ОП.05 Технические средства (по видам транспорта)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет
путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
(по видам транспорта)
для специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2024

ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией Техника и технологии
наземного транспорта
Протокол № 1 от 30 августа 2024 г.
Председатель ЦК _____ Е.В. Белоусова

Разработана на основе ФГОС по
специальности
среднего
профессионального
образования
23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по
видам)
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
___________ Т.В. Добшикова
« 31 » августа 2024 г.

Составитель:
Ишутина Г.А. преподаватель высшей квалификационной категории филиала
СГУПС в г. Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………….4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …….. 9
3. УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………… 19
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………… 21

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.01
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) и может быть
использована в дополнительном профессиональном образовании по рабочим
профессиям:
оператор по обработке перевозочных документов, оператор
поста централизации, сигналист, составитель поездов, приемосдатчик груза и
багажа, оператор сортировочной горки, оператор при дежурном по станции.
1.2
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл,
общепрофессиональной дисциплиной.

основной
является

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
– различать все типы устройств и погрузочно-разгрузочных машин;
–
рассчитывать
основные
параметры
складов
и
техническую
производительность погрузочно-разгрузочных машин.
знать:
– материально-техническую базу транспорта (по видам транспорта);
– основные характеристики и принципы работы технических средств
транспорта (по видам транспорта).
Данная дисциплина направлена на формирование следующих общих (ОК)
и профессиональных (ПК) компетенций:
ОК 1
ОК 2
ОК 3

ОК 4
ОК 5

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
Планировать и реализовать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;

4

ОК 6

ОК 7
ОК 8
ОК 9

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного с
применением современных информационных технологий управления
перевозками
ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности
перевозок и выбору оптимальных решений при работе в условиях
нестандартных и аварийных ситуаций
ПК 2.1 Организовывать работу персонала по планированию и организации
перевозочного процесса
ПК 2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные
задачи посредством применения нормативно – правовых документов.
ПК 2.3 Организовывать
работу
персонала
по
технологическому
обслуживанию перевозочного процесса
ПК 3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на
основе логистической концепции и организовывать рациональную
переработку грузов
Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания:

Личностный результат

Код
личностного
результата

Портрет выпускника СПО

Осознающий себя гражданином и защитником великой
страны.

ЛР 1

Код
компетенци
и
в
соответстви
и с ФГОС

ОК 06.

5

Проявляющий активную гражданскую позицию,
демонстрирующий
приверженность
принципам
честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях
добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности
общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий
идеалам
гражданского
общества,
обеспечения
безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей
субкультур, отличающий их от групп с деструктивным
и
девиантным
поведением.
Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда, осознающий ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностного и профессионального конструктивного
«цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине,
родному
народу,
малой
родине,
принятию
традиционных ценностей многонационального народа
России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения
и готовность к участию в социальной поддержке и
волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности
человека; уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
представителям
различных
этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.

ЛР 2

ОК 04.,
ОК 05.,
ОК 06.,
ОК 09.

ЛР 3

ОК 04.,
ОК 05.,
ОК 06.,
ОК 09.

ЛР 4

ОК 04.,
ОК 05.,
ОК 06.,
ОК 07.

ЛР 5

ОК 01.,
ОК 04.,
ОК 05.,
ОК 09.

ЛР 6

ОК 04.,
ОК 05.

ЛР 7

ОК 04.,
ОК 05.,
ОК 06.,
ОК 09.

ЛР 8

ОК 04.,
ОК 05.,
ОК 06.,
ОК 08-09.

6

Соблюдающий
и
пропагандирующий
правила
здорового и безопасного образа жизни, спорта;
предупреждающий либо преодолевающий зависимости
от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных
игр
и
т.д.
Сохраняющий
психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях.
Заботящийся
о
защите
окружающей
среды,
собственной и чужой безопасности, в том числе
цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям,
обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 9

ЛР 10

ЛР 11

ОК 04.,
ОК 05.,
ОК 06.,
ОК 08.
ОК 04.,
ОК 06.,
ОК 07.
ОК 04.,
ОК 05.,
ОК 06.,
ОК 09.

