ОГСЭ.02 История

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет
путей сообщения» в г. Новоалтайске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
для специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Новоалтайск
2024

ОДОБРЕНА
цикловой комиссией гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Протокол № 1 от « 29 » августа 2024 г.
Председатель _____ Н.Н. Макарова

Разработана на основе Федерального
государственного образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по
специальности 23.02.01 Организация
перевозок
и
управление
на
транспорте (по видам)
Утверждена
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_________Т.В.Добшикова
«30» августа 2024 г.

Составитель: Макарова Н.Н., преподаватель филиала СГУПС в г. Новоалтайске

2

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

4

УЧЕБНОЙ

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26

2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02. История является частью
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.01
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
Рабочая программа составлена для очной и заочной форм обучения.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социальноэкономический учебный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
Цель:
формирование представлений об особенностях развития современной России
на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории
до начала ХХI вв.
Задачи:
- рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних
десятилетий ХХ - начала ХХI в;
- показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и
процессов на развитие современной России;
-сформировать целостное представление о месте и роли современной России в
мире;
- показать целесообразность учета исторического опыта в современном
экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной
ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем;
- отражать понимание России в мировых политических и социально
экономических процессах до начала XXI века, знание достижений страны и ее
народа;
- умение характеризовать историческое значение Российской революции,
Гражданской войны, Новой экономической политики, индустриализации и
коллективизации в СССР, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение
советских научно-технологических успехов, освоения космоса;
-понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской
Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной
военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века;
4

- особенности развития культуры народов СССР (России);
- анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в
том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран до
начала XXI века;
- сопоставлять информацию, представленную в различных источниках;
формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;
- защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при
защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;
- составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме
исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и
всемирной истории до начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его
изменения в Новейшую эпоху;
- формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с
опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
- выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов;
систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными
критериями;
- сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;
- осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск
исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI
века в справочной литературе, сети Интернет, СМИ для решения познавательных
задач;
- оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее
соответствия исторической действительности;
- характеризовать места, участников, результаты важнейших исторических
событий в истории Российского государства;
- соотносить
год
с
веком, устанавливать
последовательность и
длительность исторических событий;
- давать оценку историческим событиям и обосновывать свою точку зрения с
помощью исторических фактов и собственных аргументов;
- применять исторические знания в учебной и внеучебной деятельности, в
современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
- демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему
Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с
идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества.
знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира ;
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и
иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов
мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления
5

их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов
мирового и регионального значения
− основные периоды истории Российского государства, ключевые социальноэкономические процессы, а также даты важнейших событий отечественной истории;
− имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн,
исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое,
политическое и культурное развитие России в XX – начале XXI века;
− ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира до начале
XXI века;
- выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших
достижений культуры, ценностных ориентиров;
− основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в
общемировом пространстве;
− основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в
сохранении укреплении национальных и государственных традиций;
− Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть,
общество, экономика, культура. Предпосылки революции;
− Февральская революция 1917 года. Двоевластие. Октябрьская революция.
Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика
«военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и Гражданской
войны;
− Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом».
Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые Пятилетки.
Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление
Обороноспособности;
− Великая Отечественная война 1941-1945 годы: причины, силы сторон,
основные операции. Государство и общество в годы войны, массовый героизм
советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский
оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной
Армии. Победа над Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита
памяти о Великой Победе;
− СССР в 1945-1991 годы. Экономические развитие и реформы. Политическая
система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная
война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины
распада Советского Союза;
− Российская Федерация в 1992-2022 годы. Становление новой России.
Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке.
Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и
повседневная жизнь. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом и
Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире.
Данная дисциплина направлена на формирование следующих общих (ОК)
6

компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности
личностных результатов (ЛР) реализации программы воспитания:
Личностный результат

Портрет выпускника СПО
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий
и
участвующий
в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию
в
сетевой
среде
личностного
и

Код
личностного
результата

ЛР 1

Код
компетенции
в соответствии
с ФГОС

ОК 01.

ЛР 2

ОК 01., 06., 08.

ЛР 3

ОК 01., 03., 06.

ЛР 4

ОК 01., 04.,
08., 09.
7

профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских
движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции
культурных
традиций
и
ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и
чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 5

ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

ЛР 10

ОК 01., 08.

