ППССЗ 08.02.10 2023

Содержание
1 Общие положения
1.1 Программа подготовки специалистов среднего звена, реализуемая
в филиале СГУПС в г.Новоалтайске по специальности 08.02.10
Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
1.2 Нормативные документы для разработки ППССЗ
1.3 Основные характеристики ППССЗ по специальности
1.3.1 Миссия, цели программы
1.3.2 Объем ППССЗ
2 Характеристика профессиональной деятельности выпускников ППССЗ
по специальности
2.1 Область профессиональной деятельности выпускников
2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускников
2.3 Виды профессиональной деятельности выпускников
3 Планируемые результаты освоения ППССЗ
3.1 Общие компетенции
3.2 Профессиональные компетенции
4 Документационное обеспечение ППССЗ по специальности
4.1 Учебный план
4.2 Календарный учебный график
4.3 Программы учебных дисциплин, профессиональных модулей
4.4 Программы учебной и производственной практик
5 Организационно-педагогические условия обеспечения образовательного
процесса
5.1 Кадровое обеспечение
5.2 Основные материально-технические условия обеспечение
учебного процесса
5.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного
процесса
6 Характеристика социокультурной среды
7 Оценка качества освоения ППССЗ
7.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
7.2 Государственная итоговая аттестация выпускников по
специальности
Приложения:
1. Учебный план
2. Календарный учебный график
3. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей)
4. Рабочие программы учебной и производственной практик
5. Программа воспитания, Календарный план воспитания
6. Фонды оценочных средств
7. Программа государственной итоговой аттестации

3
3
3
4
4
4
6
6
6
6
6
6
7
8
8
9
9
9
10
10
11
12
13
16
16
17

2

1 Общие положения
1.1 Программа подготовки специалистов среднего звена, реализуемая в
филиале СГУПС в г.Новоалтайске по специальности 08.02.10
Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по
специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое
хозяйство представляет собой комплекс документов, разработанный на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности Строительство железных
дорог, путь и путевое хозяйство, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации № 388 от 22 апреля 2014г., с
учетом потребностей регионального рынка труда и работодателей.
ППССЗ регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание,
условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества
подготовки выпускника по данной специальности и включает в себя учебный
план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин,
рабочие программы профессиональных модулей, программы учебной и
производственной
практик,
фонд
оценочных
средств,
программу
государственной (итоговой) аттестации и методические материалы,
обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.2 Нормативные документы для разработки ППССЗ
Нижеперечисленные документы составляют нормативную правовую базу
разработки ППССЗ по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог,
путь и путевое хозяйство
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с последующими изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 08.02.10 Строительство
железных дорог, путь и путевое хозяйство, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 г.
№ 388, зарегистрирован в Минюсте России 18 июня 2014 г. N 32769;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14
июня 2013 г. № 464 "Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования", зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июля
2013 г., регистрационный № 29200 (в редакции от 15.12.2014г.);
- Приказ Минобрнауки России №885, Минпросвещения России №390 от
05.08.2020г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с
«Положением о практической подготовке обучающихся»);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
08.11.2021 № 800 «Об утверждении порядка проведения государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным
программам
среднего
3

профессионального образования»;
- Профессиональный стандарт «Монтер пути, сигналист», утвержденный
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от07.04.2014 г № 187Н;
- Устав федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет
путей сообщения», утвержденный приказом Федерального агентства
железнодорожного транспорта от 06.04.2021г. № 165;
- Положение о филиале федерального государственного бюджетного
образовательного
учреждения
высшего
образования
«Сибирский
государственный университет путей сообщения» в г.Новоалтайске.
1.3 Основные характеристики ППССЗ по специальности
1.3.1 Миссия, цели программы
Миссия программы подготовки специалистов среднего звена по
специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое
хозяйство состоит в создании, поддержании и ежегодном обновлении условий,
обеспечивающих качественную подготовку техника в соответствии с
требованиями современного рынка труда, с учетом запросов работодателей,
особенностями развития региона, современной техники и технологий.
В области обучения целью программы является подготовка специалиста,
обладающего общими и профессиональными компетенциями, в соответствии с
требованиями ФГОС, способного к саморазвитию и самообразованию.
В области воспитания личности целью программы является формирование
социально-личностных и профессионально важных качеств выпускников:
целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникабельности,
умения работать в коллективе, ответственности за конечный результат
профессиональной деятельности, адаптивности.
1.3.2 Объем ППССЗ
Сроки освоения ППССЗ СПО по специальности 08.02.10 Строительство
железных дорог, путь и путевое хозяйство базовой подготовки в очной форме
обучения и присваиваемая квалификация приводятся в таблице:
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ
среднее общее образование
основное общее образование