Принимающий семейные ценности, готовый к
ОК 03.,
созданию
семьи
и
воспитанию
детей;
ОК 04.,
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода
ЛР 12
ОК 06.,
от родительской ответственности, отказа от отношений
ОК 08-09
со своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности
Способный при взаимодействии с другими людьми
достигать поставленных целей, стремящийся к
ОК 04, 06,
ЛР 13
формированию
в
железнодорожной
отрасли
08.
личностного роста как профессионала.
Способный ставить перед собой цели для решения
возникающих профессиональных задач, подбирать
ЛР 14
ОК 05, 08.
способы решения и средства развития, в том числе с
использованием информационных технологий.
Содействующий
формированию
положительного
ЛР 15
ОК 01.
образа и поддержанию престижа своей профессии.
Способный искать и находить необходимую
информацию используя разнообразные технологии ее
ОК 04, 05,
поиска, для решения возникающих в процессе
ЛР 16
09.
производственной
деятельности
проблем
на
железнодорожном транспорте.
Способный выдвигать альтернативные варианты
действий с целью выработки новых оптимальных
алгоритмов; позиционирующий себя в сети как
ЛР 17
ОК 09.
результативный и привлекательный участник трудовых
отношений.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской
Федерации
7

Самостоятельный и ответственный в принятии
ЛР 18
ОК 03, 08
решений во всех сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми
работодателями
Организовывать собственную деятельность, выбирая
типовые
методы
и
способы
выполнения
ЛР 19
ОК 02-03.
профессиональных задач.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Очная форма обучения:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося — 237 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 158 часов;
самостоятельной работы обучающегося — 79 часов.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Заочная форма обучения:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося — 237 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 38 часов;
самостоятельной работы обучающегося — 199 часов.

8

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия

Объем часов
237
158
22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
79
в том числе:
подготовка рефератов, презентаций - 7; проработка конспектов занятий,
учебной и специальной литературы – 52; Подготовка ответов на
контрольные вопросы – 9; Оформление отчетов по практическому занятию,
подготовка к защите. – 11.
Промежуточная аттестация в форме экзамена/экзамена
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Практические работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
В том числе:
составление конспектов по темам;
подготовка к домашним контрольным работам №1,№2;
подготовка к практическим занятиям;
оформление отчетов по практическим занятиям;
подготовка к экзамену.
Промежуточная аттестация

Объем часов
237
38
16
199
60
60
10
10
59
Экзамен

9

Наименование разделов и тем

2.2 Учебный тематический план и содержание учебной дисциплины
Очная форма обучения
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Введение

Введение

Содержание учебного материала
История развития технических средств на железнодорожном транспорте
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия

Тема 1.2. Общие сведения о
вагонах

Тема 1.3. Колесные пары
вагонов

Тема 1.4. Буксы и рессорное
подвешивание

Тема 1.5. Тележки вагонов

Уровень
освоения

2

1

1

Раздел 1. Вагоны и вагонное хозяйство

Тема 1.1. Подвижной состав
железных дорог

Объем
часов
3

66

Содержание учебного материала
Общие требования к подвижному составу. Габариты на железнодорожном транспорте.
Надежность подвижного состава
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы.
Подготовка ответов на контрольные вопросы.
Содержание учебного материала
Назначение и классификация вагонов. Основные элементы вагонов. Технико-экономические
характеристики вагонов. Пассажирский парк вагонов. Грузовой парк вагонов. Система нумерации
подвижного состава
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы.
Подготовка ответов на контрольные вопросы.
Содержание учебного материала
Назначение и устройство колесных пар вагонов. Требования к содержанию колесных пар
вагонов. Техническое обслуживание колесных пар вагонов. Неисправности колесных пар
подвижного состава.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы.
Содержание учебного материала
Назначение и типы букс вагонов. Буксы с подшипниками качения (роликовые подшипники)
рессорное подвешивание вагонов

4

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы

1

Назначение

и

Содержание учебного материала
классификация тележек вагонов. Тележки грузовых

вагонов.