ОК 03., 06.
ОК 01., 06., 08.

ОК 01., 06.

ОК 01., 02.,
03., 08.

ОК 03., 05., 09.

Проявляющий
уважение
к
эстетическим
ценностям,
ЛР 11
обладающий основами эстетической культуры.
ОК 08.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в
ЛР 12
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от
ОК 03., 08.
отношений со своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым
качествам личности
Способный при взаимодействии с другими людьми достигать
поставленных целей, стремящийся к формированию в
ЛР 13
ОК 02,, 04.
железнодорожной
отрасли
личностного
роста
как
профессионала.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Понимающий значение результатов собственного труда для
ОК 02,, 04.
ЛР 14
развития экономики Алтайского края.
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех
ЛР 15
ОК 02,, 04.
сферах своей деятельности.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной

ЛР 16
ЛР 17

ОК 02,, 04.
ОК 02,, 08.
8

деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
ОК 02,, 04.
ЛР 19
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
ОК 02,, 04.
ЛР 20
коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
ЛР 21
ОК 02,, 04.
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
ЛР 22
ОК 02,, 04.
планировать повышение квалификации.

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Очная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки – 48 часов;
самостоятельной работы студентов –24 часа.
Заочная форма обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки – 10 часов;
самостоятельной работы студентов – 62 часа.

9

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения

Вид учебной работы
Кол - во часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
32
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
подготовка практикоориентированных работ проектного
5
характера
подготовка рефератов
3
составление проекта внешнеполитического курса СССР
3
подготовка подборки фотодокументов и плакатов
4
составление тезисов
2
подготовка ответов на вопросы.
7
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Заочная форма обучения

Вид учебной работы
Кол - во часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
10
в том числе:
практические занятия
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
62
в том числе:
подготовка практикоориентированных работ проектного
5
характера
выполнение практических работ
26
подготовка рефератов
6
составление проекта внешнеполитического курса СССР
4
подготовка подборки фотодокументов и плакатов
1
выполнение домашней контрольной работы
5
подготовка ответов на вопросы
13
составление тезисов
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

10

Наименование
разделов
и тем
1
Р.1 Россия- моя
история

2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02. История
Очная форма обучения
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся
2

Тема 1.1
Содержание учебного материала
Россия- великая Россия – великая наша держава. Александр Невский как спаситель Руси. Выбор союзников
Даниилом Галицким. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских
наша держава
течений: православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение Александра с
Ордой. Династический кризис и причины смутного времени. Избрание государей посредством
народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданскопатриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений. Взаимоотношения России и
Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной
и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана
Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654.
Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война, прутские походы).
Формирование нового курса развития России: западно-ориентированный подход. Россия –
империя. Социальные, экономические и политические изменения в стране. Строительство
великой империи: цена и результаты. Просвещённый абсолютизм в России. Положение
Российской империи в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма),
разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её значение в мире.
Строительство городов в Северном Причерноморье. Внутренняя политика государственной
власти в СССР к началу 1980-х гг. особенности идеологии, национальной и социальноэкономической политики. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.
Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США,
странами «третьего мира».
Практическое занятие№1. Подобрать фото и кино материалы, дать анализ документам по
различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики.
Практическое занятие№2. Подобрать наглядный и тестовый материал, раскрывающий
характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне
традиций русской культуры.
Практическое занятие № 3. Подобрать и дать анализ исторических карт и документов,
раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 90-х гг.

Объем Уровень
часов освоения
3
21

4

8

2

11

Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить ответы на вопросы: Выбор союзников
Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение
двух христианских течений: православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда.
Отношение Александра с Ордой. Реферат на тему: Александр Невский как спаситель Руси
Тема 1.2
Содержание учебного материала
У
истоков Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности
приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу
российской
государственнос под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Взаимодействие Петра
ти.
I с европейскими державами (северная война, прутские походы). Формирование нового курса
развития России: западно -ориентированный подход. Россия – империя. Социальные,
экономические и политические изменения в стране.
Строительство великой империи: цена и результаты. Просвещённый абсолютизм в России.
Положение Российской империи в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение
Крыма), разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её значение в
мире. Строительство городов в Северном Причерноморье.
Отражение событий в восточной Европе
на дезинтеграционных процессах в СССР.
Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница
СССР.
Практическое занятие №4. Подобрать и рассмотреть биографии политических деятелей
СССР второй половины 1980 –х гг.; дать анализ содержания программных документов и
взглядов избранных деятелей.
Практическое занятие № 5. Подобрать исторические карты СССР и РФ за 1989-1991гг: дать
экономический, внешнеполитический, культурный, геополитический анализ произошедших в
этот период событий.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990гг.
альтернативный «новому мышлению». Династический кризис и причины Смутного времени.
Избрание государей посредством народного голосования.
Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической
идентичности в ходе 1-2 народного ополчения. Доклад: Пётр Великий. Строитель великой
империи
Раздел 2
Россия и мир в
конце
ХХначале
ХХI
века.

