ОП.07 Охрана труда

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОХРАНА ТРУДА
для специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам)
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2023

ОДОБРЕНА
цикловой комиссией Техника и технологии
наземного транспорта
Протокол № 1 от « 30 » августа 2023 г.
Председатель ______ Е.В. Белоусова

Разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта по
специальности
среднего
профессионального
образования
23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте
Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________Т.В. Добшикова
« 31 » августа 2023 г.

Составитель: Карюкина Е.М., преподаватель высшей квалификационной
категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

1.ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

4

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Охрана труда является
частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании по профессиям:
Оператор по обработке перевозочных документов;
Оператор сортировочной горки;
Оператор при дежурном по станции;
Приемосдатчик груза и багажа;
Оператор поста централизации;
Сигналист;
Составитель поездов.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена:
Профессиональный учебный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
–проводить анализ
травмоопасных и вредных факторов в сфере
профессиональной деятельности;
– использовать индивидуальные и коллективные средства защиты;
– осуществлять производственный инструктаж рабочих,
проводить
мероприятия по выполнению охраны труда и производственной санитарии,
эксплуатации оборудования и контролировать их соблюдение;
– вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать
сроки её заполнения и условия хранения;
– проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе
оценку условий труда и травмобезопасности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– законодательство в области охраны труда;
– особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере
профессиональной деятельности;
– правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в
организации;
– правила охраны труда, промышленной санитарии;
– меры предупреждения пожаров и взрывов, действий токсичных
веществ на организм человека;

– меры предупреждения пожаров и взрывов, действий токсичных
веществ на организм человека;
– права и обязанности работников в области охраны труда.
Учебная дисциплина участвует в формировании общих компетенций
(ОК):
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных
жизненных ситуациях;
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК
7.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК
9.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языках.
Учебная дисциплина участвует в формировании профессиональных
компетенций (ПК):
ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса
с применением современных информационных технологий управления
перевозками.
ПК 1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности
перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях
нестандартных и аварийных ситуаций.
ПК 1.3. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.
ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и
организации перевозочного процесса.
ПК
2.2.
Обеспечивать
безопасность
движения
и
решать
профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых

документов.
ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
ПК 3.1. Организовывать
работу
персонала
по
обработке
перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги,
предоставляемые транспортными организациями.
ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками
на основе логистической концепции и организовывать рациональную
переработку грузов.
ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные
положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и
перевозчика.
Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат

Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий
и
участвующий
в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию
в
сетевой
среде
личностного
и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских
движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

Код
личностного
результата

Код
компетенции
в соответствии с
ФГОС

ЛР 1

ОК 06

ЛР 2

ОК 06

ЛР 3

ОК 01., 03., 06.

ЛР 4

ОК 01., 04.,
08., 09.

ЛР 5

ОК 01., 08.

ЛР 6

ОК 03., 06.

ЛР 7

ОК 01., 06., 08.
6

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции
культурных
традиций
и
ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий
уважение
к
эстетическим
ценностям,
обладающий основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от
отношений со своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты

ЛР 8

ОК 01., 06.

ЛР 9

ОК 01., 02.,
03., 08.

ЛР 10

ОК 03., 05., 09.

ЛР 11

ОК 08.

ЛР 12

ОК 03., 08.

реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым
качествам личности
Способный при взаимодействии с другими людьми достигать
поставленных целей, стремящийся к формированию в
железнодорожной
отрасли
личностного
роста
как
профессионала.
Способный ставить перед собой цели для решения возникающих
профессиональных задач, подбирать способы решения и
средства развития, в том числе с использованием
информационных технологий.
Содействующий формированию положительного образа и
поддержанию престижа своей профессии.
Способный искать и находить необходимую информацию
используя разнообразные технологии ее поиска, для решения
возникающих в процессе производственной деятельности
проблем на железнодорожном транспорте.
Способный выдвигать альтернативные варианты действий с
целью
выработки
новых
оптимальных
алгоритмов;
позиционирующий себя в сети как результативный и
привлекательный участник трудовых отношений.

ЛР 13

ОК 04, 06, 08.

