ППССЗ_27.02.03 2023

Содержание
1 Общие положения
1.1 Программа подготовки специалистов среднего звена,
реализуемая в филиале СГУПС в г.Новоалтайске по специальности
27.02.03
Автоматика
и
телемеханика
на
транспорте
(железнодорожном транспорте)
1.2 Нормативные документы для разработки ППССЗ
1.3 Основные характеристики ППССЗ по специальности
1.3.1 Миссия, цели программы
1.3.2 Объем ППССЗ
2 Характеристика профессиональной деятельности выпускников ППССЗ
по специальности
2.1 Область профессиональной деятельности выпускников
2.2 Виды профессиональной деятельности выпускников
3 Планируемые результаты освоения ППССЗ
3.1 Общие компетенции
3.2 Профессиональные компетенции
3.3 Перечень возможных сочетаний профессий рабочих,
должностей служащих
4 Документационное обеспечение ППССЗ по специальности
4.1 Учебный план
4.2 Календарный учебный график
4.3 Программы учебных дисциплин, профессиональных модулей
4.4 Программы учебной и производственной практик
5 Условия реализации ППССЗ
5.1 Материально-техническое оснащение
5.2 Кадровое обеспечение ППССЗ
5.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение ППССЗ
6 Характеристика социокультурной среды
7 Оценка качества освоения ППССЗ
7.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
7.2 Государственная итоговая аттестация выпускников по
специальности
Приложения:
1. Учебный план
2. Календарный учебный график
3. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей)
4. Рабочие программы учебной и производственной практик
5. Программа воспитания, Календарный план воспитания
6. Фонды оценочных средств
7. Программа государственной итоговой аттестации

3

3
3
4
4
4
6
6
6
7
7
9
14
15
15
15
15
16
17
17
21
21
21
24
24
25

2

1 Общие положения
1.1 Программа подготовки специалистов среднего звена, реализуемая в филиале
СГУПС в г.Новоалтайске по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика
на транспорте (железнодорожном транспорте)
Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности
27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
представляет собой комплекс документов, разработанный на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте
(железнодорожном транспорте), утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации № 139 от 28 февраля 2018г., с учетом направленности на
удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей.
ППССЗ регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и
технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки
выпускника по данной специальности и включает в себя учебный план, календарный
учебный график, рабочие программы учебных дисциплин, рабочие программы
профессиональных модулей, программы учебной и производственной практик, фонд
оценочных средств, программу государственной итоговой аттестации и методические
материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной
технологии.
1.2 Нормативные документы для разработки ППССЗ
Нижеперечисленные документы составляют нормативную правовую базу
разработки ППССЗ по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на
транспорте (железнодорожном транспорте)
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с последующими изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 27.02.03 Автоматика и
телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте), утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2018г №
139, зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2018 г. N 50489;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня
2013 г. № 464 "Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования", зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июля 2013 г.,
регистрационный № 29200 (в редакции от 15.12.2014г.);
- Приказ Минобрнауки России №885, Минпросвещения России №390 от
05.08.2020г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о
практической подготовке обучающихся»);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 № 800
«Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
3

- Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 "Об утверждении перечней
профессий
и
специальностей
среднего
профессионального
образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30861);
- Профессиональный стандарт «Работник по обслуживанию и ремонту устройств
железнодорожной автоматики и телемеханики», утвержденный приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от №;772н от 23
октября 2015 г;
- Устав федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей
сообщения», утвержденный приказом Федерального агентства железнодорожного
транспорта от 06.04.2021г. № 165;
Положение о филиале федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный
университет путей сообщения» в г.Новоалтайске.
1.3 Основные характеристики ППССЗ по специальности
1.3.1 Миссия, цели программы
Миссия программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте состоит в создании, поддержании и
ежегодном обновлении условий, обеспечивающих качественную подготовку техника в
соответствии с требованиями современного рынка труда, с учетом запросов
работодателей, особенностями развития региона, современной техники и технологий.
В области обучения целью программы является подготовка специалиста,
обладающего общими и профессиональными компетенциями, в соответствии с
требованиями ФГОС, способного к саморазвитию и самообразованию.
В области воспитания личности целью программы является формирование
социально-личностных и профессионально важных качеств выпускников:
целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникабельности, умения
работать в коллективе, ответственности за конечный результат профессиональной
деятельности, адаптивности.
1.3.2 Объем ППССЗ
Сроки освоения ППССЗ СПО по специальности 27.02.03 Автоматика и
телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) базовой подготовки в
очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1:
Таблица 1 – Сроки освоения ППССЗ

Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ

Наименование квалификации
базовой подготовки

Срок получения СПО по
ППССЗ базовой подготовки в
очной форме обучения

среднее общее образование

Техник

2 года 10 месяцев

основное общее образование

Техник

3 года 10 месяцев

4

При приеме обучающихся на базе основного общего образования реализуется
федеральный государственный стандарт среднего общего образования в пределах
ППССЗ с учетом получаемой специальности СПО (технический профиль).
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от
применяемых образовательных технологий увеличиваются:
для обучающихся заочной формы обучения на базе среднего общего образования –
не более чем на 1 год.
Трудоемкость освоения обучающимся ППССЗ за весь период обучения приведен в
таблице 2.
Таблица 2 – Трудоемкость ППССЗ
Уровень образования, необходимый для приема на
обучение по ППССЗ

Общий объем
образовательной
программы, час

на базе среднего общего образования

4644

на базе основного общего образования

5940

Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения
составляет:
среднее общее
образование
Обучение по учебным циклам

Основное
общее
образование

88 нед.

129 нед.

26 нед.

26 нед.

4 нед.

4 нед.

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

6 нед.

Каникулы

23 нед.

34 нед.

Итого

147 нед.

199 нед.