3

6

2

4

51

12

Тема
2.1
Постсоветское
пространство в
90-е гг. ХХ века.

Содержание учебного материала
«Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I.
Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги
Крымской войны. Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение
для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв),
расстановка сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на
происходящие события: причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война.
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е
гг. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце
XX - начале XXI вв. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении
конфликтов на постсоветском пространстве. Российская Федерация в планах международных
организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы
НАТО в отношении России.
Практическое занятие №6. Подобрать исторические карты и документы, раскрывающие
причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.

4

Самостоятельная работа обучающихся
Составить в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед
Россией после распада территории
СССР. Подготовить ответы на вопросы: Новая
экономическая политика. Антирелигиозная компания. Коллективизация и ее последствия.
Индустриализация. Патриотический поворот в идеологии советской власти и его выражение в
Великой Отечественной Войне.
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой
Укрепление
влияния России Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны. Фронт и
тыл. Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической
на
памяти нашего народа. Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и
постсоветском
общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии.
пространстве.
Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и
последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание
советского ВПК. План преобразования природы. Россия на
постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и
пр. Внутренняя политика России на северном Кавказе. Кризис экономики – цена реформ.
Безработица и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди
молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных

3

2

3

3

13

меньшинств в новообразованном государстве. Причины, участники, содержание, результаты
вооруженного конфликта в этом регионе. Изменения в территориальном устройстве Российской
Федерации. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ и
ХХI вв.).
Практическое занятие № 7. Подобрать и дать анализ текстов договоров России со странами
СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии
РФ.
Практическое занятие №8. Подобрать исторические и географические карты Северного
Кавказа, биографии политических деятелей обеих сторон конфликта, их программные
документы. Указать различные модели решения конфликта.
Практическое занятие №9. Подобрать
политические карты 1993-2009гг. и решение
Президента по реформе внутреннего устройства РФ.
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить ответы на вопросы: Идеология и
действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы.
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Россия
и Расширение Евросоюза, формирование мирового рынка труда, глобальная программа НАТО и
политические ориентиры России.
мировые
интеграционные Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического
и экономического развития ведущих государств и регионов мира.
процессы.
Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.
Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных
регионах мира. Участие России в этом процессе.
Практическое занятие №10. Анализ документов ВТО, ЕС, ОЭСР, НАТО и др. международных
организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина
России.
Практическое занятие № 11. Изучение основных образовательных проектов с 1992г. с целью
выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему
российского образования.
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить ответы на вопросы.
Тема 2.4
Содержание учебного материала
«Завещание Петра великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта.
Развитие
культуры
в Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы и центры распространения
современной русофобии . Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и
России.
формирование «массовой культуры».
Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести»
в России. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
Практическое занятие №12 Изучение наглядного и текстового материала, отражающего

6

2
6

3

4
6

3

14

традиции национальных культур народов России и влияния на них идей «массовой культуры».
Практическое занятие №13 «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий,
многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовить доклад: Ливонская война – истоки русофобской мифологии. Подготовить ответы
на вопросы: Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии
и роль в ней российской революционной эмиграции.
Тема 2.5
Содержание учебного материала
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений.
Перспективы
развития РФ в Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную
внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение:
современном
энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в
мире.
конституцию. Спецоперация по защите Донбасса Перспективные направления и основные
проблемы развития РФ на современном этапе. Содержание и назначение важнейших правовых и
законодательных актов мирового и регионального значения. Ранние этапы истории российского
оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Значение
военнопромышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской
Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация.
Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы.
Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский
ВПК и его новейшие разработки. авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в
эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль,
авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие
разработки. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних
народов - главное условие политического развития. Укрепление обороноспособности.
Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в
современном мире. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и
экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод
человека – основа развития культуры в РФ. О роли науки, культуры и религии в сохранении и
укреплении национальных и государственных традиций.