ЛР 14

ОК 05, 08.

ЛР 15

ОК 01.

ЛР 16

ОК 04, 05, 09.

ЛР 17

ОК 09.

Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех
ЛР 18
ОК 03, 08
сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и

ЛР 19

ОК 02.

ЛР 20

ОК 02.
7

итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины
Очная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 93 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 62 часов;
самостоятельной работы обучающегося — 31 часов.
Заочная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 93 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 12 часов;
самостоятельной работы обучающегося — 81 часа.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
подготовка сообщений, рефератов презентаций;
проработка конспектов занятий, учебных изданий и
специальной технической литературы;
подготовка к ответам на контрольные вопросы, зачетам по
темам, экзамену

Объем часов
93
62
4
10
31

Итоговая аттестация в форме экзамена

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия

Объем часов
93
12
4
8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
подготовка сообщений, рефератов презентаций;
проработка конспектов занятий, учебных изданий и
специальной технической литературы;
подготовка к ответам на контрольные вопросы, зачетам по
темам, экзамену

81

Итоговая аттестация в форме экзамена

9

Наименование
разделов и тем

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Очная форма обучения

Содержание учебного материала, лабораторные Объем
и практические занятия,
часов Уровень
самостоятельная работа обучающихся
освоения
1
2
3
4
Введение
1
Содержание учебного материала
2
Цели, задачи и содержание дисциплины «Охрана
труда».
1
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и
специальной технической литературы.
Раздел 1. Правовые
25
и организационные
основы охраны
труда
Тема 1.1. Основы
4
1
Содержание учебного материала
трудового
Трудовой кодекс РФ; федеральные, межотраслевые,
законодательства
отраслевые нормативные правовые акты по охране
труда. Обязанности работодателя по обеспечению
безопасных условий труда. Права и обязанности
работников
в
области
охраны
труда.
Ответственность за нарушение законодательства по
охране труда.
3
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и
специальной технической литературы.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Составные части охраны труда.
Основные направления государственной политики в
области охраны труда.
Труд женщин и подростков в трудовом
законодательстве.
Какие льготы и компенсации предоставляются
работникам при выполнении работ с вредными и
опасными условиями труда?
Тема 1.2.
4
1
Содержание учебного материала
Организация
Управление охраной труда на железнодорожном
управления
транспорте. Государственный надзор за охраной
охраной труда
труда. Ведомственный надзор и контроль.
на предприятии
Общественный
контроль.
Трехступенчатый
контроль охраны труда на предприятиях.
Порядок обучения по охране труда; инструктажи и
проверка знаний по охране труда. Выполнение
операций
по
осуществлению
перевозочного
процесса
с
применением
современных
информационных
технологий
управления
перевозками.
Оформление
документов,
регламентирующих организацию перевозочного
процесса.
3
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий. учебных изданий и
10

Тема 1.3. Анализ
производственного
травматизма и
профессиональных
заболеваний

Раздел 2. Гигиена
труда и
производственная
санитария
Тема 2.1.Факторы
труда и
производственной
среды

специальной технической литературы.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Виды инструктажей, цель и правила их проведения.
Рабочая зона и рабочее место.
Виды ответственности.
Коллективный договор и его роль в улучшении
условий труда на предприятии.
Содержание учебного материала
Специфика условий труда железнодорожников.
Классификация
опасных
и
вредных
производственных факторов.
Анализ травматизма и профзаболеваний.
Служебное
и
специальное
расследования
производственного травматизма и профзаболеваний.
Основные меры предупреждения травматизма и
профзаболеваний. Организация работы персонала
по обеспечению безопасности перевозок и выбору
оптимальных решений при работах в условиях
нестандартных и аварийных ситуаций.
Практическое занятие - 1
Расследование несчастных случаев на производстве.
Оформление акта формы Н-1.
Практическое занятие - 2
Расчет показателей производственного травматизма.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и
специальной технической литературы.
Подготовка к ответам на контрольные вопросы по
темам:
Классификация
опасных
и
вредных
производственных факторов.
Анализ травматизма и профзаболеваний.
Основные меры предупреждения травматизма и
профзаболеваний.