2

2

4

2

2

2

2

1

2

2

2
Тележки

4

7

Тема 1.6. Автосцепные
устройства
Тема 1.7. Грузовые вагоны

Тема 1.8. Пассажирские
вагоны

Тема 1.9. Вагонное хозяйство

пассажирских вагонов. Рамы вагонов
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы
Содержание учебного материала
Автосцепное устройство. Требования, предъявляемые к устройствам автосцепки
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы
Содержание учебного материала
Назначение кузовов вагонов. Изотермический подвижной состав. Вагоны промышленного
транспорта. Контейнеры
Самостоятельная работа обучающихся
Учебная внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка индивидуальных заданий
(рефератов или презентаций по теме: «Грузовые вагоны»)
Содержание учебного материала
Кузова пассажирских вагонов. Отопление и водоснабжения пассажирских вагонов.
Электрооборудование пассажирских вагонов. Система вентиляции пассажирских вагонов, их
кондиционирование
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка
ответов на контрольные вопросы
Содержание учебного материала
Основные сооружения и устройства вагонного хозяйства. Система технического обслуживания и
ремонта вагонов. Техническое обслуживание грузовых вагонов. Осуществление планирования и
организации перевозочного процесса с применением современных информационных технологий
управления перевозками
Практическое занятие №1
Организация работы пунктов технического обслуживания вагонов
Самостоятельная работа обучающихся
Оформление отчетов по практическому занятию, подготовка к защите.

2
2

2

1
14

2

7

4

2

2

2

2

2

2
Тема 1.10. Автотормоза

Содержание учебного материала
Назначение и классификация тормозов. Тормозное оборудование подвижного состава. Система
тормозов. Виды тормозов. Полное и сокращенное опробование тормозов. Требования к
тормозному оборудованию подвижного состава
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы.

Раздел 2. Локомотивы и локомотивное хозяйство

4

2

2
36

8

Тема 2.1. Общие сведения о
тяговом подвижном составе

Тема 2.2. Электровозы

Тема 2.3. Тепловозы

Содержание учебного материала
Сравнение различных видов тяги. Классификация тягового подвижного состава. Основные
требования к локомотивам и мотор-вагонному подвижному составу. Локомотивный парк
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы.
Содержание учебного материала
Общие сведения об электрическом подвижном составе (ЭПС). Механическая часть ЭПС.
Электрическое оборудование электровозов постоянного тока. Токоприемники. Особенности
устройства электровозов переменного тока. Вспомогательные машины электровоза. Система
управления ЭПС. Электрические аппараты и приборы. Электропоезда
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка
ответов на контрольные вопросы
Содержание учебного материала
Общие понятия об устройстве тепловоза. Основные технические характеристики тепловозов.
Основы устройства дизеля, принцип его работы. Вспомогательное оборудование тепловоза.
Передачи, электрические машины и электрические аппараты тепловоза, его экипажная часть.
Газотурбовозы, турбопоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины, мотовозы
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы.
Подготовка ответов на контрольные вопросы.

Тема 2.4. Локомотивное
хозяйство

Содержание учебного материала
Технические средства локомотивного хозяйства. Обслуживание локомотивов и организация их
работы. Экипировка локомотивов. Система технического обслуживания и ремонта локомотивов.
Организация работы персонала по техническому обслуживанию перевозочного процесса, а также
по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях
нестандартных и аварийных ситуаций
Практическое занятие №2
Организация работы локомотивного депо по техническому обслуживанию локомотивов
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Оформление
отчетов по практическому занятию, подготовка к защите.

2

2

1

8

2

4

8

2

4

4

2

2

3

9

Раздел 3. Электроснабжение железных дорог
Тема 3.1. Электроснабжение
железных дорог

Раздел 4. Средства механизации

Содержание учебного материала
Общие сведения об электроснабжении электрифицированных железных дорогах. Системы тока и
напряжения контактной сети. Тяговая сеть. Эксплуатация устройств электроснабжения
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы.
Подготовка ответов на контрольные вопросы

9

6

2

3

58
Тема 4.1. Общие сведения о
погрузочно-разгрузочных
машинах и устройствах

Тема 4.2. Простейшие
механизмы и устройства

Содержание учебного материала
Классификация погрузочно-разгрузочных машин и устройств. Производительность и потребность
парка погрузочно-разгрузочных машин
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы
Содержание учебного материала
Средства малой механизации и простейшие приспособления. Грузоподъемные устройства.
Механические тележки
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы.