Срок получения СПО по
Наименование квалификации
ППССЗ базовой подготовки
базовой подготовки
в очной форме обучения
2 года 10 месяцев
Техник
3 года 10 месяцев

При приеме обучающихся на базе основного общего образования
реализуется федеральный государственный стандарт среднего общего
образования в пределах ППССЗ с учетом получаемой специальности СПО
(технический профиль).
4

Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от
применяемых образовательных технологий увеличиваются:
для обучающихся заочной формы обучения на базе среднего общего
образования – не более чем на 1 год.
Трудоемкость освоения обучающимися ППССЗ за весь период обучения
приведен в таблице
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ

среднее общее образование
основное общее образование

Всего часов обучения по учебным циклам, час
Всего
в том числе часов Вариативная
максимальной
обязательных
часть учебных
учебной нагрузки аудиторных
циклов
обучающегося,
учебных занятий, (максимальная/а
час
час
удиторная), час.
4536
3024
1350/900
6642
4428
1350/900

Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме
составляет:
Учебные циклы
Обучение по учебным циклам
Учебная практика
Производственная практика (по профилю
специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Промежуточная аттестация
Государственная (итоговая) аттестация
Каникулы
Итого

среднее общее
образование

основное общее
образование

84 нед.

123нед.

25 нед.

25 нед.

4 нед.
5 нед.
6 нед.
23 нед.
147 нед.

4 нед.
7 нед.
6 нед
34 нед.
199 нед.

Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в заочной форме на базе среднего
общего образования составляет 199 недель, в том числе:

Учебные циклы
Обучение по учебным циклам
Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Государственная итоговая аттестация
Каникулы
Итого

Число недель
129 нед.
25 нед.
4 нед.
6 нед.
35 нед.
199 нед.

5

2 Характеристика профессиональной деятельности выпускников ППССЗ
по специальности
2.1 Область профессиональной деятельности выпускников
-изыскания, проектирование и строительство железных дорог и
сооружений путевого хозяйства;
-текущее содержание, ремонт и реконструкция железнодорожного пути и
сооружений;
-организация ремонта железнодорожного пути и сооружений.
2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускников





геодезические работы при изысканиях;
строительство железных дорог;
эксплуатация железнодорожного пути;
технология обслуживания и строительства железнодорожного пути и
сооружений;
 средства диагностики железнодорожного пути и сооружений;
 процессы управления первичными трудовыми коллективами;
 первичные трудовые коллективы.
2.3 Виды профессиональной деятельности выпускников
 проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции,
проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог;
 строительство железных дорог, ремонт и текущее содержание
железнодорожного пути;
 устройство, надзор и техническое состояние железнодорожного пути и
искусственных сооружений;
 участие в организации деятельности структурного подразделения;
 выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям
служащих
(монтер
пути,
сигналист,
оператор
дефектоскопной тележки).
3 Планируемые результаты освоения ППССЗ
3.1 Общие компетенции
Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам.
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания
по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
6

ОК 5
ОК 6

ОК 7
ОК 8
ОК 9

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.

3.2 Профессиональные компетенции
Техник должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Код
ВПД 1
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ВПД 2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.5
ВПД 3
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ВПД 4
ПК 4.1

Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных
компетенций
Проектирование геодезических работ при изысканиях по реконструкции,
проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог
Выполнять различные виды геодезических сьемок
Обрабатывать материалы геодезических съемок
Производить разбивку на местности элементов железнодорожного пути и
искусственных сооружений для строительства железных дорог
Строительство железных дорог, ремонт и текущее содержание
железнодорожного пути
Участвовать в проектировании и строительстве железных дорог, зданий и
сооружений
Производить ремонт и строительство железнодорожного пути с использованием
средств механизации
Контролировать качество текущего содержания пути, ремонтных и строительных
работ, организовывать их приемку
Разрабатывать технологические процессы производства ремонтных работ
железнодорожного пути и сооружений
Обеспечивать соблюдение при строительстве, эксплуатации железных дорог
требований охраны окружающей среды и промышленной безопасности,
проводить обучение персонала на производственном участке
Устройство, надзор и техническое состояние железнодорожного пути и
искусственных сооружений
Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и конструкции
земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков, верхнего строения
пути
Обеспечивать требования к искусственным сооружениям на железнодорожном
транспорте
Проводить контроль состояния рельсов, элементов пути и сооружений с
использованием диагностического оборудования
Участие в организации деятельности структурного подразделения
Планировать работу структурного подразделения при технической эксплуатации,
7

