Содержание стр. 1 Общие положения 1.1 Программа подготовки специалистов среднего звена,реализуемая в филиале СГУПС в г.Новоалтайске по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) 1.2 Нормативные документы для разработки ППССЗ 1.3 Основные характеристики ППССЗ по специальности 1.3.1 Миссия, цели программы 1.3.2 Объем ППССЗ 3 3 2 Характеристика профессиональной деятельности выпускников ППССЗ по специальности 2.1 Область профессиональной деятельности выпускников 2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускников 2.3 Виды профессиональной деятельности выпускников 3 Планируемые результаты освоения ППССЗ 3.1 Общие компетенции 3.2 Профессиональные компетенции 4 Документационное обеспечение ППССЗ по специальности 4.1 Учебный план 4.2 Календарный учебный график 4.3 Программы учебных дисциплин, профессиональных модулей 4.4 Программы учебной и производственной практик 5 Организационно-педагогические условия обеспечения образовательного процесса 5.1 Кадровое обеспечение 5.2 Основные материально-технические условия обеспечения учебного процесса 5.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса 6 Характеристика социокультурной среды 7 Оценка качества освоения ППССЗ 7.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация 7.2 Государственная итоговая аттестация выпускников по специальности Приложения: 1. Учебный план 2. Календарный учебный график 3. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) 4. Рабочие программы учебной и производственной практик 5. Программа воспитания, Календарный план воспитания 6. Фонды оценочных средств 7. Программа государственной итоговой аттестации 6 3 4 4 4 6 6 6 6 6 7 7 7 9 9 9 10 10 10 11 12 15 15 16 2 1 Общие положения 1.1 Программа подготовки специалистов среднего звена,реализуемая в филиале СГУПС в г.Новоалтайске по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) представляет собой комплекс документов, разработанный на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 376 от 22 апреля 2014г., с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей. ППССЗ регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной специальности и включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин, рабочие программы профессиональных модулей, программы учебной и производственной практик, фонд оценочных средств, программу государственной итоговой аттестации и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. 1.2 Нормативные документы для разработки ППССЗ Нижеперечисленные документы составляют нормативную правовую базу разработки ППССЗ по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам): - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями); - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. № 376, зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2014 г. N 32499; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования", зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200 (в редакции от 15.12.2014г.); - Приказ Минобрнауки России №885, Минпросвещения России №390 от 05.08.2020г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся») - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; - Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" 3 (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30861). - Профессиональный стандарт «Составитель поездов, кондуктор грузовых поездов», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от №;170Н от 19 марта 2015 г. - Профессиональный стандарт «Работник по коммерческому осмотру вагонов в поездах, приему и выдаче груза», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от №;943Н от 02 декабря 2015 г. - Профессиональный стандарт «Оператор поста централизации, оператор сортировочной горки», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от №;230Н от 011 апреля 2014 г. - Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», утвержденный приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 06.04.2021г. № 165; - Положение о филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» в г.Новоалтайске. 1.3 Основные характеристики ППССЗ по специальности 1.3.1 Миссия и цели программы Миссия программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) состоит в создании, поддержании и ежегодном обновлении условий, обеспечивающих качественную подготовку техника в соответствии с требованиями современного рынка труда, с учетом запросов работодателей, особенностями развития региона, современной техники и технологий. В области обучения целью программы является подготовка специалиста, обладающего общими и профессиональными компетенциями, в соответствии с требованиями ФГОС, способного к саморазвитию и самообразованию. В области воспитания личности целью программы является формирование социально-личностных и профессионально важных качеств выпускников: целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникабельности, умения работать в коллективе, ответственности за конечный результат профессиональной деятельности, адаптивности. 1.3.2 Объем ППССЗ Сроки освоения ППССЗ СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в таблице: Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ среднее общее образование основное общее образование Наименование квалификации базовой подготовки Техник Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения 2 года 10 месяцев 3 года 10 месяцев 4 При приеме обучающихся на базе основного общего образования реализуется федеральный государственный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ с учетом получаемой специальности СПО (технический профиль). Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются: для обучающихся заочной формы обучения на базе среднего общего образования – не более чем на 1 год. Трудоемкость освоения обучающимися ППССЗ за весь период обучения приведен в таблице Уровень образования, Всего часов обучения по учебным циклам, час необходимый для приема на Всего в том числе часов Вариативная обучение по ППССЗ максимальной обязательных часть учебных учебной нагрузки аудиторных циклов обучающегося, час учебных занятий, (максимальная/ау час диторная), час. среднее общее образование 4536 3024 1358/906 основное общее образование 6642 4428 1358/906 Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме составляет: Учебные циклы Обучение по учебным циклам среднее общее образование 84 нед. основное общее образование 123нед. 25 нед. 25 нед. 4 нед. 5 нед. 6 нед. 23 нед. 147 нед. 4 нед. 7 нед. 6 нед 34 нед. 199 нед. Учебная практика Производственная практика (по профилю специальности) Производственная практика (преддипломная) Промежуточная аттестация Государственная (итоговая) аттестация Каникулы Итого Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в заочной форме специальности 23.02.01.Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) на базе среднего общего образования составляет 199 недель, в том числе: Учебные циклы Обучение по учебным циклам Учебная практика Производственная практика (по профилю специальности) Производственная практика (преддипломная) Государственная итоговая аттестация Каникулы Итого Число недель 199 нед. 6 нед. 19 нед. 4 нед. 6 нед. 35 нед. 199 нед. 5 2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника ППССЗ по специальности 2.1Область профессиональной деятельности выпускников -организация и управление эксплуатационной деятельностью пассажирских и грузовых перевозок; -вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность. 2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускников -процессы организации и управления эксплуатационной пассажирского и грузового; -учетная, отчетная и техническая документация; -первичные трудовые коллективы. деятельности 2.3 Виды профессиональной деятельности выпускников -Организация перевозочного процесса (по видам транспорта). -Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта). -Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта). - Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. 3 Планируемые результаты освоения ППССЗ 3.1 Общие компетенции Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня 6 ОК 9 физической подготовленности; Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 3.2 Профессиональные компетенции Код ВПД 1 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ВПД 2 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ВПД 3 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ВПД 4 Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций Организация перевозочного процесса (по видам транспорта). Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса. Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта). Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта). Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочим, должностям служащих ПК 4.1- Приготавливать маршрут движения с пульта управления поста централизации и пульта местного управления. Обеспечивать безопасность движения поездов в обслуживаемом 4.2 маневровом районе(Профстандарт «Оператор поста централизации, оператор сортировочной горки» Приказ Минтранс.230Н от 11.04.2014 г.) ПК 4.1- Выполнение операций по расформированию и формированию составов, групп вагонов, работ при маневровых передвижениях составов, групп вагонов, обеспечение правильной 4.4 расстановки и согласованности действий рабочих, участвующих в производстве маневровой работы.(Профстандарт «Составитель поездов» Приказ Минтранс.170Н от 19.03.2015) ПК 4.1- Оформления документации, связанной с ведением станционной коммерческой отчетности, при работе с грузом, погруженным в вагон согласно техническим условиям размещения и 4.2 крепления груза или правилам перевозки груза (Профстандарт «Работник по коммерческому осмотру вагонов в поездах, приему и выдаче груза.Приказ Минтранс. № 943 от 02 .12. 2015 г. 4 Документационное обеспечение ППССЗ по специальности 4.1 Учебный план Учебный план определяет следующие характеристики ППССЗ: -объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; 7 -перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов; - последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей; - распределение по годам и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам и профессиональным модулям; -объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий; - сроки прохождения и продолжительность всех практик; -формы государственной итоговой аттестации, объемы времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы; -объем каникул по годам. Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) предусматривает изучение следующих учебных циклов: -общего гуманитарного и социально-экономического (ОГСЭ); -математического и общего естественнонаучного (ЕН); -профессионального (П). и разделов: -учебная практика; -производственная практика (по профилю специальности); -производственная практика (преддипломная); -промежуточная аттестация; -государственная итоговая аттестация. Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена по циклам составляет 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть 30 процентов дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, умений и знаний необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Распределение вариативной части в объеме 1358 часов согласовано с работодателями и представлено следующим образом: на введение учебных дисциплин: 1119 час., в том числе: ОГСЭ.05 Психологи общения - 44 час.; ЕН. 03. Экология на железнодорожном транспорте – 72 час.; ОП.09 Транспортная безопасность – 70 час.; ОП.10 Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения 309 час.; ОП.11 Компьютерное регулирование – 60 час.; ОП.12 Станции и узлы - 384 час.; ОП.13 Системы регулирования движения поездов - 180 час.; 8 на увеличение часов содержательной части, предусмотренных ФГОС общих гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей: 239 час, в том числе: Цикл ОГСЭ- 10 час.; Цикл ЕН – 45 час.; Профессиональный цикл - 184 час. Максимальный объем учебной нагрузки составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки по очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов. Учебные планы специальности 23.02.01.Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) приведены в Приложении 1. 4.2 Календарный учебный график В календарном учебном графике указывается последовательность реализации ППССЗ, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и государственную итоговую аттестации, каникулы. Календарные учебные графики приведены в Приложении 2. 4.3 Программы учебных дисциплин, профессиональных модулей Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей разработаны преподавателями, рассмотрены и одобрены на цикловой комиссии, утверждены заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Программы учебных дисциплин, профессиональных модулей приведены в Приложении 3. 4.4 Программы учебной и производственной практик Согласно п. 7.14. ФГОС СПО по специальности 23.02.01Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) предусматривает следующие виды практик: учебную и производственную. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. 9 Учебная практика проводится на базе филиала с использованием кадрового потенциала цикловой комиссии по специальности 23.02.01Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Производственная практика (по профилю специальности и преддипломная) проводится на предприятиях на основании договоров. Базы практик: Учебная практика при реализации ППССЗ реализуется в филиале в учебных аудиториях: -Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта); -Организация перевозочного процесса (по видам транспорта). Лабораториях: -Управления движением -Автоматизированных систем управления. Производственная практика реализуется на базе: -Алтайский центр организации работы железнодорожных станций структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». -Станция Алтайская. Программы учебной и производственной практик приведены в Приложении 4. 5 Организационно-педагогические условия обеспечения образовательного процесса 5.1 Кадровое обеспечение Реализация ППССЗ обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 5.2 Основные материально-технические условия обеспечения учебного процесса Перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лекционные аудитории (оснащенные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, имеющие выход в Интернет), помещения для проведения лабораторных занятий, полигон технической эксплуатации и ремонта пути, библиотеку, читальный зал с выходом в сеть Интернет), актовый зал. Для занятий физической культурой используется 10 спортивный зал, открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, электронный стрелковый тир. Имеется официальный сайт https://altay-sgups.profiedu.ru/, на котором находится информация о Филиале. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты: социально-экономических дисциплин; иностранного языка; математики; информатики и информационных систем; инженерной графики; метрологии, стандартизации и сертификации; транспортной системы России; технических средств (по видам транспорта); охраны труда; безопасности жизнедеятельности; организации перевозочного процесса (по видам транспорта); организации сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта); организации транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта); управления качества и персоналом; основ исследовательской деятельности; безопасности движения; методический. Лаборатории: электротехники и электроники; управления движением; автоматизированных систем управления. спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; электронный спортивный тир. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал. 5.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса Реализация ППССЗ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, сформированного по полному перечню дисциплин. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся имеют возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным 11 или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу, входящему в ППССЗ. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждых 100 обучающихся. Обеспечен доступ к библиотечным фондам, которые включают следующие ведущие отечественные журналы: «Железнодорожный транспорт», «РЖДПартнер». Перечень используемых Интернет-ресурсов приведен в рабочих программах дисциплин и профессиональных модулей. В сети Интернет обучающиеся могут получить доступ к интернет- ресурсам. ППССЗ обеспечена учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям. 6 Характеристика социокультурной среды Воспитательная работа в филиале СГУПС в г. Новоалтайске направлена на развитие социально-воспитательного компонента личности студента, с устойчивой профессиональной направленностью, обладающего физическим здоровьем, социальной активностью, высокой культурой, качествами патриотического гражданина. Создание социокультурной среды направлено на: - формирование высоконравственных идеалов, уважение и терпимость к чужим убеждениям; - развитие эстетического вкуса у студентов; - повышение роли преподавателей в нравственно-эстетическом воспитании студентов; - сохранение традиций, воспитание уважения к прошлому своего народа, воспитание стремления к сохранению и преумножению нравственных и культурных ценностей филиала; - развитие различных форм самодеятельного творчества студентов; - организация взаимодействия и сотрудничества с учреждениями культуры города, области; развитие системы информационно-методического обеспечения воспитательной работы по вопросам нравственно-эстетического воспитания; сохранение, развитие и эффективное использование материальных объектов культуры филиала. - проведение родительских собраний. Профессионально-трудовое направление предполагает подготовку профессионально грамотного, конкурентоспособного специалиста, формирование у него личностных качеств для эффективной профессиональной деятельности. Реализация данного направления решает следующие задачи: 12 - формирование специалиста, профессионально и психологически готового к конкуренции на рынке труда; - приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики; формирование творческого подхода, воли к труду, к самосовершенствованию в избранной специальности; - воспитание потребности добровольного участия в благоустройстве территории филиала для воспитания бережливости и чувства причастности к собственности и имуществу филиала; - содействие студентам в обеспечении их временной занятости, в трудоустройстве по окончанию филиала. Гражданско-патриотическое, правовое воспитание формирует у молодежи качества гражданина-патриота. Основными задачами гражданско-патриотического воспитания студентов филиала являются: - формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания; - формирование исторической памяти, разъяснение исторической связи поколений; - привитие уважения к истории и традициям народов и народностей, населяющих РФ; - вовлечение студентов и участие их в различных формах социальнозначимой деятельности, формирование чувства коллективизма и личной ответственности; - повышение правовой грамотности студентов; - организация системы мероприятий, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний и снижение числа правонарушений, совершаемых студентами; - информационное обеспечение студентов нормативными документами филиала; - активное взаимодействие администрации и студентов. Основные задачи воспитательной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни: - взаимодействие учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, осознанной потребности в физическом совершенствовании, удовлетворения потребностей студентов в занятиях физкультурой и спортом; - формирование корпоративной позиции нетерпимого отношения всего сообщества филиала к пьянству, курению, употреблению ПАВ. - просветительская работа о последствиях наркомании, алкоголизма и других зависимостей; - проведение тематических мероприятий в филиале и активное участие в городских мероприятиях; - индивидуальная работа со студентом и его семьей. В ходе реализации концепции достигаются следующие результаты: 13 1. Создание условий для формирования у студентов гражданской позиции, патриотизма, устойчивых нравственных принципов и норм, правовой культуры. 2. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. 3. Создание условий для формирования у студентов стремления к здоровому образу жизни, укреплению и совершенствованию своего физического состояния, воспитание нетерпимого отношения к антиобщественному поведению. 4. Создание условий для непрерывного развития творческих способностей студентов, приобщение их к достижениям отечественной и мировой культуры. 