4

2

2

2
3

13

Содержание учебного материала
Работоспособность, утомление. меры повышения
работоспособности. Параметры микроклимата и
воздушной среды на производстве. Меры
оздоровления воздушной среды. Шум, вибрация,
ультразвук. инфразвук. Источники. параметры,
воздействие на организм человека, меры защиты.
Электромагнитные и ионизирующие излучения.
Источники, параметры, воздействие на организм
человека,
меры
защиты.
Производственное
освещение,
Основные
светотехнические
характеристики. Виды и системы освещения.
Нормирование. Источники света и осветительные
приборы.
Лабораторное занятие – 1

6

2

2
11

Раздел 3. Основы
пожарной
безопасности.
Тема 3.1.Основные
причины пожаров.
Меры
профилактики и
пожаротушения.

Раздел 4.
Обеспечение
безопасных
условий труда
Тема 4.1. Основы
безопасности
работников
железнодорожного
транспорта при
нахождении на
путях

Определение
параметров
микроклимата
в
помещении.
2
Лабораторное занятие – 2
Измерение освещенности на рабочих местах.
3
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и
специальной технической литературы.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Параметры окружающей среды, влияющие на
теплообмен человека.
Комфортные
и
дискомфортные
условия
окружающей среды.
Оптимальные
и
допустимые
параметры
микроклимата.
Санитарно-защитные зоны, их использование.
Классификация
опасных
и
вредных
производственных факторов.
9
4
Содержание учебного материала
Федеральный закон о пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности РФ–ППБО 1–
03.Основные причины пожаров на объектах
железнодорожного транспорта. Основные сведения
о горении. Способы и средства тушения пожаров,
меры их предупреждения. Пожарная техника.
Пожарные поезда.
2
Практическое занятие – 3
«Разработать план эвакуации для участка работ.
Рассчитать
количество
первичных
средств
пожаротушения. Исследовать действие первичных
средств пожаротушения»
3
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и
специальной технической литературы.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Изучение Федерального закона РФ от 21.12.1994г.
№69-ФЗ «О пожарной безопасности»
43

2

8
Содержание учебного материала
Основные требования по охране труда при
нахождении на путях. Требования безопасности при
производстве работ на участках пути при движении
поездов. Требования безопасности при производстве
работ на электрифицированных участках пути.
Работа на путях в зимних условиях.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и

1

12

Тема 4.2. Электробезопасность

Тема 4.3.
Требования
безопасности при
эксплуатации
машин,
механизмов и
подвижного
состава.
Безопасность
проведения
подъемнотранспортных и
погрузочноразгрузочных
работ.
Тема 4.4.
Требования
охраны труда и
безопасные

специальной технической литературы.
Подготовка к ответам на контрольные вопросы по
темам:
Основные требования по охране труда при
нахождении на путях.
Требования безопасности при производстве работ
на участках пути при движении поездов.
Работа на путях в зимних условиях.
Содержание учебного материала
Действие электрического тока на организм
человека.
Критерии
электробезопасности.
Особенности и виды поражения электрическим
током. Опасность прикосновения к токоведущим
частям.
Опасность
шагового
напряжения.
Классификация
помещений
по
опасности
поражения людей электрическим током. Защита от
статического и атмосферного электричества. Защита
от наведенных напряжений. Технические средства
по предупреждению поражения электрическим
током.
Практическое занятие – 4
Оказание
первой
(доврачебной)
помощи
пострадавшему от электрического тока.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и
специальной технической литературы.
Подготовка к ответам на контрольные вопросы по
темам:
Действие электрического тока на организм
человека.
Критерии электробезопасности.
Опасность прикосновения к токоведущим частям.
Классификация
помещений
по
опасности
поражения людей электрическим током.
Содержание учебного материала
Требования
безопасности
при
эксплуатации
грузоподъемных машин и механизмов. Требования
к обслуживающему персоналу. Погрузка и выгрузка
тяжеловесных и негабаритных грузов. Нормы и
требования при перемещении тяжестей вручную.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий,учебных изданий и
специальной технической литературы.
Подготовка реферата в соответствии с содержанием
учебного материала по заданию преподавателя.