ПК 4.2
ПК 4.3
ПК 4.4
ПК 4.5
ВПД 5
ПК 3.1
ПК 3.3
ПК 4.5

обслуживании и ремонте пути, искусственных сооружений
Осуществлять руководство выполняемыми работами, вести отчетную и
техническую документацию
Проводить контроль качества выполняемых работ при технической
эксплуатации, обслуживании, ремонте, строительстве пути и искусственных
сооружений
Обеспечивать соблюдение техники безопасности и охраны труда на
производственном участке, проводить профилактические мероприятия и
обучение персонала
Организовывать взаимодействие между структурными подразделениями
организации
Выполнение работ по профессии «монтер пути» «Сигналист»
Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и конструкции
земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков, верхнего строения
пути
Проводить контроль состояния рельсов, элементов пути и сооружений с
использованием диагностического оборудования
Организовывать взаимодействие между структурными подразделениями
организации

4 Документационное обеспечение ППССЗ специальности
4.1 Учебный план
Учебным планом реализуется программа подготовки специалистов
среднего звена по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь
и путевое хозяйство, предусматривающая изучение следующих учебных
циклов:

общеобразовательного (О);

общего гуманитарного и социально-экономического (ОГСЭ);

математического и общего естественнонаучного (ЕН);

профессионального (П).
и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита
выпускной квалификационной работы).
Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена
по циклам составляет 70,2 процентов от общего объема времени, отведенного
на их освоение. Объем обязательной аудиторной нагрузки по каждой учебной
дисциплине и каждому профессиональному модулю составляет 36 часов в
неделю за весь курс обучения. Вариативная часть 29,8 процентов дает
возможность расширения и углубления подготовки, определяемой
содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций,
умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности
8

выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и
возможностями продолжения образования.
Распределение часов вариативной части ППССЗ (максимальная учебная
нагрузка):
На введение учебных дисциплин: 372 часов, в том числе:
ОГСЭ.05 Психология общения - 48 часов.
ЕН.03 Экология на железнодорожном транспорте – 48 часов.
ОП.12 Техническая эксплуатация и безопасность движения - 204 часов;
ОП.13 Транспортная безопасность – 72 часа
На увеличение часов обязательной части, предусмотренных ФГОС
дисциплин и профессиональных модулей - 816 часов, в том числе:
Цикл ОГСЭ- 52 час.;
Цикл ЕН – 56 час.;
Профессиональный цикл - 708 час.
Учебный процесс организован в режиме шестидневной рабочей недели.
Занятия сгруппированы парами (2 академических часа).
Учебный план специальности 08.02.10 Строительство железных дорог,
путь и путевое хозяйство приведен в Приложении 1.
4.2 Календарный учебный график
В календарном учебном графике указывается последовательность
реализации
ППССЗ,
включая
теоретическое
обучение,
практики,
промежуточные и государственную итоговую аттестации, каникулы.
Календарные учебные графики приведены в Приложении 2.
4.3 Программы учебных дисциплин, профессиональных модулей
Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей
разработаны преподавателями, рассмотрены
и одобрены на заседаниях
цикловых комиссий, утверждены заместителем директора по учебновоспитательной работе.
Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей
приведены в Приложении 3.
4.4 Программы учебной и производственной практик
Согласно п. 7.14. ФГОС СПО по специальности 08.02.10 Строительство
железных дорог, путь и путевое хозяйство практика является обязательным
разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебных занятий,
обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. ФГОС
СПО по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое
хозяйство предусматривает следующие виды практик: учебную и
производственную.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю
специальности и преддипломной практики.
9

