Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» г.Новоалтайске
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
23.02.01 Организация перевозок и управления на транспорте (по видам)
(базовая подготовка среднего профессионального образования)
Новоалтайск
2024
ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией гуманитарных
и
социально-экономических
дисциплин
Протокол № 1 «30» августа 2024 г.
Председатель______Н.Н. Макарова
Разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом среднего
профессионального образования
по
специальности 23.02.01 Организация
перевозок и управления транспортом (по
видам)
Утверждено
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________Т.В. Добшикова
« 30 » августа 2024 г.
Составитель:
Белова Н.Ю. преподаватель высшей квалификационной
категории филиала СГУПС в г. Новоалтайске
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧЕЙ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
8
ПРОГРАММЫ
19
ОСВОЕНИЯ
21
3
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура
является частью
программы подготовки специалистов среднего звена по
специальности 23.02.01 Организация перевозок и управления на транспорте (по
видам).
Рабочая программа составлена для очной и заочной формы обучения.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический
учебный цикл .
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель:
формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном
отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических
качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни.
Задачи:
укрепить здоровье, развить основные физические качества и повысить
функциональные возможности организма;
формировать культуру движений, обогатить двигательный опыт физическими
упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью,
техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоить знания о физической культуре и спорте, их истории и современном
развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучить навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной
деятельности,
самостоятельной
организации
занятий
физическим упражнениями;
воспитать положительные качества личности, соблюдать нормы коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для
здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
укрепления
4
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном, социальном
развитии человека; основы здорового образа жизни.
Данная дисциплина участвует в формировании
выпускника по указанной специальности:
общих
компетенций
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях;
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
6.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК
7.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках.
Личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат
Код
личностного
результата
Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой
страны.
ЛР 1
Код
компетенции
в соответствии с
ФГОС
ОК 01.
5
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда, осознающий ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного
и профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и
волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий
и
демонстрирующий
уважение
к
представителям различных этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и
чужой безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 10
Проявляющий уважение к эстетическим
обладающий основами эстетической культуры.
ЛР 11
ценностям,
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию
семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 12
ОК 04., 07., 08.
.
ОК 01., 03., 06.
ОК 01., 04., 08.,
09.
ОК 01., 08.
.
ОК 03., 06.
ОК 01., 06., 08.
ОК 01., 06.
ОК 01., 02., 03.,
08.
ОК 03., 05., 09.
ОК 08.
.
ОК 03., 08.
6
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к
деловым качествам личности
Содействующий формированию положительного образа и
ЛР 15
ОК 01., 02.
поддержанию престижа своей профессии.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во
ЛР 20
ОК 03.
всех сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
ЛР 22
ОК 03.
деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Принимать решения в стандартных и нестандартных
ЛР 31
ОК 03.
ситуациях и нести за них ответственность.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
ЛР 34
ОК 06.
коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
ЛР 35
ОК 03.
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием,
ЛР 36
ОК 02.
осознанно планировать повышение квалификации.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Очная форма обучения на базе среднего общего образования:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 336 часов (4 часа в неделю), в
том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 168 часа (2 часа в
неделю);
самостоятельной работы обучающегося 168 часа (2 часа в неделю).
Заочная форма обучения на базе среднего общего образования
максимальной учебной нагрузки обучающегося 336 часов (4 часа в неделю), в
том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 2 часа;
самостоятельной работы обучающегося 334 часа.
7
2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения на базе среднего общего образования
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная нагрузка (всего)
336
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
168
в том числе:
лабораторные работы – не предусмотрено
практические занятия
168
контрольные работы - не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
168
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
в форме
занятий в секциях по видам спорта, в группах ОФП
участие в соревнованиях;
самостоятельные занятия в течение дня не менее 2 часов
в неделю;
рефераты (для студентов специальной медицинской
группы).
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета
Заочная форма обучения на базе среднего общего образования
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная нагрузка (всего)
336
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
2
в том числе:
лабораторные работы – не предусмотрено
практические занятия
2
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
334
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа включает
изучение литературы и других информационных
источников.
Самостоятельные занятия в течение дня, не менее
4 часов в неделю, в форме занятий: группа ОФП,
фитнес-клуб, тренажерный зал.
С целью контроля, объема и глубины изучения материала
курса, его систематизации и конкретизации студент выполняет
контрольную работу.