4

10

15

Практическое занятие № 14. Подобрать и дать анализ современным общегосударственным
документам в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обосновать на
основе этих документов важнейшие перспективные направления и проблемы в развитии РФ.
Практическое занятие № 15 Подобрать и дать анализ политическим и экономическим картам
России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения
преемственности социально-экономического и политического курса с государственными
традициями России.
Практическое занятие № 16 Осмысление сути важнейших научных открытий и технических
достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности
применения в экономике.
Контрольная работа №1.Человек как носитель культуры своего народа. Вызовы будущего и
Россия.

Всего

Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовить сообщение: Слава русского оружия Доклад: Перспективы импортозамещения и
технологических рывков.

4

72

16

Заочная форма обучения
Наименовани
е разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

1

2

Р.1 Россиямоя
история
Тема 1.1
Россиявеликая
наша
держава

Содержание учебного материала
Самостоятельная работа обучающихся

Россия – великая наша держава. Александр Невский как спаситель Руси. Выбор союзников
Даниилом Галицким. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских
течений: православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение Александра с
Ордой. Династический кризис и причины смутного времени. Избрание государей посредством
народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданскопатриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений. Взаимоотношения России и
Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и
южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана
Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654.Взаимодействие Петра I с
европейскими державами (северная война, прутские походы). Формирование нового курса
развития России: западно-ориентированный подход. Россия – империя. Социальные,
экономические и политические изменения в стране. Строительство великой империи: цена и
результаты. Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом
порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой. Расцвет
культуры Российской империи и её значение в мире. Строительство городов в Северном
Причерноморье. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. особенности

Объем
часов

3
21

Уровень
освоения

4

3
8

идеологии, национальной и социально-экономической политики. Культурное развитие народов Советского
Союза и русская культура. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами,
Евросоюзом, США, странами «третьего мира». Внутренняя политика государственной власти в СССР к
началу 1980-х гг. особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Культурное
развитие народов Советского Союза и русская культура. Внешняя политика СССР. Отношения с
сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». Используя средства
Интернет, сделать хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг.
Подготовить ответы на вопросы: Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская
битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений: православие и католичество.
Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение Александра с Ордой. Реферат на тему: Александр Невский как
спаситель Руси.

17

Практическое занятие №2 Подобрать наглядный и тестовый материал, раскрывающий характер
творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской
культуры.
Практическое занятие № 3 Подобрать и дать анализ исторических карт и документов, раскрывающих
основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 90-х гг.
Практическое занятие №1. Подобрать фото и кино материалы, дать анализ документам по различным
аспектам идеологии, социальной и национальной политики

Тема 1.2
У истоков
российской
государстве
нности.
.

Раздел 2
Россия
и
мир
в
конце ХХначале ХХI

Содержание учебного материала
Самостоятельная работа обучающихся
Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности
приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под
руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Взаимодействие Петра I с
европейскими державами (северная война, прутские походы). Формирование нового курса
развития России: западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные,
экономические и политические изменения в стране. Строительство великой империи: цена и
результаты. Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом
порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой. Расцвет
культуры Российской империи и её значение в мире. Строительство городов в Северном
Причерноморье. Отражение событий в восточной Европе на дезинтеграционных процессах в
СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница
СССР. Составить (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990гг.
альтернативный «новому мышлению». Династический кризис и причины Смутного времени.
Избрание государей посредством народного голосования. Столкновение с иностранными
захватчиками и зарождение гражданско-патриотической идентичности в ходе 1-2 народного
ополчения. Доклад: Пётр Великий. Строитель великой империи
Практическое занятие № 4. Подобрать и рассмотреть биографии политических деятелей СССР
второй половины 1980 –х гг.; дать анализ содержания программных документов и взглядов
избранных деятелей.
Практическое занятие № 5. Подобрать исторические карты СССР и РФ за 1989-1991гг: дать
экономический, внешнеполитический, культурный, геополитический анализ произошедших в этот
период событий.

2

9

51

18

века.

Тема
2.1
Постсоветс
кое
пространст
во в 90-е
гг. ХХ века.