Учебная практика и производственная практика (по профилю
специальности) проводятся при освоении студентами профессиональных
компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются как
концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с
теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в
результате освоения теоретических курсов, способствуют комплексному
формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Учебная практика проводится на базе филиала с использованием кадрового
потенциала цикловой комиссии по специальности 08.02.10 Строительство
железных дорог, путь и путевое хозяйство и в организациях на основе
договоров.
Аттестация по итогам учебной практики производится в форме
дифференцированного зачета на основании представленных отчетов.
Производственная практика проводится в следующих предприятиях и
организациях:
- Алтайская дистанция пути имени Гусельникова
– структурное
подразделение Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного
подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО
«РЖД» (ПЧ-16);
- Барнаульская дистанция пути – структурное подразделение ЗападноСибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения
Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (ПЧ-17);
- Кулундинская дистанция пути – структурное подразделение ЗападноСибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения
Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (ИЧ-2);
- Каменская дистанция пути – структурное подразделение ЗападноСибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения
Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (ПЧ-25);
- Путевая машинная станция № 177 – структурное подразделение
Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути – структурного подразделения
Центральной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД» (ПМС-177);
Аттестация по итогам производственной практики производится в форме
зачета на основании предоставленных отчетов и отзывов с мест прохождения
практики.
Рабочие программы учебной и производственной практик размещены в
Приложении 4.
5 Организационно-педагогические условия обеспечения образовательного
процесса
5.1 Кадровое обеспечение
Реализация ППССЗ по специальности обеспечивается педагогическими
кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Преподаватели имеют опыт
10

деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
профильных организациях не реже 1 раза в три года.
5.2 Основные материально-технические условия обеспечения учебного
процесса
Перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
лекционные аудитории (оснащенные видеопроекционным оборудованием для
презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, имеющие выход в
Интернет), помещения для проведения лабораторных занятий, полигон
технической эксплуатации и ремонта пути, библиотеку, читальный зал с
выходом в сеть Интернет), актовый зал. Для занятий физической культурой
используется спортивный зал, открытый стадион широкого профиля с
элементами полосы препятствий, электронный стрелковый тир.
Имеется официальный сайт https://altay-sgups.profiedu.ru/, на котором
находится информация о Филиале.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
прикладной математики;
информатики;
инженерной графики;
технической механики;
строительных материалов и изделий;
геодезии;
метрологии, стандартизации и сертификации;
экономики, организации и планирования в путевом хозяйстве;
охраны труда;
безопасности жизнедеятельности;
железнодорожного пути;
искусственных сооружений;
организации строительства и реконструкции железных дорог;
изысканий и проектирования железных дорог;
технического обслуживания и ремонта железнодорожного пути;
безопасности движения.
Лаборатории:
электротехники;
неразрушающего контроля рельсов;
машин, механизмов ремонтно-строительных работ.
Мастерские:
11

слесарные;
электромонтажные;
токарные;
сварочные.
Полигоны:
технической эксплуатации и ремонта пути.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место
для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
5.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного
процесса
Реализация ППССЗ обеспечивается доступом каждого обучающегося к
базам данных и библиотечным фондам, сформированного по полному перечню
дисциплин. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся имеют
возможность
оперативного
обмена
информацией
с
российскими
образовательными организациями и доступ к современным профессиональным
базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным
или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального
учебного цикла и одним учебно-методическим печатным или электронным
изданием по каждому междисциплинарному курсу, входящему в ППССЗ.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам
всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным
и /или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального
учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным
изданием по каждому междисциплинарному курсу(включая электронные базы
периодических изданий).
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам
всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает
официальные справочно-библиографические и периодические издания в
расчете 1–2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Обеспечен доступ к библиотечным фондам, которые включают
следующие
российские
журналы:
«Путь
и
путевое
хозяйство»,
«Железнодорожный транспорт», «Автоматика, связь, информатика».
12

Перечень используемых Интернет-ресурсов приведен в рабочих
программах дисциплин и профессиональных модулей. В сети Интернет
обучающиеся могут получить доступ к интернет-ресурсам.
ППССЗ обеспечена учебно-методической документацией по всем
дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.
6 Характеристика социокультурной среды
Воспитательная работа в филиале СГУПС в г. Новоалтайске направлена
на развитие социально-воспитательного компонента личности студента, с
устойчивой профессиональной направленностью, обладающего физическим
здоровьем, социальной активностью, высокой культурой, качествами
патриотического гражданина.
Создание социокультурной среды направлено на:
- формирование высоконравственных идеалов, уважение и терпимость к
чужим убеждениям;
- развитие эстетического вкуса у студентов;
- повышение роли преподавателей в нравственно-эстетическом
воспитании студентов;
- сохранение традиций, воспитание уважения к прошлому своего народа,
воспитание стремления к сохранению и преумножению нравственных и
культурных ценностей филиала;
- развитие различных форм самодеятельного творчества студентов;
- организация взаимодействия и сотрудничества с учреждениями
культуры города, области;
- развитие системы информационно-методического обеспечения
воспитательной работы по вопросам нравственно-эстетического воспитания;
сохранение, развитие и эффективное использование материальных объектов
культуры филиала.
- проведение родительских собраний.
Профессионально-трудовое направление предполагает подготовку
профессионально
грамотного,
конкурентоспособного
специалиста,
формирование у него личностных качеств для эффективной профессиональной
деятельности. Реализация данного направления решает следующие задачи:
- формирование специалиста, профессионально и психологически
готового к конкуренции на рынке труда;
- приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества,
нормам корпоративной этики;
формирование
творческого
подхода,
воли
к
труду,
к
самосовершенствованию в избранной специальности;
- воспитание потребности добровольного участия в благоустройстве
территории филиала для воспитания бережливости и чувства причастности к
собственности и имуществу филиала;
- содействие студентам в обеспечении их временной занятости, в
трудоустройстве по окончанию филиала.
13