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета
8
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Физическая культура
Очная форма обучения на базе общего среднего образования
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Научнометодические
основы
формирования
физической
культуры личности
Тема 1.1.
Общекультурное и
социальное значение физической
культуры.
Здоровый образ жизни.
Содержание практических занятий и
самостоятельной работы обучающихся
2
Объем
часов
3
Уровень
освоения
4
16
Основы здорового образа и стиля жизни.
Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов
упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику
нарушений работы органов и систем организма.
Социально-биологические основы физической культуры.
Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов
упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику
нарушений работы органов и систем организма.
Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления
культуры.
Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов
упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику
нарушений работы органов и систем организма.
2
2
4
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1 домашние задания проблемного характера, составление комплексов
упражнений с оздоровительной и коррегирующей направленности
2 выполнение комплексов утренней гигиенической гимнастики
3 соблюдение оптимальных режимов суточной двигательной активности на
основе выполнения физических упражнений.
8
Раздел 2.
Учебно-практические основы
формирования физической
культуры личности
Тема 2.1
Общая физическая подготовка
244
1 Выполнение построений, перестроений, различных видов ходьбы, комплексов
общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами.
2 Определение уровня развития физической подготовленности.
Входное тестирование (начало учебного года, семестра) и итоговое
тестирование (в конце учебного года, семестра).
3 Подвижные игры с различной интенсивностью
10
1
Теоретические сведения. Физические качества и способности человека и
основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания
быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей.
Возрастная динамика развития физических качеств и способностей.
Взаимосвязь в развитии физических качеств и возможности направленного
воспитания отдельных качеств. Особенности физической и функциональной
подготовленности.
Двигательные действия. Построения, перестроения, различные виды ходьбы,
комплексы общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами.
Подвижные игры.
Самостоятельная работа обучающихся.
1 выполнение различных комплексов физических упражнений в процессе
самостоятельных занятий.
10
9
Тема 2.2.
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка; высокий и низкий старт; стартовый разгон,
финиширование, бег 100 м; эстафетный бег 4х100 м, 4х400 м; равномерный бег
на 2000 м (девушки), на 3000 м (юноши); прыжки в длину с разбега способом
«согнув ноги»; прыжки в высоту с разбега способами «перешагивание»,
«перекидной»; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши);
толкание ядра.
54
3
1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию,
закреплению и совершенствованию техники двигательных действий.
2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию
двигательных качеств и способностей:
-воспитание быстроты;
-воспитание скоростно-силовых качеств;
-воспитание выносливости;
-воспитание координации движений.
Самостоятельная работа обучающихся.
1 Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных
действий в процессе самостоятельных занятий.
2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных качеств и
способностей
54
10
Тема 2.3.
Спортивные игры.
Баскетбол.
Техника передвижений. Ловля и передача мяча; ведение мяча; броски мяча с
места, в движении; тактика игры; групповые и командные действия игроков;
правила игры; овладение игрой и комплексное развитие психомоторных
способностей, двусторонняя игра.
Волейбол.
Техника передвижений. Ловля и передача мяча; ведение мяча; броски мяча с
места, в движении; тактика игры; групповые и командные действия игроков;
правила игры; овладение игрой и комплексное развитие психомоторных
способностей, двусторонняя игра.
1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию,
закреплению и совершенствованию техники двигательных действий, техникотакических приемов игры.
2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию
двигательных качеств и способностей:
-воспитание быстроты;
-воспитание скоростно-силовых качеств;
-воспитание выносливости;
-воспитание координации движений.
4 В зависимости от задач проводятся тренировочные игры, двусторонние игры
на счет.
5 После изучения техники отдельного элемента проводится выполнение
контрольных нормативов по элементам техники спортивных игр, техникотактических приемов игры.
6 В процессе занятий по спортивным играм каждым студентом проводится
самостоятельная разработка и проведение занятия или фрагмента занятия по
изучаемым спортивным играм.
Самостоятельная работа обучающихся.
1 Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе
самостоятельных занятий.
2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных качеств и
способностей
28
3
28
11
Тема 2.4.
Лыжная подготовка
Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой; первая помощь при
травмах и обморожениях; освоение техники лыжных ходов; равномерное
прохождение дистанции 6 км (девушки), 8 км (юноши); тактика лыжных гонок;
учебные соревнования 3 км (девушки), 5 км (юноши). Передвижение по
пересеченной местности. Дистанция без учета времени:5-8 км (девушки),8-10
км (юноши). Лыжные эстафеты.
