ОП.04 Транспортная система России

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет
путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 04 ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
для специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2023

Одобрена
цикловой
комиссией
Техника
технологии наземного транспорта
Протокол № 1 от « 30 » августа 2023 г.
Председатель_______ Е.В. Белоусова

Рабочая программа разработана на
и основе
ФГОС
среднего
профессионального образования
по специальности 23.02.01
Организация
перевозок
и
управление на транспорте (по
видам)

Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_________Т.В. Добшикова
« 31 » августа 2023 г.

Составитель: Берсенева Т.К., преподаватель
категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске

первой

квалификационной

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

3

1
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при
профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке
рабочих по профессиям:
оператор по обработке перевозочных документов,
оператор поста централизации, составитель поездов, приемосдатчик груза и
багажа, оператор сортировочной горки, оператор при дежурном по станции.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональная
дисциплина.
1.3. Цели и задачи
дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
давать
краткую
экономико-географическую
характеристику
техническому оснащению России и сфере применения различных видов
транспорта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- структуру транспортной системы России, основные направления
грузопотоков и пассажиропотоков.
Данная учебная дисциплина участвует в формировании общих и
профессиональных компетенций:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности
в различных жизненных ситуациях;
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
6.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
4

антикоррупционного поведения;
ОК
7.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках.
ПК 1.1 Оформлять документы, регламентирующие организацию
перевозочного процесса.
ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности
перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях
нестандартных и аварийных ситуаций.
ПК 1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию
перевозочного процесса.
ПК 2.1 Организовывать работу персонала по планированию и организации
перевозочного процесса.
ПК 2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные
задачи посредством применения нормативно-правовых документов.
ПК
2.3 Организовывать работу персонала по технологическому
обслуживанию перевозочного процесса.
Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат

Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой
страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда, осознающий ценность собственного труда.

Код
личностного
результата

Код
компетенции
в соответствии
с ФГОС

ЛР 1

ОК 06

ЛР 2

ОК 06

ЛР 3

ОК 01., 03., 06.

ЛР 4

ОК 01., 04.,
08., 09.
5

Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного
и профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
ЛР 5
ОК 01., 08.
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и
ЛР 6
ОК 03., 06.
волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в
ЛР 7
ОК 01., 06., 08.
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий
и
демонстрирующий
уважение
к
представителям различных этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
ЛР 8
ОК 01., 06.
сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака,
ОК 01., 02.,
ЛР 9
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
03., 08.
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и
ЛР 10
ОК 03., 05., 09.
чужой безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям,
ЛР 11
ОК 08.
обладающий основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию
семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
ЛР 12
ОК 03., 08.
отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к
деловым качествам личности
Способный при взаимодействии с другими
людьми достигать поставленных целей,
стремящийся
к
формированию
в
ЛР 13
ОК 04, 06, 08.
железнодорожной отрасли личностного
роста как профессионала.
Способный ставить перед собой цели для
решения возникающих профессиональных
задач, подбирать способы решения и
ЛР 14
ОК 05, 08.
средства развития, в том числе с
использованием
информационных
технологий.
Содействующий
формированию
положительного образа и поддержанию
ЛР 15
ОК 01.
престижа своей профессии.
Способный искать и находить необходимую
информацию используя разнообразные
технологии ее поиска, для решения
ЛР 16
ОК 04, 05, 09.
возникающих в процессе производственной
деятельности проблем на железнодорожном
транспорте.
6

Способный выдвигать альтернативные
варианты действий с целью выработки
новых
оптимальных
алгоритмов;
ЛР 17
ОК 09.
позиционирующий себя в сети как
результативный
и
привлекательный
участник трудовых отношений.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Самостоятельный и ответственный в
принятии решений во всех сферах своей
ЛР 18
ОК 03, 08
деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Организовывать собственную деятельность,
выбирая типовые методы и способы
ЛР 19
ОК 02.
выполнения профессиональных задач.
Анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять
текущий
и
итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной
ЛР 20
ОК 02.
деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.

Личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания:

Личностный результат
Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий
и
участвующий
в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию
в
сетевой
среде
личностного
и
профессионального конструктивного «цифрового следа».