Гражданско-патриотическое, правовое воспитание формирует у
молодежи качества гражданина-патриота. Основными задачами гражданскопатриотического воспитания студентов филиала являются:
- формирование у студентов гражданской позиции и патриотического
сознания;
- формирование исторической памяти, разъяснение исторической связи
поколений;
- привитие уважения к истории и традициям народов и народностей,
населяющих РФ;
- вовлечение студентов и участие их в различных формах социальнозначимой деятельности, формирование чувства коллективизма и личной
ответственности;
- повышение правовой грамотности студентов;
- организация системы мероприятий, направленных на профилактику
социально обусловленных заболеваний и снижение числа правонарушений,
совершаемых студентами;
- информационное обеспечение студентов нормативными документами
филиала;
- активное взаимодействие администрации и студентов.
Основные задачи воспитательной деятельности по формированию
культуры здорового образа жизни:
- взаимодействие учебного и внеучебного процессов физического
воспитания для освоения ценностей физической культуры, осознанной
потребности в физическом совершенствовании, удовлетворения потребностей
студентов в занятиях физкультурой и спортом;
- формирование корпоративной позиции нетерпимого отношения всего
сообщества филиала к пьянству, курению, употреблению ПАВ.
- просветительская работа о последствиях наркомании, алкоголизма и
других зависимостей;
- проведение тематических мероприятий в филиале и активное участие в
городских мероприятиях;
- индивидуальная работа со студентом и его семьей.
В ходе реализации концепции достигаются следующие результаты:
1. Создание условий для формирования у студентов гражданской
позиции, патриотизма, устойчивых нравственных принципов и норм,
правовой культуры.
2. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной
профессиональной деятельности.
3.
Создание условий для формирования у студентов стремления к
здоровому образу жизни, укреплению и совершенствованию своего
физического
состояния,
воспитание
нетерпимого
отношения
к
антиобщественному поведению.
4. Создание условий для непрерывного развития творческих
способностей студентов, приобщение их к достижениям отечественной и
мировой культуры.
14

5. Создание сплоченного коллектива, комфортных социальнопсихологических условий для коммуникативно-личностного развития
будущих специалистов;
6. Развитие и совершенствование работы органов студенческого
самоуправления;
7. Сохранение и преумножение историко-культурных традиций филиала,
формирования чувства гордости за свое образовательное учреждение.
Рабочая программа воспитания, календарный план представлены в
Приложении 5.
Воспитательная работа ведется в следующих направлениях организации
деятельности и внеучебной работы:
- духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание студентов;
- профессионально-трудовое воспитание студентов;
- гражданско-патриотическое, правовое воспитание студентов;
-формирование культуры здорового образа жизни;
- студенческое самоуправление;
- формирование корпоративности и имиджа филиала;
- социально-психологическая поддержка студентов.
Организацию воспитательной работы осуществляют: директор,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-организатор,
педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели общежитий и органы
студенческого самоуправления.
С целью повышения эффективности воспитательной работы, улучшения
ее организации, использования принципа индивидуального подхода в филиале
работают кураторы групп, закрепленные за определенными группами. Куратор,
прикрепляется к группе с целью обеспечения единства профессионального
воспитания и обучения обучающихся, повышения эффективности
образовательного процесса, усиления влияния педагогического состава на
формирование личности будущих специалистов.
Студенческий актив является активным участником внеурочной
деятельности. В филиале работает студенческий совет, осуществляющий свою
деятельность на основании разработанного Положения о студенческом совете,
в котором организована деятельность по следующим направлениям: учебная
деятельность, культурно-массовая работа, физкультурно-оздоровительная
работа. Работает совет общежития, деятельность которого направлена на
организацию внеурочной занятости обучающихся, проживающих в общежитии.
В филиале осуществляются мероприятия по социальной поддержке
обучающихся по следующим направлениям: материальная поддержка
обучающихся, назначение социальной стипендии малообеспеченным
студентам, социальные гарантии обучающимся из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей и др.
Научно-исследовательская работа (НИР) и научно-исследовательская
работа студентов (НИРС) является одним из видов деятельности
преподавательского состава и студентов филиала. Под руководством
квалифицированных специалистов студентам предоставляется возможность
15