Тема 4.3. Погрузчики

Тема 4.4. Краны

Содержание учебного материала
Классификация погрузчиков. Электропогрузчики. Автопогрузчики. Рабочее оборудование
погрузчиков. Специальные вилочные погрузчики. Ковшовые погрузчики. Определение мощности
привода и производительности электропогрузчиков
Практическое занятие №3
Определение мощности приводов и производительности электропогрузчиков

2

2

1

4

2

2

6

2

2

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Оформление
отчетов по практическому занятию, подготовка к защите.

4

Содержание учебного материала
Классификация кранов. Краны мостового типа. Стреловые краны. Кабельные краны.
Устойчивость кранов. Грузозахватные приспособления к кранам. Определение мощности привода
и производительности крана. Подъемники

8

2

10

Практическое занятие №4
Определение мощности приводов и производительности крана

2

Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Оформление
отчетов по практическому занятию, подготовка к защите.

5

Тема 4.5. Машины и механизмы
Содержание учебного материала
Назначение и классификация конвейеров. Ленточные конвейеры. Конвейеры с цепным тяговым
непрерывного действия
органом. Винтовые и инерционные конвейеры. Элеваторы. Механические погрузчики
непрерывного действия. Пневматические и гидравлические установки.

6

Практическое занятие №5
Определение производительности конвейеров и элеваторов
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Оформление
отчетов по практическому занятию, подготовка к защите.
Тема 4.6. Специальные
Содержание учебного материала
вагоноразгрузочные машины и Вагоноопрокидыватели. Машины с подъемным элеватором для разгрузки полувагонов и платформ.
Машины для очистки вагонов и рыхления смерзшихся грузов
устройства
Самостоятельная работа обучающихся
Учебная внеаудиторная самостоятельная работа - подготовка индивидуальных заданий (рефератов
или презентаций по теме: «Средства механизации»
Тема 4.7. Техническое
Содержание учебного материала
Технический надзор и содержание погрузочно-разгрузочных машин и устройств. Основные
обслуживание и ремонт
погрузочно-разгрузочных машин положения о планово-предупредительном техническом обслуживании и ремонте погрузочноразгрузочных машин
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы.
Раздел 5. Склады и комплексная механизация переработки грузов

2

2

4

4

2

2

2

2

1
66

Тема 5.1. Транспортно-складские
Содержание учебного материала
Назначение и техническое оснащение транспортно-складских комплексов. Назначение и
комплексы
классификация железнодорожных складов. Устройство крытых складов. Повышенные пути,
эстакады и другие сооружения и устройства грузового хозяйства. Санитарно-технические
устройства складов, их освещение и средства связи. Охранная и пожарная сигнализация и
противопожарное оборудование. Элементная и комплексная механизация и автоматизация
погрузочно-разгрузочных работ. Определение основных параметров складов. Определение длины
погрузочно-выгрузочных фронтов

8

2

11

1

2
Практическое занятие №6
Ознакомление с устройством складов на транспортно – складском комплексе
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Оформление
отчетов по практическому занятию, подготовка к защите.

Тема 5.2. Тарно-упаковочные
и штучные грузы

Тема 5.3. Контейнеры

Тема 5.4. Лесоматериалы

Тема 5.5. Металлы и

3
2

5

Содержание учебного материала
Характеристика тарно-упаковочных и штучных грузов. Общие понятия о транспортных пакетах.
Средства и способы пакетирования грузов. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных
работ с тарно-упаковочными и штучными грузами. Автоматизированные склады и их
оборудование. Пункты сортировки мелких отправок
Практическое занятие №7
Определение площади и основных параметров склада для тарно-упаковочных и штучных грузов
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Оформление
отчетов по практическому занятию, подготовка к защите.
Содержание учебного материала
Контейнерная транспортная система, ее технические средства. Техническое оснащение
контейнерных пунктов, комплексная механизация и автоматизация переработки контейнеров.
Определение вместимости и основных параметров контейнерной площадки. Пункты
переработки крупнотоннажных контейнеров
Практическое занятие №8
Определение вместимости и основных параметров контейнерной площадки и
специализированного контейнерного пункта
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Оформление
отчетов по практическому занятию, подготовка к защите.