Код
личностного
результата

Код
компетенции
в соответствии
с ФГОС

ЛР 1

ОК 01

ЛР 2

ОК 01.,06., 08.

ЛР 3

ОК 01., 03., 06.

ЛР 4

ОК 01., 04., 08.,
09.
7

Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских
движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции
культурных
традиций
и
ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий
уважение
к
эстетическим
ценностям,
обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 5

ОК 01., 08.

ЛР 6

ОК 03., 04., 06.

ЛР 7

ОК 01., 06., 08.

ЛР 8

ОК 01., 06.

ЛР 9

ОК 01., 02., 03.,
08.

ЛР 10
ЛР 11

ОК 03., 05., 09.
ОК 08.

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в
ЛР 12
ОК 03., 08.
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от
отношений со своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым
качествам личности
Способный при взаимодействии с другими людьми достигать
поставленных целей, стремящийся к формированию в
ОК 01., 04., 06.,
ЛР 13
железнодорожной
отрасли
личностного
роста
как
07.
профессионала.
Способный ставить перед собой цели для решения возникающих
профессиональных задач, подбирать способы решения и
ОК 01., 04.,
ЛР 14
средства развития, в том числе с использованием
05.,08
информационных технологий.
Содействующий формированию положительного образа и
ОК 01., 02., 03.,
поддержанию престижа своей профессии.
ЛР 15
04., 05., 06., 08.,
09
Способный искать и находить необходимую информацию
используя разнообразные технологии ее поиска, для решения
ЛР 16
ОК 04., 05., 09
возникающих в процессе производственной деятельности
проблем на железнодорожном транспорте.
Способный выдвигать альтернативные варианты действий с
целью
выработки
новых
оптимальных
алгоритмов;
ЛР 17
ОК 01., 09,
позиционирующий себя в сети как результативный и
привлекательный участник трудовых отношений.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех
ЛР 20
ОК 09
сферах своей деятельности.
8

Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые
ЛР 21
ОК 02.,05.,09.
методы и способы выполнения профессиональных задач.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
ЛР 22
ОК 03.,
деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
ЛР 29
ОК 01.,
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач,
ЛР30
ОК 02.,
оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
ЛР 31
ОК 03.
и нести за них ответственность.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных
ЛР 32
ОК 04
задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
ЛР 33
ОК 05
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
ЛР 34
ОК 06
коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
ЛР 35
ОК 07
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
ЛР 36
ОК 08
планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
ЛР 37
ОК 09
профессиональной деятельности.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Очная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.
Заочная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 12 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 84 часа.

9

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Практические работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:
подготовка рефератов;
подготовка презентаций, сообщений;
подготовка к опросу на контрольные вопросы;
подготовка к практическим занятиям;
оформление отчетов по практическим занятиям;
работа с учебником составление конспекта по темам,
проработка конспектов занятий;
работа с контурными картами, Атласом;
подготовка к экзамену.
Промежуточная аттестация

Объем часов
96
64
10
32

Экзамен

2.2 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:
подготовка к практическим занятиям;
оформление отчетов по практическим занятиям;
выполнение домашней контрольной работы;
работа с учебником составление конспекта по темам,
проработка конспекта занятий;
подготовка к экзамену.
Промежуточная аттестация

Объем часов
96
12
4
84

Экзамен

10

2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины Транспортная система России
Очная форма обучения
Наименование
разделов и тем

Содержание
учебного
материала,
практические
занятия, Объем
самостоятельная работа обучающихся
часов
2
Содержание учебного материала
Задачи и содержание дисциплины, связь с другими дисциплинами. Экономическое
районирование России. Основные принципы районирования. Продукция транспорта
1
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта, презентаций по теме: Значение транспорта России в
размещении производства и формирования межрайонных экономических связей.