Содержание учебного материала
Требования
охраны
труда
в
документах,
регламентирующих
работу
станции
в
технологическом процессе. Обеспечение охраны

6

2

2

3

2

1

4

8

2

13

приемы работы по
специальности.

труда при закреплении подвижного состава на
станциях. Порядок
ограждения составов поездов и отдельных групп
вагонов на станционных путях, требования к охране
труда.
Последовательность
операции
по
закреплению вагонов. Охрана труда работников,
связанных
с
перевозкой
опасных
грузов.
Классификация
опасных
грузов.
Порядок
ликвидации аварийных ситуаций с опасными
грузами. Правила охраны труда при перевозке
опасных грузов. Условия труда при применении
современных
информационных
технологий
управления перевозками. Вредные и опасные факторы на компьютеризированных рабочих местах.
Меры защиты. Организация работы персонала по
планированию и технологическому обслуживанию
перевозочного процесса на железнодорожном
транспорте и обеспечение безопасности движения
при решении профессиональных задач посредством
применения нормативно-правовых документов.
Практическое занятие – 5
Разработать
порядок
действий
работников
железнодорожного
транспорта
в
аварийных
ситуациях
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий. учебных изданий и
специальной технической литературы.
Подготовка к ответам на контрольные вопросы по
темам:
Обеспечение охраны труда при закреплении
подвижного состава на станциях.
Охрана труда работников, связанных с перевозкой
опасных грузов.
Правила безопасности при перевозке опасных
грузов.
Условия труда при применении современных
информационных
технологий
управления
перевозками.
Всего

2

4

93

14

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Заочная форма обучения
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и Объем Уровень
практические занятия,
часов освоения
самостоятельная работа обучающихся
1
2
3
4
Введение
4
1
Самостоятельная работа обучающихся
Цели, задачи и содержание дисциплины «Охрана
труда».
Проработка конспекта занятия, учебных изданий.
Раздел 1. Правовые
24
и организационные
основы охраны
труда
Тема 1.1. Основы
6
Самостоятельная работа обучающихся
трудового
Трудовой кодекс РФ; федеральные, межотраслевые,
законодательства
отраслевые нормативные правовые акты по охране
труда. Обязанности работодателя по обеспечению
безопасных условий труда. Права и обязанности
работников в области охраны труда. Ответственность
за нарушение законодательства по охране труда.
Работа с литературой – составление конспекта.
Ответы на контрольные вопросы учебника.
Написание домашней контрольной работы.
Тема 1.2.
2
Содержание учебного материала
Управление охраной труда на железнодорожном
Организация
транспорте. Государственный надзор за охраной труда.
управления охВедомственный надзор и контроль. Общественный
раной труда на
контроль. Трехступенчатый контроль охраны труда на
предприятии
предприятиях. Порядок обучения по охране труда;
инструктажи и проверка знаний по охране труда.
Выполнение
операций
по
осуществлению
перевозочного процесса с применением современных
информационных технологий управления перевозками.
Оформление
документов,
регламентирующих
организацию перевозочного процесса.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с литературой – составление конспекта.
Ответы на контрольные вопросы учебника.
Написание домашней контрольной работы.
Тема 1.3. Анализ
2
Содержание учебного материала
производственного Специфика условий труда железнодорожников.
травматизма и
Классификация опасных и вредных производственных
профессиональных факторов. Анализ травматизма и профзаболеваний.
заболеваний
Служебное
и
специальное
расследования
производственного травматизма и профзаболеваний.
Основные меры предупреждения травматизма и
профзаболеваний. Организация работы персонала по
обеспечению безопасности перевозок и выбору
оптимальных решений при работах в условиях
нестандартных и аварийных ситуаций.
15

Раздел 2. Гигиена
труда и
производственная
санитария
Тема 2.1.Факторы
труда и
производственной
среды

Раздел 3. Основы
пожарной
безопасности.
Тема 3.1.Основные
причины пожаров.
Меры
профилактики и
пожаротушения.