Учебная практика
Производственная практика (по профилю
специальности)
Производственная практика (преддипломная)

Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в заочной форме
специальности
27.02.03
Автоматика
и
телемеханика
на
транспорте
(железнодорожном транспорте) на базе среднего общего образования составляет
199 недель, в том числе:
Учебные циклы
Обучение по учебным циклам
Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Государственная итоговая аттестация
Каникулы
Итого

Число недель
128 нед.
26 нед.
4 нед.
6 нед.
35 нед.
199 нед.
5

2 Характеристика профессиональной деятельности выпускников ППССЗ по
специальности
2.1 Область профессиональной деятельности выпускников: 17 Транспорт
2.2 Виды профессиональной деятельности выпускников:
Наименование основных видов
деятельности

ВД 01. Построение и эксплуатация
станционных,
перегонных,
микропроцессорных
и
диагностических
систем
железнодорожной автоматики
ВД 02. Техническое обслуживание
устройств
систем
сигнализации,
централизации
и
блокировки,
железнодорожной
автоматики
и
телемеханики.
ВД 03. Организация и проведение
ремонта и регулировки устройств и
приборов
систем
сигнализации,
централизации
и
блокировки,
железнодорожной
автоматики
и
телемеханики.
ВД.06
Освоение
одной
или
нескольких
профессий
рабочих,
должностей служащих

Наименование
профессиональных
модулей

Квалификац
ия/
сочетание
техник,
старший
техник
техник
ПМ 01. Построение и эксплуатация
станционных,
перегонных,
микропроцессорных
и
диагностических
систем
железнодорожной автоматики
техник
ПМ 02. Техническое
обслуживание устройств систем
СЦБ и ЖАТ
и
и
и

техник

ПМ.06 Освоение одной или
нескольких профессий рабочих,
должностей служащих

техник

ПМ
03.
Организация
проведение
ремонта
регулировки
устройств
приборов систем СЦБ и ЖАТ

6

3 Планируемые результаты освоения ППССЗ

Код
компетенци
и

3.1 Общие компетенции

ОК 01

Формулировка компетенции

Выбирать способы решения
задач
профессиональной
деятельности, применительно к
различным контекстам

Знания, умения

Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте; анализировать
задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и жить; основные источники
информации и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных
областях; методы работы в профессиональной и смежных
сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Использовать
современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации и
информационные технологии для
выполнения
задач
профессиональной деятельности

Умения: определять задачи для поиска информации; определять
необходимые источники информации; планировать процесс
поиска; структурировать получаемую информацию; выделять
наиболее значимое в
перечне
информации;
оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска
Знания: номенклатура информационных источников применяемых
в профессиональной деятельности; приемы структурирования
информации; формат оформления результатов поиска информации

ОК 03

Планировать и реализовать
собственное профессиональное
и
личностное
развитие,

Умения:
определять
актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности; применять
современную
научную
профессиональную
терминологию;
определять и выстраивать траектории профессионального
развития и самообразования

предпринимательскую
деятельность
профессиональной
использовать

ОК 04

ОК 05

ОК 06

знания

в
сфере,
по

финансовой грамотности в
различных
жизненных
ситуациях
Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и
команде

Осуществлять
устную
и
письменную коммуникацию на
государственном
языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей
социального и гражданскокультурного
Проявлять

Знания:
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная научная и профессиональная
терминология; возможные траектории профессионального развития
и самообразования
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности; основы проектной
деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы
по профессиональной тематике на государственном языке,
Знания: особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов и построения устных сообщений.
Умения: описывать значимость своей профессии (специальности)

7

патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позиции,
общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной
деятельности по профессии (специальности)

Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

Умения: соблюдать
нормы экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной деятельности по профессии (специальности)

ОК 08

Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной деятельности и
поддержания необходимого
уровня физической
подготовленности

Умения:
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей; применять рациональные приемы
двигательных функций в профессиональной деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными для данной профессии (специальности)
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека; основы
здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности
и
зоны
риска
физического
здоровья
для профессии
(специальности); средства профилактики перенапряжения

ОК 9

Пользоваться профессиональной
документацией на
государственном и иностранном
языке

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые),
понимать
тексты
на
базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной
деятельности;
кратко
обосновывать
и
объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать
простые связные сообщения на знакомые или интересующие
Знания: правила построения простых и сложных предложений на
профессиональные
темы;
основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения; правила чтения текстов профессиональной
Знание: основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов;
порядок выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты

ОК 07

Знания: правила экологической безопасности при ведении
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные в
профессиональной деятельности; пути
обеспечения ресурсосбережения

8

3.2 Профессиональные компетенции
Основные виды
деятельности
1
ВД 01. Построение и
эксплуатация
станционных,
перегонных,
микропроцессорных
и диагностических
систем
железнодорожной
автоматики.

Код и наименование
компетенции
2
ПК 1.1.
Анализировать работу
станционных,
перегонных,
микропроцессорных и
диагностических
систем автоматики по
принципиальным
схемам.