Раздел 1.
Общие сведения о
транспортных системах
Тема 1.1.Возникновение и Содержание учебного материала
Причины появления транспорта. Первые паровозы, автомобили, электрический
развитие транспорта
подвижной состав. Возникновение дизельных двигателей, летательных аппаратов,
трубопроводного транспорта.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка реферата по теме: История становления и развития железнодорожного
транспорта. Составление конспекта по теме: Развитие транспорта.
Тема 1.2. Структура
Содержание учебного материала
Сущность единой транспортной системы России. Структура транспортной
транспортной системы
системы страны. Транспортный комплекс. Структурные схемы видов транспорта.
России
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Структура транспортной системы России.
Тема 1.3. Мировая
Содержание учебного материала
транспортная система
Место транспорта отдельных стран в мировой транспортной системе. Показатели
транспортной подвижности населения и транспортоемкости экономики. Роль
морского, внутриводного, железнодорожного, автомобильного, воздушного и
трубопроводного транспорта в мировой транспортной системе. Интеграция
транспортной системы России в мировую транспортную систему. Проекты
трансконтинентальных магистралей. Понятие о международных транспортных
коридорах (МТК). Проекты МТК, проходящие через территорию России.

Уровень
усвоения
2

12
2
2

1
2
2
1
2
4

7

Раздел 2.
Основные направления
грузов и пассажирских
потоков
Тема 2.1. Понятие о
перевозках

Тема 2.2. Грузовые
перевозки

Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по темам:
Показатели транспортной подвижности населения и транспортоемкости экономики.
Роль различных видов транспорта в мировой транспортной системе.
Интеграция транспортной системы России в мировую транспортную систему.
Понятие о международных транспортных коридорах (МТК)

2

16
Содержание учебного материала
Факторы, влияющие на направление, объемы, структуру и сроки осуществления
перевозок. Качественные показатели транспортных услуг. Термины и определения
транспортных услуг. Системы сертификации транспортного комплекса, в том числе
транспортных услуг. Внутрипроизводственный или промышленный транспорт.
Магистральный транспорт общего пользования.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по темам:
Качественные показатели транспортных услуг.
Системы сертификации транспортного комплекса.
Внутрипроизводственный или промышленный транспорт
Содержание учебного материала
Классификация грузовых перевозок. Перевозки с участием различных видов
транспорта. Сроки доставки грузов. Номенклатура грузов. Регионы, добывающие и
производящие массовые грузы. Основные направления перевозки массовых грузов:
углы, нефти и нефтепродуктов, руды, черных металлов, минеральных удобрений,
зерна, лесных и строительных материалов. Размеры этих перевозок. Особенности
завоза топлива, товаров продовольствия в северные районы страны.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по темам :
Перевозки с участием различных видов транспорта.
Номенклатура грузов.
Основные направления перевозки массовых грузов.
Особенности завоза топлива.

2
4

2

4

2

2

8

Тема 2.3. Пассажирские
перевозки

Раздел 3. Основные
характеристики,
техническое оснащение и
сферы применения
железнодорожного
транспорта
Тема 3.1. Место
железнодорожного
транспорта в транспортной
системе России

Тема 3.2. Структура
управления
железнодорожным

Содержание учебного материала
Плотность и территориальное распределение населения. Миграции населения,
маятниковая миграция.
Классификация пассажирских перевозок в зависимости от вида транспорта.
Распределение пассажирских перевозок между видами транспорта. Показатели
качества пассажирских перевозок.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по темам :
Миграция населения, маятниковая миграция.
Классификация пассажирских перевозок в зависимости от вида транспорта.
Распределение пассажирских перевозок между видами транспорта. Показатели
качества пассажирских перевозок.
Подготовка к практическому занятию.

2
2

2

21

Содержание учебного материала
Значение железнодорожного транспорта в транспортной системе России. Этапы
развития железнодо
рожного транспорта в России. Общая характеристика железнодорожной сети.
Протяженность железных дорог. Технические средства железнодорожного
транспорта. Основные показатели работы железных дорог. Региональная
составляющая транспортной системы.
Практическое занятие №1
Определение основных показателей работы железнодорожного транспорта.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентаций по теме:
Этапы развития железнодорожного транспорта в России. Оформление
практического занятия.
Содержание учебного материала
Структурная схема управления железнодорожным транспортом. Структурная
реформа железнодорожного транспорта, принципы реформирования, цели. Совет по

2
4

4
2

2
2
9

транспортом

Тема 3.3.Экономикогеографическая
характеристика сети
железных дорог РФ

Раздел 4. Основные
характеристики,
техническое оснащение и
сферы применения
различных видов
транспорта
Тема 4.1. Автомобильный
транспорт

