Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 09 ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 ОДОБРЕНА Цикловой комиссией специальности Техника и технологии наземного транспорта Протокол № 1 от « 29» августа 2024 г. Председатель_____ Е.В. Белоусова Разработана за счет вариативной части на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Утверждена Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________Т.В. Добшикова «30» августа 2024 г. Составитель: Карюкин Д. Ю. преподаватель высшей квалификационной категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске 2 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19 3 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения рабочей программы Программа учебной дисциплины ОП.09 Транспортная безопасность является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке рабочих по профессиям: Оператор по обработке перевозочных документов; Оператор поста централизации; Сигналист; Составитель поездов; Приемосдатчик груза и багажа; Оператор сортировочной горки; Оператор при дежурном по станции. 1.2 Место учебной дисциплины специалистов среднего звена: в структуре подготовки Профессиональный учебный цикл, общепрофессиональная дисциплина. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины — результатам освоения учебной дисциплины: требования к В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: – применять нормативную правовую базу по транспортной безопасности в своей профессиональной деятельности; обеспечивать транспортную безопасность на объекте своей профессиональной деятельности (объекты транспортной инфраструктуры или транспортные средства железнодорожного транспорта). В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: нормативную правовую базу в сфере транспортной безопасности на железнодорожном транспорте; основные задачи, цели и задачи обеспечения транспортной безопасности; понятие объектов транспортной инфраструктуры и субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчика), применяемые в транспортной безопасности; права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в сфере транспортной безопасности; категории и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта; 4 основы организации оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта; виды и формы актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте. Данная программа участвует в формировании общих компетенций: ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания: Код личностного результата Личностный результат Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, ЛР 1 ЛР 2 Код компетенции в соответствии с ФГОС ОК 01. 5 демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим обладающий основами эстетической культуры. ценностям, ОК 01., 06., 08. ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ОК 01., 03., 06. ОК 01., 04., 08., 09. ОК 01., 08. ОК 03., 06. ОК 01., 06., 08. ОК 01., 06. ОК 01., 02., 03., 08. ОК 03., 05., 09. ЛР 11 ОК 08. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в ЛР 12 семье, ухода от родительской ответственности, отказа от ОК 03., 08. отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности 6 Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в ЛР 13 ОК. 04 железнодорожной отрасли личностного роста как профессионала. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и ЛР 14 ОК. 01 средства развития, в том числе с использованием информационных технологий. Содействующий формированию положительного образа и ЛР 15 ОК. 06 поддержанию престижа своей профессии. Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения ЛР 16 ОК. 02 возникающих в процессе производственной деятельности проблем на железнодорожном транспорте. Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; ЛР 17 ОК. 02 позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Понимающий значение результатов собственного труда для ЛР 19 ОК. 01 развития экономики Алтайского края. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех ЛР 20 ОК 03 сферах своей деятельности. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые ЛР 21 ОК. 02 методы и способы выполнения профессиональных задач. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной ЛР 22 ОК. 03 деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Понимать сущность и социальную значимость своей будущей ЛР 29 ОК. 01 профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, ЛР30 ОК. 02 оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях ЛР 31 ОК. 03 и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных ЛР 32 ОК. 04 задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии в ЛР 33 ОК. 05 профессиональной деятельности. Брать на себя ответственность за работу членов команды ЛР 35 ОК. 07 (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно ЛР 36 ОК. 08 планировать повышение квалификации. 7 1.4 Рекомендуемое количество часов программы учебной дисциплины: числе: числе: на Очная форма обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося освоение рабочей — 70 часов, в том обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 46 часов; самостоятельной работы обучающегося — 24 часа. Заочная форма обучения максимальной учебной нагрузки обучающегося — 70 часов, в том обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 8 часов; самостоятельной работы обучающегося — 62 часа. 8 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: подготовка сообщений, рефератов, докладов, презентаций; работа с конспектом оформление практических занятий Объем часов 70 46 6 24 12 8 4 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Заочная форма обучения Виды учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе: Практические занятия Самостоятельная работа В том числе: подготовка сообщений, рефератов, презентаций; подготовка к ответам на контрольные вопросы, зачетам по темам Объем часов 70 8 2 62 6 56 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 9 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Очная форма обучения Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Основные понятия и общие положения нормативной правовой базы в сфере транспортной безопасности Тема 1.1. Основные понятия, цели и задачи обеспечения транспортной безопасности Тема 1.2 Категорирование и уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта Содержание учебного материала, практические занятия, контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся 2 Объем часов 3 36 Уровень освоения 4 Содержание учебного материала Основные понятия в сфере транспортной безопасности акт незаконного вмешательства; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности; объекты и субъекты транспортной инфраструктуры; обеспечение транспортной безопасности; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; перевозчик; транспортная безопасность; транспортные средства; транспортный комплекс; уровень безопасности. Цели обеспечения транспортной безопасности. Основные задачи обеспечения транспортной безопасности Практическое занятие Лабораторное занятие Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом Содержание учебного материала Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Количественные показатели критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Информирование субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Порядок их объявления (установления) Практическое занятие Лабораторное занятие Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений и докладов по теме: «Объекты транспортной инфраструктуры в сфере моей профессиональной деятельности в соответствии с 16-ФЗ. Что является субъектами транспортной инфраструктуры в отношении данных объектов транспортной инфраструктуры» 4 2 2 6 2 4 10 Продолжение 1 Тема 1.3. Ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности Тема 1.4. Информационное обеспечение в области транспортной безопасности. Тема 1.5. Права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности. 2 Содержание учебного материала Перечень работ непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Перечень ограничений при приеме на работу, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Практическое занятие Лабораторное занятие Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом Содержание учебного материала Общие сведения об информационном обеспечении в области транспортной безопасности. Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности. Порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности. Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Практическое занятие Лабораторное занятие Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом 3 2 Содержание учебного материала Основные права субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности. Основные обязанности транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности. Основные обязанности транспортной инфраструктуры на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств различных категорий при различных уровнях безопасности. Практическое занятие Лабораторное занятие Самостоятельная работа обучающихся 6 4 2 2 6 2 2 2 2 Работа с литературой 11 Продолжение 1 Раздел 2. Обеспечение транспортной безопасности на железнодорожном транспорте 2 3 34 4 Тема 2.1 Акты незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта Содержание учебного материала Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Статистика актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, связанные с обеспечением транспортной безопасности в профессиональной деятельности. Возможные последствия совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Практическое занятие 1 Порядок действий при угрозе совершения и совершении акта незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры транспортных средств железнодорожного транспорта в профессиональной деятельности. Лабораторное занятие Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов и презентаций по теме «Последствия террористических актов на транспорте в РФ и в других государствах». Оформление практического занятия. Содержание учебного материала Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Сведения, отражаемые в плане обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Практическое занятие 2 Порядок разработки плана по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта в профессиональной деятельности Лабораторное занятие Самостоятельная работа обучающихся Оформление практического занятия 6 2 Тема 2.2. Основы планирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта 2 4 4 2 2 2 12 Продолжение 1 Тема 2.3. Инженернотехнические системы обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте Тема 2.4. Основы наблюдения и собеседования с физическими лицами для выявления подготовки к совершению акта незаконного вмешательства или совершения акта незаконного вмешательства на железнодорожном транспорте (профайлинг) Итого 2 Содержание учебного материала Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности применяемые на железнодорожном транспорте. Технические средства видеонаблюдения (мониторинг, обнаружение, идентификация, распознание). Система охранной сигнализации. Технические средства досмотра пассажиров, ручной клади и грузов: - ручной металлообнаружитель; - стационарный многозонный металлообнаружитель; - стационарные рентгеновские установки конвейерного типа; - портативный обнаружитель паров взрывчатых веществ. Технические средства радиационного контроля. Взрывозащитные средства. Новые разработки в сфере технических средств обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте. Практическое занятие Лабораторное занятие Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов и презентаций на тему: «Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте», «Лицензирование средств досмотра обеспечивающих транспортную безопасность» Содержание учебного материала Теоретические основы метода визуальной диагностики психоэмоционального состояния человека. Психотипы личности. Внешние признаки и особенности поведения. Типовые модели поведения нарушителей. Порядок проведения собеседований с физическими лицами для выявления подготовки к совершению акта незаконного вмешательства или совершения акта незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств в профессиональной деятельности. Практическое занятие 3 Составление психологического портрета потенциального нарушителя. Лабораторное занятие Самостоятельная работа обучающихся Оформление работы 3 2 4 3 4 4 2 2 2 70 13 Наименование разделов 1 Раздел1. Основные понятия и общие положения нормативной правовой базы в сфере транспортной безопасности Тема 1.1. Основные понятия цели и задачи обеспечения транспортной безопасности Тема 1.2 Категорирование и уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта Тема 1.3 Ограничения при приеме на работу , непосредственно связанной с обеспечением транспортной Заочная форма обучения Содержание учебного материала, практические занятия, Самостоятельная работа обучающихся 2 Объем часов 3 Уровень освоения 4 29 Содержание учебного материала Основные понятия в сфере транспортной безопасности: -акт незаконного вмешательства; -категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ; -компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности ; -объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортной безопасности ; -оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ; -перевозчик; -транспортные средства, транспортный комплекс; -уровень безопасности; Цели обеспечения транспортной безопасности. Основные задачи обеспечения транспортной безопасности. Содержание учебного материала Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; Количественные показатели критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта; Информирования субъектов транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории; Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств . Порядок их объявления. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений по тематики: « Объекты транспортной инфраструктуры в сфере профессиональной деятельности в соответствии с федеральным законом 16-ФЗ», «Что является субъектами транспортной инфраструктуры в отношении данных объектов транспортной инфраструктуры ». Содержание учебного материала Перечень работ непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности . Перечень ограничений при приеме на работу, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности . 1 2 1 2 10 1 2 14 безопасности Тема 1.4 Информационное обеспечение в области транспортной безопасности Тема 1.5 Права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности Раздел 2. Обеспечение транспортной безопасности на железнодорожном транспорте Тема 2.1 Акты незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта Содержание учебного материала Общие сведения об информационном обеспечении в области транспортной безопасности. Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности. Порядок получения субъектами субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопро сам обеспечения транспортной безопасности . Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств Содержание учебного материала Основные права субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков области обеспечения транспортной безопасности. Основные обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков области обеспечения транспортной безопасности. Основные обязанности субъектов транспортной инфраструктуры на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах различных категорий при различных уровнях безопасности. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений по тематики: « Моя роль как руководителя субъекта транспортной инфраструктуры в транспортной безопасности», «Моя роль как ответственного за транспортную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры», «Обеспечение транспортной безопасности на других видах транспорта». 1 1 2 2 10 41 Содержание учебного материала Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта . Статистика актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта. Мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта, связанных с обеспечением транспортной безопасности в путевом хозяйстве. Возможные последствия совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений по тематики: « Последствия террористических актов на транспорте РФ и других государствах 1 2 10 15 Тема 2.2 Основы планирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Тема 2.3 Инженернотехнические системы обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте Тема 2.4 Основы наблюдения и собеседования с физическими лицами для выявления подготовки к совершению акта незаконного вмешательства или совершения незаконного вмешательства на железнодорожном транспорте ВСЕГО Содержание учебного материала Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Сведения, отражаемые в плане обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы. Содержание учебного материала Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности . применяемые на железнодорожном транспорте. Технические средства видеонаблюдения ( мониторинг, обнаружение, идентификация, распознавание ) . Система охранной сигнализации. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений по тематики: -технические средства досмотра пассажиров, ручной клади и грузов: -ручной металлообнаружитель; -стационарный многозонный металлообнаружитель; -портативный обнаружительпаров взрывчатых веществ. Взрывозащитные средства. Новые разработки в сфере технических средств обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, учебной и дополнительной литературы. Подготовка к дифференцированному зачету 1 2 10 1 3 10 10 70 16 3 УСЛОВИЯ ДИСЦИПЛИНЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 3.1 Материально-техническое обеспечение Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности». Оборудование учебного кабинета: – посадочные места по количеству обучающихся; – рабочее место преподавателя; – комплект учебно-наглядных пособий; – методические материалы. Технические средства обучения: – компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор. 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Транспортная безопасность: конспект лекций. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. – 89 с. Режим доступа: http://umczdt.ru/books/49/30036/— ЭБ «УМЦ ЖДТ». Дополнительные источники: 2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности». Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru. 3. Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2007 (ред. от 28.02.2023) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru. 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 (ред. от 03.02.2020) № 1653-р «Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности». Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru. 5. Приказ Минтранса России от 26.02.2019 N 58 (ред. от 01.11.2021) "О внесении изменений в Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. N 34, и в Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных 17 средств, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 87" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.03.2019 N 54201) Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru. 6. Приказ Минтранса РФ N 52, ФСБ РФ N 112, МВД РФ N 134 от 05.03.2010 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2010 N 16782) Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru. 7. Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Сайт]. Форма доступа: www.consultant.ru. Интернет-ресурсы: 8. Сайт «СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть». Форма доступа: www.scbist.com 9. «Железнодорожный транспорт» (журнал). Форма доступа: www.zdtmagazine.ru 10. «Транспорт России» (газета). Форма доступа: www.transportrussia.ru 11. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. Форма доступа: www.mintrans.ru 18 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, зачета, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) умения: - применять нормативную правовую базу по транспортной безопасности в своей профессиональной деятельности; обеспечивать транспортную безопасность на объекте своей профессиональной деятельности (объекты транспортной инфраструктуры или транспортные средства железнодорожного транспорта). знания: нормативной правовой базы в сфере транспортной безопасности на железнодорожном транспорте; основных задач, целей и задач обеспечения транспортной безопасности; понятий объектов транспортной инфраструктуры и субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчика), применяемые в транспортной безопасности; прав и обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в сфере транспортной безопасности; категории и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта; основ организации оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта; видов и форм актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения текущий контроль в форме устного опроса по темам, защиты практических занятий, ответов на контрольные вопросы, выполнения индивидуальных заданий (сообщений, презентаций, рефератов) Промежуточный контроль дифференцированный зачет. текущий контроль в форме устного опроса по темам, защиты практических занятий, ответов на контрольные вопросы, выполнения индивидуальных заданий (сообщений, презентаций, рефератов) Промежуточный контроль дифференцированный зачет. 19