ПК 1.2. Определять и
устранять отказы в
работе станционных,

Показатели освоения компетенции
3
Практический
опыт:
логического
анализа
работы
станционных,
перегонных,
микропроцессорных
и
диагностических систем автоматики по принципиальным
Умения: – читать принципиальные схемы станционных
устройств автоматики;
-выполнять работы по проектированию отдельных элементов
оборудования участка перегона системами интервального
регулирования движения поездов;
анализировать
процесс
функционирования
микропроцессорных и диагностических систем автоматики и
телемеханики
в
процессе
обработки
поступающей
информации;
- проводить комплексный контроль работоспособности
аппаратуры микропроцессорных и диагностических систем
автоматики и телемеханики;
анализировать
результаты
комплексного
контроля
работоспособности
аппаратуры микропроцессорных и
диагностических
систем
автоматики
и телемеханики;
Знания:
– логики
построения,
типовых
схемных решений
станционных систем автоматики;
– принципов построения принципиальных и блочных схем
систем автоматизации и механизации сортировочных
железнодорожных станций;
принципов
осигнализования
и
маршрутизации
железнодорожных станций;
– основ проектирования при оборудовании железнодорожных
станций устройствами станционной автоматики;
–
принципов работы станционных систем электрической
централизации по принципиальным и блочным схемам;
принципов работы схем автоматизации и механизации
сортировочных
железнодорожных
станций
по
принципиальным и блочным схемам;
– принципов
построения
кабельных
сетей
на
железнодорожных станциях;
– принципов расстановки сигналов на перегонах;
– основ проектирования при оборудовании перегонов
перегонными системами автоматики для интервального
регулирования движения поездов на перегонах;
– принципов построения принципиальных схем перегонных
систем автоматики;
– принципов работы принципиальных схем перегонных
систем автоматики;
– принципов построения путевого и кабельного планов
перегона;
–
логики и типовых решений построения аппаратуры
микропроцессорных и диагностических систем автоматики и
телемеханики;
Практический
опыт:
логического
анализа
работы
станционных,
перегонных,
микропроцессорных
и
диагностических систем автоматики по принципиальным
схемам.

9

Умения:
– контролировать работу станционных устройств и систем
автоматики;
– контролировать работу перегонных систем автоматики;
контролировать
работу
микропроцессорных
и
диагностических систем автоматики и телемеханики;
– анализировать
процесс
функционирования
микропроцессорных и диагностических систем автоматики и
телемеханики
в
процессе
обработки
поступающей
информации.
Знания:
– алгоритма
функционирования
станционных
систем
автоматики;
–Практический
алгоритма функционирования
перегонных систем
автоматики;
ПК 1.3. Выполнять
опыт:
построения
и
эксплуатации
требования по
станционных,
перегонных,
микропроцессорных
и
эксплуатации
диагностических систем железнодорожной автоматики
станционных,
Умения:
перегонных
– выполнять замену приборов и устройств станционного
микропроцессорных и оборудования;
диагностических
– выполнять замену приборов и устройств перегонного
систем автоматики.
оборудования;
– проводить комплексный контроль работоспособности
аппаратуры микропроцессорных и диагностических систем
автоматики и телемеханики;
– производить замену субблоков и элементов устройств
аппаратуры микропроцессорных и диагностических систем
автоматики и телемеханики.
Знания:
– – эксплуатационно-технические основы оборудования
– железнодорожных
станций
системами
автоматики;
эксплуатационно– технические основы оборудования перегонов системами
– интервального регулирования движения поездов;
– – эксплуатационно-технические основы оборудования
– железнодорожных
станций
и
перегонов
микропроцессорными
–Практический
системами опыт:
регулирования
движения
поездов
и
ПК 2.1. Обеспечивать
–технического обслуживания, монтажа и наладки систем
техническое
железнодорожной автоматики, аппаратуры электропитания и
обслуживание
линейных устройств;
устройств СЦБ и
– применения инструкций и нормативных документов,
систем ЖАТ.
регламентирующих технологию выполнения работ и
безопасность движения поездов.
перегонных,
микропроцессорных и
диагностических
систем автоматики

ВД 02. Техническое
обслуживание
устройств систем
СЦБ и ЖАТ.

Умения:
– выполнять основные виды работ по техническому
обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной
автоматики, аппаратуры электропитания и линейных
устройств в соответствии требованиями технологических
процессов;
– читать монтажные в соответствии с принципиальными
схемами устройств и систем железнодорожной автоматики;
– обеспечивать безопасность движения при производстве
работ по
обслуживанию устройств железнодорожной
автоматики.

10

Знания:
– технологии обслуживания и ремонта устройств СЦБ и
систем
железнодорожной
автоматики,
аппаратуры
электропитания и линейных устройств СЦБ;
– способы организации электропитания систем автоматики
и телемеханики;
– правил технической эксплуатации железных дорог
Российской Федерации и инструкций, регламентирующих
безопасность движения поездов.
ПК 2.2. Выполнять
работы по
техническому
обслуживанию
устройств
электропитания
систем
железнодорожной
автоматики.

ПК 2.3. Выполнять
работы по
техническому
обслуживанию линий
железнодорожной
автоматики.

Практический опыт:
– выполнения работы по техническому обслуживанию
устройств
электропитания
систем
железнодорожной
автоматики;
–
применения инструкций и нормативных документов,
регламентирующих технологию выполнения работ и
безопасность движения поездов.
Умения:
– выполнять основные виды работ по техническому
обслуживанию
устройств
электропитания
систем
железнодорожной автоматики;
– читать монтажные в соответствии с принципиальными
схемами устройств и систем железнодорожной автоматики;
обеспечивать безопасность движения при производстве работ
по обслуживанию устройств железнодорожной автоматики.
Знания:
– технологии
обслуживания
и
ремонта
устройств
электропитания систем железнодорожной автоматики;
– способы организации электропитания систем автоматики
и телемеханики;
1. правил технической эксплуатации железных дорог
Российской
Федерации
и
инструкций,
регламентирующих безопасность движения поездов.
Практический опыт:
– выполнения работы по техническому обслуживанию
линий железнодорожной автоматики;
– применения инструкций и нормативных документов,
регламентирующих технологию выполнения работ и
безопасность движения поездов.
Умения:
– выполнять основные виды работ по техническому
обслуживанию линий железнодорожной автоматики;
– читать монтажные в соответствии с принципиальными
схемами устройств и систем железнодорожной автоматики;
– обеспечивать безопасность движения при производстве
работ по обслуживанию устройств железнодорожной
автоматики.
Знания:
– технологии
обслуживания
и
ремонта
линий
железнодорожной автоматики;
1. правил
технической
эксплуатации
железных
дорог
Российской Федерации и инструкций, регламентирующих
безопасность движения поездов.