4

Содержание учебного материала
Характеристика и способы хранения лесоматериалов. Перевозка лесоматериалов в пакетах.
Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с
лесоматериалами. Требования техники безопасности и противопожарные мероприятия
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы.

4

Содержание учебного материала

4

2

2
3

4

2

2

3

2

2

2

2

12

металлопродукция
Тема 5.6. Грузы, перевозимые
насыпью и навалом

Условия хранения металлов и металлоизделий. Схемы комплексной механизации
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы
Содержание учебного материала
Характеристика грузов. Склады для хранения грузов, перевозимых насыпью и навалом.
Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ с грузами, перевозимыми насыпью и
навалом. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с
цементом, минеральными удобрениями и другими пылевидными и химическими грузами.
Требования техники безопасности
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы.

Тема 5.7. Наливные грузы

Содержание учебного материала
Характеристика наливных грузов. Склады нефтепродуктов. Налив и слив груза
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы
Тема 5.8. Зерновые (хлебные)
Содержание учебного материала
Качественная характеристика грузов. Склады для хранения. Комплексная механизация погрузки
грузы
и выгрузки зерна
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы
Тема 5.9.
Содержание учебного материала
Принципы сравнения вариантов. Капитальные вложения. Эксплуатационные расходы и
Технико-экономическое
себестоимость переработки грузов. Обеспечение процесса управления перевозками на основе
сравнение вариантов
логистической концепции и организации рациональной переработки грузов
механизации
Практическое занятие №9
Расчет потребного количества кранов и параметров контейнерной площадки
Практическое занятие №10
Определение капитальных затрат.
Практическое занятие №11
Определение годовых эксплуатационных расходов и себестоимости выполнения одного
контейнера - операции
Самостоятельная работа обучающихся
Оформление отчетов по практическому занятию, подготовка к защите.
Всего

1
4

2

2

2

2

1
2

2

1
2

2

2
2
2

4

237

13

Наименование разделов и тем
Раздел 1. Вагоны и вагонное
хозяйство

Тема 1.1. Подвижной состав
железных дорог

Тема 1.2. Общие сведения о
вагонах

Тема 1.3. Колесные пары
вагонов

Тема 1.4. Буксы и рессорное
подвешивание

Тема 1.5. Тележки вагонов

2.3 Учебный тематический план и содержание учебной дисциплины
Заочная форма обучения
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала
Общие требования к подвижному составу. Габариты на железнодорожном транспорте.
Надежность подвижного состава
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта лекции по теме: Общие требования к подвижному составу. Габариты на
железнодорожном транспорте. Надёжность подвижного состава. Вычерчивание схемы
габарита приближение строений, погрузки, подвижного состава.
Содержание учебного материала
Назначение и классификация вагонов. Основные элементы вагонов. Технико-экономические
характеристики вагонов. Пассажирский парк вагонов. Грузовой парк вагонов. Система
нумерации подвижного состава
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспектов лекции по теме: Система нумерации подвижного состава.
Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам: Назначение и классификация вагонов.
Перечислить
основные
элементы
вагонов.
Перечислить
технико-экономические
характеристики вагонов.
Содержание учебного материала
Назначение и устройство колесных пар вагонов. Требования к содержанию колесных пар
вагонов. Техническое обслуживание колесных пар вагонов. Неисправности колесных пар
подвижного состава.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Требования к содержанию колесных пар вагонов.
Техническое обслуживание колесных пар вагонов. Неисправности колесных пар подвижного
состава.
Содержание учебного материала
Назначение и типы букс вагонов. Буксы с подшипниками качения (роликовые подшипники)
рессорное подвешивание вагонов
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта лекции по теме: Буксы с подшипниками скольжения. Буксы с
подшипниками качения.
Содержание учебного материала
Назначение и классификация тележек вагонов. Тележки грузовых вагонов. Тележки
пассажирских вагонов. Рамы вагонов