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
«Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I.
Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги
Крымской войны. Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение
для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв),
расстановка сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на
происходящие события: причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война. Локальные
национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Сущность и
причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов
на
постсоветском пространстве. Российская Федерация в планах международных организаций:
военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении
России.
Практическое занятие №6. Подобрать исторические карты и документы, раскрывающие
причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.

11

3

2

19

Тема 2.2
Укреплени
е влияния
России на
постсоветск
ом
пространст
ве.

Тема 2.3
Россия и
мировые

Содержание учебного материала
Самостоятельная работа обучающихся
Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой
Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл.
Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической памяти
нашего народа. Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и общество
СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии. Экономическая
модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее
сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК.
План преобразования природы. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной,
Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.
Внутренняя политика России на северном Кавказе. Кризис экономики – цена реформ. Безработица
и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи.
Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе.
Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве. Причины, участники,
содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Изменения в территориальном
устройстве Российской Федерации. Основные направления развития ключевых регионов мира на
рубеже веков (ХХ и ХХI вв.).
Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной
Осетией и пр. Внутренняя политика России на северном Кавказе.
Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе.
Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.
Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.).
Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. Основные направления
развития ключевых регионов мира
на рубеже веков (ХХ и ХХI вв.).
Практическое занятие №8. Подобрать исторические и географические карты Северного
Кавказа, биографии политических деятелей обеих сторон конфликта, их программные документы.
Указать различные модели решения конфликта.
Практическое занятие № 7. Подобрать и дать анализ текстов договоров России со странами СНГ
и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.
Практическое занятие № 9
Подобрать политические карты 1993-2009гг. и решение Президента по реформе внутреннего
устройства РФ.
Самостоятельная работа обучающихся
Расширение Евросоюза, формирование мирового рынка труда, глобальная программа НАТО и
политические ориентиры России. Основные
процессы (интеграционные, поликультурные,

3
10

2
2

3

8

20

интеграцио
нные
процессы.

Тема 2.4
Развитие
культуры в
России.

миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов
мира. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их
деятельности. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и
отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.
Практическое занятие №10. Анализ документов ВТО, ЕС, ОЭСР, НАТО и др. международных
организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина
России.
Практическое занятие № 11. Изучение основных образовательных проектов с 1992г. с целью
выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского
образования.
Самостоятельная работа обучающихся
«Завещание Петра великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта.
Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы и центры распространения
современной русофобии . Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и
формирование «массовой культуры».
Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в
России. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
Практическое занятие №12 Изучение наглядного и текстового материала, отражающего
традиции национальных культур народов России и влияния на них идей «массовой культуры».
Практическое занятие №13 «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий,
многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.
Подготовить доклад: Ливонская война – истоки русофобской мифологии. Подготовить ответы на
вопросы: Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и
роль в ней российской революционной эмиграции.

8

21

Тема 2.5
Перспектив
ы развития
РФ в
современно
м мире.

Самостоятельная работа обучающихся
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений.
Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную
внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение:
энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию.
Спецоперация по защите Донбасса Перспективные направления и основные проблемы развития
РФ на современном этапе. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных
актов мирового и регионального значения. Ранние этапы истории российского оружейного дела:
государев пушечный двор, тульские оружейники. Значение военно-промышленного комплекса в
истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы,
развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой
Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация,
ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки.
авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны
– всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение,
кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки.
Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное
условие политического развития. Инновационная деятельность – приоритетное направление в
науке и экономике. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом и Севастополем.
Специальная военная операция. Место России в современном мире. Сохранение традиционных
нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ. О
роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных
традиций.
Практическое занятие №14. Подобрать и дать анализ современным общегосударственным
документам в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обосновать на
основе этих документов важнейшие перспективные направления и проблемы в развитии РФ.
Практическое занятие №15 Подобрать и дать анализ политическим и экономическим картам
России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения
преемственности социально-экономического и политического курса с государственными
традициями России.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовить сообщение: Слава русского оружия Доклад: Перспективы импортозамещения и
технологических рывков.
Практическое занятие №16
Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной
России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике.