железнодорожному транспорту стран СНГ, участие стран Балтии и Болгарии.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка реферата или презентации по теме: «Структура управления
железнодорожным транспортом». Подготовка к практическому занятию. Работа с
атласом и контурными картами.
Содержание учебного материала
Влияние экономико-географических особенностей районов (регионов) на
формирование транспортной сети. Железнодорожная сеть экономических районов:
густота и разветвленность, основные направления (меридиальные, широтные ходы),
наиболее грузонапряженные участки, перспективы развития. Перспективы
регионального управления железнодорожным транспортом. Основные
железнодорожные магистрали. Транспортная магистраль. Развитие
высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте.
Практические занятия №2
Составление схемы расположения железнодорожных станций на полигоне дорог
( региональная составляющая)
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме по темам:
Влияние экономико-географических особенностей районов (регионов) на
формирование транспортной сети.
Перспективы регионального управления железнодорожным транспортом.
Оформление практического занятия.

1

4
2

2

2

22

Содержание учебного материала
Развитие автомобильного транспорта. Классификация подвижного состава. Система
обозначения транспортных средств. Характеристика отечественного парка грузовых
автомобилей. Автомобильные дороги. Проблемы развития. Преимущества и
недостатки автомобильного транспорта.
Самостоятельная работа обучающихся

2
2

2
10

Подготовка презентаций по теме:
Развитие автомобильного транспорта. Работа с атласом и контурными картами.
Содержание учебного материала
Значение морского транспорта России во внешних экономических связях,
интеграция в мировую транспортную систему. Классификация судов. Суда
смешанного плавания «река-море». Морские порты. Современное состояние
морского транспорта России. Основные направление грузовых и пассажирских
потоков. Показатели морских перевозок.
Тема 4.2.Морской транспорт
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме по темам:
Классификация судов.
Основные направления грузовых и пассажирских перевозок.
Показатели перевозок.
Работа с атласом и контурными картами.
Тема 4.3. Внутренний
Содержание учебного материала
Характеристика сети и гидротехнических сооружений. Классификация судов и
водный транспорт
состав флота. Порты. Основные груза – и пассажиропотоки. Показатели работы.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с атласом и контурными картами.
Содержание учебного материала
Тема 4.4 Воздушный
Главная задача воздушного транспорта. Характеристика основных фондов.
транспорт
Основные линии воздушных перевозок ( трассы полетов), показатели работы.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме по теме: Воздушный транспорт.
Работа с атласом и контурными картами.
Тема 4.5. Трубопроводный
Содержание учебного материала
Назначение трубопроводного транспорта. Устройство магистральных
транспорт
трубопроводов. Сети магистральных трубопроводов. Проекты новых газопроводов.
Интеграция в мировую транспортную систему. Показатели работы трубопроводного
транспорта.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с атласом и контурными картами. Подготовка презентаций по теме:
Трубопроводный транспорт.
Тема 4.6. Другие виды
Содержание учебного материала
Промышленный транспорт, комплекс технических средств. Промышленный
транспорта

2

2

1

2

2

1
2
2

1

2

2

1
2

2
11

Тема 4.7. Транспортные
узлы и терминалы

Раздел 5. Развитие
транспорта на современном
этапе
Тема 5.1 Транспортная
политика и
законодательство

Тема 5.2. Конкуренция и
взаимодействие видов
транспорта

железнодорожный транспорт и автомобильный транспорт, специальные виды
промышленного транспорта. Показатели работы. Городской и пригородный
транспорт, характеристика , транспортные сети городов, структура пассажирских
перевозок, технические средства, показатели перевозок. Нетрадиционные
транспортные средства и системы: монорельсовые дороги, струнная транспортная
система, особенности магнитной подвески для передвижения вагонов, летающий
поезд, транспортные средства на воздушной подушке.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по темам:
Показатели работы промышленного транспорта.
Городской и пригородный транспорт.
Нетрадиционные транспортные средства и системы.
Содержание учебного материала
Назначение и классификация транспортных узлов. Назначение и классификация
транспортных терминалов. Развитие национальной сети терминальных грузовых
комплексов.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с контурными картами, Атласом. Подготовка к экзамену.