Объем часов

2

Уровень
освоения

2

6

2

2

6

2

2

10

2

2

6

2

14

Тема 1.6. Автосцепные
устройства

Тема 1.7. Грузовые вагоны

Тема 1.8. Пассажирские
вагоны

Тема 1.9. Вагонное хозяйство

Тема 1.10. Автотормоза

Раздел 2. Локомотивы и
локомотивное хозяйство
Тема 2.1. Общие сведения о

Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта лекции по теме: Тележки грузовых вагонов. Тележки пассажирских
вагонов. Рамы вагонов.
Содержание учебного материала
Автосцепное устройство. Требования, предъявляемые к устройствам автосцепки
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов в устной форме на вопросы: Требования, предъявляемые к устройствам
автосцепки. Классификация автосцепных устройств. Автосцепное устройство вагона.
Содержание учебного материала
Назначение кузовов вагонов. Изотермический подвижной состав. Вагоны промышленного
транспорта. Контейнеры.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта лекции по теме: Изотермический подвижной состав. Вагоны
промышленного транспорта.
Содержание учебного материала
Кузова пассажирских вагонов. Отопление и водоснабжения пассажирских вагонов.
Электрооборудование пассажирских вагонов. Система вентиляции пассажирских вагонов, их
кондиционирование
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на вопросы в устной форме по теме: Кузова пассажирских вагонов.
Отопление и водоснабжение пассажирских вагонов. Электрооборудование пассажирских
вагонов. Система вентиляции пассажирских вагонов, их кондиционирование.
Содержание учебного материала
Основные сооружения и устройства вагонного хозяйства. Система технического обслуживания
и ремонта вагонов. Техническое обслуживание грузовых вагонов. Осуществление
планирования и организации перевозочного процесса с применением современных
информационных технологий управления перевозками
Практическое занятие №1
Организация работы пунктов технического обслуживания вагонов
Содержание учебного материала
Назначение и классификация тормозов. Тормозное оборудование подвижного состава. Система
тормозов. Виды тормозов. Полное и сокращенное опробование тормозов. Требования к
тормозному оборудованию подвижного состава
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на контрольные вопросы в устной форме: Назначение и классификация
тормозов. Тормозное оборудование вагонов. Полное и сокращенное опробование тормозов.
Требования к тормозному оборудованию подвижного состава.

20

Самостоятельная работа обучающихся

6

2

2

10

2

2

10

2

2

10

2

3

2
4

2

10

15

тяговом подвижном составе
Тема 2.2. Электровозы

Тема 2.3. Тепловозы

Тема 2.4. Локомотивное
хозяйство

Раздел 3. Электроснабжение
железных дорог
Тема 3.1. Электроснабжение
железных дорог
Раздел 4. Средства
механизации
Тема 4.1. Общие сведения о
погрузочно-разгрузочных
машинах и устройствах
Тема 4.2. Простейшие
механизмы и устройства
Тема 4.3. Погрузчики

Составление конспекта лекции по теме: Общие сведения о тяговом подвижном составе.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта лекции по теме: Механическая часть электроподвижного состава.
Электрическое оборудование электровозов постоянного тока. Электрические аппараты и
приборы. Токоприемники.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта лекции по теме: Общие понятия об устройстве тепловоза. Экипажная
часть тепловоза. Электрические аппараты тепловоза. Электрические машины тепловоза.
Передачи тепловоза. Вспомогательное оборудование тепловоза. Основы устройства дизеля,
принцип его работы.
Содержание учебного материала
Технические средства локомотивного хозяйства. Обслуживание локомотивов и организация их
работы. Экипировка локомотивов. Система технического обслуживания и ремонта
локомотивов. Организация работы персонала по техническому обслуживанию перевозочного
процесса, а также по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при
работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций
Практическое занятие №2
Организация работы локомотивного депо по техническому обслуживанию локомотивов
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 15 Общие сведения об электроснабжении электрифицированных железных
дорог.

10

10

2

2

10

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы №24 Общие сведения о погрузочно-разгрузочных машинах и устройствах.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 25 Простейшие механизмы и устройства.

4

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 26 Погрузчики.

6

Практическое занятие №3
Определение мощности приводов и производительности электропогрузчиков

2

16

Тема 4.4. Краны

Тема 4.5. Машины и
механизмы непрерывного
действия
Тема 4.6. Специальные
вагоноразгрузочные машины
и устройства
Тема 4.7. Техническое
обслуживание и ремонт
погрузочно-разгрузочных
машин
Раздел 5. Склады и
комплексная механизация
переработки грузов
Тема 5.1. Транспортноскладские комплексы

Тема 5.2. Тарно-упаковочные
и штучные грузы

Тема 5.3. Контейнеры

Тема 5.4. Лесоматериалы
Тема 5.5. Металлы и

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы №27 Краны.