ПК 2.4.
Организовывать
работу по
обслуживанию,
монтажу и наладке
систем

Практический опыт:
– организации работы по обслуживанию, монтажу и наладке
систем железнодорожной автоматики;
–
применения инструкций и нормативных документов,
регламентирующих технологию выполнения работ и
безопасность движения поездов.

11

железнодорожной
автоматики.

Умения:
– читать монтажные в соответствии с принципиальными
схемами устройств и систем железнодорожной автоматики;
– осуществлять монтаж и пусконаладочные работы систем
железнодорожной автоматики;
– обеспечивать безопасность движения при производстве
работ по обслуживанию устройств железнодорожной
автоматики.
Знания:
– приемов монтажа и наладки устройств СЦБ и систем
железнодорожной автоматики, аппаратуры электропитания и
линейных устройств СЦБ; особенности монтажа, регулировки
и эксплуатации аппаратуры электропитания устройств СЦБ;
– правил технической эксплуатации железных дорог Российской
Федерации и инструкций, регламентирующих безопасность
движения поездов.

ПК 2.5. Определять
экономическую
эффективность
применения устройств
автоматики и методов
их обслуживания.

ПК 2.6. Выполнять
требования
технической
эксплуатации
железных дорог и
безопасности
движения.

Практический опыт:
– определения экономической эффективности применения
устройств автоматики и методов их обслуживания.
Умения:
– определять экономическую эффективность применения
устройств автоматики и методов их обслуживания;
– выполнять основные виды работ по техническому
обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной
автоматики, аппаратуры электропитания и линейных
устройств в соответствии с требованиями технологических
процессов;
– обеспечивать безопасность движения при производстве
работ по
обслуживанию устройств железнодорожной
автоматики.
Знания:
– методики
расчета
экономической
эффективности
применения устройств автоматики и методов их обслуживания;
1. технологии обслуживания и ремонта устройств СЦБ и систем
железнодорожной автоматики, аппаратуры электропитания и
линейных устройств СЦБ;
2. правил технической эксплуатации железных дорог Российской
Федерации и инструкции, регламентирующие безопасность
движения поездов.
Практический опыт:
– выполнения требований технической эксплуатации железных
дорог и безопасности движения;
– применения инструкций и нормативных документов,
регламентирующих требования технической эксплуатации
железных дорог и безопасности движения.
Умения:
– обеспечивать безопасность движения при производстве
работ по обслуживанию устройств железнодорожной
автоматики.
Знания:
– правил технической эксплуатации железных дорог
Российской Федерации и инструкции, регламентирующие
безопасность движения поездов.

ПК 2.7. Составлять и
анализировать
монтажные схемы

Практический опыт:
– составления и логического анализа монтажных схем
устройств СЦБ и ЖАТ по принципиальным схемам.

12

ВД 03. Организация
и проведение
ремонта и
регулировки
устройств и
приборов систем
СЦБ и систем ЖАТ.

ВД 06 Освоение
одной или
нескольких
профессий рабочих,
должностей
служащих

устройств СЦБ и ЖАТ Умения:
по принципиальным
– читать монтажные схемы в соответствии с принципиальными
схемам.
схемами устройств и систем железнодорожной автоматики;
– осуществлять монтаж и пусконаладочные работы систем
железнодорожной автоматики.
Знания:
– приемов монтажа и наладки устройств СЦБ и систем
железнодорожной автоматики, аппаратуры электропитания и
линейных устройств СЦБ;
1. особенности
монтажа,
регулировки
и
эксплуатации
аппаратуры электропитания устройств СЦБ.
Практический опыт:
ПК 3.1. Производить
– разборки, сборки и регулировки приборов и устройств СЦБ.
разборку, сборку и
регулировку
Умения:
приборов и устройств
– измерять параметры приборов и устройств СЦБ;
СЦБ.
– регулировать параметры приборов и устройств СЦБ в
соответствии с требованиями эксплуатации;
– анализировать измеренные параметры приборов и устройств
СЦБ.
Знания:
– конструкции приборов и устройств СЦБ;
- принципов работы и эксплуатационных характеристик
приборов и устройств СЦБ;
- технологии разборки и сборки приборов и устройств СЦБ;
технологии регулировки приборов и устройств СЦБ
ПК 3.2. Измерять и
анализировать
параметры приборов
и устройств СЦБ.

Практический опыт:
– измерения и логического анализа параметров приборов и
устройств СЦБ.
Умения:
– измерять параметры приборов и устройств СЦБ;
– регулировать параметры приборов и устройств СЦБ в
соответствии с требованиями эксплуатации;
– анализировать измеренные параметры приборов и устройств
СЦБ.
Знания:
– конструкции приборов и устройств СЦБ;
– принципов работы и эксплуатационных характеристик
приборов и устройств СЦБ;
7 технологии разборки и сборки приборов и устройств СЦБ.

ПК 3.3. Регулировать
и проверять работу
устройств и приборов
СЦБ.

Практический опыт:
– регулировки и проверки работы устройств и приборов СЦБ.

Выполнение работ по
профессии
Электромонтер по
обслуживанию и
ремонту устройств
сигнализации,
централизации и

Умения:
– регулировать параметры приборов и устройств СЦБ в
соответствии с требованиями эксплуатации;
– анализировать измеренные параметры приборов и устройств
СЦБ;
– проводить тестовый контроль работоспособности
приборов
Знания: и устройств СЦБ.
– конструкции приборов и устройств СЦБ;
 технологии разборки и сборки приборов и
устройств СЦБ; технологии ремонта и
регулировки приборов и устройств СЦБ.
Практический опыт:
– технического обслуживания, текущего ремонта, монтажа,
регулировки
устройств
и
систем
механической
и
электрической централизации ЖАТ;
– технического обслуживания устройств автоблокировки,
ремонта, монтажа и регулировки напольных устройств СЦБ и
ЖАТ