5. Создание сплоченного коллектива, комфортных социальнопсихологических условий для коммуникативно-личностного развития будущих специалистов; 6. Развитие и совершенствование работы органов студенческого самоуправления; 7. Сохранение и преумножение историко-культурных традиций филиала, формирования чувства гордости за свое образовательное учреждение. Рабочая программа воспитания, календарный план представлены в Приложении 5. Воспитательная работа ведется в следующих направлениях организации деятельности и внеучебной работы: - духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание студентов; - профессионально-трудовое воспитание студентов; - гражданско-патриотическое, правовое воспитание студентов; -формирование культуры здорового образа жизни; - студенческое самоуправление; - формирование корпоративности и имиджа филиала; социально-психологическая поддержка студентов. Организацию воспитательной работы осуществляют: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-организатор, педагогпсихолог, социальный педагог, воспитатели общежитий и органы студенческого самоуправления. С целью повышения эффективности воспитательной работы, улучшения ее организации, использования принципа индивидуального подхода в филиале работают кураторы групп, закрепленные за определенными группами. Куратор, прикрепляется к группе с целью обеспечения единства профессионального воспитания и обучения обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса, усиления влияния педагогического состава на формирование личности будущих специалистов. Студенческий актив является активным участником внеурочной деятельности. В филиале работает студенческий совет, осуществляющий свою деятельность на основании разработанного Положения о студенческом совете, в котором организована деятельность по следующим направлениям: учебная деятельность, культурно-массовая работа, физкультурно-оздоровительная работа. Работает совет общежития, деятельность которого направлена на организацию внеурочной занятости обучающихся, проживающих в общежитии. 14 В филиале осуществляются мероприятия по социальной поддержке обучающихся по следующим направлениям: материальная поддержка обучающихся, назначение социальной стипендии малообеспеченным студентам, социальные гарантии обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др. Научно-исследовательская работа (НИР) и научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из видов деятельности преподавательского состава и студентов филиала. Под руководством квалифицированных специалистов студентам предоставляется возможность заниматься разработкой определенной исследовательской темы, принимать участие в научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня. В течение учебного года в филиале традиционно проходят недели цикловых комиссий, с целью привить интерес к избранной профессии. В рамках этих недель проводятся конкурсы профессионального мастерства, конференции по результатам прохождения производственной практики, экскурсии на предприятия. В филиале предоставляется общежитие на 168 мест. В общежитие оборудована комната для занятий, для отдыха, кухни. Директор и его заместители, воспитатели, кураторы групп, члены студенческого самоуправления организуют работу с проживающими в общежитиях на системном взаимодействии. За успехи в учебе, научно-исследовательской работе, спорте, общественной жизни и художественной самодеятельности студентам устанавливаются различные формы морального поощрения (грамоты, дипломы и т.д.) 7 Оценка качества освоения ППССЗ Оценка качества освоения успеваемости, промежуточную и обучающихся. ППССЗ включает текущий контроль государственную итоговую аттестацию 7.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся по результатам освоения программ учебных дисциплин и профессиональных модулей. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются филиалом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ППССЗ по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) в филиале создаются и утверждаются фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств включают контрольные вопросы и типовые задания для практических и лабораторных занятий, контрольных работ, зачетов, дифференцированных зачетов и экзаменов, а также другие формы контроля. Филиал создает условия для максимального приближения процедур текущей и 15 промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего в качестве внешних экспертов привлекаются представители работодателя и преподаватели смежных дисциплин. Фонды оценочных средств приведены в Приложении 6. 7.2 Государственная итоговая аттестация выпускников по специальности Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта), тематика которой соответствует содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Сроки проведения государственной итоговой аттестации определяются ФГОС СПО по специальности: - подготовка выпускной квалификационной работы – 4 недели - защита выпускной квалификационной работы -2 недели. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются Программой государственной итоговой аттестации выпускников, которая согласовывается с работодателем, утверждается директором филиала и доводится до сведения обучающихся за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации. Программа государственной итоговой аттестации приведена в Приложении 7. К государственной итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания согласно программам учебных дисциплин и профессиональных модулей. Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. Для этих целей выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п., творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики. Оценка качества освоения ППССЗ осуществляется государственной экзаменационной комиссией по результатам защиты выпускной квалификационной работы, промежуточных аттестационных испытаний и на основании документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и итоговую аттестацию, выдаются документы установленного образца. 16 17