Раздел 4.
Обеспечение
безопасных
условий труда

Практическое занятие - 1
Расследование несчастных случаев на производстве.
Оформление акта формы Н-1.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с литературой – составление конспекта.
Ответы на контрольные вопросы учебника.
Написание домашней контрольной работы.

2

2

8

10

Самостоятельная работа обучающихся
Работоспособность, утомление. меры повышения
работоспособности. Параметры микроклимата и
воздушной среды на производстве. Меры оздоровления
воздушной среды. Шум, вибрация, ультразвук,
параметры, воздействие на организм человека, меры
защиты.
Электромагнитные
и
ионизирующие
излучения. Источники, параметры, воздействие на
организм человека, меры защиты. Производственное
освещение,
Основные
светотехнические
характеристики. Виды и системы освещения.
Нормирование. Источники света и осветительные
приборы.
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и
специальной технической литературы.
Ответы на контрольные вопросы учебника.
Написание домашней контрольной работы.

10

2

12
Содержание учебного материала
Федеральный закон о пожарной безопасности. Правила
пожарной безопасности РФ–ППБО 1–03.Основные
причины пожаров на объектах железнодорожного
транспорта. Основные сведения о горении. Способы и
средства тушения пожаров, меры их предупреждения.
Пожарная техника. Пожарные поезда.
Практическое занятие – 2
«Разработать план эвакуации для участка работ.
Рассчитать
количество
первичных
средств
пожаротушения. Исследовать действие первичных
средств пожаротушения»
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий,учебных изданий.
Изучение Федерального закона РФ от 21.12.1994г.
№69-ФЗ «О пожарной безопасности»

2

1

2

2

8

43

16

Тема 4.1. Основы
безопасности
работников
железнодорожного
транспорта при
нахождении на
путях

Тема 4.2. Электробезопасность

Тема 4.3.
Требования
безопасности при
эксплуатации
машин,
механизмов и
подвижного
состава.
Безопасность
проведения
подъемнотранспортных и
погрузочно
разгрузочных
работ.
Тема 4.4.
Требования
охраны труда и
безопасные
приемы работы по
специальности.

Содержание учебного материала
Основные требования по охране труда при нахождении
на путях. Требования безопасности при производстве
работ на участках пути при движении поездов.
Требования безопасности при производстве работ на
электрифицированных участках пути. Работа на путях
в зимних условиях.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебных изданий и
специальной технической литературы.
Ответы на контрольные вопросы учебника.
Написание домашней контрольной работы.
Самостоятельная работа обучающихся
Действие электрического тока на организм человека.
Критерии электробезопасности. Особенности и виды
поражения
электрическим
током.
Опасность
прикосновения к токоведущим частям. Опасность
шагового напряжения. Классификация помещений по
опасности поражения людей электрическим током.
Защита от статического и атмосферного электричества.
Защита от наведенных напряжений. Технические
средства
по
предупреждению
поражения
электрическим током.
Работа с литературой – составление конспекта.
Ответы на контрольные вопросы учебника.
Написание домашней контрольной работы.
Самостоятельная работа обучающихся
Требования
безопасности
при
эксплуатации
грузоподъемных машин и механизмов. Требования к
обслуживающему персоналу. Погрузка и выгрузка
тяжеловесных и негабаритных грузов. Нормы и
требования при перемещении тяжестей вручную.
Работа с литературой – составление конспекта.
Ответы на контрольные вопросы учебника.
Написание домашней контрольной работы.

Самостоятельная работа обучающихся
Требования
охраны
труда
в
документах,
регламентирующих работу станции в технологическом
процессе. Обеспечение охраны труда при закреплении
подвижного состава на станциях. Порядок ограждения
составов поездов и отдельных групп вагонов на
станционных путях, требования к охране труда.
Последовательность
операции
по
закреплению
вагонов. Охрана труда работников, связанных с
перевозкой опасных грузов. Классификация опасных
грузов. Порядок ликвидации аварийных ситуаций с
опасными грузами. Правила охраны труда при

2

1

10

13

9

9

17

перевозке опасных грузов. Условия труда при
применении
современных
информационных
технологий управления перевозками. Вредные и
опасные факторы на компьютеризированных рабочих
местах. Меры защиты. Организация работы персонала
по планированию и технологическому обслуживанию
перевозочного
процесса
на
железнодорожном
транспорте и обеспечение безопасности движения при
решении профессиональных задач посредством
посредством
применения
нормативно-правовых
документов.
Изучение учебных изданий и специальной технической
литературы.
Ответы на контрольные вопросы учебника.
Написание домашней контрольной работы.
Всего

93

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3 — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемны задач).