1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию,
закреплению и совершенствованию основных элементов техники.
30
3
2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию
двигательных качеств и способностей:
-воспитание скоростно-силовых качеств;
-воспитание выносливости;
-воспитание координации движений.
Самостоятельная работа обучающихся.
1 Катание на лыжах/коньках в свободное время.
2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных качеств и
способностей
3 Выполнение закаливающих процедур
30
12
Раздел 3.
Прикладная физическая
подготовка
Тема 3.1.
Профессионально-прикладная
физическая подготовка
Сущность и содержание ППФП в
достижении высоких
профессиональных результатов.
76
Значение психофизической подготовки человека к профессиональной
деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости
подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные факторы и
дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП
студентов с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели
и задачи ППФП с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.
Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ
профессиограммы.
Средства, методы и методика формирования профессионально значимых
двигательных умений и навыков.
Средства, методы и методика формирования профессионально значимых
физических и психических свойств и качеств.
Средства, методы и методика формирования устойчивости к
профессиональным заболеваниям.
Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка
эффективности ППФП.
1 Разучивание, закрепление и совершенствование профессионально значимых
двигательных действий.
2 Формирование профессионально значимых физических качеств.
3 Проведение студентом комплексов профессионально-прикладной физической
культуры в режиме дня специалиста.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Выполнение комплексов упражнений, повышающих работоспособность в
избранной профессиональной деятельности в течение дня, в ходе практики, в
свободное время.
2 Выполнение комплексов упражнений по воспитанию двигательных качеств и
способностей.
24
3
24
13
Тема 3.2.
Военно - прикладная
физическая подготовка
Строевая, физическая подготовка.
Строевая подготовка: строевые приемы, навыки четкого и слаженного
выполнения совместных действий в строю.
Техника безопасности на занятиях, страховка, самостраховка.
Физическая подготовка: акробатика с силовой направленностью, силовая
гимнастика ( подтягивания, упражнения на пресс); упражнения в
сопротивлении, поднимании и переноске груза ( перетягивание одной (двумя )
руками; борьба за палку; борьба стоя на одном колене; переноска сидящего на
спине; переноска партнера на плече; перетягивание каната); полоса
препятствий; марш-броски (преодоление естественных препятствий на
дистанции, основы правильной техники преодоления препятствий, развитие
силовой выносливости); организация военно-спортивных игр: «Взятие
высоты», «Прорыв». Акцентированное развитие гибкости и силы в процессе
занятий акробатикой на основе включения специальных упражнений и их
сочетаний.
1 На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию,
закреплению и совершенствованию техники выполнения отдельных элементов
и их комбинаций.
2 На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренных настоящей программой.
3 На каждом занятии планируется решение задач по сопряженному воспитанию
двигательных качеств и способностей:
-воспитание силовой выносливости;
-воспитание гибкости;
-воспитание координации движений.
4 Каждым студентом обязательно проводится самостоятельная разработка и
проведение занятия или фрагмента занятия.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Развитие физических качеств в процессе индивидуальных занятий
физическими упражнениями.
Всего:
14
3
14
336
14
Распределение учебных часов
всего
1
2
3
4
5
6
7
Общекультурное и социальное значение физической культуры.
Здоровый образ жизни
Легкая атлетика
Спортивные игры
Лыжная подготовка
Общая физическая подготовка
Профессионально-прикладная физическая подготовка
Военно-прикладная физическая подготовка
Итого
16
Из них
аудиторных
8
108
56
60
20
48
28
336
54
28
30
10
24
14
168
15
Заочная форма обучения на базе общего среднего образования
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Научнометодические
основы
формирования
физической
культуры
личности
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
Общекультурное и
социальное значение физической культуры.
Здоровый образ жизни.
Тема 1.1.
Теоретические
сведения.
Общая
физическая
подготовка
Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Взаимосвязь в
развитии физических качеств и возможности направленного воспитания отдельных
качеств. Особенности физической и функциональной подготовленности.
Тема 1.2.
Основы
здорового
образа и стиля
жизни.
Объем часов
3
Уровень
освоения
4
336
Самостоятельная работа обучающегося: изучение теоретического материала по
печатным материалам и электронным пособиям; изучение по учебным
видеороликам техники выполнения физических упражнений. Самостоятельные
занятия физическими упражнениями.