13

блокировки

Умения:
- содержать в исправном состоянии, ремонтировать,
регулировать, заменять неисправные устройства систем ЖАТ;
- производить монтаж механических частей устройств СЦБ
в соответствии с утвержденным графиком;
- выполнять настройку и регулировку электрических
элементов устройств СЦБ;
- проверять в процессе технического обслуживания
состояние монтажа, крепления и внешний вид аппаратуры,
срабатывание и работоспособность элементов устройств СЦБ;
анализировать причины отказов и неисправностей
электромеханических элементов и устройств СЦБ и
принимать меры по их устранению;
- производить испытания средств контроля электрических
цепей блокировки, систем централизации и сигнализации;
- наблюдать за правильной эксплуатацией устройств СЦБ и
систем ЖАТ, соблюдать правила безопасности труда,
электробезопасности, пожарной безопасности.
Знания:
- основ электротехники и электроники;
- устройств, правил и норм технического обслуживания,
ремонта, монтажа и регулировки механических частей
устройства систем ЖАТ;
- устройств, принципа действия, технических
характеристик и конструктивных особенностей приборов и
оборудования СЦБ;
- технологии работ по монтажу аппаратуры систем СЦБ и
исполнительных устройств;
- - способов устранения повреждений устройств
сигнализации, централизации и блокировки

3. 3 Перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих
Код профессионального
стандарта

Наименование профессионального стандарта

1

2

17.017

Профессиональный стандарт «Работник по обслуживанию и ремонту
устройств железнодорожной автоматики и телемеханики», утвержден
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 23 октября 2015 г. N 772н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2015 г.,
регистрационный N 39710)

Код по
Общероссийскому
классификатору
профессий рабочих,
должностей служащих
и тарифных разрядов
1

Наименование профессий рабочих, должностей служащих

2

Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации,
централизации и блокировки.
14

19810

Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке

15

4 Документационное обеспечение ППССЗ по специальности
4.1 Учебный план (Приложение 1).
Учебным планом реализуется программа подготовки специалистов среднего
звена по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте
(железнодорожном транспорте) предусматривает изучение следующих учебных
циклов:
 общеобразовательного (О);
 общего гуманитарного и социально-экономического (ОГСЭ);
 математического и общего естественнонаучного (ЕН);
 профессионального (П).
и разделов:
 учебная практика;
 производственная практика (по профилю специальности);
 производственная практика (преддипломная);
 государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной
квалификационной работы: подготовка и защита выпускной квалификационной
работы:
дипломного
проекта,
государственного
экзамена
в
форме
демонстрационного экзамена).
Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена по
циклам составляет 71 процент от общего объема времени, отведенного на их
освоение. Вариативная часть 29 процентов дает возможность расширения и
углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения
дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального
рынка труда и возможностями продолжения образования.
4.2 Календарный учебный график (Приложение 2).
В календарном учебном графике указывается последовательность реализации
ППССЗ, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и
государственную итоговую аттестации, каникулы.
4.3 Программы учебных дисциплин, профессиональных модулей
(Приложение 3).
Рабочие программы разрабатываются по каждой учебной дисциплине,
профессиональному модулю на основании ФГОС по специальности самостоятельно
на срок действия учебного плана. В рабочей программе конкретизируется
содержание учебного материала, лабораторных, практических занятий, в том числе в
форме практической подготовки, видов самостоятельных работ, формы и методы
текущего контоля учебных достижений и промежуточной аттестации обучающихся,
рекомендуемые учебные пособия и др. Аннотации рабочих программ учебных
дисциплин и профессиональных модулей приведены в Приложении 3.

16

4.4 Программы учебной и производственной практик (Приложение 4).
Согласно п.2.8 ФГОС СПО специальности 27.02.03 Автоматика и
телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) практика является
обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебных занятий,
обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. ФГОС СПО
по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте
(железнодорожном транспорте) предусматривает следующие виды практик:
учебную и производственную.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю
специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности)
проводятся при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках
профессиональных модулей и реализуются как концентрированно в несколько
периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках
профессиональных модулей.
Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в
результате освоения теоретических курсов, способствуют комплексному
формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Учебная практика проводится на базе филиала с использованием кадрового
потенциала цикловой комиссии по специальности 27.02.03 Автоматика и
телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) и в организациях на
основе договоров.
Аттестация по итогам учебной практики производится в форме
дифференцированного
зачета
на
основании
представленных
отчетов.
Производственная практика проводится в следующих предприятиях и организациях:
- Алтайская дистанция сигнализации, централизации и блокировки –
структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры –
структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала
ОАО «РЖД» (ШЧ-10);
- Барнаульская дистанция сигнализации, централизации и блокировки –
структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры –
структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала
ОАО «РЖД» (ШЧ-11);
- Каменская дистанция сигнализации, централизации и блокировки –
структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры –
структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала
ОАО «РЖД» (ШЧ-15).
Аттестация по итогам производственной практики производится в форме
зачета на основании предоставленных отчетов и отзывов с мест прохождения
практики.
Рабочие программы учебной и производственной практик размещены в
Приложении 4.

17

5 Условия реализации ППССЗ
5.1 Материально-техническое оснащение
Перечень специальных помещений.
Кабинеты:

Дисциплины ОГСЭ;

Иностранный язык;

Математика;

Информатика, компьютерное моделирование;

Экология;

Безопасность жизнедеятельности и охрана труда;

Электротехническое черчение;

Правовое обеспечение профессиональной деятельности;

Общий курс железных дорог;

Основы экономики и экономика отрасли;

Проектирование систем железнодорожной автоматики и телемеханики;