18

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации рабочей программы учебной дисциплины имеется кабинет охраны
труда.
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– комплект учебно-методической документации;
– комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда»;
– измерительные приборы и оборудование: анемометр чашечный, гигрометр,
барометр, психрометр, люксометр;
– манекен-тренажер для реанимационных мероприятий;
– электронные видеоматериалы;
– образцы средств индивидуальной защиты.
Технические средства обучения:
– компьютер;
– интерактивная доска;
– принтер.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Вашко И.М. Охрана труда [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные
вопросы/ Вашко И.М.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс,
Тетралит, 2014.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28181.— ЭБС
«IPRbooks», по паролю
2. Коробко В.И. Охрана труда [Электронный ресурс]: учебное пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономика и управление на
предприятии», «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное
управление»/ Коробко В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2015.— 239 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52628.— ЭБС
«IPRbooks», по паролю
3. Колношенко В.И. Основы безопасности труда [Электронный ресурс]: учебное
пособие/ Колношенко В.И., Колношенко О.В., Царегородцев Ю.Н.— Электрон.
текстовые данные.— М.: Московский гуманитарный университет, 2015.— 208 c.—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50670.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительные источники:
4. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда
РФ. [Текст]: 4 изд. М.: ИНФРА – М, 2003. – 200 с.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации. (по состоянию на 1 октября 2009
года). [Текст]: Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 191 с.
6. Попова Н.П., Кузнецов К.Б.. Производственная санитария и гигиена труда на же19

лезнодорожном транспорте. [Текст]: Учебник. М.: ФГБОУ «Учебно-методический
центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – 664 с.
Интернет-ресурсы:
7. Охрана труда 2015 Коробко В.И. – режим доступа: www.iprbookshop.ru/52628
8. Охрана труда 2014 Вашко И.М. – режим доступа: www.iprbookshop.ru/28181
9. Основы безопасности труда 2015 Колношенко В.И., Колношенко О.В.,
Царегородцев Ю.Н. 2015 – режим доступа: www.iprbookshop.ru/50670
10.Учебное пособие "Охрана труда на железнодорожном транспорте"- режим
доступа: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/
11. ОАО «РЖД»: официальный сайт.- Режим доступа: www.rzd.ru
12.Учебноепособие Курс лекций «Правила оказания первой помощи» - режим
доступа: https://stspo.ru/documenti/metoddoc/metodvistavka/2021

20

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины для базовой
подготовки осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и
лабораторных занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий и исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

умения:
проводить анализ травмоопасных и вредных
факторов в профессиональной деятельности;
использовать индивидуальные и коллективные
средства защиты;
осуществлять производственный инструктаж
рабочих, проводить мероприятия по выполнению
охраны труда и производственной санитарии,
эксплуатации оборудования и контролировать их
соблюдение;
вести документацию установленного образца по
охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и
условия хранения;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям
труда, в том числе оценку условий труда и
травмобезопасности
знания:
законодательство в области охраны труда;
особенностей обеспечения безопасных условий
труда в сфере профессиональной деятельности;
правовые, нормативные и организационные
основы охраны труда в организации;
правила
охраны
труда,
промышленной
санитарии;
меры предупреждения пожаров и взрывов,
действий токсичных веществ на организм
человека;
права и обязанности работников в области
охраны труда

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Текущий контроль:
Устный опрос, тестирование
по темам дисциплины,
защита практических работ;
защита домашних
индивидуальных заданий.
Оценка результатов обучения:
- полнота и правильность
ответов при устном опросе,
тестировании;
- быстрота поиска
необходимой информации при
выполнении практических
заданий;
- умение применять
полученные знания на
практике.
Итоговый контроль:
экзамен

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».