10

2

3

22

Всего

72

23

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся – 30;
2. столы по количеству обучающихся – 15;
3. рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
литературы

дополнительной

Основная литература
1.
Самыгин С.И. История [Текст]: Учебник / П.С. Самыгин, – Ростов-н/Д;
Феникс, 2018. – 312 с.
2.
Артемов В.В. История Отечества [Текст]: Учебник / В.В. Артемов, Ю.Н.
Лубченков. – М.: Академия, 2018. – 256 с.
Дополнительная литература
3.
Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности
и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки
истории [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Л.И. Ольштынский—
Электрон. текстовые данные. — М.: Логос, 2016.— 408 c.— Режим доступа:
Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. —
URL: https://e.lanbook.com/book/124954
4.
Кузнецов, И.Н. Отечественная история : учебник / И.Н. Кузнецов. — 9-е
изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 816 с. — ISBN 978-5-394-03000-0. —
Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. —
URL: https://e.lanbook.com/book/103780
5.
Контев, А.В. История Алтайского края XVIII–XIX веков : учебник / А.В.
Контев. — Барнаул : АлтГПУ, 2017. — 232 с. — ISBN 978-5-88210-896-9. —
Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. —
URL: https://e.lanbook.com/book/119515
6.
История. Хрестоматия : учебное пособие / Д.Н. Белянин, Р.С. Бикметов,
В.А. Бутьян [и др.] ; составители Д.Н. Белянин [и др.]. — Кемерово : КузГТУ
имени Т.Ф. Горбачева, 2013. — 267 с. — Текст : электронный // Электроннобиблиотечная
система
«Лань» :
[сайт].
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/115097
7.
Матюхин, А.В. История России : учебник / А.В. Матюхин, Ю.А.
Давыдова, Р.Е. Азизбаева. — 2-е изд., стер. — Москва : Университет
«Синергия», 2017. — 336 с. — ISBN 978-5-4257-0273-9. — Текст :
24

электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL:
https://e.lanbook.com/book/93250
Интернет-ресурсы
8.История России-федеральный портал. История РФ. [Электронный ресурс]
Режим доступа http://historylinks.ru/
9.История Электронная библиотека. [Электронный ресурс] Режим доступа
http://www.bibliotekar.ru/
10.История. Материалы по Новейшей истории. [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.istmira.com/novejshaya-istoriya/
11. Исторические источники. Электронная библиотека МГУ им. М.В.
Ломоносова.
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html
12. История. Информационно-аналитический портал
«Геополитика»
[Электронный ресурс] Режим доступа http://www.geopolitics.ru/
Дополнительные источники
13. Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие для
среднего профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. – 2-е
изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05792-8. – Текст:
непосредственный.
14. История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего
профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И.
Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09384. – Текст:
непосредственный.
15. История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев,
Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее
профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст:
непосредственный.
16. Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 255 с. – (Профессиональное образование).
– ISBN 978-5-534-09549-4. – Текст: непосредственный.
17. Кириллов,
В.В.
История
России:
учебник
для
среднего
профессионального образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08560-0. – Текст:
непосредственный.
18. Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего
профессионального образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с.
– (Профессиональное образование). –ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст:
непосредственный.
25

19. Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование).
– ISBN 978-5-534-09199-1. – Текст: непосредственный.
20. Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-534-08376-7. – Текст: непосредственный.
21. Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-05027-1. – Текст: непосредственный.
22. Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах:
учебное пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин;
под научной редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.
– 198 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05440-8. – Текст:
непосредственный.
23. Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015.
– 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст: непосредственный.

26

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
в процессе проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:
-основные направления
-обучающийся
Различные виды
развития ключевых регионов воспроизводит
основные устного
и
мира на рубеже веков (XX и направления и указывает письменного
XXI вв.);
особенности исторического опроса;
-сущность и причины
развития регионов мира на тестирование;
локальных, региональных,
рубеже (XX и XXI вв.);
выполнение
межгосударственных
-обучающийся
индивидуальных
конфликтов в конце XX демонстрирует знания об творческих работ;
начале XXI вв.;
основных
источниках Оценивание
- основные процессы
информации и ресурсов для индивидуальных
политического и
решения задач и проблем в и
групповых
экономического развития
историческом контексте;
заданий.
ведущих государств и
-обучающийся
регионов мира
демонстрирует знания о Дифференцирова
назначения ООН, НАТО, ЕС приемах структурирования нный зачет
и других организаций и информации;
основные направления их -обучающийся
деятельности;
демонстрирует знания о
- роль науки, культуры и
формате
оформления
религии в сохранении и
результатов
поиска
укреплении национальных и информации;
государственных традиций;
-обучающийся
- содержание и назначение демонстрирует знания о
важнейших правовых
и возможных
траекториях
законодательных
актов личностного развития в
мирового и регионального соответствии с принятой
значения;
системой ценностей;
- основные периоды истории -обучающийся
Российского
государства, демонстрирует знания о
ключевые
социально- психологии
коллектива
экономические процессы, а психологии личности.
также
даты
важнейших -обучающийся
событий
отечественной подтверждает
истории;
сформированность знаний о
- имена героев Первой роли науки, культуры и
27