4

Практическое занятие №4
Определение мощности приводов и производительности крана

2

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы №28 Машины и механизмы непрерывного действия.
Практическое занятие №5
Определение производительности конвейеров и элеваторов
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 29 Специальные вагоноразгрузочные машины и устройства.

8

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 30 Техническое обслуживание и ремонт погрузочно-разгрузочных машин.

4

Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4 . Изучение главы № 16 Транспортно-складские комплексы.

4

Практическое занятие №6
Ознакомление с устройством складов на транспортно – складском комплексе

2

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 17 Тарно-упаковочные и штучные грузы.
Практическое занятие №7
Определение площади и основных параметров склада для тарно-упаковочных и штучных
грузов
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 18 Контейнеры.
Практическое занятие №8
Определение вместимости и основных параметров контейнерной площадки и
специализированного контейнерного пункта
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы №19 Лесоматериалы.
Самостоятельная работа обучающихся

3

2
4

2

4
2

6
4

17

металлопродукция
Тема 5.6. Грузы, перевозимые
насыпью и навалом
Тема 5.7. Наливные грузы
Тема 5.8. Зерновые (хлебные)
грузы
Тема 5.9. Техникоэкономическое сравнение
вариантов механизации

Изучение главы № 20 Металлы и металлопродукция.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 21 Грузы перевозимые насыпью.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы №22 Наливные грузы.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы №23 Зерновые (хлебные) грузы.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение главы № 31 Технико-экономическое сравнение вариантов механизации погрузочноразгрузочных работ.
Всего

6
6
6
6

237

18

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета технических средств (по видам транспорта):
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– модели, макеты технических средств
– комплект плакатов;
– методические рекомендации по выполнению практических работ.
Технические средства обучения:
– компьютер;
– мультимедиапроектор.
Обучающие материалы на полигоне филиала СГУПС:
- Автосцепное устройство;
- Конструкция тележек грузовых вагонов;
- Тормозное оборудование вагонов;
- Конструкция колесных пар и букс грузовых вагонов;
- Размещение и крепление грузов на платформе;
-Устройство грузовых вагонов: платформа, крытый вагон, полувагоны,
пассажирский вагон.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1. Дементьев, А. И. Основы безопасности выполнения подъемнотранспортирующих работ [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. И.
Дементьев, Н. В. Юдаев. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. :
Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 178 c - Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/83132.html
2. Леоненко Е.Г. Техническая эксплуатация железных дорог и
безопасность движения [Текст]: учебное пособие. - М.: ФПБУ ДПО Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2017.—
222 c.
3. Ойя В.И. Модернизация грузовых вагонов. [Текст]: учебное пособие. М.: ФПБУ ДПО Учебно-методический центр по образованию на
железнодорожном транспорте, 2017.— 222 c
4. Курочкин, В. А. Транспортно-грузовые системы. Машины и
оборудование [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. А. Курочкин. —
Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 166 c. —
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85753.htm.

19

Интернет ресурсы:
5. Габариты: https://ru.wikipedia.org/wiki/Габарит
6.Подвижной состав: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подвижной состав РЖД
7. Вагоны РЖД (фото): https://yandex.ru/images/search
8 . Пассажирские вагоны: http://www.tdrzd.ru
9. Вагонное хозяйство: http://www.vagonnik.net.ru/, http://www.vagoni-jd.ru
10. Автотормоза: http://instructionsrzd.ucoz.ru
11.Тяговый
подвижной
состав:
http://transporton.ru/,
http://www.pomogala.ru
12.Электроснабжение
РЖД:
http://wiki.nashtransport.ru/wiki/
Электроснабжение электрических железных дорог

20

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется в процессе проведения практических занятий, устного опроса,
работа с карточками, ответов на контрольные вопросы, проверки конспекта
лекций, тестирования, экзамена, а также выполнения индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