Транспортная безопасность.
Лаборатории:
–
Электронная техника;
–
Электротехника и электрические измерения;
–
Цифровая схемотехника;
–
Станционные системы автоматики;
–
Приборы и устройства автоматики;
–
Электропитающие и линейные устройства автоматики и телемеханики;
–
Перегонные системы автоматики;
–
Микропроцессорные и диагностические системы автоматики;
–
Техническое обслуживание, анализ и ремонт приборов и устройств систем
СЦБ и ЖАТ.
Мастерские:
–
Электромонтажная;
–
Монтаж электронных устройств;
–
Монтаж устройств систем СЦБ и ЖАТ.
Полигоны:
полигон по техническому обслуживанию устройств железнодорожной
автоматики.
Спортивный комплекс
Залы:
–
библиотека, читальный зал с выходом в интернет;
–
актовый зал.
Оснащение лабораторий, мастерских и баз практики:
Лаборатория «Электронная техника»
–
рабочие места по количеству обучающихся;
–
оборудованное рабочее место преподавателя;
18

мультимедийное оборудование;
наглядные пособия (натурные образцы) или презентации по темам
дисциплины;
–
стенды для выполнения лабораторных работ;
–
функциональные генераторы;
–
измерительные приборы;
–
наборы элементов и компонентов: полупроводниковые приборы (диоды,
биполярные и полевые транзисторы, тиристоры, оптопары, цифровые и аналоговые
микросхемы), резисторы (постоянные и переменные), конденсаторы (постоянные и
переменные),
малогабаритные
трансформаторы
(импульсные,
согласующие,
повышающие, понижающие) и др.;
–
комплект учебно-методической документации.
Лаборатория «Электротехника и электрические измерения»
–
рабочие места по количеству обучающихся;
–
оборудованное рабочее место преподавателя;
–
мультимедийное оборудование;
–
наглядные пособия (натурные образцы) или презентации по темам
дисциплины;
–
стенды с электроизмерительными приборами для выполнения лабораторных
работ;
–
источники питания;
–
коммутационная аппаратура;
–
наборы резисторов, конденсаторов, катушек индуктивностей, нелинейных
элементов;
–
измерительные механизмы и приборы различных систем;
–
комплект учебно-методической документации.
Лаборатория «Цифровая схемотехника»
–
рабочие места по количеству обучающихся;
–
оборудованное рабочее место преподавателя;
–
мультимедийное оборудование;
–
учебно-наглядные пособия и учебно-методическая документация;
–
лабораторные стенды для проведения исследований базовых логических
элементов и устройств в цифровых интегральных микросхемах;
–
процессорный комплект с набором сменных плат для исследования
однокристального микропроцессора;
–
измерительные приборы;
–
генераторы частоты и импульсов;
–
наборы элементов и компонентов цифровой схемотехники: цифровые
интегральные микросхемы, резисторы (постоянные и переменные), конденсаторы
(постоянные и переменные) и др.
Лаборатория «Станционные системы автоматики»
–
рабочие места по количеству обучающихся;
–
оборудованное рабочее место преподавателя;
–
мультимедийное оборудование;
–
учебно-наглядные пособия и учебно-методическая документация;
–
–

19

– макеты, тренажеры, лабораторные стенды, модели или программные
симуляторы (в том числе отдельных элементов), необходимые для проведения всех
лабораторных и практических занятий, предусмотренных в программах учебных
дисциплин и профессиональных модулей;
– измерительные приборы.
Лаборатория «Приборы и устройства автоматики»
–
рабочие места по количеству обучающихся;
–
оборудованное рабочее место преподавателя;
–
мультимедийное оборудование;
–
учебно-наглядные пособия и учебно-методическая документация;
–
макеты, модели или программные симуляторы устройств и приборов систем
СЦБ и ЖАТ
–
измерительные приборы и инструменты, необходимые для выполнения
работ попроверке, регулировке и ремонту устройств и приборов систем СЦБ и ЖАТ.
Лаборатория «Электропитающие и линейные устройства автоматики и
телемеханики»
–
рабочие места по количеству обучающихся;
–
оборудованное рабочее место преподавателя;
–
мультимедийное оборудование;
–
учебно-наглядные пособия или презентации, учебно-методическая
документация;
–
макеты, тренажеры, лабораторные стенды, модели или программные
симуляторы электропитающих и линейных устройств автоматики и телемеханики;
–
измерительные приборы.
Лаборатория «Перегонные системы автоматики»
–
рабочие места по количеству обучающихся;
–
оборудованное рабочее место преподавателя;
–
мультимедийное оборудование;
–
учебно-наглядные пособия или презентации, учебно-методическая
документация;
–
макеты, тренажеры, лабораторные стенды, модели или программные
симуляторы перегонных систем железнодорожной автоматики;
–
измерительные приборы.
Лаборатория «Микропроцессорные и диагностические системы автоматики»
–
рабочие места по количеству обучающихся;
–
оборудованное рабочее место преподавателя;
–
мультимедийное оборудование;
–
учебно-наглядные пособия и учебно-методическая документации;
–
измерительные приборы;
–
макеты, тренажеры, лабораторные стенды, модели или программные
симуляторы (в том числе отдельных элементов), необходимые для проведения всех
лабораторных и практических занятий, предусмотренных в программах учебных
дисциплин и профессиональных модулей.
Лаборатория «Техническое обслуживание, анализ и ремонт приборов и устройств
систем СЦБ и ЖАТ»
20

