Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г. Новоалтайске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовая подготовка среднего профессионального образования) Новоалтайск 2024 ОДОБРЕНА естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин Протокол № 1 от « 30 » августа 2024 г. Председатель_______ Н. В. Зайцева Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Утверждена Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ______________Т.В. Добшикова « 30 » августа 2024 г. Составитель: Амосова И.И., преподаватель высшей квалификационной категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Стр. 4 2 Структура и содержание учебной дисциплины 8 3 Условия реализации программы учебной дисциплины 19 4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 21 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения рабочей программы Программа учебной дисциплины ОП. 03 Метрология, стандартизация и сертификация является частью программы подготовки специалистов среднего звена ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Рабочая программа составлена для очной и заочной форм обучения. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл, общепрофессиональная дисциплина. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: – применять документацию систем качества; – применять основные правила и документы систем сертификации Российской Федерации. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: – правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации; – основные понятия и определения, показатели качества и методы их оценки, технологическое обеспечение качества, порядок и правила сертификации. Данная дисциплина направлена на формирование следующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 4 ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Данная дисциплина участвует в формировании профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций. ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса. ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов. ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса. Личностные результаты (ЛР) реализации программы воспитания: Личностный результат Код Код компетенци личностног и о результата в соответстви и с ФГОС Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛР 1 ОК 06. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. ЛР 2 ОК 06. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. ЛР 3 ОК 01., 03., 06. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». ЛР 4 ОК 01., 04., 08., 09. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. ЛР 5 ОК 01., 08. 5 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. ЛР 6 ОК 03., 06. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. ЛР 7 ОК 01., 06., 08. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. ЛР 8 ОК 01., 06. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. ЛР 9 ОК 01., 02., 03., 08. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. ЛР 10 ОК 03., 05., 09. Проявляющий уважение к эстетическим обладающий основами эстетической культуры. ЛР 11 ОК 08. ЛР 12 ОК 03., 08. ценностям, Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в железнодорожной отрасли личностного роста как профессионала. ЛР 13 ОК 04, 06, 08. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий. ЛР 14 ОК 05, 08. Содействующий формированию положительного образа и поддержанию престижа своей профессии. ЛР 15 ОК 01. Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе производственной деятельности проблем на железнодорожном транспорте. ЛР 16 ОК 04, 05, 09. 6 Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. ЛР 17 ОК 09. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности. ЛР 18 ОК 03, 08 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. ЛР 19 ОК 02. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ЛР 20 ОК 02. 1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: Очная форма обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося — 75 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 50 часов; самостоятельной работы обучающегося — 25 часов. Заочная форма обучения: максимальной учебной нагрузки обучающегося — 75 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 8 часов; самостоятельной работы обучающегося — 67 часов. 7 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения: Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 75 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 50 в том числе: практические занятия 10 контрольная работа 2 Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: составление схем; проработка конспектов занятия, интернет-ресурсов, учебной и специальной технической литературы; информационное сообщение; составление сводной таблицы; решение задач; решение ситуационных задач. 25 4 6 4 4 2 5 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Заочная форма обучения: Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем часов 75 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 8 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 67 в том числе: Проработка конспектов занятия, интернет-ресурсов, учебной и специальной технической литературы. Составление сводной таблицы. Составление схем. Решение ситуационных задач. Решение задач по расчету допусков и посадок 24 11 9 13 10 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 8 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 03 Метрология, стандартизация и сертификация Очная форма обучения: Наименование разделов и тем 1 Введение Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Основные аспекты создания метрологии, стандартизации и сертификации Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по вопросу создания метрологии, стандартизации и сертификации. Раздел 1. Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации Тема 1.1. Защита прав потребителей. Техническое законодательство Уровень освоения 3 4 2 1 2 6 Содержание учебного материала Защита прав потребителей в условиях рыночной экономики. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Правовые нормы технического законодательства. Законы Российской Федерации в области технического законодательства. Понятие о жизненном цикле продукции Самостоятельная работа обучающихся Информационное сообщение по тематике: Роль и место знаний по дисциплине в подготовке квалифицированных кадров на железнодорожном транспорте Тема 1.2. Понятие о технических регламентах. Структура технического регламента Объем часов Содержание учебного материала Технические регламенты. Обязательные требования к продукции на основе технических регламентов. Цели принятия технических регламентов. Требования безопасности, регламентированные в технических регламентах. Структура регламента. Порядок разработки технического регламента. Объекты государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов. Полномочия 2 2 1 2 2 9 Продолжение 2 1 3 4 органов государственного контроля и надзора. Ответственность органов государственного контроля и надзора. Организация работы персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций Самостоятельная работа обучающихся Составление схемы структуры технического регламента Раздел 2. Метрология Тема 2.1. Основные понятия в области метрологии 32 Содержание учебного материала Основные термины и определения в области метрологии. Три составляющие метрологии: законодательная, фундаментальная и практическая. Задачи метрологии Самостоятельная работа обучающихся Информационное сообщение по тематике: Законодательная метрология. Фундаментальная метрология. Практическая метрология. Понятия метрологии Тема 2.2. Система СИ 1 2 2 1 Содержание учебного материала Основные, дополнительные, кратные, дольные и производные единицы физических величин системы СИ. Внесистемные единицы 2 Самостоятельная работа обучающихся Составление сводной таблицы по тематике: Система СИ. Внесистемные единицы 1 2 10 Продолжение 1 2 Тема 2.3. Основные виды Содержание учебного материала Классификация измерений. Методы прямых измерений: непосредственной оценки, сравнения с мерой, измерений и их противопоставления, дифференциальный, нулевой и совпадения. классификация Косвенные, совокупные и совместные измерения. Статические, динамические, однократные и многократные измерения Тема 2.4. Средства измерений и эталоны Содержание учебного материала Меры: однозначные и многозначные; стандартные образцы и стандартные вещества. Измерительные приборы и их классификация. Измерительные преобразователи: первичные, передающие и промежуточные. Измерительная установка, измерительная система и измерительная принадлежность. Эталоны и их классификация. Образцовые средства измерений Самостоятельная работа обучающихся Составление сводной таблицы по тематике: Измерительные приборы и их классификация. Образцовые средства измерений. Измерительные преобразователи: первичные, передающие и промежуточные Тема 2.5. Метрологические показатели средств измерений Содержание учебного материала Понятие о метрологических показателях средств измерений: шкала измерений, шкала наименований, шкала интервалов, шкала отношений, начальное и конечное деление шкалы, диапазон показаний, градуировочная характеристика, чувствительность прибора, стабильность показаний и вариация (нестабильность) показаний прибора Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения по теме: «Понятие о метрологических показателях средств измерений» 3 4 2 2 2 2 1 2 3 1 11 Продолжение 1 Тема 2.6. Погрешности измерений и средств измерений Тема 2.7. Критерии качества и классы точности средств измерений Тема 2.8. Государственный метрологический контроль и надзор 2 Содержание учебного материала Понятие о погрешности измерений и погрешности средств измерений. Составляющие погрешностей измерений: погрешности метода, отсчета, интерполяции, от параллакса, случайные и грубые погрешности. Погрешность средств измерений: инструментальная, основная и дополнительная, а также систематические, случайные и грубые погрешности 3 4 2 3 Практическое занятие № 1 «Определение погрешностей средств измерений» 2 Самостоятельная работа обучающихся Решение задач по определению погрешностей средств измерений 2 Содержание учебного материала Критерии качества: точность, достоверность, правильность, сходимость и воспроизводимость измерений и размер допускаемых погрешностей. Выбор средств измерений 2 Самостоятельная работа обучающихся Составление сводной таблицы по тематике: Критерии качества. Выбор средств измерений 1 Содержание учебного материала Цели и объекты государственного контроля и надзора. Поверка средств измерений. Виды поверок: первичная, периодическая, внеочередная, инспекционная и экспертная. Межповерочные интервалы. Калибровка средств измерений. Утверждение типа средств измерений Практическое занятие № 2 «Метрологический контроль и надзор на железнодорожном транспорте» Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятия, интернет-ресурсов, учебной и специальной технической литературы по темам: Цели и объекты государственного контроля и надзора. Поверка средств измерений. Калибровка средств измерений. Утверждение типа средств измерений 2 3 3 2 1 12 Продолжение 1 Тема 2.9. Система обеспечения единства измерений 2 Содержание учебного материала Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Комплекс нормативных и методических документов государственной системы