текущий контроль в форме устного
опроса по темам, работа с карточками,
защиты практических работ, ответов на
контрольные
вопросы,
выполнения
индивидуальных заданий (презентаций,
рефератов),
тестирование,
проверка
конспекта лекций/защита практических
работ.
текущий контроль в форме устного
знания:
материально-технической базы транспорта (по опроса по темам, защиты практических
видам транспорта);
работ, ответов на контрольные вопросы,
основных характеристик и принципов работы выполнения индивидуальных заданий
технических средств транспорта (по видам (презентаций,
рефератов),
проверка
транспорта)
конспекта лекций/защита практических
работ.
Дифференцированный
зачет,
экзамен/экзамен
умения:
различать все типы погрузочно-разгрузочных
машин;
рассчитывать основные параметры складов и
техническую производительность погрузочноразгрузочных машин

Показатели оценки учебной дисциплины
Профессиональные
компетенции
ПК 1.1. Выполнять операции
по
осуществлению
перевозочного процесса с
применением современных
информационных
технологий
управления
перевозками.

Показатели оценки
результата
Определение
технологических
норм
времени на выполнение
грузовых
операций
с
использованием устройств
ПРМ; обработку поездов в
парках станции, вагонов на
пути ремонта и в пути
следования по перегонам,
эксплуатации локомотивов,
С
использованием
информационных
технологий
автоматизированных систем,
применяемых
в
перевозочном процессе на
всех уровнях ОАО РЖД

Формы и методы контроля
и оценки
- Текущий контроль в форме
устного опроса по темам,
работа с карточками, защиты
практических
занятий,
ответов на контрольные
вопросы,
выполнения
индивидуальных
заданий
(презентаций,
рефератов),
тестирование
Собеседование.
Итоговый
контроль:
Наблюдение и оценивание
деятельности
в
ходе
выполнения
практических
занятий.

21

ПК 1.2. Организовывать
работу
персонала
по
обеспечению безопасности
перевозок
и
выбору
оптимальных решений при
работах
в
условиях
нестандартных и аварийных
ситуаций.

ПК 2.1. Организовывать
работу
персонала
по
планированию
и
организации перевозочного
процесса.
П.К.
2.2.
Обеспечивать
безопасность движения и
решать профессиональные
задачи
посредством
применения
нормативноправовых документов
ПК 2.3. Организовывать
работу
персонала
по
технологическому
обслуживанию
перевозочного процесса
ПК
3.2.
Обеспечивать
осуществление
процесса
управления перевозками на
основе
логистической
концепции и организовывать
рациональную переработку
грузов.

Точное
и
правильное
оформления
технологической
документации
по
эксплуатации технических
средств
вагонов,
локомотивов,
ПРМ,
электрооборудования
для
обеспечения
безопасности
перевозок.
Демонстрация
умения
использовать
и
применять
документы,
регламентирующие
безопасность движения на
транспорте
Осуществление
планирования и организации
перевозочного процесса с
применением современных
методов технологии работы
Организация
обеспечения
безопасности движения и
решение профессиональных
задач
с
применением
нормативно-правовых
документов
Своевременная и точная
организация
работы
персонала
по
технологическому
обслуживанию
перевозочного процесса;
Нахождение оптимальных
возможностей
по
осуществлению
процесса
перевозками
на
основе
логистической концепции и
рациональности
переработки грузов.
Экзамен/экзамен

Текущий контроль в форме
устного опроса по темам,
работа с карточками, защиты
практических
занятий,
ответов на контрольные
вопросы,
выполнения
индивидуальных
заданий
(презентаций,
рефератов),
тестирование. Наблюдение и
оценивание деятельности в
ходе
выполнения
практических занятий.

Текущий контроль в форме
устного опроса по темам,
работа с карточками, защиты
практических
занятий,
ответов на контрольные
вопросы,
выполнения
индивидуальных
заданий.
Наблюдение и оценивание
деятельности
в
ходе
выполнения
практических
занятий.
Текущий контроль в форме
устного опроса по темам,
работа с карточками, защиты
практических
занятий,
ответов на контрольные
вопросы,
выполнения
индивидуальных
заданий,
собеседование.
Наблюдение и оценивание
деятельности
в
ходе
выполнения
практических
занятий.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».