рабочие места по количеству обучающихся;
оборудованное рабочее место преподавателя;
мультимедийное оборудование;
учебно-наглядные пособия и учебно-методическая документация;
макеты устройств систем СЦБ и ЖАТ;
- измерительные приборы и инструмент, необходимые для выполнения
работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств систем СЦБ и ЖАТ.
Мастерская «Электромонтажная»
–
рабочие места, оснащенные для выполнения электромонтажных работ;
–
типовой набор слесарных и электромонтажных инструментов;
–
оборудование и материалы для выполнения электромонтажных работ;
–
наглядные пособия (натурные образцы).
Мастерская «Монтаж электронных устройств»
–
рабочие места, оснащенные для выполнения монтажных работ;
–
электротехническая продукция для выполнения необходимых видов работ
(материалы для изготовления и монтажа печатных плат, электронные элементы,
провода и т.д.);
–
контрольно-измерительные приборы;
–
комплекты радиомонтажных инструментов, необходимых для проведения
всех лабораторных и практических занятий, предусмотренных в программах учебных
дисциплин и профессиональных модулей.
Мастерская «Монтаж устройств систем СЦБ и ЖАТ»
–
рабочие места, оснащенные для выполнения монтажных работ;
–
электротехническая продукция для выполнения необходимых видов работ
(разные типы реле, релейные штепсельные платы, все виды надземных муфт СЦБ и
т.д.);
–
комплекты инструментов электромеханика для ремонта и обслуживания
устройств систем СЦБ и ЖАТ;
–
расходные материалы в необходимом количестве на каждого обучающегося;
–
измерительные приборы.
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную
и производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских, лабораториях, учебном полигоне –
филиал СГУПС в г. Новоалтайске, имеется необходимое оборудование, инструменты,
расходные материалы, обеспечивающие выполнение всех видов работ, определенных
содержанием программ профессиональных модулей.
Производственная практика реализуется в организациях железнодорожного
профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в области профессиональной
деятельности 17 Транспорт.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной
практики
соответствует
содержанию
профессиональной
деятельности и дает возможность обучающемуся овладеть профессиональными
компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренных программой, с
использованием современных технологий, материалов и оборудования.
–
–
–
–
–

21

5.2 Кадровое обеспечение ППССЗ
Квалификация педагогических работников отвечает квалификационным
требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального
обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального
образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации ППССЗ, должны
получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 17
Транспорт не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.
Доля педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися
профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в
организациях,
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной деятельности 17 Транспорт, в общем числе педагогических
работников, реализующих образовательную программу, составляет не менее 25
процентов.
5.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение ППССЗ
Реализация ППССЗ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам
данных и библиотечным фондам, сформированного по полному перечню дисциплин.
Во время самостоятельной работы обучающиеся имеют возможность выхода в сеть
Интернет.
Каждый обучающийся обеспечен одним печатным и (или) электронным изданием
по каждой дисциплине (модулю).
Перечень используемых печатных изданий и Интернет-ресурсов приведен в
рабочих программах дисциплин (модулей).
ППССЗ обеспечена учебно-методической документацией по всем дисциплинам
(модулям).
6 Характеристика социокультурной среды
Воспитательная работа в филиале СГУПС в г. Новоалтайске направлена на
развитие социально-воспитательного компонента личности студента, с устойчивой
профессиональной направленностью, обладающего физическим здоровьем, социальной
активностью, высокой культурой, качествами патриотического гражданина.
Создание социокультурной среды направлено на:
- формирование высоконравственных идеалов, уважение и терпимость к чужим
убеждениям;
- развитие эстетического вкуса у студентов;
- повышение роли преподавателей в нравственно-эстетическом воспитании
студентов;
22

- сохранение традиций, воспитание уважения к прошлому своего народа,
воспитание стремления к сохранению и преумножению нравственных и культурных
ценностей филиала;
- развитие различных форм самодеятельного творчества студентов;
- организация взаимодействия и сотрудничества с учреждениями культуры
города, области;
- развитие системы информационно-методического обеспечения воспитательной
работы по вопросам нравственно-эстетического воспитания; сохранение, развитие и
эффективное использование материальных объектов культуры филиала.
- проведение родительских собраний.
Профессионально-трудовое
направление
предполагает
подготовку
профессионально грамотного, конкурентоспособного специалиста, формирование у
него личностных качеств для эффективной профессиональной деятельности. Реализация
данного направления решает следующие задачи:
- формирование специалиста, профессионально и психологически готового к
конкуренции на рынке труда;
- приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам
корпоративной этики;
- формирование творческого подхода, воли к труду, к самосовершенствованию в
избранной специальности;
- воспитание потребности добровольного участия в благоустройстве территории
филиала для воспитания бережливости и чувства причастности к собственности и
имуществу филиала;
- содействие студентам в обеспечении их временной занятости, в трудоустройстве
по окончанию филиала.
Гражданско-патриотическое, правовое воспитание формирует у молодежи
качества гражданина-патриота. Основными задачами гражданско-патриотического
воспитания студентов филиала являются:
- формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания;
- формирование исторической памяти, разъяснение исторической связи
поколений;
- привитие уважения к истории и традициям народов и народностей, населяющих
РФ;
- вовлечение студентов и участие их в различных формах социально-значимой
деятельности, формирование чувства коллективизма и личной ответственности;
- повышение правовой грамотности студентов;
- организация системы мероприятий, направленных на профилактику социально
обусловленных заболеваний и снижение числа правонарушений, совершаемых
студентами;
- информационное обеспечение студентов нормативными документами филиала;
- активное взаимодействие администрации и студентов.
Основные задачи воспитательной деятельности по формированию культуры
здорового образа жизни:

