодорожном транспорте
Тема 2.1 Акты незаконного
вмешательства в деятельность
объектов транспортной
инфраструктуры и
транспортных средств
железнодорожного транспорта
Содержание учебного материала
Общие сведения об информационном обеспечении в области транспортной безопасности.
Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности.
Порядок получения субъектами субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками
информации по вопро сам обеспечения транспортной безопасности .
Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об
угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной
инфраструктуры и транспортных средств
Содержание учебного материала
Основные права субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков области обеспечения
транспортной безопасности.
Основные обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков области
обеспечения транспортной безопасности.
Основные обязанности субъектов транспортной инфраструктуры на объектах транспортной
инфраструктуры и транспортных средствах различных категорий при различных уровнях
безопасности.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы.
Подготовка сообщений по тематики: « Моя роль как руководителя субъекта транспортной
инфраструктуры в транспортной безопасности», «Моя роль как ответственного за транспортную
безопасность на объектах транспортной инфраструктуры», «Обеспечение транспортной
безопасности на других видах транспорта».
1
1
2
2
10
41
Содержание учебного материала
Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта .
Статистика актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и
транспортных средствах железнодорожного транспорта.
Мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах
железнодорожного транспорта, связанных с обеспечением транспортной безопасности в путевом
хозяйстве.
Возможные последствия совершения актов незаконного вмешательства на объектах
транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы.
Подготовка сообщений по тематики: « Последствия террористических актов на транспорте РФ и
других государствах
1
2
10
15
Тема 2.2 Основы
планирования мероприятий
по обеспечению транспортной
безопасности на объектах
транспортной
инфраструктуры
Тема 2.3 Инженернотехнические системы
обеспечения транспортной
безопасности на
железнодорожном транспорте
Тема 2.4 Основы наблюдения
и собеседования с
физическими лицами для
выявления подготовки к
совершению акта незаконного
вмешательства или
совершения незаконного
вмешательства на
железнодорожном транспорте
ВСЕГО
Содержание учебного материала
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств.
Сведения, отражаемые в плане обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств.
Утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы.
Содержание учебного материала
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности . применяемые на
железнодорожном транспорте.
Технические средства видеонаблюдения ( мониторинг, обнаружение, идентификация,
распознавание ) .
Система охранной сигнализации.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы.
Подготовка сообщений по тематики:
-технические средства досмотра пассажиров, ручной клади и грузов:
-ручной металлообнаружитель;
-стационарный многозонный металлообнаружитель;
-портативный обнаружительпаров взрывчатых веществ.
Взрывозащитные средства.
Новые разработки в сфере технических средств обеспечения транспортной безопасности на
железнодорожном транспорте.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы. Подготовка к
дифференцированному зачету
1
2
10
1
3
10
10
70
16
3
УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Безопасность жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– комплект учебно-наглядных пособий;
– методические материалы.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Транспортная безопасность: конспект лекций. – М.: ФГБУ ДПО
«Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном
транспорте», 2016. – 89 с. Режим доступа: http://umczdt.ru/books/49/30036/— ЭБ
«УМЦ ЖДТ».
Дополнительные источники:
2.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 195-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
обеспечением транспортной безопасности». Справочно-правовая система
«Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru.
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2007 (ред. от
28.02.2023) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru.
4.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.11.2009
(ред. от 03.02.2020) № 1653-р «Об утверждении перечня работ, связанных с
обеспечением транспортной безопасности». Справочно-правовая система
«Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru.
5.
Приказ Минтранса России от 26.02.2019 N 58 (ред. от 01.11.2021)
"О внесении изменений в Порядок разработки планов обеспечения
транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств, утвержденный приказом Министерства транспорта
Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. N 34, и в Порядок проведения
оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
17
средств, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 12 апреля 2010 г. N 87" (Зарегистрировано в Минюсте России
28.03.2019 N 54201) Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Сайт].
Форма доступа: www.consultant.ru.
6.
Приказ Минтранса РФ N 52, ФСБ РФ N 112, МВД РФ N 134 от
05.03.2010 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов
незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ
02.04.2010 N 16782) Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Сайт].
Форма доступа: www.consultant.ru.
7.
Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ
(ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru.
Интернет-ресурсы:
8. Сайт «СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея,
социальная сеть». Форма доступа: www.scbist.com
9. «Железнодорожный транспорт» (журнал). Форма доступа: www.zdtmagazine.ru
10. «Транспорт России» (газета). Форма доступа: www.transportrussia.ru
11. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. Форма
доступа: www.mintrans.ru
18
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и
практических занятий, тестирования, зачета, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
умения:
- применять нормативную правовую
базу по транспортной безопасности в своей
профессиональной
деятельности;
обеспечивать транспортную безопасность на
объекте
своей
профессиональной
деятельности
(объекты
транспортной
инфраструктуры или транспортные средства
железнодорожного
транспорта).
знания:
нормативной правовой базы в сфере
транспортной
безопасности
на
железнодорожном транспорте;
основных задач, целей и задач
обеспечения транспортной безопасности;
понятий
объектов
транспортной
инфраструктуры и субъектов транспортной
инфраструктуры
(перевозчика),
применяемые в транспортной безопасности;
прав
и
обязанностей
субъектов
транспортной
инфраструктуры
и
перевозчиков
в
сфере
транспортной
безопасности;
категории и критерии категорирования
объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств железнодорожного
транспорта;
основ организации оценки уязвимости
объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств железнодорожного
транспорта;
видов и форм актов незаконного
вмешательства в деятельность транспортного
комплекса;
инженерно-технических
систем
обеспечения транспортной безопасности на
железнодорожном транспорте.
Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
текущий контроль в форме устного опроса по
темам, защиты практических занятий,
ответов
на
контрольные
вопросы,
выполнения
индивидуальных
заданий
(сообщений, презентаций, рефератов)
Промежуточный контроль
дифференцированный зачет.
текущий контроль в форме устного опроса по
темам, защиты практических занятий,
ответов
на
контрольные
вопросы,
выполнения
индивидуальных
заданий
(сообщений, презентаций, рефератов)
Промежуточный контроль
дифференцированный зачет.
19