1

2
2

1

22
Содержание учебного материала
Система государственного регулирования транспортного комплекса страны. Концепции государст
2
венной политики РФ. Формы собственности на транспорте. Рынок транспортных услуг. Основные
законы и законопроекты в области развития транспорта.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическому занятию.
Содержание учебного материала
Спрос и прогнозирование спроса на перевозки. Планирование перевозок.
2
Конкуренция и взаимодействие видов транспорта. Смешанные перевозки. Правила
доставки грузов в прямом и смешанном сообщении. Взаимодействие видов
транспорта в пассажирских перевозках.
4
Практическое занятие №3
Оценка фактора конкурентоспособности видов транспорта.

2

2

12

Тема 5.3 Варианты
транспортного
обслуживания
Тема 5.4.Безопасность и
экология на транспорте

Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по темам:
Планирование перевозок.
Смешанные перевозки.
Правила доставки грузов в прямом и смешанном сообщении.
Оформление практического занятия.
Содержание учебного материала
Анализ рынка транспортных услуг и оценка вариантов транспортного
обслуживания. Сравнительная характеристика различных видов транспорта,
преимущества и недостатки, составляющие транспортно-технологической схемы.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к экзамену.
Содержание учебного материала
Актуальность обеспечения безопасности на всех видах транспорта. Требования
безопасности и бесперебойного движения поездов на железнодорожном транспорте.
Безопасность движения на автомобильных дорогах. Морская безопасность.
Безопасность речного судоходства. Безопасность на воздушном транспорте.
Безопасность трубопроводного транспорта
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий.
Подготовка ответов на контрольные вопросы:
Требования безопасности и бесперебойного движения поездов на
железнодорожном транспорте.
Безопасность движения на автомобильных дорогах. Подготовка к экзамену.
Всего

2

2

2

1
2
4

3

96

13

Наименование
разделов и тем
Введение

Заочная форма обучения

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с контурными картами, работа с Атласом.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта лекции по темам: Экономическое районирование России.
Основные принципы районирования. Продукция транспорта.

Раздел 1.
Общие сведения о
транспортных системах
Тема 1.1 Возникновение и Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Возникновение и развитие транспорта.
развитие транспорта
Тема 1.2 Структура
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Структура транспортной системы России.
транспортной системы
России
Тема 1.3 Мировая
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Мировая транспортная система.
транспортная система
Раздел 2.
Основные направления
грузов и пассажирских
потоков
Тема 2.1. Понятие о
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта, презентаций по теме: Понятие о перевозках.
перевозках
Тема 2.2. Грузовые
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Грузовые перевозки.
перевозки
Тема 2.3. Пассажирские
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Пассажирские перевозки. Подготовка презентаций.
перевозки
Раздел 3. Основные
характеристики,
техническое оснащение и
сферы применения
железнодорожного
транспорта

Объем
часов
1

Уровень
усвоения

1

13
2

4
4

12

4
4
4

22

13

Тема 3.1. Место
железнодорожного
транспорта в транспортной
системе России

Тема 3.2. Структура
управления
железнодорожным
транспортом

Тема 3.3.Экономикогеографическая
характеристика сети
железных дорог РФ

Содержание учебного материала
Значение железнодорожного транспорта в транспортной системе России. Этапы
развития железнодо
рожного транспорта в России. Общая характеристика железнодорожной сети.
Протяженность железных дорог. Технические средства железнодорожного
транспорта. Основные показатели работы железных дорог. Региональная
составляющая транспортной системы.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическому занятию. Составление конспекта по теме: Место
железнодорожного транспорта в транспортной системе России.
Практическое занятие №1
Определение основных показателей работы железнодорожного транспорта.
Содержание учебного материала
Структурная схема управления железнодорожным транспортом. Структурная
реформа железнодорожного транспорта, принципы реформирования, цели. Совет по
железнодорожному транспорту стран СНГ, участие стран Балтии и Болгарии.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Структура управления железнодорожным
транспортом. Оформление и защита практических работ.
Содержание учебного материала
Влияние экономико-географических особенностей районов (регионов) на
формирование транспортной сети. Железнодорожная сеть экономических районов:
густота и разветвленность, основные направления (меридиальные, широтные ходы),
наиболее грузонапряженные участки, перспективы развития. Перспективы
регионального управления железнодорожным транспортом. Основные
железнодорожные магистрали. Транспортная магистраль. Развитие
высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Экономико-географическая характеристика сети
железных дорог РФ. Работа с контурными картами, с атласом. Подготовка к
практическому занятию.
Практические занятия №2
Составление схемы расположения железнодорожных станций на полигоне дорог
( региональная составляющая)

3
2

4
2
3

2

6

2
2

2

2

14

Раздел 4. Основные
характеристики,
техническое оснащение и
сферы применения
различных видов
транспорта
Тема 4.1. Автомобильный
транспорт

17

Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Автомобильный транспорт. Работа с атласом,
контурными картами. Оформление практической работы.