измерений (ГСИ). Техническая организационная основа метрологического обеспечения. Государственная метрологическая служба, государственные научные метрологические центры (ГНМЦ). Аккредитация метрологических служб. Система аккредитации филиалов и структурных подразделений железнодорожного транспорта на право проведения калибровочных работ. Организация работы персонала по планированию и организации перевозочного процесса Самостоятельная работа обучающихся Информационное сообщение по теме: «Система обеспечения единства измерений» Изучение Закона Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Раздел 3. Стандартизация Тема 3.1. Система стандартизации Тема 3.2. Цели, принципы, функции и задачи стандартизации 3 4 2 3 2 21 Содержание учебного материала Национальная, региональная и международная стандартизация. Нормативные документы по стандартизации: стандарт, идентичные и унифицированные стандарты, правила (нормы), рекомендации, кодекс установившейся практики, нормы Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы 2 2 2 Содержание учебного материала Цели, принципы, функции и задачи стандартизации 2 Самостоятельная работа обучающихся Решение ситуационных задач 1 3 13 Продолжение 1 Тема 3.3. Методы стандартизации 2 Содержание учебного материала Методы стандартизации: систематизация, селекция, симплификация, типизация, оптимизация, параметрическая стандартизация, унификация, агрегатирование, взаимозаменяемость, комплексная и опережающая стандартизация Практическое занятие № 3 «Определение показателей уровня унификации» Тема 3.4. Национальная система стандартизации в Российской Федерации Содержание учебного материала Органы и службы стандартизации. Организация службы стандартизации на железнодорожном транспорте. Виды стандартов. Стандарты организаций. Межотраслевые системы стандартов. Экспертиза стандартов. Обеспечение безопасности движения и решение профессиональных задач посредством применения нормативно-правовых документов Самостоятельная работа обучающихся Сводная таблица по тематике: Органы и службы стандартизации. Стандарты организаций. Межотраслевые системы стандартов. Экспертиза стандартов Тема 3.5. Понятие о допусках и посадках Содержание учебного материала Допуски и посадки. Ряды допусков. Выбор посадок. Обозначение предельных отклонений на чертежах. Шероховатость и волнистость поверхностей Практическое занятие № 4 «Решение задач по системе допусков и посадок» Самостоятельная работа обучающихся Решение задач по расчету допусков и посадок 3 4 2 3 2 2 2 2 3 2 2 14 Продолжение 1 2 Раздел 4. Сертификация Тема 4.1. Общие сведения о сертификации. Сертификация как процедура подтверждения соответствия 4 13 Содержание учебного материала Общие сведения о сертификации. Формы подтверждения соответствия продукции: добровольная и обязательная. Оценка соответствия. Орган по сертификации. Цели подтверждения соответствия. Знак соответствия и знак обращения на рынке. Принципы подтверждения соответствия. Система сертификации. Система сертификации на железнодорожном транспорте Российской Федерации. Организация работы персонала по техническому обслуживанию перевозочного процесса Самостоятельная работа обучающихся Решение ситуационных задач Тема 4.2. Добровольная сертификация 3 Содержание учебного материала Объекты добровольной сертификации. Знак соответствия национальному стандарту. Добровольная сертификация на железнодорожном транспорте. Регистр сертификации на железнодорожном транспорте Контрольная работа Контрольная работа 1. Проводится по результатам изучения тем дисциплины Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятия, интернет-ресурсов, учебной и специальной технической литературы по темам: Объекты добровольной сертификации. Добровольная сертификация на железнодорожном транспорте. Регистр сертификации на железнодорожном транспорте 2 2 2 1 3 1 1 15 Окончание 1 2 3 Тема 4.3. Обязательное подтверждение соответствия. Органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) Содержание учебного материала Обязательное подтверждение соответствия. Декларирование соответствия (принятия декларации о соответствии) или обязательная сертификация. Схемы подтверждения соответствия. Схемы обязательного подтверждения соответствия и их применение. Схемы сертификации. Схемы сертификации работ и услуг 2 Практическое занятие № 5 «Правила и порядок проведения сертификации». 4 2 2 Самостоятельная работа обучающихся Составление схем по темам: Схемы обязательного подтверждения соответствия и их применение. Схемы сертификации 2 Всего 75 16 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 03 Метрология, стандартизация и сертификация Заочная форма обучения: Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Раздел 1. Метрология Тема 1.1. Основные понятия в области метрологии Тема 1.2. Государственная метрологическая служба Раздел 2. Стандартизация Тема 2.1. Система стандартизации. Нормативная документация. Общетехнические стандарты 12 Содержание учебного материала Понятия величины, единицы физической величины, системы единиц, основные и дополнительные единицы СИ. Возникновение и значение метрологии Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Составление сводной таблицы по тематике: Система СИ. Внесистемные единицы. Измерительные приборы и их классификация. Образцовые средства измерений. Измерительные преобразователи: первичные, передающие и промежуточные. Составление схем метрологических показателей средств измерений Решение задачучебного по определению погрешностей средств измерений Содержание материала Структура Государственной метрологической службы. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Ответственность заработа нарушение законодательства по метрологии Самостоятельная обучающихся Составление сводной таблицы по теме «Государственная метрологическая служба». Проработка конспектов занятия, интернет-ресурсов, учебной и специальной технической литературы по темам: Цели и объекты государственного контроля и надзора. Поверка средств измерений. Калибровка средств измерений. Утверждение типа средств измерений. Изучение Закона Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» 2 2 14 2 2 14 32 Содержание учебного материала Основные понятия стандартизации. Государственная система стандартизации (ГСС). Организационно- методические стандарты. Правовое регулирование стандартизации. Федеральный закон «О техническом регулировании». Понятие нормативного документа (НД). Стандарты, технические регламенты, технические условия и другие нормативные документы. Стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Назначение, цели, структура и содержание общетехнических стандартов. Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Решение ситуационных задач. Составление сводной таблицы по тематике: Органы и службы стандартизации. Стандарты организаций. Межотраслевые системы стандартов. Экспертиза стандартов. Общетехнические стандарты. Решение задач по расчету допусков и посадок 2 2 20 17 Продолжение 1 Раздел 3. Сертификация Тема 3.1. Качество Продукции. Сертификация как форма подтверждения соответствия 2 3 4 31 Содержание учебного материала Понятие о качестве продукции. Показатели качества продукции. Системы управления качеством (ИСО 9001, 9002, 9003). Цели и принципы сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Схемы сертификации 2 Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы по темам: Объекты добровольной сертификации. Добровольная сертификация на железнодорожном транспорте. Регистр сертификации на железнодорожном транспорте Решение ситуационных задач. 19 Всего Составление схем по темам: Схемы обязательного подтверждения соответствия и их применение. Схемы сертификации Подготовка к зачетному занятию. 75 2 18 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Метрология, стандартизация и сертификация 3.1 Материально-техническому обеспечение Оборудование учебного кабинета: – посадочные места по количеству обучающихся; – рабочее место преподавателя; – плакаты; – техническая документация; – методическая документация; – средства измерений. Технические средства обучения: – компьютер; – мультимедиапроектор; – принтер; – сканер; – локальная вычислительная сеть с выходом в интернет. 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы интернет-ресурсов, Основные источники: 1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.) [Текст]. 2. Закон Российской Федерации от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» [Текст]. 3. Закон Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» [Текст]. 4. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании» [Текст]. 5. Бисерова В.А. Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бисерова В.А., Демидова Н.В., Якорева А.С.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8207.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. Дополнительные источники: 6. ГОСТ Р51672–2000 «Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия» [Текст]. Основные положения. 7. ГОСТ 8.315–97 «Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов» [Текст]. Основные положения. 8. ГОСТ Р 8.563–96 «Государственная система обеспечения единства измерений» [Текст]. Методики выполнения измерений. 9. ГОСТ Р ИСО 5725-1–2002 «Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений» [Текст]. Ч. 1. Основные положения и определения. 19 10. ГОСТ Р 1.12–99. ГСС «Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения» [Текст]. 11. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации [Текст] (утверждены постановлением Госстандарта России 10.05.2000 г. № 26). 12. ПР50.2.002–94 «Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием средств измерений, методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм» [Текст]. ВНИИМС. 13. ПР 50.2.003–94. «Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций» [Текст]. ВНИИМС. 14. Дайлидко А.А. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]. М.: ФГОУ «УМЦ ЖДЖТ», 2010. Интернет-ресурсы: 15. Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии [Электронный ресурс]. Форма доступа: www.gost.ru 20 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 1 2 умения: применять документацию систем качества; использовать основные правила и документы систем сертификации Российской Федерации Текущий контроль в форме ответов на контрольные вопросы; защиты практических занятий; выполнения контрольной работы; составление схем; составление сводной таблицы; решение задач; решение ситуационных задач. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета / Текущий контроль в форме составление схем; составление сводной таблицы; решение задач; решение ситуационных задач. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль в форме ответов на знания: правовых основ, целей, задач, контрольные вопросы; защиты принципов, объектов и средств практических занятий; выполнения метрологии, стандартизации и контрольной работы; составление сертификации; основных понятий и схем; составление сводной таблицы; определений; показателей решение задач; решение качества и методов их оценки; ситуационных задач. Итоговая технологического обеспечения аттестация в форме качества, порядка и правил дифференцированного зачета / сертификации Текущий контроль в форме составление схем; составление сводной таблицы; решение задач; решение ситуационных задач. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 21