мировой,
Гражданской,
Великой
Отечественной
войн,
исторических
личностей,
внесших
значительный
вклад
в
социально-экономическое,
политическое и культурное
развитие России в XX –
начале XXI века ;
ключевые
события,
основные даты и этапы
истории России и мира в XX
– начале XXI века выдающихся
деятелей
отечественной и всемирной
истории;
-важнейших
достижений
культуры,
ценностных
ориентиров;
- основные этапы эволюции
внешней политики России,
роль и место России в
общемировом пространстве;
- основные тенденции и
явления в культуре;
- роль науки, культуры и
религии в сохранении и
укреплении национальных и
государственных традиций;
- Россия накануне Первой
мировой
войны.
Ход
военных действий. Власть,
общество,
экономика,
культура.
Предпосылки
революции ;
- Февральская революция
1917 года. Двоевластие.
Октябрьская
революция.
Первые
преобразования
большевиков. Гражданская
война
и
интервенция.
Политика
«военного

религии в сохранении и
укреплении национальных и
государственных традиций ;
-обучающийся
демонстрирует
знание
важнейших правовых и
законодательных
актов
мирового и регионального
значения;
-обучающийся
демонстрирует знания о
сущности
гражданскопатриотической позиции;
-обучающийся понимает и
анализирует
причины
межгосударственных
конфликтов XX- начале XXI
вв.;
-обучающийся
демонстрирует знания об
общечеловеческих
ценностях;
-обучающийся
проводит
анализ
исторической
информации политического
и экономического развития
ведущих
государств
и
регионов мира;
-обучающийся дает оценку
основных
направлений
деятельности
международных
организаций ООН, НАТО,
ЕС и др.
-обучающийся
подтверждает
сформированность знаний о
перспективных
направлениях и основных
проблемах развития РФ на
современном этапе
28

коммунизма».
Общество,
культура в годы революций
и Гражданской войны;
- Нэп. Образование СССР.
СССР в годы нэпа. «Великий
перелом».
Индустриализация,
коллективизация, культурная
революция.
Первые
Пятилетки.
Политический
строй и репрессии. Внешняя
политика СССР. Укрепление
Обороноспособности;
- Великая Отечественная
война
1941-1945
годы:
причины,
силы
сторон,
основные
операции.
Государство и общество в
годы
войны,
массовый
героизм советского народа,
единство фронта и тыла,
человек
на
войне.
Нацистский оккупационный
режим, зверства захватчиков.
Освободительная
миссия
Красной Армии. Победа над
Японией. Решающий вклад
СССР в Великую Победу.
Защита памяти о Великой
Победе;
- СССР в 1945-1991 годы.
Экономические развитие и
реформы.
Политическая
система
«развитого
социализма».
Развитие
науки,
образования,
культуры. «Холодная война»
и внешняя политика. СССР и
мировая социалистическая
система. Причины распада
Советского Союза;
- Российская
Федерация
29

в1992-2022
годы.
Становление новой России.
Возрождение
Российской
Федерации
как
великой
державы
в
XXI
веке.
Экономическая и социальная
модернизация. Культурное
пространство и повседневная
жизнь.
Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение с Крымом и
Севастополем. Специальная
военная операция. Место
России в современном мире.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:
отражать
понимание -обучающийся описывает и
России
в
мировых комментирует современную
политических и социально- экономическую,
экономических
процессах политическую, культурную
XX - начала XXI века, знание ситуацию в России и мире
достижений страны и ее -обучающийся анализирует
народа;
и характеризует взаимосвязь
- умение характеризовать отечественных,
историческое
значение региональных, мировых
Российской
революции, социально-экономических,
Гражданской войны, Новой политических и культурных
экономической
политики, проблем.
индустриализации
и
коллективизации в СССР, -обучающийся
решающую роль СССР в демонстрирует умения
победе
над
нацизмом, ориентироваться в
значение советских научно- современной
технологических
успехов, экономической,
политической и культурной
освоения космоса;
-понимание
причин
и ситуации в России и мире.
следствий распада СССР, -обучающийся
возрождения
Российской демонстрирует умения
Федерации
как мировой распознавать задачу и/или
державы,
воссоединения проблему в историческом
Крыма
с
Россией, контексте.
специальной
военной -обучающийся
операции на Украине и демонстрирует умения