Тема 4.2.Морской транспорт Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентаций по теме: Морской транспорт.
Тема 4.3. Внутренний
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Внутренний водный транспорт.
водный транспорт
Тема 4.4 Воздушный
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Воздушный транспорт.
транспорт
Тема 4.5. Трубопроводный
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Трубопроводный транспорт.
транспорт
Тема 4.6. Другие виды
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Другие виды транспорта.
транспорта
Тема 4.7. Транспортные
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Транспортные узлы и терминалы.
узлы и терминалы
Раздел 5. Развитие
транспорта на современном
этапе
Тема 5.1 Транспортная
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Транспортная политика и законодательство.
политика и
законодательство
Тема 5.2. Конкуренция и
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по теме: Конкуренция и взаимодействие видов транспорта.
взаимодействие видов
транспорта
Тема 5.4.Безопасность и
Содержание учебного материала
Актуальность обеспечения безопасности на всех видах транспорта. Требования
экология на транспорте
безопасности и бесперебойного движения поездов на железнодорожном транспорте.
Безопасность движения на автомобильных дорогах. Морская безопасность.

4

1

2
2
2
2
4

32

4

4

2

15

Безопасность речного судоходства. Безопасность на воздушном транспорте.
Безопасность трубопроводного транспорта
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к домашней контрольной работе. Подготовка к экзамену. Составление
конспекта по теме: Безопасность и экология на транспорте.
Всего

22
96

16

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет
транспортная система России.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся - 30;
- рабочее место преподавателя;
- столы по количеству обучающихся - 15;
- комплект учебно-наглядных пособий (атласы-схемы железных дорог
России, географические карты РФ).
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
интернет-ресурсов,
дополнительных источников:
Основные источники:
1. Боровикова М.С. Организация перевозочного процесса на железнодорожном
транспорте [Текст]: учебник - М.: ООО «Издательский дом «Автограф», 2014.412 с.
2. Галабурда В.Г. Управление транспортной системой [Электронный ресурс]:
учебник/
Галабурда
В.Г.,
Соколов
Ю.И.,
Королькова
Н.В.—
Электрон.текстовые данные.— М.: Учебно-методический центр по
образованию на железнодорожном транспорте, 2016.— 344 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/58019.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система [Текст]: учебник9-е изд., стер. -М.: Академия, 2014.-240 с.: ил.- ( Среднее профессиональное
образование.Эксплуатация транспорта).
Дополнительные источники:
4.Иванов Ф.Ф. Интеллектуальные транспортные системы [Электронный
ресурс]/ Иванов Ф.Ф.— Электрон.текстовые данные.— Минск: Белорусская
наука, 2014.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29457.— ЭБС
«IPRbooks», по паролю.
5. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система [Текст]: учебник8-е изд., стер. -М.: Академия, 2017.-288 с.: ил.- ( Среднее профессиональное
образование.Эксплуатация транспорта).
Интернет-ресурсы:
6.ОАО «РЖД»: официальный сайт.- Режим доступа:www.rzd.ru

16

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и
праткических занятий, тестирования и экзамена.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
давать
краткую
экономикогеографическую
характеристику
техническому
оснащению
и
сфере
применения различных видов транспорта.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Текущий контроль:
выполнения
практических
занятий,
выполнение отчетов по практическим
занятиям,
выполнение
презентаций,
рефератов
/
выполнение
домашней
контрольной работы, работа с учебной
литературой.
Промежуточная аттестация:
экзамен.

Знания:
структурной
транспортной системы Текущий контроль:
России;
основных
направлений выполнения
практических
занятий,
грузопотоков и пассажиропотоков.
выполнение отчетов по практическим
занятиям,
выполнение
презентаций,
рефератов
/
выполнение
домашней
контрольной работы, работа с учебной
литературой.
Промежуточная аттестация:
экзамен.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».