Здоровье человека как ценность и как фактор достижения жизненного успеха.
Совокупность факторов, определяющих состояние здоровья. Роль регулярных
занятий физическими упражнениями в формировании и поддержании здоровья.
Компоненты здорового образа жизни. Роль и место физической культуры и спорта
в формировании здорового образа жизни и стиля жизни. Двигательная активность
человека, её влияние на основные органы и системы организма. Норма
двигательной активности, гиподинамия и гипокинезия. Оценка двигательной
активности человека и формирование оптимальной двигательной активности в
зависимости от образа жизни человека.
2
2
140
16
Формы занятий в режиме дня и их влияние на здоровье. Коррекция
индивидуальных нарушений здоровья, в том числе, возникающих в процессе
профессиональной деятельности, средствами физического воспитания. Пропорции
тела, коррекция массы тела средствами физического воспитания.
Тема 1.3.
Социальнобиологические
основы
физической
культуры.
Тема 1.4.
Физическая
культура и
спорт как
социальные
явления, как
явления
культуры.
Самостоятельная работа обучающегося: изучение теоретического материала по
печатным материалам и электронным пособиям; изучение по учебным
видеороликам техники выполнения физических упражнений. Самостоятельные
занятия физическими упражнениями.
Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания.
Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости,
координационных способностей.
Характеристика изменений, происходящих в организме человека под воздействием
выполнения физических упражнений, в процессе регулярных занятий. Эффекты
физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе выполнения упражнений.
Характеристика некоторых состояний организма: разминка, врабатывание,
утомление, восстановление. Влияние занятий физическими упражнениями на
функциональные возможности человека, умственную и физическую
работоспособность, адаптационные возможности человека.
Самостоятельная работа обучающегося: изучение теоретического материала по
печатным материалам и электронным пособиям; изучение по учебным
видеороликам техники выполнения физических упражнений. Самостоятельные
занятия физическими упражнениями.
110
84
Физическая культура личности человека, физическое развитие, физическое
воспитание, физическая подготовка и подготовленность, самовоспитание.
Сущность и ценности физической культуры. Влияние занятий физическими
упражнениями на достижение человеком жизненного успеха. Дисциплина
«Физическая культура» в системе среднего профессионального образования.
17
Примерное распределение учебных часов на различные темы программы
всего
1
2
3
4
Теоретические сведения. Общая физическая подготовка
Основы здорового образа и стиля жизни.
Социально-биологические основы физической культуры.
Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры.
Итого
2
140
110
84
336
Из них
аудиторных
2
18
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Требования к материально-техническому обеспечению
Очная форма обучения на базе среднего общего образования
Для реализации программы учебной дисциплины есть спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля элементами полосы препятствий;
уличными тренажерами;
стрелковый тир.
Спортивное оборудование:
Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные, набивные ; щиты, ворота,
корзины баскетбольные, сетки, стойки, антенны, резина, гимнастические
маты, гимнастическая перекладина, секундомеры, гранаты для метания,
эстафетные палочки, канат для лазания, канат для перетягивания, прыжковая
зона, копья, ядра, тренажеры для метания, скамейки; сектор для прыжков в
длину; гири, помост для гиревого спорта.
Для занятий лыжным спортом:
Лыжехранилище, теплые раздевалки; учебно-тренировочная лыжня,
отвечающая требованиям безопасности; лыжный инвентарь (лыжи, ботинки,
лыжные палки, лыжные мази, парафины, утюжок).
Технические средства обучения:
компьютер, мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности
демонстрации на экране;
электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации
на экране.
3.2Требования к материально-техническому обеспечению
Заочная форма обучения на базе общего среднего образования
Для реализации программы учебной дисциплины есть аудитории, литература
по теории и методики физической культуры.
Технические средства обучения:
компьютер, мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности
демонстрации на экране;
электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации
на экране.
3.3 Информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1.Педагогические измерения в спорте: методы, анализ и обработка
результатов / В. П. Губа, Г. И. Попов, В. В. Пресняков, М. С. Леонтьева. –
Москва : Спорт, 2021. – 324 с. : – Режим доступа: по подписке.
URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599312
- ISBN 978-5-907225-47-3. –[Электронный ресурс].
2. Ланда, Б. Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и
технология / Б. Х. Ланда. – Москва : Спорт, 2017. – 129 с.. Режим доступа: по
подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471216 .