23

- взаимодействие учебного и внеучебного процессов физического воспитания для
освоения ценностей физической культуры, осознанной потребности в физическом
совершенствовании, удовлетворения потребностей студентов в занятиях физкультурой
и спортом;
- формирование корпоративной позиции нетерпимого отношения всего
сообщества филиала к пьянству, курению, употреблению ПАВ.
- просветительская работа о последствиях наркомании, алкоголизма и других
зависимостей;
- проведение тематических мероприятий в филиале и активное участие в городских
мероприятиях;
- индивидуальная работа со студентом и его семьей.
В ходе реализации концепции достигаются следующие результаты:
1. Создание условий для формирования у студентов гражданской позиции,
патриотизма, устойчивых нравственных принципов и норм, правовой культуры.
2. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной
профессиональной деятельности.
3.Создание условий для формирования у студентов стремления к здоровому
образу жизни, укреплению и совершенствованию своего физического состояния,
воспитание нетерпимого отношения к антиобщественному поведению.
4. Создание условий для непрерывного развития творческих способностей
студентов, приобщение их к достижениям отечественной и мировой культуры.
5. Создание сплоченного коллектива, комфортных социально-психологических
условий для коммуникативно-личностного развития будущих специалистов;
6. Развитие и совершенствование работы органов студенческого самоуправления;
7. Сохранение и преумножение историко-культурных традиций филиала,
формирования чувства гордости за свое образовательное учреждение.
Рабочая программа воспитания, календарный план представлены в Приложении 5.
Воспитательная работа ведется в следующих направлениях организации
деятельности и внеучебной работы:
- духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание студентов;
- профессионально-трудовое воспитание студентов;
- гражданско-патриотическое, правовое воспитание студентов;
-формирование культуры здорового образа жизни;
- студенческое самоуправление;
- формирование корпоративности и имиджа филиала;
- социально-психологическая поддержка студентов.
Организацию воспитательной работы осуществляют: директор, заместитель
директора по учебно-воспитательной работе, педагог-организатор, педагог-психолог,
социальный педагог, воспитатели общежитий и органы студенческого самоуправления.
С целью повышения эффективности воспитательной работы, улучшения ее
организации, использования принципа индивидуального подхода в филиале работают
кураторы групп, закрепленные за определенными группами. Куратор, прикрепляется к
группе с целью обеспечения единства профессионального воспитания и обучения
обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса, усиления
влияния педагогического состава на формирование личности будущих специалистов.
24

Студенческий актив является активным участником внеурочной деятельности. В
филиале работает студенческий совет, осуществляющий свою деятельность на
основании разработанного Положения о студенческом совете, в котором организована
деятельность по следующим направлениям: учебная деятельность, культурно-массовая
работа, физкультурно-оздоровительная работа. Работает совет общежития, деятельность
которого направлена на организацию внеурочной занятости обучающихся,
проживающих в общежитии.
В филиале осуществляются мероприятия по социальной поддержке обучающихся
по следующим направлениям: материальная поддержка обучающихся, назначение
социальной стипендии малообеспеченным студентам, социальные гарантии
обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Научно-исследовательская работа (НИР) и научно-исследовательская работа
студентов (НИРС) является одним из видов деятельности преподавательского состава и
студентов филиала. Под руководством квалифицированных специалистов студентам
предоставляется возможность заниматься разработкой определенной исследовательской
темы, принимать участие в научно-практических конференциях и конкурсах разного
уровня. В течение учебного года в филиале традиционно проходят недели цикловых
комиссий, с целью привить интерес к избранной профессии. В рамках этих недель
проводятся конкурсы профессионального мастерства, конференции по результатам
прохождения производственной практики, экскурсии на предприятия.
В филиале предоставляется общежитие на 168 мест. В общежитие оборудована
комната для занятий, для отдыха, кухни. Директор и его заместители, воспитатели,
кураторы групп, члены студенческого самоуправления организуют работу с
проживающими в общежитиях на системном взаимодействии.
За успехи в учебе, научно-исследовательской работе, спорте, общественной
жизни и художественной самодеятельности студентам устанавливаются различные
формы морального поощрения (грамоты, дипломы и т.д.)
7 Оценка качества освоения ППССЗ
Оценка качества освоения ППССЗ включает текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
7.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся по
результатам освоения программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются
филиалом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух
месяцев от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям ППССЗ по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика
на транспорте (железнодорожном транспорте) в филиале создаются и утверждаются
фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации, позволяющие оценить знания, умения и освоенные
25

компетенции.
Фонды оценочных средств включают контрольные вопросы и типовые задания для
практических
и
лабораторных
занятий,
контрольных
работ,
зачетов,
дифференцированных зачетов и экзаменов, а также другие формы контроля. Филиал
создает условия для максимального приближения процедур текущей и промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам
профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для
чего в качестве внешних экспертов привлекаются представители работодателя и
преподаватели смежных дисциплин. Фонды оценочных средств приведены в
Приложении 6.
7.2 Государственная итоговая аттестация выпускников по специальности
Государственная итоговая аттестация (далее ГИА) проводится в форме защиты
выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы
и демонстраионного экзамена.
Тематика дипломной работы соответствует содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной
работы определяются Программой государственной итоговой аттестации выпускников.
Программа государственной итоговой аттестации, содержащая формы, условия
проведения и защиты выпускной квалификационной работы, разрабатывается цикловой
комиссией специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте
(железнодорожном транспорте), согласовывается с работодателем, утверждается
директором филиала и доводится до сведения обучающихся за шесть месяцев до начала
государственной итоговой аттестации. Программа государственной итоговой
аттестации приведена в Приложении 7.
К государственной итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие
требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все промежуточные
аттестационные испытания согласно программам учебных дисциплин и
профессиональных модулей. Необходимым условием допуска к государственной
(итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение
обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении
практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. Для этих
целей выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых
результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад,
конкурсов и т.п., творческие работы по специальности, характеристики с мест
прохождения преддипломной практики.
В ходе защиты выпускной квалификационной работы членами государственной
экзаменационной
комиссии
проводится
оценка
освоенных
выпускниками
профессиональных и общих компетенций в соответствии с критериями, утвержденными
филиалом после предварительного положительного заключения работодателей.
Государственная итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена
является элементом внешней оценки и признания работодателями уровня и качества
подготовки кадров по программам СПО. Задания демонстрационного экзамена
разрабатываются на основе оценочных материалов, разработанных союзом
26

Ворлдскиллс Россия по компетенции Т82 Обслуживание и ремонт устройств
железнодорожной автоматики и телемеханики.
Оценка качества освоения ППССЗ осуществляется государственной
экзаменационной комиссией по результатам защиты выпускной квалификационной
работы, демонстрационного экзамена, промежуточных аттестационных испытаний и на
основании документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций.
Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию,
выдаются документы установленного образца.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».