заниматься разработкой определенной исследовательской темы, принимать
участие в научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня. В
течение учебного года в филиале традиционно проходят недели цикловых
комиссий, с целью привить интерес к избранной профессии. В рамках этих
недель проводятся конкурсы профессионального мастерства, конференции по
результатам прохождения производственной практики, экскурсии на
предприятия.
В филиале предоставляется общежитие на 168 мест. В общежитие
оборудована комната для занятий, для отдыха, кухни. Директор и его
заместители,
воспитатели,
кураторы
групп,
члены
студенческого
самоуправления организуют работу с проживающими в общежитиях на
системном взаимодействии.
За успехи в учебе, научно-исследовательской работе, спорте,
общественной жизни и художественной самодеятельности студентам
устанавливаются различные формы морального поощрения (грамоты, дипломы
и т.д.)
7 Оценка качества освоения ППССЗ
Оценка качества освоения ППССЗ включает текущий контроль
успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию
обучающихся.
7.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся
по результатам освоения программ учебных дисциплин и профессиональных
модулей.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю
разрабатываются филиалом самостоятельно и доводятся до сведения
обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие
их персональных
достижений поэтапным требованиям ППССЗ по специальности 08.02.10
Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство в филиале создаются
и утверждаются фонды оценочных средств для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации, позволяющие оценить знания,
умения и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств включают контрольные вопросы и типовые
задания для практических и лабораторных занятий, контрольных работ, зачетов,
дифференцированных зачетов и экзаменов, а также другие формы контроля.
Филиал создает условия для максимального приближения процедур текущей и
промежуточной
аттестации
обучающихся
по
дисциплинам
и
междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей
профессиональной деятельности, для чего в качестве внешних экспертов
привлекаются представители работодателя и преподаватели смежных
16

дисциплин. Фонды оценочных средств приведены в Приложении 6.
7.2 Государственная итоговая аттестация выпускников по специальности
Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы (дипломного
проекта), тематика
которой соответствует содержанию одного или нескольких профессиональных
модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной работы определяются Программой государственной
итоговой аттестации выпускников.
Программа государственной итоговой аттестации, содержащая формы,
условия проведения и защиты выпускной квалификационной работы,
разрабатывается цикловой комиссией специальности 08.02.10 Строительство
железных дорог, путь и путевое хозяйство, согласовывается с работодателем,
утверждается директором филиала и доводится до сведения обучающихся за
шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации. Программа
государственной итоговой аттестации приведена в Приложении 7.
К государственной итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие
требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все
промежуточные аттестационные испытания согласно программам учебных
дисциплин и профессиональных модулей. Необходимым условием допуска к
государственной (итоговой) аттестации является представление документов,
подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении
теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных
видов профессиональной деятельности. Для этих целей выпускником могут
быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные
сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п., творческие
работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной
практики.
Тематика выпускной квалификационной работы (ВКР) разрабатывается
членами цикловой комиссии профессионального цикла 08.02.10 Строительство
железных дорог, путь и путевое хозяйство, согласовывается с заместителем
директора по учебно-воспитательной работе и утверждается приказом
директора. Тематика ВКР по содержанию должна соответствовать одному или
нескольким профессиональным модулям.
Темы ВКР базируются как на реальных, так и на условных исходных
данных.
Выполнение ВКР может проходить по заданию ОАО «РЖД». В таком
случае тема ВКР предлагается ОАО «РЖД». Такие гранты предоставляются
ежегодно для разработки проектов, которые могут быть внедрены в
производство.
В ходе защиты выпускной квалификационной работы членами
государственной экзаменационной комиссии проводится оценка освоенных
выпускниками профессиональных и общих компетенций в соответствии с
17

критериями,
утвержденными
филиалом
после
предварительного
положительного заключения работодателей.
Оценка качества освоения ППССЗ осуществляется государственной
экзаменационной
комиссией
по
результатам
защиты
выпускной
квалификационной работы, промежуточных аттестационных испытаний и на
основании документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций.
Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и
аттестацию, выдаются документы установленного образца.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».