- ISBN 978-5-906839-87-9. –[Электронный ресурс].
3. Шолих, М. Круговая тренировка. Серия (Библиотечка тренера) : научное
издание / Шолих М., Матвеев Л.П. под общ. ред. / Москва : Спорт, 2021.,
216 с.. Режим доступа: по подписке. - URL: https://book.ru/book/942143
- ISBN 978-5-907225-67-1 - [Электронный ресурс].
Дополнительная литература:
1. Кузнецов, В.С. Организация физкультурно-спортивной работы +
Приложение : учебник / Кузнецов В.С., Антонова О.Н. / Москва : КноРус,
2019., 257 с.. Режим доступа: по подписке URL: https://book.ru/book/932124
- ISBN 978-5-406-06868-7 - [Электронный ресурс].
Интернет ресурсы:
4.Министерства спорта, туризма и молодежной политики. [сайт]. Форма
доступа:
http://sport.minstm.gov.ru
5. Сообщество учителей физической культуры [сайт]. Форма доступа
http://www.trainer.h1.ru/6. Физическая культура:
воспитание, образование,
тренировка.
Ежеквартальный научно-методический
журнал Российской Академии
Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры.
[электронный ресурс]. http://www.infosport.ru/press/fkvot/
20
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем
в процессе
проведения
практических
занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Очная форма обучения на базе общего среднего образования
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные
результатов обучения
знания)
Должен уметь:
Формы контроля:
использовать физкультурно-практические задания по работе с
оздоровительную деятельность
информацией
для укрепления здоровья,
-карточки по профессиональнодостижения жизненных и
прикладной физической культуре
профессиональных целей.
-ведение дневника самонаблюдения
выполнять задания, связанные с Оценка подготовленных студентом
фрагментов занятий с обоснованием
самостоятельной разработкой,
подготовкой, проведением
целесообразности использования средств
физической культуры, режимов нагрузки и
студентом занятий или
отдыха.
фрагментов занятий по
изучаемым видам спорта.
В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся
должен знать:
о роли физической культуры в
общекультурном, социальном и
физическом развитии человека;
основы здорового образа жизни
Методы оценки результатов:
-традиционная система отметок в баллах
за каждую выполненную работу, на основе
которых выставляется итоговая оценка;
-тестирование в контрольных точках.
Легкая атлетика.
Оценка техники двигательных действий и
выполнения контрольных нормативов
(проводится в ходе занятий).
Оценка самостоятельного проведения
студентом фрагмента занятия с решением
задачи по развитию физического качества
средствами легкой атлетики.
Спортивные игры
Оценка техники базовых элементов
техники спортивных игр.
Оценка технико-тактических действий
студентов в ходе проведения контрольных
соревнований по спортивным играм.
Оценка выполнения студентом функций
судьи.
21
Оценка самостоятельного проведения
студентом фрагмента занятия с решением
задачи по развитию физического качества
средствами спортивных игр.
Лыжная подготовка
Оценка техники двигательных действий
(техника передвижения на лыжах
различными ходами) и выполнения
контрольных нормативов (проводится в
ходе занятий).
Оценка уровня развития физических
качеств занимающихся наиболее
целесообразно проводить по приросту к
исходным показателям.
Для этого организуется тестирование в
контрольных точках:
На входе – начало учебного года,
семестра;
На выходе – в конце учебного года,
семестра.
Тесты по ППФП разрабатываются
применительно к укрупненной группе
специальностей.
Для оценки военно-прикладной
физической подготовки проводится
оценка техники изученных двигательных
действий отдельно по видам отдельно по
видам подготовки: строевой, физической.
Оценка преодоления дистанций маршбросков и силовых показателей
проводится по выполнению контрольных
нормативов, а также по приросту к
исходным показателям.
22
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проверки контрольных работ выполненных
обучающимися самостоятельно.
Заочная форма обучения на базе общего среднего общего образования
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные
результатов обучения
знания)
Должен уметь:
Формы контроля:
использовать физкультурно-домашние контрольные работы
оздоровительную деятельность
для укрепления здоровья,
достижения жизненных и
профессиональных целей.
В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся
должен знать:
о роли физической культуры в
общекультурном, социальном и
физическом развитии человека;
основы здорового образа жизни
Методы оценки результатов:
-традиционная система отметок в баллах
за каждую выполненную работу, на основе
которых выставляется итоговая оценка.
23