Оценка
результатов
выполнения
практических
занятий,
подготовка
выступлений
с
проблемнотематическими
сообщениями
(докладами,
презентациями).
Дифференцирова
нный зачет

30

других важнейших событий
XX – начала XXI века;
-особенности
развития
культуры народов СССР
(России);
- анализировать текстовые,
визуальные
источники
исторической информации, в
том числе исторические
карты/схемы, по истории
России и зарубежных стран
XX – начала XXI века;
-сопоставлять информацию,
представленную в различных
источниках;
- формализовать
историческую
информацию
в
виде
таблиц,
схем, графиков,
диаграмм;
- защищать историческую
правду, не допускать
умаления подвига народа
при защите Отечества,
готовность давать отпор
фальсификациям российской
истории;
− составлять описание
(реконструкцию) в устной и
письменной форме
исторических событий,
явлений, процессов истории
родного края, истории
России и всемирной истории
XX - начала XXI века и их
участников, образа жизни
людей и его изменения в
Новейшую эпоху;
- формулировать и
обосновывать собственную
точку зрения (версию,

анализировать задачу и/или
проблему в историческом
контексте и выделять ее
составные части.
-обучающийся
демонстрирует умения
оценивать результат и
последствия исторических
событий
-обучающийся
демонстрирует
сформированность умений
определять задачи поиска
исторической информации.
- обучающийся
демонстрирует умения
определять необходимые
источники информации.
-обучающийся
демонстрирует умения
структурировать
получаемую информацию.
-обучающийся
демонстрирует умения
выделять наиболее значимое
в перечне информации.
-обучающийся
демонстрирует умения
оценивать практическую
значимость результатов
поиска и умения оформлять
результаты поиска.;
-обучающийся
демонстрирует
-обучающийся
демонстрирует
сформированность умения
выстраивать траекторию
личностного развития в
соответствии с принятой
системой ценностей;
-обучающийся
31

оценку) с опорой на
фактический материал, в том
числе используя источники
разных типов;
- выявлять существенные
черты исторических
событий, явлений,
процессов;
систематизировать
историческую информацию в
соответствии с заданными
критериями; сравнивать
изученные исторические
события, явления, процессы;
осуществлять
с
соблюдением
правил
информационной
безопасности
поиск
исторической информации
по
истории
России
и
зарубежных стран XX –
начала
XXI
века
в
справочной литературе, сети
Интернет, СМИ для решения
познавательных задач; оценивать
полноту
и
достоверность информации с
точки зрения ее соответствия
исторической
действительности;
– характеризовать места,
участников, результаты
важнейших исторических
событий в истории
Российского государства;
− соотносить год с веком,
устанавливать
последовательность и
длительность исторических
событий;
− давать оценку
историческим событиям и

демонстрирует умения
организовывать и
мотивировать коллектив для
совместной деятельности;
-обучающийся
демонстрирует умения
излагать свои мысли в
контексте современной
экономической,
политической и культурной
ситуации в России и мире;
-обучающийся
демонстрирует умения
осознавать личную
ответственность за судьбу
России;
-обучающийся
демонстрирует умения
проявлять социальную
активность и гражданскую
зрелость;
-обучающийся
демонстрирует умения
применять средства
информационных
технологий для решения
поставленных задач;
-обучающийся
демонстрирует умения
анализировать правовые и
законодательные акты
регионального значения.

32

обосновывать свою точку
зрения с помощью
исторических фактов и
собственных аргументов;
- применять исторические
знания в учебной и
внеучебной деятельности, в
современном
поликультурном,
полиэтничном и
многоконфессиональном
обществе;
− демонстрировать
патриотизм ,
гражданственность,
уважение к своему
Отечеству —
многонациональному
Российскому государству, в
соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия
и мира между людьми и
народами, в духе
демократических ценностей
современного общества.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».